У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

.Предпосылки возникновения философии

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.12.2024

9.Предпосылки возникновения философии.

 Философия возникла в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества. Ее предпосылками были мифология и религия. Ее возникновение было обусловлено тем, что по мере осознания человеком своего отношения к миру и к себе, мифологических и религиозных представлений о мире и о человеке, сформировавшихся на основе воображения, оказалось недостаточно для осмысления сущности мира, сущности человека. Возникла потребность в формировании мировоззренческих ориентиров, основанных на исследовании реальной действительности, при помощи которых человек смог бы определять свое отношение к окружающей действительности и к себе. Эта потребность была обусловлена и тем, что рациональное сознание, выраженное в логической понятийной форме, было связано с проникновением человека в познание сущности предметов и явлений, что позволяло перейти от познания явлений к познанию сущности.
Первой формой мировоззрения явилась мифология. Однако в мифологии осознание человеком своего отношения к действительности формировалось на уровне чувственно-образного мышления. В этих условиях познание человеком окружающего мира ограничивалось, в основном, фиксацией чувственно воспринимаемых связей и отношений между предметами, явлениями, процессами. Это обусловлено тем, что становление, формирование человеческого сознания начиналось на основе накопленного практического жизненного опыта. Если вначале человек имел дело с конкретными предметами и явлениями, то с развитием и усложнением процесса производства, он вынужден был переходить от знания отдельных предметов, к знанию их свойств, а затем, и к выделению общих свойств для многих предметов. Наряду с этим шел процесс усложнения взаимоотношений между самими людьми, шел процесс формирования системы общественных отношений. Естественно, что накопление информации обусловливало потребность ее отбора, систематизации. Для обозначения этой обобщенной информации понадобились определенные средства. И таким средством явилось абстрактное мышление, закрепленное в языке.
Но, как указывалось, в условиях родоплеменного общества абстрактное мышление было в зачаточной форме. А на уровне чувственно–образного мышления познать, раскрыть причинные связи между предметами и явлениями действительности невозможно. Поэтому в мифологии объяснение явлений действительности, причин их возникновения формировалось на основе воображения. Мифы ограничивались описанием отдельных сторон жизни человека, происходящих событий. Поэтому и первые попытки дать обобщенные представления о мире, о его происхождении осуществлялись на основе воображения.
Мифология – в качестве мировоззрения первобытно -общинного, родового общества характеризуется перенесением общинно -родовых отношений на весь окружающий мир. В религии бог предстает в виде обобщенной силы, которая является не только создателем мира и человека, но и все время выполняет регулятивную функцию. Он становится силой сверхъестественной.
Как отмечалось, человек наделил бога всеми присущими ему особенностями. В своей деятельности он придерживается тех норм, которые имеют место в человеческой жизнедеятельности. Так, в реальной жизни существовали меры наказания (эту функцию выполнял ад), поощрение и одобрение позволяли душам людей попасть в рай, а решение общих проблем, подводящих итог жизнедеятельности человека, нашли свое выражение в представлениях о страшном суде, в результате которого каждому воздастся по его заслугам.
Повседневная практическая деятельность, расширение и углубление познаний окружающего мира обусловливали появление знаний, которые не согласовывались с религиозными представлениями.
Поэтому, наряду с мифологией и религией, зарождались научные знания. Развитие производства, усложнение орудий труда, техники, технологии, развитие земледелия, расширение масштабов судоходства потребовали накопления достоверных знаний, без которых человек не мог успешно осуществлять свою практическую деятельность. Зарождающиеся научные знания охватывали не только сферу непосредственного взаимодействия человека с предметами природы, но и вопросы мироздания. Все это обусловило потребность в новых мировоззренческих подходах к пониманию действительности. Эта потребность в новой методологической основе мировоззрения нашла свое выражение в философии.
Специфика философии проявилась, прежде всего, в том, что она ознаменовала собой переход от преобладания чувственно – образного восприятия, понимания мира к теоретическому объяснению явлений действительности, основанному на знаниях, полученных в результате познания реальных связей и отношений между предметами и явлениями действительности, познания объективных законов природы.
Философия зародилась почти одновременно в различных уголках земного шара. Это было связано, прежде всего, с переходом от родоплеменной организации общества к обществу, основанному на социальной дифференциации (VII век до н.е.).
Возникновение философии – это закономерный результат становления и развития человека. Т.к. объектом философского осмысления действительности является отношение «человек – мир», вся история развития философской мысли – это процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности. Она ставит и пытается дать ответы на предельно общие вопросы о мире и о человеке, о их природе и сущности, о предельных основаниях бытия мира и человека. Иными словами, человека все больше начинали интересовать вопросы о том, что такое природа, мир, действительность, в чем сущность жизни человека, какие цели люди преследуют в своей жизни, может ли человек достигнуть свободы.

11.Аспекты мировоззрения , его структура.

Важнейшие компоненты структуры мировоззрения – это знания, ценности и убеждения. Сами по себе знания без других компонентов структуры мировоззрения не обеспечивают целостного мировоззрения. мировоззрение – система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, его ценностей и убеждений. Все компоненты системы представлены в единой неделимой цельности, и только при аналитическом подходе мы можем рассмотреть их дифференцированно.

Для этого выделим следующие стороны мировоззрения:

• познавательную;

• аксиологическую;

• праксеологическую.

Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где соответственно можно выделить отдельные компоненты (аспекты). Так, компонентами познавательной стороны мировоззрения являются натуралистический аспект, в котором, аккумулируются знания о природе, и гуманитарный, в котором содержатся знания о человеке и обществе.

Аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения включает в качестве составляющих компонентов предметные и субъектные ценности. В качестве обязательных аспектов праксеологической стороны мировоззрения выступают регулятивные принципы и убеждения.

Дадим характеристику отдельных компонентов мировоззрения. Начнем с компонентов познавательной стороны мировоззрения.

Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – знания и представления о природе, об универсуме (мире в целом), космосе, о природной сущности человека. Этот аспект дает возможность найти ответы на вопросы: как возник мир? Что такое жизнь? Как она возникла? Как относится она к неивому? В каких формах существует во Вселенной?

Специфика соответствующих знаний в том, что они рассматриваются под углом зрения отношения человека к природе как сфере своего бытия и как к объектам своей практической деятельности.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения – это осознание человеком своей социальной природы, своего места в мире людей. Гуманитарный аспект включает социологические, общественно–политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Суть гуманитарной проблематики – ответы на вопросы: что представляет собой общество? Как оно устроено? Как функционирует? Какова направленность исторического процесса? Каков смысл истории? Детерминирован ли исторический процесс или подвержен случаю? Предсказуемо ли социальное развитие? Свободен ли человек в выборе поступков и направивши деятельности? Познавательная сторона мировоззрения формирует не только взгляды и представления о природе, Космосе, обществе, человеческой истории, но и отвечает на вопросы, связанные с выяснением проблемы познания человеком внешнего мира: как относится мысль к предмету? Возможно ли адекватное отражение мысли в предмете? Являются ли формы, законы мыслительной деятельности? априорными (доопытными) способностями человека или они формулируются в процессе его практической деятельности? Что такое истина, заблуждение, ложь? и т. п.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения. Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и в структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, о их связях с социальными и культурными факторами и структурой личности. Общий вопрос теории ценностей Что есть благо? был поставлен еще древнегреческим философом Сократом (ок. 470–399 до н. э.) в период кризиса афинской демократии. Проблема ценностей всегда возникает в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества. Понятие "ценность" используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Двумя полюсами ценностного отношения человека к миру являются предметные и субъектные ценности. Предметные ценности – все многообразие предметов человеческой деятельности, а также общественные отношения и включенные в этот круг природные явления, которые оцениваются в плане добра или зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного и т. д.

Субъектными ценностями называются способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, требования и запреты, цели и проекты, закрепляемые в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступающие ориентирами деятельности человека. Субъектные ценности генетически не наследуются, а формируются в процессе социализации человека. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.

Назначение праксеологической подсистемы – обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно–практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение как духовное явление осуществляет"вписывание" различных программ деятельности, поведения и общения в практическую деятельность человека.

12. Мировоззрение и его исторические типы (мифология, религия и философия).

Мировоззрение - система наиболее общих представлений о мир и месте человека в нем, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. Основные проблемы мировоззрения, являются вопросы: О происхождении мира, человека, общества, тайны рождения и смерти, смысл жизни и.т.д. К структуре мировоззрения относят следующие блоки: интеллектуальный, эмоциональный, морально-нравственный, ценностный. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

МИФОЛОГИЯ.

Мифологическим мировоззрением можно считать такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно - эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения. Мифология возникает на самой ранней стадии общественного развития. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.
РЕЛИГИЯ.

В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям. Появления религиозных взглядов обусловлено существованием рядов факторов:
1) Гносеология - теория познания, т.е. теоретика познавательными причинами.
2) Социальная, т.е. общественная. Общество иерархическая система. Религия во все времена выполняла социальные функции - угнетение, подавление.

3) Психологическая. Религиозные идеи и представления помигают человеку снять стрессы, выжить в трудных ситуациях.

Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
ФИЛОСОФИЯ.

Философские воззрения появились в 3-2 тыс. до нашей эры в странах Востока. Появление философских знаний происходит при разделении труда, при разложении первобытного общества, возникновении рабовладельческого строя. Философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы. Специфика философского знания проявляется в том, что философское знание является "предельно теоретическим". Это означает, что философия изучает мир, как единое целое. Она стремится найти общие закономерности свойства у объектов различной структурной организации. Такими общими закономерности выступают законы диалектики (законы единства борьбы, противоположности, законы перехода количественных изменения к качественным, закон отрицания отрицания), наличия причины следственных связей, необходимых случайных явлений и.т.д.

На основе того что философия изучает общие свойства, ее называют наука о всеобщем. Философия представляет собой ценностную систему знания и в силу этого определяется как мировоззрение, она стремится понять фундаментальные ценности бытия: добро и зло; справедливость и несправедливость; пытается раскрыть человеческое предназначение в истории, смысл истории.

14.Диалектика  и метафизика как метод познания

Исторически сложились такие методы познания как диалектика и метафизика. Дословно «диалектика» - искусство вести беседу, рассуждать, постигать истину в споре. В этом заключается движение мысли и ее развитие. Так понималась диалектика в Древней Греции, в том числе Сократом и Платоном. Но это всего лишь одно значение этого понятия. В Новое время прежде всего в философии Гегеля (19 век) диалектика понимается как учение о развитии не только человеческой мысли, но также природы и общества Диалектика – учение о развитии мира, его познания и человеческого мышления. Основные принципы диалектики: 1. Принцип всеобщей связи явлений действительности. Согласно этому принципу все явления природы и общества взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга, взаимодействуют. Нет совершенно изолированных явлений. Существуют такие связи явлений: внешняя, случайная связь; причинная связь, закономерноая связь. Учение о причинных и закномерных связях называется детерминизмом. Учение, которое отрицает и игнорирует эти связи, называется индетерминизмом. Диалектик-экономист не станет отрывать финансово-кредитную систему от всей системы экономических отношений. А товарное и денежное обращение будет рассматриваться в тесной связи с развитием производства. С этих позиций он будет познавать экономические явления и мыслить о них. Это принцип взаимосвязи. 2. Принцип развития. Согласно этому принципу все явления находятся в движении и развитии. В качестве источника развития диалектика признает противоречия. Когда учение о диалектике применяется к анализу тех или иных явлений, оно выступает как метод познания. Тем самым метод есть теория действия. Диалектический метод применяется представителями всех наук, в том числе и экономических. Если экономические явления изучать в их всеобщем взаимодействии, если подходить к ним как к явлениям развивающимся и противоречивым, значит подходить к ним диалектически. Это значит, что в изучении экономических явлений применяется диалектический метод, на основании которого экономист мыслит. Противоположный диалектическому – метафизический метод познания и мышления. Он заключается в подходе к явлениям действительности без учета их всеобщей взаимосвязи, как существующих отдельно одно от другого. А также без учета их развития и существующих противоречий. В итоге метафизики рассматривают явления как неизменяющиеся и не порождающие ничего нового.

15.Основные законы диалектики и их роль в познании

Диалектика является ядром Философии и выполняет методологическую роль. Проявляется это в принципах, законах и категориях. Т.е. диалектики как системы: принципы, законы и категории.

ЗАКОНЫ: единства и борьбы противоположности, количественно качественного перехода, отрицания отрицаний

ЗАКОнЫ - 3 основных.

Закон ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ нацеливает исследователей на раскрытие качественной определенности исследуемого объекта во всем богатстве его содержания.

Аналогичным образом появляется закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Он предполагает выявление внутренних противоречивостей объекта, что особенно важно, когда мы хотим понять объект в его развитии. Опираясь на закон ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ можно сформулировать методологические выводы, характеризующие процесс перехода от одного состояния к другому. Раскрыть сущность закона без категорий невозможно.

КАТЕГОРИИ: качество, свойство, количество, мера, скачек, переход. Любая материальная система обладает комплексом материальных свойств, которые могут характеризовать объем, размеры, внешнюю устойчивость. Одни свойства более важные, другие нет. И вывод, что наиболее существенным свойством предмета составляют его качества. Но не все свойства человек может рассмотреть с помощью органов чувств. И где гарантия, что как раз наиболее существенным не буде то, которое мы не улавливаем. Качество вещи, в отличии от свойства, не просто наиболее существенное свойство, а это внутреннее определенность предмета. Внутренняя определенность предмета определяет его качество. Существует ли качество вообще и, если да то объективно или субъективно? Сами по себе качество и количество не существуют как абстракция, отдельно от вещей.

По этому закон не называется "Закон перехода количества в качество", а ЗАКОН КОЛИЧЕСТВЕННО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Количество и качество существуют в вещах и существуют объективно не зависимо от моего сознания. Качество стола не в том, что он квадратный или деревянный, а в том, чем он служит. Свойств у предмета много, а качество - одно. Существует не качество, а вещи обладающие свойством.

КОЛИЧЕСТВО - категория, которая фиксирует прерывность, дискретность, целостность, качественность, степень развития, степень зрелости. Количество и качество находятся в тесном единстве друг с другом. Они не просто различны, они противоположны по своим свойствам. Эта противоположность выражается в том, что качественные изменения затрагивают свою систему - выход за рамки своего бытия. Количественные изменения происходят в рамках этого материального объекта. Качественные изменения происходят резко, количественные - постепенно. Качество более постоянно. Количество - то же самое качество, но с точки зрения формы его проявления. Количество это момент качества. Качественные изменения в одном отношении буду выступать как качественные, в другом - как количественные. Взаимные переходы количества и качества проявляются в деньгах, где лучшее качество денег - их количество. Количество вещи так же объективно, как и качество. Взаимосвязь количества и качества проявляется в понятии МЕРЫ. Постоянно происходят количественные изменения, и в определенном интервале они не влекут возможных качественных преобразований. Понятие меры отражает границы, амплитуду количественных изменений, где качество сохраняется. Рамки, выход за которые вызывает качественные изменения называется границами меры. Если количественные изменения переходят в качественные начало, а потом делается наоборот, то кто зафиксирует это "потом"? В диалектике все это происходит одновременно. ПЕРЕХОД - взаимодействие количества и качества. Где есть взаимодействие бессмысленно говорить о первичности чего-то, что во что в начале переходит. У Гегеля переход был количество в качество, а качество в меру. Переходили сами понятия и понятия рождали мир. А Маркс показал, что это законы не мирового духа, а законы объективной реальности + человеческого познания. Качество изменяется скачками, при всем разнообразии скачков их можно подразделить на 2 типа: когда качество изменяется резко взрывом, а второй когда качество меняется постепенно.

16. Философские категории

Что есть принципы, законы и категории  диалектики?  Они  есть  не  что

иное, как всеобщие формы бытия и познания. А разве без  познания  последних,

без обсуждения и анализа выражающих  их  понятий  возможна  философия?  Нет,

конечно. Без диалектики невозможна  философия  как  наука.  Диалектика  есть

теоретическая основа, ядро, скрепа всего философского знания.

     Все, что человек знает об окружающем его  мире  и  о  себе  самом,  он

знает и о себе самом, он знает в форме понятий  и  категорий.  Не  только  в

процессе  научного  исследования,  но  и  в   обыденной   жизни,   в   своей

практической  деятельности  человек   мыслит   не   конкретными   чувственно

воспринимаемыми образами предметов,  а  более  сложными  отображениями  этих

предметов - понятиями.

     Основные понятия, отражающие наиболее общие  существенные  свойства  и

качества,  стороны  и  отношения  какой-либо  области   действительности   и

познания, называются категориями.

     Человечеством на основе практики и познания выработаны такие  понятия,

которые имеют еще более широкое значение, чем  категории  специальных  наук.

Эти понятия употребляются во всех без исключения областях знания,  поскольку

отражают  и  фиксируют  наиболее  общие  и   наиболее   существенные   черты

объективной  действительности  и  познания.  Это  –  философские  категории,

универсальные понятия.

     В характеристике категорий  философии  необходимо  выделять  следующие

основные моменты:

    1)  объективное,  предметное   содержание   категорий   (категории   –

       определения бытия, формы отражения всеобщих свойств бытия);

    2) категория как  итог  познавательской  и  практической  деятельности

       людей;

    3) категории как опорные пункты дальнейшего познания  и  практического

       преобразования действительности (гносеологический аспект):

    4) категории как средство метода познания (методологический аспект);

    5) философские категории как  формы  мышления,  как  категории  логики

       (логический аспект категорий);

    6) диалектическая сущность категорий (подвижность, изменчивость, связь

       и переходы категорий друг в друга).

Ниже приводятся оригинальные системы категорий Аристотеля и Канта.




1. Економіка підприємства РОЗРАХУНКОВОГРАФІЧНА РОБОТА з дисципліни- Економіка будівельної інд
2. а готовит на кухне завтрак
3. тема категорий. Общее особенное и единичное.html
4. якого підприємства є проблема виживання та забезпечення неперервності розвитку
5. Автоматизация учета материалов на складе с применением баз данных
6. Тема- Внешняя торговля и торговая политикаВ зависимости от степени обработки товара наиболее низкая ввозная
7. на тему Не слишком ли много Церкви Эксперты повторяют как мантру расхожий штамп о том что Церковь у нас отд
8. Спартак Жизнеописание
9. тема m линейных алгебраических уравнений с n неизвестными или линейная система также употребляется абб
10. Популяція це сукупність особин одного біологічного виду з однаковим генофондом яка живе на спільній терит
11. Общая характеристика аномального развития личности
12. Понятие и принципы государственного устройства РФ
13. Реферат- Основные направления молодежной политики в Республике Беларусь
14. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема-Электронное правительство
15. Учет затрат на производство.html
16. На тему- Основной капитал
17. Повышение эффективности продукции скотоводства
18. Стилистика текста
19. модульний контроль рекомендований перелік питань до іспиту з дисципліни Міжнародне приватне право
20. коллективном сознании