Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

. Государствагорода древних шумеров Территория Древней Месопотамии находилась в междуречье Тигра и Ефрат

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Глава 3 ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН § 1. Государства-города древних шумеров

Территория Древней Месопотамии находилась в междуречье Тигра и Ефрата. Эта долина в ту далекую эпоху являлась одним из богатейших регионов в мире, ее почва была необычайно плодородна. Шумеры знали и применяли высокую культуру земледелия. По словам Геродота, листья пшеницы и ячменя здесь часто были шириной в четыре пальца. Просо и сезам настоящие деревья. Древняя Месопотамия в мирное время являлась сплошным зеленым садом, страной изобилия. Коренные жители, шумеры, еще в III—II тыс. до н. э. создали сложную систему ирригации, знали основы архитектуры и строительства больших сооружений. У них была-своя письменность, высокая по тем временам самобытная культура.

Политический строй раннеклассовых обществ Древнего Шумера представлял собой города-государства, результат объединения общин. Их насчитывалось несколько десятков, И. М. Дьяконов относил их по форме правления к аристократическим республикам. Между городами существовала конкуренция за господствующее положение.

Главы государств Древнего Шумерй анси и лугали избирались сходкой, народным собранием граждан, либо советом старейшин, что свидетельствует о пережитках патриархально-родовой демократии. В одной из легенд Древней Месопотамии говорилось, что когда-то у богов также была своя «демократия». Высшая власть принадлежала собранию пятидесяти главных богов. Его вел бог неба ан. Решения, одобренные криком, утверждались, действовал принцип коллегиальности. Этот порядокотголосок далекого прошлого, эпохи примитивной демократии,

По старовавилонской версии эпоса об Атра-хасисе решение о создании человека принималось на собрании богов. Младшие боги, изнуренные тяжким трудом, «взбунтовались», побросали в «огонь орудия свои» и явились толпой к воротам храма Энлиля владыки земли. Главный бог срочно созвал «совещание» ближайших богов, а через своего младшего бога, визиря, вступил в переговоры с бунтовщиками, которые собрались за воротами резиденции. Осознав безвыходность положения, совещание богов принимает коллегиальное решение избавить себя от утомительной и печальной необходимости трудиться ради поддержания собственного существования.

В этой экстремальной ситуации проходит предложение бога Энку и богини Нинту: решено убить одного из богов, сделать замес из глины и его крови и сотворить человека. Аристотель говорил: «Подобно тому, как люди уподобляют вид богов своему виду, так точно они распространяют это представление и на образ жизни богов». В Древнем Шумере военный вождь энси на стадии военной

демократии избирался народным собранием, позднее советом старейшин. Непрерывный характер войн сделал его должность постоянной. Со временем деятельность энси уже не ограничивалась только военными вопросами. Он стал разбирать судебные дела, возглавлять работу по ирригации, сооружению храмовых, культовых сооружений, городского хозяйства столицы. Энси располагал своим дворцовым имуществом и доходами от него. Постепенно его власть становилась наследственной. Община, сходка окончательно утратили возможность контроля над его деятельностью, Возник культ личности выдающихся энси-лугалей, чему помогла религия, государственная идеология.

Согласно легенде, у шумеров долгое время сохранялся древний обычай совершать ритуал мнимого убийства дряхлого вождя племени в весенний праздник Нового года. Эта традиция существовала еще с незапамятных времен, с эпохи каменного века, а в государстве она стала чем-то вроде спектакля. На время «убийства» старого вождя провозглашался «подменный» царь, обычно бедняк, раб или душевнобольной. Предполагалось, что таким образом можно отвести беду от настоящего царя. Процедура для правителя была неприятной и унизительной, а однажды произошел весьма курьезный случай. Один из аккадских царей в 1860 г. до н. э. во время такого представления посадил на трон садовника, возложил на него свою тиару и объявил государем. Но тут случилось несчастье. Царь, поев горячей каши, умер. Садовник остался на троне и правил в интересах знати отнюдь не хуже своего предшественника. Но традицию не отменили. Шумеры считались самым консервативным народом Месопотамии.

Поражает организация работы финансового ведомства в Древнем Шумере, где все строго учитывалось, фиксировалось, все деловые документы после регистрации хранились в архивах. Чиновники Шумера превосходно знали систему учета, бухгалтерию и даже геометрию, применяя начала алгебры. Потребности учета ускорили появление здесь еще в III тыс. до н. э. слогового письма. Шумеры раньше других ввели десятичную и шестидесятиричную систему счета, знали дроби, и даже проводили нечто вроде конференции по решению уравнений с двумя неизвестными. Здесь были составлены самые древние законы и уставы. Надо полагать, грамотность имела широкое распространение даже среди простолюдинов. В Древнем Шумере в 3500 г. до н. э. была открыта знаменитая школа переписчиков прародитель университетов.

В Древнем Шумере и Аккаде занятие наукой считайтесь престижным делом. Безыменный писатель Древнего Вавилона на глиняной табличке начертал: «Настали тяжелые времена, прогневались боги, дети больше не слушаются родителей, не хотят работать в поле, всякий стремится писать книгу». Возможно, консервативный родитель хотел, чтобы его сын не был писцом, а трудился на земле.

Шумеры любили строгий счет, порядок, организованность. Это был триумф бюрократии и архаической законности. Не случайно религия и

официальная традиция изображали рядом двух богинь: Нишу (покровительницу законов, справедливости, правды, милосердия) и Нибалу (покровительницу письма и отчетности).

Население Шумера состояло из знати, общинников, имелись рабы и другие зависимые люди. В III тыс. до н. э. северную часть Месопотамии стали заселять аккадцы, выходцы из Древней Сирии. Они восприняли многое из культуры шумеров. К. сожалению, общественно-политический строй древних шумеров изучен слабо, мало документальных источников. Частично право этой эпохи можно представить по фрагментам законов Эшнуны (XX в. до н. э,). Из этого памятника явствует, что в государстве обострилась борьба между знатью и общинниками, ремесленниками. Правители города Лагаша, вероятно, превысили всякое чувство меры в обогащении, захвате земли храмов, общинников, совершали насилие и беззаконие, вводили новые налоги народ восстал, сверг тиранов, знать на время присмирела.

Еще ранее правитель Уракагина в 2370 г. ограничил коррупцию прежних чиновников. В законнике Ур-Намму сказано об увольнении сборщиков налогов. Уракагина провел денежную реформу, вернул общинам и храмам ранее отобранную землю, восстановил справедливость. Его реформы на некоторое время защитили бедных от ростовщиков от злоупотреблений чиновников.

В законах Ур-Намму введены наказание лжесвидетелей, ответственность за недоброкачественную обработку чужого поля, его затопление. Судя по всему, вместо талиона вводились денежные штрафы за членовредительство. Виновный в повреждении конечности уплачивал штраф в 10 сиклей серебра, но если сломал кость, то платил уже мину серебра, отрезал нос две трети мины, за зуб два сикля. За изнасилование рабыни штраф 5 сиклей, за клевету на жену другого человека треть мины. Если муж бросил жену штраф мина, за оставленную вдовуполмины (1 мина равнялась 0,5 кг серебра, сикль—8,4 г).

Закон охранял семью и достоинство женщины, даже если она была рабыней. Это показатель достаточно развитой цивилизации.

Вместе с тем законы фиксируют бесправное положение рабов, которые объявлены такими же объектами права, как волы и ослы  50).

Уракагину можно считать реформатором-радикалом Древнего Шумера. Автор древнейшего источника весьма положительно оценивает его деятельность, он «воистину установил справедливость ... изгнал зло, насилие, раздор». Однако его правление было кратким. Враги объединились и нанесли ему поражение.

Процесс становления централизованных государств в Древней Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, затянулся на столетия. Мелкие города-государства противились централизации, между ними велась борьба за гегемонию.

Месопотамия в эпоху ранней древности, как и Древний Египет, пережила многовековую конкуренцию, борьбу номов, территориальных

объединений, княжеств за политическое господство. Эпос о легендарном царе Гильгамеше отражает эту схватку за гегемонию между южно шумерским городом Урука и северным Кишем. Это были раннеробоиладельче-ские государства. Документы из архива храма богини Бабы, находившегося в городе Лагаше, свидетельствуют о наличии рабов и полусвободных, т. н. «незрячих», им давались в пользование участки земли. Свободные население состояло из общинников и храмовых (позднее - царских) людей. Гильгамешу удалось одолеть сепаратизм, объединить страну. Такая политика отвечала экономическим потребностям создания единой ирригационной системы, имела прогрессивное значение.

В конце XXIV в. до н. э. лугаль Загези сумел-таки добиться поставленной цели, создать нечто вроде конфедерации государств Месопотамии, но только в качестве верховного жреца, а не монарха. По ряду причин и это объединение оказалось непрочным. После Загези Саргон первый из аккадских правителей сумел объединить страну, при нем действовала единая система водоснабжения, сепаратисты из числа номовой знати потеряли былое могущество и влияние. Власть правителя обожествлялась (как фараона Древнего Египта). Однако в Месопотамии жило два народа шумеры и аккадцы, что накладывало отпечаток на политические события той эпохи.

Империя Саргона также оказалась непрочной, ее ослабляли восстания угнетенных масс, общинников, своекорыстие алчных и наглых чиновников. Вскоре страну оккупировали племена кутиев, единственным известным их правителем был Гудеа. Жители Месопотамии недолго терпели захватчиков.

Политическая система династии Уру носила все признаки древневосточной деспотии, основанной на эксплуатации общинников и рабов. Правители имели большие земельные владения, штаты чиновников, жрецов. На царских (государственных) землях трудились, по подсчетам И. М. Дьяконова, около полумиллиона рабов и полусвобидиЫл общинников («молодцев»). Династия Уру существовала около века и имели все признаки бюрократически-централизованного государства. Она пала lieu ударами семитов-амореев и эламитов. Месопотамия снова распалач ч^ мелкие царства, между ними шли бесконечные войны за главенство. Это длилось свыше двух веков.

Вавилонский царь Хаммурапи, победив в 1763 г. до н. э царя Ларсы Рим-Сина Первого, создал мощную централизованную дср/каву, которая, подобно аккадской и урской, стала типичной восточной деспотией.

§ 2. Реформы царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до и. з.)

Судя по некоторым данным, Хаммурапи досталось тяжелое .^ ...'д-ство. Междоусобные войны, грабеж ростовщиков, массовая долгоБс:-, бала имели своим следствием бегство крестьян. Деревня обезлюжиь». Реформы Хаммурапи повлияли на социально-экономическое ^.i

ка-1, •_• ь. >>)n-

5. Зап. № 57

ство государства, его систему управления и право. Есть все основания полагать, что этот правитель был незаурядной личностью. Удачливый полководец, опытный дипломат, расчетливый и беспринципный политический деятель. Разбив поодиночке мелких царей и правителей, он к концу жизни объединил под своей властью многие народы Месопотамии, почти всего Двуречья, превратил «своих врагов в солому».

Экстремальная и, возможно, взрывоопасная в социальном отношении обстановка потребовала срочных мер. Хаммурапи пошел на необычные, чрезвычайные реформы: запретил продажу земли общинников, обуздал ростовщиков, ограничил срок долговой кабалы до трех лет. Он впервые в истории Месопотамии установил в законе тарифы оплаты наемного труда. При нем на всей территории была восстановлена ирригационная система.

Ростовщики, торговцы зачислялись на государственную службу, воины-профессионалы стали нести службу фактически пожизненно, был введен единый налог десятина. Не исключено, что именно таким способом удаётесь разрядить обстановку, стабилизировать положение. Хаммурапи, подводя итоги своей жизни и деятельности, имел все основания написать в Законнике, что именно он провел «обильную воду», «наполнил житницы», «улучшил положение людей».

Захваченные им в ходе войн территории (вместе с теми, кто там проживал) объявлялись владениями царя. Число держателей-арендаторов царской земли мушкенум резко возросло.

Следуя традиции, Хаммурапи, вступив на царство, провозгласил монаршую «справедливость», издал акт благочестия (мишарум). По такому указу отменялись некоторые долги, недоимки, сделки о долговой кабале. Такие меры сглаживали на время остроту социальных противоречий, что влияло на жизнь страны. Отказ от выполнения такого указа мог повлечь смертную казнь.

Автономия храмов в административном и хозяйственном отношении была ограничена они стали подчиняться царской администрации. Назначение на важные жреческие должности также перешло в ведение царя. Важно и другое. Вместо множества божеств провозглашался главный бог Мардук, который якобы вручил Хаммурапи абсолютную власть над всеми «черноголовыми», как сказано в преамбуле Законника. Введенная концепция единобожия оказалась весьма живучей, полезной в политическом и идеологическом плане. Не случайно Мардуку поклонялись в Месопотамии свыше тысячи лет после смерти Хаммурапи. Вавилон стал не только административным, но и религиозным центром Месопотамии, всего Двуречья. В Древнем Вавилоне религия выполняла важные функции, оправдывала власть имущих, царей. Только она могла давать самые авторитетные поучения о жизни и судьбе человека, его предназначении.

Древневавилонская монархия при Хаммурапи, подобно аккадской и шумерской, представляла собой типичную восточную деспотию. Хозяйственная деятельность контролировалась властями, что сдерживало

инициативу, предпринимательство. Купцы (тамкары) стали чиновниками, состояли на службе у правителя. Им вменялось в обязанность обеспечивать наибольшие выгоды, доходы от продажи продуктов с царских земель.

Централизация власти прослеживается и в том, что по Законнику Хаммурапи (ЗХ) судебная система перешла под контроль царской администрации, роль общинных судов резко ограничилась. Это была коренная реформа правосудия.

Старовавилонское царство из деспотической монархии превратилось в многонациональную империю, что закреплялось в официальном титуле: царь Шумера и Аккада, «отец амореев». Объединение мелких государств в крупную державу с централизованным управлением, с единой системой законов имело положительное значение для организации ирригационных работ, орошения, водообеспечения.

Древний Вавилон по устройству и политическому режиму являлся деспотическим государством. Во главе древневавилонской империи был царь Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, и, как уже отмечалось, он подчинил себе жреческую организацию вместе с их храмами, сам назначал и контролировал деятельность служителей культа. Могущество царя ясно видно из его титула. Хаммурапи призван на царство богами, он мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы. Власть деспота была абсолютной, неограниченной, считалась божественной.

Помощникам царя по управлению был нубанда, его главный чиновник и, пожалуй, единственный, кто имел постоянный доступ к деспоту. Нубанда имел свой аппарат, с помощью которого согласовывал, направлял и контролировал работу всех ведомств империи по организации общественных работ, мобилизации населения на очистку каналов, строительству дамб, сооружению дворцов и храмов, по управлению войском и комплектованию ополчения, по сбору налогов, организации охраны, общественного порядка.

Помощник нубанды (шапир-нарим) отвечал за состояние систем водоснабжения; другой вельможа за мобилизацию населения на общественные работы, глава корпорации ростовщиков вакиль-тамкариза сбор царских пошлин и подателей. Военное ведомство возглавлял вакиль-амури.

В провинции функции местного правителя и представителя царской власти осуществляли: рабианум, или хазианум, шапир-натим и шаган-шакканакум. Рабианум мог быть градоначальником, вроде городничего. Ему подчинялись квартальные старосты, а в сельской местности органы общинного управления. Эти чиновники возглавляли всю административную деятельность в своей местности по сбору податей, налогов, мобилизации населения на общественные работы, несли ответственность за явку ополченцев в армию. Внешняя торговля объявлялась монополией государства, ее вели купцы во главе с вакиль-тамкари. Введенная Хаммурапи новая номенклатура должностных лиц на

местах резко ограничила полномочия энси, патесеи, лугалеи. игравших в царствах Шумера и Аккада весьма значительную роль. В царских и храмовых владениях и землях функции управления осуществляли царские чиновники различных рангов и ступеней. Однако органы общинного управления еще не утратили всех полномочий в пределах своих поселений.

Превратив купцов, ростовщиков (тамкаров) в государственных служащих. Хаммурапи поручал им сбор налогов в своих владениях, продажу продуктов царского хозяйства. Надо полагать, что такие сборщики и продавцы в коммерческой и налоговой службе себя не обижали. Законник Хаммурапи во многих местах выступает против ростовщиков, запрещает тамкарам совершать кабальные сделки, в результате которых общинник мог потерять свой участок земли, дом, рабочий скот. Влияние денежных людей было очевидным, иначе трудно понять, почему тамкарам разрешалось покупать даже наделы земли, входящие в имущество «илку», которые в принципе считались неотчуждаемыми и изъятыми из гражданского оборота.

Очевидно, схватка между тамкарами и рабианум за влияние, власть, господство закончилась победой денежных людей. Сын Хаммурапи Сан-суилун не выдержал натиска тамкаров и упразднил должность правителей городов и областей (рабианум). Вакиль-тамкари -глава богатой верхушки - возглавил управление городом: формально он избирался, но фактически эта реформа означала не только упразднение должности рабианум, но и занятие богатыми тамкарами ключевых позиций в управлении юродом, ею службами, а главное, обеспечила им власть над рынком города, его организацией (карум). впрочем, при всем значении торгово-ростовщичсской знати сама обстановка не могла способствовать развитию точарно-дгнежпых отношений, ликвидации общины.

В ходе реформ Хаммурапи вводится новое административное деление на более централизованных началах. Границы областей по общему правилу соответствовали территории прежних царств, княжеств. Город делился на кварталы. Их выборные органы стали зависимы от царской администрации. Значение прежних правителей на местах энси и лугалеиослабло. Царские чиновники в лице рабианум и шаган-шакканакум несли перед царем полную ответственность за состояние царского земельного фонда, ирригационной системы, за сбор налогов, явку граждан в ополчения. Они имели больше возможностей для вмешательства в дела общины.

В целим же реформы Хаммурапи мало затронули структуру общинного управления. Во главе общины стоял совет старейшин из глав состоятельных семей. В особо важных случаях созывалось народное собрание. Такие же сходки собирались в каждом квартале города.

Военная реформа закрепила новую организацию армии, повысились требования к дисциплине, ужесточились наказания за дезертирство, значительно улучшилось материальное обеспечение воинов-профессионалов: полученный ими надел земли, дом, рабочий скот по общему правилу не могли отчуждаться. В Законнике это имущество, данное воину, и его обя-

занности перед царем обозначены термином «ильяк». Земельный надел составлял 12 гектаров и позволял иметь раба или наемного работника. Надел запрещалось продавать, дарить, отдавать в налог. Воин под угрозой смерти не мог уклоняться от царской службы или посылать в поход вместо себя наемника. Службу за отца мог продолжить его сын: если он несовершеннолетний, на содержание полагалось выделить 1/3 часть поля и сада. Закон предусматривал обеспечение воинов после возвращения из плена, ввел ответственность за дезертирство, определил положение лиц, работающих в хозяйстве воина.

Если командир отнял у подчиненного царский подарок, обездолил, отдал его внаем, незаконно отдал под суд, то виновного следовало предать смерти. Командиры не могли отнимать у воинов их трофеи. Кроме званий редум, баирум, декум, лубуттум, была утверждена должность вакиль-амури главного начальника по военному ведомству, нечто вроде военного министра. Эти меры укрепили главную опору царя, повысили боеспособность армии. Не случайно войско Хаммурапи почти не знало поражений.

§ 3. Судоустройство

Кроме реформы в области управления, Хаммурапи реорганизовал судебную систему, ограничил в ней роль жрецов. Вместе с тем он сохранил право общинных органов управления по разбирательству мелких правонарушений, наказуемых поступков, имущественных споров между общинниками, не отменил обычное право. Так, например, в Законнике Хаммурапи отсутствуют нормы о преступлении и наказании за простую кражу, обычное убийство. Есть основания полагать, что дела о таких преступлениях рассматривались по нормам обычного права.

Цель судообразовательства Хаммурапи определил в своем Законнике: «Дабы засияла в стране истина и справедливость, чтобы сильный не притеснял слабого, вдову и сироту». Истинное правосудие, по его торжественному заявлению, возможно только на основе его указов и установлений. Царь призывает и заклинает своих преемников соблюдать его законы. Другими словами, законность и справедливость в понимании Хаммурапи равнозначны и тождественны. Не случайно уже в первой части Законника за лжесвидетельство, за изменение судьей вступившего в силу приговора. за взятки и другие преступления должностных лиц. чиновников (в первую очередь судей), военачальников, введены жестокие наказания.

В Законнике упоминается должность профессиональных судебных следователей, в процессах были задействованы и другие царские служащие. В больших городах имелись коллегии царских судебных чиновников (6—10 человек), они разбирали преступления и имущественные споры лиц, находившихся в царских владениях.

Писцы составители глиняных табличек   ценились так же высоко, как ныне в некоторых странах доктора философии. ЗХ подробно говорит

о положении свидетеля, о доказательной силе его показаний, о значимости документов истца и ответчика. При рассмотрении имущественных споров, особенно по сделкам о купле-продаже земли, займе, залоге, поклаже, требовалось представлять суду расписки, письменные договоры и другие документы.

Не зная такой процедуры и формальных требований, простой человек попадал в зависимость от писцов и стряпчих. Следователей по делу разрешалось искать не более шести месяцев, иначе дело считалось проигранным. В ЗХ много статей о сделках с ростовщиками. Вероятно, последние (тамкары и шамаллумы) не отличались честностью и добросовестностью. Если письменных документов не сохранялось, истец и ответчик должны были давать клятву перед божеством в храме, в присутствии свидетелей. Лжесвидетельство строго каралось, вплоть до смертной казни. Функция храмовых судей была сужена и ограничена ордалией (испытанием водой). Судьи могли заставить любого участника процесса дать клятву, привести к присяге.

Судебный процесс обычно начинался с того, что его участники шли в храм, где перед божеством давали клятву говорить правду и соблюдать закон. Исключение делалось для беглого раба, если он не хотел назвать своего хозяина. Его следовало вести не в храм, а во дворец. Там рассматривалось его преступление, невинный раб возвращался к своему хозяину. Централизация и формализация судебного дела отвечали интересам господствующего класса, служили укреплению власти царя. Суд не был отделен от администрации. Разбирательство было открытым. Для уяснения истины практиковался «божий суд», ордалии: если обвиняемого бросили в реку и он утонул, вина его считалась доказанной.

Наличие написанных норм было положительным явлением. Даже свирепые законы были шагом вперед по сравнению с непреодоленными обычаями и тиранией. Царь считался верховным судьей, высшей апелляционной инстанцией. Хаммурапи поощрял подачу ему жалоб на решение судей, вероятно, усматривая в этом форму контроля за их деятельностью и законностью. Он имел право амнистии, помилования, а также право предать смерти любого подданного. По жалобе осужденных или лиц, оспаривающих решения местных судей по гражданским спорам, царь мог дать повеление или поручить рассмотрение дела своим чиновникам. В ЗХ есть только одна статья, которая почему-то относит к царской воле судьбу любовника неверной жены. Если муж не утопит жену-прелюбодейку, то и «царь может пощадить своего раба».

В ЗХ практически отсутствуют статьи о преступлениях и наказаниях священнослужителей, о мелких правонарушениях и проступках. Можно полагать, что первые рассматривались верхушкой жрецов, вторыеобщинными судьями, и Хаммурапи не считал нужным давать им свои уставы.

Таким образом, судебная система по реформам Хаммурапи стала более централизованной, почти не зависимой от жречества, а главным

источником судебных решений стало письменное право. Царские законы приравнивались к божественным установлениям. Их соблюдение считалось первейшей обязанностью всех, от старейшин общины до нубанды. Понятие права и справедливости со времени шумеров отождествлялось, понималось как условие законности и правопорядка.

§ 4. Законник Хаммурапи

Знаменитый и уникальный в своем роде свод норм рабовладельческого права был составлен по указанию и, возможно, с участием самого Хаммурапи. Его обнаружили французские археологи в 1901 г. По мнению ученых. Законник подвел итоги деятельности правителя.

Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные. К тому времени язык древних шумеров пышел из употребления, его мало кто знал, кроме жрецов и писателей. Им пользовались, как в средние века латинским официальным языком католического духовенства.

Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение Хаммурапи.

Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое... В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамашу богу Солнца и Правосудия.

Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Он состоит из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.

Законник памятник рабовладельческого права, однако он не отменил действие норм обычного права. Как отмечал Е. А. Скрипилев, его нормы закрепляют сложившуюся судебную и договорную практику. Можно предполагать, что обычное право охватывало более широкую сферу отношений, в том числе собственности, преступления и наказания. а) Собственность

Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинамимущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров, также получали земельные наделы.

Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. ЗХ не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждения и продажи. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.

71

В Древнем Шумере продажа и передача недвижимого имущества, рабов, особо ценных вещей сопровождались ритуалом. Отчуждение земельного участка за пределы общины практически не допускалось. Исключение делалось для кровных родственников. Приобретатель такой собственности должен был состоять в общине, в данной семье. Этот запрет обходили путем фиктивного усыновления нового собственника или «приема в братья». Законы Эшнуны  39) предоставляли преимущественное право выкупа проданного дома и земельного участка прежнему владельцу. Эти меры свидетельствовали о неразвитости товарно-денежных отношений, препятствовали развитию частной собственности на землю.

ЗХ ввел новые правила распоряжения землей. Он в какой-то степени защищал крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст. 49, 52, 66). Статья 48 ЗХ спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая.

Интересы общины, охрана ее пахотного поля, системы орошения отражены в ст. 42—47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст. 45, 48). Штраф с виновного за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу взыскивался не в казну, а в пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству. Таким образом, ЗХ охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев. Однако консерватизм общины в исторической перспективе затруднял социально-экономическое развитие древневосточного общества. Более прогрессивный путь движения древнего общества предполагал создание и укрепление частновладельческого хозяйства (латифундии и виллы), но в странах Древнего Востока для этого еще не было условий.

Закон охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью при рассмотрении в суде, кроме свидетельских показаний, должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительностью не занимались, бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.

Во времена Хаммурапи товарно-денежные отношения достигли более высокого уровня, чем в Древнем Шумере. Община переживала кризис. По закону, она была вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью, продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству т. 39—47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины. Однако если человек покидал общину, терял связь с нею, то утрачивал право на свой участок земли (ст. 136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности как землепользователя -. е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при

строительстве и ремонте ирригационных сооружений.

Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. ЗХ особенно свирепо карал тех, кто покушался на собственность дворца, храма. Виновный подлежал смерти вместе с укрывателем (ст. 6). Такое же наказание грозило тем, кто скроет в своем доме чужого раба (ст. 16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму, каралась штрафом в 30-кратном размере. Если виновный не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст. 8).

Заслуживает внимания положение, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом, В ЗХ нет статей, уполномочивающих царских чиновников давать указания, когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой цене сбывать продукцию сельского хозяйства. б) Правовое положение населения

Законник Хаммурапи дает возможность представить общественную структуру, классовый характер древневавилонского государства, правовое положение населения. Социальный состав здесь гораздо сложнее, чем предполагалось раньше, особенно трудно определить его внутри двух основных групп: авилум и мушкенум. Общество состояло из двух основных классов-сословий: рабовладельцев и рабов. Невольники это обычно пленные, но закон знает и долговое рабство, оно ограничивалось тремя годами.

В состав господствующего класса-сословия входили верхушка знати, царь и его приближенные, жрецы, военачальники, тамкары и другие чиновники, в общинах старосты, члены совета старейшин, в городахначальники кварталов. Авилум, по ЗХ, «сын мужа» это полноправный человек. Охране жизни, здоровья, защите его имущественных интересов посвящена большая часть законника. Общинники-земледельцы являлись основной массой производителей материальных благ.

К угнетенному классу-сословию относились рабы, рядовые общинники, мушкенум. Последние это бедняки, состоящие на службе царя, государства, от которого они получали средства производства и жилье, изгои. Мушкенум свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государственной службе и выполнял свои обязанности. ЗХ ставит мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом в охране его жизни, защите его имущества и др. Авилум за телесные повреждения другому авилуму отвечал по признаку талиона (равное за равное). Но если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил зуб. причинил в результате побоев выкидыш его дОчери, то подвергался штрафу (ст. 200, 201, 211). Если мушке-нум погиб в драке от неосторожного удара, то штраф был меньше, чем за гибель авилума. Мушкенум меньше платил врачу за лечение.

Закон строго охранял имущество мушкенумов. Если авилум украл у мушкенума домашних животных, лодку, то платил компенсацию в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, его казнили (ст. 8). Раб мушкенума приравнен по положению к дворцовым рабам. Он мог вступить в брак со свободной (ст. 176). Кража и укрывательство рабов мушкенума карались смертью, преступление приравнивалось к хищению невольников дворца (ст. 15, 16).

Поле, дом, сад «плательщиков налога», в число которых, вероятно, входили и мушкенумы, запрещалось продавать. Сделка такого рода отменялась (ст. 36, 37). Трудовая повинность мушкенумов по уходу за каналами не могла превысить 48 дней в году. Следовательно, фиксируя приниженное положение мушкенумов, закон одновременно гарантирует защиту их имущества. Мушкенум, вероятно, состоял на службе дворцового хозяйства, считался частью его обслуги.

Самое приниженное положение занимали рабы (вардум). По ЗХ, их имелось несколько видов: царские, принадлежащие общине, частновладельческие рабы авилум и мушкенум. Дворцовый раб мог жениться на свободной, дети от такого брака считались свободными (ст. 175).

Раб имел небольшое имущество, мог им распоряжаться, но после его смерти оно становилось собственностью его хозяина. Господин, отдавая в услужение своего раба по найму, мог требовать часть платы и давать ее невольнику. Имелась в виду заинтересованность раба в результатах его труда. Рабов разрешалось отпускать на волю. Во времена шумеров раб мог оспаривать свое рабское состояние через суд. Но проигрыш в таком деле грозил ему наказанием. В таком порядке раб мог протестовать против своей продажи или дарения другому лицу. В ЗХ такого указания уже нет. Свободнорожденный вавилонянин не мог быть обращен в рабство, кроме временного пребывания (до 3 лет) в долговой кабале. Выкупленного из плена или приобретенного на рынке подданного надлежало освободить. Если родственники не имели средств для выкупа такого пленного сородича, им должны были помочь выкупить его община или храм.

Имеются данные, что до Хаммурапи неоплатные должники попадали в долговую кабалу пожизненно. ЗХ ограничил ее срок до 3 лет (ст. 117). Глава семейства в обеспечение займа мог отдать в кабалу жену, сына, дочь. Но если от побоев и жестокого обращения сын погибал, то следовало казнить сына ростовщика, если же в такой кабале погибал раб должника, кредитор платил штраф треть мины серебра. В обоих случаях кредитор терял все, что дал взаймы (ст. 116).

Следовательно, ЗХ охранял жизнь должника, в том числе и раба, от жестокого обращения со стороны ростовщика. В то же время ЗХ запрещал рабам выступать в суде в качестве свидетелей, тем самым ограничивалась возможность искать себе защиты в суде от произвола и истязаний рабовладельца.

Рабов отдавали в обеспечение уплаты долга, для отработки процентов займа. В таких условиях ростовщик, кредитор выжимал из них все,

что мог. Обычно после такой «отработки» раб превращался за короткий срок в калеку, инвалида. Положение дворцовых рабов было несколько лучше, чем частновладельческих.

Рабов разрешалось держать в оковах. Если их везли для продажи на рынок или другое место, хозяин должен был надеть на них кандалы, шейную колодку и проверить наличие «рабского знака». Имя его хозяина выжигалось на тыльной стороне ладони. Такие меры имели в виду исключить их бегство от рабовладельца. Если цирюльник снял рабский знак у чужого раба, то ему отрубали кисти рук (ст. 226). Лицо, уговорившее цирюльника на такую операцию и выдавшее раба за своего невольника, каралось еще более жестоко его казнили и вешали перед воротами. Цирюльник мог оправдаться, поклявшись, что его обманули (ст. 227). Разрешение на снятие рабского знака невольник получал лишь после его отпуска на волю. Смертная казнь грозила и тем, кто воровал рабов, кто их скрывал в своем доме и не вывел на клич глашатая (ст. 15, 16). Поимка, задержание невольников, возвращение их хозяину вознаграждались (ст. 17). В целом же положение рабов по сравнению с эпохой шумеров ухудшилось. Основную массу тяглового населения составляли общинники-земледельцы, которых эксплуатировало деспотическое государство. Хаммурапи не произвел коренных перемен в организации управления сельских общин, которые по-прежнему самостоятельно решали вопросы землепользования, орошения, сбора податей, обеспечения общественного порядка и т. д. Эти общины сохранили свои реликтовые органы: народные собрания (сходку всех полноправных граждан), совет старейшинглав самых уважаемых и почтенных фамилий (семейно-родственных объединений).

Жители кварталов также созывали свои сходки. Решение этих органов выполняли старейшины общины, поселений, которые имели судебные и полицейские полномочия. Если грабитель не был найден, то община, поселение в лице старейшины должны были возместить потерпевшему его пропажу. Если же он погиб, компенсация вручалась его родственникам (ст. 23, 24). Такой обычай существовал еще при первобытно-общинном строе.

Общинные власти могли взыскать штраф с лиц, виновных в небрежном уходе за каналами, в результате чего заливало поле соседей и погибал урожай (ст. 63, 54, 55, 56), с пастухаза потраву посева (ст. 57, 58), за порубку садового дерева. Закон наказывал тех, кто не возделывал выделенный ему участок поля, привел в запустение свой сад, не выполнил взятых обязательств по временной аренде земли и т. д. (ст. 59—65). Закон практически запретил ростовщикам покупку поля воинов, их сада, жилого дома (ст. 36—39). Ростовщик мог требовать у должника оплату долга суммой вырученного от продажи урожая или движимого имущества, но не забирать его дом, сад (ст. 66).

Выкуп воина из плена предполагал участие местного храма, поселения, общины и даже дворца, но в этом случае поле, сад и дом воина не

могли обращаться на оплату такого выкупа (ст. 32). в) Брачно-семейное право

Брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение, если учесть, что девочек выдавали замуж с 7—8 лет. Действовало правило: нет договоранет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128),

Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если последний служил во дворце или был в услужении у мушкенума. Дети от таких браков считались свободными (ст. 175, 176). В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкупную плату, обменивался с тестем подарками. Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки купли-продажи.

Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении).

Муж мог, если того пожелал, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла, взяв приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое, эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст. 172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал, а она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа, сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142). Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.

Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель. Муж-авилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого сына-наследника (ст. 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился». В данном случае усматривается один из первых и древнейших видов алиментных обязательств.

Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если муж-авилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Ави-лум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст. 138—139), Мушкенум при таком разводе платил полмины. По тем временам сумма весьма значительная. При бездетной жене муж мог привести в дом на-

ложницу, но он не вправе взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей,

Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т. д. Муж-авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст, 151). В случае тяжкой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой, унижала достоинство супруга. Приданое ей не возвращалось (ст. 141). Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой (ст. 141). Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время. Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.

Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).

Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невиновности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась виновной.

За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.

По ЗХ, положение женщин-вавилонянок по сравнению с законами шумеров ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе ее считали «гулящей». В случае изнасилования такой девушки, мужчина мог освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным.

В более привилегированном положении находились жрицы, состоящие при храме. Однако там высокие должности получали дочери высокояоставленных родителей. Права жриц и других служителей богини любви Иштар в сфере имущественных отношений мало чем отличались от прав авилум.

ЗХ предусматривал большую власть отца семейства над детьми. Он мог продать своих детей в рабство, в долговую кабалу, отдать дочь в храм

в качестве жрицы любви, где она становилась проституткой, торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием. Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы (ст. 195). Если приемный сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив санкцию суда.

Следовательно, ЗХ не только закрепил и сохранил большую власть хозяина дома как главы патриархальной семьи, но и усилил ее. Возможно, что обычаи и традиции шумеров, аккадцев, аморитов и других народов, не зафиксированные в ЗХ, содержали иные установления в области брачно-семейных отношений. г) Преступления и наказания

Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлении и наказании. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплемен-ные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст. 154, 158).

Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона«равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии. Чаще всего ЗХ говорит об ответственности авилума за совершение преступления по правилу: «око за око, зуб за зуб». Если в драке такой гражданин выколет глаз другому авилуму, то ему надлежало выколоть глаз; такая же санкция за перелом кости.

Если такое преступление авилум совершил по отношению к мушке-нуму, то должен был платить штраф, за аналогичное преступление по отношению к рабу полагалось платить господину половину его покупной цены (ст. 199). Если два мушкенума подрались и ударили друг друга по щеке или выбили зуб, то платили штраф. Но если раб ударил сына авилума, ему отрезали ухо (ст. 205).

Если авилум ударил дочь другого авилума и причинил ей выкидыш, то платил штраф. Если она умерла, полагалось убить дочь виновного (ст. 209—210). За такое преступление по отношению к дочери мушкенума авилум платил только штраф.

Если строитель построил дом, а он рухнул, и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.

Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему полагалось отрубить кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем где-либо в другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.

Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).

В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, поса-жение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей. Испытание водой (ордалии) также означало гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).

Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.

Таким образом, ЗХ обеспечивал защиту интересов господствующего класса рабовладельцев; вместе с тем следует отметить его значимость как крупнейшего памятника права Древнего Востока, который оказал большое влияние на юридические нормы других народов этого региона. Спустя тысячу лет он считался образцом кодификации, отдельные его статьи переписывали, их отражение можно встретить в ряде памятников права Ближнего и Среднего Востока. Хаммурапи пророчески отметил в заключении законника: «Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных». История забыла его деяния, но памятник права сделал этого царя знаменитым. К сожалению, мы не можем узнать правоведа, который был главным составителем этого свода законов.

В законнике содержится горячий призыв, мольба, просьба: «Пусть будущий царь хранит справедливые слова, которые я начертал на своей стеле, пусть не изменят закона страны, ... пусть не отвергнет моих указов, ... пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы, ... истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей». Несбыточность и бесполезность этих заклинаний были неведомы правителю.

Сложившаяся при Хаммурапи система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей: общинников, мушкенумов, всех обездоленных и подне-

вольных. Правнук Хаммурапи Самсудитан стал очевидцем гибели великой империи. Захватчики-касситы, захватив в 1595 г. до н. э. Вавилон, прихватили с собой даже статую главного бога Мардука.




1. Пантеизм натурализм и абсолютный рационализм 1
2. И ребенка теория итого практика итого
3. ДА или НЕТ и занесите ответы таблицу- 1
4. Тема 4 Политическая система общества
5. Лекции по дисциплине Информатики и программирование Автор ' Шульга Т
6. Учебное пособие Радиоактивные изотопы, возникшие при аварии на Чернобыльской АЭС
7. Наука античности
8. Тема заняття КУРАЦІЯ
9. на тему- Формирование единого российского государства
10. Задачи и методы квалиметрии
11. на тему- ldquo;Епоха Просвітництва та її основні рисиrdquo; Просвітництво це цив
12. Типовой инструкции по безопасному проведению огневых работ на газовых объектах ОАО ldquo;Газпромrdquo; определя
13. значительно увеличить долю рынка в России и в Москве в условиях высокой конкуренции на рынке подгузников
14. Структура бизнес-плана
15. Джессика Спотсвуд
16. Карусель рабочих дней
17. Г класса Второй Санкт ~ Петербургской Гимназии исполнилось 10 лет
18. Тема- Разработчи
19. больной B b бэ [b] вrb борода С с
20. Армизонское автотранспортное предприятие