Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТЕМА 2. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

ТЕМА № 2. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.

План

  1.  Развитие культуры в дохристианский период.
  2.  Значение принятия христианства для культурных процессов.
  3.  Расцвет культуры Киевской Руси в Х – ХI вв.
  4.  Влияние феодальной раздробленности на культуру.

Вопрос № 1. Развитие культуры в дохристианский период.

Как известно, славяне вышли на историческую арену в первые века новой эры, а к V в. сформировалась группа восточнославянских племен, которая стала называться Русь. В сочинениях древних авторов славяне часто изображаются как варвары, лишенные подлинной культуры.

Поселения. Ученые считают, что территория Украины была заселена почти 1 млн. лет тому назад и первыми были заселены земли Закарпатья. Основным занятием наших предков были охота и собирательство трав, корней.

Славянские поселения были небольшими, непохожими на античные города. Они строились на расстоянии 10 – 15 км друг от друга и насчитывали от 4 до 70 деревянных жилищ. Строительным материалом была древесина. В центре сооружались «грады», т.е. укрепления, которые служили для защиты от врагов, проведения племенных собраний и культовых обрядов. Древнюю Русь называли в то время «Гардарик», т.е. страна городов.

Большинство построек в славянских «градах» сооружалось из срубов – бревен, уложенных в четырехугольные венцы. Из срубов строились и простые избы, и  2-3-этажные терема, срубы закладывались в основание крепостных валов. Жилые дома старались строить без применения гвоздей, т.к. ржавеющие гвозди приводили к быстрому разрушению постройки. Окна в домах вначале были волоковыми – заволакивались деревянной заслонкой, позднее стало использоваться стекло.

Хозяйство. В славянском хозяйстве с самых древних времен преобладало земледелие.

Виды земледелия:

подсечно-огневое в полесской зоне;

пахотное – в лесостепи.

Для обработки земли применяли плуг и соху, использовали тягловую силу быков и лошадей. Такие способы обработки земли долго сохранялись в крестьянском хозяйстве – вплоть до XX в. Для того, чтобы не менять расположение стационарных поселений, использовалось двухполье – одно поле обрабатывалось, другое находилось под паром.

Кроме земледелия славяне занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, бортничеством.

Ремесла:

– металлообработка (изготовление изделий из железа и цветных металлов) занимались уже мастера-профессионалы;

– кузнечное ремесло считалось у славян занятием почетным и даже колдовским;

– гончарное дело;

– ткачество;

– обработка кожи, камня и дерева (в условиях натурального производства большей частью оставались в рамках рода).

Материальная культура отставала в своем развитии из-за бесконечных войн с врагами.

Экономика. Обмен  имел натуральный  характер (кроме территории Черняховской археологической культуры низовье Днепра и Днестра), где еще в середине I тысячелетия часто использовались римские серебряные монеты. Восточные славяне вели активную торговлю с различными регионами Европы, Ближнего Востока, Азии. Торговые отношения свидетельствуют об определенном отставании ремесленного производства.

Постепенное и неуклонное развитие восточных славян на пути к цивилизации обусловило разложение первобытных отношений. Хотя экономической основой общества была родовая собственность соседской общины на землю.

Семья. Малая семья ближайших родственников начинает играть все большую роль. Летопись «Повесть временных лет» свидетельствует, что у восточных славян преобладала парная патриархальная семья, многоженство встречалось редко. Положение женщины в семье было подчиненным, она была полностью зависима от мужа и его родных. Ее приданное переходило в собственность семьи мужа.

Правовые отношения. Два вида отношений: совет старейшин и институты княжеской власти.

Советы старейшин.

Селом и городом управляли советы старейшин, решая все важнейшие вопросы жизни.

Родоплеменная община называлась «мир» или «вервь» (веревкой отмеряли наделы земли общинникам). Члены общины были повязаны круговой порукой. «Вервь» платила штраф – виру, если на ее территории произошло убийство чужака, а убийца не найден. Если же убийца был известен, действовал закон кровной мести. Племенные старейшины прилагали немало усилий, чтобы прекратить распри, достичь согласия. Данная система правовых отношений была, очевидно, достаточно действенной: по наблюдениям средневековых западных писателей кража и обман у славян были настолько редки, что они не запирали своих сундуков с добром. Позднее традиционное (обычное) право было нелегко заменить государственным. Этот процесс сопровождался многочисленными конфликтами, описанными летописью. Это обусловило необходимость принятия первого писанного закона – «Русской правды».

Институт княжеской власти.

Наряду с советами старейшин существовал и институт княжеской власти. Князя избирали или назначали в условиях повышения опасности внешней агрессии и в других экстремальных ситуациях. Существовала система племенной демократии с элементами военной демократии. Так формировалось боярство, система прав и привилегий которого (иммунитет) на Руси была более ограниченной, чем у феодалов в Западной Европе. Характерно, что до монголо-татарского нашествия как племенная, так и княжеская дружина практически не выполняла функций принуждения и подавления. Сбор дани (полюдье), в котором принимала участие дружина, происходил, как правило, мирно (первый известный случай сопротивления полюдью – восстание древлян в 945 г.). Дань была не слишком обременительной, собиралась «от дома», «от плуга» и никогда – от каждого члена семьи, «подушно». Относительно постоянный социальный мир – важная черта культуры Руси дохристианского периода.

Военное дело.

Военные походы сначала были делом добровольным, в них принимали участие все желающие. Позднее выделяется дружина, для которой война становится профессиональным занятием (использовали лук и стрелы, небольшие щиты и копья). В IХ – Х вв. широко используются тяжелые мечи, метательные машины (мортиры, катапульты), кистени на цепи или ремне, боевые топоры, дротики. Появляется конница, используются кольчуга, шлем. Древнерусские воины прибегали к военным хитростям: устраивали засады, могли долго скрываться под водой, дыша через тростинку, нарочно бросали добычу, чтобы преследователи занялись ее дележом: тогда славянские воины внезапно нападали на врага. Парусно-весельные корабли русские князья имели уже в VI в.

Особенно активно формируется дружина в условиях усиления княжеской власти. Князь обязан был одевать, вооружать и кормить свою дружину. Наиболее достойных дружинников князь награждал большими земельными наделами.

Верования. Большую роль в формировании духовной культуры восточных славян играли религиозные представления. В их основе находилось язычество, т.е. обожествление сил природы:

Перун – бог молнии и грома;

– Сварог – бог огня;

 Стрибог – бог ветров, олицетворяющий стрелы и войну;

– Дажьбог – бог удачи, отождествлявшийся с солнцем;

– Хорс – бог солнца (иногда луны);

 Симаргл – бог подземного мира.

В пантеоне восточнославянских божеств (в отличие от древнегреческого и древнеримского) было мало богов. Отличительной чертой является и слабо выраженный антропоморфизм богов (они мало похожи на человека, напоминая большей частью фантастические существа). Скульптурные изображения божеств выполнялись чаще всего из дерева, редко из камня. Они устанавливались в рощах, на берегах рек и т.д., такие места назывались капища. Культы божеств оформлены достаточно нечетко: практически неизвестны установленные ритуалы жертвоприношений и обращений, священные атрибуты, слова молитв, которые могли бы отразиться в фольклоре. Характерной чертой является и практически полное отсутствие божеств женского рода, за исключением Мокоши и Рожаницы.

Вредоносные свойства древних богов воплощали в народных верованиях злые духи: леший, бес, водяной, русалки, полудница – дух летнего полуденного зноя, криксы – духи крика и плача и др. Злые духи считались неопасными для тех, кто соблюдал все обряды и запреты.

Мировоззрение.

Мировоззрение восточных славян, хотя и имело свою специфику, формировалось в соответствии с общеевропейскими тенденциями развития представлений о мире. Как и другие народы, славяне верили в преисподнюю, небесную твердь, центр мира («мировое дерево»). Жизнь человека подчинена судьбе – «суду божьему», главные события человеческой жизни считались предопределенными. Недаром почти каждый календарный праздник включал обряды гаданий о будущей жизни человека.

Культура восточных славян, развиваясь на протяжении столетий, выработала определенную систему ценностей, которая обусловливает ее уникальность и неповторимость. Отмечая закономерное отставание данной культуры, особенно материальной, следует подчеркнуть, что ее в то же время характеризуют многие достижения:

– отсутствие рабства как системы;

–   выраженная демократическая тенденция развития общества у восточных славян, их приверженность к социальному миру;

– после принятия христианства происходят качественно новые процессы.

Вопрос № 2. Значение принятия христианства для культурных процессов.

В X в. христианство стало господствующей религией в Европе. На Руси завершением тенденции «христианизации» явилось введение этой религии как государственной в 988-990гг.

Вначале князь Владимир предпринял попытку модернизации язычества, попытку приспособить его к потребностям централизованного государства. Владимир возродил забытый и, очевидно, не весьма популярный обычай человеческих жертвоприношений, чтобы придать новому культу трагически-пышный характер: «И приносил им жертвы, называя их богами, - говорится в «Повести временных лет», – и осквернилась кровью земля Русская и холм тот». Такие же мероприятия проводились в Новгороде.

Однако проведенная реформа язычества не могла удовлетворить идеологические потребности классового общества и феодального государства. Крепнущий класс феодалов во главе с князьями нуждался в новой религии. Наиболее полно интересам верховной власти отвечало христианство по византийскому образцу. В Византии – в отличие от западноевропейских стран – церковь и ее служители были подвластны императору и всячески содействовали упрочению центральной власти.

Утверждение новой веры происходило достаточно быстро, ведь христианство, благодаря своей универсальности, в конечном счете, отвечало интересам всех слоев общества. Проповедниками христианства вначале были греки либо болгары, часто стоявшие на позициях максимального аскетизма. 

Главными носителями идей христианства становятся церкви и монастыри. Все духовенство соответственно делилось на «белое» и «черное». Большая роль в распространении христианства принадлежала монастырям, главным из которых был Киево-Печерский (1051 г.). Монашество, или «черное» духовенство, наиболее полно и наглядно воплощало идеи отречения от мирской суеты, искупления грехов, служения Богу. Монахи, в отличие от церковных людей, жили, прежде всего, за счет собственного труда, а не за счет подаяния от прихожан, давали обет безбрачия. Жизнь первых киевских монахов – Антония, Феодосия Печерского и др. – была исключительно трудной, наполненной тяжелым физическим трудом, самоограничением, молитвами. Позднее появляются настоящие подвижники монашества – монахи-затворники, свершавшие аскетические подвиги, которые описаны, в «Киево-Печерском Патерике» (книга святых отцов): Дамиан, Иван-Затворник, князь Святоша и др. В XIII в. в Киевской Руси было около 50 монастырей, из них 17 – в самом Киеве. Высшие посты в церковной иерархии занимало только «черное» духовенство.

Характерно, что православная (византийская) церковь, действительно отличалась большей терпимостью по отношению к сложившимся нормам общественного уклада. Богослужение велось на понятном церковнославянском языке, многие языческие обряды стали частью христианских праздников (например, «колядование» на Рождество). В отличие от католической Европы, в Киевской Руси не преследовались скоморохи, не были уничтожены городские бани. Вид обнаженного человеческого тела не считался греховным. Лекари, астрологи, знатоки минералов не объявлялись колдунами. Не получило на Руси широкого распространения и преследование ведьм.

Христианство в значительной степени изменило отношение людей к труду. Понятие «труд» воспринималось как что-то качественно отличное от работы, как подвиг: труды и заботы князя, ратный труд, труд иконописца и т.д.

Постепенно христианство приникало во все сферы жизни человека. Вера и церковные обряды стали искренней потребностью всех. Уже во времена княжения Ярослава Мудрого митрополит Илларион трактовал божественную благодать как общественную норму, закон. В обществе распространяются идеалы любви к ближнему, смирения и всепрощения, которые, однако, ориентировали человека на определенную социальную пассивность. Не случайно первыми русскими святыми стали Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть от Святополка Окаянного.

Однако нормы христианской морали часто вступали в противоречие с потребностями светской жизни. Церковь проповедовала мир и всепрощение, а в конце ХI – ХП вв. начинаются феодальные распри. Православное духовенство требовало полного отчуждения от других религий, но политические и экономические интересы требовали контактов с католической Европой и мусульманским Востоком. С самого начала на Руси, как и в других государствах, наметился разрыв между христианской идеей и социальной практикой.

Христианство оказывало глубокое воздействие, как на духовную, так и на материальную культуру. Под его влиянием изменилась система общественных ценностей, эстетические идеалы, моральные нормы. На определенном этапе христианство в большой степени обеспечивало социальную стабильность, рост международного авторитета Киевской Руси.

Дописьменный период.

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство языковой культуры запечатлено в песнях, сказках, заговорах, заклинаниях, обрядовых песнях. Устная летопись предшествовала летописи письменной. К X веку относится возникновение нового жанра: Былины – это устное поэтическое произведение о прошлом, в их основе лежат реальные исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками.

Письменность.

Христианство сыграло важную роль в распространении письменности на Руси. В 60 – 70-х гг. IX в. византийский император Михаил III отправляет к славянам двух братьев – священников из Фесалонник – Константина (в монашестве – Кирилл) и Мефодия. Братья проповедуют христианство в Моравии и других славянских землях на старославянском языке. Они упорядочивают славянский алфавит и переводят на славянский язык Евангелие. В результате восточные славяне получили кириллицу, базировавшуюся на греческом алфавите, и глаголицу – несколько искусственную, громоздкую фонетическую систему письма, которая была менее популярна, с добавлением букв из коптского (Египетский) и самаритянского (истинные евреи 640 чел.) алфавитов. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. В VIIVIII вв. можно предположить существование восточнославянских письменных диалектов, на основе консолидации которых возник древнерусский язык, он сформировался в XIXIV вв. Старославянский язык пришел на Русь с Богослужебной литературой. Менее чем за 150 лет Русь прошла путь от периода бесписьменности к вершинам словесного искусства.    

Вопрос № 3. Расцвет культуры Киевской Руси в Х – ХI вв.

Период с конца X до конца XI вв. явился временем расцвета культуры Киевской Руси.

Архитектура.

Переход от деревянного к каменному и кирпичному строительству связан с качественно новым уровнем развития архитектуры. Начало этого периода связано с сооружением храмов-церквей, соборов, часовен и др. Принципы планировки оставались традиционными: улицы в большинстве случаев либо радиально сходились к воротам, устроенным в системе укреплений (Киев, Переяслав, Чернигов), либо к торговым площадям (Новгород). Каждый новый князь старался расширить укрепленную часть города. Так, в Киеве появились «город Владимира», «город Ярослава».

Храмовая архитектура.

3 вида церковной застройки:

1 вид.

Канонической, образцовой системой строительства храмов стала так называемая крестово-купольная система, традиция которой пришла Киевскую Русь из Византии. В соответствии с этой системой своды храма с центральным куполом опирались на четыре колонны, образуя крестовидную композицию. Сама планировка храма основывалась на христианской символике, подчеркивая его назначение.

2 вид.

Другой, тоже классический вариант – базилика (прямоугольное в плане строение, разделенное внутри рядами колонн на три продольные части – нефа). Часто нефы имели полукруглые выступы – апсиды. Данный тип постройки преобладал вначале у южных славян, но в Х – ХI вв. распространился в Киевской Руси.

3 вид.

Ротонда (итал. – «круглая»), напоминавшая по виду крепость. Этот вариант распространился в ХП – ХШ вв., особенно в западном регионе – в Галиче, Остроге, Владимире-Волынском.

Особое значение придавалось куполу, который, с точки зрения ученых-теологов (теология – учение о сущности бога, богословие), выполнял не только эстетическую, но и культовую функцию. Его предназначение – концентрировать духовную энергию людей, «молитвенное горение» и направлять в небо. Считалось, что если молитва отдельного человека может «не дойти» до Бога, то молитва многих людей, сконцентрированная куполам, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции, купола покрывали свинцовыми позолоченными или окрашенными в зеленый цвет листами. Оба цвета – золотистый и зеленый – считались в Византии священными.

Благодаря использованию плинфы (тонкий кирпич), которая сочеталась с белым, желтым и красноватым камнем разной формы, применению особых видов кладки, цемянки (связующего раствора на основе извести), овручского розового шифера строения приобретали особый колорит. В отличие от Византии, храмы не покрывались штукатуркой, кладка выполнялась на высоком художественном уровне и была одним из главных украшений здания.

Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого, главными из них были Десятинная церковь и Большой княжеский дворец. Судьба Десятинной церкви, как и многих строений Киевской Руси, сложилась трагически: в 1240 г., когда в Киев ворвались орды Батыя, она стала последним рубежом обороны и была разрушена. В наши дни расчищен ее фундамент.

Изобразительное искусство.

В тесной связи с архитектурой развивалось в Киевской Руси изобразительное искусство, ведущими жанрами которого были: мозаика, фреска и иконопись. Монументальная живопись – фрески – складывалась на основе византийских традиций. Фресками – росписями водяными красками по сырой штукатурке – покрывались стены православных храмов. Рецепты составления красок держались в строгом секрете, передавались от мастера к ученику. Благодаря замечательным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временем.

Настоящим шедевром искусства Киевской Руси стал Софийский собор, построенный по преданию на том месте, где Ярослав Мудрый в 1036 г. отбил последний натиск печенегов. Здесь сосредоточены все достижения архитектуры того времени: мастерство композиции, ювелирная точность расчета, связь с другими видами искусства. Снаружи и внутри собор украшен великолепными фресками, мозаиками, резьбой, орнаментами. Хотя в количественном отношении в Софийском соборе, как и в других храмах, преобладают фрески, но по технике исполнения и сложности, пожалуй, их превосходят мозаики, палитра которых насчитывает 177 оттенков. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде всего алтарь. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свечей объясняется тем, что мозаичные цветные стекла – смальта – вдавливались в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры как бы оживали, и это производило большое впечатление. Собор стал резиденцией митрополита, здесь была основана первая в Киеве библиотека.

В прямой связи с введением христианства находится возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства. Иконы писали на досках. Доску покрывали особым грунтом, затем наносили рисунок, по которому писали красками, растертыми на яичном желтке. Темы, композиции, цветовая гамма изображений на иконах подчинялись строгим правилам – канону. В канонических изображениях нет реализма, их символика очень сложна. Величайшие мастера умели, не порывая с каноном, наделять свои произведения неповторимыми индивидуальными чертами, наполняли свои произведения подлинными чувствами. Древнейшие из сохранившихся – икон относятся примерно ко времени княжения Владимира Мономаха. «Киево-Печерский патерик» – сборник рассказов о жизни и чудесах монахов лавры – упоминает имя знаменитого мастера – Алимпия.

ШКОЛЫ. Как уже говорилось, введение христианства способствовало распространению письменности, развитию образования в Киевской Руси. Во время княжения Владимира Великого были созданы первые государственные школы, в которых учились дети знати. Набор в школы, как свидетельствует летопись, осуществлялся принудительно, так как дело было новое, неизведанное и добровольцев было мало. А государство остро нуждалось в грамотных администраторах, дипломатах, способных поддерживать связи с Византией и другими странами. Князь Ярослав Мудрый, считая образованность важным условием успешной деятельности на любом поприще, вводит обязательное обучение для молодежи из княжеских и боярских родов. Новые школы открываются в Киеве, Новгороде и других городах.

Однако уже после смерти Ярослава Мудрого князья, поглощенные бесконечной борьбой за власть, отвлекаются от этой деятельности. Эстафету развития образования на Руси принимают церкви и монастыри, в связи с чем образование приобретает выраженный религиозный характер. Кроме того, церковь не была заинтересована в развитии высшего образования. Практически все школы ХI – ХIII вв. были начальными. Обучение проводилось с помощью богословской литературы. Большое внимание уделялось изучению церковнославянского и особенно греческого языков. Людям, которые стремились учиться дальше, приходилось делать это самостоятельно, либо отправляться в поисках знаний в Византию или Западную Европу, где в XIII в. уже создаютcя университеты (в 1200 г. – Парижский университет).

В Х – ХI вв. на Руси утверждается кирилличная система письма. В качестве материала для создания книг использовался пергамент, школьники на занятиях и горожане для переписки употребляли более дешевые материалы: обработанную кору деревьев, в частности, березы, деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Сейчас найдены и изучены берестяные грамоты Новгорода, Смоленска, Пскова, Звенигорода и других городов. Это свидетельствует о том, что грамотность была распространена в Киевской Руси достаточно широко. Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Киевскую Русь называли «книжной страной». Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок.

Книжное дело и литература. Распространение образования в обществе требовало большого количества книжной продукции. Но созданные вручную на дорогих материалах книги были недоступны для большинства читающих (богато оформленная книга стоила примерно столько же, сколько небольшое поместье или городской дом). Отчасти потребности в книгах удовлетворяли библиотеки, которые создавались, как и школы, при церквях и монастырях. Конечно, эти библиотеки не были публичными, они предназначались для внутренних потребностей. Самая большая библиотека находилась в Софийском соборе и первоначально там насчитывалось около 1000 экземпляров книг. В библиотеках было организовано переписывание книг, поэтому библиотека в чем-то напоминала типографию. Благодаря этой работе книжный фонд Киевской Руси составлял по меньшей мере 130 – 140 тыс. томов (по М. Грушевскому).

От XIXII вв. дошло более 80 духовных и светских книг. Древнерусские авторы предпочитали оставаться неизвестными. Церковная литература сформировалась в различных жанрах – притчи, жития, поучения («Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе»).

Большинство книг относилось к переводной богословской литературе – Остромирово Евангелие, Мстиславово Евангелие и др.

Со временем появляются произведения оригинальной литературы. Как самостоятельный жанр уже существовало летописание, которое на Руси сформировалось даже раньше, чем в Западной Европе. Это, прежде всего, «Повесть временных лет», начатая около 1039 г. монахом Печерского монастыря, не оставившем своего имени. Продолжал летопись Никон (1069-1073), а упорядочил в 1112 г. Нестор. В летописи, между прочим, есть фрагмент, посвященный пользе и значению книг: «Книги – реки, напояющие вселенную». Другой важной летописью является Галицко-Волынская, написанная при дворе короля Данила. В XI в. появляется новый жанр – философская публицистика поучительного характера (проповеди, наставления, духовные завещания потомкам и др). Этот жанр – один из наиболее популярных, он весьма соответствовал вкусам и настроениям того времени. Глубокое впечатление на читателя производило «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Провозглашенное около 1050 г. в форме проповеди, оно стало своеобразным манифестом самосознания народа, который живет в великой державе со славной историей. Выдающимися публицистами были князь Святослав Ярославич, создавший знаменитый «Изборник», посвященный проблеме «како подобает человеку быта», князь Владимир Мономах, перу которого принадлежит «Поучение...», адресованное детям. Главная его идея – забота о судьбах Руси, которую раздирали княжеские усобицы, призыв к единству. Известными публицистами были также черниговский игумен Данил, митрополит Клим Смолятич, священник Кирилл Туровский и др.

Многотомные великие Четьи-Минеи (то есть чтения, расположенные по месяцам года), летописи («Повесть временных лет» и др.), хронографы, «хождения» (описание путешествий). Высокого уровня достигло законодательство Древней Руси. Правовой кодекс «Русская правда» поражает развитой для своего времени правовой культурой. Летописи появились после принятия христианства.

Вершиной литературного творчества, в котором объединились сложные и довольно противоречивые мировоззренческие представления (язычество с его телесно-чувственным мировосприятием, где человек «растворен» в природе, и христианство с его призывом к отказу от грешного бытия и ориентация человека на «божественные ценности») стало «Слово о полку Игореве». В этой героической поэме широко представлены народная символика, мифология, обычаи, на основе которых формулируются основные моральные требования, которые выдвигались к борцам против кочевников, утверждались рыцарские добродетели защитников государства. На примере неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича автор показывает, какими могут стать последствия раздробленности. Более того, в поэме осуждается идея войны и косвенно – такие непререкаемые в средневековье доблести, как воинственность, агрессивность. В противовес им проводятся по сути ренессансные жизнелюбие и миролюбие.

Научные знания.

Конкретные научные знания не были в центре внимания общественного сознания Киевской Руси. Общество значительно более благосклонно относилось к общетеоретическим рассуждениям, которые назывались философией. Отдельные фрагменты были переведены из произведений Платона, Аристотеля и Иоанна Дамаскина (византийский религиозный писатель). Выделение науки в отдельную область духовной культуры в Киевской Руси только начиналось. Чаще всего ученые были одновременно и, прежде всего, религиозными деятелями. Так, знаменитый писатель и философ Илларион был митрополитом, «безмездный лечец» Агапит – монахом Печерского монастыря и т.д. накопление данных в различных областях знаний привело к созданию энциклопедий. Первой энциклопедией на Руси стал «Изборник» митрополита Иллариона (1073 г.).

Математические знания сводились к чисто практическим – четыре арифметические действия, дроби, вычисление процента, площади круга. Причем в измерениях использовались меры, данные человеку от природы: ладонь, пядь (расстояние между вытянутыми большим и средним пальцами), локоть, сажень (расстояние между вытянутыми руками).

Знания о природе давали учебники, переведенные с греческого языка: «Физиолог» – популярная зоология, основанная на реалистических и фантастических описаниях животных, и «Шестиднев» – толкование 6 дней творения мира, сведений из Библии в образных, сказочных формах.

Быт народа. Киев – огромный город. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Дочь Ярослава Мудрого, выйдя замуж за французского короля, была удивлена провинциальностью Парижа (XI век), где всего этого еще не было. Любимая забава знати – охота, для простого люда – игрища. Баня – неотъемлемая часть русского быта. После принятия христианства для Руси стало характерным противоречивое отношение к светским увеселениям: их то запрещали, то признавали необходимостью смеховой разрядки. Запрет был характерен для духовенства, которое видело в народных традициях проявление язычества.

Медицина.  

Первыми медиками на Руси были всевозможные знахари, ведуны, кудесники, против которых выступало духовенство. Но в ХІ  ХІІ вв. место знахаря занимает лечец, или врач. Врачи были, как правило, из монахов. Приступая к лечению больного, они обращались с молитвой к святому Пантелеймону – покровителю медицины и врачевателей на Руси. В XI в. в Печерском монастыре лечили Дамиан-Пресвитер и Агапит – «безмездный лечец» Руси. Главными в арсенале их лечебных методов были настои и отвары из лечебных трав, в частности, доставленных из Египта, а также молитвы и вообще воздействие словом на больного – то, что в настоящее время относится к психотерапии. Агапит был великолепным диагностом. Консультируя князя Владимира Мономаха, который находился в Чернигове, через систему курьерской почты, он сумел поставить правильный диагноз на расстоянии и дал рекомендации по лечению.

Таким образом, в XI в. наметилась прогрессивная тенденция дифференциации науки как особой сферы духовной культуры. В относительно короткие сроки Киевская Русь сделала огромный шаг, сумев догнать ряд стран в развитии культуры, а в некоторых ее областях – даже превзойти. Для сохранения этой тенденции Русь нуждалась в сохранении политического единства, однако ее историческая судьба складывалась иначе.

Вопрос № 4. Влияние феодальной раздробленности на культуру.

В XII в. в истории Киевской Руси начинается период феодальной раздробленности. Киев теряет свое значение политического центра, но в культурной жизни по-прежнему занимает ведущую позицию. Материальная и духовная культура отражает особенности социально-политического и экономического развития страны.

Архитектура приобретает черты крепостных сооружений – тяжелых, мощных, с окнами-амбразурами, с характерной для романского стиля аркатурой. В росписях церквей характерными становятся изображения  святых-воинов в виде феодалов – небесных покровителей феодалов земных. В затемненных нартексах (передняя часть храмов, где часто хоронили феодалов и церковных деятелей) появляются композиции на тему «страшного суда» и адских мук, которые ожидают непокорных воле властей и церкви. Древнерусское искусство этого периода имеет ряд общих черт с романским, что отражает феодальную идеологию. Важной чертой искусства этих времен было приближение его к народным источникам, в связи с чем меняется цветовая гамма, снова становятся популярными фольклорные мотивы.

Новый архитектурный стиль складывается на Руси в 30-х годах XII в. Для его сооружений было характерно упрощение плановых и композиционных решений, а также переход мастеров на местные строительные материалы. В Поднепровье и на Волыни развивалось кирпичное строительство, на Владимиро-Суздальской земле и в Галиче – белокаменное, в Новгороде и Пскове широко использовался местный плитняк и т.д. К сооружениям нового стилистического направления относятся киевские церковь Богородицы Пирогощи на Подоле, Кирилловская церковь, черниговский Успенский собор Елецкого монастыря, Дмитриевский собор во Владимире на Клязьме и др. Самым известным профессиональным архитектором считался Петр Милоног, строивший здания по заказу киевских князей. В Галицкой земле известными были имена скульптора Авдия и архитектора Алексы.

Особенно активно развивается замковая архитектура. Облик многих городов в период феодальной раздробленности меняется: благодаря активному строительству церковных и светских сооружений они приобретают вид больших культурных  центров, становятся своего рода столицами земель. В Новгороде и Пскове это привело к установлению боярско-купеческих республик, в Смоленске и Киеве – к определенному ограничению власти князя, а в Галиче и Владимире-Волынском – к всевластию бояр. Иногда городская аристократия вытесняет княжеские дворы на окраину городов. А сельская жизнь, тесно связанная с земледелием, опиралась на «законы отцов», древние обычаи и обряды, тяготела к консервативному устою.

Духовная культура.

С ХI в. встречаются упоминания о скоморохах, это были актеры, сочетавшие черты потешника, драматического лицедея, музыканта, певца, танцора, фокусника. Помимо скоморохов любимыми зрелищами народа были коллективные игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим праздникам. Существовали деревянные инструменты: гусли, лютня. «Смеховая культура» (Масленица, пасхальные праздники, шуты, скоморохи) сохранялась в традициях этих праздников. Но христианские ценности и обряды постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество, перемешиваясь с ним.

В XII и особенно XIII вв. появляются черты, близкие к европейскому Предвозрождению. В литературе впервые проходят светские лирические темы. Возникает интерес к античности: переводятся произведения древнегреческих и древнеримских авторов. Особую роль играют патриотические темы объединения русских земель перед угрозой внешней опасности, осуждаются феодальная раздробленность и междоусобицы. Характерным становится «звонение в прадедную славу», т.е. обращение к примерам из героического прошлого Киевской Руси. Активно развивалось ремесленное производство. Ремесленных специальностей становилось все больше, в крупных городах их насчитывалось более ста. Ювелирные изделия ХI – ХШ вв. поражают высокой эстетикой и техникой исполнения. Перегородчатые эмали, чернение серебра, литье из драгоценных металлов, техника скани (узоры из тонких металлических ниток) и др. технологии делали ювелирные украшения Киевской Руси предметом гордости их обладателей. Многие из них попали в музеи различных стран.

Вывод.

Культура Киевской Руси IXXIII вв. достигла высокого уровня. Ее основой стала самобытная культура восточнославянских племен. Особенно после принятия христианства постепенно проявляются общеевропейские тенденции и в идейном содержании и в формах развития. Значительное влияние на культуру Киевской Руси оказала сохранившая античные традиции Византия. Новые веяния в культуре, большее региональное своеобразие появились в связи с начавшейся феодальной раздробленностью. Культурное наследие IХ – ХШ вв. стало основой для складывания культуры Украины, России и Белоруссии в период позднего средневековья.

Этническая консолидация восточнославянских племен в IXX вв. заканчивается формированием раннефеодального государства Киевской Руси. Основную роль в этом процессе сыграло крещение Киевской Руси князем Владимиром (988 г.). После принятия христианства языческое мировоззрение не пропало, а интегрировалось в христианство. Были сохранены главные христианские праздники и основные Божества, которые приняли статус Святых и новые имена. Уже в конце X в. Русь занимала большую территорию: от Карпат до Волги, от Балтики до Черного моря. Наибольшего развития культура Киевской Руси достигла во времена правления Ярослава Мудрого. В XI в., после принятия христианства, культура Киевской Руси поднялась на высшую ступень развития: повысился статус страны, имели доступ к культурам развитых стран (Византия). Важным шагом в развитии культуры Киевской Руси стало расширение грамотности: появилась письменность, открыты школы, печатались первые книги.

Церковь сыграла особую роль в развитии литературы, искусства, летописания и архитектуры.

Наибольшие достижения культуры Киевской Руси:

– становление государства, развитие юридических и политических институтов (Свод законов Ярослава Мудрого и «Русская правда»);

– развитие летописания и литературы («Повесть временных лет» Нестора, «Слово о полку Игореве» неизвестного автора, «Слово о Законе и Благодати» Иллариона Киевского);

– развитие образотворческого искусства, особенно иконописи (шедевр – икона «Владимирская Богоматерь», написана в конце XI – начале XII вв.), а также мозаики, фрески, книжные миниатюры;

– развитие архитектуры (Софийский Собор, Золотые Ворота, Десятинная церковь, Успенский Собор, Киево-Печерская Лавра);

– развитие социального искусства (одежда, украшения, вышивка);

– развитие музыкального искусства.         




1. Социальная психология
2. Поле опыта самость Яреальное Яидеальное тенденция к самоактуализации
3. Тема 6- Аналитический обзор систем автоматизированного проектирования
4. .08.2207 г. Наменование Сви
5. Ветвление и нарастание их типы и биологическое значение
6. Особенности внеклассной работы по анатомии, физиологии и гигиене человека
7. Общественное движение 30-50-х гг ХIХ века
8.  Досократические школы древнегреческой философии- проблематика и содержание учений [4] 2
9. то сталкивается против телефон ящик падает
10. Способы увеличения мужского полового член
11. х годов нашего столетия
12. Лагерквист Пер.html
13. Лабораторная работа 5 по дисциплине Безопасность жизнедеятельности Отчёт
14. Тема 1. Дослідження комунікативної діяльності п
15. а приводящая к повреждению полых органов включая структуры внутреннего уха Интенсивное звуковое разд
16. Методические рекомендации при выполнении контрольных работ по курсу Основы управления интеллектуально
17. Доклад- Минеральные удобрения
18. обеспечение ликвидности т
19. экономические последствия Безработица и занятость молодежи ~ основные проблемы стабилизации ры
20. Курсовая работа- Управленческий и финансовый учёт - сходства и различия, взаимосвязь