Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НА ПУТИ К ФЕОДАЛИЗМУ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Работа добавлена на сайт samzan.net:


3 Тема:  ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НА ПУТИ К ФЕОДАЛИЗМУ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

  1.  расселение славян.
    1.  социально-экономическое развитие восточных славян.
    2.  раннегосударственное объединение вокруг киева.
    3.  раннегосударственное объединение вокруг новгорода.
    4.  верования и обычаи славян.

  1.  расселение славян.

Восточная Римская (Византийская) империя, ядро которой находилось на Балканском полуострове и в Малой Азии, унаследовала греческую культуру и почти тысячу лет была наиболее высокоразвитым европейским государством. В рукописях византийских авторов восточная часть венедов именуется антами, а южная - склавинами (славянами). Это название стало обобщающим к IX - X вв.

В современной науке общепризнанно, что славянской была пражско-корчаковская культура (V–VII вв.) на территории Украины, Польши Словакии, Моравии, Чехии и Восточной Германии.

В VI в. началось массовое расселение славян. Продвигаясь на северо-запад, по территории современной Германии, они обосновались в низовьях Рейна и Южной Дании, на берегах Северного моря, проникли в Юго-Восточную Англию. В северо-восточном направлении они продвинулись за Припять и Десну, вглубь современной Белоруссии, и междуречье Оки и Волги (Центральная Россия).

Южное направление вело на Балканы. Прорвав цепь пограничных укреплений Византийской империи, славянские дружины достигли греческих земель, а военные флотилии осаждали столицу империи - Константинополь, плавали по Средиземному морю, появились на островах Ионического и Эгейского морей, в Малой Азии. Согласно Иоанну Эфесскому, пришельцы "разбогатели, нажили золота и серебра, и владею стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих византийцев". Заселение славянами византийских земель, постоянные контакты с населением империи способствовали их развитию, заимствованию наследия античной культуры и христианства.

Расселение способствовало распаду праславянской языковой общности и обособлению трёх ветвей славянства. К западной относятся современные поляки, чехи, словаки, лужичане; к южной - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы; к восточной - украинцы, белорусы и русские.

Восточные славяне вошли в наиболее тесный контакт с финно-угорскими племенами (мурома, мещера, мордва, меря, черемисы (мари), вотяки, зыряне, пермяки (коми), остяки, вогулы, югра, весь, ижора, водь, лопари, корела, чудь, ямь, сумь и др.). Не оказывая активного сопротивления они либо продвигались дальше на север и восток, либо стали жить вперемешку со славянами, либо совершенно ассимилировались. Археолог В.В. Седов пришёл к выводу, что в формировании мордвы приняли участие потомки населения зарубинецкой культуры, продвинувшиеся в бассейн р. Оки из Поднепровья уже в первые века нашей эры. К ранним славянским поселенцам в Среднем Поволжье относят создателей именъковской культуры IV -VII вв. Остатки укреплённого городища этой культуры были найдены у села Именьково (Татарстан). Она занимала территорию от низовьев Камы на севере до Самарской Луки на юге, от среднего течения Суры на севере до реки Белой в районе Уфы на востоке. Её население - выходцы с территорий пшеворской и зарубинецкой культур, ушедшие сюда от готских и гуннских завоевателей. Именьковцы вполне мирно уживались с местным населением - финно-уграми и остатками сарматов. Об этом свидетельствует наличие финно-угорских и сарматских погребений в землях именьковцев на Средней Волге, остатки совместного поселения славян и сарматов на р. Белой в Башкирии. На рубеже VII - VIII вв. часть именьковцев возвратилась в Поднепровье, судя по всему, из-за продвижения с востока кочевых племён. Оставшиеся подчинились кочевникам-болгарам и составили земледельческую часть населения Волжской Болгарии. Еще в X веке Ибн-Фадлан именовал ее правителя Алмуша "царем сакалиба" (т.е. славян), а Волга называлась арабским автором Славянской рекой.

Многие угро-финские племена, жившие ранее охотой и рыболовством, научились у славян земледелию. Так, в языке эстонцев (потомков древней чуди) сохранились земледельческие термины славянского происхождения.

На юго-восточном побережье Балтийского моря, по рекам Неману и Западной Двине жили балтские племена - литва, жмудь, ятвяги, пруссы, зимигола, корсь, голядь и др. Достаточно развитые и активные, они нередко совершали набеги в славянские земли, но тоже были частично вытеснены и ассимилированы.

Наиболее опасными для славян были их юго-восточные соседи - кочевники, проходившие между Уральскими горами и Каспийским морем в степи Восточной Европы из Азии. В VI в. тюркские племена авар пробились к Дунаю и создали там своё государство - Аварский каганат (до IX в.). Они подчинили некоторые славянские племена, с другими же то враждовали, то вместе нападали на Византию.

В VII - X вв. на Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье располагался Хазарский каганат. Верхушка тюркоязычных хазар приняла иудейскую религию. Хазария стала играть роль посредника в азиатско-европейской торговле. Одной из её составляющих была продажа в рабство славянских пленников, захваченных при хазарских набегах.

Западнее хазар, у Азовского моря, кочевали родственные им болгары. В конце VII в. группа болгарских племён отправилась на запад. Покорив часть подунайских славян и создав Болгарское государство, они вскоре полностью славянизировались. Другая часть болгар перекочевала в Среднее Поволжье и основала Волжскую Болгарию (Булгарию) на территории современного Татарстана. В 922г. её официальной религией стал ислам. Позднее его приняли тюркоязычные (по другой версии - ираноязычные) буртасы, пришедшие в VII - IX вв. на территорию Пензенского края.

Примерно в VIII в. венгерские (угры, югра) племена мадьяр переселились с Урала в Приазовье, а в IX в. - на Дунай, где создали Венгерское королевство.

Контакты славян с кочевниками включали не только противоборство, но и союзно-договорные отношения, торговлю, обмен опытом в различных сферах жизнедеятельности.

1.2. социально-экономическое развитие восточных славян.

Восточно-Европейская (Русская) равнина ограничена тремя горными хребтами - Карпатами, Кавказом и Уралом, и четырьмя морями - Белым, Балтийским, Черным и Каспийским. В них впадают многочисленные реки с их притоками, вдоль которых шло расселение славян и возникали их поселения. Климат в основной части равнины континентальный: жаркое, сравнительно короткое лето с непродолжительной активностью растительного покрова сменяет долгая холодная и снежная зима.

В центре равнины проходит лесостепная зона, примерно совпадающая с полосой наиболее глубокого и мощного чернозема. Здесь была распространена переложная система земледелия, при которой один участок засевали несколько лет до истощения почвы, а затем переходили на новый. Занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз, свиней. В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. Основным орудием труда было рало, а позже - деревянный плуг с железным наконечником - лемехом.

Господствовало натуральное хозяйство, т.е. фактически вся продукция потреблялась самими производителями. Появление излишков способствовало активному обмену, появлению и развитию торговли. Эти и другие прогрессивные изменения быстрее всего происходили именно в лесостепной полосе.

Южнее расположены, ещё более плодородные степи, но, их широкому земледельческому освоению препятствовала постоянная угроза со
стороны
кочевников, укрыться от которых там не позволяло отсутствие лесов. Далее на юго-восток, к Каспийскому морю тянутся пустынные солончаки и песчаники.

Вся северная часть Восточно-Европейсюй равнины была покрыта дремучими хвойными и лиственными лесами, многочисленными озерами и болотами. Почвы в этих местах в основном суглинистые и супесчаные, неблагоприятные для обработки. Большое значение имели охота и бортничество - сбор мёда диких пчёл. Скотоводство ограничивалось выпасом на лесных полянах. Преобладала подсечно-огневая система земледелия: вырубали участок леса, выкорчёвывали пни, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок.

Реки снабжали людей рыбой, служили средством сообщения между племенами, народами и странами. Важнейший водный торговый путь "из варяг в греки " шел из Балтийского моря по рекам, озёрам и волокам к Черному морю. Он связывал восточных славян с народами Северной Европы, причерноморскими греческими колониями и Византией. Путь "из варяг'в персы" шел из Балтики через Волгу в Каспийское море и соединял с Волжской Болгарией, Хазарией и Персией (Ираном).

В VI - IX вв. подсечное земледелие у славян заменяется пашенным, не требовавшим усилий всего рода для расчистки участка. Родовая община окончательно вытесняется соседской (территориальной) общиной, состоящей из индивидуальных семей, ведущих отдельные хозяйства. При сохранении общинной собственности на землю семьям выделялись в пользование наделы. Это способствовало имущественному расслоению. Группа общин составляла племя. Племена объединялись в военные союзы. Структура власти была такова: 1) князь, расширявший свои полномочия; 2) совет старейшин, всё более подчинявшийся ему; 3) народное собрание (вече), начавшее терять своё влияние.

В условиях постоянных войн чрезвычайно возрастала роль военачальника - князя и дружины - преданной ему группы воинов-профессионалов, оставлявших хозяйственную деятельность. Военная знать не только присваивала львиную долю захваченной добычи, но и объявляла своей собственностью земли одноплеменников, за пользование которыми они обязывались платить дань. Так зарождались феодальные отношения. Военнопленные использовались в качестве рабов, но особого класса не составляли, а считались младшими неполноправными членами семьи. Таким образом, рабовладение имело патриархальную форму. Большого развития оно не получило.

Летописный свод "Повесть временных лет", составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII в., сообщает о восточнославянских племенных союзах: древлянах, северянах, полочанах, вятичах и др. (всего около полутора десятков). Из них наиболее важную роль в складывании российской государственности сыграли поляне, жившие в среднем течении Днепра, центром которых был Киев, и словене, жившие на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов, центром которых был Новгород. Таким образом, к IX в. у восточных славян сложились предпосылки для формирования государства.

1.3. раннегосударственное объединение вокруг киева.

Согласно "Повести временных лет", некоторые славянские племена, в том числе русь, переселились на восток из римской провинции Норик. В V в. главенствующее положение там занимали входившие в гуннский племенной союз руги. Норик являлся частью их государственного образования, которое римляне называли "Отечеством ругов", а германцы "Ругиландом". В некоторых источниках эта территория названа Рутенией и Русией. Во второй половине V в. часть ругов ушла к Днепру. Примерно тогда же переселилась с Дуная на Днепр и значительная масса славян. Ругов, как и некоторые другие народы древности, сложно отнести к той или иной ветви индоевропейцев, поскольку Подунавье долго было очагом взаимодействия праславян, венетов, иллирийцев, кельтов, иранцев.

В 555 г. сирийский географ Псевдо-Захария описал народ "рос" как людей с очень крупными конечностями, которых даже не могли носить кони. Б.А. Рыбаков относил это сообщение к антам Поднепровья (там проживали упомянутые позднее летописцем Нестором славяне-русь, протекают реки Рось и Россава). Согласно Рыбакову, важнейший центр восточного славянства - Киев - обозначился на рубеже V - VI вв., что подтверждается археологическими данными. По летописи, перед основанием города Полянский князь Кий посетил Константинополь, где был принят византийским императором, оказавшим ему "великую честь". В первой половине IX в. Русь объединяла уже половину восточнославянских и собирала дань с около полутора десятков финно-угорских и балтийских племён, контролируя, таким образом, территорию от Поволжья до Прибалтики. Б.А. Рыбаков и его сторонники считают название "русь" исконно славянским. Эту версию подтверждает и сообщение персидского географа середины IX в. Ибн-Хордадбеха о том, что "русы суть племя из славян". Однако большинство восточных авторов описывают русов и славян как два различных народа. Существуют версии о заимствовании названия "русь" от ругов, иранцев, германцев и др.

Некоторые грузинские, арабские и византийские источники содержат сведения о русах, живших в Приазовье и Крыму. Уже в VII в. эти русы, бывшие опытными мореходами и отличавшиеся воинственностью, осаждали Константинополь и совершали походы через Хазарию на Кавказ. Где-то на рубеже VIII - IX вв. они во главе с князем Бравлином захватили хазарско-византийское побережье Крыма от Судака до Керчи. Однако археологических следов пребывания славян в Крыму в этот период нет. Некоторые учёные признали южных русов скандинавами-викингами. Однако даже в Северо-Западной Европе пиратские набеги викингов начались почти на полтора века позже первого нападения русов на Константинополь. К тому же, согласно археологическим данным, скандинавы присутствовали до X в. только на севере европейской части России.

О.Н. Трубачёв обратил внимание на распространённость корня "рукс" ("светлый") в древнеиндийском языке. Он предположил, что причерноморские русы - это остатки местного индоарийского населения. В то же время, археологические данные свидетельствуют, что с севера по Крыму распространялась культура ираноязычных племён. Очевидно, реликтовое индийское население растворялось в североиранском, а то, в свою очередь - в славянском. Эта цепочка могла служить и одним из путей заимствования восточными славянами элементов языка и культуры индоариев.

Средневековые рукописи свидетельствуют, что русы создали мощное политическое объединение, во главе которого стоял каган. Титул "каган" (или "хакан") в степях Восточной Европы соответствовал западноевропейскому титулу "император" и означал властителя, правящего во многих разноплемённых землях. Учёные разделились во мнениях, приписывая создание Русского каганата скандинавам-варягам, хазарам, славянам. Ряд исследователей (Д.Т. Березовец, М.Ю. Брайчевс-кий, Е.С. Галкина, А.Г Кузьмин) оформили другую, самую обоснованную на сегодняшний день, теорию. Суть её такова.

Русский каганат существовал в VIII- начале IX вв. на территории от Северного Кавказа на востоке до Поднепровья на западе. Его центр располагался в бассейне реки Дон и Приазовье. Население каганата было разноплемённым: там жили ираноязычные племена, славяне и болгары. Лидирующее положение в каганате занимали иранцы, в том числе роксоланы или их потомки, к которым и относилось название "русы". Однако многое позволяет утверждать, что название "русы" было в первую очередь социальным, а не этническим, и означало военную аристократию, включавшую представителей разных племён.

Экономика и культура Русского каганата были тогда самыми развитыми в Восточной Европе. Его население пользовалось письменностью, являвшейся наследием скифо-сарматского письма. "Торговой маркой" местных ювелиров были зеркала и амулеты, украшенные индоиранской символикой. Русы производили первоклассное оружие. Их технология металлообработки интересовала даже арабов, чьи клинки были тогда лучшими в мире. Широко было развито гончарное производство, обеспечивавшее потребности всего юга Восточной Европы. Развитие ремесла к началу IX в. достигло западноевропейского уровня, а во многом, по признанию археологов, даже превосходило его.

Русский каганат активно участвовал в международной торговле между Азией и Европой по Волго-Балтийскому пути. По некоторым данным, уже с IV в. аланы селились в Прибалтике. Очевидно, там создавались колонии, служившие базами для купцов, пребывавших из Русского каганата. Обширность их торговых связей подтверждается тем, что бусы североиранского типа на рубеже VIII - IX вв. были распространены даже в южных областях Швеции. В начале IX в. в Русском каганате началась чеканка собственной монеты.

У русов было очень развито военное искусство, общество было сильно военизировано. Арабские и персидские географы писали об их обычае отдавать в наследство дочерям - имущество, а сыновьям - мечи, чтобы ими они добыли своё достояние. Те же источники сообщают, что у русов были "большие богатые города". Они были окружены мощными укреплениями, возведёнными из тёсанного белого камня и кирпича. До нашего времени сохранились развалины 25 белокаменных крепостей, а в письменных источниках упоминаются и другие, не дошедшие до нашего времени. Такого скопления каменных городищ нет больше нигде в Восточной Европе. Часто русы использовали как основу для крепости оборонительные сооружения (валы, и рвы) своих далёких предков - скифов. Крепости русского каганата предназначались для отражения угрозы прежде всего с востока, со стороны тюркских и угорских кочевников и Хазарского каганата - Однако, несмотря на столь высокий уровень военной подготовки, Русский каганат был разгромлен венгеро-хазарским союзом.

Восточные славяне, часть которых жила в Русском каганате, были известны византийцам как анты. "Анты" - название иранского происхождения, означающее "окраинные". Названия ряда славянских племенных союзов - "хорваты", "сербы", "северяне", "тиверцы" - тоже имеют иранские корни. Это свидетельствует о длительных и прочных славяноиранских связях. В русском языке к иранскому наследию относятся слова "хорошо", "топор", "собака", соответствующие славянским "добро", "секира", "пёс". Много иранских черт имела культура полян Киевщины - первой славянской племенной группы в Приднепровье, известной под названием "русь". Поляне жили большими семьями, другие славяне - малыми. У полян была моногамия, брак предполагал покупку невесты, у других славян было многоженство, пары образовывались самостоятельно. Поляне хоронили умерших в земле, а другие славяне - сжигали на кострах, что свидетельствует о большой разнице в религиозных представлениях. Эти обычаи перекликаются не только с иранскими, но и с распространёнными в Подунавье, откуда к Днепру переселилась часть ругов. А.Г. Кузьмин выдвинул предположение о том, что поляне сформировались на славянской основе при участии как прибывших с запада ругов, так и местных ираноязычных русов.

Смешение славян и русов подтверждают арабские географы, писавшие о Вантит - "первом городе (земле) на востоке страны славян, некоторые жители которого похожи на русов". Согласно археологическим данным, в Русском каганате отношения иранцев и славян в основном были дружественными и взаимовыгодными. Об этом свидетельствуют их совместные поселения и обмен хозяйственными достижениями. Переходя к оседлому образу жизни, русы под влиянием славян заменяли юрты на полуземлянки, наземные очаги - на печи, заимствовали многие принципы изготовления сельскохозяйственных орудий. Славяне поставляли русам высококачественное железо, а от них получали готовые изделия, перенимали металлургические технологии. Гончарный круг также был заимствован этой частью славян у русов. Посуда, изготовленная в соответствии с их гончарными традициями, была найдена археологами на территории Киева. Уровень развития славянских племён, соседствовавших с русами, был значительно выше, чем остальных. У них раньше началась дифференциация общества, выделение знати. О развитии торговли свидетельствуют оставленные ими клады арабских монет.

После разгрома Русского каганата его земли были захвачены Хазарией, обложившей данью часть восточнославянских племён. Русы переселялись в славянские, угро-финские и прибалтийские земли. Характерные для них жилища и посуда обнаружены среди остатков славянских поселений на реке Воронеж. В Рязанской области найдены горшки с надписями на них, сделанными по-славянски, но иранскими знаками. Первое крупное восточнославянское государство - Киевская Русь - унаследовало многие политические и культурные традиции Русского каганата.

Ираноязычные племена приняли значительное участие и в формировании неславянских этносов Волго-Окского региона. Часть исследователей доказывает, что буртасы, расселявшиеся приблизительно с конца VII в. по землям Ростовской, Воронежской, Саратовской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской областей, были ответвлением аланских племён. У них были распространены захоронения в ямах и курганах, другие традиции иранского зороастризма. Так же, как у савроматов и алан, большую роль в буртасском обществе играли женщины. О влиянии северных иранцев на мордву, чувашей, татар-мишарей могут свидетельствовать некоторые обычаи этих народов, аналогичные скифским и осетинским. Мордовские языки содержат многочисленные иранские заимствования. В XIII в. в Среднем Поволжье была известна "Пургасова Русь" - раннегосударственное образование мордвы-эрзи. В.В. Седов отнёс её происхождение к потомкам именьковцев, смешивавшихся с мордвой. Некоторые исследователи предполагают, что название "Русь" здесь связано с переселившимися в данный регион ираноязычными жителями Русского каганата.

1.4. раннегосударственное объединение вокруг новгорода.

Согласно "Повести временных лет", в 862 г. враждовавшие между собой ильменские словене, кривичи и чудь призвали для наведения порядка варяжскую дружину во главе с Рюриком, который положил начало династии князей, собравших восточнославянские земли в единое государство.

Опираясь на это предание, в XVIII в. приглашённые в Россию немецкие историки Г.-З. Байер и Г.-Ф. Миллер, ввели в отечественную науку норманнскую теорию. Согласно ей, варяги - это норманны, скандинавские германцы, предки современных шведов. Они, якобы, и принесли отсталым славянским племенам государственность и оставили своё название - "русь". Эта теория оправдывала немецкое засилье, установившееся в Российской империи в годы правления императрицы Анны Иоанновны. Опираясь на норманнскую теорию, руководство фашистской Германии обосновывало свои притязания на славянские земли и вторжение в СССР в 1941 г. Вплоть до нашего времени эта теория служит основанием для утверждений об исконной отсталости русского народа, его неспособности к самостоятельному историческому развитию и необходимости следовать образцам и указаниям с Запада.

Несостоятельность норманнской теории подтверждается на широком историческом материале. Слово "варяги" происходит от корня "вар", означающего в ряде индоевропейских языков (в частности, у кельтов и славян) "вода", "море". В "Повести временных лет" к варягам относятся различные народы северной Европы, жизнь которых была тесно связана с мореплаванием. Летописцы чётко отличали варягов-русь от других варягов - шведов, датчан, норвежцев, называвших себя викингами.

Названий с корнями "рус" - "рос" в Скандинавии IX в. неизвестно. Норманисты утверждают, что оно произошло от скандинавского «гор(е)r» или «ротсин» - «участник похода на гребных судах». Через финскую передачу в форме «руотси» это название было, якобы, усвоено славянами. Однако финское название Швеции "Руотсмаа" происходит от финского же корня "ротсин", означающего "гребень", "хребет", "скала" и отражает скалистый прибрежный ландшафт этой страны. Профессиональные сообщества гребцов и морских ратников (ротсин) известны в Скандинавии не ранее XIII в., т.е. примерно через полтора столетия после эпохи викингов. Ни в одном источнике викинги или варяги гребцами-ротсинами не именуются. К тому же весьма нелепо выглядит сама рисуемая норманистами ситуация, при которой славяне заимствуют даже не племенное имя, а название профессии приглашённых ими чужеземцев, да и то не сами, а почему-то через посредничество финнов.

В сагах - стихотворных преданиях скандинавов - нет упоминаний о призвании славянами какого-либо их вождя к себе в правители. Восточнославянские земли называются в них "Гардарики" - "страна городов", которых здесь было много даже по меркам Западной Европы. Для викингов она была страной несметных богатств, а служба её князьям - делом выгодным и приносящим славу. Археологические раскопки показывают, что количество скандинавов на Руси было невелико. Они не оказали существенного влияния на социально-экономические и политические институты славян, их язык и культуру.

К тому же не только норманны проникали в славянские земли, но и наоборот - славяне расселялись в Северо-Западной Европе. Ряд географических названий Скандинавии имеет славянское происхождение. На юге Дании славянские поселения сохранялись ещё в XI - XII вв. Древнее и средневековое население этой страны, в отличие от других германцев, имело значительное антропологическое сходство со славянами. М.И. Стеблин-Каменский в своей "Истории скандинавских языков" (М.; Л., 1953) признал, что "датское государство сложилось частично на славянских землях". Средневековые хроники свидетельствуют, что датская правящая верхушка заключала браки с западнославянской. Датские и славянские дружины совершали набеги и собирали дань на побережье Англии, где даже возникли славянские поселения.

На восточных славян большое влияние оказала другая, не скандинавская, часть варягов. Многие источники сообщают о руси (Russia, Rugia, Ruthenia и т.п.) на южном побережье Балтики (ныне - территория Германии и Калининградской области РФ. В I тыс. н.э.  южнобалтийское побережье было заселено славянами. Здесь они ассимилировали иллиро-венетов и кельтов, заимствовав многое из их языков и культуры. Возможно, было заимствовано и название, имеющее в источниках различные варианты: "руги", "рутены", "русы", "раны" и т.п. По мнению А.Г. Кузьмина и Е.С. Галкиной, в Восточной Прибалтике, на территории Эстонии и о. Саарема, обосновалась и часть русов-иранцев, прибывших туда по волго-балтийскому пути после крушения их каганата. На Балтике могли встретиться различные ветви индоевропейцев, носившие название "русы".

Слово "варяги" первоначально означало только один прибалтийский славянский народ – варинов т.е. "поморян". В искажённой форме (веринги, варанги, варяги) это название распространилось и на соседние приморские народы. Ближайший и родственный варинам народ - ободриты. Согласно некоторым западноевропейским генеалогическим записям и преданиям, сыном ободритского князя Годлава и был Рюрик.

Некоторые исследователи отмечают сходство имени "Рюрик" с почётным наименованием ободритов - "ререги" (соколы). Другой вариант названия сокола - рарог. Известен также западнославянский бог огня Ререг (Рарог, Рурк). Знак династии Рюриковичей - трезубец - является упрощённым, символическим изображением падающего на добычу сокола.

Балтийские славяне издавна переселялись на территорию России и явились предками (или одними из предков) новгородских словен, кривичей и вятичей. Особенно усилилось это переселение в VIII в., когда началось германское завоевание балтийских славян, в результате которого они почти полностью исчезли. Имена предшествовавших Рюрику

новгородских правителей - Буривой и Гостомысл - не известны больше нигде среди восточных славян, зато встречаются у западных. Так, во франкской хронике "Ксантенских анналах" упоминается о Густимусле - славянском вожде из земли ободритов.

Интересные данные содержат новгородские летописи, отодвинутые на задний план в историографии ещё со времён Нестора, поскольку опровергают первенство Рюриковичей и Киева в создании российской государственности. Согласно им, Новгороду (т.е. Новому городу) предшествовал древний Словенск. Династия словенских князей насчитывала много поколений, имела давние родственные связи с правителями варягов. В частности, из Иоакимовской летописи следует, что Рюрик был внуком новгородского князя Гостомысла - сыном его дочери Умилы, выданной замуж за ободритского князя Годлава. В "Генеалогии мекленбургских герцогов'' Ф. Хемница (1717) Рюрик и его братья - сыновья вендско-ободритского князя Готлейба. В генеалогиях, собранных И. Хюбнером (1725), Рюрик с семейством - ответвление герульских, вандальских и венедских князей, к которым принадлежал и Гостомысл, сын Буривоя.

Возможно также происхождение варягов-русь с прибалтийской территории близ устья р. Неман. Б.В. Горнунг пришёл к выводу, что языковые предки живших там пруссов (так же как ятвягов и голяди) изначально относились не к балтам, а к протославянам. Река Неман в своём нижнем течении называлась "Руса". Ещё в XVII в. Г Гарткнох объяснял этноним «пруссы» как «по-руссы», т.е. «живущие по Русе». А из комментариев этого автора явствует, что данное название традиционно объяснялось из славянского языка. Ф.Л. Морошкин пришёл к выводу, что корень "рус" в географических названиях Прибалтики связан с обозначением леса. Это также может свидетельствовать об их протославянском происхождении. "Лес" имеет синоним "роща", однокоренные слова "рощение", "рост" - а они близки корню "рос" ("рус") и являются исконными у славян.

Каково бы ни было происхождение Рюрика, следует помнить, что государственность в киевской и новгородской землях возникла до его появления на Руси. Название страны также обнаруживает более раннее происхождение. Причём версия о его славянском происхождении может не отрицаться, а дополняться другими, поскольку корень «рус» (в его различных вариациях), судя по всему, относится к древнейшим общеиндоевропейским.

3.5. верования и обычаи славян.

Наши предки жили в постоянной и неразрывной связи с природой, глубоко и тонко чувствовали и понимали её. Поэтому религиозные верования древних славян характеризуются как язычество - обожествление сил природы, политеизм - многобожие. Однако труды некоторых средневековых историков и исследования некоторых современных учёных свидетельствуют о вере славян в единого Бога (монотеизм). Его различные проявления, функции обозначались особыми (часто неодинаковыми у разных племён) именами. Этот верховный Бог Вселенной - Род - включал в себя олицетворения добра и зла - Белобога и Чернобога, бога Солнца -Даждьбога, бога грозы и покровителя воинов - Перуна, бога хозяйственного преуспевания, искусства и магии - Белеса, богиню судьбы и плодородия, покровительницу женщин - Макошь и другие божества. Верования древних славян имеют много общего с дохристианскими культами греков, римлян, кельтов и германцев. Наряду с индийскими и иранскими религиями они наиболее полно и неискажённо сохранили древнейшие элементы индоевропейской культуры.

Каменные или деревянные фигуры богов - идолы - ставились на специальных площадках - капищах, где им приносились жертвы - требы. Некоторым богам посвящались особые святилища-храмы. У восточных славян человеческие жертвоприношения распространены не были. Предусматривавший их культ военного божества, более развитый у западных славян, балтов и норманнов, стал преобладать в период усиления княжеской власти.

Сильно развит был культ предков. Дух предка (пращура, щура, чура), нередко в качестве домового, считался защитником своих потомков. И поныне сохранился заговор от нечистой силы: "чур меня". Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов: в лесах жили лешие, в реках - водяные, русалки.

       Жизнь людей полностью определялась годовым космическим и природным циклом. Его олицетворял бог Коляда, праздник которого отмечался в конце декабря (позднее на него наложилось христианское Рождество). Ряженые в коня, козу, корову и других животных, символизирующих плодородие, ходили по домам и пели колядки, славя хозяев и желая им благополучия, за что те одаривали их гостинцами. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны - масленица. Весной справлялся и праздник зимы - бога весеннего солнца, любви и плодородия. К нему приурочивались "игрища межю сёлы", на которых парни "умыкаху жёны собе". Чтобы задобрить род похищенной, ему платили вено (выкуп). У многих славянских племён было принято многоженство. Византийский автор Псевдо-Маврикий писал: "скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть мужа своей смертью и добровольно удушает себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь". Археологи обнаружили множество парных захоронений славянской знати. У большинства славянских племён погребение заключалось в кремации (сожжении) и возведении на кострище земляного кургана. Погребение сопровождалось тризной - пиршеством и воинскими состязаниями. Сохранялась еще кровная месть.

PAGE  1


Соколиная символика Рюриковичей




1. тема подпадает любая система обработки информации в которой реализованы функции централизованного хранени
2. Чертовка. Или неформальный день Всегда считала себя отчасти неформалом даже не будучи еще любительниц
3. Тема- Анализ механизмов транспортной машины Содержание Введение 2 1 Структур
4. Голод в СССР в 1946-1947
5. Хотел бы я посмотреть на то как наши болтуны решатся противостоять правительству страны население которой
6. либо литературному произведению а также изречения принадлежащие или приписываемые историческим лицам пол
7. М 2000 УДК 330075
8. Курсовая работа на тему-Особенности интеллектуального потенциала российского западноевропейского восточ
9. реферата. Анкета ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПРАКТИКЕ Прибыть
10. а 20 место ~ Орехов Вячеслав Полом 5 место ~ Ложкина Наталья Чепца
11. Лабораторна робота 4 Робота з програмою Free Dign Виконав Студент групи ФзА31 Гвардіо
12. Толково-исторический словарь к стихотворению МЮЛермонтова «Бородино» (о работе со словом на уроке русского языка)
13. і Організаційні причини-відсутність або неякісне проведення навчання з питань охорони праці; відсутність
14. Ecological problems
15. Тема- Технологія приготування Завдання Скласти технологічну карту та схему приго
16. Тема 1 Предмет и система экологического права 4 ч
17. КАННОН ДАНС РОЖДЕСТВЕНСКИЕ МАСТЕРКЛАССЫ Рождественские мастерклассы в Доме Танца Каннон Данс ~ э
18. Глобальные проблемы современности
19. вступление к основному разделу работы С именем Аллаха Милостивого Милосердного Хвала
20. MRPII Философия и основные понятия MRP В начале 60х годов в связи с ростом популярности вычислительных систем.html