Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
126 Религиозное пространство- соотношение территориальных сфер влияния основных религий.
Кодифицированные религии (т.е. религии, вероучение которых зафиксировано в особых документах священных текстах и книгах), как правило, имеют оформившиеся организационные структуры. Они не находятся в стороне от органов власти, а взаимодействуют с ними. Более того, религиозные структуры связаны с просветительской и образовательной деятельностью, выполняя, таким образом, конструктивные функции в общественной жизни.
Религиозная сфера, хотя и связана с другими сферами общественной жизни, относительно самостоятельна в своем функционировании, в своем развитии. Однако это вовсе не означает, что религия не зависит от движений в обществе. Наглядный тому пример положение религии в СССР («верховенство» атеистов) и в период демократизации общества в 1990-х гг. (проникновение инородных религий в пределы религиозных пространств). Динамичны не только носители религиозного сознания, но и материальные объекты, организации, общественные институты все то, что прямо или косвенно участвует в воспроизводстве культа.
Носители веры (группы людей), объекты, институты и явления, прямо или косвенно связанные с обслуживанием и воспроизводством религиозной сферы, с религиозной символикой, образуют территориальные сочетания элементов религиозной сферы, или религиозные территориальные системы.
Отечественные географы (С.Г. Сафронов, Е.Н. Соколова и др.) определили религиозную сферу как элемент, или подсистему, культурного ландшафта геокультурного пространства. С позиций общей концепции географического пространства региональное геокультурное пространство является интегральной природно-общественной геосистемой, в которой взаимодействуют природные и геокультурные геосистемы. В числе последних находятся и элементы религиозной сферы - неотъемлемой части большинства развитых культурных ландшафтов. В религиозной сфере выявляются традиционные и инновационные, материальные и духовные слои, прослеживаются вертикальные (иерархические) и горизонтальные (территориальные) связи между ними. Вертикальные связи обусловливают соподчиненность конфессий, а территориальные связи организацию конфессий по территории, которая обычно коррелирует с сеткой государственного административно-территориального деления.
В структуре религиозной подсистемы культурного ландшафта С.Г. Сафронов выделил:
1. Религиозное наследие заложенная в этнической, социальной и территориальной самоидентификации людей историческая религиозная память, существующая в виде музеефицированных ценностей. Она готова проявиться в любой момент, особенно в сложных и конфликтных ситуациях жизни общества и отдельного человека. Благодаря исторической памяти религии возрождаются после десятилетий забвения.
2.Религиозный «базис» включает в себя активную часть верующих и различные формы их объединений, является основой религиозной подсистемы. Сюда относятся объединения верующих (сообщества единоверцев) для совместной культовой и некультовой деятельности (братства, сестричества, общины милосердия и т.п.), религиозные центры (приходы, монастыри и т.п.).
3.Религиозная «надстройка» включает органы управления религиозным объединением, направлена на сохранение основ вероисповедания, воспроизводство иерархической и кадровой вертикали, обеспечение церковного суда. Это наиболее динамичная часть каждой конфессии, она во многом зависит от активности религиозных лидеров.
127
128
1. Развитие приграничных регионов России имеет большое значение не только для повышения эффективности ее участия в мировой экономике, но и для улучшения региональных пропорций национальной экономики. Адаптация региональных пропорций к рыночным условиям и экономической открытости, в свою очередь, является важным условием повышения конкурентоспособности российского производства.
2. Развитие экономического, технологического и культурного посредничества во встречных направлениях является наиболее естественной функцией приграничных районов и одним из главных факторов их развития.
3. Среди регионов приграничного пояса более благоприятные условия для развития имеют те, которые располагаются на глобальных коммуникациях и на коммуникациях, обеспечивающих международное региональное сотрудничество. Для регионов, занимающих тупиковое положение, необходимы специальные меры федеральной региональной политики.
4. Опыт России иллюстрирует известную закономерность: чем сильнее различия между странами по уровню социально-экономического развития, сильнее различия в механизмах экономической деятельности, тем выше пограничные барьеры. Сближение уровней и механизмов способствует росту контактности границ.
5. В экономическом и культурном сотрудничестве стран СНГ объективно повышается роль приграничных районов. Необходимое в силу объективных условий повышение барьерности границ в таможенном или визовом отношении должно быть компенсировано ростом контактности в плане развития институтов сотрудничества.
6. Во внешней и макроэкономической политике необходимо принимать во внимание последствия для приграничных регионов тех или иных акций. Эти регионы не должны быть заложниками федеральной политики.
7. Приграничные регионы сильно различаются по условиям развития и приграничного сотрудничества. Наиболее эффективным в устранении приграничного барьера вхождения России в глобальную экономику может быть комбинация мер внутренней политики в виде федеральных программ и специальных мер поддержки и международных соглашений на двусторонней основе по решению проблем контактности взаимных границ и развитию смежных территорий.
129
130
131 Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.
В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" ( кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми
Читать полностью:http://www.km.ru/referats/7F458C17D4B111D3A92000C0F0494FCA
132 Западная цивилизация, берущая своё начало в средиземноморскоэгейской цивилизации и сформировавшаяся в древнегреческо-римской цивилизации, теперь воплотилась в современной западноевропейско-североамериканской цивилизации.
Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1. динамизм, ориентация на новизну;
2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3. индивидуализм, установка на автономию личности;
4. рациональность;
5. идеалы свободы, равенства, терпимости;
6. уважение к частной собственности;
7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.
133 В Европе омываемой с севера, юга и запада морями, с большим разнообразием природных условий в целом достаточно комфортных для жизни человека зародились древние цивилизации. На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена.
Древняя граница Римской империи по Рейну и Дунаю, выполнявшая барьерные функции между римлянами и варварами, в дальнейшем стала рубежом старой христианской Европы и «христианской периферии». В эпоху Реформации вдоль линии Рейн-Дунай стабилизировалось разъединение христиан католиков и протестантов. Но когда на этой границе начали доминировать контактные функции, на социокультурных, конфессиональных и экономических рубежах образовался «Рейнский коридор» «позвоночный столб» европейского капитализма, объединившего хозяйства Севера и Юга Европы. По аналогии с великими историческими реками, служившими коммуникационным каркасом древних цивилизаций, Рейн стал торговой рекой и структурной осью романо-германского мира.
Концентрация на небольшом пространстве разнообразных этносов, широко взаимодействовавших, но при этом часто враждовавших, позволяет говорить о Европе как о «плавильном котле» западноевропейской цивилизации. Постепенно этот «плавильный котел» смещается от рейнской оси на Восток. В конце XX в. наблюдается встречный дрейф стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) к Западу.
Фундаментальной основой европейской интеграции, несомненно, были и остаются социокультурная близость европейских народов и общность их исторических судеб. Со времен средневековья Европа представляла собой культурное целое, объединявшееся христианской религией и латинским письмом. Европа для народов других континентов выступала как единый центр, откуда по миру распространялись европейские ценности.
Вместе с тем тысячелетний конфессиональный раскол в Европе затрудняет социокультурное сближение европейского Запада и Востока. Необходима консолидация духовного пространства, цивилизационный диалог между “культурой разума” (бесчеловечных холодных рассуждений) и “культуры сердца”, наполненной славянским общечеловеческим содержанием. Поспешная интеграция может подвергнуть разрушению сами основы западноевропейских ценностей в православном мире.
Локомотивами интеграции в Европе выступают страны, в которых доминируют католики и протестанты, то есть отсутствуют конфессиональные границы в душах людей. Конфессиональные рубежи делят славян на католиков, православных и маргиналов по вере и крови (греко-католики, боснийцы, помаки). Славяне-католики (поляки, чехи, словаки, словенцы) относительно успешно интегрируются в Западную Европу. Сербы, македонцы, черногорцы, болгары принадлежат к другому этноконфессиональному миру. У южных славян выделяются противостояния между католиками и православными, между православными и мусульманами. США как западнохристианский лидер выступает на стороне католиков и мусульман, а Россия, утратившая геополитическую роль на Балканах, остается восточнославянским форпостом.
Отмечаются контрастные исторические различия между Западной и Восточной Европой в типах государственности и собственности, формах хозяйствования и развития капитализма. ЦВЕ отличается динамизмом государственных границ. Если, например, границы между Испанией и Португалией, Испанией и Францией не менялись свыше 400 лет, то в ЦВЕ только в конце 20 века образовалось свыше десяти независимых национальных государств. По обе стороны цивилизационного рубежа расположены два полюса-государства Германия и Россия. Оба христианских народа, дополняющие друг друга сочетанием глубины и широты души, испытали глубокие потрясения непродуманной модернизации, последствиями которой явились фашизм и коммунизм.
142 После распада Советского Союза странами центральноазиатского региона закономерным образом была произведена переоценка собственной роли как субъектов геополитических и международных отношений, что помимо прочего отразилось на их региональной самоидентификации. Произошел отказ от закрепленного в советский период самоназвания региона «Средняя Азия и Казахстан» в пользу определения «Центральная Азия». По прошествии 20 лет определение «Центральная Азия» стало общеупотребимым, обозначая геополитическое пространство, куда входят пять государств бывшего СССР Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. (Впервые предложение о переименовании региона было озвучено Нурсултаном Назарбаевым, которого поддержали лидеры других стран ЦА)
Центральная Азия рассматривается как регион, где пересекаются интересы, как минимум, трех мировых держав России, США и в последнее время Китая. При этом принято считать, что между этими державами существует жесткая конкуренция за доминирование в регионе. Не случайно большое внимание в экспертной среде уделяется вопросу сохранения баланса между интересами трех стран, нарушение которого оценивается как угроза для стабильности ситуации в регионе.
144 Социальное время время, в котором человеческая активность создает общество. Характеризуется возможностью ускорения или замедления в зависимости от частоты событий. Люди, создавая социальное время событиями личной жизни, могут относиться к нему как к надиндивидуальной внешне заданной и неизменной системе координат. Однако они сами определяют последовательность и границы событий, делят их на этапы, что заставляет обращать внимание на подвижность и неоднородность временных связей.
145 Социальное пространство один из видов пространства (наряду с физическим и другими); многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально взаимосвязанных между собой.
148, Этнолингвистическая классификация народов
Язык важнейшее средство человеческого общения. Непосредственно связанный с мышлением, он служит средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с развитием общества и с течением времени подвергался разного рода изменениям. Как уже было отмечено, язык служит также важным признаком любого этноса.
Языки бывают живые и мертвые (т. е. вышедшие из употребления, как, например, древнегреческий). Среди живых языков выделяют родной язык, усвоенный человеком в детстве; его называют также материнским. Часто говорят о национальном языке главном языке той или иной нации; иногда в этом случае употребляют понятие «титульный язык». Существует также понятие об официальном (государственном) языке, который обычно совпадает с родным и национальным (русский в России, китайский в Китае, английский в англоязычных странах, арабский в странах Ближнего Востока). Но в многонациональных государствах с особенно сложным национальным составом населения (например, в Индии, ЮАР) такого совпадения может и не быть. Иногда употребляется также понятие о литературном языке той или иной нации.
По мнению этнографов, общее число языков в мире достигает примерно 5000, т. е. в целом соответствует числу народов. При этом в подавляющем большинстве случаев названия народа и языка совпадают.
Тем не менее нередки случаи, когда несколько народов говорят на одном и том же языке (так, на английском говорят англичане, американцы США, австралийцы, новозеландцы, англоканадцы; на испанском испанцы и большая часть латиноамериканцев; на немецком немцы, австрийцы, германошвейцарцы). Может быть и противоположный вариант, когда какая-то часть народа или даже целый народ двуязычны, т. е. пользуются в обиходной жизни двумя языками. Такое двуязычие характерно для двунациональных стран (Бельгия, Канада), для стран с более или менее значительными национальными меньшинствами (Франция) и тем более для многонациональных стран (Индия). Двуязычие характерно также для стран с массовым притоком иммигрантов.