У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

социология происходит от латинского слова societs общность группа и греческого logos слово учение и озна

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

1.Социология как наука: объект и предмет социологии.

Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общность, группа) и греческого «logos» (слово, учение) и означает «науку об общностях». Впервые этот термин употребил Огюст Конт (1798-1857), крупнейший французский ученый, в своей работе «Курс позитивной философии» (1842). На философию того времени большое влияние оказали успехи естественных наук, и поэтому Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогии с физикой, стремясь использовать полученные знания об обществе прежде всего для решения конкретных проблем человеческих отношений.

Сегодня социология — это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. И она но праву занимает достойное место в системе научною знания.

Объектом социологии в наиболее общем смысле является общество.

Заметим, что практически во всех социологических исследованиях общество выступает в своей особой форме — как гражданское общество. Социология возникает на фоне становления гражданского общества в Европе, позиционирует себя как способ описания и понимания именно такого общества, и только в гражданском обществе она может быть по-настоящему востребована и эффективна. Таким образом, при определении основного объекта исследования современное гражданское общество в немалой степени характеризует специфику социологии как науки.

Предметом социологии являются наиболее значимые свойства и особенности объекта. В этом отношении он обладает рядом важных характеристик:

во-первых (и это самое главное), социология изучает конкретные социальные процессы — структуру общества, распределительные отношения, статус человека, его взаимодействие с другими людьми и группами, его образ жизни;

во-вторых, социология занимается исследованием процессов, происходящих не только в социальной, но и в экономической жизни, характеризующих труд, его условия, организацию и стимулирование, проблемы трудовых коллективов, проблемы регионов, экологическую и демографическую ситуацию;

в-третьих, социология исследует сущность политических процессов и явлений, связанных с развитием демократии, проблемы власти, участие избирателей в управлении, деятельности общественных организаций;

в-четвертых, социология изучает духовную жизнь общества и предметом социологических исследований становятся проблемы образования, культуры, науки, литературы, искусства, религии, морали, права.

Следовательно, предмет социологии не ограничен изучением узко социальной сферы, а область ее интересов включает массу проблем, связанных с бытием человека, социальных групп, слоев и общностей, институтов и процессов. В фокусе социологии находится целостность, системность социального организма. В то же время в ходе исследований общественных явлений и процессов социологи фокусируют внимание на человеке с его интересами и взаимоотношениями и, в частности, изучают его реакцию на общественные изменения. 

2.Социологическая теория О. Конта.

Огюст Конт -французский  философ, социолог и популяризатор  науки, основатель позитивистского  направления, был автором многочисленных работ по социологии.

Социологическая теория О.Конта  состоит из двух частей: социальной статистики и социальной динамики. В задачи социальной статистики входило  изучение человека, семьи, общества, условий  жизни человека, всех социальных общностей, в которых действует человек. Существенной чертой социальной статистики является изучение личности как существа, наделенного духовной силой, принимающего участие в создании материальных и духовных ценностей, и в то же время существа внутреннего противоречивого.

Поставив задачу - проследить взаимосвязь между личностью, семьей и обществом, О.Конт пытался выяснить, какова степень воздействия семьи  на личность, и какая существует взаимосвязь между личностью  и обществом. Саму структуру общества О.Конт исследовал с различных сторон, включая рассмотрения таких социальных общностей, как касты, расы, нации. Будучи убежденным сторонником эволюционного развития общества, он считал, что оно подчинено закону «социальной гармонии», а все, что противоречит этому закону (например, классовая борьба, революция), является незаконным и неразумным. Отсюда и одна из важнейших задач социологии состоит в поддержании и укреплении порядка, существующего общественного строя. «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель», - вот основные принципы, лежащие в основе оценки О. Контом общественных явлений.

В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного  прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. В  задачи социальной динамики, входило  выяснение движущих сил в развитии общества. Для него такими силами являются: экономические условия, географическая среда и климатические условия. Тем не менее, не эти силы оказывают  определяющее влияние на жизнь общества, а взгляды, идеи, мышление, сознание людей.

В системе О. Конта это обоснование  осуществляется на основе сформулированного  им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

На первой, теологической  стадии человек объясняет все  явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. Человеческая мысль развивается  в ней, имея опору в вере, без  опоры на реальные основания. Она  обязательна для всех народов, а  самая архаичная. В ее рамках сознание не выходит за пределы священного писания. Знания о вещах не имеют  возможности развиваться. Однако ее положительным качеством является установление непререкаемых нравственных принципов, обязательных для всех.

На второй, метафизической стадии О. Конт отказывается от апелляции  к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных  сущностей. Подобно теологической  стадии, в ней присутствует постоянная попытка нахождения начала и конца  всех вещей, но используется для этого  не сверхъестественное, а сущностное объяснение. Акцентирование на умозрительности  делает метафизические теории чрезвычайно  гибкими. Их силы бесконечны, как бесконечна свобода разума, не ограниченная никакими рамками догм.

Третья стадия в развитии человеческой мысли - позитивная. На этой стадии человек перестает оперировать  абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и  ограничивается наблюдением за явлениями  и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться  между ними. Её основное гносеологическое правило: подчинение воображения наблюдению. Её логика такова: всё то, что не опирается  на конкретные факты, не имеет реального  смысла. Свойства положительного мышления означают реальность в противоположность  химерическому, полезность в противоположность  негодному, достоверное в противоположность  сомнительному, точное в противоположность  смутному.

В целом социологическая  концепция О. Конта явилась идеалистической, так как исторический закон в  его истолковании представлял собой  закон развития человеческого сознания, а не общественных отношений, определяющих все стороны жизни общества, включая  идеологию. С позиции материализма теория О. Конта относится к социологии идеалистического толка, которая считает  определяющими факторами развития общества идеи, а не материальные условия, повлекшие их возникновение.

3.Социологическая теория Э. Дюргейма.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917), как социолог, дистанцировался от психологических и психопатологических объяснений суицидов, которые в то время считались их основной причиной, и изучал связь частоты самоубийств с различными социальными характеристиками, которые можно обработать статистически (пол, возраст, социальный класс, вероисповедание, семейное положение и т.п.). Социологическая теория Эмиля Дюркгейма состояла из собранных им статистических данных, которые были положены в ее основу. Согласно этой теории, высокая частота самоубийств в обществе является показателем ослабленного чувства солидарности. Исходя из статистических данных по самоубийствам, Э. Дюркгейм называл основной причиной ослабления социальной солидарности аномию (греч. a-nomi -отсутствие закона, нормы), то есть безнормие. В состоянии аномии ослаблены связи, объединяющие людей, в результате чего люди становятся менее устойчивы к жизненным изменениям и проблемам, что ведет к увеличению частоты самоубийств. «Каждое общество, считал Э.Дюркгейм, в известный исторический момент имеет определенную склонность к самоубийству».

4.Социологическая теория М. Вебера.

Макс Вебер (1864 -1920) – немецкий социолог, философ и историк. Он является основоположником понимающей социологии и теории социального действия.

Сущность понимающей социологии заключается в том, что социолог должен понять и объяснить:

1) посредством, каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось;

2) какие последствия имели их стремления для поведения других людей.

Суть использования «понимания» состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей, для того чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат. Исследование значений человеческих поступков – это в какой-то степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей.

Одним из центральных понятий веберовской социологии выступает социальное действие.

Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл – личностное осмысление возможных вариантов поведения.

Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности и от тех операций, на которые дробится действие.

В качестве одного из важных исследовательских инструментов в своем социальном анализе М. Вебер использует понятие идеального типа. 

Идеальный тип – это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя в качестве теоретической схемы изучаемого явления и выступает как своеобразный «эталон». М. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент. М. Вебер, с одной стороны, предполагал, что выявляемые расхождения между реальностью и идеальным типом должны вести к переопределению типа, а с другой стороны, он также утверждал, что идеальные типы являются моделями, не подлежащими проверке.

5. Социология марксизма.

 

Марксистское направление  в социологии связано с именем основоположника этого направления  К. Маркса (1818-1883). В основе его теории лежит материалистическое понимание  истории. Согласно Марксу в основании  общественной жизни людей лежит  их хозяйственная, а точнее экономическая  деятельность. Она имеет название - способ производства материальных благ. Любой способ производства содержит две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производственные силы и производственные отношения  составляют в совокупности экономический  базис общества, над которым возвышается  идеологическая надстройка, включающая в себя право, политику, общественное сознание, идеологию, мораль, науку, искусство, религию.

На основе материалистического  понимания истории Маркс создает  теорию социальных систем. Он вводит новое  понятие - общественно-экономическая  формация. Общественная формация - это  социальная система, состоящая из нескольких взаимосвязанных элементов.

История человеческого общества, по Марксу, знала четыре общественно-экономические  формации, а всего их пять. Первая формация - первобытнообщинная, вторая - рабовладельческая, третья - феодальная, четвертая - капиталистическая.

Пятая, еще не наступившая - коммунистическая, которая имеет две фазы - социализм  и коммунизм. Смена общественно-экономических  формаций представляет собой Марксову теорию социального развития. Цель социального развития - осуществление перехода к коммунистической формации. Именно на этой стадии человеческое общество перейдет от предыстории к подлинной истории. Смена общественно-экономических формаций закономерна. Причина этому в конфликте между производительными силами и производственными отношениями. Их взаимоотношения динамично и неустойчиво, т.к. орудия труда - главный содержательный элемент производительных сил - находится в постоянном развитии, продвигая тем самым по пути развития и работника с его навыками и умениями, и предмет труда. Однако производственные отношения менее динамичны и поступательны. В определенный момент они становятся тормозом развития производительных сил. Наступивший социальный кризис преодолевается революционным путем.

Теория социальных революций - одно из центральных мест социального  учения Маркса. Она органически вписывается  в теорию социального развития. В  процессе революции происходит смена  установившихся ранее и безнадежно устаревших производственных отношений. Устанавливаются новые отношения, соответствующие данному уровню развития производительных сил, и общество постепенно переходит на новый уровень, более высокой общественно-экономической  формации. Маркс называл революцию  «локомотивом истории» и призывал, не боятся ее разрушительного действия.

К. Маркса считают изобретателем  теории социального конфликта. Если для Конта главное стабилизация общества, то для Маркса - его уничтожение  и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась, чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. Действительно, Маркс выступал за революционный  путь изменения общества, а все  другие социологи - за реформистский. Он обосновал возникновение социального  неравенства и проанализировал  социальные конфликты как явление, необходимое для общественного  развития и прогресса.

6.Предпосылки возникновения, основные черты отечественной социологии в дореволюционную эпоху.

Социологическая мысль в России до 60-70-х гг. прошлого века развивалась, не будучи обособленной от развития социального знания в рамках других общественных наук. Многие элементы из области социологического миропонимания можно обнаружить в философии, истории, праве, экономике и др. Именно поэтому при изучении истории социологической мысли особое значение приобретает проблема вычленения, осмысления и истолкования социологических идей, которые существовали в неспецифических формах выражения.

Русская позитивистская социология в 70-90-х гг. XIX в. выступала в форме нескольких сосуществовавших направлений, опиравшихся на различные варианты натуралистического редукционизма, по-разному интерпретировавших задачи и природу социологического знания, роль науки в развитии общества

В дореволюционной России основные труды известных западных социологов конца XIX - начала XX вв. были переведены и квалифицированно комментированы.

Работы О.Конта пользовались неизменным успехом. Понятно, что цели исследований далеко не совпадали, а часто были диаметрально противоположны. Для одних критика О.Конта служила реабилитации умозрительной социальной философии и теологии; другие, напротив, стремились вычленить у О. Конта положения, ориентированные на научную разработку проблем социологии, ее связи с жизнью, старались дополнить и развить взгляды основоположника позитивизма, используя достижения современной науки, вместе с тем выясняли противоречия в его системе; третьи подчеркивали желание автора позитивной философии сгладить социальные антагонизмы, характерные для той эпохи, путем разумного сочетания Порядка (начала консервативного) и Прогресса (начала революционного и анархичного) и поэтому продолжали видеть в социологии науку, призванную согласовывать противоречия этих двух начал.

7.Развитие социологической мысли в советскую эпоху.

После 1917г. появилась необходимость разработки социальной теории нового общества. Создаются  кафедры социологии в Петрограде и Ярославле, и даже  вводится научная степень по социологии. 

Широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места среди других общественных наук. В связи с этим в развитии марксистской социологии можно выделить следующие направления:

1.Большая часть  марксистских социологов стала отождествлять социологию с историческим материализмом.

2.Другая часть социологов считала, что социология - составная часть философии

3.Существовала концепция, представители которой в историческом материализме видели философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты.

4.Часть философов считала, что марксизму вообще чужда какая-либо социология.

Развиваются такие течения, как "социальный дарвинизм", "фрейдизм", "социальная рефлексология", "фитосоциология", "зоосоциология", "социология эмпириомонизма", "физиологическая социология".

В 20-е годы широкое распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений. Суть их заключалась в признании натурализма, то есть при изучении общества опирались на аналогичные законы природы, а социология рассматривалась, как часть естествознания, или можно говорить о биологизации общественных процессов. Одновременно с этим существовали и механистические взгляды на общественные явления. Для механистов было характерно сведение исторического закона к механически понимаемым вещам - причинности, необходимости, повторяемости, а также к отрицанию случайности.

Была сформулирована и обоснована центральная категория исторического материализма - "общественно-экономическая формация". В связи с этим основной задачей научной социологии стало изучение ее возникновения, развития и функционирования по объективным общественным законам.

Существовало две точки зрения:

1.Историчекий материализм является одновременно частью социологии и общей социологической теории, то есть социология - часть философии.

2.Хотя социология и основана на принципах исторического материализма, она - самостоятельная, нефилософская наука.

Первая точка зрения получила более широкое распространение.

Но к концу 30-х годов ХХв. социологию упразднили, социологические исследования прекращаются. Исторический материализм, политэкономия и научный коммунизм перекрыли все социальные науки. Наступило окончательное утверждение марксизма как идеологической основы общества. Социология приходит в упадок.

Только во время хрущевской "оттепели", в конце 1950-х годов начинается новый период в развитии социологии. В это время в науке господствовали догматизм и схоластика. Социологические методы конкретного исследования общества не использовались, изучение явлений и процессов социальной жизни было запрещено.Для широкого развертывания эмпирических исследований необходимо было в первую очередь реабилитировать социологию, вернуть ее в лоно марксизма, то есть объявить, что исторический материализм это собственно социология, а саму социологию рассматривать только как проведение прикладных исследований.

Это привело к тому, что сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, проводились социологические исследования, а с другой стороны, социология как наука не признавалась.

8. Общество: определение, его системообразующие качества.

Общество – это в наиболее широком понятии все взятые вместе виды форм объединения людей и их взаимодействия. В более узком восприятии общество это конкретно изложенный по историческим данным тип людей. А так же – общество это группа людей, объединённая

едиными нормами, целями или совокупностью всех действий.

Системообразующие качества общества:

Целостность

Динамичность

Историчность

Саморегуляция

Открытость

9. Сущность и признаки общества.

Сущность  общества  кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности.

Признаки общества: 
Общество – это человеческая общность, объединение людей, наделенных волей и сознанием. 
Общество представляет собой объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения значимых для них потребностей. Общество есть результат этих потребностей. 
Общество- это устойчивое и постоянное взаимодействие индивидов, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей. 
Наличие публичной власти в лице законодательных, исполнительных, судебных органов, а также норм права, способных обеспечить упорядочение социальных взаимодействий на определенной территории, защиту населения от внешней угрозы. 
Общество – это социокультурная система. Регуляция и согласование общезначимых и индивидуальных интересов и потребностей в рамках единого общества невозможны без общей системы ценностей, именуемой культурой. 
Таким образом, общество - это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей

.

10. Типология обществ (письменность, уровни управления, способ производства).

 В зависимости от того или иного критерия в социологии существует ряд типологий обществ, существовавших прежде и существующих сейчас.
  1. По наличию или отсутствию письменности все общества делятся на дописьменные и письменные. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высшего уровня культуры. Не знающие письменности народы относят к диким, отсталым, нецивилизованным.
  2. Общества делятся на простые и сложные в зависимости от числа уровней управления и степени социального расслоения. Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, а сложные - 5-6 тыс. лет назад.
  В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. В сложном обществе руководители подчиненные составляли противоположные классы: господствующий и угнетенный. Здесь существует государственный аппарат, социальные расслоения людей, наука и техника.
  3. По способу производства все общества подразделялись на следующие типы:
  • общество первобытных охотников и собирателей (30-40тыс. лет);
  • общество огородничества или садоводческое общество;
  • общество скотоводов;
  • земледельческие общество (8-10 тыс. лет);
  • индустриальное общество (250 лет);

11. Постиндустриальное общество, классификация (Д. Белл, О. Тоффлер).

Попытку прогнозировать вероятные структурные сдвиги, обусловленные развитием информационных технологий, предприняли, в частности, теоретик постиндустриального общества Даниэл Белл и автор концепции "третьей волны" Элвин Тоффлер.

И тот и другой стремятся уяснить, в каком направлении идет трансформация капиталистического общества, какие структурные изменения в нем происходят.

Д. Белл утверждает, что постиндустриальное общество означает движение от промышленной экономики к экономике с преобладанием сферы услуг. Все большая часть работников будет занята не в сфере индустрии, не производством товаров, а созданием разнообразных услуг в сфере науки, образования, медицины, культуры, организации отдыха, туризма, развлечений. Экономическая власть перейдет от собственников к носителям знаний, обладателям информации. Вместо стандартного производство будет носить специализированный, индивидуальный характер. Определяющую роль в обществе, которое придет на смену индустриальному, будет играть изменение целей, интересов, стимулов деятельности.

Примерно по той же схеме строится общество по Тоффлеру. Технологическую революцию он рассматривает как "третью волну" в истории экономических переворотов. "Первой волной" была аграрная революция; ее сменила промышленная революция ("вторая волна"). Информационное общество представляет собой не замену, а дальнейшее развитие системы машин: двигателей, станков, транспортных средств, машинных средств обработки информации. Происходят изменения в социально-экономической структуре общества. Перестраивается система и структура потребления, создаются новые условия для развития личности, расцвета индивидуальностей.

Итак, переход к новому информационному обществу рассматривается не как укрепление, а как постепенная трансформация прежней системы. Перемены носят прогрессивный характер, они охватывают разнородные, в известной мере взаимосвязанные факторы. Трансформация сглаживает противоречия. Капитализм "уходит" от товарных отношений, двигается к отношениям более гармоничным и гуманным.

12. Личность, элементы социальной структуры личности.

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения им социального опыта.

  Элементы социальной структуры личности. На основании сказанного в социальной структуре личности можно выделить следующие элементы: 
    1) способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая. При этом труд должен рассматриваться как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы; 
    2) объективные социальные потребности личности. Личность – органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение; 
    3) способности к творческой деятельности, знания, навыки. Именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования как личности. Причем творческие способности могут проявляться не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природе своей требуют творческих личностей, но и в таких, которые, на первый взгляд, творческими не назовешь, например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество и создаются различные приспособления, машины и механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным.

   4) степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности.

    5) нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность. И, наконец, убеждения – самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека. Убеждения связаны с осознанием личностью своих объективных потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности. 
    Все эти структурные элементы в той или иной степени присущи каждой личности. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение.

13.Формирование личности, основные этапы и механизмы.

Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.

Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы, личность "рождается" дважды.

Первое ее "рождение" - в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе ее "рождение" - в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.

К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных. Это - механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения.

14.Социализация.  Агенты и институты социализации.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

  1.  первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
  2.  вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. 

Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.

Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

15.Элементы и типология социальной структуры.

В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами.

В узком смысле слова социальная структура – это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д.

Выделяют четыре типа социальной структуры общества: рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый.

Рабовладельческий тип социальной структуры характерен, прежде всего, для античных обществ. Формой социальной связи в таких обществах выступает прямое насилие.

Кастовый тип социальной структуры характерен для ряда восточных государств, прежде всего Индии. Сословный тип социальной структуры характерен для государств периода развитого феодализма, в том числе для России.

Классовый тип социальной структуры. Класс определяется ими как большая группа людей, объединённых по своему социально-экономическому статусу, который включает обычно три переменные – престиж профессии, уровень образования и уровень дохода. Классы представляют собой социальные группы свободных в правовом отношении людей, обладающих равными основными (конституционными) правами. 

16.Стратификация, её исторические типы.

Социальной стратификацией (ог лат. stratum — слой + facere — делать) называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков.

Существует четыре основных типа социальной стратификации – рабство, каста, сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет.

17.Социальная мобильность, основные виды

Социальная мобильность – это изменение положения индивида в стратификационной системе.

Социальная мобильность может быть индивидуальной и групповой.

1. Индивидуальная социальная мобильность связана с переходом отдельных людей из одной общности в другую.

По отношению к индивидуальной мобильности Питирим Сорокин выделил вертикальную и горизонтальную социальные мобильности.

Вертикальная социальная мобильность – это изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса.

Переход человека к более высокому классовому положению называют восходящей социальной мобильностью. Переход к более низкому социальному статусу – нисходящей социальной мобильностью.

Горизонтальная социальная мобильность – это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса.

2. Групповая социальная мобильность осуществляется тогда, когда в обществе меняются сами критерии стратификации.

18. Понятие социального статуса, классификация.

Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Социальный статус может быть:

  1.  предписанный — полученный от рождения или в силу не зависящих от его носителя факторов — пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста;
  2.  достигаемый — приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. На статусе человека в обществе сказываются уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак. Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса несет возможность в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности;
  3.  личный — проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно (семья, трудовой коллектив, круг близких друзей), он определяется его личными качествами и чертами характера;
  4.  групповой — характеризует индивида как члена большой социальной группы — представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков и т.д.

19.Определение и характеристика социальных институтов.

Социальный институт обозначает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Именно решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности индивида, социальной общности, есть утверждающийся, отлаженный и регулярный, то есть институциональный аспект социальной жизни/

В повседневной жизни социальные связи, действия между людьми достигаются через социальные институты.

Во-первых, особым типом регламентации регулирования взаимоотношений, механизмами регуляции социальных институтов более жестко обеспечивается регулярность, большая четкость, высокая предсказуемость и надежность функционирования социальных связей.

Во-вторых, четким распределением функций, прав и обязанностей участников взаимодействия. Каждый выполняет свои функции, а потому и каждый другой имеет достаточно надежные и обоснованные ожидания. Если же не соблюдаются обязанности, то принимаются санкции, а отсюда поведение индивида в пределах социального института обладает большей предсказуемостью, а деятельностью социальных институтов – регулярностью и самовозобновляемостыо.

В-третьих, регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечиваются также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность социального института, а выполнение определенного круга обязанностей ведет к разделению труда и профессионализации выполнения функций и т.д. Для выполнения своих функций социальный институт имеет учреждения, в пределах которых организуется деятельность людей, осуществляется управление социальными действиями, связями, контролируется их деятельность и т.п. Каждый социальный институт обладает необходимыми средствами, ресурсами и т.п. Социальный институт здравоохранения обладает такими учреждениями, как больницы, поликлиники, профилактории, санатории, имеет свои органы управления. Для деятельности системы здравоохранения нужны ресурсы (помещения, медицинское оборудование, квалификация врачей, доверие со стороны клиентов и т.д.).

20.Типология социальных институтов.

Во-первых, институты отношений, которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т. п.

Во-вторых, регулятивные институты, которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты.

В-третьих, культурные (духовные) институты, устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона, социальное равенство и т. п.); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы, сотовые телефоны и т. п.); в) частные моральные обязанности (дружба, сыновья верность, патриотизм и т. п.).

21. Функции и дисфункции социальных институтов.

Социальные институты выполняют в обществе ряд функций, среди них выделяют явные и латентные.

Явные функции социальных институтов формируются и декларируются в нормативных актах (законах, постановлениях), уставах (например, компаний или общественных организаций, положениях и инструкциях и закреплены в системе статусов и ролей).

Латентные функции выражаются в непредвиденных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их.

Явные функции показывают, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — что из этого получилось.

Общие функции всех социальных институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений(стабилизирующая).

2. Регулятивная функция — состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

3. Интегративная функция.

Эта функция включает в себя обеспечение процессов сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может рассматриваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Увеличение дисфункций в деятельности социальных институтов приводит к социальной дезорганизации общества.

Существует несколько причин возникновения дисфункций.

1) Функции социальных институтов со временем изменяются.

Происходит их перераспределение между социальными институтами.

В тот период, когда это перераспределение происходит, дисфункцию может испытывать как один, так и другой социальный институт.

2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом, которое выступает их внешней средой.

Время от времени возникают ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

3) Возникновение новой общественно значимой потребности может вызвать своеобразную конкуренцию между социальными институтами до той поры, пока общественная практика не выявит, какой социальный институт способен наиболее эффективно справиться с ее удовлетворением.

4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или, по крайней мере, большинства социально значимых потребностей.

22.Образование как социальный институт.

Социальный  институт образования – это одна из  составляющих культурного окружения  личности, разрабатывающая и применяющая  на практике систему мер, организующих  приобщение личности к культуре.

Признаки  института образования:  

1.установки  и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость 

2. символические  культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни, форма  

3. утилитарные  культурные черты - классы, библиотеки, стадионы  

4. кодекс устный  и письменный - правила учащихся  

5. идеология - академическая  свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении 

23.Религия как социальный институт.

Религия представляет собой систему верований, разделяемых группами людей, исполняющих определенные ритуалы, верований, воплощающих представление о священном, сверхестественном, определяющем судьбу человека. Элементами религии являются: наличие группы верующих; представление о священном, сверхъестественном; особая система верований (вероисповедание); особые ритуалы (система действий по отношению к тому, что считается священным); представление об особом образе жизни, соответствующем постулатам веры.

Религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного.

24.Социальные организации, основные черты и особенности.

Термин «организация» (от лат. organiso - сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

  1.  как элемент социальной структуры общества;
  2.  как вид деятельности какой-либо группы;
  3.  как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

В социологии ключевым понятием является элемент социальной структуры и дается такое определение:социальная организация — большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей

во-первых, организации — это, прежде всего практически действующие группы, а не социальные, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, ближайших целей;
во-вторых, организации — это такие сообщества людей, которым свойственна высокая степень формализации. В отличие от социальных общностей их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.
в-третьих, организации, в отличие от социальных институтов, очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав - меняется "лицо" организации.

Особенности социальных организаций:

1. Позволяют любому человеку проявлять потенциальные способности и возможности;

2. сложность, что проявляется в наличии комплекса взаимосвязанных целей;

3.динамичность, то есть изменяются под действием факторов внешней среды.

4. Надежность, которая достигается взаимозаменяемостью элементов, ресурсов, методов организации производственного и управленческого процессов.

5. Протекание в системе объективных и субъективных процессов. Объективные процессы связаны с проявлением законов организации. Субъективные – связаны с принятием управленческих решений.

6. Наличие формальных и неформальных лидеров.

7. Основу социальных организаций составляет малая группа. Это коллектив численностью до 30-ти человек, которые выполняют однотипные или взаимосвязанные функции и находятся в непосредственной территориальной близости.

25.Типология социальных организаций.

Выделяют два основных типа организации — формальную и неформальную. Их отличает друг от друга степень формализации всех существующих в ней связей, взаимодействий и отношений. Однако на практике в организациях присутствуют как формальный аспект, так и неформальный.

Формальный аспект организации — главное, что отличает организацию от других социальных явлений. Организованность подразумевает наличие устойчивой формы, жесткого иерархического каркаса взаимоотношений. Формальный характер социальной организации проявляется в наличии постоянной статусной структуры, комплекса формализованных норм, устойчивого разделения обязанностей и полномочий. Основой формализации является функциональное разделение труда. В соответствии с системой разделения труда складываются и фиксируются на формальном

уровне различия статусов. Статусы упорядочиваются иерархически по сходству функциональных задач и между ними устанавливаются отношения руководства-подчинения.

Неформальный аспект организации проявляется в обязательном наличии в ней своеобразного «фона», который составляют морально-психологическая атмосфера, межличностные отношения, неявное лидерство, симпатии и антипатии людей. Между «формой» и «фоном» всегда существуют сложные диалектические отношения нерасторжимой взаимосвязи.

26. Теории социальных конфликтов.

Основные концепции теории социального конфликта:

  1.  концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера;
  2.  конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа;
  3.  общая теория конфликта Кеннета Боулдинга.

Концепции Л. Козера

  1.  обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
  2.  социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
  3.  социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа

  1.  постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;
  2.  любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;
  3.  разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества.

Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга

  1.  все конфликты имеют общие образцы развития = их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать обобщающую теорию — «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия;
  2.  Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека — стремление к борьбе с себе подобным);
  3.  Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны;
  4.  2 аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический — анализ сторон (субъектов) конфликта (личности, организации, группы) и отношения между ними = классификация: этнические, религиозные, профессиональные. Динамический — изучает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей = определение динамики конфликта = есть совокупность ответных реакций сторон на внешние стимулы.

27.Социальный контроль.

Социальный контроль' — механизм поддержания социального порядка, основанный на проверке фактически достигнутых результатов деятельности с ожидаемыми — нормативными или запланированными путем применения властных полномочий и санкций. Социальный контроль включает систему методов и стратегий, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с социальными предписаниями и ожиданиями окружающих, а общество оценивает и регулирует различные сферы своей жизнедеятельности. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе наблюдения (проверки) за поведением индивида на соответствие требованиям и ожиданиям.

28.Отклоняющееся поведение в обществе.

Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

29.Глобализация в современном мире.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. 

30.Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения.

Глобальные проблемы — это проблемы, которые: во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
в-третьих, могут быть решены только при сотрудничестве в общепланетарном 
масштабе.

Приоритетными проблемами человечества являются:

Проблема мира и разоружения — проблема предотвращения третьей мировой войны остается важнейшей, самой приоритетной проблемой человечества. Во второй половине XX в. появилось ядерное оружие и возникла реальная угроза уничтожения целых стран и даже континентов, т.е. практически всей современной жизни.

Пути решения:

  1.  Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием;
  2.  Сокращение обычных вооружений и торговли оружием;
  3.  Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил.

Экологическая — деградация глобальной экологической системы, в результате нерациональногоприродопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности.

Пути решения:

  1.  Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;
  2.  Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;
  3.  Экологическая безопасность населения;
  4.  Создание особо охраняемых территорий.

Демографическая — продолжение демографического взрыва, быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты.

Пути решения:

  1.  Проведение продуманной демографической политики.

Топливно-сырьевая — проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией, в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов.

Пути решения:

  1.  Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики;

Продовольственная — по данным ФАО (организации по продовольствию и сельскому хозяйству) и ВОЗ (Всемирной организации по здравоохранению) в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек.

Пути решения:

  1.  Экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий.
  2.  Интенсивный путь — это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.

Использование ресурсов Мирового океана — на всех этапах человеческой цивилизацииМировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. В настоящее время океан это не просто единое природное пространство, но и природно-хозяйственная система.

Пути решения:

  1.  Создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных ирекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов.
  2.  Охрана вод Мирового океана от загрязнения.
  3.  Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов.

Мирное освоение космоса. Космос — глобальная среда, общее достояние человечества. Испытание разного рода оружия может угрожать всей планете сразу. «Замусоривание» и «засорение» космического пространства.

Пути решения:

  1.  «Немилитаризация» космического пространства.
  2.  Международное сотрудничество в освоении космического пространства.

Преодоление отсталости развивающихся стран — большая часть населения мира живет в бедности и нищите, которые можно считать крайними формами проявления отсталости. Доход на душу населения в некоторых странах составляет менее 1 долл. в день.

Пути решения:

  1.  Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам.
  2.  Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ).




1. Причины речевых ошибок. Использование научных термино
2. Экономическая теория и экономическое знание
3. Тема ldquo;ФІЛОСОФІЯ ЕПОХИ ВІДРОДЖЕННЯrdquo; План Особливості філософії Ренесансу Гуманізм епохи
4. Законы сохранения и симметрия
5. ленивый и бестолковый Бельгийские специалисты из Vcture Poll решили провести исследование посвященное вес
6.  Сутність і завдання представництва прокуратурою інтересів громадянина або держави в суді Підручники онла
7. Розроблення ІТ із автоматизації рішення задачі Ведення карткових рахунків фізичних осіб
8. разработка технического задания ТЗ НИР;2 выбор направления исследования;3 теоретические и эксперименталь
9. Topic.phpt5151 Перевод ~ Euphony
10.  Сущность и цели аудита в трудовой сфере Традиционный подход к управлению производством предусматривал ор
11. ТЕМА 6 УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 1
12. Авторське право у шоу-бізнесі
13. Виктория Танцевальный клу
14. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ ТВЕРДЫХ ТЕЛ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ТВЕРДЫХ ТЕЛ ПРАВИЛЬН
15. Сухомлинский о профессии учителя
16. на тему Повышение внешних конкурентных преимуществ предприятия.
17. ВСТУПЛЕНИЕ2 Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства4 Принятие христианства8 Заключен
18. правовые формы предприятий В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие
19. Статья- Культура быта
20.  Дисконтная карта действует при расчетах с физическими лицами