Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

СибГУТИ кафедра СПП курс социология Домашняя письменная работа Семейное поведение- п.

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Федеральное агентство связи РФ

ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»

кафедра СПП

курс социология

Домашняя письменная работа

Семейное поведение: понятие, сущность, исследования

Выполнили: студентки ф-та МРМ, гр.Р-01

Кутюкова Д.В.

Нудненко А.Ю.

Проверила: Логутова М.А.

Новосибирск 2013

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3

1.ПОНЯТИЕ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………………..4

2 ДИСПОЗИЦИЯ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ………………….….………9

3 ВИДЫ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ………………………….……….…….10

А) БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ…………………………………….……..……….10

Б) РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ……………………………….….……15

В) СОЦИАЛИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ………………………….……….18

Г) САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ....19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...……………..22

ВВЕДЕНИЕ

Семья - основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни людей.

Возникает семья для обеспечения личного счастья и благополучия человека и выполняет важнейшую роль в воспроизводстве жизни, социализации индивида, его органической связи с обществом. 

Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование.

В данной контрольной работе мы исследуем виды семейного поведения. Семейное поведение составляет основной интерес социологии семьи.

1 ПОНЯТИЕ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Семейное поведение – поведение человека в семье, которое отличается от индивидуального, так как рамки семьи накладывают на это поведение существенные ограничения в виде определенных норм, рамок, требований, традиций, мифов, ритуалов, границ социальной активности и т.п[1].

Семья – сложная самоуправляемая система, члены которой в ходе ее существования все время должны решать одну и ту же проблему: как отладить систему управления семьей так, чтобы, с одной стороны, между ними постоянно воспроизводились отношения сотрудничества, взаимодействия, согласования позиций и интересов, приобщенности к семье, а с другой стороны, - постоянно преодолевались в существующей семейной среде их возможные конфронтации, противодействия, рассогласования, отчужденность[2].

В рамках ресурсного подхода именно проблемы сотрудничества-конфронтации, взаимодействия – противодействия, согласованности – рассогласованности, приобщенности – отчужденности являются важнейшим морально-психологическим противоречием семейного поведения, которое либо успешно преодолевается членами семьи и способствует ее развитию, либо обостряется и ведет к ее разрушению. Степень разрешения этой проблемы и проблем этого класса и является важнейшим показателем того, насколько успешно осуществляется семенное самоуправление.

Существует понятие «социальный генотип семьи». Понятие «генотип» означает в биологии наследственную основу организма, «отпечаток» исторического развития рода, вида. Употребляя термин «социальные генотип семьи»[1], мы предполагаем с помощью него раскрыть типичные проявления семейного поведения, т.е. такие феномены, которые, с одной стороны, обеспечивает внутреннюю и внешнюю силу, устойчивость и развитие семьи, а с другой – провоцирует ее слабость, неустойчивость и деградацию.

Именно отношения в диапазонах сотрудничество – конфронтация, взаимодействие – противодействие, приобщенность – отчужденность, согласованность – рассогласованность, и являются теми существенными признаками, ключевыми семейными генотипами, которые и определяют качество отношений в семейной системе. Ситуации в этих диапазонах постоянно возникают по всей линии организации семьи (родители, родители – дети, родители – ближайшие родственники, дети – бабушки и дедушки и т.п.) и формируют, воспроизводят, переформируют, развивают внутри семьи определенную систему самоуправления, от которой в значительной степени и зависит балансировка семейного поведения и устойчивость.

Для того, чтобы объяснить проявления поведение членов семьи в тех или иных их поступках, важно выяснить, от каких плюсовых или минусовых факторов зависит формирование сотрудничества, взаимодействия, согласованности членов семьи в семейной системе, т.е. к сплачивающим, объединяющим моделям индивидуального и группового поведения. В то же время важен и обратный аспект: какие минус - факторы ведут в семье к процессам конфронтации, противодействия, рассогласованности членов семьи в семейной системе, т.е. к разобщающим, разъединяющим моделям индивидуального и группового поведения. Здесь можно использовать предположение о том, что поведение членов семьи в семейной системе с одной стороны состоит из «человека действующего» и «человека общающегося» (взаимодействующего- противодействующего, приобщенного - отчужденного, в поведении которого проявляются объединяющие - разъединяющие, сплачивающие - разобщающие модели), с другой стороны - из «человека мотивированного» и «человека, включенного в информационные потоки», который проявляет себя побуждаемым – принуждаемым в мотивационном пространстве семьи и «функционалистом – дженералистом» в информационном  пространстве семьи, т.е., либо видящим все процессы происходящие в семье исключительно с позиций исполняемых им функций (например, зарабатывания денег или обеспечения быта или воспитания детей) в семье, либо с позиций всех существующих задач, стоящих перед семьей, т.е. максимально широко, панорамно[1].

Процессы самоуправления в семье могут складываться либо стихийно, либо целенаправленно. Соотношение стихийности и целенаправленности в процессах самоуправления в семье является показателем того, какова организационная среда семейного поведения. Если преобладают процессы стихийности, то поведение членов семьи в значительной степени оказывается зависимым от дезорганизующих факторов, а потому может быть деформированным, искаженным. Например, довольно часто встречается ситуация стихийного наполнения семейного бюджета, который провоцирует проблему так называемых «финансовых ям», когда «денег нет и в ближайшее время не предвидится», «деньги нужны, но их не хватает» и т.п. Если же преобладают процессы целенаправденности, то в этом случае поведение членов семьи оказывается в значительной мере зависимым от организующих алгоритмов, которые задаются управляющими усилиями членов семьи. Но и в этом случае оно может деформироваться, искажаться, ибо и такие целенаправленные алгоритмы по самым разным причинам не всегда учитывают всю сложную мотивационную гамму членов семьи. Основная организационно-психологическая проблема членов семьи – это найти приемлемую «золотую середину» в собственных отношениях и «выстроить» внутри семьи определенный организационный порядок, который бы оптимизировал организационную среду семейного поведения.

Важно также понять, что семенное поведение невозможно представить без присутствия определенных субординационных и координационных организующих сил, которые, пересекаясь, и способствуют возникновению и воспроизводству определенных моделей семейного поведения. Субординационные организующие силы выстраивают определенную иерархию отношений членов семьи и задают жесткую, пусть и полуформальную систему норм, правил и запретов, регулирующих поведение членов семьи. Координационные организующие силы в семейном поведении направлены на то, чтобы нести в существование семьи некую упорядоченность. Они работают на так называемых «семейных стыках», которые могут возникать в связи с исполнением членами семьи отличных друг от друга, но все же взаимодополняющих и важных для существования семейной системы функций. Так, если муж в семейной системе выполняет важную функцию «добытчика», обеспечивающего экономическую дееспособность семьи, а жена определяет «бытовую сторону» жизни семьи, координация их позиций и поведения друг с другом все же представляется обязательной, так как служит общим условием поддержания устойчивого равновесия семейной системы, служит формированию организационной семейной культуры по типу «общий дом», обеспечивает мотивационную привлекательность семейной организационной среды для ее членов.

Не стоит также забывать, что поведение людей в семье глубоко персонифицировано, поскольку переносится на вполне конкретных членов семьи. Именно от того, как последние относятся к ним, и зависит, как им живется внутри семьи. Поэтому отношение членов семьи друг к другу является исходной причиной того или иного их поведения. Главный закон семенного самоуправления можно было бы сформулировать так: как члены нашей семьи, особенно высокостатусные внутри семейно иерархии, относятся к нам, так и мы, члены семьи, относимся к ней.

В семье, как и в любой организации имеется два типа отношений членов семьи друг к другу: инструментальное и ценностное, которые и создают мощный спектр их различных психологических переживаний. Ценностное отношение к себе закодировано в требованиях и ожиданиях каждого члена семьи. По отношению же к другим может и нередко встречается как раз иной код отношения – инструментальный, который предполагает определенное функциональное удобство, комфорт для себя. Тот или иной тип отношений либо создает ситуацию глубокой заинтересованности человека в семье, стремление его быть активным ее членом, субъектом происходящих внутри семьи процессов, стимулирует раскрытие им глубинных мотивационных ресурсов внутри семенной системы, либо, наоборот, создает глубокое переживание человеком безразличия к своей жизни в семье, способствует развитию разного рода мотивационных патологий в семейной организации, размотивирует, разрушает внутрисемейную среду. Так, безразличие родителей к сфере занятий их детей со временем способствует возникновению отчужденных моделей поведения последних – центр жизни ребенка перемещается в сторону противоположную собственной семье.

Таким образом, семейное поведение можно понять и «расшифровать» тогда, когда раскрываются социальные генотипы семьи. Они закодированы в таких противоречиях семьи как «сотрудничество – конфронтация», «взаимодействие – противодействие», «отчужденность – приобщенность», «согласованность – рассогласованность», «функционализм – дженерализм», «заинтересованность – незаинтересованность». Ключевыми генотипами – глубинными хранителями здоровой семьи оказываются такие полюса поведения членов семьи как «взаимодействие членов семьи – приобщенность к своей семье»; «взаимосогласованность поведения членов семьи – дженерализм или панорамное видение событий в семье»; «мотивационные ресурсы членов семьи». «Генетическое здоровье» любой семьи можно поддерживать, используя методы обратной связи, позволяющие членам семьи корректировать прежде всего собственное поведение.


2 ДИСПОЗИЦИЯ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Семейное поведение, наряду с межличностными взаимоотношениями и межпоколенными связями, составляет основной интерес социологии семьи.

Под семейным поведением понимаются все те специфические проявления социального поведения, которые делают возможным, функционирование супружества - родительства - родства. Это прежде всего брачное, репродуктивное, и социализационное поведение – те разновидности семейного поведения, которые подчеркивают направленность на заключение брака, на рождение и социализацию детей в семье. В рамках каждого из них предполагается и негативное развитие событий. Брачное поведение может закончиться разводом, репродуктивное – абортом, а воспитание ребенка полным крахом. Тем не менее конституируют, формируют сами эти виды поведения позитивные события и действия.

К следующему виду семейного поведения относится все связанное с выживанием отдельных членов семьи и с сохранением семейной целостности, т.е. забота о здоровье и продление сроков жизни. Негативные моменты – болезни, несчастные случаи, самоубийства, преждевременные смерти также являются признаками самосохранительного или экзистенциального поведения. Само обращение к слову «поведение» призвано подчеркнуть роль индивидуальной и семейной активности, важность жизнеутверждающей стратегии в сопоставлении с отрицающей жизнь, суицидальной тенденции.

Поведенческая интерпретация всего, что происходит в жизни семьи, содержит в исходных предпосылках возможность изучения социально-символистического уклада семейного бытия. Есть еще одно преимущество поведенческого подхода к изучению семьи. Достаточная разработанность структуры диспозиционной регуляции поведения обладает наряду с возможностями содержательной интерпретации брачного или репродуктивного поведения также возможностями измерения отдельных элементов структуры.

 В соответствии со схемой диспозиционной регуляции поведения (см.
схему 2.1) выделяются методы исследования системы потребно-
стей, методы исследования ситуаций семейного образа жизни, методы
изучения механизма определения ситуаций и результатов поведения (ли-
ний поведения, если результаты рассматриваются применительно к жиз-
ненному циклу семьи).

Следует особо отметить, что при этом не ставится задача разработки
сугубо семейных методов исследования или закрепления каких-либо
существующих методик в качестве «семейных». Речь идет о примене-
нии общесоциологических и социально-психологических методов, тех-
нологий и процедур исследования к такой специфической области, как
семейное поведение. Нужно учитывать специфику семьи как автоном-
ной целостности, своеобразие итогов общесемейного поведения, не сво-
димого к сумме результатов индивидуального поведения членов семьи.

Рисунок-2.1 СЕМЕЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
КАК НЕСВОДИМОЕ К СУММЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ


3. ВИДЫ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ

А) БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Брачное поведение — это поведение, целью которого является 
удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе»[1].

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от 
экономических, социальных, социокультурных и других условий, 
существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны:

1. Пространство возможных выборов. Здесь все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки. Если повторные браки допускаются, если допускается «серийная моногамия», то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке.
Правилом здесь является то, что человек постоянно доступен для брака, 
независимо от того, состоит он в браке или нет. Как пишет американский 
социолог Б. Фарбер, «каждый человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потенциальным супругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, что состояние в браке ничуть не ограничивает человека в том смысле, что он продолжает оставаться возможным супругом в позднейших браках. Напротив, в культурах, где повторные браки не допускаются, в культурах традиционной, жесткой моногамии, пространство возможных выборов не включает в себя тех, кто уже состоит в браке. Человек вступает в это пространство по достижении установленного обычаем или законом брачного возраста и покидает его, вступив в брак. 

2. Степень свободы индивидуального выбора. Что касается степени свободы индивидуального выбора, в этом отношении, между различными обществами также существуют большие отличия. В некоторых культурах, а в прошлом практически повсюду преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует «свободный» выбор, когда основными его «агентами» являются сами вступающие в брак. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и даже отчасти социально-биологического характера.

Б) РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Рождаемость - один из главных компонентов воспроизводства населения. Поэтому анализу рождаемости всегда уделялось особое внимание. Понятие «рождаемость» используют для характеристики процесса рождения детей либо в конкретном поколении, либо в совокупности поколений или населении. Демография исходит из того, что рождаемость зависит не только от биологической способности к воспроизведению потомства, но и от социально-экономической структуры общества, существующей системы ценностей, общественной морали, образа и условий жизни людей. Поэтому рождаемость подвержена сильным изменениям, а ее закономерности носят исторический характер. Показатели рождаемости в сильной степени зависят от репродуктивного поведения и мотиваций людей.

Репродуктивное поведение - это действия людей и отношения между ними, возникающие в связи с рождением ребенка или отказом от рождения. Часто термин репродуктивное поведение используют, когда говорят о намерении родить ребенка, о желаемом количестве детей и т.д. Часто в качестве синонимов используются понятия прокреативное поведение или генеративное поведение. Когда же речь идет об отказе от рождения, то это явление описывают в терминах планирования семьи и говорят о «регулировании рождаемости», «внутрисемейном контроле над рождаемостью», а в качестве синонима употребляют понятие «контрацептивное поведение». Репродуктивное поведение в значительной степени определяется уровнем потребности в детях. Различают три основных типа репродуктивного поведения: - многодетное (потребность в 5 и более детях); среднедетное (потребность в 3-4 детях); малодетное (потребность в 1-2 детях).

На репродуктивное поведение влияют как текущие условия жизни, так и события прошлых лет. Современные повседневные события влияют на семейную ситуацию и принятие конкретного решения о рождении ребенка. В то же время, нельзя переоценивать их значение. Если число детей в семье соответствует потребностям супругов в детях, то никакое улучшение экономической ситуации не способно привести к рождению новых детей. Лишь в тех случаях, когда данная потребность не удовлетворена, улучшение условий жизни дает прибавку семьи, да и то не всегда. Аналогичная картина наблюдается и в случае ухудшения экономической ситуации.

Нормы многодетности или малодетности часто закрепляются в обычаях и традициях. Таким образом, потребность в детях - это самая консервативная часть репродуктивного поведения людей.

Несмотря на всю консервативность, репродуктивное поведение также подвержено изменениям. В средние века репродуктивное поведение было ориентировано на максимальное число рождений. В аграрном обществе большие семьи обладали лучшими возможностями достижения благополучия. Многодетность поощрялась социальными и культурными традициями, религиозными нормами. Намеренное предотвращение рождений применялось только при внебрачных связях. Главным способом регулирования рождаемости было половое воздержание, система запретов связанных с постами, религиозными обетами и наказаниями. Широкое распространение получило безбрачие. (Две крайности).

Переход к индустриальному обществу со 2-ой половины XIX века, привел к изменению в образе жизни семьи. Многодетность постепенно утратила свою экономическую роль, для удовлетворения психологической потребности в детях родителям было достаточно и небольшого количества детей. В результате произошел массовый переход к малодетному репродуктивному поведению во всех развитых странах.

В современном пост-индустриальном обществе снижение детской смертности, изменение функций семьи, применение контрацепции, усиление внесемейной ориентации женщин на личные достижения и успех уменьшают потребность в детях и постепенно приводят к повсеместному распространению модели 1-2-х детной семьи. Одновременно, это способствует росту понимания ценности детей. Потребность в бездетности, практически, отсутствует.

В) СОЦИАЛИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Социализационное или родительское поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально-компетентной личности. В социологии семьи акцент делается на исследовании фактически используемых родителями приемов заботы о детях, организации их учебного и свободного времени, участия в домашней работе и семейных делах.

В области исследований социализации множество познавательных средств, относящихся к потребности в воспитании, к конечным итогам воспитания и остальным элементам диспозиционной системы, но мало попыток обобщить это все в единой системе взаимодействия диспозиций. Однако самым сложным является измерение иерархии жизненных ценностей и места в ней ценности семьи и детей. Исследование ценностей обзаведения детьми связано с предположением, что высокая ценность их сопровождается сильной любовью к ним, которая есть главный механизм воспитания.

Г) САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ

В социологии самосохранительное поведение определяется как система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление срока жизни в пределах этого цикла.

Медицинские и демографические сведения о структуре заболеваний, ведущих к смерти, выход на первый план сердечно-сосудистых и онкологических «причин» смерти (а так же несчастных случаев на транспорте, производстве и т.д. ) свидетельствовали о росте эндогенных воздействий на смертность, т.е., не связанных с внешними факторами: эпидемиями, стихийными бедствиями и войнами.

Стремление изучить желания людей, связанные со здоровьем и роком жизни, считалось доступным и диктовалось верой в то, что реализация этих желаний дает итоговые результаты здоровья и сроки жизни. Те или иные стратегии самосохранительного поведения проявляют себя не сразу, а в течение длительного времени, т.е. последствия поведения отдалены во времени от «причин» и поэтому не связываются обыденным сознанием в единую цепочку детерминации.

Поведение родителей в отношении собственного здоровья и жизни их детей, а также соответствующее поведение детей по отношению к родителям, так же как и поведение медицинского персонала в отношении пациентов и т.д., не входят по определению в самосохранительное поведение. Забота родителей о детях и взрослых детей о родителях – это отдельный вид социального поведения, который может включаться в состав семейного поведения, причем забота родителей прямо относится к родительскому поведению, тогда как забота о своих родителях – разновидность родственного поведения.

третий уровень самосохранения как телесного существа описывается потребностью в сохранении жизни, целостности организма, потребностью в здоровье на всех стадиях жизненного цикла и потребностью в связи с этим в длительном сроке жизни, позволяющем пройти все этапы жизненного цикла личности. Вот этот уровень и образует движущую силу самосохранительного поведения личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи.

Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должной систематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. А.И. Антонов, В.М. Медков « Социология семьи». Москва- 1996 г.

2. Валиева С. Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка // Вестник Московского университета. Сер. 18 Социология и полито-логия. 1997. № 3. С 121-125.

3. Волков А. Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. 1999. № 4. С. 47-57. |

4. Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи // СоцИС. 1995. № 10. С. 96-99.

5. Энциклопедический словарь «Народонаселение» Большая Российская Энциклопедия. Москва-1994 г.




1. УТВЕРЖДАЮ Президент Омской областной федерации тайского бокса Ю
2. тематизировать к экзамену по микре
3. Православие в Республике Корея
4. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ для студентов специальности 0204000 Психология
5. Казах Временное положение о революционном комитете по управлению Казахским краем было подписано В
6. Реферат- Организация денежных расчетов в РФ
7.  ЗАПАМ~ЯТОВУВАННЯ ~ це закріплення образів сприймання уявлень дій переживань і зв~язків між ними через ко
8. первоначальный этап[24] когда происходило формирование и становление вооружённых сил противоборствующих
9. на тему- Конституція США та реальні права громадян Виконала студентка Iго курсуюридичного факуль
10. первых для объяснения других явлений процесса резания и вовторых для расчета инструментов приспособлени
11. SE BTTLE из опыта работы Кашкиной Елены Васильевны учителя английского языка МОУ Средняя общеобразов
12. Курс лекций по анализу экономической деятельности
13. Влияние мышления на восприятие.html
14. Крыса противостоит качествам года Лошади и поэтому год выдастся на редкость тревожным и конфликтным
15. Фазоимпульсный модулятор
16. тематики по теме-
17.  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
18. ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА Факультет управления территориям.html
19. I. Облік витрат на виробництво рахунок 23
20. На тему - Оцінка автомобільного транспорту як джерела шкідливих викидів Виконала - студентка г