Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
ДАМИРОВ Назим Юсифович
ИСЛАМ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ИРАНА
Специальность № 07.00.03. - Всеобщая история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва •1998
Особенности социально-экономического развития и политического развития государств мусульманского Востока, наследие колониального и полуколониального прошлого наряду с нерешенностью многих внутренних и международных проблем обусловили существенный рост влияния ислама в этих странах, обращение к исламским духовным ценностям, правовым нормам и политическим доктринам в поисках альтернатив западной и иным моделям общественного развития.
В последние десятилетия на базе идейно-политических принципов и морально-нравственных критериев ислама складываются главные тенденции политического, социально-экономического и культурного развития мусульманского мира, и это все более ощутимо сказывается на современных международных отношениях.
Растущая роль ислама как глобального политикообразующего фактора и особое место Исламской Республики Иран (ИРИ) в процессе т.н. "исламского возрождения" определяют в основном актуальность темы диссертации.
Специфический опыт создания в Иране теократического государства, его неоднозначное идеологическое и духовное влияние на мусульманский мир, политическое воздействие на ситуацию в соседних с ним странах и регионах, особая роль в международных отношениях в целом -уникальное явление современности, заслуживающее того, чтобы оставаться объектом пристального внимания политиков и научного изучения.
Актуальность и важность данной темы определяются, в том числе, и такими непреходящими факторами, как географическая близость и соседство Ирана с Россией и многими государствами-участниками СНГ, уходящие в историю экономические, культурные и духовные связи.
Серьезной проблемой остаются продолжающиеся попытки клерикальных экстремистских кругов в Иране любыми средствами продвигать идеологию воинствующего ислама в другие страны.
В этой связи важность приобретает как можно более точное определение существа исламского правления в Иране, анализ различных факторов сложного и неоднозначного общественно-политического развития исламского режима в контексте проблемы взаимосвязи религии и политики, изучение методов, применяемым иранским правящим духовенством для реализации своих целевых установок, а главное -оценки перспектив развития ИРИ, ее внешнеполитического курса в обозримом будущем.
Практическая значимость данной работы видится в возможности использования некоторых ее положений, выводов и рекомендаций при подготовке аналитических материалов, связанных с составляющей предмет диссертации проблематикой, для дальнейшего аналитического изучения рассматриваемой в работе и смежных с ней тем, а также, в известной степени, при проработке соответствующих вопросов в целях реализации практических задач российской внешней политики.
Представляемая на защиту работа, как хотелось бы надеяться, может оказаться полезной для выработки оптимальных, взвешенных подходов к Ирану со стороны России, в которых сочетался бы учет важности развития взаимовыгодного двустороннего сотрудничества и партнерства во многих сферах на региональном и международном уровнях с точным пониманием и соответствующим реагированием на негативные явления, связанные с распространением радикального исламизма в ряде стран СНГ и некоторых регионах России.
Предметом исследования в настоящей работе являются особенности идейно-политической эволюции ислама в Иране и практическая реализация в форме исламской республики фундаменталистских шиитских концепций теократического государства в интерпретации аятоллы Рухоллы Мусави Хомейни и его последователей из числа современных иранских идеологов-богословов.
Рассматриваются нынешняя политическая, идеологическая и социально-экономическая ситуация в ИРИ, предпосылки к возможным изменениям в подходах иранского исламского режима относительно путей решения проблем его внутренней и внешней политики.
Цель исследовавия состоит в определении основных политических, экономических, культурных и иных причин и следствий значительного усиления роли и влияния ислама в социально-политической сфере жизни современного иранского государства и общества, в раскрытии отличительных особенностей исламского режима в Иране, а также в анализе стоящих перед правящим иранским духовенством основных внутри и внешнеполитических задач и проблем. При этом акцент делается на рассмотрении этой проблематики с точки зрения соответствия методов и средств осуществления нынешним иранским режимом поставленных им задач создания некоего идеального исламского общества с действительными возможностями их осуществления.
Выделяются факторы, которые ограничивают поле деятельности и маневрирования правительства ИРИ, в частности расхождение интересов различных слоев и групп иранского общества, существующие внутри правящих иранских кругов, в среде влиятельных шиитских богословов, разногласия в подходах к вопросу о месте и роли религии, духовенства в политике и государственном управлении.
Хронологические рамки диссертации определены в основном периодом 1978-1998 годов, т.е. со времени возникновения массовых антишахских народных выступлений в Иране и быстрого нарастания воздействия на революционное движение со стороны религиозно-политических кругов во главе с аятоллой Хомейни до настоящих дней.
Вместе с тем, в целях более полного раскрытия темы автор счел целесообразным в ряде мест работы, главным образом в первой главе, выйти за эти временные рамки. Это позволило включить в материал характеристики ряда связанных с темой диссертации важных событий и явлений, имевших место в период с эпохи раннего ислама до тех времени начала революционных событий, которые привели к установлению исламской республики в Иране.
Научная новизна данной диссертации заключается прежде всего в попытке рассмотреть взаимосвязь ислама и политики через призму фундаменталистского шиитского мировоззрения, ставшего в современном Иране официальной государственной идеологией, на основе которой правящее духовенство регламентирует все стороны жизни иранского общества..
Шиитский фундаментализм в Иране и осуществляемый на его базе уникальный исторический эксперимент по созданию теократического исламского государства рассматривается как относительно самостоятельное социально-политическое явление в исламе, как объективное отражение преобладающих в последнее время на фоне глубоких изменений картины мира тенденций к государственному и общественному самоопределению и самоутверждению в политической, экономической и духовной сферах, в том числе через возрождение культурно-национальных, конфессиональных и традиционных ценностей.
Иранский опыт "исламского строительства" анализируется в мировоззренческо-историческом аспекте, через исследование основ и специфики шиитского исламского фундаментализма, стержневых моментов идеологии "исламской революции" и политической ориентации нынешнего режима в Иране;
Методологическую основу работы составили в первую очередь имеющие непреходящую научную и практическую ценность исследования отечественных ученых-религиеведов и востоковедов, так и труды некоторых зарубежных, в том числе иранских, специалистов по исламу и политической истории Ирана.
Поскольку рассматриваемая тематика в ряде вопросов тесно сопряжена с общими проблемами массовых политических движений и идеологической борьбы в странах Востока, с теми процессами общественно-политического развития, которые уже давно являлись предметом основательной и вполне объективной разработки на теоретической и методологической базе марксизма, при рассмотрении такого рода вопросов автор использовал и некоторые общепризнанные и проверенные на практике положения этого учения, в частности в том, что относится к анализу роли религии и существа революционных процессов в ходе общественного развития. Обзор источников и литературы. События иранской революции 1978-1979 г. и последовавшие за ними процессы становления в Иране своеобразного по форме и содержанию исламского государства, нашли весьма широкое отражение в отечественной и зарубежной историографии, в специальной востоковедческой литературе.
Немало внимания уделялось в этой связи нашими и иностранными учеными и исламскому фактору, его воздействию на общественно-политическое развитие Ирана как в историческом аспекте, так и с точки зрения перспектив на будущее.
Неординарность и специфика всего происходящего в Иране в последние годы дают немало оснований для споров и различных оценок явлений, событий, фактов - от восхваления хомейнизма как универсального руководства к действию для "угнетаемых западной цивилизацией" народов Азии и Африки, до резкого отрицания подобного опыта как "возврата Ирана в средневековье", реакционного невежества, "исламского фашизма" и т.п.
При написании диссертации использовались отечественные, иранские и западные источники.
Весьма насыщенный пласт информации содержится в официальных иранских документах: Конституции ИРИ, относящихся к теме работы законодательных актах государства, фирманах и фетвах Хомейни, а также в религиозно-политических сочинениях и выступлениях иранских лидеров и ведущих шиитских богословов, видных деятелей исламского режима, в сборниках публикаций Кумского теологического центра, материалах Организации исламской пропаганды ИРИ, различных периодических изданиях. Эти и другие иранские источники стали фактологической базой для написания работы, поскольку они содержат в себе наиболее полные сведения, позволяющие проанализировать существо взглядов иранского правящего духовенства, их подходы к тем основополагающим проблемам, которые имеют непосредственное отношение к настоящему и будущему ислама в общественной и государственной жизни Ирана.
Основой для научной разработки темы диссертации послужили главным образом работы отечественных авторов. По общей тематике исламо- и религиеведения, а также по проблематике развития развивающихся стран - это труды таких известных ученых как И.П.Петрушевский, М.П.Мчедлов, Н.А.Симония, Е.М.Примаков, Г.Ф.Ким, Л.Р.Полонская, Е.А.Дорошенко.
Особое место и непреходящую ценность для исследователей ислама в Иране имеют работы И.П.Петрушевского "Ислам в Иране в 7-15 веках", Л. 1966 и Е.А.Дорошенко "Шиитское духовенство в современном Иране», М. 1985, которые дают базу для понимания места и роли ислама в иранском обществе. В этом же ряду следует упомянуть как полезное пособие книгу французского исламоведа А.Массе "Ислам. Очерк истории", М. 1963.
Существенные для исследования коренного вопроса соотношения религии и политики в современном государстве материалы и идеи содержат работы М.П.Мчедлова "Религия и современность" М. 1982, "Политика и религия" М. 1987, а также публикации Н.В.Жданова и А.А.Игнатенко "Ислам на пороге XXI века" М. 1989, "Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке. История. Идеология. Деятельность" М. 1988, работы Л.Р.Полонской, С.М.Алиева, А.И.Ионовой, И.А.Ушакова, А.К.Лукоянова, С.Б.Дружиловского, Л.Е.Склярова и ряда других отечественных востоковедов и политологов по иранской и исламской проблематике. Кроме того, полезные сведения автор почерпнул в сборниках статей: "Исламский фактор" в международных отношениях в Азии" M.I 987, "Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики» M.I 986, "Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока" М. 1982, "Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока" M.I 986, "Ислам. Религия, общество, государство" M.I 984.
Основные факты и события современной иранской истории, подробно фиксировались, а их исламский аспект серьезно анализировался в ряде работ С.Л.Агаева, например, "Иран в прошлом и настоящем" M.I 981, "Иран: Рождение республики" M.I 984, "Иран между прошлым и будущим. События, люди, идеи" М. 1987, а также во многих статьях этого автора.
Из трудов западных востоковедов использовались книги М.Фишера "Иран. От религиозных споров к революции", Дж.Янсена "Воинственный ислам», И.Ришара "Шиизм в Иране. Ислам и революция", М.Родинсона "Ислам и капитализм", а также публикации некоторых других западных авторов в научных и специализированных журналах.
Избранная тема во многих ее аспектах на протяжении многих лет остается предметом пристального специального изучения отечественными и зарубежными востоке- и религиеведами. Более того, она, так или иначе, находит отражение во многих политологических работах, особенно в аспекте анализа причин и следствий роста политического влияния ислама в наше время, прогнозирования путей и особенностей мирового развития в будущем. Так, проблематика "исламского возрождения" в том числе в увязке с ролью Ирана в активизации этого процесса, дала поводы для рассмотрения целого ряда аспектов мирового развития под углом зрения ставшей в последнее время весьма распространенной теории, согласно которой многие глобальные процессы и перспективы человечества определяются столкновением "культурно-цивилизационных блоков". Ряд ученых, преимущественно западных, таких, например, как С.Хантипггон', считают, что с завершением "холодной войны" самыми важными становятся культурно-цивилизационные особенности, отражающие культурную общность религий, философии, исторического опыта, языка, уклада жизни. Столкновение этих блоков, среди которых одни из основных - христианский и исламский, объясняется ими, в частности тем, что в разных цивилизациях люди по-разному подходят к таким понятиям, как Бог и человек, индивидуум и общество, права и обязанности, свобода и власть, равенство и неравенство. Кроме того, к столкновению глобального характера приводит и развитие современного мира, где сокращаются расстояния и увеличивается число точек конфликтного соприкосновения между цивилизациями.
Было бы методологически и фактически неверным излишне схематичное и упрощенное трактование сложных и многогранных по своему содержанию и форме процессов мирового социально-политического, экономического и технического развития, культурных и конфессиональные особенностей разных стран и народов, исследование их по искусственным шаблонам. Многовекторность и противоречивость проявлений иранского "исламского феномена" может служить одним из весомых аргументов, опровергающих попытки рассматривать все нынешние конфликты в мире, особенно в мусульманском, главным образом через призму "борьбы цивилизаций", подходить к исследованию специфических проблем, связанных с шиитским исламским фундаментализмом в современных условиях, с односторонними исламо-и ирановедческими мерками.
В этой связи следует заметить, что в трактовке феномена исламского возрождения, характера и направленности исламских движений у ряда западных исследователей имеет место недооценка социально-политических факторов, вызывающих усиление влияния ислама и определенных кругов, выступающих в качестве выразителей политического вызова ислама в ряде азиатских и африканских стран. У них просматривается тенденция к тому, чтобы представлять связанные с идеологией ислама процессы главным образом в негативном свете, рассматривать обращение к истокам религии как поиск идейно-политической базы для создания исламского государственного, общественного строя на основе экстремистских фундаменталистских
взглядов. Такая односторонняя фундаменталистско-клерикальная интерпретация феномена современного исламского возрожденчества неправомерна, поскольку не отражает тот неоспоримый факт, что в большинстве мусульманских стран и общин исламизация преимущественно выражается в правовой, культурно-нравственной сфере и отнюдь не состоит в отказе от секуляристского государственного устройства. Тем более не соответствуют истине утверждения о том, что, проявляющаяся в отдельных странах тенденция к экстремистским формам использования социально-политического потенциала ислама характерна для исламского мира в целом.
Разумеется, критического подхода требуют и работы иранских авторов, большинство которых в апологетическом плане освещают деятельность исламского режима и, как правило, предлагают чересчур идеологизированные и тенденциозные выводы.
Структура диссертации определяется поставленными автором задачами. Работа состоит из введения, трех основных глав и заключительной части.
В первой главе - "Роль и место ислама в общественно-историческом и государственном развитии Ирана" - рассматриваются исторические, социально-политические, культурологические и психологические предпосылки и условия складывания в Иране на базе шиитской ветви ислама общественных воззрений и идеалов, основанных на концепции неразделимости религии и политики, отличия этих взглядов от преобладающих в исламе суннитских подходов. Излагаются наиболее общепринятые в современном шиитском богословии интерпретации основных догматов и принципов веры, которые составили фундаменталистскую мировоззренческую основу религиозно-политической доктрины Р.Хомейни об исламском правлении, определили официальную идеологию нынешнего иранского теократического государства, зафиксированную в Конституции Исламской Республики Иран.
Исторический обзор предшествовавших иранской антишахской революции выступлений народных масс в Иране под религиозными лозунгами, а также позиции шиитского духовенства в вопросе о легитимности светской власти монарха дает общую картину причин и предпосылок настроенности иранского общества на поиск решений многослойных социально-политических и духовных проблем страны на путях антишахского революционного выступления народа против внутренних и внешних угнетателей под идейным флагом ислама.
Авторы и последователи фундаменталистской шиитской концепции "справедливого исламского правления", рассматривают практически все догматы веры, нормы шариата и исламские традиции через призму их основополагающего значения для осуществления предначертанной, по их убеждению, свыше особой миссии ислама и служителей этой веры -радикального преобразования общества, в котором были бы созданы максимально приближенные к религиозному идеалу, а соответственно - к Богу, возможности и условия существования мусульман в их единой мировой общине - "умме".
Согласно принятым сейчас иранским шиитским духовенством взглядам, которые наиболее полно разработаны Хомейни и могут условно именоваться "хомейнизмом", задача возрождения "истинного ислама" лежит, прежде всего, на той части преданного этой идее мусульманского духовенства и верующих, которые готовы положить все свои силы и даже пожертвовать жизнью ради всемирной исламской революции. Эта революция, как утверждал Хомейни, происходит якобы перманентно с того времени, когда в исламской общине была, по убеждениям шиитов-
имамитов, разрушена заложенная пророком Мухаммедом и предписанная Богом теократическая система правления -т.е. от власти были отстранены наследники имама Али, а его сторонники и последователи составили оппозицию "узурпаторам власти" и "отступникам от настоящей веры", принявшую форму бескомпромиссной политической борьбы за восстановление фундаментальных принципов ислама. Официальная идеология Исламской Республики Иран особо настойчиво пропагандирует тезис о том, что апофеозом этой борьбы и со времен имама Али единственным полностью соответствующим фундаментальным идейно-политическим основам ислама движением стала именно исламская революция в Иране, начатая антишахскими выступлениями иранского духовенства во главе с аятоллой Хомейни в 1963 году и приведшая к свержению монархии и установлению исламской республики в 1979 году.
В работе приводятся примеры деятельности хомейнистского "революционного духовенства" от разработки религиозно-политических доктрин, в которых базисные догматы, нормы и принципы исламской веры трактуются исключительно в специфическом шиитским фундаменталистском русле идеологии "революционного ислама" и с учетом политических задач момента, до организации практических мероприятий по воспитанию мусульманских масс в духе фанатичной убежденности в правоте идеологии и установок Хомейни на борьбу мусульман и их самопожертвование ("шахадат") во имя конечного достижения идеалов веры. Именно успешное решение этих задач в решающей степени определило характер исламского режима, а, следовательно - направленность внешней и внутренней политики руководства ИРИ.
Приводимое в этой части работы изложение основных шиитских постулатов и идеологических принципов исламской революции служит также для того, чтобы показать, на чем зиждется теоретическое обоснование особой роли иранских богословов-законоведов - "улемов" или "факихов" как духовных и общественно-политических лидеров, а также гарантов сохранения и распространения веры в период, когда в отсутствии наследных имамов, шииты ожидают прихода мессии -двенадцатого имама Мехди. Такое положение высшего шиитского духовенства в иерархии государственной власти по инициативе Хомейни было закреплено в конституции ИРИ в виде основополагающего принципа "велаят-е факих" - т.е. верховной власти наиболее достойных богословов-факихов, что и обеспечило этому доятелю возможность установить в стране фактически режим личной власти.
Анализ положений конституции и других законодательных актов ИРИ, вытекающих из хомейнистской доктрины, демонстрирует особенности исламского строя, его социально-экономические, политические, культурно-этические позиции и установки, из которых постепенно сложилась разветвленная, специфическая идеология "исламской революции", выкристаллизовались основные параметры внутренней политики правящих кругов ИРИ, панисламистские ираноцентристские внешнеполитические концепции нынешнего иранского режима.
Для лучшего представления взаимосвязанности исторических традиций иранского шиизма с местом и ролью ислама в современном Иране дается канва исторических событий, которые происходили в этой стране за 13 веков доминирования там ислама и которые имели большое значение для возникновения и закрепления в иранском обществе особого переплетения религиозного мировосприятия и социальных эгалитаристских идей, предопределившего особенности социально-политического процессов в этой стране в 20-м веке и породившего всплеск "исламского возрожденчества" в виде идеологии и практики "хомейнизма" в качестве альтернативы 2500-летнему шахскому режиму.
Вторая глава - "Исламизация Ирана: цели и особенности правления шиитского духовенства" - посвящена в основном анализу существа глубоких политических и идеологических перемен. происшедших в Иране в результате революции 1978-1979 годов. Разбираются условия, в которых религиозно-политическими кругами во главе с Хомейни создавались новые властные исламские структуры, государственные и общественно-политические институты, устанавливалась теократическая форма правления и осуществлялись некоторые ключевые социально-экономические и культурные преобразования в рамках реализации амбициозных планов построения в Иране образцового исламского общества, где царило бы "справедливое правление факиха".
В этой части работы отслеживаются изменения функций и характера деятельности основных исламских властных и других важных государственных структур, наиболее существенные тенденции, определявшие введение тех или иных исламских порядков, законов и норм в социальной, духовной и культурной сферах.
Реализация идейно-политических принципов и задач, которые ставились Хомейни и его сторонниками в ходе антишахской революции 1978-1979 годов и в процессе создания в Иране исламского государства, оказалась процессом долгим, сложным и противоречивым, сопровождалась драматическими событиями в жизни иранского общества, которые оказали существенное воздействие на отношения Ирана с внешним миром, наложили заметный отпечаток на региональные и международные отношения в целом.
Исламизация социально-политической жизни Ирана, по сути дела, началась уже в ходе революционных событий осени 1978 года, когда большинство участвовавших в антишахском движении политических сил различной ориентации в принципе признали моральное и идейное лидерство аятоллы Р. Хомейни. Вступив тогда на арену политической борьбы за власть с позиций непримиримого противника шахской диктатуры, борца за подлинную независимость страны, социальную справедливость и духовное обновление иранского общества, лидер иранского радикально-фундаменталистского духовенства Хомейни точно определил готовность большинства иранцев, недовольных шахским режимом, поддержать радикальные по форме, исламские по духу и популистские мелкобуржуазные по содержанию лозунги и обещания создать справедливое исламское общество, существенно отличающееся от "угнетательской" западной и "безбожной" коммунистической моделей.
Появление в Иране на развалинах шахского режима исламского государства, соединившего в себе черты республики и средневековой теократии, основанного на смеси политизированной фундаменталистской идеологии шиизма и социально-эгалигаристских лозунгов, было в большой степени обусловлено спецификой многовекового развития Ирана, особой ролью и большим влиянием шиитского духовенства в обществе, спецификой развития революционного процесса в 1978-1979 гг.
Уникальным фактором стало наличие у антишахского движения такого влиятельного харизматического религиозного и политического лидера, как аятолла Хомейни. Образ вождя всех мусульман - "имама", опытного, последовательного и решительного "борца за народное дело", за торжество "истинного ислама", за экономическое, нравственное и культурное освобождение Ирана от влияния Запада, эффективно усиленный умелой пропагандой оппозиционного духовенства, был с
энтузиазмом воспринят большинством верующих иранцев. Здесь сыграла роль традиция безусловного выполнения шиитами фетв и любых указаний богословов, которых считают своими духовными авторитетами и наставниками, "образцами для подражания" - "марджа-ат-таклид". Не меньшее значение имел и сложившейся в Иране в этот период на фоне специфической политической и эмоционально-психологической ситуации имидж Хомейни как общепризнанного верховного вождя и единоличного правителя - "рахбара", чей культ личности воспринимался большинством верующих иранцев как необходимое условие продолжения "исламской революции" и во многом предопределил характер дальнейшего общественно-политического развития страны.
Особое место в работе занимают вопросы складывания новой социально-политической структуры общества, создание специфических исламских органов власти фундаменталистского режима, государственных или контролируемых непосредственно духовенством институтов в политической, правовой, финансово-экономической, социальной, образовательной, культурной и иных сферах.
В плане рассмотрения тактики использования правящими кругами духовенства внешних факторов в целях поддержания в стране обстановки чрезвычайного, "осадного" положения и использования его для жестких репрессивных мер против любой оппозиции выделяются захват т.н. "студентами-последователями линии имама Хомейни" посольства США в Тегеране в 1979 г., война с Ираком (1980-1988 гг.), диверсионно-террористическая деятельность базирующихся за пределами Ирана оппозиционных вооруженных группировок против исламской республики
Приводятся анализ т.н. "исламской культурной революции", одной из главных целей которой была тотальная исламизация системы образования и воспитания молодого поколения.
Особо отмечается то место в исламизации общественной и культурной жизни, которое заняла политика режима в отношении женщин, в которой наиболее отчетливо отразился курс на повсеместное и неукоснительное внедрение своеобразно интерпретируемых Хомейни и его последователями исламских норм морали и нравственности на семейном, бытовом и личностном уровнях.
В своих попытках выкорчевать буквально все, что не имеет отношения к исламу, наиболее радикальные круги духовенства особо сконцентрировались на исламизации культуры и искусства, внешнего облика и общественного поведения населения, на насильственном внедрении в жизнь людей шариатских правил и предписаний.
Созданная в ходе тотальной исламизации атмосфера произвола и насилия, физическое уничтожение оппозиции в Иране и за его пределами путем организации покушений, публичные казни, забивание женщин камнями за нарушения исламской морали, стали одной из серьезных причин негативного отношения мировой общественности к политике исламского режима в области прав человека. Особенно сильную отрицательную реакцию в мире вызвал смертный вердикт, который аятолла Хомейни вынес заочно писателю Салману Рушди за его, "антиисламскую" книгу "Сатанинские стихи».
Исламизация в Иране достигла своего пика к середине 80-х годов, когда буквально вся жизнь страны была сосредоточена на выполнении требований Хомейни и правящего духовенства защищать исламский строй на полях войны с Ираком, беспощадно искоренять внутреннюю "контрреволюцию", противостоять проискам и заговорам "врагов ислама", свято соблюдать лозунг "Ни Восток, ни Запад, а исламская республика", идти на самопожертвование и материальные лишения, на отказ от демократических свобод и прав человека ради сохранения "завоеваний ислама", "справедливого исламского строя" и т.п.
Понадобилось относительно немного времени, чтобы огромные человеческие жертвы и экономический ущерб от войны, от политики самоизоляции и "опоры на собственные силы", нараставшее недовольство народа притеснениями и произволом властей, а также несостоявшиеся надежды тегеранских правителей на быстрое распространение в мире "исламской революции" и выдвижение ИРИ в качестве базы возрождения могущества и роли ислама вынудили Хомейни и его окружение искать пути выхода из создавшегося военно-политического и социально-экономического тупика на путях постепенной эволюции иранского исламского режима в сторону сглаживания крайностей и негативных последствий попыток тотальной исламизации. Этот процесс проходит в условиях сложного переплетения различных, зачастую противоположных, тенденций и напряженного противоборства действующих в Иране и вне его политических сил. Его инициатором стал бывший в конце 80-х годов председателем парламента ИРИ ходжатольэслам А.А.Хашеми-Рафсанджани.
После смерти аятоллы Хомейни и с избранием А.А.Рафсанджани летом 1989 года новым президентом страны процесс модификации исламского режима пошел более быстрыми темпами, хотя и изобиловал сложными маневрами действующих на иранской политической арене сил, сопровождался значительными откатами либерального курса под давлением влиятельных радикальных исламистских кругов. Весьма сильные позиции сторонников продолжения "революционного" курса Хомейни, особенно в иранском меджлисе, в судебной системе, в КСИР, в теологических центрах Кума, Мешхеда и Исфагана не позволяли сторонникам реформирования Ирана в сторону либерализации и большей открытости к внешнему миру форсировать свои планы и тем самым получить, в случае вывода страны из социально-экономического кризиса и изоляции, дополнительные возможности для закрепления своего положения в государственном руководстве в качестве главной, определяющей силы.
Программа перевода национальной экономики на свободное от исламских социально-популистских ограничений и экспериментов развитие, меры по открытию иранского внутреннего рынка для зарубежных кредитов и инвестиций, а также шаги по снятию некоторых жестких исламских ограничений и регламентаций в области культуры и искусства, послабления в сфере общественной и частной жизни стали проводиться еще более энергично с избранием в 1997 году двумя третями населения нового президента ИРИ - ходжатольэслама С.М.Хатами. Вместе с тем такая линия действий не означает, что прагматическое иранское руководство взяло курс на демонтаж самого исламского строя. Отказаться от исламизации в смысле глубокого внедрения в сознание иранцев идеи о необходимости продолжения существования фундаменталистского государства, укрепления его институтов, идеологии, морали и т.п. не может никто из представителей правящего шиитского духовенства, ибо это означало бы конец и их власти, утрату влияния духовенства в обществе. Это, в частности объясняет, почему нынешний президент ИРИ, как и ранее его предшественник, не торопится проводить свою либеральную, во многом ориентированную на восстановление отношений с Западом и США линию, не имея пока явного перевеса над своими соперниками и уверенности в том, что в случае открытой конфронтации в правящих кругах его победа будет гарантирована, а власть - стабильна.
Один из главных выводов этой главы состоит в том, что прочность исламского республиканского строя в Иране сейчас зависит от сохранения хотя бы видимости единства духовенства, недопущения ослабления до опасного предела совместно поддерживаемого этим сословием приоритетного воздействия всего комплекса исламских факторов в оболочке существующего режима на социально-политическую жизнь ИРИ.
Глава третья - "Ислам и внешняя политика ИРИ" - посвящена исследованию и осмыслению идейно-теоретических основ внешнеполитической доктрины и стратегии ИРИ, целевых установок и специфики иранской "исламской дипломатии". Изучение роли ислама в современном Иране и специфики курса хомейнистского духовенства на полную исламизацию страны было бы неполным без учета столь важного аспекта деятельности нынешнего иранского режима, каким является внешняя политика ИРИ.
В рассматриваемый период внешняя политика Исламской Республики Иран также претерпела значительную трансформацию, которая происходила в основном в русле колебаний и экспериментов правящих кругов в ходе осуществления ими общей линии на создание и укрепление устоев исламского строя. С самого начала существования в Иране исламской государственности этому направлению политики была придана чрезвычайно высокая степень идеологической заостренности, она нацеливалась на приоритетное выполнение задач, призванных способствовать воплощению в жизнь идеи "исламской революции" как вн) три Ирана, так и за его пределами. Кроме того, на эту важнейшую функцию государства возлагалась исключительно большая и, что весьма существенно, особая, не всегда ограниченная жесткими рамками официальной идеологии роль в разрешении многих сложных проблем, а также в достижении конкретных практических целей исламского режима путем применения дипломатии, пропаганды и иных т.н. "исламских революционных" методов действий на международной арене.
В пользу правомерности выделения внешней политики ИРИ в специальный предмет рассмотрения, наряду с изложенными обстоятельствами, говорит и тот факт, что, в современном Иране внутренняя политика ведется в основном за кулисами, ее составляющая определяется преимущественно внутриклановой расстановкой сил, интересы правящих кругов и особенно высшего духовенства тщательно скрываются и маскируются исламской риторикой и тотальной пропагандой. Внешняя же политика в силу своей относительно большей гласности и очевидности результатов, которые, так или иначе, проявляются в отношениях с другими странами и в подходах к международным проблемам, часто выступала и продолжает служить своего рода "зеркалом", едва ли не наиболее объективным индикатором подлинных взглядов и устремлений руководства ИРИ. Кроме того, рассмотрение в данной работе базисных мировоззренческих постулатов и религиозно-политических принципов исламского правления в сопоставлении с практической внешней политикой ИРИ и нынешними иранскими реалиями дает, как представляется, дополнительный материал для исследования сущности, потенциала и направленности действий правящих кругов исламского режима в целом.
В этом плане в работе предлагается попытка возможно более точно выявить действительное соотношение фундаменталистского экстремизма и прагматического конформизма в иранской политике, то, насколько последовательно нынешний исламский режим в Иране придерживается и будет в дальнейшем исходить в своей деятельности из упомянутых принципов и установок, которые в официальной идеологии ИРИ преподносятся в качестве незыблемых и священных основ исламского сгроя в Иране, считаются обязательным условием "победы исламской революции". Это позволит, к примеру, уточнить возможности и перспективы адаптации фундаменталистской исламской политической системы к условиями современного мира, а также определить, что в большей степени отражает действительные интересы правящего духовенства - пропагандистская риторика, стремление до предела идеологизировать общество под лозунгами исламизации и удерживать его в таком состоянии любыми средствами или же те проявления прагматизма в политике, которые создали в последние годы представление о наличии в иранском руководстве сил. заинтересованных в выводе страны из нынешнего социально-экономического и политического i улика, в модификации режима исламской республики на путях отказа от крайностей исламского фундаментализма.
Конкретно показывается, что многие идейно-теоретические взгляды и религиозно-политических концепции, на которых складывались принципы внешней политики ИРИ. уже давно существуют в исламе и их развитие во второй половине нынешнего столетия происходило в условиях общего подъема антиколониального движения, борьбы народов Востока за достижение политической и экономической независимости, роста их самосознания и стремления к национальному, культурному и духовному самоопределению. Идеологи же оппозиционных шахскому режиму иранских религиозных кругов, прежде всего сам Хомейни, сумели активно задействовать в своей пропаганде отрицания антиисламской политики властей эти идеи, придав им яркую исламскую окраску и сделав акцент на беспроигрышные, психологически точно выверенные, понятные для большинства простых верующих иранцев антиамериканские, антиимпериалистические и национально-освободительные лозунги, на решительные требования изменения внешнеполитического курса Ирана в целях достижения полной независимости "от' Запада и Востока". восстановления справедливости, спасения ислама и т.п.
В основу внешнеполитической доктрины и стратегии ИРИ было заложено одно из важнейших положений ислама о несущественности для этой мировой религии этнических различий, а также принцип необходимости защиты и повсеместного возрождения ислама, как необходимого условия преодоления слабости и отсталости мусульманских стран, их зависимого положения от иностранных держав - "мировых угнетателей", что, согласно Хомейни, возможно лишь при условии преодоления разобщенности мусульман, восстановления существовавшего ранее единства исламского мира на платформе фундаменталистской доктрины "исламского правления".
По понятиям исламских фундаменталистов в борьбе мусульман за правое дело, может и должен применяться принцип "джихада" - "борьбы на пути Аллаха", рамки и формы которой сейчас трактуются разными деятелями в очень широком диапазоне: от целенаправленного самоотверженного труда на общее благо мусульманской "уммы" (есть даже министерство по делам "Созидательного джихада"), вплоть до осуществления актов терроризма и объявления войны во имя спасения ислама, что практикуются некоторыми экстремистскими проиранскими группировками и организациями на Ближнем Востоке.
Как показала девятнадцатилетняя политическая история ИРИ, даже непосредственное и по сути дела единоличное управление страной духовным лидером "имамом" Хомейни не могло обеспечить осуществление в полном объеме заявленных фундаменталистских принципов и вытекавшего из них политического курса. Наиболее заметные расхождения между идейно-теоретическими и пропагандистскими положениями и установками правящего иранского духовенства, с одной стороны, и его практическими действиями - с другой, наблюдались главным образом в сфере внешней политики. Этот тезис раскрывается в работе при рассмотрении отношений Ирана с Западом и. в первую очередь, с США, через призму которых, особенно в свете происходящих в последние месяцы существенных подвижек в ирано-американских отношениях, лучше просматриваются как особенности внешней политики ИРИ, так и перспективы эволюции принципов и методов иранской внешней политики.
Отдельно рассматриваются отношения ИРИ с мусульманскими с гранам и. в которых также намечается постепенный отход на второй план прежних идеологических и пропагандистских приоритетов, вытекавших in хомейнистской положений об "экспорте исламской революции" и распространении гегемонии Ирана в мусульманском мире.
В диссертации уделено место деятельности ИРИ в международных организациях: ООН, Организации Исламской конференции (ОИК), где Иран председательствует с 1997, а также в Движении неприсоединения, Организации экономического сотрудничества, ОПЕК и других международных форумах. Проведение Тегераном все более разносторонней и гибкой внешней политики позволяет Ирану занимать все более заметное место в мировом сообществе, восстанавливать свой международный авторитет и влияние.
В работе приводится анализ сложных и противоречивых отношений ИРИ с Советским Союзом, которые исламский Иран строил исключительно на базе прагматических интересов выживания режима, с учетом теологических и геостратегических факторов.
Высказываются некоторые соображений относительно состояния и перспектив развития российско-иранских отношений. Сейчас Москве намного легче находить общий язык и точки взаимодействия с Тегераном по целому ряду важных международных политических и экономических вопросов. При всем том остается и немало проблем. Россия не может не учитывать тот факт, что внутриполитическая ситуация в Иране не обеспечивает стабильного продолжения и углубления прагматическими руководителями ИРИ линии на снижение роли идейно-политических постулатов хомейнизма во внешней политике, что в Тегеране есть t-ще немало влиятельных деятелей и организаций, которые намерены и далее поддерживать исламский экстремизм как у себя в стране, так и за ее пределами, не отказываются от стремления любыми средствами распространить "исламскую революцию", в том числе в страны СНГ, заинтересованы в росте фундаменталистских настроений среди мусульманского населения в некоторых регионах России.
В выводах, вытекающих из этой главы, в частности указывается, что если правительство ИРИ не сможет закрепить и сделать необратимыми поощряемые им нынешние тенденции, если в социально-экономическом и внешнеполитическом положении страны вскоре не произойдут ощутимые позитивные перемены, то там могут возобладать все еще влиятельные и настроенные на решительные действия сторонники исламского радикализма и экстремизма. Тогда деятельность, направленная на экспорт исламской революции и поддержку международного терроризма во имя достижения панисламистских идеалов создания мировой мусульманской общины, снова станет во главу угла иранской внешней политики. Усилия Ирана могут сосредоточиться на мобилизации экономического и политического потенциала ряда стран бывшего "третьего мира" или т.н. "Юга" в попытке создания военно-политического союза мусульманских стран, нацеленного против "доминирующего Севера". Последствиями такого курса стала бы еще большая дестабилизация обстановки в регионе Среднего и Ближнего Востока, нарастание напряженности в Средней и Центральной Азии. Неизбежно последовала бы жесткая реакция на это со стороны ведущих мировых держав, что означайте бы значительное общее ухудшение обстановки в мире.
Последние заявления иранских лидеров все же указывают скорее на то, что в руководстве этой страны окончательно возобладает здравый смысл и что движение исламской республики в сторону нормализации отношении с внешним миром на основе принципов цивилизованных отношений и норм международного права продолжится на благо иранского народа и приведет к улучшению обстановки на Среднем и Ближнем Востоке, во всем мире.
В заключении формулируются наиболее существенные, на взгляд автора, обобщения и выводы, которые выносятся на защиту наряду с некоторыми аналитическими выкладками, соображениями и прогнозами, приводимыми в каждой из глав диссертации. Некоторые из них изложены выше. Среди них:
- Выход радикального, "революционного" ислама на авансцену общественно-политического развития Ирана в последней четверти двадцатого века. внедрение в массовое общественное сознание идеи создания на базе многовековой идеологии и традиций иранского шиизма особой исламской государственности и реализация этой идеи в форме парадоксального симбиоза теократии и республиканских структур - все )го явилось объективным отражением стремления народных масс к восстановлению религиозной и национальной самобытности и достоинства, попытки встать на путь независимого, полностью отличного от иностранных моделей и веяний социально-экономического и культурного развития.
- Осуществление указанных целей посредством установления авторитарного теократического режима, принципы функционирования которого были разработаны аятоллой Хомейни на основе догматических принципов исламской веры и несколько осовремененных и крайне политизированных фундаменталистских схем создания государства, в котором реализовались бы средневековые идеи "справедливого исламского правления" в основном не удалась. Политика "революционного" шиитского духовенства, направленная на тотальную исламизацию Ирана через использование методов насилия и примитивной пропаганды, недопущение инакомыслия и навязывание всему шиитскому духовенству в нарушение традиций этой ветви ислама богословских и политических воззрений Хомейни и режима его личной власти в виде доктрины "велаяте факих" рано или поздно должна была обнажить свою несостоятельность и оказалась в конечном счете непродуктивной и даже наносящей вред влиянию религии и авторитету ее мусульманского духовенства в Иране.
- Отсутствие в течение почти двадцати лет существования исламского режима в Иране четких реалистических программ внутриполитического развития, эффективного социально-экономического курса, единства и стабильности в руководстве страны, непоследовательность действий государства в сфере внешней политики -не дают оснований говорить об эффективности иранской исламской политической системы.
Вместе эта система даже в своей несовершенной форме демонстрирует значительную живучесть и известную гибкость. Религиозно-политическому руководству ИРИ удалось не только избежать разрушения государства и режима, но и выстоять в ходе изнурительной затяжной войны с Ираком, выдержать довольно жесткие торгово-экономические ограничения и запреты со стороны США и ряда других стран, устранить с внутриполитической арены страны наиболее сильных противников нынешней власти в лице как левых организаций, так и правых националистических и прозападных партий и группировок. Исламский Иран продемонстрировал также большую степень приспособляемости к давлению со стороны внешних сил, смог противостоять по целому ряду направлений влиянию как со стороны Запада, так и со стороны СССР (до начала 90-х годов).
Это удалось руководству ИРИ во многом благодаря умелой пропаганде, позволившей в значительной мере сохранить идеологические II политические позиции шиитского духовенства среди большинства населения Ирана, а также использованию властями естественной поддержки народом деятельности государства по отстаиванию суверенитета и территориальной целостности. В своем виртуозном манипулировании эмоциями и религиозными убеждениями масс иранский режим может стать в один ряд с наиболее изощренными в пропагандистской деятельности тоталитарными режимами мира.
- Хотя поставленная Хомейни и его сторонниками задача не была реализована в тех рамках и на тех принципах, которые утверждались в ИРИ в расчете на укрепление и развитие шиитской политической традиции в новых исторических условиях, на волне роста исламского фактора в мировых отношениях, опыт исламской республики в этой стране показал, что использование религии как идеологии, способной стать мощным инструментом политической борьбы, может играть решающую роль в определении хода развития социально-политических процессов в нестабильных, экономически слаборазвитых и испытывающих кризис национального самосознания обществах. Пример Ирана способствовал росту волны исламского ренессанса в мире. заострил
проблему пересмотра отношений по линиям Запад-Восток и Север-Юг, способствовал переводу контактов и сосуществования исламского мира с другими мировыми цивилизациями в более идеологизированную плоскость.
- Вместе с тем исламская альтернатива в иранском теократическом варианте, которую предложило мусульманскому миру закрепившееся у власти в Тегеране шиитское духовенство, оказалась неприемлемой для большинства исламских государств, где формы современной государственности и религиозные традиции не предусматривают главенствующей роли духовенства в руководстве страной. Шиитская специфика иранского режима, экстремизм и гегемонистские амбиции лидеров ИРИ, самоизоляция и отставание Ирана в социально-экономическом развитии от целого ряда других исламских стран значительно сузили диапазон восприятия большинством мусульман-суннитов идей хомейнизма и принципов построения исламской государственности по иранскому образцу.
- Дальнейший ход развития нынешнего иранского теократического режима, характер его трансформации станут для всего исламского мира своего рода "пробным камнем", который позволит мусульманским странам не только четче представить реальный политический и моральный потенциал ислама, но и извлечь из иранского эксперимента опыт поиска собственными силами альтернативных существующим в современной истории вариантов организации государства и общества на основе фундаментальных ценностей этой мировой религии.
- Позитивный отклик, который получил иранский эксперимент со стороны экстремистских и террористических исламских организаций в мире, особенно на Ближнем Востоке, их небезуспешные попытки найти опору и поддержку у радикальных исламистов в Тегеране лишь усилили дискредитацию идеологии и практики исламской революции, способствовали усилению изоляции ИРИ на международной арене.
Нынешнее руководство ИРИ сталкивается в последнее время с многочисленными внешнеполитическими трудностями. Они вызваны усиливающимся воздействием на внутреннюю политику ИРИ внешних факторов, изоляции от западного мира и технологическим отставанием от передовых стран, без преодоления которых невозможно продвижение вперед социально-экономического развития страны. Возвращение к активному участию в мирохозяйственных связях, включение в полном объеме в международное взаимодействие в сфере политических, информационных, гуманитарных и культурных обменов сопряжено для иранского руководства с непростым выбором: находить компромиссные варианты реинтеграции в мировое сообщество и нормализации отношений с внешним миром при сохранении своей национальной и конфессиональной особенности, отстаивании интересов страны общепринятыми методами, избегая идеологических крайностей и чрезмерной политизированности своего внутри- и внешнеполитического курса, либо оставаться вне современных требований цивилизации и продолжать вести борьбу за выживание с фундаменталистских исламских поящий, отстаивая политический принцип неприятия "мирового угнетения" и претендуя на уникальность и "богоданность" исламской миссии Ирана.
- Поскольку Иран был и остается одной из ключевых стран Среднего Востока, выбор им своего политического будущего станет одним из определяющих факторов международных отношений в этом и сопредельных регионах.
- Для России и всех граничащих с ИРИ государств-участников СНГ далеко небезразлично, к чему приведут происходящие в этой стране внутриполитические процессы, как отразится иранская "перестройка" (если она состоится) на характер межгосударственных отношений в этой части мира, на наши двусторонние и многосторонние связи, как затронет национальные интересы России и государств региона. Си положения в Иране и внешней политики Тегерана в во многом зависит и решение целого ряда проблем и процессов регионального и международного масштаба. Это, например, конфликт в Афганистане, мир и стабильность в Таджикистане, курдская проблема, ситуация вокруг Нагорного Карабаха, определение правового статуса Каспия, безопасность в зоне Персидского залива, осуществление международного режима санкций в отношении Ирака, развитие торгово-экономического сотрудничества государств региона, исход нарастающей конкурентной борьбы и геополитических интриг вокруг проблемы добычи энергоносителей в регионе и путей их транспортировки.
- Иран является сейчас и останется на перспективу одним из важнейших азиатских партнеров Российской Федерации. Позиции России на южном направлении, на Среднем и Ближнем Востоке в зоне Персидского залива, в Центральной и Южной Азии будут в большой степени складываться в зависимости от характера дальнейшего развития российско-иранских отношений. На настоящий момент эти отношения развиваются в духе взаимопонимания и обоюдовыгодною сотрудничества по целому ряду важных направлений. Удержание и накопление позитивных, полезных для обеих стран связей и областей взаимодействия, в том числе в области политической, объективно ведет к достижению большей стабильности в этом важном и чувствительном регионе Азии, что отвечает интересам международного мира и безопасности.
- Россия, следовательно, заинтересована в установлении в Иране такой политической системы, которая в наиболее полной мере соответствовала бы требованиям внутреннею развития иранского государства и общества, обеспечивала бы поступательное социально-экономическое и культурное развитие Ирана, открывала бы перед этой cтраной и ее народом хорошие перспективы на будущее.
- Двадцать лет иракской исламской государственности показали, что "запас прочности" любого режима, чей политический курс не подкрепляется социально-экономическим прогрессом, имеет свои, хотя и разные для каждого общества, пределы. Иранский исламский эксперимент вряд ли бы продолжался до сегодняшних дней, если бы в руководстве ИРИ в последние годы не возобладали прагматические тенденции а на первый план в правящих кругах не вышли лидеры, чья гибкость и дипломатические способности не дали развиться процессу размежевания правящего духовенства по политическим, узкоклановым и корыстным интересам, и не позволили политическим силам внутри с граны столкнуться друг с другом в новом витке противоборства. Однако в подходах представителей иранских религиозно-политических кругов, влиятельных деятелей шиитского духовенства к решению проблемы выбора путей дальнейшего развития страны, есть и останется много расхождений, в том числе и принципиального идеологического порядка. От того, какие круги в конечном счете возобладают в иранском руководстве, в каком направлении и насколько успешно пойдет наметившаяся трансформация исламского режима в Иране, будет в значительной мере зависеть судьба смоделированного Хомейни исламского режима, а. следовательно - позиции шиитского духовенства и религии в целом.
Относительная неразвитость и консервативность, иранского общества, укоренившиеся в нем религиозные традиции, а также отсутствие в условиях нынешнего режима организационных возможностей для действительно свободной деятельности партий делают процесс трансформации политической системы "исламского правления" затяжным, сопровождающимся колебаниями властей при проведении "принципиального" курса, откатами и всплесками политического экстремизма внутри страны и во внешней политике. Поэтому на нынешнем этапе приобретает большое значение понимание высшим иранским духовенством, политической и интеллектуальной элитой страны необходимости достижения подлинного духовного и национального единства. Этому пониманию, несомненно, способствовало бы возвращение религии и духовенства к своим специфическим и очень важным функциям в сфере идейно-нравственного влияния и гуманитарной деятельности, отход от непосредственного управления страной.
- Очевидно, что ислам, идейно-политические ориентиры, базирующиеся на нормах мусульманского права. Морали, культурно-исторические традиции, тесно переплетенные с общеисламскими ценностями и критериями, неизбежно навсегда останутся стержневыми составляющими общественного, государственного и духовного развития Ирана. Важно, однако, то, насколько этот "исламский вектор" будет учитывать реалии современного мира, необходимость неконфронтационного взаимодействия с внешним миром, будет ли он выводить отношения ИРИ с другими странами на конструктивное сотрудничество в рамках общепринятых норм международного права и общения.
- Таким образом, обобщающий вывод состоит в следующем. Развитие событий в Иране в 70-90 годы нашего столетия показало, что активное использования политического потенциала мусульманской религии духовенством и связанными с ним политическими кругами. внедрение, в том числе и силой, политизированного ислама в качестве официальной идеологии теократического авторитарного государства могут на какое-то время стать факторами, определяющими относительную устойчивость социально-политической системы, которая создается на базе фундаменталистского исламского мировоззрения в рамках "исламского правления". Одновременно пример этой же страны дает основание утверждать, что в современном мире полная исламизация общества по моделям раннего, "чистого" ислама невозможна, а попытки исламских радикалов добиться создания "идеального исламского общества" могут привести лишь к деградации исламского режима, к ослаблению роли и авторитета мусульманского духовенства и религии среди населения.
При этом несомненным остается тот факт, что, каким бы сложным и противоречивым ни было дальнейшее развитие иранского общества, ислам и институт мусульманского шиитского духовенства в Иране в силу своего особого места и ответственной роли в морально-нравственной и идеологической сферах будут оставаться одними из наиболее весомых факторов, определяющих общественно-политическую жизнь государства II будущее развитие Ирана в целом.
Основные положения диссертации изложены в следующих опубликованных работах:
1 Некоторые проблемы и перспективы исламизации Ирана. Ближний II Средний Восток. История и современность (сборник научных статей). Изд. Центр "Анкил", М., 1995. Объем - 1.8 п.л.
2. Некоторые особенности внешней политики Исламской Республики Иран в свете основ и принципов исламского строя. Очерки истории и культуры Афганистана, Ирана и Турции. Изд. МГИМО, 1996. Объем 2 п.л.