Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Работа над техническими упражнениями.

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств

Сообщение:

“Развитие фортепианной техники на начальной стадии обучения. Работа над техническими упражнениями.”

подготовила

Денисова Марина Васильевна

преподаватель

I квалификационной категории

по классу фортепиано

Московская область

г. Луховицы

2011


В воспитании техники у младших учащихся большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано. Правильная посадка за инструментом, приемы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движения рук и пальцев, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика. Не может быть единой “постановки рук”, единого пути развития техники у разных учащихся, так как приспосабливаемость рук к пианистическим трудностям и степень природной беглости пальцев у всех детей различны. Главный принцип работы педагога – научить школьника
слышать звуковой результат того или иного движения рук на клавиатуре. Слуховой контроль является решающим в запоминании ребенком тех физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата соответственно звуковым задачам.

Правильная посадка предполагает непринуждённость, отсутствие напряжённости спины, подтянутость корпуса;  удобное ощущение плечевых суставов, шеи, не прижатые к телу локти; опору ног.

Необходимое положение свода кисти обеспечивается собранностью пальцев, выпуклостью суставов пястья, немного ниже расположенным кистевым суставом. (Положение первого и пятого пальцев будет наиболее благоприятным, если положить закруглённые 2-3-4 пальцы на три чёрные клавиши, а 1 и 5 - на соседние белые.)

Опора пальцев – это осязание глубины клавиш (как будто пальцы поддерживают всю руку). Первоначальный навык (игра non legato)  связан с использованием свободного, пластичного движения всей руки.

С самого начала ученик должен освоиться  с ощущением освобождённости  руки. Хорошим средством достижения этого является раскачивания руки,  свободно свисающей вдоль тела. Преподаватель может лучше всего контролировать ученика, приподнимая его руку: он должен на своей руке ощутить её тяжесть, а опустив проследить, чтобы рука ученика совершенно свободно упала вдоль тела. Другим испытанным средством для освобождения руки  служат свободные движения запястья - вверх (либо вниз) и обратно; движения эти требуют участия всей руки до локтя, локтя, после локтя – вплоть до плеча (способность к релаксации должны контролироваться на протяжении всей учёбы – это обязательное условие для предотвращения усталости и для воспитания красивого звука и энергичного удара).

С момента изучения  legato начинается работа над артикуляцией пальцев, независимостью их движения. Плавное legato возникает в результате спокойно и  естественно  «переступающих» (не вдавливающихся)  пальцев. Хорошая артикуляция  предполагает достаточную активность движения пальцев  и своевременный их подъём после звукоизвлечения           (« вязкие», с запаздыванием поднимающиеся пальцы, лишают исполнение ясности  и ритмической  чёткости).

Не менее важно, чтобы ученик не поднимал каждый следующий палец слишком рано и опускал его на клавишу без толчка (заранее поднятый палец фиксирует кисть, мешает ощущению её пластичности). Помехой в игре legato может явиться вялая артикуляция первого пальца  (когда свободный его подъём заменяется пассивным «продавливанием» клавиши).

С первых шагов обучения следует дать понять ребёнку, что музыкальный мотив может ассоциироваться с определённым словом и что подъём и сила пальцев зависит от того, как произносится данное слово. Например: ласточка, воробей.

Попутно усваиваются и объединительные движения (кисть при этом отводится к пятому пальцу). Движения кисти необходимы для плавного исполнения legato, для выразительности, ощущения « дыхания» руки; они активизируются, если в игре участвуют четвёртый и пятый пальцы. Чем шире расстояние между звуками мелодии, тем активнее объединительные движения кисти. Попутно достигается и необходимое растяжение пальцев.

                                Работа над этюдами

Техническое воспитание ученика должно идти по пути использования возможно большего разнообразия фортепианной фактуры. Во-первых, это разносторонне развивает его технические навыки, во-вторых, выявляет индивидуальны качества учащегося. Не следует только перегружать начинающего сухими инструктивными этюдами, эмоционально не привлекательными для ребёнка. Желательно, чтобы этюд возможно скорее был выучен на память. Проигрывание этюда всегда должно быть полноценным в музыкальном отношении: грубая « долбёжка», равно как и болтливое “отыгрывание” этюда, приносит мало пользы. Любой быстрый пассаж в этюде на всех стадиях изучения должен быть хорошо «пропет».

После разбора этюда наиболее эффективна работа над ним в спокойном (для начинающих) и в среднем темпе (для более продвинутых учеников. Слишком медленные темпы мешают естественной фразировке и налаживанию верных движений; слишком быстрые – приводят к “забалтыванию”: ученик не успевает воспринимать фразировку, контролировать свои действия.

Нередко учащемуся мешает неправильное понимание мелодической структуры пассажей, особенно в тех случаях когда мотивы, составляющие пассаж, начинаются со слабой доли. Выразительное, осмысленное исполнение мотивов поможет найти рациональные движения.

Для технического роста учащегося большое значение имеет развитие привычки к точному соблюдению аппликатурных указаний. В одном из писем к известному пианисту педагогу К. Черни, Л. Бетховен рекомендует обращать больше всего внимание на то, чтобы ученик “хорошо располагал пальцы, соблюдал такт (т.е. играл бы ритмично) и без ошибок разбирал ноты”. Соображения “удобства” отступает на второй план.

«Несомненно, что в первый период обучение учащемуся полезно ознакомиться и усвоить классическую аппликатуру гамм и арпеджий»

С. Фейнберг

Важным условием технического воспитания является также умение ученика следить во время игры не только за мелодией, но и за аккомпанементом (очень часто он несет функцию ритмического управления движением, оставаясь в то же время на втором плане звучания) и  способность определить нужный темп перед игрой (мысленно, внутренним слухом представить мелодию, движущуюся с определенной скоростью)

Хорошим средством  для достижения и сохранения  фортепианной техники общепризнанны технические упражнения. Технические  упражнения применяются издавна. В старые времена этой цели служили мелодические украшения «мелизмы»). Ф.Куперен в своей фортепианной школе «Искусство игры на клавесине» одним из первых ввёл наряду с такими украшениями образцы маленьких упражнений, состоящих из 3-8 звуков. С тех пор начали появляться сборники упражнений для всех основных видов техники.

Выбор упражнений для ученика так же индивидуален, как и выбор этюдов. Упражнения типа Ганона могут использоваться в практике учащегося, но действеннее (так как понятнее их необходимость) упражнения, содержащие элементы (мотивы) пассажей из технически сложных мест разучиваемых произведений.

Упражнение должно отвечать следующим требованиям

  1.  Упражнение должно соответствовать поставленной задаче. Оно строится, чтобы преодолеть встретившуюся трудность;
  2.  упражнение должно быть легче и проще, чем преодолеваемая трудность;
  3.  целесообразно делать упражнение максимально коротким;
  4.  правильно организованное упражнение достигает результатов в короткий срок.

Способы построения упражнений

Вычленение и многократное повторение мотива:

  1.  на одном месте с перерывами между повторениями;
  2.  на одном месте без перерыва между повторениями;
  3.  с переносом руки по октавам
  4.  повторение, но с движением мелодии и в обратную сторону;
  5.  беспрерывное повторение мелодии, использующее движение вверх и вниз
  6.  образование секвенции на основе вычленяемого элемента;
  7.  зеркальный принцип («обмен опыта между руками» С.Фейнберг) элемент, трудный для одной руки учится обеими руками одинаковыми пальцами.

Упражнения  играются выразительно, ритмично, с постоянным прибавлением темпа во время повторений.

В технических упражнениях технические проблемы абстрагированы от других музыкальных компонентов, поэтому внимание может быть полностью поглощено технической стороной. В этом отрыве от музыки кроется большая опасность для развития музыкальности. Поэтому к техническим упражнениям следует относиться очень осторожно. Необходимо вносить в них момент исполнительства: различные  динамические оттенки, способы звукоизвлечения. Таким образом, ученик может овладеть и основными  выразительными средствами музыкального исполнения, избежать механического «оттарабанивания».

Шопен советовал учить технические места следующим образом: staccato ff (для достижения нужной энергии удара), staccato pp (для достижения чувствительности и мягкости), legato,высоко поднимая пальцы (для достижения подвижности пальцев), и лишь потом – в той динамике и типе исполнения, который предписан в произведении.  Технические упражнения должны транспонироваться. Для освоения игры в быстром темпе полезно применять различные ритмические варианты. Игра в ритмах принуждает к большей сосредоточенности и концентрации  внимания.

Многие педагоги обоснованно рекомендуют начинать работу над произведением (прежде всего над технически сложными местами) в медленном темпе и сплошь полным звуком (конечно, без преувеличения). Но не следует задерживаться на этой стадии. Надо стараться постепенно переходить к предписанной динамике и темпу. Ускорять темп постепенно, терпеливо, постоянно следя, чтобы игра была ровной. К медленному разучиванию технических мест следует возвращаться вновь и вновь. ( К. Черни советовал также играть гаммы и другие упражнения fortissimo и pianissimo с  crescendo и decrescendo – стремясь достичь самого быстрого темпа, доступного исполнителю).

«Те , кто неуклонно следует принципу: «больше тренироваться и меньше исполнять»,кто часами выстукивает в медленном темпе или  в искажённых «вариантах» какой-либо этюд или пьесу, в процессе занятий могут забыть о художественной цели своих усилий. Они за «деревьями перестают видеть лес» и, как люди, привыкшие жить в потёмках, пугаются яркого света творческого озарения».

                                                                      С. Фейнберг

                                                Гаммы

С самого начала игре гамм нужно придавать большое значение. Гаммы способствуют формированию ровного и красивого звука, развитию беглости и вообще хорошей техники игры на инструменте, практическому овладению аппликатурными закономерностями, клавиатурой, тональностями. Гаммы- один из важнейших способов развития музыкального материала (мелодическая фигурация ). Гамма помогает интенсивному развитию музыкального слуха.

Изучение гамм (вначале каждой рукой отдельно) можно начинать после того, как учеником хорошо освоены пятипальцовые последования. При этом возникает задача подкладывания первого пальца и здесь необходимы подготовительные упражнения. Первый палец нужно подводить под ладонь немного заранее и опускать на клавишу таким образом, чтобы рука не делала движения вниз. Залог успеха – постоянное внимание к качеству звука, плавности движения мелодической линии, чёткости артикуляции пальцев.

                                          Аккорды

Трезвучия с обращениями изучаются по три звука каждой рукой отдельно; пальцы организованы для исполнения данного аккорда, погружаются в клавишу, хорошо чувствуя опору. Подъём руки и погружение предполагают использование пластичного движения всей руки от плеча. В дальнейшем ставится задача более яркой окраски верхнего звука в аккордах. Можно использовать упражнение: извлечение насыщенного звука пятым пальцем и добавление остальных звуков аккорда более лёгким прикосновением пальцев.

                                         Арпеджио

Короткое арпеджио каждой рукой отдельно изучают после того, как ученик освоил игру трезвучий аккордами. Сначала используются                                       арпеджио из трёх, затем четырёх звуков. Важное условие исполнения – певучее legato, исключающее толчки рукой на каждом звуке. Этому способствует хорошее “осязание” каждым пальцем клавиши и объединительное движение кисти от первого к пятому пальцу. Возможны упражнения, в которых отрабатывается каждая позиция отдельно.

Техническая работа учащегося тесно связана с развитием музыкальности, воспитанием слухового самоконтроля и должна быть подчинена художественным задачам.

Список используемой литературы:

1. Алексеев А. Русские пианисты. М.-Л., 1948.

2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1967.

3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., 1987.

4. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.1. М., 1965.

5. Фейнберг С. Пианизм как искусство. 2-е изд. М., 1969.




1. В. Крашенинникое вращаясь к определению субъектов права собственности и иных вещных прав на жилые помещен
2. Русский либерализм XIX века
3. Научились мы читать Азбуке поставим пять Презентация букв
4. на тему- Одежда делового человека Выполнила- стка 123 гр
5. Договор аренды1
6. 1949 гг их содержание не потеряло своей актуальности скорее наоборот
7. Формы (источники) современного права
8. Практикум для студентов ДФО и ЗФО электронное издание
9. Оборонно-промышленный комплекс
10. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Харків ~ Дисер
11. Автор- учитель начальных классов МАОУ лицея2 г
12. 09 3.html
13. ВАРИАНТ 1 Прочитайте текст и выполните задания А 1 А 4 В 1 В 12 Человеческий коридор 1 Это было в сорок пер
14. Test for Elementry Intermedite First Certificte nd dvnced Lnguge Prctice Underline the nswer which best nswers the question or fits the spce
15. АРМ и перспективы его развития
16. Тема 12 1 В первой половине 20х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенно
17. Лабораторна робота ’ 8 Визначення зміни лінійних розмірів тканини і трикотажу.html
18. дней назначают макролиды- эритромицин кларитромицин азитромицин мидекамицин Хорош в применении.
19. ~- ~~ существо и происхождение рождение индивидуальное развитие организма от оплодот
20. Бог переводится так- Бог Ван