Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Место и роль образа автора в поэме Д. Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда».
В характере Чайльд-Гарольда отразились в равной мере как индивидуалистические устремления поэта, так и сомнения Байрона в жизненности и действенности индивидуализма. Байрон отрицал тождественность своего «я» с героем поэмы, хотя и использовал в изображении судьбы Чайльд-Гарольда мотивы и события собственной биографии. Поэт принимал романтическое одиночество героя как протест против норм и правил жизни его круга, с которым вынужден был порвать и сам Байрон, но в то же время эгоцентризм и жизненная замкнутость Чайльд-Гарольда оказывались в конечном счете объектом критики поэта. Разочарование во всех проявлениях жизни, хладное безразличие к миру, в огромной степени свойственные герою, совершенно чужды живой и страстной натуре Байрона. Нарочитая небрежность в обращении автора с Гарольдом заставляет понимать, что герой поэмы всего лишь один из ее значимых элементов, но отнюдь не главный ни в смысловом, ни тем более в композиционном отношении.
Первые две песни поэмы, как и все «Паломничество Чайльд-Гарольда», построены очень свободно. Корабль плывет в прибрежных водах, невдалеке сменяют друг друга монастыри, жалкие поселенья, гордые крепости, дикие горы, чарующие водопады, старые развалины приметы древней славы. Распространенные на целые строфы рассуждения, сомнения автора, поиски им верного ответа на загадки и тайны жизни, спор с несогласными и самим собой, живые портреты людей и поколений все это разворачивается в нескончаемый, мастерски построенный, живой и меняющийся в тональностях (а порой и в ритме) авторский монолог, в котором судьба и движения души Чайльд-Гарольда подаются лишь эпизодом, значимым, но побочным. Гарольд исчезает надолго и вновь возникает, чисто механически вклиниваясь в повествование. Он не служит и внешнему сцеплению сюжета:
Но где ж Гарольд остался?
Не пора ли
Продолжить с ним его бесцельный путь?
Многочисленные сентенции о любви, дружбе, покое и стремлениях, рассыпанные по песням поэмы, менее всего принадлежат Чайльд-Гарольду, за исключением редких замечаний, составляющих по сути биографические сведения о нем. Даже шутливая психология волокитства, рецепты успеха у кокеток, сожаление об уходящей с годами и опытом искренности влечений лишь частично могут быть отнесены к размышлениям героя.
В итоге мы как бы видим мир с двух точек зрения: автор рассказывает нам обо всем широко, свободно, детализированно, оснащая повествование философским, историческим, бытовым комментарием, сопровождая его изъявлением многообразных чувств, как бы вовлекает читателя в дружественный диалог; герой поэмы характеризует увиденное им исключительно состоянием своей души в зависимости от характера событий, пробудившихся воспоминаний, открывающихся его взору пейзажей Чайльд-Гарольд переживает различные чувства, углубляет эмоциональную окраску изображаемого. Нередко «сердца стон врывается в строфу повествования», поэт отвлекается от темы, обращаясь к предметам, совершенно не связанным с сюжетом внешними признаками. В повествование входят грустные строки о погибшем друге, о скончавшейся возлюбленной. В этих строчках и боль личной утраты, и философское обобщение, адресованное читателю. Характерны для поэмы неожиданные переходы энергичные сопоставления жизни разных стран, судьбы далеких друг от друга народов. Так, мысль поэта неожиданно покидает Испанию, обращаясь к местам и понятиям, лежащим вдалеке от этой страны, а затем вновь возвращает нас к описанию событий на Пиренейском полуострове.
Тяжелая, подлинная правда действительно оказывается основным предметом изображения в поэме Байрона. Именно она рождает в душе Гарольда неутихающую бурю, «хотя кругом покой и тишина»; и душевное беспокойство героя, не связанное с личными побуждениями, роднит его с автором и превращает с этого момента Байрона в союзника Чайльд-Гарольда. Все это, однако, остается лишь в сфере общего эмоционального настроя поэмы и не имеет сколько-нибудь заметного сюжетного выхода вследствие относительной незначительности самого героя.
В тесной связи с «мерой автобиографичности» героя находится и мотив «мировой скорби» в поэме. Может показаться, что характер душевных страданий автора и героя однотипен, но это далеко не так. Сердечная неудовлетворенность Гарольда, напомним еще раз, рождается как бы изнутри. Печаль, одиночество, душевное смятение героя не вызваны какими-то реальными трагическими предпосылками: они возникают раньше, чем впечатления необъятного мира дадут герою истинные причины для необъятной скорби. Вначале лишь неуравновешенный характер, пресыщение, пугающая пустота и лживость непосредственных впечатлений от жизни лежат в основе горечи героя. Совсем не то у поэта:
...О, если б смертный мог
Бороться с неизбежною судьбою!
Не пала б Троя, Тир не изнемог,
Добро не гибло бы, не властвовал порок.
Трагическая обреченность усилий, направленных к добру, вот первопричина скорби Байрона. И это для автора не априорная идея: пессимистический вывод родился из наблюдения над кровопролитной борьбой народов за независимость и счастье, в частности в поэме это и борьба испанского народа против наполеоновского нашествия. Поэта удручала мысль о том, что испанский народ в борьбе за свободу отчизны от иностранного угнетения вынужден в то же время как бы крепить оковы феодального рабства в собственной стране. Байрон не видел перспективы в демократизации национально-освободительного движения испанского народа, и это чрезвычайно угнетало его. Соответствующий душевный настрой, возведенный в ранг художественного обобщения, и заставлял Байрона с горестным упоением утверждать в своей поэме нелегкий смысл и фаталистичную предопределенность течения жизненных событий. Но, как видим, если поэт сетовал, что все богатства мира тлен, а все его услады сгусток морской пены, то причины, масштабность, смысл такой прочной безысходности весьма отличались от всего, что мог испытать Чайльд-Гарольд.
Общая антимилитаристическая направленность поэмы предельно очевидна: война представляется поэту тягчайшим из несчастий человечества, тысячелетиями губящим народы. В основе авторского проклятия войне лежат тираноборческие мотивы, возмущение вековечно царящим на земле деспотизмом:
Но разве бог нам землю подарил,
Чтоб мир лишь ставкою в игре тиранов был?
Поэт создает проникновенные, поэтически полнокровные, излучающие симпатию образы партизан. Не только юноши приносят на алтарь спасения родины «кровь, доблесть, юный жар, честь, мужество стальное», на битву с захватчиком рядом с ними идут и девушки. Спасение каждого народа в его собственной борьбе.
Байрон, разумеется, далек от последовательного материалистического понимания истории, но в то же время значимость каждого исторического события он строго соразмеряет с влиянием его на жизнь народа. В этой связи он разоблачает и демагогические претензии английской военщины на спасение Европы от ига Наполеона: народные массы Испании, Португалии, население островов Средиземноморья страдают от «освободителей» не меньше, чем от узурпатора.
В то же время следует сказать, что, невзирая на огромное сочувствие автора, жизнь и борьба народов это как бы внешний мир для Байрона. Поэт как бы занимает «независимое» положение между лирическим героем поэмы Чайльд-Гарольдом и народными массами, населяющими поэму. Однако направление эволюции миропонимания Байрона совершенно отчетливо выражено уже в первых двух песнях поэмы: это до поры завуалированное развенчание романтического отъединения от мира, демократизация убеждений, все растущий интерес и все крепнущее сочувствие к борьбе народов за независимость и счастье. Причины горестей народа Байрон вслед за выдающимися философами-просветителями усматривает в некоторых категориях нравственного порядка, неразрывно слитых с общественными установлениями. Так, темнота, глупость, жестокость, жадность, трусость в сочетании с дурными законами и обычаями оказываются первоосновой всеобщих бедствий.
В заключительных песнях немало чисто личных мотивов, связанных с семейной катастрофой, окончательным разрывом с английским аристократическим обществом, переживаниями человека, навсегда покинувшего свой дом, человека, лишенного родины. Но главное все же это аналитический характер, политицизм и актуальность путевых заметок, насыщенных раздумьями поэта, носящими не столько лирический, интимно-личный, сколько конкретно-социальный характер. Это последовательное утверждение реальности бытия в противовес фантастической стране поэтического вымысла. При этом предпочтение действительности отдается в силу ее богатства, красочности. В заключительных песнях поэмы происходит замещение героя личностью автора, слияние образа лирического героя и самого Байрона. Этот отказ от всякой условности в выражении чувств существенно влияет на всю атмосферу поэмы: она до предела насыщена страстностью переживаний, до болезненности личностным отношением ко всему изображаемому, лаконичностью и обнаженностью чувств. При этом сам автор, его судьба занимают в поэме относительно немного места. Но читатель живо ощущает его любящее и страдающее за людей сердце, его прямоту, его гордость и привязчивость, чистоту его помыслов и готовность к самопожертвованию. Он мечтает остаться «в памяти народной, пока язык Британии звучит», но если «в гордый пантеон введут других», поэт «без горечи и гнева» принимает уготованную ему участь.