Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
№ 3) Казахстан в эпоху бронзы: Андроновская и Бегазы - Дандыбаевская культуры.
Эпоха бронзы XVIII - VIII века до н..э. Ранняя бронза - Нурин-ский этап. Средняя - Атасуйский этап. Поздняя - Бегазы-Дандыбаевский этап. Во II тыс.д.н.э. появилась технология бронзы. В П-1 тыс.д.н.э. металлические орудия начинают вытеснять каменные. Плавильные печи найдены в долине р. Атасу. Металл обрабатывали методом ковки, литья, чеканки, штамповки. Руду добывали в рыхлых породах - методом кайлования, в плотных - методом «огневой про¬ходки»,
Андроновские племена (1-е памятники близ г. Ачинска) от Ени¬сея до Урала. Индо-иранский язык. Европеоиды. Развиты скотоводст¬во (главная отрасль) и земледелие ( спомогательная роль). До начала I тыс.д.н.э. оседлое хоз-во. Начало (становление) кочевого скотоводст¬ва. В Х-Х1 вв преобладает коневодство. Не получило развитие свино¬водство. Право 1-й борозды у царя. Обрабатывали землю каменными мотыгами. Имелось рыболовство. Топливом служил кизяк. Появилось ремесло ткача. Появление общности «отцовский род». Матриархат сменяется патриархатом. На смену коллективной собственности родовой общи-ны пришла семейная и частная собственность. Этому способствов л переход к скотоводству.
Геометрический орнамент в искусстве (для красоты и от порчи). В наскальных сюжетах чаще изображали дикого быка-тура. На хребте Каратау найдены наскальные рисунки с 50-ю колесницами. Излюб¬ленный сюжет наскального искусства - 2-горбый верблюд-бактриан. В Семиречье крупное скопление на рисунков. Археологиче¬ский символ - серьги и подвески.
Жрецы - хранители древних традиций и знаний. В раннюю бронзу покойника сжигали. В среднюю и позднюю хоронили в скор¬чившемся, согнутом виде на боку.
Андроновская культура делится на три периода:
Ранняя бронза (XVIII-XVI века до нашей эры) - Нуринский этап - Находки в долине реки Нура.
Средняя бронза (XV-XII века до нашей эры) - Атасуский этап - Название по группе могильников в долине реки Атасу.
Поздняя бронза. (XII начало VIII века до нашей эры) - Бегазы дандыбаевский этап - Название по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье.
Андроновская культура эпохи бронзы
С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития. Так как основным материалом был сплав меди с оловом, то этот период назван археологами эпохой бронзы. Из бронзы изготовлялись различные орудия труда мотыги, серпы, орудия, украшения. Развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством характерные признаки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории.
С формированием производящих форм хозяйства на территории Казахстана появляются новые оригинальные культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Все эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую культуру андроновскую. Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине, она разделяется на два этапа ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название федоровского, а для Центрального нуринского периода (XVIII XVI вв. до н. э.). Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном атасуского периода (XV XII вв. до н. э.). Начиная с XII в. до н.э., андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской в Центральном (XII VIII вв. до н. э.).
Хозяйство андроновцев
Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и зерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.
Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Жезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы. И это только по исследованным выработкам.
Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм баночной, горшковой. Последние богато орнаментировались. Применялся геометрический орнамент, т. е. меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий.
Археологические памятники
В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-булак, относящиеся к эпохе ранней бронзы. В Центральном могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского периода и памятники Карабие, Айшрак, Карасай - атасуского. В Восточном Казахстане исследованы могильники Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Казахстане к федоровскому пероду относятся могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский. Южный Казахстан и Семиречье беднее памятниками андроновской культуры. Здесь исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.
Интересен погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из плит, поставленных вертикально. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. В могилу вместе с умершим погружались богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.
БЕГАЗЫ ДАНДЫБАЙ
C аридизацией климата на территории Казахстана начинает зарождаться новый, более прогрессивный тип хозяйства кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зимовки, земледелие стало приобретать подсобный характер. В стаде увеличилась доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме.
Это ведет к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура XII Х вв. до н. э. сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности усопших к родоплеменной знати, т. е. общество уже сформировано и стратифицировано, близкое к образованию государств.
Общественный строй. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация, а частые столкновения с соседями из-за хороших пастбищ и скота к выделению из среды общины военной аристократии воинов-колесничих. К началу 1 тыс. до н. э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники,
Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Священная книга "Авеста" называет племена ариев, туров, хьона, дана, сайрима, саина, даха, населявшие в начале 1 в. до н. э. степные просторы Казахстана и Средней Азии.
Постепенно отгонное скотоводство в степи сменилось более продуктивным способом производства кочевым, что привело к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен, населявших Казахстан.
28)Социальная организация традиционного казахского общества: структура, институты управления и власти.
Социальная структура казахов. В самом общем виде традиционная социальная структура казахов представляется как сочетание трех больших социальных групп, различающихся не по имущественному цензу, а по социальному статусу, строго определенному для каждой из них. Для традиционной социальной структуры казахов характерно несовпадение имущественного положения и социального статуса людей. Ее общая конфигурация определяется не столько социальными отношениями, господствовавшими в данном обществе, но и политическими мотивами, и в особенности своеобразием генеалогической организации.
Султаны. Султаны образовывали высшую степную аристократию политическую или служилую, занимавшую господство в обществе в силу происхождения от могущественного Чингиз-хана. Сословие султанов, называвших себя «ак-суйек» (белая кость) и противопоставлявших себя «кара-суйек» (черная кость) народным массам было организовано корпоративно, монополизируя и олицетворяя высшую официальную власть в казахском обществе.
Первоначальное понятие султан означало владычество, господство, а также власть, правительство. С середины Х в. его стали употреблять для обозначения персонального носителя светской власти государя.
К привилегиям султанов следует отнести и то, что они были неподсудны судам биев. Кроме того, только султаны и ханы имели право иметь при себе тюленгутов лично зависимую от них челядь, которая постоянно находилась непосредственно при султанском дворе.
Вся султанская группа имела единую тамгу, такую же, какой пользовались казахские ханы, и военный клич «архар». Каждый султан имел право на именную печать, на особое одеяние.
Бии. Известно, что казахское понятие «бий» (би) происходит от тюркского, «бег» (бек, бей) традиционного титула, которым в тюркских сообществах наделялся, как правило, знатный, состоятельный или могущественный в ином отношении человек.
Биями назывались крупные представители родовой знати, занимавшие в обществе место ступенькой ниже правящего сословия султанов. Если могущество султанов было обусловлено их богатством и происхождением от ак-суйек, то сила и влияние бийской группы, выросшей из недр караши, кроме ее экономически господствующего положения в общество, объяснялись и личными качествами ее членов, как-то: знанием адата, традиций, остроумием в словопрениях, умением защищать и отстаивать интересы общин и т.д. Нередки были случаи, когда выходцы из простого народа, благодаря своей природной одаренности добивались звания биев.
Судебная власть, которая принадлежала биям, имела исключительное значение в казахском обществе. Она в основном сводилась к разбирательству различных споров и притязаний как внутри коллективов, так и между родами и их отделениями. Султаны, в том числе сам хан, должны были считаться с мнением биев, имевших большое влияние и прочную опору в кочевых общинах. Все это способствовало тому, что т занимали относительно прочную позицию в обществе.
Батыры. Сам термин «батыр» не означал принадлежность к какому-нибудь сословию, это не социальная категория, а, прежде всего, почетное звание. Звание батыра носили ханы, султаны, т и другие представители родовой знати, которые выдвинулись в период борьбы с внешними врагами, в особенности с джунгарами в XYII-XYIII в.в., как умелые тачальника, одержавшие ряд побед. Звание батыра не было наследственно, а приобреталось личными военными подвигами и присваивалось талантливым тачальникам, храбрым и отважным воинам.
Баи. Надо различать два значения слова «бай». В одном случае оно употребляется для обозначения богатого человека вообще: «баи» - богач, «байлык» - богатство. Достаточно было хозяйству располагать скотом и пастбищем в размерах, обеспечивающих потребление и расширенное воспроизводство, как оно уже могло быть названо байским. Ханы, султаны, т, старшины все это баи, поскольку они владели лучшими пастбищными угодьями и многочисленными стадами. В другом случае термин «баи» обозначает не всех представителей кочевой знати вообще, а только определенную социальную группу, не имеющую наследственных, пожалованных титулов.
Духовенство. Духовенство в Казахстане состояло из ходжей и мулл. Ходжи представляли аристократическую верхушку духовенства. Они находились вне родов, не входили в казахскую общину. Ходжи претендовали на такое же общественное признание как султаны и относили себя в разряд «асыл суйек» (святая кость), что свидетельствовало о происхождении их от первых последователей пророка Мухаммеда. Это сословие, в доказательство своей обособленности, имело особую тамгу и уран. В Казахстане ходжи не сложились в влиятельную в политическом отношении прослойку.
Другую группу духовенства составляли муллы. В Казахстане муллой именовался каждый сколько-нибудь знающий татарскую грамоту и выдержки из Корана и могущий руководить отправлением религиозных обрядов.
Шаруа. Основная масса населения, состоящая из кочевников-скотоводов, обходящихся в своих хозяйствах личным трудом, называлась шаруа. Шаруа делились на жай-шаруа, то есть рядовые более или менее экономически обеспеченных и самостоятельных крестьян, и кедеев-шаруа (кедей, жарлы) менее обеспеченных крестьян, нередко вынужденных прибегать к чужой экономической помощи.
Байгуши. Байгуши или иначе их называют консы, как социальная прослойка в казахском обществе возникла в период усиленного имущественного расслоения внутри казахской аульной общины, когда сосредоточение богатства в руках одной части общества усиливало процесс обнищания другой части общества. Байгуши представляли из себя массу, лишенную или почти лишенную средств производства и в силу этого экономически и политически бесправную.
Рабы (кулы). Удельный вес рабского труда в обществе был незначительным и не играл заметной роли в определяющей отрасли производства в скотоводстве. Размеры рабовладения в казахском обществе были невелики, - никто, можно сказать, не владел большими группами рабов. Рабство в Казахстане имело патриархальный характер.
Туленгуты. Правом на владение туленгутами пользовались только ханы и султаны представители аристократического сословия в казахском обществе, происходящего от «белой кости».
Тюленгуты, находясь вместе с султаном, участвуя с ним в походах, выполняя его отдельные административные и хозяйственные и иные поручения, имели полную возможность обогатиться. Некоторые тюленгуты жили при султанах не только со своими семьями, но и с другими родственниками, что характеризует их как крестьян, прочно обосновавшихся в султанском владении, полностью оторвавшихся от казахских родов, аульных общин.
Тюленгутская служба была наследственной, а не личной. Тюленгуты переходили по наследству от одного султана к другому.
Политическая система казахского общества. Политическая система казахского общества состояла из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общины, власть держалась только на авторитете правителя общины.
Следующий уровень представляется в виде сложной иерархии общин (потестарная структура). Основное население в этой иерархии занимает места соответственно степени генеалогического родства, начиная от мелких патринимических групп до крупных союзов племен.
Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины.
Традиционное казахское государство было основано на двойной структуре власти. В нем параллельно сосуществовали две власти авторитетная и аристократическая. Первая основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого типа. Аристократическая власть опиралась на элиты закрытого типа, которые не допускали в свои ряды новых членов. Эта власть чингизидов торе, воплощающей верхний эшелон политической власти.
Ханская власть. Возникновение казахского ханства и его 380-летняя история неразрывно связаны с деятельностью ханов, сыгравших огромную роль в становлении национальной государственности, формировании этнической территории и защите независимости Казахстана. В степи ханский титул признавался только за потомками Чингизхана. Ханская власть передавалась по наследству. Законными наследниками считались братья, дети, внуки.
Новый претендент на ханскую власть нуждался в официальном признании на всенародном курултае съезде, собрании. Одним из непременных символизирующих избрание хана условий является поднятие знатью нового государя на тонком белом войлоке.
Власть хана не регламентировалась какими-либо твердыми уставами, законами. Она покоилась прежде всего на материальной силе данного хана, его авторитете, поддержке степной знати и на древних обычаях. Основные свои функции верховного сюзерена казахской земли, полководца, дипломата, судьи, законодателя ханы осуществляли в своеобразных условиях кочевой цивилизации.
Как главе господствующего рода чингизидов и главе государства, хану принадлежало право высшего распоряжения кочевьями. Ханы решали земельные споры, закрепляли нераспределенные или свободные пастбища за отдельными общинами. Взимание податей с населения относится к личным правам хана. Хотя оно не было закреплено в законах, однако мало кем оспаривалось.
Поставки населения в пользу хана носили различные названия: согум (для содержания ханского дома в зимнее время), зекет (часть скота, взимаемая по определенной шкале), ушур (часть урожая обычно одна десятая).
Во время войн и крупных конфликтов хан, являясь главнокомандующим войсками ханства, становился во главе отрядов народного ополчения.
Хану принадлежала высшая судебная власть, к нему могли апеллировать недовольные решениями бийских и султанских судов.
Наконец, хан представлял государство перед внешним миром. Им или по его уполномочию, и от его имени велись переговоры с другими государствами, принимались иностранные послы, назначались послы в иностранные государства и т.д.
№ 53) Насильственная коллективизация в Казахстане и ее последствия. Голод 30-х годов - трагедия казахского аула в годы коллективизации.
Политика коллективизации в Казахстане (19251933 гг.)
В декабре 1927 г. состоялся ХVсъезд ВКП (б), известный как съезд коллективизации. Согласно его решениям, за короткие сроки, к весне 1932 г. сельское хозяйство страны должно было превратиться из единоличного в коллективное колхозное.
Коллективизация проводилась насильственными методами, форсированными темпами без учета особенностей жизни коренного населения. Так, в 1928 г. в Казахстане было коллективизировано 2 % хозяйств, на 1 апреля 1930 г. этот показатель составлял уже 50,5, а в октябре 1931 г. около 65%. Ряд областей перекрыл даже эти «ударные» темпы, например, в Уральском, Петропавловском округах коллективизировано было более 70 % хозяйств. К осени 1931 г. в республике 78 районов из 122 охватили коллективизацией от 70 до 100 % хозяйств. Жесткие, насильственные меры, которые сопровождали этот процесс, выливались в незаконные аресты, лишение избирательных прав, выселения, многие были расстреляны. Только в 1933 г. органами ОГПУ Казахстана было арестовано свыше 21 тысячи человек.
Первый секретарь Крайкома партии Ф. И. Голощекин проповедовал в Казахстане идею проведения «Малого Октября», где доказывал, что аул «не чувствовал дыхания Октября и что здесь необходимо провести малую Октябрьскую революцию». Ф. Голощекин избрал курс на обострение классовой борьбы под лозунгом «советизации аула».
Недовольные этой политикой национальные лидеры Т. Рыскулов, С. Садуакасов, С. Сейфуллин, С. Ходжанов, Ж. Мынбаев были отозваны в распоряжение ЦК ВКП (б) и обвинены в национализме.
Еще больше поляризовала обстановку в ауле компания передела сенокосных и пахотных угодий. К весне 1926 г. трудящиеся аула получили 1,3 млн. га сенокосных и 1,25 млн. га пахотных угодий, ранее при надлежавших баям.
Формирование и становление колхозного строя требовало: а) времени; б) крупных финансовых вложений; в) моральной и психологической подготовки крестьянских масс.
Но на практике вновь прибегли к командно-административному силовому методу. Началась трансформация политики «всемерного развития кооперации во всех формах» в «курс на коллективизацию».
3 февраля 1928 г. были приняты чрезвычайные меры в ходе хлебозаготовок. В результате этой политики:
ЦК партии намечал закончить коллективизацию в Казахской АССР к весне 1932 г., с учетом: а) экстенсивности животноводства; б) примитивной материально-технической базы; в) отсутствия традиций крестьянской кооперации в прошлом; г) кочевого и полукочевого образа жизни степняков.
Основные формы колхозного строительства в Казахстане:
Со второй половины 1929 г. в республике форсированно развивается колхозное движение. Создаются первые МТС (машинно-тракторные станции). Для проведения коллективизации наряду с местными «коллективизаторами» Казкрайком партии привлек 8 тыс. рабочих и в республику было направлено 1204 двадцатипятитысячника из Москвы, Иваново-Вознесенска, Харькова, Ленинграда. «Посланцы партии» насаждали в степи такой тип расселения аулов, который в точности повторял планировку российской деревни.
Недостатки политики коллективизации:
В совместной директиве Казкрайкома ВКП (б) и Совнаркома от 25 декабря 1931 г. ставилась задача «охватить плановыми мероприятиями по оседанию» в 1932 г. все оставшиеся кочевые и полукочевые трудовые хозяйства и процесс оседания завершить в 1933 г. Пленум Казкрайкома партии (декабрь 1929 г.) предписывал, чтобы оседание производилось на основе 100% коллективизации всех оседающих бедняцко-середняцких хозяйств. Директивами Казкрайкома ВКП (б) в 6 округах республики создана комиссия по коллективизации, которая определила 20 районов первой очереди, установив процент охвата коллективизации от 60 до 80100%.
В условиях жесткого администрирования преуспевали лжебелсенды (лжеактивисты), которые приняли на вооружение приемы и методы байских, волостных шабарманов (подпевал), активистов периода «военного коммунизма». Завершив оседание вместо запланированных трех лет в течение трех дней, лжебелсенды тут же начали «преобразовывать» скотоводческие хозяйства в колхозы.
Таким образом было коллективизировано всех хозяйств:
В феврале 1932 г. зимой в Чуйском районе в радиусе 150 км стягивались сотни хозяйств, 400 юрт выстроились в поселок «городского» типа.
Уровень коллективизированных хозяйств постоянно возрастал: в 1928 г. -2%; на 3 апреля 1930 г. 56,4%; к октябрю 1931. г. около 65%.
Коллективизация и одновременное оседание стали разрушать вековой уклад жизни аула до основания. Уничтожался не только класс казахского общества, рушились все устои, наработанные тысячелетиями кочевой цивилизацией.
В связи с продовольственными трудностями 1929 г. решению продовольственной программы (заготовке сельскохозяйственной продукции) был придан характер чрезвычайной акции времен «военного коммунизма»: