Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Краткий словарь терминов.
1. Аллегория - троп, вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенные в конкретном образе: крест в христианстве обозначает страдание, ягненок - беззащитность,
голубь - невинность. В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора, из сказок о животных: волк-жадность, лиса-хитрость. Аллегория часто используется в баснях. Например, в басне И.А.Крылова « Стрекоза и муравей» .Стрекоза - аллегория легкомыслия, а Муравей - трудолюбия и предусмотрительности.
2. Аллитерация - прием звукозаписи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: « Пора, пора! Рога трубят» (А.С.Пушкин). Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными: «Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам»( Г.Р.Державин).
3. Аллюзия - художественный прием, который заключается в использовании намека на какой - нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта. Например, у В.В. Маяковского в стихотворении « Юбилейное» есть вопрос, обращенный к Дантесу: « Чем Вы занимались до семнадцатого года?» - названная дата подразумевает революцию.
4. Антропоморфизм - вид олицетворения, когда изображаемый предмет
уподобляется человеку, либо наделен некоторыми человеческими качествами: « Все мое»,- сказало злато; « Все возьму «,- сказал булат ( А.С. Пушкин. « Злато и серебро»). На антропоморфизме иногда строится целое произведение («Необычайное приключение…» В.В.Маяков
ского).
5. Гротеск - художественный прием; нарушение пропорций изображаемого мира, соединение фантастического с реальным, обыкновенным и даже приземленно-бытовым. Например, в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» медведь собирается разорять «типографии и университеты» ; в романе М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита» впечатление гротеска создается причудливым сочетанием бытового фона Москвы с фантастическими образами Воланда и его свиты.
6. Оксюморон - художественный прием; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. Например: «горячий снег», «скупой рыцарь», «пышное природы увяданье».
7. Парцелляция художественный прием, расчленение фразы на отрезки, порции. Фразы получаются рубленные. Например: «У него горе. Большое».
8. Гипербола литературный прием, основанный на художественном преувеличении тех или иных свойств изображаемого. Используется для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того чтобы ярче выделить в изображаемом явлении те или иные стороны. Например: И ядрам пролететать мешала Гора кровавых тел» («Бородино») М.Ю. Лермонтова
9. Ассонанс - повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи. Например:
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу. (А.С. Пушкин).
Повтор звуков усиливает выразительность поэтической речи. Ассонанс также называют неточную рифму, в которой созвучны лишь некоторые, главным образом гласные звуки, стоящие под ударением: « красивая неугасимая», « музыкой - мускульной», « жажда - жалко» и др.
10. Градация - художественный прием, заключающийся в постепенном, последовательном усилении или ослаблении образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности. Например: « Муха! Меньше мухи! Уничтожился в песчинку!»
( Н.В.Гоголь). Изображение взрыва в стихотворении Н.Заболоцкого «Творцы дорог»:
Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.
11. Инверсия - художественный прием, нарочитое изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели. Например:
Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой. ( А.С.Пушкин).
Здесь постановка прилагательного после существительного усиливает эмоциональное восприятие эпитета «дальной» к слову «отчизны» и «чужой» к слову «край». Или у Ф.И.Тютчева в стихотворении «Весенняя гроза» : «Гремят раскаты молодые», «Повисли перлы дождевые», « С горы бежит поток проворный», «И гам лесной и шум нагорный...».
12. Литота - вид тропа, противоположный гиперболе, заключающийся в намеренно неправдоподобном художественном преуменьшении изображаемого. Например: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.
13. Метонимия - троп, заключающийся в замене одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. Например, «читать Пушкина» (т.е. читать произведения Пушкина), или у Н.А. Некрасова: «Придет ли времечко…когда мужик Белинского и Гоголя с базара понесет», - имеются ввиду книги, написанные В.Г. Белинским и Н.В. Гоголем.
14. Олицетворение - разновидность метафоры, при которой явления природы, неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ; например:
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе. ( С.А.Есенин)
15. Плеоназм - повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект. Например: «Друг мой , друг мой, Я очень и очень болен.Сам не знаю, откуда взялась эта боль...» (С.А.Есенин). У А.А. Блока в стихотворении «Сольвейг! О, Сольвейг! О, солнечный путь!» есть скрытый плеоназм: имя « Сольвейг» взято из драмы Х. Ибсена « Пергюнт», и по-норвежски оно значит именно « солнечный путь» , « солнечный след».