Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
7 вопрос
Проблема всеобщего начала бытия у досократиков ( милетская школа- Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Досократики- это древнегреческие философы, чей расцвет был примерно до 434 г до н.э.
Термин «досократики» охватывает философов, принадлежащих милетской, пифагорейской, элейской (элеатской), атомистской, софистской школам, и трех великих философов-одиночек: Гераклита, Эмпедокла и Анаксагора, которых при различных интерпретациях их философских высказываний трудно однозначно отнести к какой-либо философской школе.
Это были мужественные, сильные люди верующие в единого Бога, устремленные к бесконечно более и более совершенному единению с Ним в истине и любви.
Их главная тема- происхождение и устройство мироздания. Считая что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно, они искали начало и принцип, объясняющий изменчивость мира. Они стремились постигать всеобщее единство, являющее себя в потоке бесконечных и изменчивых явлений, так же искали объяснений множествам изменяющихся явлений из единого, вечного, самодостаточного. Они стремились, насколько возможно для человека, познавать истинно сущее, имеющее в самом себе начало своего бытия. Пытались трансцендировать устремиться за пределы феноменального мира в сознании человеческого разума.
В их понятии мироздание это проявление Божественной творческой силой- Архэ. Так же они ввели понятие Логос понятие умного единства, это понятие проявления Божественного управления миром, который можно познать через откровение Логоса человеку. Дос-ки ввели понятие Нус- умная организация вселенной. Это понятие проявления Божественной организующей силы. Все эти три понятия имеют бесконечное содержание.
В своих философических построениях оперировали четырьмя стихиями: вода, земля, огонь, воздух. Стихии это особого рода архетипы, которые определяют доступные человеку системы содержаний сознания человека.
Милетская школа была основана Фалесом в греческом городе Милет.
Милетские философы во главу всех явлений ставили Архэ, которое для них было единое, вечное, бесконечное божественное первоначало многообразия явлений. Фалес предлагал своим ученикам в качестве подобия Архэ- стихию «вода», что бы они начинали самостоятельно умозрительно созерцать. Четыре стихии это своеобразные психические блоки, которые в различных сочетаниях определяют содержания сознания, которые мы называем «внешним» миром, в отличии от «внутреннего»
Милетские философы рассматривали мир как живое целое, они не делали принципиальных различий между одушевленным и неодушевленным, лишь только признавали за неодушевленными предметами меньшую степень одушевленности.
Милетская школа заложила начала греческой научной астрономии, географии, математики, метеорологии, физики и ввели соответствующую терминологию.
8 вопрос
Философские взгляды Эмпедокла и Анаксагора. Их начала бытия. (Любовь и вражда. Нус и гомеомерия)
Эмпедокл ученик Пифагора, но в его взгляде содержится влияние элеатов, и ионических философов. Аристотель его считал основателем риторики. По своему характеру его философия близка стихийному материализму. Но вместо одной первоматерии он выдвигает четыре исходных принципа, четыре стихии огонь, воздух, земля, вода. И он вводит две движущие силы, смешение которых с указанными стихиями способствуют возникновению всего многообразия окружающего мира любовь и вражду. Движущий принцип здесь отделен от понимаемой как пассивная материи. В этом смысле можно говорить о дуализме Эмпедокла.
Любовь в его концепции разделяет однородное и соединяет разнородное и таким образом «из много делает одно», а вражда разделяет разнородное и соединяет однородное и так «из одного делает многое».
Стихийный материализм философии Эмпедокла проецируется на его понимание развития космоса, где любовь и вражда важнейшие движущие принципы.
Сфайрос- первоисходная стадия, в которой находится весь космос. В ней нет никакой определенности, все сливается в единстве. Некая совершенная смесь и единство стихий, в которых они равно представлены. Этот период универсальной власти любви; а вражда здесь поставлена «вне» мира, вытеснена.
Вторая стадия развития космоса начинается с возникновения единичных отдельных вещей. Это возникновение вызвано постепенным приходом вражды, которая стремится вытеснить любовь.
Третья стадия- любовь вытеснена из мира и влачит жалкое существование на его обочине. Стихии в этот период более или менее разделены.
Четвертая стадия- возврат власти любви. Стихии опять соединяются. И эти четыре части, у Эмпедокла постоянно повторяются.
Его философия имеет метафизический характер. Весь процесс развития он сводит к проблематике количественных изменений. Но в его воззрениях можно обнаружить и элементы диалектического мышления.
Анаксагор, был учеником Анаксимена. Его философию характеризует стихийный материализм. А-р считает основой всех вещей бесконечное множество малых материальных частичек, качественно различных между собой, называемых семена вещей -гомеомерия. Согласно А-ру, новое возникает, потому что семена вещей содержатся в различных вещах. По этому одни вещи могут переходить в другие, соединятся и разъединятся, что представляется перед нами как возникновение, либо как гибель и упадок.
Семена вещей как материальную основу мира он считает инертным, а причину, приводящую их в движение и являющуюся в то же время причиной всех вещей он определяет термином Нус разум. Из некоторых сохранившихся фрагментов трудов А-ра возможно предположить, что нус был основным принципом упорядочения материального мира. За материалистическую интерпретацию категории «нус» у А-ра говорит тот факт, что души он считал очень разреженным воздухом. А воздух в досократовской философии считался одной из четырех материальных стихий.
9 вопрос
стихийно-мифологическая диалектика Гераклита (знаменитые высказывания), Эстетические воззрения Гераклита.
Одним из наиболее крупных философских учений раненегреческой философии является учение Гераклита Эфесского.
Гераклит из Эфеса происходил из аристократического рода, лишенного власти демократией, провел жизнь, сторонясь светских дел. Основной труд «О природе», еще при жизни был признан глубокомысленным и трудным для понимания, за что автор получил прозвище «темный».
«Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое: все течет ,все изменяется; в одну реку нельзя войти дважды; в мире нет ничего неподвижного; холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель- бытие и небытие связаны между собой, они обуславливаю и переходят друг в друга». Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом» - общим для всего существования законом. Он учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а был есть и будет вечно живым огнем, закономерно угасающим и также закономерно воспламеняющимся. В мире царит строгая закономерность и в то же время нет ничего постоянного- все течет и изменяется.
Г-т, так же как пифагорейцы считает, что прекрасное имеет объективную сторону, не в числовых отношениях, как таковых, а в качествах материальных вещей, представляющих модификации огня. Таким образом он дает более глубокую диалектическую трактовку гармонии и красоте, и мыслит о мире как о материальном, не созданный богами, вечно существующий в форме непрерывного становления.
Красота в его понимании относительное свойство. Самая прекрасная обезьяна безобразна в сравнении с родом людей. Относительно прекрасное определяется принадлежностью к различным родам. Гармония в его понимании, возникает через борьбу. Она имеет универсальный характер: мы видим ее в основе космоса, она составляет основу человеческих связей, она же присутствует в произведениях искусства.
В его понятии мера- одна из важнейших эстетических категорий античной эстетики. Мера носит всеобщий характер, как и гармония. Она лежит в основе космоса: «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимися и мерами потухающими». Мера, для него, это объективная закономерность, которая существует независимо от человека. Важнейшие эстетические понятия красоты, гармонии, меры рассматриваются им как отражение свойств и связей объективного мира.
10 вопрос
Философские взгляды пифагорейцев. Число и мера. Эстетика пифагорейцев.
По своим воззрениям пифагорейцы идеалисты. Согласно их мнению, число составляет сущность вещей, и поэтому познание мира сводится к познанию управляющих им чисел. Пифагорейцы, взявшись за математические науки, первые подвинули их вперёд; вскормленные на этих науках, они признали математические начала за начала всего существующего.
Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».
Так же числовое начало пифагорейцы обнаружили и в музыке, и космос мыслился ими как музыкально числовая гармония. Правильное соотношение между длинной струны и тоном звука, в правильном математическом сочетании дают гармонические созвучия. Космологическая теория пифагорейцев носила ярко выраженный эстетический характер, а понятие гармонии Пифагор детально исследовал на примере музыки.
Их учение так же содержало мысли о нравственном значении музыки: хорошая (космически гармоничная) музыка воспитывает душу, так плохая портит ее. Под влиянием музыки душа на какой-то момент покидает тело, освобождается. У музыки здесь катарсическая роль очищающая душу. Религиозное значение музыки не позволяло относится к ней как к удовольствию, но делало музыкальные занятия формой духовной практики.
Олицетворением пифагорейской эстетики в художественной практике стало творчество Поликлета, создавшего скульптуру «Канон», и одноименный трактат о математических пропорциях человеческого тела. С его точки зрения искусство подражает не природе, а норме. Подобно строению космоса, оно должно быть гармоничным, соразмерным, пропорциональным.