Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Виникнення і розвиток вчення про владу.

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Семінарське заняття 3 (2 години)

Політична влада.

  1.  Виникнення і розвиток вчення про владу.
  2.  Поняття та структура влади, її суб’єкт і об’єкт.
  3.  Засоби, процес і види влади, взаємозв’язок політичної та інших влад.
  4.  Джерела та реалізація влади в суспільному житті: політичне панування, політична легітимність.
  5.  Концепції політичної влади.

  1.  Виникнення і розвиток вчення про владу

Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти. В мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. В соответстви с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян и греков боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными правителями и законодателями, верша земные дела.

Рационализация политических представлений, наблюдаемая в I тысячелетии до н.э., означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры.

По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.

В Древней Руси проблемы единовластия князя, социальной базы его власти находят освещение в наиболее известных литературных источниках, как «Повесть временных лет», «Новгородская летопись», «Русская правда» и др.

Важной проблемой более позднего времени была борьба за верховность власти между церковной властью и светской

Так, Н. Макиавелли стремился отделить реальную политическую деятельность от религиозных оснований, исследовал всласть как отношение властвующих и подвластных, её устройство, учреждение законов.

К вопросам власти, её источникам обращались представители западноевропейской мысли Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.) и Д. Локк (1632 - 1704 гг.). Власть государства по Гоббсу есть следствие общественного договора, который раз и навсегда ограничивает гибельное стремление людей к осуществлению своей индивидуальной власти.

Большую роль в развитии учения о власти сыграл Ш. Монтескье (1685 - 1775 гг.).  В его книге «О духе законов» была сформулирована идея разделения властей, развиваемая в теорию, обосновывающую принципы законности, политической свободы и придания роли праву истинного регулятора взаимоотношений между государством и гражданами.

Кроме того, уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Аристотель, а позднее и Монтескье, указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделённых, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага.

МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.

Согласно марксистскому учению главным признаком государства является наличие такой общественной власти, которая отделена от массы народа, не совпадает с населением и которая осуществляется особыми отрядами людей (армия, полиция, и соответственно учреждения: прокуратура, тюрьмы и т.д.). Иначе говоря, политическая власть - это группа людей, которая занимается только тем, что руководит другими людьми, регулирует отношение между классами, нациями и другими социальными группами людей, (с помощью указанных выше органов управления), защищая интересы определенного (господствующего) класса и, соответственно пресекая любые попытки к изменению существующего общественного строя.

Несколько лет назад, выступая в РГУ Нефти и Газа им. И.М. Губкина, мэр Москвы Лужков сказал, что он не политик, а просто хозяйственник, экономист. С точки зрения марксистского учения это явное проявление безграмотности (кстати, во время учёбы в этом институте, Лужков дважды получал неудовлетворительную оценку по Философии. Видимо, это и сказалось в конце концов). Дело в том, что существует неразрывная диалектическая связь между политикой и экономикой. А именно, с одной стороны, "Политика - это самое концентрированное выражение экономики" (Ленин), а с другой стороны следует помнить о "примате политики над экономикой" (Ленин), поскольку именно от политической власти зависит: в каком направлении следует развивать экономику, чтобы обеспечить интересы тех или иных классов.

Согласно марксистско-ленинскому учению политическая власть - это орудие в руках экономически господствующего класса, с помощью которой (точнее - государства, куда кроме политической власти входят и соответствующие орудия этой власти: полиция и т.д.) этот экономически господствующий класс охраняет существующий экономический порядок, политической властью, этот экономически господствующий класс становится и политически господствующим и таким образом приобретает новые средства для подавления других классов, для "удержания их в узде".

Это касается не только власти диктаторского режима, но и демократической формы правления, поскольку, как писал Ленин "Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству. Демократия - есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою". ("Государство и революция").

Западная Европа эпохи Возрождения и Реформации: Учение Никколо Макиавелли.

Один из первых теоретиков новой эпохи Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни.

В центре внимания Макиавелли - реальная способность правительства повелевать подданными.

Основы власти:

 1. Материальные основания - сила. Многочисленная преданная армия. Сам политик должен обладать началами полководца.

 2. Власть должна иметь социальную опору - народ. (Макиавелли рекомендует опираться на народ, аристократию лучше истребить.)

 3. Психологические основания (чувства). Народ должен любить и (больше) бояться правителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти - ненависть и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, его малодушие. Политика "золотой середины". Правитель должен научиться быть недобрым (умение лгать, убивать). Правитель должен казаться великим человеком (имидж).

 Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.

  1.  Поняття та структура влади, її суб’єкт і об’єкт.

Общим определением является то, что власть - это волевые отношения между людьми, которые характеризуются понятиями зависимости, принуждения, контроля. Власти предполагают принуждение к каким действиям, подчинения и упорядочения воли людей, а также установление права на такое принуждение, легитимность, то есть признания или подтверждения законности чьих прав, полномочий, общих, не частных решений, согласие граждан с правом одних справлять определяющее влияние на других.

 Политическая власть отличается от других видов социальной власти своим функциям, а именно:

 • политическое целенаправленности;

 • властно-политическая интеграция общества;

 • регулирование режима социально-политической деятельности;

 • обеспечение целостного управленческого воздействия на общественные процессы.

Общественное назначение власти проявляется в:

а) поддержании общественного порядка с его устоявшимся регламентом;  

б) выявлении, локализации и разрешении конфликтов;

в) достижении общественного консенсуса;

г) регулировании всех властных отношений в обществе;

д) использовании насилия и принуждения во имя стабилизации общества.

Политическая власть имеет ряд характерных черт:

1) суверенитет, верховенство, неделимость. Можно ли разделить власть между различными социальными группами, партиями? Нет. История такого не знает. Бывают условия двоевластия, но, как правило, они непродолжительны. Двоевластие заканчивается либо гражданской войной, либо мирным переходом власти;

2) авторитетность власти, т.е. признание ее авторитета (власть — от лат. autoritas);

3) волевой характер власти, т.е. наличие цели, программы, готовности их добиваться;

4) принуждение (в различной степени, не всегда диктатура).

При отсутствии какой-то из этих черт наступает безвластие, т.е. для политической власти необходимо наличие всех четырех черт.

Политическая власть выполняет определенные функции: 

  1.  господство — подчинение одних групп, классов другим;
  2.  руководство — определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества;
  3.  управление — проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;
  4.  контроль — обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в, обществе.

ВЛАСТЬ

Источники власти.

Авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес, и др.

Субъекты власти.

Государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии.

Объекты власти.

Индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д.

Функции власти.

Господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

Ресурсы власти.

Принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

В структурном отношении основными компонентами власти являются: субъект, объект, ресурсы власти.

Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством определенного акта - приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение. Им могут быть индивидуум, организация, социальная общность и др. Субъектом политической власти являются государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии. Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, знать о настроении и состоянии подчиненных, обладать авторитетом.

Субъекты политической власти имеют сложный многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ - политические элиты и лидеры. Между этими уровнями обычно существует связь, но она может и прерываться Так, например, политические лидеры, придя к власти, зачастую отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий.

Объект власти в свою очередь должен подчиняться, поскольку без этого условия просто не возникнет властного отношения. Власть - это всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающее социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиняться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение). Непременным атрибутом власти является насилие. В этом контексте прав французский мыслитель Ж. де Местр, который говорил: «Бог, сотворивший власть, сотворил и наказание…Палач сотворен вместе с миром». Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличие или отсутствие у него авторитета.

Объект власти. Поскольку власть -- это всегда процесс взаимодействия, в ней можно выделить и еще один структурный компонент Это объект власти, который составляет нерасторжимую пару с субъектом Но если субъект активен, то объект играет пассивную роль, подчиняясь воле субъекта и принимая его решения Мотивация подчинения бывает разнообразна Она может базироваться на страхе перед санкциями, на бездумной привычке повиноваться, на заинтересованности в выполнении распоряжений, на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на самоотождествлении объекта с субъектом власти; на вере в идеологические догмы.

Следующими важными компонентами власти являются источники и ресурсы власти. Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, богатство, интерес, тайна, знания и т. д. Если обратиться к истории, то достаточно часто источником власти была сила. Это в свое время констатировал председатель КП Китая Мао Цзэдун в своем афористическом высказывании: «Винтовка рождает власть». Не меньшее значение в качестве источника власти имеет богатство. Хотя нет прямой связи между уровнем материального богатства и степенью доступа к власти, однако определенная зависимость между богатством и властью существует. По Конституции США президентом может стать любой гражданин Америки, но в ее истории нет примера победы на президентских выборах малоимущего или безработного.

Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсы власти.

Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для укрепления власти.

  1.  Засоби, процес і види влади, взаємозв’язок політичної та інших влад.

Средства власти (ресурсы) «все то, что индивид или социальная общность могут использовать для влияния на других» (Роберт Даль). Используемые средства или те, которые могут быть использованы для осуществления власти называют основами или ресурсами (средствами) власти. Структурные средства (ресурсы) власти: законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения (милиция, полиция), партийная дисциплина, авторитет политического лидера, центральная и региональные структуры и т.п.. Выделяют и такие типы ресурсов власти: страх, интерес, убеждение. Однако границы, отделяющие один ресурс (средство) власти от другой, условные. Реальные политические акции, тем более реализация политического курса, опираются на систему средств власти.

Естественно, средства (ресурсы) власти - все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целью субъекта власти. Средства (ресурсы) власти - это либо важные для объекта ценности (предметы потребления, деньги и т.д.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивы человека (телевидение, радио, пресса и др.)., Или орудия, инструменты, механизмы покорения и властвования - оружие, карательные отряды и др.., с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь. Средства власти, наравне с субъектом и объектом власти - один из важнейших ресурсов (засобив.) власти. Значимость средств как оснований власти отражена в теории социального обмена Питера Блау и др.. В основе власти лежит неравномерность распределения средств власти, которых не хватает. Люди, не имеющие средств власти, получают их в обмен на исполнение распоряжений тех, кто имеет средства, и тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им. В процессе мобилизации средств власти субъектом они трансформируются во власть, что способствует превращению определенных средств на влияние и систему взаимосвязанных субъектов и объектов.

Средства власти разнообразны. Многообразные и способы, методы удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Американский социолог Амитай Вернер Этциони делит средства власти на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные средства власти - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать не только отдельных политиков, но и задабривать целые слои населения». Унитарные средства пользуются властью для поощрения и для наказания (уменьшение зарплаты недобросовестным работникам и др.).. Принудительные средства власти обычно выступают как меры административного наказания, если не срабатывают утилитарные. Нормативные средства власти включают средства воздействия на внутренний мир, сознание, ценностные ориентации и нормы поведения человека, обеспечивают одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Если утилитарные и принудительные средства власти влияют на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то нормативные средства власти воздействуют непосредственно на сознание и поведение людей.

Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы власти разнообразны. Широко распространена их классификация в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества:

1. Экономические ресурсы

2. Социальные ресурсы

3. Культурно-информационные ресурсы

4. Административно-силовые ресурсы

5. Юридические ресурсы

Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы.

Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается.

Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими ее видами, поскольку - это стремление к умножению материальных ценностей, повышению благосостояния народа.

С экономической властью тесно связана власть социальная - распределение позиций на социальной лестнице - статусов, должностей, льгот и привилегий. С помощью социальной политики государство может влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть - это власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, истинности положения в обществе в целом и различных сферах жизни, но и манипулированию - управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле. Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Для того чтобы упорядочить, стабилизировать власть в обществе, сделать ее функционально способной, ее необходимо закрепить в форме политического господства, которое означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда - с одной стороны, и исполнительской деятельности - с другой.

Научное понимание господства - это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства. Принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает легитимность политической власти, которая обычно характеризуется как правомерная и справедливая.

Существуют и другие подходы к выделению видов власти.

Так, в зависимости от субъектов власть делится на:

— государственную;

— партийную;

— профсоюзную;

— армейскую;

— семейную и т.п.

По широте распространения выделяются следующие виды власти:

— мегауровень (власть на уровне международных организаций: ООН, НАТО, Европейский Союз и т.п.);

— макроуровень (власть на уровне центральных органов государства);

— мезоуровень (власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных);

— микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах).

По функциям государственных органов различается власть:

— законодательная;

— исполнительная;

— судебная.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:

— тоталитарную;

— авторитарную;

— либеральную;

— демократическую.

В зависимости от социальной базы власти выделяются следующие виды власти:

— полиархия (власть многих);

— олигархия (власть финансистов и промышленников);

— плутократия (власть богатой верхушки);

— теократия (власть духовенства);

— партократия (власть партии);

— охлократия (власть толпы).

Каково соотношение политической и государственной власти?

Имеются две точки зрения по этому вопросу:

— «политическая власть» и «государственная власть» — понятия тождественные, поскольку политическая власть исходит от государства и осуществляется при его прямом или косвенном участии;

— «политическая власть» и «государственная власть» — понятия не тождественные, однако всякая государственная власть является политической.

Действительно, политическая власть неразрывно связана с властью государственной, находит в ней своё продолжение. Государственная власть — главный/типичный способ осуществления политической власти.

  1.  Джерела та реалізація влади в суспільному житті: політичне панування, політична легітимність.

  1.  Концепції політичної влади.

Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований. Прежде всего, концептуальные подходы к интерпретации политической власти, с известной долей условности и относительности, можно разделить при самом общем логико-гносеологическом анализе на два больших класса:

Существуют различные концепции власти: марксистская, бихевиористская, реляционистские, системная, телеологическая, структурно-функциональная, психологическая и др..

Марксистская концепция власти исходит из того, что природа властных отношений связывается с выявлением социально-политической роли собственности, делением общества на антагонистические классы с противоположными интересами. Марксистская теория решающего значения в реализации политической власти придает народным массам, классам и социальным группам. Характерной особенностью этой доктрины является то, что государство рассматривается как фактор политической власти, а формы правления - как специфический способ обеспечения классового господства.

Поведенческая концепция власти. Английское слово behavor в переводе означает «поведение». Этот термин в политологии впервые был применен американскими учеными для научного анализа эмпирически достоверных фактов политического поведения индивидов. При этом поведении людей оказывали сугубо политический характер.

В реляционистские концепциях власти (реляция - донесение) последняя выступает как возможность и способность одних индивидов управлять процессом принятия решений на локальном или национальном уровне, невзирая на активное или пассивное сопротивление других индивидов или социальных групп.

Системная концепция власти. Основным понятием системного концепции власти является рассмотрение политической системы на макро-(как атрибут макросоциальных систем), мезо-(на уровне конкретных систем - семьи, организации), микроуровне (власть как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы).

Телеологическая концепция власти рассматривает последнюю как результат осуществления определенных целей и получения ранее запланированных результатов.

Структурно-функциональная концепция. Согласно этой доктрине власть является проявлением иерархического построения общества и особым видом отношений между подчиненными и руководителями.

Психологическая концепция власти исходит из того, что отношение индивида к политике предопределяется психологическим механизмом его личности. Для сторонников этого направления (З. Фрейд и др.). Проблема власти - это проблема господства подсознания над человеческим сознанием и поведением.

Следовательно, большое разнообразие подходов к изучению власти свидетельствует не только о большом интересе в мире к проблеме власти, но и о чрезвычайной сложности ее.




1. статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС
2. Реферат- Защита продовольствия, источников воды и сельскохозяйственных животных от оружия массового поражения
3. Модульний контроль 2 ВАРІАНТ 1
4. Бухгалтерский учет ценных бумаг (по новому плану счетов)
5. Реферат- Открытые способы лечения перитонита
6. Настольные экологические игры
7. Тематика рефератов- Основные достижения школы научного управления
8. Тема 1 Философия в системе культуры
9. х років більшість українських князівств відмовилися визнати Кревську унію а разом з нею владу як польського
10. Актуальные вопросы нового акционерного законодательства.html
11. Тема- Статистика правопорушень регіону Мета- Статистичний аналіз криміногенної ситуації в Дніпропетров
12. I СОСТАВЛЯЮЩИЕ РЕКЛАМЫ 5 Реклама как форма платной и личной коммуникаци
13.  Судебные расходы и издержки Понятие и цели взыскания судебных расходов Государственная пошлина
14. Н. Биологическое и социальное в психике человека
15. Шляхи енергозбереження в сільському господарстві
16. на тему- Демократия как форма организации и функционирования государственной власти
17. Неклассическая биология, уровни биоса и биофилософия
18. Статья- Леонид Леонов «Вор»
19. Введение.2
20. на тему- Культура стародавнього світу Виконала студентка групи Ю34 Павлів Іванна.