Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
С.В.Рахманинов: черты стиля
Одной из характернейших особенностей музыки Рахманинова является выразительнейший мелодизм. Мелодизм, певучесть - основное качество рахманиновского стиля, в значимой степени определяющее характер гармонического мышления композитора и фактуру его произведений. Рахманиновым был создан свой совсем особенный тип мелодики, основанный на сочетании характерных для Чайковского приемов - интенсивного динамичного мелодического развития с способом вариантных преобразований, осуществляемых более плавно и тихо. После стремительного взлета либо долгого напряженного восхождения к вершине мелодия как бы застывает на достигнутом уровне, постоянно возвращаясь к одному длительно опеваемому звуку, либо медлительно, парящими уступами извращается к исходной высоте. Может быть и обратное соотноше, когда более либо менее продолжительное пребывание в одной высотной зоне нежданно нарушается ходом мелодии на широкий интервал, вносящий оттенок острой лирической экспрессии.Другая сторона этого стиля, столь же неотразимо впечатляющая, как и мелодическое достояние рахманиновской музыки, это необычайноно энергичный, властно покоряющий и в то же время гибкий, порой прихотливый ритм. Об этом специфически рахманиновском темпе, невольно приковывающем к себе внимание слушателя писали и современники композитора, и позднейшие исследователи. Часто конкретно ритм описывает основной тонус музыки. Ритм выступает у Рахманинова как носитель действующего волевого начала. Ритмический набросок у Р. постоянно совсем рельефно очерчен, независимо от того, является ли ритм обычным, ровным, подобно тяжелым, размеренным ударам огромного колокола, либо сложным, затейливо цветистым. Излюбленная же композитором, в особенности в произведениях 1910-х годов, ритмическая остинатность придает ритму не лишь формообразующее, но в неких вариантах и тематическое значение.В области гармонии Рахманинов не выходил за пределы классической мажоро-минорной системы. Музыка его постоянно тонально определенна и устойчива, но в использовании средств классически-романтичной тональной гармонии ему были свойственны некие характерные особенности, по которым несложно бывает установить авторскую принадлежность того либо другого сочинения. Обращают на себя внимание богатство сложных многотерцовых образований, ряды нон- и ундецим-аккордов. Есть один излюбленный Рахманиновым гармонический оборот. В базе этого оборота - уменьшенный вводный септаккорд гармонического минора, традиционно употребляемый в виде терцквартаккорда с заменой II ступени III и разрешением в тоническое трезвучие в мелодическом положении терции. Возникающий при этом в мелодическом голосе ход на уменьшенную кварту вызывает щемящее скорбное чувство. В миноре написаны все четыре его фортепианных концерта, три симфонии, обе фортепианные сонаты, большая часть этюдов-картин и множество остальных сочинений. Даже мажор приобретает часто минорную окраску благодаря понижающим альтерациям, тональным отклонениям и широкому употреблению минорных побочных ступеней. Но не достаточно кто из композиторов достигал такового контраста нюансов и степеней выразительной концентрации в употреблении минора.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА С.РАХМАНИНОВА (1870-1943)
1. Творческий облик Рахманинова. Взаимосвязь видов деятельности
2. Наследие. Жанры творчества
3. Национальная основа творчества
4. Рахманинов и романтизм
5. Особенности стиля: мелодия, гармония, ритм
1. Р-в вошел в историю музыки как выдающийся композитор, дирижер и пианист.
Взаимообогащение этих трех видов деятельности и определяло творческий облик композиторра. Не случайно, в центре рах-го тв-ва прежде всего, ф-я музыка (прелюдии, этюды-картины, «Муз. моменты») и,особенно, концерты для фо-но с оркестром жанр, в котором наиболее тесно переплелось его композиторское и исполнительское дарование.(4 концерта и «Рапсодия на темы Паганини» для фо-но с оркестром).
2. Кроме того, комп-р создал 3 оперы, 3 симф-и, симфонические поэмы «Утес» и «Остров мертвых», «Симфонические танцы» для орк-ра, хоровые произведения (кантата «Весна», вок-симф. поэма «Колокола»), духовную музыку («Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» для хора а*капелла). Сокровищницей рах-го тв-ва стали его романсы.
3. Р-в, как личность и как худ-к, был глубоко укоренен в русской культуре. Национальная почвенность определила неповторимость, ярчайшую самобытность иск-ва Р-ва. В его тв-ве прослеживается связь не только с русской классической музыкой, но и с поэзией, живописью. Традиции русской муз-ной классики в творчестве Р-ва это многие особенности стиля кучкистов: лирико-эпический тип симфонизма, фольклорные истоки тв-ва, нередко восточный колорит музыки; это и традиции Чайковского тончайший мелодизм, углубленная, экспрессив-я лирика, волновой принцип развития мелодики. Истоками тв-ва Р-ва стали и старинная церковная музыка, прежде всего, знаменный распев, с его архаическим звучанием, речитативным характером интонирования, опорой на терц. и сек-е попевки (3-й концерт, Г.П.1 ч, 3-я сим-я, лейтмотив), и русская протяжная песня («Симф.танцы» средний раздел 1 ч.). Символом русского начала выступает и колокольность явление многозначное в тв-ве Р-ва. Это и конкретный образ, напр-р, в «Колоколах», где различные оттенки колокольных звучаний символизируют различные этапы чел-кой жизни, и звукообраз (прелюдия cis-moll, вступление ко 2 концерту, этюд-картина Es-dur), и специфическое средство выраз-ти с секвенцовыми или терцовыми раскачиваниями одних и тех же звуков (Г.П. 1-й части 2 конц.).
4.Иск-во Р-ва глубоко связано с романтизмом. Творчество было для него самовыражением. Основной тон высказывания лирический. Широко представлена тема любви, тема природы (особенно в романсах), трагическая тема одиночества. Р-ву свойствен ром-й пафос высказывания (прелюдия cis-moll) обостренная экспрессия чувств. Пейзажное начало разнообразно от тончайших, акварельных зарисовок («Островок», «Сирень»), до сочных, ярких картин («Весенние воды»). В музыке Р-ва представлены и традиции европ-го романтизма, особенно Шуберта (Муз-ные моменты), Шопена (жанр прелюдии, художественного этюда), Листа (виртуозный фортепианный стиль, концертность, оркестральность звучания). Помимо романтических традиций, есть соприкосновения и с веризмом (опера «Алеко»), и символизмом (симф. поэма «Остров мертвых» по картине Беклина, цикл романсов на стихи поэтов-символистов).
5. Р-в вошел в историю музыки как выдающийся мелодист. Характерными чертами рах-й мелодики является распевность, широта дыхания. Это темы длительного развертывания, так наз.
«мелодии-дали», с длительным подходом к кульминации и долго выдерживаемой кульминаци- онной зоной (Г.П.1 ч.2 конц.). Нередко начало тем с вершины-источника образуют так.наз «обращенные волны» («Не пой, красавица»). Среди приемов развития часто исп-ся секвенции (при-
чем не сначала темы, как у Чайк-го, а на более далеком расстоянии), вариантность (от народной песни). Немало мелодий имеют восточную окраску с характерной ритм-й узорчатостью, хроматикой («Не пой, красавица», «Она, как полдень, хороша»). В области гармонии Р-в остается в пределах классической функциональной системы, но часто хроматически заостряет ее, используя альтерацию. Широко применяются ак-ды побочных ступеней, различные септ- и нонак-ды, терцовые сопоставления («Утро»), органный пункт («Не пой…»). Особо велика роль плагальности, развернутые плагальные (Субдоминантовые) обороты («Сон»). Именной аккорд: VII4 3, с квартой («О нет, молю, не уходи», «Отрывок из Мюссе», каватина Алеко). Особая роль в музыке Р-ва принадлежит ритму. Ритм как формообразующее начало в «Симф. танцах», прелюдии соль минор, 3 ч. 2 концерта, «Полишинель». Нередко остинатные ритмы, гемиолы несовпадения строения мотивов и тактового размера (2-я часть 2-го концерта, вступление), обилие маршевых и токкатных ритмов.