а оборона обусловленная чувством страха бхайа и совокупление майтхун.
Работа добавлена на сайт samzan.net:
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
СЕМИНАР О ГРИХАСТХА-АШРАМЕ
ШРИДАМА ПРАБХУ И МАТАДЖИ КИШОРИ
(ЧОУПАТТИ, ИНДИЯ)
- Ведическая Культура и варнашрама Дхарма.
Задачи цивилизованного общества не сводятся лишь к удовлетворению животных потребностей человека, таким как еда (ахар), сон (нидра), оборона, обусловленная чувством страха (бхайа), и совокупление (майтхун). Они заключаются в обеспечении для людей возможности понять их отношения с Богом, Верховным отцом. Ведическая литература описывает три стадии духовного развития: самбандха знания о наших отношениях с Господом, абхидея поведение в соответствии с этими знаниями, и прайоджана, т.е. достижение цели, ради которой мы устанавливаем эти отношения. В писаниях нам встречается множество предписаний и принципов, которые кажутся трудновыполнимыми в современных условиях. Однако, нет никаких сомнений в насущной необходимости понимания духовного блага, которое таят в себе ведические предписания, и внедрения его в нашу жизнь. Ведическая культура настолько прекрасна и совершенна, что нам стоит искренне стремиться в наиболее полной мере следовать ее принципам на практике.
Предмет обсуждения, представленный в данной работе, касается обязанностей т.н. домохозяев, грихастх, составляющих один из аспектов благороднейшей общественной системы Варнашрамы и ведической культуры.
Из шастр нам известно, что существует 400 000 форм человеческой жизни, что дает редкую возможность вырваться из круговорота рождений и смертей и вернуться домой к Богу. Верховный Господь Кришна является создателем всего. Он создал и Дайви Варна ашрама дхарму, священный общественный строй, на вершине которого расположен высокоинтеллектуальный класс людей, формально называемых брахманами в силу их пребывания в модусе благости (сатва гуна). Далее следует класс людей, склонных к руководящей или к военной деятельности, которых по причине их пребывания в модусе страсти (раджа-гуна) называют кшатриями. Класс людей с явными качествами торговцев находится в пограничной области между страстью и невежеством, а шудры, т.е. класс людей, занимающихся трудом физическим, относятся к модусу невежества (тамо гуна).
Классификация в человеческом обществе всего мира может осуществляться на основании сферы деятельности людей и их личных качеств, и ни в коем случае на основании социального происхождения. В свою очередь, в духовной общественной системе существуют четыре социальные группы, разделенные по образу жизни, а именно, ученичество (брахмачари ашрама), семейная жизнь (грихастха ашрама), отход от дел и уединение (ванапрастха ашрама), и жизнь в отречении (санньйас ашрама). Следует обратить внимание на то, что каждый из перечисленных образов жизни нацелен главным образом на удовлетворение Верховной Личности Бога. Такова ведическая культура.
Господь Чайтанья Махапрабху давал наставления Санатане Госвами в отношении того, что из 400 000 человеческих форм жизни лишь немногие являются развитыми, т.е. способными следовать принципам варнашрама дхармы. Даже те, кто следует им, не всегда осознают, что цель заключается в постепенном возвышении до духовного уровня, в установлении отношений с Верховным Брахманом, Господом Кришной.
- Ведическая культура и грихастха ашрам.
Шрила Прабхупада утверждал, что грихастха ашрам предназначен для настраивания ума человека таким образом, чтобы он обрел покой, необходимый для духовного совершенствования. Человеческое существо наделено грубым телом и тонким телом. Для поддержания грубого тела необходимы деньги, дом, домашняя утварь, хлеб и т.д. Тонкое же тело требует истинных духовных знаний и занятия. Грихастха ашрам в ведической культуре является комплектом, полностью отвечающим вышеназванным требованиям. Поэтому допускается, что грихастха может зарабатывать деньги, иметь домашнее хозяйство и прочие удобства. И согласно шастрам, он может позволять себе и некоторое чувственное удовлетворение, включающее половые отношения для рождения дисциплинированных детей в сознании Кришны. К сожалению, в современном испорченном обществе аспект половых отношений давно расходится с ведическими представлениями о нем и является идеологическим средоточием семейной жизни. Сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, противоречащие святости брака, играют сейчас ведущую роль.
- Цель грисхастха- и других ашрамов:
- Ашрамом называется место, где человек находит прибежище в Верховном Господе. Поэтому целью всех ашрамов является принятие прибежища в Господе.
- Грихастха ашрам («гриха ститха ашрама»), другими словами, означает место, в котором человек, приняв убежище у Господа, живет в доме с семьей, но в центре внимания держит Господа Кришну.
- Значимость принципа принятия ашрайи или убежища у Господа одинакова для всех четырех ашрамов.
- Исполнение преданного служения Господу Хари является единственной целью жизни. Другой цели не существует.
2. Дифференциация ашрамов по степени отречения и наличия средств к
существованию:
- Шрила Прабхупада говорил, что отличие одного ашрама от другого заключается в степени отречения и наличии средств к материальному существованию. Брахмачари, ванапрастхи и санньяси не имеют денег или, по крайней мере, не должны зарабатывать деньги. Они полностью зависят от ашрама грихастх, единственного ашрама, рассчитанного на денежные заработки.
- Брахмачари, ванапрастхи и санньяси символизируют собой отречение и должны предтавлять грихасхам пример, достойный следования. Так как ашрам грихастх тоже является ашрамом, грихастхам следует стремиться развивать внутри себя тот же дух отречения, присущий трем другим ашрамам. Однако развитие духа отречения не должно быть внешним или искусственным.
В этой связи можно процитировать высказывание Шри Чайтаньи Махапрабху, самого Верховного Господа, который давал практические наставления одному домохозяину.
Господь молвил своему преданному: «Будь терпелив и возвращайся домой. Не веди себя как сумасшедший. Постепенно ты обретешь возможность пересечь океан материального существования. Никому не нужны от тебя показная преданность и ложное отречение. А пока наслаждайся миром в пределах разумного, но не привязывайся к нему. В сердце своем храни твердую веру, а внешне можешь вести себя как обычный человек. Таким образом, Господь Кришна очень скоро станет доволен тобой и освободит тебя из когтей майи». [Чайтанья Чаритамрита, Ади 15.26.27]
- Семейным людям необходимо весьма серьезно относиться к принципу отречения, однако это отречение не должно быть показным.
2.1 Значимость грихастха-ашрама:
- Значимость грихастха-ашрама обусловлена тем, что он дает рождение, питает, поддерживает и оберегает все четыре ашрама. Совершая служение трем остальным, а также сословию брахманов своего ашрама, ашрам грихастх процветает, преуспевает и получает достаточную подпитку культурой ведической цивилизации.
- Благодаря грихастха ашраму ведическая и духовная культуры представляются современному обществу наилучшим образом.
2.2 Грихамедхи и грихастха:
- Простое проживание в доме с мужем/женой детьми еще не делает человека грихастхой. Люди, живущие в условиях грихастх, но имеющие своей целью наслаждение чувств, называются грихамедхи.
- В центре жизни грихастхи находится Бог. Грихастхе известна высшая цель жизни, но он не имеет возможности для полного отречения. Он осведомлен в отношении того, что удовлетворение чувств, позволяющееся ему, приведет, в конце концов, к страданиям и поэтому свою склонность к удовлетворению чувств он искренне старается преодолеть посредством практического сознания Кришны.
- Если муж и жена содействуют друг другу в сознании Кришны и мирно живут вместе, помогают и служат друг другу, то это замечательно. Однако, если представитель противоположного пола привлекает человека лишь ради сексуальных наслаждений, то это является серьезным препятствием на пути к духовному прогрессу, провоцирующим возвращение к материальным привязанностям.
- Весьма благоприятной является ситуация, в которой муж занимает себя и свою жену преданным служением, а верная жена следует религиозным предписаниям Вед.
- Верховный Господь Кришна столь сострадателен к нам, что дает описание того, как должен вести себя семьянин для постепенного избавления от своих природных пристрастий к чувственному удовлетворению, к наслаждению объектами чувств и полному обретению качеств чистого преданного. «Пробудив веру в воспевание Моей славы, ощутив отвращение к материальной деятельности, зная, что любое удовлетворение чувств приводит к страданиям, но, по-прежнему не имея возможности полного отречения от всех чувственных наслаждений, Мои преданные остаются счастливыми и поклоняются мне с твердой верою. Даже если они порою заняты наслаждением своих чувств, Моим преданным известно, что все виды чувственного удовлетворения влекут за собою плачевные результаты, и они искренне раскаиваются в подобной деятельности.
- В этом материальном мире половое влечение настолько сильно, что даже тот, кто искренне стремиться к любовному служению Господу, может иногда быть сбит с толку сексуальной привлекательностью или ложными сентиментальными привязанностями к жене и детям. Даже сохраняя материальные привязанности, он может ясно видеть, что они не приводят ни к чему хорошему, так как они лишь причиняют беспокойства и препятствуют преданному служению Верховному Господу. Поэтому такой человек искренне раскаивается в своих глупых привязанностях к множеству материальных вещей и терпеливо ожидает милости Господа Крины. [Шримад Бхагаватам, 11.20.27-28]
- Общественное положение системы грихастха ашрама и системы варнашрамы:
Шрила Прабхупада сказал, что не имеет значения, кем является человек, брахмачари, грихастхой или санньяси. Он должен стараться быть надежным слугой Господа Кришны.
- Ведическая культура отнюдь не отвергает институт брака. Господь Брахма, Господь Шива и Ямарадж, которые описываются как махаджаны, являются грихастхами. Господь Гауранга был идеальным грихастхой, а позже идеальным санньяси. Многие спутники Господа Гауранги тоже были женаты. Грихастхой был Арджуна, царь и политик. Верховный Господь Кришна избрал Арджуну для передачи ему трансцендентного знания. Шрила Вьясадева был семейным человеком.
- Служение на благо этой изначальной системе, таким образом, чтобы сознание Кришны, в конце концов, возобладало в современном обществе и наделило бы счастьем каждого, мы считаем нашим священным долгом.
3. Общий обзор обязанностей в грихастха ашраме:
- Прежде всего, грихастха должен исполнять служение. Ашрам грихастх предполагает служение трем другим ашрамам и брахманам данного ашрама.
- Описывается, что преданное служение в ашраме грихастх подобно преодолению возвышенности, ибо оно несет массу преград. Выполнение обязанностей дается нам порою весьма болезненно. Однако служение должно выполняться в духе отречения, с чувством ответственности и с правильным пониманием гармонии жизни в сознании Кришны.
- Ашрам грихастх это ашрам жертвования. Грихастха работает на благо каждого независимо от обстоятельств.
- В ведической культуре делятся и отдают с осознанием того, что все во вселенной контролируется Господом и все принадлежит Ему, и что человеку следует принимать лишь то, без чего он не может обойтись. Каждому отведена его доля.
- Главной обязанностью грихастх является постоянное повторение Святых Имен Господа, служение вайшнавам и Верховному Господу с опорой на поддержку членов семьи и на состояние, обретенное за счет благочестивых поступков.
4. Долги в грихастха ашраме:
Нельзя забывать о том, что, рождаясь на свет и живя в этом материальном мире, мы различным образом извлекаем пользу из большого количества источников. Отсюда возникает задолженность, растущая с течением всей жизни. [Комментарий; Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 22.141; Лекция по Бхагават Гите в Лос-Анджелесе, 1968]
- Однако, Господь Чайтанья Махапрабху рекомендовал для этого века наиболее практичный способ расплаты с долгами. Все, что для этого нужно, это стать искренним преданным Верховного Господа Кришны, совершать санкиртана-ягью посредством повторения маха-мантры и, таким образом, освободиться от всех видов долгов.
- Жизнь в грихастха ашраме:
В писаниях обнаруживается множество наставлений (предписаний и запретов) для грихастх. Так как мы сосредоточены на преданном служении, то основное внимание, безусловно, уделяется тому, чтобы стать хорошим преданным Господа Кришны.
Важные предписания:
В силу их актуальности даже в наши дни, приведенные ниже предписания для духовного продвижения, имеют большое практическое значение.
- Пробуждение рано утром и совершение омовения.
- Приветствие и поклонение Божествам.
- Внимательное и полное преданности повторение предписанного количества «кругов». Это жизненно важный аспект преданного служения!
- Поклонение Туласи Деви.
- Ежедневное слушание или чтение текстов писаний, таких как Шримад Бхагаватам и Бхагават Гита.
- Предложение бхоги и почитание прасада, а также вайшнавов и брахманов.
- Благотворительная деятельность в гуне благости.
- Совершение жертвоприношений, наилучшим из которых является санкиртана-ягья. Преданное служение Господу главный критерий жизни грихастх.
В сущности, «наме ручи, джива дайа и вайшнава сева».
Некоторые запреты:
- Грихастхе не следует делать ничего, не связанного с Господом Кришной и без необходимости общаться с материалистами.
- Преданный-грихастха должен выполнять свои предписанные обязанности и не проявлять безразличия ради так называемого «отречения».
- Ему не стоит иметь чрезмерной привязанности к домашнему комфорту в окружении жены, детей, родственников и пр.
- Грихастха и поклонение Божествам:
Совершение преданного служения является важнейшим видом деятельности для грихастх. За шраванам, киртанам, смаранам и падасеванам следует процесс арчанам, т.е. поклонение Божествам. Шрила Прабхупада рекомендовал инициированным преданным следовать принципам Нарада панчаратры посредством поклонения Божествам в храме. Этот путь поклонения Божествам особенно рекомендовался для домохозяев, обладающих массой материальных благ. Для состоятельного семьянина почти ничего не стоит обзавестись роскошными параферналиями для пуджи. Менее обеспеченный человек также может заниматься поклонением Божествам в менее пышной форме, но с той же преданностью. В движении сознания Кришны есть брахмачари, ванапрастхи и санньяси, но поклонение Божествам в храме больше всего касается грихастх. [Шримад Бхагаватам, Комментарий к 7.5.24]
- Шрила Прабхупада утверждал, что, так как грихастхи сильно вовлечены в материальную деятельность, им следует заниматься поклонением Божествам. Преданным-грихастхам рекомендуется освоить процесс поклонения Божествам в соответствии с надлежащими предписаниями и наставлениями, полученными от духовного учителя. Особая цель, преследуемая в поклонения Божествам, это сохранение личной чистоты и непорочности. Преданные-грихастхи должны являть собой живой пример чистоты. [Шримад Бхагаватам, Комментарий к 7.5.24]
- Где следует заниматься поклонением Божествам? Если у человека есть Божества, то этот процесс легко осуществляется в домашних условиях. Однако, поклонение домашним Божествам уступает по значимости поклонению Божествам, которым принадлежит храм. Если грихастха живет не далеко от храма, то посещение храма и проходящих в нем праздников должно быть в центре его внимания.
- Приобретение средств к существованию в грихастха ашраме: предписания и запреты:
- Грихастха должен зарабатывать деньги на содержание семьи, но это не должно достигаться трудными способами.
- Жить просто и мыслить возвышенно таков девиз грихастхи в сознании Кришны. Ведь он не является неким безмерно честолюбивым субъектом, стремящимся заработать денег более чем нужно или накопить имущества сверх необходимости.
- В самом процессе зарабатывания средств грихастха не должен быть несправедлив в отношениях с людьми, не должен эксплуатировать их или обманывать, а также не допускать жестокости и несправедливости.
- Он не должен совершать греховных поступков. Он должен работать честно в соответствии со своей квалификацией и предписанными обязанностями.
- В своих доходах и расходах он должен избегать коррупции.
Ведущим принципом является то, что грихастха должен честным путем в сознании Кришны зарабатывать достаточное количество денег для поддержания души и тела, для служения Верховному Господу, для поддержания своей семьи, для совместного воспевания Святого Имени, совместного поклонения Божествам и для приглашения к себе в гости преданных, служения им и угощения их Кришна прасадом.
- Если преданный обнаружил желание зарабатывать больше средств для служения Кришне, ему следует спросить совета старшего вайшнава и остерегаться вовлечения в сомнительные и рискованные предприятия, угрожающие духовному и физическому здоровью.
- Жизнь в грихастха-ашраме полна беспокойств, таких как женитьба детей и их образование, покупка дома и т.п., что предполагает определенное количество денежных средств. Однако не следует испытывать чрезмерных тревог по поводу семейных дел. Исполняя свои родительские обязанности, грихастха осознает, что у его детей есть своя судьба, определенная кармой, а также свобода воли. Нужно просто стараться выполнять обязанности, предавшись Кришне с абсолютной верой в Него. Истинное значение слова ашрая, содержащегося в выражении грихастха-ашрам, подразумевает полную зависимость от Господа и принятие во всех делах убежища у Него.
Бхактивинода Тхакур выразил это в своем бхаджане: «Воспевайте Святое Имя Кришны без оскорблений. Кришна наша мать, Кришна наш отец, Кришна единственное сокровище всей нашей жизни».
- К членам своей семьи грихастха должен относиться как к представителям Кришны, хотя он должен стараться заботиться о них наилучшим образом. Человек обязательно должен иметь понимание того, что это семья Кришны. Выполнение обязанностей с таким сознанием обеспечивает приятное чувство заботы и ощущение того, что зарабатываешь на жизнь весьма благочестивым образом.
- Как же выглядит отречение грихастхи? Непривязанность к детям, жене и дому не означает, что к ним не нужно питать никаких чувств. Ведь они естественные объекты нашей любви. Однако, если они не одобряют нашего сознания Кришны, мы не должны иметь к ним никакой привязанности. Тем не менее, не стоит оставлять искренние попытки сделать их сознающими Кришну. Процесс сознания Кришны очень прост и приятен в осуществлении. Каждому грихастхе необходимо прилагать усилия для воспитания в членах своей семьи сознания Кришны. Семья, в которой все обладают сознанием Кришны, не предполагает даже перехода от семейной жизни к жизни в отречении.
- Пожертвования священная обязанность в грихастха ашраме:
- Пожертвования и прием гостей это как раз то, что делает жизнь в грихастха ашраме наиболее благоприятной. Делая пожертвования для трех других ашрамов, предназначенных исключительно для духовного развития, грихастха обеспечивает себе значительное духовное продвижение. Три других ашрама не должны обременяться проблемами добычи средств пропитания, одежды и крова. В способности зарабатывать заключается неотъемлемая сила и прелесть грихастха ашрама. Это истинное благословение.
- В Бхагавад Гите Господь говорит, что пожертвования должны совершаться в правильном сознании (в гуне благости) в пользу правильных людей в правильном месте в правильное время. Семейные люди должны регулярно делать пожертвования в храм, пусть даже самые незначительные, если это все, что они могут себе позволить. Эту привычку им следует развивать с самого начала их сознания Кришны. Некоторые преданные думают, что им лучше подождать, пока они не заработают много денег. Регулярное жертвование части от того, что нам дает Господь, помогает нам в сознании Кришны. По словам Шрилы Прабхупады, в идеале семьянин до 50% своих заработков должен отдавать Кришне, 25% использовать для семьи, а другие 25% откладывать на «черный день».
- Грихастхи должны иметь чувство ответственности и проявлять сострадание ко всем, кто претерпевает страдания и находится в нужде.
- Прием гостей и обхождение с людьми:
- Грихастхе следует прилагать максимум усилий для корректного обращения с людьми. Прием гостям следует оказывать в соответствии с собственными возможностями и средствами. Нужно стараться во всем доставить ему удовольствие. В ведической традиции гость, даже если это не преданный, является представителем Верховного Господа. (атитхи дево бхав). Атитхи на санскрите означает: человек (гость) который приходит в любой день (а-титхи) без предупреждения. Ухаживать за гостем наилучшим образом и в сознании Кришны является обязанностью грихастхи.
- Жену семьянина Веды называют Дхармапатни. Предполагается, что она будет помогать мужу любезно служить их родителям, родственникам и гостям.
- Как проявляется гостеприимство? Правильное сознание:
- Гостеприимство это не вопрос формальности, а вопрос сознания. Гость должен чувствовать себя желанным в Вашем доме.
- Грихастха должен убедиться в том, что гость не уходит от него неудовлетворенным. Любовь и теплота являются главным элементом радушного приема гостей. Процесс служения не должен быть механическим или иметь свойства ритуала. Шримад Бхагаватам [1.13.5-7] описывает, как царь Юдхиштхира и его семья оказывали в Хастинапуре радушный прием Махатме Видуре после его долгого отсутствия.
«Они приблизились к нему (Видуре), охваченные великой радостью, как будто в их тела вновь вернулась жизнь. Обменявшись поклонами, они обнялись, приветствуя друг друга. После пережитой тревоги и долгой разлуки с ним, они все плакали о любви. Царь Юдхиштхира усадил его и принял по всем правилам. После великолепного угощения Видура отдохнул, и царь, удобно усадив его, обратился к нему, все же остальные внимали их разговору».
В своем комментарии Шрила Прабхупада пишет: Царь Юдхиштхира был искушен в приеме гостей, даже если это были родственники. Все члены семьи радостно встретили Видуру, обнялись с ним и обменялись поклонами. После этого он совершил омовение, и ему устроили великолепный обед и дали отдохнуть. Затем его удобно усадили, и царь заговорил с ним обо всем, что случилось в семье и произошло в мире. Так полагается встречать любимого друга или даже врага.
Согласно моральным принципам, которым следуют в Индии, в своем доме даже врага нужно принимать так, чтобы он совсем не чувствовал страха. Враг всегда боится своего противника, но этого не должно быть, когда его принимают в доме его противника. Это означает, что с любым человеком, которого принимают в своем доме, следует обращаться как с родственником. И уж подавно это относится к такому члену семьи, как Видура, который всегда желал блага всему семейству».
- Гостеприимство должно оказываться с чувством подлинной любви и преданности и с учетом того, что гость является воплощением Верховного Господа. Господь говорит в Бхагавад Гите: «если ты с любовью и преданностью предложишь мне листок, цветок, плод или воду, я приму их».
- Итак, Верховный Господь принимает служение, исполняемое с любовью и преданностью, и гостю, который является представителем Господа, следует оказывать служение с тем же сознанием. Кришна был приглашен Дурьодханой на пир, но Он не пошел в его дом, где получил бы царские почести. Вместо этого Господь предпочел посетить дом Видуры, Своего преданного, и насладиться там простым блюдом.
8.2 Служение старшим / родителям
- Если служение атитхи с любовью и преданностью является ведическим правилом, то с каким удовольствием грихастха будет в таком сознании служить родителям и старшим в своей семье? Со старшими членами семьи и родителями следует разговаривать любезно, вежливо, учтиво и почтительно, даже если это не преданные.
- Смирение это основной принцип сознания Кришны, и грихастхе просто негде испытывать чувства превосходства, ибо он является преданным, а члены его семьи нет! В обхождении со старшими мы не должны быть резкими, грубыми или высокомерными. В то же время необходимо помнить о принципах сознания Кришны. Будьте тверды в Вашем сознании Кришны, а также любезны и почтительны со своими родителями и старшими членами семьи и будьте готовы служить им на благо.
- Как же можно проявлять уважение к старшим? Касание стоп родителей является важным аспектом Ведической культуры. Эта культура хорошо способствует процветанию грихастх. Так же как для цветения растения необходим определенный тип почвы, кислород, свет, так и лиана нашего преданного служения требует наличия подобающей культуры и среды. Что же это за культура? Это культура вайшнавов, в которой с почтением относятся к каждому живому существу, не говоря уже о собственных родителях.
8.3 Обхождение с другими живыми существами
Ниже приводится стих, взятый из Панча Татры:
айам нийам паро вйакти
гананам лагхучетасам
уадар чаританам ту
васудхаив кутумбакам
Образ мышления недалеких людей (лагху четасам) сводится к «это принадлежит мне, и я должен использовать это для себя». Но люди широких взглядов (уадар чаританам) смотрят на всю Вселенную как на свою семью, семью Кришны. В Бхагавад Гите Господь говорит, «нужно понимать, что все живые существа получают рождение в материальном мире и что я отец, дающий семя».
- Грихастха должен признавать всех живых существ членами своей семьи, а не только человеческие особи в виде гостей и своих родных и близких.
- Может возникнуть вопрос о том, что нам следует делать при встрече у себя дома с паразитами, такими как грызуны, тараканы, комары и пр. Мы должны освоить методы, позволяющие оградить себя от этих существ, и, в особенности, установить высокие стандарты чистоты.
- Для грихастхи естественна доброта ко всем животным, особенно по отношению к корове, которая дает молоко и является, таким образом, матерью человечества. Ясно видно, что грихастха, поместивший Кришну в центр своей жизни, поддерживает культуру васудхаив кутумбакам. Именно такой и была настоящая культура до возникновения семей-«ячеек общества» и культуры ТВ и видео.
8.4 Отношения с подчиненными:
Говорится, что к своему слуге нужно относиться как к собственному сыну, всегда помня о принципе широких взглядов. Слуга в Вашем доме должен чувствовать себя в той же мере хорошо, что и Ваш сын. За Вашу любовь и поощрения он отплатит честным служением.
- Грихастхе следует соблюдать условие, при котором прасад подается сначала
его слуге, а потом ему самому. В противном случае может оказаться, что слуге не хватит пищи. Грихастхе также очень полезно знать, сколько готовить прасада так, чтобы все остались довольны.
- Распространение прасада среди людей, не имеющих сознания Кришны. Как должен грихастха вести себя с нищими?
Прасад является милостью Кришны, и он должен в как можно большей мере распространяться среди людей, не находящихся в сознании Кришны. Люди, как правило, поглощают много пищи, уместной среди материалистов, но даже крошечка махапрасада соединяет их с Кришной. Этот способ превращения людей в преданных использовал и Шрила Прабхупада в самом начале. Преданные, которые почитали прасадам, приходили снова и снова, тем самым очищаясь. Если материалист принимает хотя бы крошку прасада, ему гарантировано следующее рождение в человеческом теле, так как он соединен с Кришной. Когда грихастху или любого преданного нищий на улице просит о чем-то, его нельзя отправлять с пустыми руками. Если кто-то обращается к преданному с просьбой о чем бы то ни было, преданный дает ему Кришну. Нам следует взять за правило в своей жизни всегда иметь хороший запас прасада, возможно даже расфасованный в небольшие пакеты, и раздавать каждому, кто придет просить подаяния. Фактически, каждый раз, когда нас просят о милостыне, является для нас возможностью дать человеку Кришну.
Если нищий пришел к грихастхе, а у того не оказалось прасада, то ему нужно дать немного денег. Никого нельзя отпускать, ничего не дав ему. Мы не можем знать, голоден ли человек или просто притворяется. Дайте ему немного прасада. Если у Вас нет прасада, дайте ему немного денег. Нельзя также знать, на что он потратит эти деньги, но точно известно, что, получив прасад, он очистится. Не дав нищему и отправив его прочь, мы лишь создадим себе тяжесть в сердце. Угощайте прасадом и молитесь о том, чтобы милость Кришны прибыла с получившим его. Этому правилу должны следовать грихастхи и все преданные. Это способствует совершенствованию нашего сознания Кришны и позволяет стать сосудом, полным милости Кришны.
Давая людям прасад, стоит считать себя не выдающейся личностью или благодетелем, а слугой нищего. Таковы вайшнавы. Нищему не нужно служить, давая что-то, что он использует неправильно. Вместо этого следует смиренно попросить его почтить прасадам. Если нищий вдруг заявит, что не желает прасада, а желает чего-то другого, следует просто продолжить заниматься своим делами. Мы дали бедняку то, в чем он нуждался, даже если он этого не осознает.
- Отношения грихастх-мужчин с женщинами:
В повседневной жизни мужчинам-грихастхам приходится иметь дело с женщинами, и наоборот. Приходится также иметь дело с брахмачари и санньяси. Очень важно, чтобы священная неприкосновенность соблюдалась должным образом. Нижеследующие руководящие принципы нашли практическое подтверждение у многих преданных:
а. Любую женщину, кроме своей жены, следует считать матерью.
б. Очень благоприятно иметь осознание того, что грихастха-ашрам не дает права на вольное поведение с женщинами. Шрила Прабхупада часто упоминал, что контакт мужчины и женщины подобен контакту огня и сливочного масла. Избегайте физического контакта. В том числе и после свадьбы.
в. Следует быть почтительным и не быть легкомысленным.
г. Беседы с другими женщинами должны вестись по необходимости и, желательно, в присутствии супруги.
д. За наставлениями обращайтесь к наставникам мужского пола.
е. Служение, которое предполагает много общения с женщинами, должно совершаться через жену.
- Отношения грихастх-мужчин с брахмачари и санньяси:
- Будьте дружелюбны, но почтительны. Относитесь с уважением к их отречению.
- Не испытывайте чувства превосходства над ними, смотря свысока, из-за того, что они не являются материально производящими членами общества.
- Человеческое общество нуждается в служении, которое совершают брахмачари и санньяси. Ведите себя ответственно в моральном плане, чтобы помочь им сохранить их обеты целибата в этот нелегкий век Кали-югу.
8.8 Отношения женщин-грихастх с мужчинами:
- Беседы с другими мужчинами должны быть вестись по необходимости и, желательно, в присутствии супруга. Грихастха-ашрам не дает права вольного общения с мужчинами. Избегайте физического контакта. «Правило огня и масла» действует даже после свадьбы.
- Имейте наставников женского пола. В противном случае наставничество должно осуществляться в присутствии жены наставника.
- Служение, предполагающее много общения с брахмачари или другими мужчинами, должно совершаться через мужа.
8.9 Отношения женщин-грихастх с брахмачари и санньяси:
- Легкомысленное поведение, разговоры или попытки привлечь внимание, например, хихиканье, громкий смех и пр. должны избегаться. Всегда должен соблюдаться и подобающий в соответствии с вайшнавским этикетом дресс код.
- При встрече с санньяси или брахмачари замужних женщин всегда должен сопровождать муж или другая женщина. Это условие обязательно и для незамужних матаджи. Достоинство и священную неприкосновенность ашрамов брахмачари и санньяси необходимо бережно хранить ради благосостояния всего общества.
- Содержание домашних животных:
а. Преданному свойственна естественная доброта (расселение). Шивананда Сен, близкий ученик Чайтаньи Махапрабху, позволил однажды собаке присоединиться к группе преданных, идущих, из Бенгалии в Джаганнатха Пури, чтобы та получила даршан Господа Чайтаньи Махапрабху. Господь Гауранга лично кормил ту собаку и отправил ее домой к Богу. Однако, из соображений чистоты, не рекомендуется содержать животных внутри своего дома.
б. В недавно минувшую эпоху, грихастхи обычно держали коров и быков, о которых они нежно заботились. Го-палан и го-ракша являются важными ведическими принципами, которые грихастхи должны высоко чтить.
в. Усвоение духа «широких взглядов» и служение всем живым существам важный аспект жизни грихастх. Так как в центре грихастха-ашрама находится Кришна, жизнь грихастхи характеризуется праведностью. Тем не менее, существуют и другие обязанности.
- Сознание грихастхи по отношению к собственным детям:
Для преданного грихастхи не имеет никакого значения, есть ли у него сын или дочь или вообще нет детей. Чем это объясняется?
- Преданный понимает, что воля провидения превосходит все остальное, и мы должны быть удовлетворены ею.
- Преданному хорошо известно, что после смерти его предназначением является не возвращение в этот материальный мир. Он стремится вернуться обратно домой к Богу.
- Преданные не одержимы желанием завести детей. Они счастливы, если рождается сын или дочь, и стараются сделать их сознающими Кришну.
- Каково сознание преданных супругов, решивших не заводить детей:
Грихастха-ашрам означает расширение и увеличение. Иметь ребенка вполне нормально. Супруги должны определить для себя, почему именно им не нужно потомство. Не лень ли является причиной? Воспитание детей может предполагать более интенсивный труд для получения денежных средств. А жена может опасаться ужасов вынашивания ребенка, ночного бдения и пр. Если причины не иметь детей как раз таковы, то такой образ жизни нельзя назвать отречением. Семейная пара должна посоветоваться со старшими преданными и задать своей семейной жизни правильное направление.
- Обязанности по отношению к детям в грихастха-ашраме:
Маленькие дети подобны губке. Они легко впитывают сознание Кришны, и почти нет необходимости в том, чтобы они подвергались чему-либо помимо сознания Кришны. Детей следует оберегать от мирских удовольствий посредством развития в доме радостной атмосферы сознания Кришны, так чтобы дети были полностью удовлетворены, а их творческие способности были направлены в нужное русло. К несчастью, в современном обществе родителям не хватает времени на своих детей. Они обеспечивают их комфортом, но оставляют их без обильной любви и заботы, которые необходимы на всех стадиях их жизни. С детьми следует обращаться с любовью и дисциплиной. Наставления Чанакьи, к которым стоит прислушаться, заключаются в том, что до пяти лет дети должны получать много любви, до десяти лет их, по мере необходимости, нужно приучать к дисциплине, а до достижения шестнадцатилетнего возраста относиться к ним нужно как к друзьям.
- Родители не должны подвергать детей чрезмерному давлению образования. Каждый ребенок от Бога наделен сообразительностью и способностью к пониманию. Родители должны постоянно пытаться создать наиболее подходящие условия для физического, интеллектуального и духовного роста ребенка. Посредством развития отношений любви и доверия, нужно делать упор на самые лучшие качества ребенка, уважать его чувства и всегда искренне прилагать все усилия для того, чтобы привить высокие жизненные ценности.
- Никогда не высмеивайте ребенка в присутствии кого-либо и не допускайте обидных сравнений. Это весьма неблагоприятно сказывается на детской психике.
- Родители не должны драться или ругаться в присутствии своего ребенка, а также критиковать при нем других преданных. Естественным инстинктом детей является восхищение своими родителями и поэтому они очень часто берут с них пример. По этой причине не следует вести споров вообще, и уж ни в коем случае не в присутствии ребенка.
- Как могут преданные поддержать и защитить сознание Кришны в детях?
- Одной из важнейших задач родителей-преданных является поддержание среды, благоприятной для развития у ребенка сознания Кришны. Каждое живое существо дитя Кришны, обладающее независимой свободой воли. Никто не может заставить своего ребенка служить Кришне. Самое лучшее и благоприятное из того, что мы можем сделать, это в собственной жизни являть собой как можно лучший пример. Тогда ребенок сможет всерьез принимать все наставления. Родители должны проповедовать детям и делать все, что в их силах для того, чтобы привлечь детей к сознанию Кришны. Дети будут серьезно следовать нашим наставлениям ровно в той мере, в коей мы сами серьезно следуем принципам сознания Кришны.
- Если у детей, так или иначе, заводится дружба со сверстниками-преданными, это становится для них весьма выгодным фактором. Их следует ориентировать именно в этом направлении и создавать подходящие условия для того, чтобы они стали чистыми преданными Господа. В этом заключается родительская задача первоочередной важности. Тем не мене нужно осознавать, что ребенок, повзрослев и достигнув подросткового возраста, может развить способность независимо действовать, как ему захочется. Дитя, когда-то посещавшее храм вместе с родителями в обязательном порядке, может теперь отказать в повиновении. Если мы пытаемся насильно привить ребенку сознание Кришны, он может начать сопротивляться и даже отвергнуть его. Возможно, такой ребенок будет даже посещать храм с родителями, но внутренне он будет испытывать негодование. Поэтому, родители должны использовать свои интеллектуальные способности и внимательно наблюдать затем, приближает ли ребенка к Кришне метод навязывания, или, наоборот, отдаляет.
- Если ребенок действительно увлечен материалистическим общением, то все, что могут сделать родители, это с любовью объяснить ему, что правильно, а что нет. Объяснениями и своим примером родители имеют возможность показать детям, что является для них самым благоприятным и какие последствия может иметь их схождение с верного пути. Родители нескольких семей, объединившись, должны вместе работать над созданием такой привлекательной, замечательной и динамичной среды для сознания Кришны, чтобы она привлекала детей. Если после этого ребенок все-таки сходит с верного пути, то все, что родители могут сделать, это подавать хороший пример, давать добрые наставления и молиться за своих детей. Можно также подумать о том, чтобы всей семьей переехать в другое, более благоприятное место.
- Не раз выяснялось, что, когда дети, воспитанные в сознании Кришны, на определенной стадии своей жизни вдруг сходят с верного пути, чтобы на собственном опыте познать материальный мир, они возвращаются в сознание Кришны и становятся замечательными преданными, понимающими, что сознание Кришны бесценный дар.
- Если родители не обеспечивают ребенка необходимой любовью и заботой, то даже в атмосфере сознания Кришны ребенок будет ощущать скорее пустоту, нежели полноту в сердце. Поэтому, давая своим детям заботу, свое время и любовь, мы поддерживаем один из самых важных аспектов воспитания ребенка в сознании Кришны. Однако, если родителям не хватает времени на выполнение собственной садханы, на посещение мероприятий и общение с преданными, они не смогут привить ребенку сознание Кришны высокого качества, несмотря даже на всю их любовь. Итак, воспитание детей в сознании Кришны это вопрос баланса интеллекта и зрелости.
- В своих комментариях к Шримад Бхагаватам [1.5.24] Шрила Прабхупада утверждал, что «безответственная жизнь, потраченная на чувственные наслаждения, бала незнакома детям последователей системы варнашрамы. Мальчик наделялся духовной проницательностью еще до того, как отец помещал его в лоно матери. Отец и мать несли ответственность за то, чтобы их сын достиг освобождения из материального рабства. Это лучший способ планирования семьи. Он заключается в том, чтобы зачинать детей во имя достижения ими совершенства. Без самообладания, самодисциплины и полного послушания невозможно успешно следовать наставлениям духовного учителя, а без этого, в свою очередь, нельзя вернуться к Богу.
- Однажды в письме [к бактин Тони; Сидней, 18.02.73] Шрила Прабхупада сравнил детей одного из своих учеников с Божествами в храме. Подобно тому, как преданные посвящают все свое время заботе о Божествах в храме, некоторые преданные должны уделять много времени заботе о своих маленьких детях. Ведь это не просто дети, это преданные Господа. Служение, руководство и обучение преданных Кришны сделает Вас очень дорогими Господу Кришне.
12. Родители не должны допускать, чтобы ребенок терпел неудачи:
Родители должны быть твердо уверены в том, что их дитя, взращенное в обстановке сознания Кришны, не приобретет ярлык неудачника в учебе или в выбранной им сфере деятельности. В этих случаях дети, как правило, ищут альтернативных способов самовыражения и возможности преуспеть, увлекаясь занятиями дурного свойства. Если на протяжении пяти лет все в его семье были довольны ребенком, он идет в школу, рассчитывая на обретение там любви и уважения учителей и одноклассников способами, схожими с теми, какими это удавалось с родителями. Родителям следует развивать в ребенке уверенность в себе.
- Самскары:
Слово самскар означает «очистительный ритуал». Для того, чтобы сделать ребенка сознающим Кришну, супруги-грихастхи в духе радости знакомят ребенка с ведическими самскарами с самого рождения. Таким образом, они помогают ему со временем достичь духовного уровня.
Следует осознавать, что духовное здоровье, а, отсюда, и благополучие человеческого общества зависит от того, к каким обрядам мы приучаем детей.
Джанмана джайате шудрах самскарат бхавет двиджах.
С рождения каждый является шудрой, но посредством исполнения ритуалов он становится брахманом. В Махабхарате (Шанти Парва) упоминается, что всякое человеческое существо должно исполнять 48 ритуалов. Шрила Гопал Бхатта Госвами выделял 10 самскар первостепенной важности для гаудиа-вайшнавов и описал пути их исполнения в своей книге «Саткрийа Сар дипика», которую Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур признал самой авторитетной книгой на эту тему исполнения самскар в Кали-югу. В данном очерке мы рассматриваем только Гарбхадан-самскару.
Гарбхадан-самскара: Очищение человека начинается еще до его появления на свет. Эта самскара носит название «Гарбхадан-самскара». При проведении этой самскары физический контакт между мужчиной и женщиной является священным. Благодаря интенсивности Гарбхадан-самскары рождаются разумные, благочестивые и сознающие Бога дети. Это самая важная самскара, на которой Шрила Прабхупада всегда заострял внимание в своих комментариях по этому поводу. Грихастхи должны рождать детей как жертвоприношение Господу Вишну. Грихастхи дарят жизнь детям для того, чтобы сделать их сознающими Кришну и помочь достичь освобождения.
- Шрила Прабхупада сказал, что перед исполнением этой самскары муж и жена должны прочитать по 50 кругов Харе Кришна махамантры каждый [письмо Шьяме, Лос анджелес, 18.02.68], и в течение данного дня заниматься различными видами преданного служения, таких как чтение и слушание. Это будет способствовать очищению их сознания.
- Следует обратить внимание на то, что 50 кругов должны быть прочитаны каждый раз, когда пара планирует ближайшие отношения. Прабхупада однозначно предписывает в день совершения Гарбхадна-самскары читать по 50 кругов каждому.
- Некоторое противоречие, заключающееся в том, что мы стали преданными, хотя наши родители и не читали кругов, не дает нам права умалять значимость всех предписаний для Гарбхадана-самскары.
- Положение женщины в системе варнашрамы:
В древней Ведической традиции женщина в роли жены занимает превосходящее положение. Веды помещают женщину на высокий величественный пьедестал, о чем говорится в следующем стихе:
Йатра нарийасту пуджанте раманте татра девах
«Там, где высоко почитают женщин, покровительствуют полубоги».
- Как следует относится к женщине в системе варнашрамы?
Процветание грихастха-ашрама зависит от того, как в нем относятся к женщине. Каково же положение женщины? В Махабхарате Бхишмадев дает Махараджу Юдхиштхире наставления по этому конкретному поводу. С этой важной темой сталкивается и Ману в своей Ману-самхите. Бхишмадев утверждает:
- Чрезвычайно важно, чтобы каждая женщина имела любовь, обожание и почитание. Шастры говорят, что там, где почитают женщин, довольны даже полубоги. Бхишмадев утверждает:
- В доме, в котором женская половина семьи не встречает уважения, всякая деятельность становится бесполезной.
- Если женщины в семье живут в горе, то вымрет род этот и дом этот будет разрушен. Такова карающая сила, возникающая, когда не уважают и оскорбляют женщин.
- Женщины богини процветания. Именно они являются воплощением Лакшми деви. Неуважение к женщине равно проявлению неуважения по отношению к Лакшми деви, которая впредь никогда не одарит такой дом своим благоприятствующим взглядом.
- Добродетель мужчин зависит от женщин. Мужчины зависят от женщин, так как все добрые качества, которыми они обладают, были привиты им именно женской половиной семьи матерью, сестрой, женой. Следовательно, женщины стоят того, чтобы их любили, обожали и уважали все мужчины.
- Предписание Вед заключается в том, что на всех женщин, за исключением своей жены, мужчины должны смотреть как на мать.
- Шрила Прабхупада говорил, что внутри ИСККОН к женщинам следует применять обращение «матаджи». Понятие, выраженное этим термином, содержит уважение, которое проявляют по отношению к собственной матери. В Ведическом обществе женщина является символом благоговения, глубокого уважения и почитания.
- В грихастха-ашраме женщина приучает детей к самскарам. Таким образом, растут благочестивые дети, обеспечивается благочестивое население, что благоприятствует становлению сознающего Бога, счастливого и процветающего человеческого общества. Чистые и благочестивые женщины способны преобразовать состояние общества в гуну благости, являющуюся платформой для духовного роста. В противном случае в обществе воцаряется адское положение.
- Напрашивается однозначный вывод, что в Ведическом обществе женщина всегда является объектом поклонения, а не объектом эксплуатирования. Отсутствие подобного ведического мировоззрения является причиной множества бед в так называемом «современном» обществе.
14.2 Женщина всегда находится под защитой:
- Принявший жену должен быть верным. Женщина физически слаба, в силу чего легко подвергается эксплуатации со стороны безнравственных субъектов. По своей природе женщина склонна к преданности, ей нравится следовать по стопам, и, поэтому, она всегда должна находиться под защитой мужчины. Согласно ведической системе, ни одна девушка не должна оставаться незамужней. В детстве женщину защищает отец, в молодости муж, и в преклонном возрасте сын. Итак, согласно ведической системе, женщины не может жить независимо.
- В современном обществе бытует идея женской эмансипации, понятие независимой женщины. Шрила Прабхупада сказал, что женская эмансипация означает, что женщина становится независимой, эксплуатируется мужчинами, у нее появляются незаконнорожденные дети, от которых она избавляется через аборт, и эксплуатация продолжается дальше.
- Когда же женщина застенчива, чиста и сдержанна, ее невозможно эксплуатировать, так как она находится под защитой мужской половины своей семьи: отца, мужа, брата и сына. Таким образом, чистоту и непорочность женщины нужно защищать любой ценой. Таков священный принцип наших шастр. В Бхагавад Гите утверждается, что с разрушением семейных традиций члены семьи забывают законы религии. Когда в роду воцаряется безбожие, женщины в нем развращаются, а развращение женщин приводит к появлению на свет нежеланного потомства, а это, в свою очередь, приводит к адской жизни. Праотцов таких испорченных семей также ожидает падение, ибо потомки полностью прекращают подносить им пищу и воду.
- Поэтому женщинам необходимо быть защищенными ради их собственного счастья и ради счастья их семьи и их общества.
- Если женщина обладает чистотой, благочестием и застенчивостью и использует эти качества в служении Господу Кришне, то она пребывает в состоянии счастья и заслуживает уважение мужчины. Шрила Прабхупада сказал, «Мы даем сознание Кришны и женщинам, и мужчинам в равной степени без каких-либо разграничений, но для того, чтобы защитить женщин от эксплуатации мужчинами, мы учим, что они должны выходить замуж и обзаводиться семьей».
- Чтобы ни выражал собою мужчина внешне ради собственного чувственного удовлетворения, он никогда не станет уважать так называемую свободную женщину.
14.3 Обязанности мужа:
- Естественным качеством настоящего вайшнава является понимание того, какую помощь в сражении с майей ему оказывает его жена. При этом условии между мужем и женой присутствует признательность и благодарность.
- Читая о жизни великих вайшнавов в Писаниях, мы не читаем о том, что они пренебрегали, унижали своих жен или позволяли себе нездоровые замечания в их адрес. Совсем наоборот, мы обнаруживаем, что великие вайшнавы были заботливыми и надежными супругами, строго следуя принципам сознания Кришны.
- Согласно ведической мудрости, без хорошей жены не достичь материального и духовного процветания.
- Телесные отношения между мужем и женой предмет второстепенной важности. Фактором первостепенной важности является то, что они оба должны помогать друг другу в продвижении в сознании Кришны.
- Брак между мужчиной и женщиной предполагает ответственность мужа за благополучие жены и ее защищенность во всех ситуациях.
- Достойный муж всегда убеждается, что жена надлежащим образом практикует преданное служение. При наличии детей в семье обязанностью мужа является забота о том, чтобы его семье больше не пришлось возвращаться и снова принимать материальное тело в этом мире рождения и смерти.
- Господь Ришабдев давал наставления своим ста сыновьям, говоря, что тот, кто не способен освободить зависящих от него из круговорота повторяющихся рождения и смерти, никогда не станет духовным учителем, отцом, мужем, матерью или достойным поклонения полубогом.