Можно выделить три основных подхода к рассмотрению истории философии: 1. История философии как непрерывный прогресс познания. Впервые серьезное исследование исторического развития философии провел крупнейший немецкий философ Г.В.Ф.Гегель (начало XIX в.). По его мнению, многообразие философских систем не исключает, а, напротив, предполагает их внутреннее единство. Все философские системы, на его взгляд, представляют собой моменты развития «Абсолютной идеи», «Абсолютного Духа». Таким образом, признается ценность каждой философской системы, но в то же время подчеркивается ее относительность. Философия каждой новой эпохи все лучше и лучше понимает мир. Завершением этого процесса постепенного приближения к истине Гегель считал свою философскую систему. 2. Философия как выражение общественного сознания. Эта точка зрения берет начало в работах К.Маркса (середина XIX в.). Философия, согласно этому подходу, находится в определенной зависимости от особенностей общественного бытия, различных факторов общественной жизни. При этом в марксизме большое значение придается социально-классовой обусловленности философских учений, подчеркивается идеологическая функция философии. Предполагается, что каждый крупный философ сознательно или бессознательно отражает наиболее важные моменты своей эпохи, своего народа и при этом он выражает интересы тех или иных социальных классов или слоев общества. 3. Философия как дело отдельной личности. Этот подход также называют персоналистическим, то есть личностным. Представители этого направления выступают против истолкования философии как отражения и выражения каких-либо сторон абсолютной идеи или общественного бытия. Они настаивают на личном, субъективном характере философии, на присутствии личности философа во всем его учении. Философия это стремление личности установить согласие с самим собой и с окружающим миром, это форма реализации его собственной сущности. Каждая личность создает свою философскую систему. На каждой значительной философской системе лежит печать личности философа. Таким образом, в философском знании какой-либо прогресс отсутствует.
|