Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Иеромонах Серафим(Роуз)
ЦАРЬ-МУЧЕНИК НИКОЛАЙ
Тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныне дондеже от среды будет. И тогда явится беззаконник. (2 Солунянам 2,7-8) |
Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор; пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник. (2 Сол. 2, 7-8) |
Удерживающий мир от появления в нем антихриста, беззаконника, последнего и наиболее сильного противника Христа и Его Церкви удерживает по учению святителя Иоанна Златоуста и других Отцов Церкви - законная власть Помазанника Божия, как это было символизировано Римской Империей, Это установление было наилучшим образом воплощено в Христианской Империи - в Византии, когда Константинополь был Вторым Римом, а затем в Российской Империи, когда Третьим Римом стала Москва. В 1917 году "константиновская эпоха" закончилась, Православная Империя пала и мир, начиная с Москвы, был ввергнут во времена, беззакония и богоборчества (и в церковной жизни во времена отступничества), не виданных ранее.
Царь Николай II был последним представителем этой законной власти, христианской государственности, и век беззакония начался, соответственно, его убийством. Для православных христиан настало время мученичества, время исповедания Православной веры, которое должно было свидетельствовать до смерти.
4(17) июля 1968 года была пятидесятая годовщина мученической смерти Императора Николая Александровича (последовавшая вскоре после столетнего юбилея его рождения) вместе со всей Императорской Семьей, варварски убитой беззаконными в подвале дома в Екатеринбурге. В ознаменование этой годовщины Собор Епископов Русской Православной Церкви зарубежом принял важное решение, изложенное в его Послании, которое приводится ниже:
Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Царь, сказал в своем сетовании, проклиная день своего рождения, как написано в книге его: "Нощь оная, да постигнет ю тма, да не будет во днех лета" (Иов 5,6).
Ужасной была ночь убийства нашего Царя. Но древние христиане мудро и выразительно называли дни прославлений мучеников днями рождений. И ночь убийства Царя нашего озарилась на Русских Небесах рождением Царя-Мученика.
Один архипастырь, глубоко переживавший мрачные, ужасные события наших разорванных времен, воскликнул: "Народ Русский, где могила твоего Царя?" И стояли мы онемевшие, словно весь мир поглотила бездна, словно бездна та поглотила и Царя нашего- Где-то на Урале сокрылся в земле прах тела и одежды, которые убийцы и прислужники их растерзали, облили кислотой и сожгли... Святой прах, и нет уже мощей...
"Немилосердно..."
Не было не только милосердия, даже и не отпели. Не была прочитана над ними церковная молитва, и уже много лет лежит вина на всем нашем народе.
Преклоняясь пред сими "жертвы одушевленные, всесожжения словесная, мучетщы Господни, заколения совершенная Божия, Бога знающая, и Богом знаемыя" (Октоих, глас 4-ый, вечерня в среду), перед Царем-мучеником и теми, кто убит был вместе с ним, Собор Епископов Русской Православной Церкви зарубежом, во исполнение своей архипастырской обязанности постановляет совершить заупокойную службу по Царственным мученикам и по всем православным христианам, убиенным безбожными властями, лишенным церковного отпевания,
Этот великий день отпевания Царя-мученика и всех, чья память будет совершаться вместе с ним, всех, кто не был отпет до сих пор, состоится 4(17) июля 1968 года, спустя ровно пятьдесят лет со дня, когда было совершено злодеяние. И да воспламенятся сердца всех русских людей перед Богом, как свечи, единодушно слившись в покаянной молитве, в молитве за пострадавших за них. Аминь.
Эта заупокойная служба была совершена 4 (17) июля 19б8 года во всех кафедральных соборах Русской Православной Церкви зарубежом и была с радостью воспринята русскими верующими, которые за полвека не утратили свою большую любовь к Царю-мученику, которые видят в нем жертву во искупление их грехов. Это подтверждает и видение, бывшее в 1917 году митрополиту Макарию Московскому, который воистину был, яко един от древних.
ВИДЕНИЕ МИТРОПОЛИТУ МАКАРИЮ
Видел я поле. По тропинке идет Спаситель. Я за Ним и все твержу: "Господи, иду за Тобой!" А Он, оборачиваясь ко мне, все отвечает: "Иди за Мной!"
Наконец подошли мы к громадной арке, разукрашенной цветами. На пороге арки Спаситель обернулся ко мне и вновь сказал": "Иди за Мной!"
И вошел в чудный сад, а я остался на пороге и проснулся.
Заснувши вскоре, я вижу себя стоящим в той же арке, а за нею со Спасителем стоит Государь Николай Александрович. Спаситель говорит Государю: "Видишь в Моих руках две чаши; вот это горькая для твоего народа, а другая сладкая для тебя".
Государь падает на колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Господь долго не соглашается, а Государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух.
На этом я опять проснулся.
Заснув вновь, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля Государь, окруженный множеством народа, и своими руками раздает ему манну. Незримый голос в это время говорит; "Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощен..."
Значение Царя велико, конечно, прежде всего для русского народа. Но положение Православного Царя как Удерживающего появление антихриста и особенно как православного мученика, придает ему значение и важный смысл для всех православных верующих. Символично, что вопрос о его канонизации (которая все еще невозможна из-за господства беззаконных времен в России) впервые был поднят на русскими, а сербами.
Сербский народ любит Русского Царя всем сердцем. 50-го марта 1950 года была опубликована в сербских газетах телеграмма, что православные жители города Лесковац в Сербии обратились к Синоду Православной Сербской Церкви с просьбой поднять вопрос о причислении к лику святых покойного Русского Императора Николая П, бывшего не только самым гуманным и чистым сердцем Правителем Русского Народа, но и погибшего славною мученическою смертью.
В сербской печати в 1925 году появилось описание того, как одной пожилой сербке, у которой на войне двух сыновей убили, а один без вести пропал, считавшей последнего тоже убитым, однажды, после горячей молитвы за всех погибших в минувшую войну, было видение. Бедная мать заснула и увидела во сне Императора Николая II, сказавшего ей, что сын ее жив и находится в России, где он вместе с двумя убитыми своими братьями боролся за славянское дело. "Ты не умрешь, сказал Русский Царь, пока не увидишь своего сына". Вскоре после этого вещего сна старушка получила известие, что сын ее жив, и через несколько месяцев после этого она, счастливая, обнимала его живым и здоровым, прибывшим из России на родину.
11-го августа 1927 года в газетах в Белграде появилось извещение под заглавием "Лик Императора Николая П в сербском монастыре святого Наума, что на Охридском озере". Это сообщение гласило: "Русский художник и академик живописи С. Ф. Колесников был приглашен для росписи нового храма в древнем сербском монастыре святого Наума, причем ему была предоставлена полная свобода творческой работы в украшении внутреннего купола и стен. Исполняя эту работу, художник задумал написать на стенах храма лики пятнадцати святых, размещенных в пятнадцати овалах. Четырнадцать ликов были написаны сразу же, а место пятнадцатого долго оставалось пустым, так как какое-то необъяснимое чувство заставляло Колесникова повременить. Однажды в сумерках Колесников вошел в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами заходящего солнца. Как потом рассказывал сам Колесников, в этот момент в храме была чарующая игра света и теней. Все кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненный чистый овал ожил, и из него, как из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая II. Пораженный чудесным явлением мученически убиенного Русского Государя, художник некоторое время стоял как вкопанный, охваченный каким-то оцепенением. Далее, как описывает сам Колесников, под влиянием молитвенного порыва он приставил к овалу лестницу и, не нанося углем контуры чудного лика, одними кистями начал прокладку. Колесников не мог спать всю ночь, и едва забрезжил свет, он пошел в храм и при первых утренних лучах солнца уже сидел наверху лестницы, работая с таким жаром, как никогда. Как пишет сам Колесников: "Я писал без фотографии. В свое время я несколько раз видел покойного Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в моей памяти".
Настоящим чудом Царя-мученика является источник душевного подъема православных христиан, связанный с его именем. Но это лишь одна сторона значения личности Николая II для Православия. Его благочестие и христианский нрав, его сильная царская роль в истинно христианском возрождении сделали его последним и одним из величайшие представителей традиции Православной Монархии, с крушением которой (чему мы сами свидетеля) в мир пришла власть беззакония.
Житие Николая II Православного Царя должно быть наконец поведано миру.
1968 год. Опубликовано в журнале "Православное слово"