Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

метод лечебного воздействия на детей и взрослых страдающих эмоциональными нарушениями страхами неврозам

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024

ИГРОТЕРАПИЯ - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. 

Игротерапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоциональными нарушениями. Цель игры — помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки.

Эффект игротерапии определяется практикой новых межличностных отношений, которую приобретает ребенок в ролевой игре как со взрослым, так и со сверстниками. Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся взамен отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту.

Виды игротерапии:

1.      Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:

  1.  игротерапию в психоанализе (Игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения);
  2.  игротерапию, центрированную на клиенте (В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста);
  3.  игротерапию построения отношений (Основное внимание уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом, детям предоставляется свобода выбора - играть или не играть и возможность управлять собственной деятельностью);
  4.  примитивную игротерапию (Предназначена для того, чтобы удовлетворить потребности, возникающие в жизни любого ребенка, а не только ребенка с дефектом психического развития);
  5.  игротерапию в отечественной психологической практике (Целью коррекции служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ).

2.      По функциям взрослого в игре различают:

  1.  недирективную игротерапию (это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию);
  2.  директивную игротерапию (это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии); 

3.      По форме организации деятельности различают:

  1.  индивидуальную игротерапию;
  2.  групповую игротерапию;

4.      По структуре используемого в игротерапии материала:

  1.  игротерапию с неструктурированным материалом (важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства еще не выделены, игры с водой, песком, красками);
  2.  игротерапию со структурированным материалом (открывает пути для выражения чувств и переживаний ребенка, в том числе агрессивных, в прямой директивной форме социально приемлемыми способами).

Принципы осуществления игротерапии:

1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок- хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения),

2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

Сегодня мы с вами проведем групповую игротерапию.

Цель игротерапии: развитие чувства эмпатии и взаимопонимания.

Итак, первое упражнение…

ПРАКТИЧЕСКОЕ ГРУППОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Каждый рисует настроение (брови, нос, рот, овал) и передает другому для отгадывания.

Обсуждение.

А теперь перейдем к следующей игре…

«Рыбалка»

Цель: позволить детям чувствовать себя в коллективе свободней и раскованней.
Из группы участников выбирается «рыбак». А остальные участники «рыбки». Все участники разбегаются по сигналу во все стороны, а рыбак должен поймать кого-нибудь. Пойманный ребенок становиться помощником «рыбака», и  теперь они вместе, держась за руки, ловят «рыбок». Постепенно эта цепочка становиться все длиннее, а «рыбок» становиться все меньше. Игра заканчивается после того, когда остается один непойманный участник. Он и становиться победителем.

Обсуждение.

Следующее упражнение…

«Мои эмоции»

Цель:  развитие умения чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции.

Детям предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик – трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый ребенок, обрадоваться, как цветы солнышку, как птица весне.

Обсуждение.

«Сотворение чуда» игра 

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» - карандаши.
Участники разбиваются на пары, у одного из них в руках  «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что – нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», - или предлагает что – то хорошее сделать позже (оговаривается время и место). 

Обсуждение.

«Сочиняем историю» игра 

Цель: выражение своей индивидуальности. Обучение адекватным способам взаимодействия, взаимопонимания.

Участники выбирают основную тему сказки, затем все садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку»,  начинают сочинять. Первый участник говорит первое предложение, второй – второе и т. д. В конце, когда сказка окончена, проводиться коллективное обсуждение, понравилась ли полученная сказка, что они чувствовали, сочиняя коллективно, что делали,  пытаясь поправить друг друга и  т. п. 
Можно нарисовать коллективный рисунок по сочиненной сказке.

Обсуждение.

ИГРА «ДОЖДЬ В ЛЕСУ» 

Цель: релаксация,развитие чувства эмпатии.

Дети становятся в круг, друг за другом — они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами.

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Обсуждение.

«ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ»

Цель: мимика, пантомимика, взаимопонимание.

Участники делятся на две группы. Группы договариваются, какую деятельность они будут имитировать. Можно изображать профессиональную деятельность, домашнюю работу, конфликтную ситуацию в общественном месте, эмоциональное состояние и т.п. Одна группа показывает движения, а вторая должна догадаться, что делают участники.

Более интересно, когда участники выполняют разные движения одной ситуации.

Обсуждение.

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

Обсуждение.

«Ритуал прощания»

Цель: снятие напряжения, выработка механизмов эмпатии.
Инструкция: «Встаньте в круг, положите руки друг другу на плечи. Посмотрите друг на друга, поблагодарите и попрощайтесь».




1. Вугільна промисловість України і Польщі- сучасний стан та перспективи
2. философской проблематике Проблема происхождения философии
3. 20г место опроса Опрос начат в час
4. ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ
5. старшины Для того чтобы обеспечить себе их поддержку царское правительство даровало им все те права кото
6. Основ~яненко М А Р У С Я Часто менi приходить на думку- чого б то чоловiковi так дуже пристращатись на
7. Тема 2- Принципи завдання функції та види маркетингу Принципи маркетингу- Свобода вибору господар
8. Реферат- Современные теории памяти
9. Концептуальная ситуация и дискурс
10. то знаем что это такое ~ детворы неугомонный рой И с одним то не найдешь п
11. Yuri Ggrin~s ws dngerous flight
12. Реферат по культурологии
13. Общее экономическое равновесие
14. Технолог. обл
15. укою. Предмет вікової психології вікова динаміка психіки людини
16. Правовое регулирование рынка бума
17. Задание Кто этот человек 1
18. Армизонское автотранспортное предприятие
19. Понятие и методы решения задач бухгалтерского учета
20. тема РФ на тему- Бюджетное процесс его содержание задачи и принципы организации вариант 3 сме