Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Московский государственный университет культуры и искусств
Отчет о педагогической практике
Выполнен студентом 4 курса (440 гр д/о) кафедры академического пения
Черновым А.В., класс профессора
Овчинниковой Л.К.
Руководитель практики преподаватель-консультант, зав. вокальным отделением Московского областного колледжа искусств Громова М.Б.
Москва 2012
Моя педагогическая практика, в период - сентябрь 2010 г. и 2011 г, февраль 2011 г и 2012 г., проходила на базе Московского областного колледжа искусств, руководство которой осуществляли преподаватели кафедры академического пения института музыки И.В. Сухинина и Т.С.Вакина , преподаватель-консультант, зав. вокальным отделением базы практики - МОКИ (Громова М.Б.).
Перед началом практики, 5 сентября 2010 г., Громовой М.Б. было проведено организационное собрание, на котором выявлена основная ее цель подготовка выпускников в области академического пения к будущей профессионально-педагогической деятельности. Ведь в процессе практики происходит овладение основными закономерностями педагогического процесса, усвоение основных понятий, форм, приемов, методов обучения и воспитания. Также на собрании было сформулировано содержание программы практики и поставлены определенные педагогические задачи:
освоение педагогического опыта ведущих преподавателей учебного заведения и применение его на практике;
овладение навыками организационно-методической работы;
закрепление, углубление и творческое применение теоретических знаний в практической деятельности;
овладение навыками работы в области педагогики сольного пения; работа с учеником;
оказание практической помощи Московскому областному колледжу искусств.
Педагогическая практика осуществлялась в течение четырех семестров (V VIII) по следующим формам: практика наблюдения, практика активная.
В течение V семестра я был ознакомлена с учебным процессом МОКИ, различной документацией вокального отделения колледжа (учебными планами, программами, журналами); изучила репертуарные планы для индивидуальных занятий с учащимися по сольному пению; посетил занятия ведущих преподавателей, проанализировал и обобщил их педагогический опыт, сделал для себя некоторые выводы, которые в дальнейшем помогут мне не только в педагогической, но и в исполнительской практике; изучил специальную литературу по методике преподавания сольного пения, с целью освоения методов преподавания.
В конце V семестра , я подготовил отчет, в котором осветил общие педагогические и специальные вопросы методики преподавания сольного пения, отразил собственные наблюдения из студенческого опыта. Также на кафедру сольного пения я сдал Дневник педагогической практики, в котором были зафиксированы семестровые индивидуальные планы и отзыв преподавателя-консультанта МОКИ Громовой М.Б.
В VI семестре произошло мое личное знакомство с прикрепленным ко мне учеником. Это был Кондратьев Павел, студент 3 курса, класс преп. Громовой М.Б. До этого я слышал, как поет Павел это было выступление на зачете (ноябрь 2010 г.), поэтому у меня уже сложилось определенное представление о его вокальных данных, минусах и плюсах его голоса, музыкальности и артистичности и т.д. При личном знакомстве, я уже мог сформулировать те проблемы, на которые ему следует обратить свое внимание.
У Павла от природы достаточно хорошие голосовые данные, голос низкий , красивый верхний регистр; голос его можно классифицировать как баритон. Но в силу своей неопытности, он еще не умел им управлять, использоваться положительными сторонами своего голоса, он только форсировала звук, пытаясь звучать громче. Причиной этому служили: неумение пользоваться дыханием, резонаторами, поджатая гортань.
После изучения индивидуальных психологических черт особенностей ученика и его характером, я составил план работы над недостатками и развитием голоса ученика; подобрал упражнения для развития и тренировки голосового аппарата на смягчение голоса и работой над недостатками; совместно с преподавателем Павла М.Б.Громовой я составил программу к контрольному уроку. Она состояла из:
2 вокализа Абта- №№ 3,4
Старинная ария А.Скарлатти
В конце VI семестра я провел контрольный урок, на котором присутствовали преподаватель-консультант МОКИ Громова М.Б. и преподаватель кафедры института музыки Сухинина И.В.. Результаты обсуждения контрольного урока, его анализ зафиксирован в Дневнике педагогической практики.
В VII семестре я продолжал работу над недостатками голоса Павла, развивал слух и добивался необходимых вокальных навыков правильной координации работы дыхания и гортани. Исправлению недостатков служили специально подобранные вокализы, способные воздействовать на правильное формирования голоса в нужном направлении. Также я составил новую программу произведений, которая состояла из:
Два вокализа Конконе - №№ 3,4
Ц.Кюи «Царскосельская статуя»
Р.Н.П. «Колокольчик»
С помощью такого музыкального материала, я стремился улучшить координацию в работе голосового аппарата, добиться более совершенного звучания голоса, более «ловкого» управления им. Чтобы ученик быстрее освоил новый материал, я подобрал ему специальные упражнения для преодоления технических трудностей подобранной программы, а также была проведена работа над художественно-образной стороной исполняемых им произведений.
По опыту предыдущего контрольного урока, я сделал вывод, что у Павла пока есть боязнь сцены, он не достаточно владеет собой и вследствие чего не может показать многие важные вокальные и исполнительские качества. Поэтому, при подготовке к предстоящему контрольному уроку, я уделил больше внимания его эмоциональному состоянию, провел беседу о внутреннем настрое перед выступлением.
В конце VII семестра я провел контрольный урок, на котором присутствовали преподаватель-консультант МОКИ Громова М.Б., преподаватель кафедры академического пения Сухинина И.В. и мой педагог профессор Овчинникова Л.К.
Павел показал достаточно хорошие результаты в развитии голоса и освоении репертуара. Результаты обсуждения контрольного урока, его анализ зафиксирован в Дневнике педагогической практики.
В VIII семестре , продолжая активную работу над вокальными недостатками, я составил «выпускную» программу произведений, заранее проанализировав ее с заведующей педагогической практикой Громовой М.Б., приняв во внимание ее замечания и предложения. В нее вошли 5 произведений разных жанров:
Вокализ Абта № 8
Гендель ария из оперы «Оттон»
А. Шишкин «Ночь светла»
А. Гурилев «Улетела пташечка»
Р.Н.П. «Вниз по Волге-реке»
Составленная программа имела определенные вокально-технические и эмоциональные трудности, с решением которых мне было достаточно трудно справиться, я обратился за помощью к своему педагогу по вокалу Овчинниковой Л.К., которая после прослушивания Павла дала ряд рекомендаций для устранения недостатков.
В конце VIII семестра был проведен зачет в форме открытого урока, на котором Павел исполнил подготовленную программу, показав хорошую работу над художественным образом произведений, освоенного репертуара, и успешно справился с вокально-техническими трудностями произведений. В комиссии присутствовали: преподаватель-консультант МОКИ Громова М.Б. и мой преподаватель по вокалу профессор Овчинникова Л.К. Результаты обсуждения контрольного урока, его анализ зафиксирован в Дневнике педагогической практики.
Итак, в период прохождения педагогической практики, я, как будущий педагог, сталкивался с рядом вокально-технических проблем, такими как проблема вокального дыхания: недостаточная опора звука и отсутствие вокального вдоха; проблема форсировки звука: зажатие ротоглоточного аппарата, неровность диапазона, крикливость верхних нот; проблема артикуляционного аппарата: низкая вокальная позиция, неясная дикция; и т.д. Решать эти проблемы было трудно, но я считаю, что отчасти справился с поставленной передо мной задачей. Павел меньше форсирует звук, старается более мягко вокализировать, он частично освоил основные принципы дыхания, и вследствие чего звучание голоса стало более приятным, улучшилась дикция, интонация стала более чистой.
Хотелось бы также заметить, что педагогическая практика студентам-выпускникам очень необходима, т.к. только на практике можно получить тот бесценный педагогический опыт, которому невозможно научить, его можно только заработать на практике. Благодаря правильно построенной педагогической программе, большинство студентов смогли приобрести основные педагогические навыки, овладели научно-методической работой, а также усвоили педагогический опыт ведущих педагогов. С такой педагогической базой возможна работа в муз. школе, муз. училище, колледже. Поэтому хотелось бы выразить благодарность дирекции колледжа, которая согласилась предоставить студентам-выпускникам МГУКИ базу для прохождения практики, создав благоприятные условия для занятий с учениками.
Хотелось бы попросить организаторов практики осуществлять больше выездных концертов, чтобы ребята могли приобретать сценический опыт и осваивать практическую концертную деятельность.
Преподаватель-консультант, зав. вокальным отделением Московского областного колледжа искусств
Громова М.Б