Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
11 Билет
В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Эти представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царстве бессмертия
По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Погребальные жрецы произносили магические заклинания, совершали погребальные обряды и приносили жертвы. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир.
Египтяне всю жизнь готовились к смерти, а свои гробницы они строили так долго, что на это уходил труд многих поколений. Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу - дом смерти. Колоссальные усилия всего населения страны уходили на то, чтобы соорудить фараону храм вечности. Все виды искусства присутствовали в заупокойных храмах: и живопись, и скульптура, и различные орнаменты, все было направлено к тому, чтобы на том свете, в загробной жизни фараон чувствовал себя так же хорошо, как и на этом. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Для этого египтяне стали делать мумии. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Простым людям не строили пирамид. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Это слово так и осталось в истории искусства, означая древнюю форму египетского захоронения.
Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.
В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон, колонна ипандус.
Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.
Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.
Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса[2]. Дерева было также мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит[2]. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.
Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Ее оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.
Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения и не сохранялись. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца деревня Дейр эль-Медина, Кахун[3], город, достигший расцвета вСреднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене[4] и Миргиссе. Но тот факт, что многие храмы и сооружения сохранились до наших дней, следствие того, что они находились на недостижимой для нильских разливов высоте и были построены из камня.
Основное понимание древнеегипетской архитектуры основано на изучении религиозных памятников, сооружений наиболее сохранившихся[5]. Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке египтяне перед укладкой камня кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании постройки здания. Этим приемом пользовались впоследствии греки. Камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка использовались деревянные скобы в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (Луксорский обелиск)[1]
Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными фресками и резными фигурками, раскрашенными разными цветами[2]. Мотивы украшений египетских зданий символичны, так например скарабей, священный жук, или солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра. Также часто встречаются пальмовые листы, заросли папируса, цветы лотоса[5]. Иероглифы использовались не только в декоративных целях, но и чтобы сохранить исторические события, войны, которые велись, богов, которым поклонялись, быт древних египтян, жизнь и смерть фараонов, правивших древним государством.
Древнеримское искусство фактически ведёт отчёт со II в. до н. э., так как республиканский Рим стремился не к созерцательному познанию мира, а к практическому им обладанию. В своём развитии Рим «не только не представляет места эстетическому опыту в системе ценностей своей культуры, но намеренно и упорно не хочет его признавать. Только архитектура имеет право на признание и то, главным образом, как средство, пригодное для использования в целях управления общественными делами, и как военная инженерия, необходимая для ведения войн»
Рим не имел эстетической традиции или образа, связанного с идеей о природе или о сакральном. Поэтому всё, что относилось к изобразительности (будь то этрусское или греческое искусство) считалось чуждым и посему опасным для сохранения жёсткой суровой традиции образа жизни. Искусство было недостойным низким ремеслом для римского гражданина .
Также искусство имело воспитательную роль и становилось орудием управления. Этрусское искусство очень подходило для подкрепления этого тезиса. Эллинистическое, хоть и построенное на созерцании и познании, философии прекрасного использовалось римлянами в утилитарных целях.
Первые непосредственные контакты Рима с изобразительной культурой эллинизма восходят к III веку до н. э. через Великую Грецию. В II в. до н. э., после покорения Греции, они становятся интенсивными. В следующем столетии, при императоре Августе, классическое искусство стало официально-государственным (августовский классицизм). Параллельно с ним, в Италии существовало более разнообразное эллинистическое течение, которое в период упадка империи смешалось с провинциальными направлениями. Так в Риме, месте встречи цивилизаций, установился художественный плюрализм.
Римский скульптурный портрет один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.
Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета[1]. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.
Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов[2]. Они изготавливались из воска и назывались imagines.
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений.
Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). В основе художественной структуры многих древнеримских портретов чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, передать не только внешний индивидуальный облик определенного человека, но и отличительные особенности его характера
Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков Самобытность декоративно-прикладного искусства казахов во многом обусловлена особенностями хозяйственно-культурного типа, где сочетались преобладающее кочевое, полукочевое скотоводческое хозяйство и земледелие, Условия преобладающего кочевого образа жизни казахов не способствовали объединению народных умельцев шебер в специальные цеха и группы, они могли работать в одиночку. Художественные ремесла, базировавшиеся на основе переработки животноводческого и природного сырья, имели характер домашних промыслов. Одновременно с разнообразными видами домашней работы женщины занимались в былые времена, как и в недавнее время, кошмовалянием, ткачеством, вышивкой, выделкой шкур и окраской кожи, а мужчины художественной обработкой дерева, кости, металла, кожи и производством изделий из них.
Ювелирное искусство. Женские украшения не только подчеркивали красоту, оттеняли и разнообразили одеяние, обозначали ее положение в обществе, свидетельствовали о достатке рода, но и несли сакральную функцию, выполняли роль оберегов, амулетов, родовых знаков и т.п.
Как правило украшались (оберегались) виски, лобная часть лица, грудь, запястья, солнечное сплетение.
Украшения были праздничными и повседневными и казашки носили их постоянно с течении всей своей жизни.
Наиболее распространены у казашек серьги и височные украшения в форме полумесяца, кольцевые, с подвесками, сложной конфигурации со вставками из камней, пластинчатые, проволочные и т.д.
Казахские ремесленники по благородному металлу - зергер (ювелир), создавали свои предметы в декоративно-прикладном исполнении.
Косторезное искусство. Создание изделий из кости - древнейший вид трудовой деятельности человека (находки игл, гребней в эпоху каменного века говорят об этом). Резчик по кости - сұйекші имел те же инструменты, что и мастера по дереву и серебру. Создавали интересные по орнаментальным мотивам и композиции предметы домашнего обихода. Изделия, инкрустированные костью, смотрелись живо и оригинально.
Обработка камня. Камнерезное дело казахов было связано в основном с сооружением различных надгробных памятников. Мастера-камнерезы по спросу изготовливали ручные жерновы из камня. Этим ремеслом занимались специалисты, искусство которых часто передавалось от поколения к поколению.
Кузнечное ремесло. Кузнечное ремесло у кочевников носило скромные размеры, и то было подчинено потребностям кочевой жизни, обеспечивало население предметами хозяйственного и бытового назначения. Большим уважением в народе пользовались кузнецы и их называли уста, дархан, шебер - мастер, умелец, искусник. Кузницу называют - дукен или уста дукені. Секреты своего мастерства кузнецы хранили в тайне и передавали по наследству. Кузнецы делали орудие труда: сохи, лемеха, серпы, лопаты, кетмени, ломы, инструменты для ремесленников и охотников; различную домашнюю утварь: кувшины, чайники, подсвечники, подставки для котлов (казан), в виде круга на треноге - ошак,
Издавна в быту казахского народа особое место занимают предметы быта, изготовленные из древесины. Мастеров по дереву в зависимости от производимой ими продукции подразделяли на деревообделочников, мастеров по выделке деревянных частей юрты и др.
Кочевники сами изготовляли деревянные изделия, необходимые в быту и для ведения скотоводческого хозяйства.
Орнамент и его история. исследователи с особым интересом изучили орнаментальное искусство восточных народов, символическое значение узоров, изображающих полумесяцы, рога, листья, геометрические фигуры, возникновение их названий на основе определенных представлений..
Виды национального орнамента.
По происхождению казахский орнамент делится на две группы: к первой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являются истинно казахским орнаментом. Вторая это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т. е. интернациональные орнаменты. Казахский национальный орнамент насчитывает очень много видов и названий более 200. По содержанию орнамент можно классифицировать по следующим группам:
1. Космогонический (связанный с изображением солнца, луны и звезд).
2. Орнамент, связанный с названиями животных, частей их тел и т. д.
3. Орнамент, связанный с названиями мелких животных и насекомых
4. Орнамент, связанный с названиями птиц
5. Растительный орнамент
6. Орнамент, связанный с орудиями труда и быта
Цвет в орнаменте. Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение они должны чередоваться в определенном порядке. Беспорядочное распределение цветов даже в самом оригинальном орнаменте может сделать его серым и невыразительным. Чередование цветов в орнаменте подчиняется логике его содержания, а выбор цветов всегда связан с этнографической историей казахского народа и имеет символическое значение. Выбор цвета фона и рисунка определяет композицию.
У казахов наиболее ярко этнические достижения проявлены в художественном войлоке. Благодаря умелой ритмической орга-низации плоскости полотна при помощи цвета и орнамента, про-стые войлочные изделия в руках народных мастериц превращаются в подлинные произведения искусства. В основном войлочные ковры производятся в виде больших полотен, величина которых ассоциируется со степью. Орнамент в них легко читается и круп-номасштабный.