Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Проблема жизни и смерти в деятельности врача 2

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

6

4.5. Аксиология и образ врача.

План:

1. Проблема жизни и смерти в деятельности врача

2. Этические учения и медицина

3. Иерархия нравственных ценностей и образ врача

4. Философские вопросы биоэтики

1. ″Научное исследование жизни клетки и философское осмысление человеческой жизни открывают новые направления в … медицине. … Развитие молекулярной медицины позволит медикам бороться с болезнетворными бактериями уже на уровне генов и молекул.″3 Но ″поддержание жизни искусственными способами у больных … остро ставит проблему определения жизни и смерти. Это касается и защиты права человека на свободный личный выбор им жизни или смерти. Впервые о моральном праве на смерть заявил … Бэкон4, сейчас же, при столь успешном развитии медицины, проблема жизни и смерти в деятельности врача стала как никогда актуальной.

″Научно установлено, что неживая и живая материя состоит из одних и тех же атомов химических элементов. … Периодически, … возникает порядок их хаоса. Жизнь – это порядок, он вечен, поскольку вечна Вселенная. … Жизнь как деятельность клеток представляет собой сложные химические реакции″5, но и не более того, если исходить из естественнонаучной позиции. Если исходить только из неё, то между жизнью и смертью принципиальной разницы нет. В то же время стремление жить так естественно. ″Каждый момент нашей жизни — вызов. ... Жизнь означает интенсивность, ощущение себя живым. И это самое высшее и самое прекрасное состояние, доступное человеку.″6 Согласно науке, ″смерть – естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы.″7 И все лишь. Однако у любого человека отношение к смерти гораздо более эмоционально. ″Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь.  … В этом смысле человек — самое несчастное из животных, поскольку знает заранее о своей будущей смерти. Но в то же время это дает огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека … оправдать перед самим собой свое существование.″8 То есть ставит перед ним вопрос о смысле жизни: не зная о своей смерти, человек бы жил как животное.

Эта, на первый взгляд, философская проблема имеет свой медицинский аспект. ″Эта цель недостижима, если мы ищем полноты бытия в таких благах, как богатство, власть, всеобщее признание, безмятежность наслаждений. Здесь мы одержимы никогда неутолимой жаждой. Но если цель — не искание чего-либо извне, а искание внутреннего богатства, то … каждый успешный шаг в ее направлении качественно изменяет наше бытие″9, делает его более гармоничным, и такого человека – более здоровым. Все остальные понимания смысла жизни  ведут к постоянным стрессам, подрывают здоровье. Если же человек вообще не может найти смысл жизни, вполне вероятно, может стать алкоголиком, наркоманом, даже совершить самоубийство.

2. Аксиология в качестве учения о ценностях очень актуальна для развития современной медицины. Ведь ″при познании … сознание индивида … регистрирует то, что имеется в самих предметах и процессах, независимо от отношения к ним субъекта. … Но … здесь субъект выделяет то, что ему «нужно», что ему «важно», «интересно» и т.п. такого рода оценки … выражают отношение человека к объекту, его свойствам. … Они неразрывно связаны с ценностями человека″10, ведь ″ценность - это не … положительная значимость … явления …; эта значимость своим истоком имеет человека, его … цели и идеалы.″11 И если учитывать высокую социальную значимость медицины, понятно, почему ″перед философами и медиками встала задача установления морально-правовых границ в научно-творческой и практической работе медицинских работников.″12 

В аксиологии принято разделять понятия «мораль», «нравственность» и «этика». ″Под моралью понимается осознанное добровольное подчинение людей общепринятому порядку. … Нравственность – это способ самоосуществления личности … на основе обобщенных представлений и … понятий об идеалах, нормах, принципах и правилах жизнедеятельности. … Изучением моральных и нравственных идеалов, принципов, норм … стала заниматься наука этика.″13 Для формирования личности современного врача необходимо знать основы этики, интересоваться этическими учениями. ″Этика как система теоретического знания и подвергает критическому рассмотрению некоторую ценностную идею, показывает практические последствия, преимущества ее воплощения в жизнь.″14 Ведь на враче лежит  большая доля ответственности за здоровье – а подчас и за жизнь больного. ″В современном мире человек сталкивается с массой ситуаций, вызывающих противоречие между разными мотивами, скажем, … когда встает вопрос о выборе между более высоко оплачиваемой или более интересной работой, когда необходимость заботы о близких мешает реализации иных жизненных планов и т. д. Наиболее остро ситуация выбора встает тогда, когда действия попадают под компетенцию разных норм, а иногда и разных систем морали2. Для того, чтобы совершить правильный выбор, необходимо привлечь арсенал всех возможных средств″15, в первую очередь, этических учений.

В каждом из этических учений есть достоинства и недостатки: их авторы – философы были людьми, а любой человек – несовершенен. Но можно выделить несколько этических учений, следование ряду аспектов которых поможет врачу лучше выполнять свой профессиональный долг. Так, Марк Аврелий утверждал, ″вся жизнь суета, но кое к чему надо относиться серьезно. … Жить надо так, как если бы каждый день был последним и каждое дело, которое ты делаешь, — последнее в твоей жизни.″16 Понимая, ″что никто не живет, руководствуясь только совестью, что в мире торжествует зло, насилие, ханжество, несвобода, … Кант считал, что это не должно лишать человека воли, не должно ослаблять его стремление к максимуму человечности. Человек должен жить так, как если бы он был свободен, даже если … существует масса ограничений его свободы. Гарантом … борьбы за человеческое достоинство, за то, что … в мире будет господствовать совесть, является Бог. Можно … сомневаться в существовании Бога, …но … мы должны, по Канту, жить так, как если бы Бог существовал.″17 По Ницше, человеку должно противостоять стадной морали и следовать морали аристократической. ″Эту стадную мораль, рекомендующую никому не высовываться и жить, как живут все, Ницше называл аморализмом. Истинная мораль — это мораль аристократическая, это мораль [свободного] человека, который попирает ногами презренное благополучие. … Свободный человек — … это сильная личность, готовая … считать себя ответственным за все зло и все несчастья, происходящие с людьми.″18 ″Этика … заключается, согласно Альберту Швейцеру (1875-1965), в том, чтобы высказать благоговение, как перед моей жизнью, так и перед всякой другой. Человек нравствен только тогда, когда он повинуется внутреннему убеждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому … вред. Для него священна жизнь как таковая.″19 

Важно отметить, что ни одно этическое учение нельзя принимать полностью. ″Нравственный человек должен соблюдать закон, но истинное понимание и исполнение закона всегда должно быть не механическим, а творческим. Если совершенство и чистота … души есть общечеловеческая задача, то у каждого человека должно быть свое особенное совершенствование — совершенствование собственной личности, творчество самого себя.″20 Недаром ″медицина … слилась с принципами морального долга – бескорыстно служить людям. Такие нравственные требования получили закрепление в деонтологии … - врачебной этике, где излагаются общественные требования ко всем медицинским работникам. … Высокий гуманистический заряд деонтологии предопределят кодекс … альтруистических требований к ученым и врачам. … Медицинская деонтология … рассматривается как нравственная база врачебного дела, … нацеливающая на добросовестное выполнение своего гражданского и профессионального долга.″21

3. ″Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Этические ценности – это ценности убеждения и поведения. … Требования человеческого существования приводят к тому, что в оценивающем сознании постоянно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. То, что сто лет назад было высоконравственным, сегодня может быть безнравственным. У каждого человека есть своя собственная «пирамида» ценностей. «Пирамида» ценностей, основой которой является принадлежность к какому-нибудь народу (как, например, общность языка и мышления), имеет общую основную сущность, содержащую ценности, осуществление которых требуется от каждого и для каждого предполагается. … В … повседневной жизни человек обычно может выбирать между многими ценностями. … Согласно этике, человек поступает … правильно в том, случае, если осуществляет ту ценность, которая для своего существования требует наибольшей нравственной силы…. Требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида) приобретает большее значение, чем другие ценности, из которых он может выбирать. Осуществление ценностей, признаваемых в зависимости от обстоятельств наиболее высокими, является добром; осуществление какой-либо более низко стоящей ценности – злом. В царстве этически значимых ценностей различаются: 1) главные человеческие ценности … (ценность жизни, сознания, деятельности, … силы, свободы воли и др.); 2) добродетели (справедливость, мудрость, самообладание, любовь к ближнему, … и др.); 3) частные … ценности (…способность дарить другим свое духовное достояние, ... любовь, направленная на идеальную ценность другой личности).″22 Следование всем этим ценностям полностью соответствует образу врача, соответствующему врачебной этике – деонтологии. ″Врачебная этика требует от врача, провизора, медицинской сестры повышения личной ответственности за выполнение профессионального долга и перед пациентами, и перед мировой общественностью. … В деятельности хорошего специалиста-медика … этические принципы гуманизма должны воплощаться в совокупность … поведенческих норм, добросовестное выполнение которых будет для него и профессиональным долгом, и делом его профессиональной чести и достоинства. … Врач призван не только лечить больного, но и морально поддерживать его.″23 Поэтому ″необходимым фактором зрелости современной … медицины должны стать … ценностные ориентиры.″24

4. ″В XX веке было разработано множество новых профессиональных кодексов морали, получила развитие этика бизнеса, биоэтика, этика юриста, работника средств массовой информации и т. д. Ученые, врачи, философы стали обсуждать такие проблемы, как пересадка органов, эвтаназия, создание трансгенных животных, клонирование человека. Человек в гораздо большей степени, чем ранее, почувствовал свою ответственность за развитие всего живого на Земле и стал обсуждать эти проблемы не только с точки зрения своих собственных интересов выживания, но и с точки зрения признания самоценности факта жизни, факта существования как такового….″25 

Ещё более чем раньше стало очевидно, что ″в становлении и развитии медицинского менталитета принадлежит … философии, способствующей углубленному осмыслению и целостному восприятию медиками научной картины мира и социальной деятельности человека в ней.″26 Недаром ″биоэтика, зародившись в лоне философии, этики и медицины, сегодня выделилась в самостоятельную науку. … В наше время появилась новая междисциплинарная дисциплина – биоэтика, центральное ядро которой – отношение к жизни как самоценности. … [Именно] эта новая философско-этическая парадигма, стала, по мнению Швейцера, этикой «благоговения перед жизнью»; на определенном уровне её развития появилось сознание, связанное с мышлением, познающим жизнь как самоценность. …. Биоэтика как нравственная философия должна приобрести новую гуманистическую ценностную размерность. Так, поддержание жизни искусственными способами у больных, прошедших стадию комы, остро ставит проблему определения жизни и смерти. … Впервые вопрос о том, что такое эвтаназия – милосердие или преступление, стал главной … проблемой в … философии и биомедицинской этике.″27

″Человечество … вступило в золотой век биотехнологии и биомедицины, который обещает людям излечение от многих болезней, продление жизни и т.д. … Происходят позитивные подвижки в профилактической и клинической медицине. Тем не менее, многое уже сегодня вызывает беспокойство у общественности. Пока непредсказуемы последствия биомедицинских экспериментов на животных, и тем более на человеческом организме. Есть проблемы и с трансплантацией человеческих органов, искусственным оплодотворением, активизацией проведения абортов. Проходят дискуссии по поводу «права медиков облегчать» участь безнадежно больных, т.е. способствовать ускорению их смерти с помощью эвтаназии. Перед философами и медиками встала задача установления морально-правовых границ в научно-творческой и практической работе медицинских работников.″28 ″Наряду с этим встал вопрос и о философско-этической переоценке достижений в науке и технике, новейших технологий в биомедицине, которые на первый взгляд кажутся прогрессивными. … Над человечеством нависла угроза биотерроризма. Это огромное по мощи и эффективности воздействие микроорганизмов с целью использования межвидовой борьбы в интересах внутривидовой. … Инструментом биотерроризма могут стать генетически измененные бактерии, стойкие к лекарственным воздействиям, препараты, стирающие память. … Цель внедрения гуманных мотивов биоэтики в … медицину состоит в том, чтобы пробуждать у ученых «совесть специалиста», которая удерживала бы их от опрометчивых опытов по созданию новых видов растений, животных методами генной инженерии, … людей методом клонирования.″29 Философские вопросы биоэтики  связаны с теми аспектами научно-технического прогресса, которые заставляют медиков искать оптимальное решение проблемы сбережения и восстановления здоровья людей в целом и каждого конкретного человека – в частности.

Литература:

  1.  Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ТК Велби; Проспект, 2008. – 592 с. – С. 509-510.
  2.  Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009. – 336 с. - C. 66, 103-104, 264, 267, 279-282, 287, 304.
  3.  Философия: учебник / Аполлонов А.В., Васильев В.В., Гиренок Ф.И. и др.; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2011. – 672 с. – С. 537, 548, 553.
  4.  Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М., 2007. - 576 с. – С. 419, 545-546.
  5.  Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник для вузов. - 2-е издание, исправленное. - М.: Гэотар-Медиа, 2007.  – 640 с. – С. 511-512, 569-570, 606, 608-613.
  6.  Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 784 с. - С. 713-714.
  7.  Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей кандидатской степени в области медицины и фармацеи, а также их научных руководителей. -  М.: Гэотар-Медиа, 2007. – 512 с. – С. 221- 222.

3 Там же. – С. 512.

4 Там же. – С. 610.

5 Там же. – С. 511.

6 Губин В.Д. Философия: учебник. – М., 2009. – С. 66.

7 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 419.

8 Губин В.Д. Философия: учебник. – С. 103-104.

9 Губин В.Д. Философия: учебник. – C. 304.

10 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е издание. – М., 2008. – С. 409.

11 Там же. – С. 410.

12 Хрусталев Ю.М. Философия: учебник. – 2-е издание, исправленное. - М., 2007. – С. 606.

13 Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей кандидатской степени в области медицины и фармацеи, а также их научных руководителей. – М., 2007. – С.221- 222.

14 Философия: учебник / Аполлонов А.В., Васильев В.В., Гиренок Ф.И. и др.; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е издание, переработанное и дополненное. – М., 2011. – С. 553.

15 Там же. – С. 537.

16 Губин В.Д. Философия: учебник. – C. 264.

17 Там же. – C. 267.

18 Там же. – C. 279-280.

19 Там же. – С. 281-282.

20 Там же. – С. 287.

21 Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 784 с. - С. 713-714.

22 Философский энциклопедический словарь. – С. 545-546.

23 Хрусталев Ю.М. Философия: учебник. – С. 608-609.

24 Там же. – С. 570.

25 Философия: учебник / Аполлонов А.В., Васильев В.В., Гиренок Ф.И. и др.. – С. 548.

26 Хрусталев Ю.М. Философия. – С. 569.

27 Там же. – С. 608-611.

28 Хрусталев Ю.М. Философия. – С. 606.

29 Там же. – С. 612-613.




1. Автоматическая система управления питания котельных агрегатов
2. і Тэарэтычныя звесткі
3. продаже товаров Международные сделки по экспорту и импорту услуг Экспорт и импорт основных услуг
4. Здесь начинается Россия в трех языковых версиях.
5. Проектирование строительства эксплуатационной скважины 11 на Северо-Прибрежной площадке Краснодарского края
6. . Введение. Татарская кухня как и кухни многих других народов имеет древнее происхождение а соответствен
7. .2 зуба для того чтобы подтвердить его вывих и опровергнуть фрактуру корня
8. Реферат- Тактика назначения криминалистической экспертизы
9. Введение2 Виды и характеристика стихийных бедствий
10. Реферат- Перспективы телескопии
11. видатний український діяч Підготував- Учень 7Б класу Балан Олександр Данило
12. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
13. Система прогнозов и планов Методологические основы их сопряжения
14. р осінній семестр Група 13 Богун Наталія Юріївна
15. А пшеница Б овёс В рожь От чего зависит пищевая ценность крупы А от вида и характера обработк
16. Был восхитительный вечер
17. Вирусы
18. РЕФЕРАТА Данное методическое пособие представляет собой краткий обзор основных требований ме
19. Время делать прививки
20. ПРАКТИЧЕСКий конгресс ldquo;The genesis of geniusrdquo; г