Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
План
Саки. Источники, подкрепленные археологическими данными, показали, что основную часть территории Казахстана в VII-IV вв. до н.э. занимало могущественное племя саков.
Территория и административное устройство
Каждое скифо-сакское объединение имело определенную территорию, на которую распространялась власть царя и народного собрания. Так, границы земель, подвластных скифам простирались на востоке до реки Дон, за которой располагались земли савроматской конфедерации, занимавшей территории Северного Кавказа, Поволжья, Южного Приуралья и прилегающих северо-западных районов Казахстана. Центральный и Северный Казахстан занимало объединение исседонов, западные владения, которых простирались до Мугоджарских гор. Районы к северо-востоку, северу и северо-западу от Аральского моря занимали массагеты, под властью которых находилось также нижнее и среднее течение Сырдарьи и полуостров Мангыстау. Именно в нижнем течении Сырдарьи находились укрепленные города саков Чирик-Рабад, Бабиш-Мулла и другие. От среднего течения Сырдарьи на западе до Алтайских гор на северо-востоке, простирались земли саков-тиграхауда. Саки-хаомаварга занимали Ферганскую долину и земли к югу от Сырдарьи.
Каждое объединение-протогосударство делилось на ряд административных единиц «племен», обладавших значительной автономией, что позволяет назвать протогосударства кочевников Казахстана «племенными союзами». Племя же, в свою очередь, представляло собой объединение общин, кочующих на определенной территории. Таким образом, административная структура представляла собой иерархию потестарных единиц. Вполне вероятно, что каждое подобное объединение обладало своими органами власти народным собранием, советом знати, военным и гражданским правителем «вождем».
Суверенитет
Сакско-скифские объединения, судя по письменным источникам, обладали суверенитетом - способностью независимо от других государств формировать и проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. На внешнеполитической арене саки и скифы достаточно рано стали играть самостоятельную роль. Известны военно-политические союзы, заключенные между причерноморскими скифами и Урарту в первой четверти 7 века до н.э. против Фригии, между скифами и Ассирией против Мидии в середине 7 века до н.э., между саками и Персией против Лидии в 6 веке до н.э. Есть также данные об обмене посольствами у массагетов с Персией.
В то же время Персия и другие страны пытались частично или полностью ограничить суверенитет сакских протогосударств и включить их в число своих провинций-сатрапий. Так, в середине 6 века до н.э. попытку покорить массагетов предпринял основатель Персидской державы Кир Великий. Его поход закончился неудачей, а сам царь был смертельно ранен в бою.
В 519-518 гг. поход против массагетов предпринял Дарий 1. Этот поход также завершился поражением и массагеты сохранили независимость. Поход же Дария против тиграхауда привел к установлению персидской власти на части территории Южного Казахстана, где на царский трон был возведен персидский ставленник. Вассалами Персии также стали обитавшие в Средней Азии саки-хаомоварга. Однако зависимость эта продолжалась недолго, так как во время Греко-персидских воин в начале 5 века до н.э. саки участвовали на стороне персов в качестве союзников, а не вассалов.
В 30-е годы 4 века до н.э. Александр Македонский сделал попытку завоевать саков. Хотя ему и удалось подчинить Среднюю Азию, массагеты к северу от Сырдарьи сохранили независимость. Позже, одно из массагетских потестарных объединений апарны, захватили территорию к Юго-востоку от Каспийского моря и основали в 3 веке до н.э. Парфянскую империю, долгое время игравшую ведущую роль в международной политике в Азии.
Как мы видим, сакские Протогосударственные образования 1 тысячелетия до н.э. в достаточно полной мере обладали суверенитетом и играли самостоятельную роль в международной политике древности.
Налоги и повинности
К сожалению, достоверных известий о наличии или отсутствии каких-либо налогов с населения в сакских объединениях мы не имеем. Скорее всего, система налогообложения как таковая отсутствовала, или сбор налогов носил нерегулярный характер. Чаще саки облагали податью население зависимых или завоеванных стран, однако, порядок и сумма сборов зависели от конкретных условий. Большую роль в пополнении государственной казны играла военная добыча. Слово «казна» здесь употреблено условно, так как денежного обращения как такового у саков не было и «казна» пополнялась ценностями, скотом, имуществом.
С большой долей вероятности можно говорить о существовании повинностей, одной из которых было сооружение погребальных курганов и ирригационных систем в низовьях Сырдарьи.
Хунну. Первой империей, образованной кочевниками, была империя Хунну, образовавшаяся в 3 веке до н.э. с центром на территории современной Монголии. Это объединение носило протогосударственный характер, возглавлялось выборным правителем с титулом «сенгир» - «высочайший» и представляло собой конфедерацию военно-потестарных образований. Однако, пришедшие к власти в результате переворота в 209 году до н.э., сенгир Моде провел ряд реформ, превративших империю Хунну в централизованную державу и начал активную деятельность по созданию империи. В 93 году н.э. государство Хунну перестало существовать.
Система управления
Во главе хунской державы стоял монарх, носивший сложный титул «рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хунский великий сенгир». Кроме того, сенгиры носили титул «танир-кут», то есть «обладающий небесной (божественной) благодатью». Кроме функций светского правителя, хунский сенгир выполнял функции первосвященника. Главой формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась по наследству от отца к сыну. Нередки были случаи узурпации власти и выборов сенгира властью. Полномочия у сенгира были достаточно широкие, кроме политического и духовного руководства, он являлся верховным главнокомандующим и выполнял дипломатические функции.
Сенгир обязательно должен был принадлежать к роду Си. Кроме того, существовали еще три знатных рода Хуянь, Сюйбу, Лань, из которых сенгир мог брать жену. Высшие чины в государстве занимали также представители этих родов.
Иерархия чиновников в государстве Хунну была очень громоздкой и сложной. Пять высших классов чиновников занимались исключительно родственниками сенгира. Это «мудрые князья», «лули князья», «великие полководцы», «главноуправляющие», «великие начальники». Следующие по рангу чины занимали члены знатных родов. Все чины делились на левых и правых, что означало также «старший» и «младший». Кроме родовой аристократии существовало также группа неродовитых чиновников кутлуг. Они были «помощниками» сенгира с вельможами и выполняли всю работу по управлению империей. Всего в хунском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый из которых имел свою дружину (от десяти до двух тысяч воинов), и на время исполнения своих обязанностей получал от сенгира в управление уделы.
С течением времени род сенгира увеличился и для того, чтобы обеспечить своих родственников должностями, правители расширяли чиновничий аппарат. Так появились новые чины великий цзюйкюй и жичжо-князь.
В государстве южных Хунну система управления несколько изменилась, первые два класса чинов оставались без изменений и объединялись в «четыре рога». Эти должности принадлежали родственникам сенгира. Далее следовали «шесть рогов» - левый и правый жичжо, выньюйди и чжаньгянди, из знатных родов. Следующими по значению были кутлуг и жичжо-кутлуг и после них стояли «начальники», «управляющие» и узюкюй. Кроме того, у южных Хунну появилась новая система престолонаследия. Она называлась лествичной системой, когда престол занимали братья, затем их дети.
Каждый из 24 высших чиновников «для исправления дел» назначал в своих уделах темников, сотников и десятников, совмещавших административные и военные функции. Большое значение в системе управления Хунну играл Совет чиновников, собиравшихся два раза в год для проведения религиозных ритуалов и решения государственных дел. Совместное участие в проведении ритуалов имело большое значение, так как символизировало единство и легитимность власти через подтверждение божественной благодати, своеобразного мандата на управление народом. Каждую осень собирался съезд чиновников и правителей уделов и отдельных кочевых общин, на котором проводилась своеобразная «перепись населения» и «ревизия» скота.
Территория и население
В состав империи входили, помимо Хунну, почти все кочевые народы центрально-азиатского региона, а также отдельные оседлые регионы. Территория государства была четко определена и охранялась караульными постами. Таким образом, у Хунну уже существовало понятие территории как материальной базы государства, естественного условия его существования.
Империя территориально делилась на два крыла на западное и восточное, возглавляемые «великими начальниками». Каждое крыло в свою очередь делилось на военно-потестарные объединения, возглавляемые чиновниками и темниками. На завоеванных территориях назначались «воеводы покоренных земель», в обязанность которых входил сбор налогов и управление. Кроме того, источники упоминают о хуннских наместниках в некоторых вассальных странах. Население покоренных стран включалось в число подданных хуннского сенгира.
Налоги
О существовании налоговой системы у Хунну известно мало. Известно о сборе ежегодных податей с покоренного и оседлого населения. Так, у хуньцы, населявшие восточные районы империи Хунну, платили подати воловьими и лошадиными кожами и овчинами, скотом и холстами. За неуплату податей в срок отбирали жену и детей. Одной из форм повинности было переселение жителей оседлых регионов в центр империи и превращение их в податное сословие. Из источников известно о ежегодной уплате дани Китаем, заключающейся в «определенном количестве шелковой ткани, хлопка, вина, риса и разных съестных запасов». Сбором податей занимались чиновники, «воеводы» и «наместники». Судя по постоянному стремлению Хунну контролировать основные торговые пути, они получали определенные пошлины с торговых караванов.
Суверенитет и международная правосубъектность
С момента основания в 209 году до н.э. и до 47 года до н.э. держава Хунну обладала полным суверенитетом на своей территории и распространяла его на ряд соседних территорий. Согласно государственной идеологии Хунну сенгир является представителем Неба, и именно им он поставлен «царствовать над народами», причем это объединение осуществлялось насильственным путем. Известно о заключении договоров между Хунну и соседними государствами, в том числе с Китаем. Так, по договору 177 года до н.э. китайцы выдавали за сенгира свою принцессу и ежегодно выплачивали дань контрибуцию. Такой договор именовался договором мира и родства.
Дипломатические миссии осуществлялись специальными послами. Известно о приеме при хунском дворе послов дунху, юечжи и Китая и направлении посланников к китайскому императору.
В 47 году до н.э. южные Хунну вступили под протекторат Китая, сохранив внутреннюю структуру управления, северные же сохранили независимость. Часть северных Хунну заключила союз с кангарами и перенесла центр владений в Южный Казахстан, на реку Талас. В 93 году н.э. остатки империи Хунну были захвачены их бывшими подданными, правителями монголоязычного народа сяньби. Наибольшие владения Хунну, сохранявшие лишь ограниченный суверенитет, просуществовали до 5 века.
Правовая система
Создание сложной государственной системы привело к возникновению правового регулирования отношений в обществе. Основным источником права у Хунну был обычай. Китайские источники отмечали, что законы Хунну «легки и удобоисполнимы». Суд протекал не более чем в десять дней, число содержащихся под стражей одновременно не превышало десяти человек. За наиболее серьезные преступления полагалась смертная казнь, за воровство конфискация имущества, за легкие проступки делались порезы на лице.
В то же время у кочевников начинается кодификация обычного права. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины, уклонение от воинской службы и т.п. В праве собственности мы видим черты, характерные для большинства кочевых обществ. Различалась частная семейная собственность, собственность общины, военно-потестарного объединения и собственность государства.
Государство усуней и кангаров.
Образование хунской державы стимулировало появление развитых государственно-правовых систем на территории Казахстана, прежде всего, в регионах, находившихся под властью Хунну. Это государство усуней и кангаров. Усуни, обитавшие первоначально в районе реки Данхэ в 3 веке до н.э. были разгромлены хуннами и вошли в состав их империи. Правителю усуней был поручен «надзор за караулами при Западной стене». С помощью сенгира усуни разгромили юэчжей и заняли Семиречье. Здесь 177 году до н.э. было основано государство, находившееся под протекторатом Хунну. Население составили потомки сакских племен Семиречье, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине 2 века до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну. В 53 году до н.э. государство усуней распалось на две части.
Центр этого государства находился в среднем течении Сырдарьи. Согласно китайским сведениям, возникло оно в 3 веке до н.э. в результате объединения местных дахо-массагетских и исседонских племен пришлыми восточно-сакскими правителями.
Система управления
Во главе государства усуней стоял правитель, носивший титул куньбек «великий правитель», передававший престол по наследству. Кроме того, куньбеки прибавляли к своему имени титул «би» - «князь». С 53 года до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовало еще несколько категорий чиновников.
Помощник куньбека носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. В некоторых китайских источниках говорится о трех чиновниках, носивших этот титул сян-дуглу, цзо-дуглу и ю-дуглу. Ниже находились два «великих полководца и три правителя уделов. Кроме них, источники упоминают чиновников с титулами дагянь, дуюй, дали, шечжундали, кигюнь. Они выполняли функции помощников военно-начальников, ведали делами куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п.
Во главе кангарского государства стоял род Уын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжи. Им управлял царь, носивший титул «би» или «ябгу». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и три советника. Во главе подчиненных кангарам владений стояли назначенные царем наместники.
Территория и население
Государство усуней делилось на три части левое крыло, центр и правое крыло. В 53 году до н.э. его территория была разделена на владения великого и малого куньбека, не границе принадлежащих им земель были поставлены межи. Таким образом, усуни уже четко обозначили границы на местности. Под властью усуней находились также соседние народы хюсюнь, гюаньду, юйту и другие, где куньбек назначал наместников.
Достаточно сильным и обширным было государство кангаров. В конце второго начале первого веков до н.э. ему подчинялись пять «малых» владений Средней Азии Юени, Сусе, Фуму, Ги, Юегань и алано-сарматские объединения. Арало-Каспия - Янцай и Янь. В момент наивысшего расцвета государства кануаров занимало территории среднего и нижнего течения Сырдарьи до долины Таласа на востоке, Центральный и Западный Казахстан, Хорезм и большую часть междуречья Амударьи и Сырдарьи.
Китайские источники приводят достаточно точные сведения о количестве населения государств Центральной Азии. Так, население государства усуней насчитывало 630 тысяч человек или 120 тысяч семей, а кангаров 600 тысяч человек или 120 семей. Трудно сказать, на сколько эти цифры точны, но определенный учет количества подданных в этих государствах велся.
Суверенитет и международная правосубъектность
Оба государства усуньское и кангарское первоначально входили в состав хунской империи, причем кангары на юге подчинялись также и юэчжам. Уже в середине 2 века до н.э. усуни становятся независимыми и выступают в качестве полноправных субъектов международного права.
С Хунну и Китаем были заключены договора, сопровождавшиеся династийными браками. Впоследствии влияние Китайской империи усилилось, что привело к распаду государства. Великие куньбеки продолжали придерживаться прокитайской ориентации, тогда как малые куньбеки стали союзниками Хунну. В источниках говорится о постоянном обмене посольствами между усунями и соседними государствами.
Государство кангаров, усилившись в 2-1 веках до н.э., стала проводить независимую внешнюю политику, направленную на противостояние попыткам Китая проникнуть в Южный Казахстан. В 1 веке до н.э. в Центральной Азии складываются два военно-политических союза, оспаривающих друг у друга караванные дороги формирующегося Великого Шелкового пути. С одной стороны образуется коалиция Китая, усуньского владения Великого куньбека и рядом мелких княжеств Восточного Туркестана, с другой союз северных Хунну, кангаров и государств Средней Азии. В 3-5 веках усуньское и кангарское государство распадаются на ряд полунезависимых владений, быстро потерявших суверенитет.
Правовая система
Государства Казахстана 3 век до н.э. 3 век н.э. обладали всеми присущими для государства функциями, в том числе нормативно-правовым регулированием отношений в обществе. Немалую роль в этом сыграло распространение письменности. На сегодняшний день известно несколько памятников руноподобного письма, предположительно оставленных усунями. Развитие социально-экономических отношений приводит к дальнейшей эволюции права собственности. У усуней возникает понятие частной собственности на скот, появляются специальные знаки-тамги для обозначения этой собственности. Среди археологических находок нередки печати с вырезанными на них тамгами.
В государстве кангаров в начале нашей эры формируется своя денежная система, начинает чеканиться собственная монета с тамгой правителя, что говорит о достаточно развитом государственно-правовом регулировании социально-экономических отношений.
В начале нашей эры начался процесс распада кочевой империи Хунну, а во 2-3 веках нашей эры слабеют и государства усуней и кангаров. Эти процессы были вполне закономерны и обусловлены дальнейшим развитием социально-экономических и политико-правовых отношений в кочевом обществе. Прежде всего, сложилось противоречие между централизованным характером управления и неразвитостью коммуникативно-транспортной системой. Невозможность эффективно управлять большими территориями из одного центра вели к естественному возникновению центробежных тенденций в государстве. Как только создавались условия для ослабления центральной власти, окраины отпадали и получали суверенитет. Немалую роль в распаде хунской империи сыграло развитие государственно-правовой системы в Южном Казахстане, в частности в государствах усуни и кангаров, создавших новые центры объединения кочевников Центральной Азии. И хотя в 3 веке нашей эры государства усуней и кангаров переживают кризис, об упадке государственности в регионе говорить нельзя.
В этот период появляются новые государственно-правовые системы.
Юэбань
После разгрома в 93 году н.э. остатков северо-хуннской державы сяньбийцами и китайцами часть хуннов во главе с сенгирами из рода Хуянь передвинулась на территорию Восточного Казахстана и закрепилась здесь. В 126году ставка сенгира располагалась на берегах Черного Иртыша. Однако уже в середине 2 века н.э. Хунну были разгромлены сяньбийцами и отступили еще дальше на запад. Оставшиеся Хунну, объединившись с коренным населением, образовали государство Юэбань, просуществовавшее до 490 год. Известно, что правитель его носил титул « сенгир» и вел активную внешнюю политику, совершался обмен посольствами с соседями, велись оборонительные и наступательные войны.
Гаогюй
В 490 году на территорию Восточного Казахстана передвинулись племена теле во главе с Афучжило, разгромившие Юэбань. Здесь было образовано государство Гаогюй. Территориально оно делилось на 2 части. Северным уделом владел сам Афучжило с титулом «Небесный император», южным его двоюродный брат Цюнцзи с титулом « Наследный государь». Сразу же гаогюйцы направили послов в Китай с целью совместного выступления против восточных соседей жужаней, однако уже через несколько лет южное владение было разгромлено эфталитами. Уже в конце 5 века государство Гаогюй перестало существовать.
Кидариты
Часть юэчжи, оставшаяся в предгорьях Тарбагатая под властью Хунну, а затем и Юэбани, в 417-418 годах в результате войны с жужанями передвинулось на юго-запад, в Южный Казахстан и Среднюю Азию. Возглавлявший их вождь Кидара, приняв титул «кушаншах» основал государство, известное по имени своего правителя как государство кидаритов. Известно об участии кидаритов в тройственном союзе вместе с эфталитами и Византией против ирано-индийского союза. В 468 году приемник Кидары Кунгха был осажден в своей столице иранцами и разбит, после чего государство кидаритов перестало существовать.
Хиониты
Ослабление и распад государства кангаров привело к обособлению их бывших подданных, живших в Приаралье хуни или хионитов. В 356-357 гг. Хиониты, создавшие сильное государство в Южном Казахстане воевали против Ирана, а через два года их царь Грумбат заключил с Ираном союз. В 70 годах 4 века Хиониты были вытеснены из Средней Азии эфталитами. В то же время коренные земли хионитов в Приаралье были захвачены западными гуннами. Лишь после гибели гуннского государства в 5 веке Хиониты получают независимость. Известно о посольстве хионитов в Константинополе в 563 году, когда они уже терпели поражение от тюрков.
Список использованной литературы:
1.Абиль, Е. История государства и права Казахстана: Курс лекций./3-е изд. перераб. и доп.-Караганда.:ТОО «Учебная книга», 2005 год .
2. Кан, Г.В. История Казахстана: Алматы: Аркаим, 2002 год .
3. Кузембаев А, Абиль Е. История Республики Казахстан: Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 год.
4.История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). Алма-Ата, 1992 год.
5. Гумилёв Л.Н. Древние тюрки М., 1993 год.