Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ КАФЕДРА общегуманитарных дисциплин

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

PAGE  8

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА  общегуманитарных дисциплин

                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                                         Заведующий кафедрой  

                                                                                        _______________________________

                                                                                           к.ф.н.                        (И.И. Незнамова)

                                                                                         «29»  августа  2006 г.

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине «Философия»

ТЕМА 4. средневековая ФИЛОСОФИЯ

лекция 4. средневековая  ФИЛОСОФИЯ

Обсуждено на заседании кафедры

                                                                                        «29»  августа  2006 г., протокол   № 1

Ставрополь –  2006


УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Выявить специфические особенности развития философского знания в эпоху Средневековья; изучить сущность патристики и схоластики как основных философских систем эпохи; определить общее и особенное в творчестве А. Блаженного и Ф. Аквинского.

2. Сформировать навыки философского мышления и умение логично излагать собственные мысли.

ВРЕМЯ:     80 минут.

 Учебно-материальное обеспечение:

Учебно-методический комплекс «Философия». – М.: Изд-во МГЭИ, 2002.

Учебники.

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Изд-во Гардарики, 2004.

Кохановский В.П. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Учебные пособия.

Дидактические материалы.

Технические средства обучения:

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЛЕКЦИИ:

Вступительная часть – 10 мин

Основная часть – 60 мин

Учебные вопросы лекции:

1. Формирование философского знания в эпоху Средневековья – 30 мин

2.  Патристика и схоластика как основные философские системы эпохи – 30 мин

Заключительная часть – 10 мин.

Литература:

1. Основная:

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2004.

Кохановский В.П. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

2. Дополнительная: 

Контрольные вопросы для проверки знаний прошлой темы:

  1.  В чем специфика античной натурфилософии?
  2.  Охарактеризуйте  космоцентризм как тип мировоззрения, присущий античности.
  3.  Назовите основные периоды  в развитии  античной философии.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V-XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.

Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего,  а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

Основными принципами средневековой философии  были: креационизм – идея сотворения   мира Богом из ничего; провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; теодицея – как оправдание Бога; символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания; реализм – существование общего в Боге, в вещах, в мыслях людей, словах; номинализм - особое внимание к единичному.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос 1. Формирование философского знания в эпоху Средневековья

В странах Западной Европы, возникших в результате распада Римской империи, таковым явилось христианство. Оно зародилось еще за несколько столетий до нашей эры как еретическое движение в иудаизме, затем окончательно отошло от него, стало обретать все большее значение в духовной жизни многих стран и было признано в качестве официальной государственной религии во время правления императора Константина Великого (в 324 г. н. э.). Установление союза светской власти с христианством укрепило церковную организацию этой религии в политическом, экономическом, а также мировоззренческом отношениях.

С одной стороны, ведущие представители христианской религии испытывали потребность в философском обосновании своих исходных положений (в первую очередь доктрины единобожия); от некогда негативных оценок «мудрецов» и их учений они все чаще стали обращаться к их положениям, способным дополнить или подкрепить те или иные истины религии (Тит Флавий Климент, Ориген). С другой стороны, философы все больше ориентировались на те или иные установки христианства, порой совпадающие и дополняющие (особенно в нравственно-этической сфере) их умозрительные или, быть может, недостаточно обоснованные жизненным опытом утверждения; космологические идеи философов порой имели тенденцию, как мы уже видели, к выходу в представления о Мировом Уме, о «конечной причине», о «форме форм» и т.п., а вероучение христианской религии о невещественном (и в этом смысле «нематериальном») Абсолюте, или Боге, могло дать отправную точку для новых философских размышлений. Так что далеко не всегда философия средневековья оказывалась под непосредственным диктатом теологии, выступая якобы в навязанной ей роли «служанки богословия».

В философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии; порой трудно было разграничить эти две разные формы мировоззрения; получил основание для существования термин «религиозная философия». Философия и в средние века не переставала прогрессивно развиваться, содействуя сдвигам в сфере культуры, в том числе в религии. Однако в сравнении с античной философией чувствовались уже иные темпы в разработке ее проблематики и ее стесненность внешними факторами (наиболее явно это происходило в более поздние времена, когда церковь прибегла к инквизиции). А тот факт, что тенденция к союзу философии и теологии, к их взаимодействию проявилась еще в конце античности — с I — II вв. н.э., говорит о преходящем характере того грубого насилия церкви, которое она предпринимала позже по отношению к философскому инакомыслию. О том же свидетельствует и существование даже в наши дни такого распространенного в Западной Европе течения, как неотомизм, одной из центральных идей которого является союз теологии и философии.

Итак, важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей ее от античной философии, а тем более от философии Нового времени, была ее тесная связь с монотеистической религией. «Средневековая философия, — отмечает известный специалист по истории философии В. В. Соколов, — исторически весьма своеобразный тип теоретизирования, решающая особенность которого состояла во взаимоотношениях с религиозно-монотеистическим мировоззрением» («Средневековая философия». М., 1979. С. 5).

Вопрос 2. Патристика и схоластика как основные философские системы эпохи

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.

Патристика. В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VI век н.э.) возникла литература апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика – сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Апологетика и патристика развивались в греческих центрах и в Риме. Этот период можно условно разделить на:

а) апостольский период (до середины II века н.э.);

б) эпоху апологетов (с середины II века н.э. до начала IV века н.э.). К ним относятся Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др;

в) зрелая патристика (IV- VI в. н.э.). Наиболее яркими фигурами этого периода были Иероним, Августин Аврелий и др. В этот период в центре философствования  находились идеи монотеизма, трансцендентности Бога, трех ипостасей – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизма, теодицеи, эсхатологии.

В этот период философия уже подразделяется на три вида: спекулятивная (теологическая), практическая (моральная), рациональная (или логика). Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении.

Схоластика  (VII-XIV вв.). Философию средневековья нередко называют одним словом – схоластика (лат. scholasticus – школьный, ученый) – тип религиозной философии, основанной на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики. Схоластика – основной способ философствования эпохи средневековья. Это  было обусловлено:

  •  во-первых, тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, которые дополняя друг друга, являлись  исчерпывающей, универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории;
  •  во-вторых, традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом средневековой философии;
  •  в-третьих, безличным характером средневековой философии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.

Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий. С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи), реализм (до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).

Наибольшими авторитетами философии Средневековья были признаны Августин  Аврелий  "Блаженный" (354-430) и Фома Аквинский (1225/26-1274).

Последователь Платона Августин Блаженный стоял у истоков средневековой философии. В своих произведениях он обосновывал идею о том, что бытие Бога   это высшее бытие. Добрая воля Бога является причиной появления мира, который через телесное и душу человека восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако люди разделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым дается возможность через обращение к вере спасти себя.  А. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. Его религиозно-философское учение служило фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.

Фома Аквинский – крупнейший теолог католической церкви стремился согласовать учение Аристотеля с требованиями католической веры достигнуть исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой. Он известен тем, что развил пять "онтологических" доказательств бытия Бога в мире. Они сводятся к следующему: Бог есть "форма всех форм"; Бог есть перводвигатель, т.е. исток всего; Бог - высшее совершенство; Бог - высший источник целесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный характер мира.

Философия и религия, по учению Фомы, имеют ряд общих положений, которые открываются и разумом, и верой в тех случаях, когда представляется возможность выбора: лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается существование истин разума.  Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.

Философская мысль Византийского Востока связана с именами Василия Великого, Григория Богослова, Афанасия Александрийского, Иоанна Златоуста, Григория Паламы и др. Византийскую средневековую философию отличает напряженный, драматический поиск духовных основ новой христианской культуры, самодержавной государственности.

В средние века развитие научного знания в странах мусульманского Востока значительно опережало европейскую науку. Это было обусловлено тем, что в этот период в Европе господствовали идеалистические воззрения, в то время как восточная культура впитывала в себя идеи античного материализма. В результате взаимодействия систем ценностей ислама, традиционных культур народов, входящих в арабский халифат, а в дальнейшем в Османскую империю, стала развиваться синкретическая культура, которую принято называть мусульманской. Наиболее характерными философскими течениями арабо-мусульманской философии были: мутализм, суфизм, арабский перипатетизм. Наиболее значительным явлением по своему философскому содержанию был восточный перипатетизм (IX-XI вв.). Выдающимися представителями аристотелизма были Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс).

Сильное влияние ислама не позволило развивать независимые философские учения, поэтому исходным принципом построения картины мира выступает Бог как первая действительность. В то же время арабские мыслители развивали аристотелевские идеи о природе и человеке, его логику. Они признавали объективность существования материи, природы, их вечность и бесконечность. Эти философские взгляды способствовали развитию научного познания в области  математики, астрономии, медицины и др.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Несмотря на некоторую однотонность средневековой философии, она стала значительным этапом в развитии философского познания мира. Заслуживает внимания стремление этой философии  полнее постичь духовный мир человека, приобщить его к более высокому, Богу. Следует отметить, что религиозное возвеличивание человека как "образа и подобия" Бога способствовало продвижению вперед в философском понимании человека. Философия сделала шаг от натуралистических представлений к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека.

Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но и фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

Задание студентам для самостоятельной работы

  1.  Самостоятельно изучить  особенности  духовной жизни феодального общества, философию П. Абеляра, У. Окама,  Д. Скота.

Использованная для подготовки лекции литература

  1.  Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1998. – 400 с.
  2.  История современной зарубежной философии:  компаративистский подход. -  СПб.: Лань,  1997. -  480 с.
  3.  История философии в кратком изложении.– М.: Мысль, 1995.– 590 с.
  4.  Рассел Б.  История западной философии. Т.1-2. -  М.:  МИФ,  1993.
  5.  Реале Дж.,  Антисери Д.  Западная философия от истоков до наших дней. В 4-т  СПб.: ТОО ТК  Петрополис, 1994. - 1997.
  6.  Соколов В.В. Европейская философия ХУ – ХУП веков. – М.: Высш. шк., 1996. – 400 с.
  7.  Философия ХХ века: Учебное пособие. – М.: ЦИНО общества Знание России, 1997. – 288 с.
  8.  Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Учебник для вузов. – М.: Высш. щк., 1999. – 703 с.

Лекция разработана доцентом кафедры общегуманитарных дисциплин,

к.ф.н.  Л.Н. Доценко

подпись                                                                                     (Л.Н. Доценко)

«29» августа 2006 г.




1. Організаційні процедури аудиту довгострокових кредитів банків (на прикладі ТзОВ Західно-Українська енергетична компанія).html
2. I. Казнь короля и уничтожение монархии в Англии.html
3. вариант 1Буквы Б или П
4. Билеты по философии
5. Межотраслевой баланс
6. Реферат- Данилевский Николай Яковлевич
7. і Філією від лат
8. номоэкономика или хомоэкономика описывает поведение экономических субъектов главным образом индивидов
9. В нашей стране разработка проблемы эволюции сообществ связана с такими именами как В
10. тема План Загальні відомості про ОС 1
11. методичний посібник для курсантів вищих навчальних закладів системи МВС України
12. признания права; 2 восстановления положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий н
13. Цзы Вопрос 7 Фетишизм туралы т~сінік Ответы Заттарды~ с~ттілік ~келетіне сену Вопрос 8 Діндер тарих.html
14.  Общая характеристика понятие брак в Российском семейном праве
15. Люцифергнозис в 1905 г
16. Хабаровская государственная академия экономики и права Кафедра финансов Факультет Финансис
17. Избранная Рада и ее реформы
18. Кембриджская школа экономической теории
19. Тема 9 Правовые основы таможенного контроля Вопросы- Понятие и принципы таможенного контроля
20. Смысл предания