Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- ФЕНОМЕН ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И КОЛЕБАНИЙ Цель- изучить теорию световосприятия человека и особенности

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Тема: «ФЕНОМЕН ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И КОЛЕБАНИЙ»

Цель: изучить теорию световосприятия человека и особенности его взаимодействия с различными цветами.

Феномен восприятия цвета и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом с давних времен интересовали исследователей души. Сотни поколений ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человека. Соответственно доктринам индийских йогов человеческий организм соткан из вибраций звуков, цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых в некотором роде определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.

Супруги Рерих считали, что существует прямая связь между цветами астральной энергооболочки человека (которую наблюдают экстрасенсы) и отдельными психическими состояниями. Рудольф Штайнер разработал собственную классификацию типов человека в связи с цветами излучений их аур. Подобные классификации были разработаны Эдгардом Кейсе, и Вангой. Причем все эти классификации четко совпадали друг с другом.

Издавна глаза называли "окнами" организма, "вратами восприятия". Мы привыкли к тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора. Однако это не единственный канал, по которому цветовая энергия достигает организма. Известный биолог-эволюционист Е.С. Шноль считал, что по нервным волокнам человеческого организма двигается отнюдь не электрический импульс, а цветовые потоки.

Шредингер называл цветом свойство спектрального состава излучений, общее для всех излучений, визуально не заметных для человека. Он говорил о том, что стационарные состояния атомных систем могут рассматриваться как собственные колебания волнового поля, которое отвечает данной системе.

Наш современник, академик В. П. Казначеев исследовал особенности проведения лазерного луча по организму человека - и окончательно подтвердил обоснованность давних представлений о светоносности человека.

Цвет самым глубоким образом включен в культурные традиции и биологически связан с психогенетическим кодом каждого человека.

Тонкая интуиция и кропотливый анализ накопленных человечеством исследовательских данных, позволили М. Люшеру (цветовой тест Люшера) четко охарактеризовать каждый из четырех основных цветов и на основании этих исходных характеристик сформулировать значение многочисленных оттенков и тонов. Предположения Люшера о характере действия этих цветов на психику затем были подтверждены работами сотен исследователей, которые изучали цветовосприятие в различных условиях и ситуациях. Причем специфика влияния каждого цвета не зависит от отношения к нему человека. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика влияния на психику остаются неизменными. Таким образом, символическое значение цвета, его "психологический код" действительно объективны и не зависят от индивидуального преимущества. Индивидуально разной является однако личная симпатия, безразличие или антипатия человека относительно какого-либо цвета.

Подобно тому как музыка вызывает различные чувства, передает настроение и способна выражать самые тонкие изменения чувств, так же и цвета путем разнообразных тонов того или иного цвета, путем разной степени яркости и насыщенности вызывают у каждого человека определенные конкретные чувства.

Будет ли для человека это ощущение (например, при восприятии оранжевого – возбуждение, раздражение) симпатичным или неприятным, зависит от самочувствия человека. Эта субъективная установка относительно цвета является определяющей в цветовом тесте для оценки индивидуальности личности.

Чаще всего интерпретация действия цветов учитывает такие данные:

Синий означает полный покой, благосостояние, умиротворение. Он олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающими: объединение, чувство общности. В обычной жизни считается, что это цвет верности. Синий олицетворяет также глубину чувств. Он является предпосылкой умения сочувствовать, символом эстетичных переживаний и созерцательности. Этот цвет больше всего подходит для медитации.

Желтый создает впечатление легкости и радости. Выражает несдержанность, рефлексивность (от. лат. reflexioобращение назад – самопознание субъектом внутренних психических актов, состояний, самоанализ), озаренность, невещественную радость. Освобождает от веса забот, проблем, ограничений. Символично отвечает радужному теплу Солнца, духа веселья. Этот цвет - надежда и ожидание. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развитию.

Красный символизирует состояние "затрат энергии". Он выражает жизненную силу, нервную активность, означает всевозможные склонности и стремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, стремление к победе, желание всего того, что может способствовать насыщенности жизни.

Зеленый выражает деятельную волю, ретивость и целенаправленность, указывает на постоянство взглядов. Напряженность зеленого цвета действует подобно дамбе, за которой накапливаются, не получая разрядки, нарушения от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, власти над событиями и возможности ими руководить.

Фиолетовый символизирует некоторый мистический союз, в результате которого все задуманное и желаемое становится реальностью. Это осуществленная мечта, магическое состояние души, когда исполняются фантазии.

Коричневый указывает на эмоции, непосредственно связанные с физическим организмом. Если человек ощущает болезнь или физический дискомфорт, этот цвет психологически играет для него все большую роль. Часто его предпочитают те, у кого нет своего домашнего очага, стабильного ощущения физического удовлетворения, безопасности.

Серый - безцветный, ни темный, ни светлый, абсолютно лишен любых - стимулирующих или психологических тенденций. Серый цвет - это не оккупированная территория, а пограничный район, который служит разделом между противоборствующими сторонами, "ничейная земля".

Черный - это абсолютная граница, за которой жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновение; цвет - это чистый лист, на котором еще будет написана история, а черный цвет - конец, за которым уже ничто не будет.

Белый - основным свойством белого цвета является равенство. Белый цвет ищет справедливость. В белом цвете заключена вера, но не слепая. В основе ее лежит причина, даже если ее тяжело определить.

Действие факторов, которые образуют систему, не равно сумме действий каждого отдельного фактора. Это правило также касается интерпретации соединений цветов, влияние которых нельзя определить простым добавлением влияния каждого цвета отдельно. Еще и поэтому исследование психологического влияния цветов - дело научное, а не любительское хобби.

Цвет может гармонизировать человека, он способен мобилизировать его ресурсы, а может успокоить и расслабить. Цветом можно вылечить, либо вызвать у субъекта угнетенное состояние.

Ученые считают, что цвет в соединении с музыкальным влиянием может привести к освобождению от болезней даже в сложных случаях. Известный психиатр В. Бехтерев утверждал, что умело подобранная гамма цветов более благотворно влияет на нервную систему, чем разные микстуры.

Содержательное восприятие цвета связано с архетипами национального менталитета (коллективное несознательное) и индивидуальным сознательным наполнениям данного символа содержанием, порожденным собственным опытом и культурным наследием.

Например, много дискуссий продолжалось относительно содержания цветов украинского флага. Традиционно считается, что желтый цвет олицетворяет украинские поля, а голубой - бескрайнее мирное небо над ними. Имеется и такое толкование: синий – это олицетворение Вселенной, желтый – символ хлеба, человеческой жизни. Некоторые считают, что желтый связан с солнечным культом праукраинцев (Даждь - божьими внуками называли давних русичев - внуками бога солнца), а синей символизирует Универсум, образованный Даждьбогом.

Происхождение малинового цвета флагов запорожских куреней историки связывают с архетипом калины - олицетворением чистоты, Рождества, света. Всего того, что защищали эти верные украинские рыцари: родины, дома, любимых.

Но ни окрашивание стен цеха, ни цветное решение собственного дома (выбор цвета обоев, штор, покрывал, мебели) не могут создать такое комплексное соединение ароматов, звуков, запахов, цвета и света, которое дает нам природа. Успокоительное влияние зеленого цвета, освежающее - голубого, радостное - желтого, легко ассоциируется в нашей памяти с шелестом трав и листьев, плеском волн, светом утреннего солнца.

Именно поэтому главную психологическую и эстетичную нагрузку в экосистеме несут природные ландшафты, растительный и животный мир.

Влияние цвета на психическое состояние человека и его здоровье изучено намного лучше, чем влияние колебаний, которые находятся вне границ диапазона, воспринимаемого слуховыми анализаторами.

Известны случаи, когда животные начинают вести себя тревожно задолго до первых признаков землетрясения или извержения вулкана. Они чувствуют отдаленную подземную стихию (неслышную человеческому уху) путем восприятия низкочастотных звуков, что и вызывают у собак, кошек и птиц настоящую панику.

Вибрации разных частот генерируют как живые тела, так и неживые предметы. Чем более духовен человек, чем из более высоких вибраций складывается его энергетическая основа, тем проще он воспринимает даже чужие звуки, хотя и для него нужно некоторое время для восприятия нехарактерной и не близкой по духу вибрационной волны.

С этим связана и возможность человека адаптироваться к другому географическому месту. Доктор биологических наук Валерий Ильичов считает, что человеческий слух генетически настроен на определенные природные шумы. И народности расселялись по Земле не хаотически. Каждая выбирала место, звуки которого в наибольшей степени совпадали с их вибрационными характеристиками.

Но существует и другая точка зрения: именно экологическая ниша, природные условия, в которых формировался этнос, были причиной генетической склонности человека данного этноса к определенным вибрациям и колебаниям.

Изменение комфортных звуковых условий на чужеродные является сильным стрессовым фактором для человека. Безусловно, шелест листьев березы и пальмы, песни соловья и попугая отличаются в значительной степени. Поэтому трудности адаптации человека к новой, инородной географической среде в течение длительного времени могут быть одной из биологических и психологических предпосылок развития такого чувства как ностальгия.

Данного рода проблемы существовали у человечества давно. В XX веке к ним добавилась еще одна - резкое увеличение звукового фона. В нашем техногенном обществе неуклонно растет количество машин, поездов, самолетов, телефонных разговоров, круглосуточное радиовещание и телевидение. Шум стал несчастьем современного мира и одним из самых нежелательных продуктов технической цивилизации. По влиянию на организм, считают ученые Института проблем эволюции и экологии им. Северцева, шум более вреден чем химические загрязнения. Негативное влияние шума на здоровье человека научно доказано давно: страдает не только слуховой аппарат при предельных нагрузках, но и нервная и сосудистая система. Постоянный, даже не очень сильный, шум способствует возникновению стресса и невротизации человека . Особенно тогда, когда человек не может руководить этим источником (исключить или уменьшить силу звука).

От уровня, длительности шума непосредственно зависят возможности человека овладеть своим эмоциональным, психическим состоянием, его психическое равновесие или возникновение агрессии, асоциальные действия, желания сотрудничества, взаимопомощи и общения. То есть шум снижает также социальную мотивацию.

Но чаще всего люди сами создают звуковую среду, не принимая во внимание вышеупомянутые предостережения: сильный крик, гудки автомобилей, включенные на полную мощность радиоприемники, телевизоры, музыкальные центры, магнитофоны. Психологические объяснения этого факта разнообразны: эгоизм, отсутствие таких черт характера как эмпатия (от греч. empatheia – постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека), чуткость, внимательность и уважение к другим людям.

Существует и другое толкование: шум помогает уменьшить чувство одиночества, тоски, депрессии. Эти психические состояния не редки для современного человека из-за разрыва тесных человеческих связей – родственных, дружеских, интимных, - дегуманизации общественных отношений, духовной пустоты.

Научные исследования свидетельствуют в пользу того, что только природные звуки (шелест листьев, плеск волн, щебет птиц) могут быть основой для релаксации и полного возобновления нарушенного психического состояния человека, его физических и душевных сил.

Существуют также музыкальные произведения, стиль которых, построение, тональность, тембр находятся в гармонии с вибрациями человека и осуществляют такое же благотворное физиологическое и психологическое влияние на человека.

Хотя влияние талантливых музыкальных произведений на человека, безусловно, нельзя ограничить релаксацией, успокоительным действием. Вызывая определенные эмоции и чувства, давая толчок новым мыслям, духовным устремлениям, а иногда вызывая в душе человека катарсис (эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения), музыка подобная стихии потока, что вполне захватывает человека и, исходя из которого, она становится другой.

Выводы

1.Специфика влияния каждого цвета не зависит от отношения к нему человека. Цвет может нравиться или не нравиться;  характер его влияния на психику человека остается неизменным. Таким образом, символическое значение цвета, его "психологический код" объективные характеристики и не зависят от индивидуального предпочтения.  Индивидуально разной является однако личная симпатия, безразличие или а шатия человека относительно какого-либо цвета.

  1.  Содержательное восприятие цвета связано с архетипами национального менталитета и индивидуальным сознанием.
  2.  На психическое состояние, человека и его здоровье влияют также колебания, которые находятся вне границ диапазона восприятия слухового анализатора.
  3.  Резкое увеличение звукового фона влияет на организм человека больше, чем химическое загрязнение. Постоянный, даже не очень сильный шум является условием возникновения стресса и невротизации человека, агрессии, снижения социальной мотивации.

Индивидуальные задания

  1.  Очертите основные направления исследований восприятия цвета, особенностей взаимодействия человеческого организма со цветом.
  2.  Проанализируйте содержательное восприятие цвета в культурных традициях украинцев.
  3.  Что вы знаете о влиянии колебаний на психическое состояние человека?
  4.  Какие последствия имеет резкое увеличение звукового фона в нашем техногенном обществе?

Тема: «ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА. ВОСЬМИЦВЕТОВОЙ РЯД»

Тест Люшера в классическом варианте представлен в двух формах, полное прохождение посредством 73 цветовых таблиц и короткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первая из них достаточно громоздкая форма и представляет ценность в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом конечный результат исследования представляет собой не такую значительную информацию по сравнении с потраченным временем и усилиями.

Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта.

Процедура обследования происходит таким образом: тому, кто обследуется предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый "приятный цвет", не соотнося ни с представлениями об одежде (подходит ли он), ни с обивкой мебели, ни с чем-то другим, а только исходя из того, насколько этот цвет имеет преимущество по сравнению с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед испытуемым, цветовые эталоны, нужно использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше провести исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не меньше 2 см. Выбранный эталон убирают со стола или перекладывают цветной поверхностью вниз. При этом психолог записывает номер цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам, такие: темно-синий — 1, темно-зеленый - 2, оранжево-красный - З, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7, серый - 0.

Далее испытуемому, нужно предложить выбрать наиболее приятный цвет из тех, которые остались, и так каждый раз, пока все цвета не будут отобраны.

Через минуту-две, перетасовав их предварительно, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым в другом порядке и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и он свободен выбирать себе цвет, который вновь понравился, как ему будет желательно. М. Люшер допускает интерпретацию данных тестирования и на основе одноразового выбора.

Субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам определяется и кодируется следующим образом:

ЯВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (знак «+») присваивается первым двум цветам, которым отдается преимущество. Из них цвет, что стоит на первой позиции, определяет основной способ действия, а на второй - цель, к которой стремится испытуемый.

ПРЕИМУЩЕСТВО (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком «X» и указывает на истинное положение вещей, ситуацию и образ действия, исходя из данной ситуации.

БЕЗРАЗЛИЧИЕ (5-я и 6-я позиции) обозначается знаком «-» и указывает на неиспользованные в данный момент резервы, индифферентную зону, недействующие стороны личности.

НЕПРИНЯТИЕ (АНТИПАТИЯ) (7-я и 8-я позиции) к ним присоединяется знак, их функциональное значение — подавленные потребности. Цвета разделяются на основные (1- темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 - оранжево-красный и 4 - светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 - черный и 0 - серый - ахроматичные, а 5 - фиолетовый и 6 - коричневый - смешанные.

Основные цвета символизируют основные психологические потребности, которые Люшер пометил как

  •  потребность в удовольствии и благосклонности (синий),
  •  потребность в самоутверждении (зеленый),
  •  потребность «действовать и добиваться успеха» (красный),
  •  потребность «смотреть вперед и надеяться» (желтый).

Поэтому они в норме и при полной уравновешенности, по мнению авторов, должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам не добавляется такая же значимость, они не являются психологическими "первоэлементами" и включены в основном для расширения сферы действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или другую позицию ряда.

Символика каждого цвета связана с историей существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издавна несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость дня (желтый цвет), который зарождается вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет – окрас цветов, плодов, крови - отображение охотничьих инстинктов, эротического притяжения, стремление к овладению благами окружающей жизни. Зеленый - цвет травы, листьев кустарников и деревьев - символ защиты, маскировки, секретности. Серый - как отсутствие цвета - трактует как таковой, что разделяет, отгораживается. Черный противопоставляется ярким краскам жизни и самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и красного, а фиолетовый — красного и синего. Исходя из символики цветов и накопленного в многолетней практике опыта, структурное значение каждого цвета по Люшеру:

темно-синий цвет характеризуется как концентрический, (то есть отображает сосредоточенность на внутренних проблемах) пассивный, символизирует глубину чувств, чувствительность, зависимость от внешних влияний, его аффектные аспекты — покой, удовольствие, благосклонность, нежность, любовь;

сине-зеленый символизирует гибкость воли, концентричность, пассивность, оборонные тенденции, автономность (независимость) неизменность, тенденцию к содержанию. Его аффектные аспекты настойчивость, самоуверенность, упрямство и самоуважение;

оранжево-красный — символизирует силу воли и является эксцентрическим (направленность внешняя), активным, наступательно-агрессивным, автономным, конкурирующим, оперативным. Его аффектные аспекты — желание, властность, сексуальность.

Структурные значения здесь приводятся буквально; описательная их форма подчеркивает эмпирический характер основ методики и интерпретационных значений.

Группировка, на основе которой сочетанием цветов дается определенная интерпретация в зависимости от их позиции, простая, если выбор один. В этом случае первые две позиции получают обозначение «+»; две следующие — «X»; две следующие за ними, — «-» а двум последним добавляется знак «—».

Например: выбор 31542607 после группировки выглядит таким образом:

+3,+1,+5,+4, -2-6, —0—7 или 31542607

+ 4-УХ*

Значение восьми цветов описанные Люшером:

СЕРЫЙ (0). Что разделяет, отгораживает, освобождает от обязательств, укрывает от внешних причин и влияний. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет незадействованности). На последних позициях 0 означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между цветами, которым отдается преимущество, и несут конфликтную нагрузку. «Если первые три цвета - 340, то произошло выключение, и расширение поля деятельности будет компенсаторным. При этом испытуемый чувствует себя потерянным и ничто для него уже не суть важно. Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако, перемещение на 5-е или 7-е место не является значимым. В условиях усталости и стресса, 0-й перемещается на начало ряда.

СИНИЙ (1). Означает покой, вызывает уравновешенность чувств, выявляет чувствительность и ранимость. Физиологически отвечает покою, психологически - удовольствию. Отображает умение сочувствовать, склонность к эстетичной созерцательности, сенситивности, доверию, самопожертвованию, преданности. Перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворение эмоциональными отношениями. Отклоняющий первый (1) означает «разрывание пут» или желания их разорвать. Сочетание +3-1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворения компенсируется неразборчивым расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как непрестанные поиски выхода из неудовлетворительной ситуации. Статистическая значимость 1 цвета оказывается перемещением на другую, кроме первых 3-х позиций.

ЗЕЛЕНЫЙ (2). Цвет «эластичной (упругой) напряженности», отражает ретивость, целенаправленность, сопротивляемость изменениям, постоянство убеждений. Владение рассматривается как вариант самоутверждения. "Напряженность зеленого цвета подобна дамбе, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение". Преимущество зеленого цвета обозначает скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, то есть «все, что приводит к абстрактному формализму», а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отбрасывание зеленого цвета – это невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции — 2 красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения. Компенсация за счет +4 («побег к свободе») представляется более производительной, канализирует возбуждение в форме отвлекающей деятельности.

Зеленый является значимым на всех позициях кроме 2-ой, 3-ой и 4-ой.

КРАСНЫЙ (3). Символизирует физиологичное состояние, связанное с затраченной энергией. Красный — выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремление к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это — воля к победе, стремление к спорту, борьбе, эротике, «сила воли».

Отбрасывание красного обозначает физиологичное и нервное истощение, снижение сексуального вличения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность Отбрасывания красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребностях в защите от факторов возбуждения. Как компенсация — 3 нередко оказывается +1, однако такое сочетание может отображать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный является значимым тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

ЖЕЛТЫЙ (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Преимущество желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, о стремлении к новому, что еще не сформировалось. В роли компенсирующего цвета желтый обозначает нетерпеливость, беспокойство, черты завистливости.

Отбрасывание желтого (6-е, 7-е или 8-е место) означает разочарование, ощущение неосуществления надежды, "попытку защитить себя от изоляции и последующих потерь или разочарования".

Компенсация отвергнутого желтого синим - "мазохистическое прилипание" к объекту благосклонности. Компенсация +2-4 – это вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а 3-4 – поиск приключений, активация сексуальности. Желтый является значимым во всех позициях, кроме 2, 3,4 и 5.

ФИОЛЕТОВЫЙ (5). Заключает в себе свойства и синего, и красного, объединяя «победу красного и капитуляцию синего, символизируя тождественность, то есть что-то вроде мистического союза; высокая мера чувствительной близости, которая ведет к полному слиянию субъекта и объекта; колдовство, магия и очарованность, стремление захватывать других, способность к интуитивному и сенситивного постижению, нереальность желаний и безответственность". Преимущество фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся неустойчивыми. Лица с гомосексуальными наклонами склонны к преимуществу фиолетового цвета, возможно в связи с неустойчивостью, что оказывается в слабой сексуальной дифференцированности. Потребность в тождественности и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-ой позиции, и проектируется быстрее на предметы, чем на людей, отсюда почва для развития эстетичного чувства, способность к независимым оценкам, склонность к занятиям, связанным со свободными профессиями или к науке.

Фиолетовый не значимый на позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин — на 1-ой и 2-ой позициях.

КОРИЧНЕВЫЙ (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается на начало ряда. Чувство потери кореньев, потери дома оказывается также перемещением коричневого цвета влево. На 8-ой позиции коричневый цвет символизирует потребности в расслаблении и физиологичном удовольствии или приглушение физиологичных потребностей. 6-й цвет является значимым тогда, когда он не занимает 5—7 места.

ЧЕРНЫЙ (7). Черный — это "не" в противоположность "да" белого, это "конец, за которым больше ничего нет". Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или непринятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, который находится с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета.

В первой половине ряда его присутствие обозначает компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против имеющегося положения вещей человека, который борется с  судьбой, готовой действовать неосмотрительно и нерассудительно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1 -ой позиции. 7-й цвет на 3-ой позиции компенсируемся цветами, расположенными на 1-ой и 2-ой позициях. 8-я позиция для черного цвета — статистически чаще всего встречаемая.




1. Рабочая жидкость
2. Курсовая работа по теме Разработка информационнопоисковой системы СПбГУКиТ 2008
3. на тему- Проектирование процессора ЭВМ Студент гр
4. Паспортная часть Ф.html
5. Архитектура станций в исторической части Москвы [1
6. обессиливать истощать
7. Реферат- Лексикализация внутренней формы слова
8. Внимание Физиологические основы функции теории доминанта Ухтомского
9. Лабораторная работа 11 Создание чертежей электрических схем 1
10. Евгений Онегин роман в котором отразился век
11. Основные понятия.html
12. на тему- Цифровое реле сопротивления с эллиптической характеристикой срабатывания
13. Территориальное море
14. Сократ
15. Что стоит закрыть все воспоминания за дубовой дверью своего сознания
16. Операции на венах- история, современное состояние вопроса Показания и техника современных хирургических вмешательств на центральных венах
17. тема для которой задано ставящее в соответствие реальным объектам тот или иной элемент шкалы
18. тематическое планирование 6й класс
19. К. Корпоративные информационные системы По мере развития роста масштаба деятельности предприятий обр
20. Плазма и ее применени