Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Образование как социокультурный феномен
Образование является органической частью жизнедеятельности личности, и в то же время выступает одной из важнейших сфер общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняются.
Для определения места образовательной сферы в социальной структуре общества и значения образования в развитии личности и социума необходим анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь. Понятие социокультурной ситуации используется для характеристики окружающей действительности, происходящих в обществе социальных, экономических, культурных изменений.
Социокультурная ситуация в республике определяется, во-первых, мировыми социокультурными тенденциями, оказывающими влияние на развитие образования в мире, в Республике Беларусь; во-вторых, обострением глобальных общественных проблем интернационального характера, возникновение которых поставило человечество перед необходимостью корректного и быстрого изменения способов организации жизнедеятельности людей, отношений их с природой, друг с другом.
Выделим важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране.
В конфигуративных и префигуративных культурах возникает феномен детской субкультуры. Он связан с социальными процессами, происходящими в современных урбанизированных странах. Резкое увеличение городского населения, переход к типичной для городских условий, так называемой, нуклеарной семье (родители проживают с детьми), разобщенность работающих взрослых и детей, которые большую часть времени проводят среди сверстников в детском саду, школе, во дворе все это нарушило характерную для прежних времен передачу опыта от взрослых к детям. Появился разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей» несмотря на мощное влияние школы и средств массовой коммуникации.
Действительно, общество стало изменяться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений предопределяла будущую жизнь; будущее мало отличалось от прошлого; детям предстояло во многом повторять образ жизнедеятельности своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен в общечеловеческих ценностях, образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах, что приводит людей к разнообразию личностных взглядов и общественных идеалов, укладов жизни и образов мышления, плюралистическому мировоззрению.
2. Тенденция смены установки при изучении действительности от научного познания к культуре.
Наука начинает рассматриваться в качестве не единственной и не универсальной деятельности человека по изучению и преобразованию окружающего мира, а научность выступает одной из форм человеческой жизнедеятельности, рассматривается как часть культуры. Внимание ученых все больше привлекает сфера культуры в целом. Сегодня нет убедительных оснований для преобладания научных способов познания (или научной рациональности) над другими способами освоения действительности: обыденным сознанием и здравым смыслом, мифом, религией, искусством, опытом проектно-технической деятельности. Вместе с тем обращение к культуре не означает отказ от научных методов познания, а предполагает учет и целесообразное использование границ и возможностей научного знания. Эта тенденция проявляется в смещении акцента в содержании образования с науки на культуру в целом; усилении общекультурного значения научных областей знаний и учебных дисциплин в жизнедеятельности человека, развитии общества в целом, реализации в научных исследованиях и учебном процессе культурологического подхода в качестве общеметодологического.
В современном мире происходит не только изменение роли науки, превращение ее в производительную силу общества, но и радикальная смена научных и образовательных парадигм, связанная с преобразованием соотношений между субъектом, средствами, объектом познавательной и научно-исследовательской деятельности. Ранее содержание познания и образования определялось, главным образом, объектом и в меньшей степени средствами и технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс научного и учебного познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами, но и с общекультурными ценностями, ценностно-целевыми установками научно-познавательной деятельности субъекта. Это соответствует процессам гуманизации познания и гуманитаризации научного знания. При этом уровень развития науки определяется мерой «очеловечивания» ее содержания и методов исследования, т.е. мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам в обществе, личностным потребностям и интересам. Поэтому наука рассматривается как исторически развивающаяся сфера человеческой практики, включающая в себя и содержание познания (знания об объекте), и средства познания, а также общекультурные ценности, ценностные ориентации и целевые установки научной деятельности человека-субъекта.
Развитие научно-технической революции (НТР) коренным образом изменило современное производство, а вместе с ним и все другие сферы социальной жизни. Одной из важнейших черт НТР стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становятся решающим условием существования современных обществ, позволяет быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции.
Данная тенденция определяется на фоне глобальных процессов дезинтеграции больших обществ. Одно из вероятных объяснений тенденции к регионализации это стремление человечества уйти от единой социальной программы развития. Любая самая совершенная программа в силу её универсализации чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки. Отсюда повышается внимание к региональным программам экономического и социокультурного развития.
Таким образом, влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование как в мире, так и в нашей стране направлено на: 1) формирование образовательными средствами в сознании современного человека позиции активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности; 2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей; 3) рост культурного плюрализма и самобытности; 4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.
Охарактеризуем глобальные проблемы человечества, которые оказывают влияние на социокультурную ситуацию в обществе, и определяют значимость и роль образования в их разрешении.
Процесс развития современной цивилизации вступил в период глобальной истории и носит планетарный характер: складываются единые мировые экономические, коммуникативные системы; социальные проблемы (экологические, демографические и др.) приобретают международный характер. Выделяются следующие основные проблемы интернационального характера, масштабность и глубина которых придают им статус глобальных:
Возникновение глобальных общественных проблем поставило человека перед выбором продолжать жить, не задумываясь о жизни своих детей, последующих поколений, или изменить образ жизни, способ своей жизнедеятельности, характер взаимодействия с природой и социумом, стиль общения друг с другом. Поэтому важной образовательной задачей в обществе выступает развитие необходимых личностных качеств человека, его способностей понимать современные глобальные проблемы и ответственно на научной основе их разрешать. Единственным средством разрешения проблем жизнедеятельности людей является целенаправленная деятельность самого человечества по коренному изменению ситуации. Эти радикальные изменения возможны посредством сознательного самоизменения, саморазвития каждого человека. Наиболее эффективным средством и механизмом развития личности, а значит, разрешения проблем человечества должно стать образование, направленное на развитие современного человека как мирового субъекта («думать глобально действовать локально») преобразовательной и созидательной деятельности.
Социокультурная ситуация в Республике Беларусь
Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь может быть проведен с использованием термина "модернизация". Суть модернизации в Беларуси состоит в постепенном переходе от стабильного, традиционного общества к индустриальному и в перспективе постиндустриальному типу. По утверждению философа образования Н.И. Латыша модернизация это переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному, от общества, которое обновляется на основе традиций, статичного идеала, к динамическому. Динамическому обществу свойственно постоянное изменение: повышение эффективности процесса функционирования, развитие способностей личности к саморазвитию, что, в свою очередь, выступает фактором ускорения всего общественного прогресса.
Сегодня перед республикой стоит задача не только технического перевооружения ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, но и необходимость создания принципиально нового народнохозяйственного комплекса, обеспечивающего экономические и социокультурные условия развития страны.
На данном этапе развития общества в нашей республике совершается переход от:
а) тоталитарного общества к демократическому;
б) статического состояния к обновлению общества, и, в будущем, к динамическому, постоянно развивающемуся обществу;
в) от революционного развития к эволюционному;
г) от мировоззренческого единства к плюрализму;
д) от индустриального общества к индустриально развитому, информационному.
При этом, социокультурная ситуация характеризуется переходным характером, а именно: происходит переход от стабильного, традиционного к современному, динамическому обществу, которому присуще разнообразие как общественных, так и личностных идеалов, разнообразие жизненных укладов и образов мышления. Впервые в современной истории человечества процесс развития всех сфер общественной жизни становится неотъемлемой характеристикой общества. Жизнь в изменчивом, динамичном обществе зависит от личных усилий и самоопределения его граждан; оно востребует личность ответственную, способную самостоятельно простраивать свою жизненную стратегию, а не оглядываться на прежние традиции. Личностный динамизм, изменчивость, способность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию становятся залогом общественного развития.
Таким образом, направление социального развития предполагают формирование личности, обладающей профессиональной мобильностью, высокой степенью свободы и ответственности, способностью самостоятельно планировать свою жизненную перспективу, умением осознавать свой интерес и согласовывать его с интересами других, способностью к компромиссам и согласию, конструктивному взаимодействию с другими. На уровне личностных психологических процессов особую значимость приобретает развитость таких способностей личности, как понимание и осмысление, рефлексия, продуктивная коммуникация, критическое мышление.
Образование как механизм развития личности и общества в целом
В современном динамическом обществе прежний способ развития, связанный с изменением производственной деятельности, преобразованием социальных институтов посредством традиционных схем совершенствования, является малоэффективным. Главной образовательной задачей в обществе является не усвоение прежних рецептов, технологий развития, а подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики. Особое значение приобретают процессы сознательного самоизменения, саморазвития личности, обеспечивающие адаптацию ее к динамично изменяющемуся социуму; формирование готовности жить и работать в новых условиях, преобразовывать окружающий мир посредством создания новой культуры, технологий, основанных на отношениях охранно-созидательного типа с природой и обществом. Система образования должна обеспечить подготовку подрастающего поколения к овладению адекватными способами и методами мышления, познания, деятельности, а также задавать обновленные мировоззренческие ориентиры и идеалы, разрабатывать новую общественную идеологию, основанную на идеях гуманизма, демократии, плюрализма, и способствовать духовно-нравственному воспитанию людей. Вот почему образование в современных условиях выступает механизмом развития личности, социума в целом.
Кроме того, в период преобразования традиционного общества и перехода к динамическому претерпели изменения или распались некоторые важные социальные институты: община, профессиональное сообщество, семья, массовые детско-юношеские и молодежные общественные организации, которые играли большую роль в процессах социализации подрастающего поколения. Сегодня общеобразовательные и профессиональные школы, вузы являются практически единственными стабильными социальными структурами, принимающими на себя реальную ответственность за воспитание молодежи и осуществляющими подготовку ее к самостоятельной жизни и труду в динамично меняющихся социально-экономических условиях. Поскольку образование является важнейшим социальным институтом, способным эффективно влиять на сознание молодежи, постольку оно должно становиться главным механизмом развития общества. Существующая система образования, традиционно реализующая функции трансляции и воспроизводства информации и опыта, культуры и способов деятельности, мышления, должна быть преобразована в систему развития общественного сознания, а через него и всего общества. В этом смысле образование в современном мире является важнейшим средством развития личности и социума, а также выступает общечеловеческой ценностью.
Как уже отмечалось, на данном этапе развития общества в Республике Беларусь совершается переход от традиционного общества к индустриально-развитому и динамическому обществу, важнейшей особенностью которого является его постоянное изменение, развитие. В традиционном обществе ведущим выступает процесс воспроизводства культурно-исторического опыта человечества, в динамическом процесс развития личности, общественного сознания и общества в целом. Однако существующая система образования все еще в основном выполняет функции воспроизводства культуры, трансляции знаний, культурных образцов, формировавших опыт предшествующих поколений. Можно сказать, что образование осуществляет подготовку человека к жизни в прошлом или традиционном обществе, а, между тем, ему предстоит жить в будущем новом, динамическом обществе, которое непрерывно развивается и принципиально отличается от своего предыдущего состояния. В этом заключается одно из главных противоречий образования как в нашей республике, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья.
Данная проблема может быть решена через коренное изменение образовательной практики, модернизацию педагогического процесса во всех звеньях системы образования. Чтобы определить пути реформирования образовательной практики, необходимо более подробно рассмотреть вопрос об отличительных особенностях системы образования, присущей традиционному и динамическому обществу.
Образование в обществе реализует две основные функции:
Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая универсальной (способностной или деятельностной).
Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению; воспроизводство «готовых», «завершенных» знаний, умений, навыков, необходимых личности для реализации существующих в обществе функций (культурных, социальных, экономических и т.д.). Посредством теоретической образовательной модели определяется и формируется сознание личности с конкретным типом мировоззрения: ценностями и идеалами, принципами и образом жизни, конкретными знаниями, умениями и навыками. Ярким примером такой модели образования является советская школа, которая была ориентирована на формирование у учащихся единого марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистических идеалов и ценностей. Такая теоретическая модель образования соответствовала обществу традиционного типа и имеет другие названия: традиционная или предметно-ориентированная.
Сфера образования является также механизмом развития личности, общества в целом. Этот механизм развития реализуется посредством универсальной образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности. Универсальная модель образования направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений, навыков, сколько на развитие личностных способностей добывать эти знания и применять их в новых условиях. Другими словами, акцент в содержании образования должен быть смещен с освоения конкретных знаний на развитие универсальных личностных способностей. Отсюда следуют и другие названия этой модели образования универсальная или способностная, инновационная или личностно-ориентированная. В динамическом обществе важными для личности выступают, во-первых, способности работать в неопределенной ситуации самостоятельно и адекватно решать возникающие в новых условиях новые задачи. Во-вторых, особо значимыми для личности становятся способности к личностному самоизменению и саморазвитию, в частности, к самостоятельному формированию собственного мировоззрения, к непрерывному самообразованию. Системообразующей для обеих групп способностей выступает личностная способность к самоопределению социальному и культурному. То есть, выделяются некоторые личностные универсальные способности, с помощью которых человек может самостоятельно осуществлять выбор и строить себя и собственную жизнедеятельность, формировать личные идеалы, жизненные принципы, мировоззрение. К таким универсальным способностям также относятся: способность к рефлексии; мышлению; диалогу; анализу ситуации и определению целей, способов и средств их достижения; пониманию других людей и совместной продуктивной деятельности. Многие исследователи (Ю.В.Громыко, П.Г. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев и др.) выделяют две группы универсальных способностей: 1) способность действовать в уникальных (новых, постоянно меняющихся) ситуациях; 2) способность к общению, продуктивной кооперации и сотрудничеству. Таким образом, реализация универсальной образовательной модели обеспечивает не только присвоение обучающимися культурно-исторического опыта, но и развитие у них личностных способностей к освоению новых способов мышления и деятельности, отношений между людьми. Эта универсальная или способностная модель образования характерна для динамического общества.
Согласно образовательной функции воспроизводства образование в обществе рассматривается как отрасль социальной практики, в которой реализуется передача подрастающему поколению культурно-исторического опыта. В соответствии же с функцией развития образование рассматривается как всеобщая форма развития личности, а через нее всего общества. Этим подходам к роли образования в обществе соответствуют разные педагогические подходы, образовательные концепции, педагогические процессы, и соответственно им разные конкретные проекты педагогической деятельности (технологии). В этой связи актуальной становится проблема разработки нового содержания образования и технологий его реализации.
В так называемой технократической педагогике педагогический процесс описывается как связующее звено между заданным содержанием образования и обучающимися, которые это содержание должны усвоить. Педагогический процесс определяется совокупностью технологических приемов, при этом практически не учитываются индивидуальные особенности педагогов и обучающихся, их цели, интересы, способности, возможности.
В традиционной парадигме, педагогический процесс направлен, в основном, на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков (ЗУНов), при этом в процессе обучения недостаточно представлены такие важнейшие компоненты, как передача способов мышления и реализации разных типов деятельности, опыта эмоциональноценностного отношения к миру, опыта общения и др. Установка на усвоение ЗУНов утвердилась в педагогическом процессе благодаря, во-первых, технократизации педагогического сознания, во-вторых, информационно-объяснительному подходу к построению содержания образования, при котором совершенствование учебного процесса понимается как увеличение этих знаний путем расширения объема учебных дисциплин и реализации вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения.
Педагогический процесс, соответствующий универсальной модели образования, ориентирован на развитие личностных способностей и учет индивидуальных особенностей обучающихся благодаря их согласованной совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с ценностями и целями образования. При этом важнейшей задачей обучения выступает не только усвоение конкретной информации (конкретного учебного материала), а прежде всего овладение способами этого усвоения, способами мышления и деятельности, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала личности. Тогда содержание образования в универсальной образовательной модели становится деятельностным.
4.Деятельностный подход в образовании.
Отсюда следует еще одно название этой модели образования деятельностная модель. Проблема разработки деятельностного содержания образования является междисциплинарной, для разрешения которой необходимы усилия философов, методологов, педагогов, психологов, методистовпредметников.
В деятельностном содержании образования один из основных его элементов понятие выступает не как теоретическая категория, а как обобщенный способ деятельности. В этой связи овладение деятельностным содержанием образования возможно только при восстановлении процессов происхождения знаний и связано с включением обучающихся в моделирование и проектирование. При разработке деятельностного содержания встает задача выделить из культуры, науки, человеческой практики различные мыслительные и поведенческие техники и технологии и превратить их в содержание образования. В этой связи, например, целесообразным представляется выделение из методологии техник обработки современной информации, мышления, понимания; из гносеологии техник идеализации, абстрагирования, дедуктивного и индуктивного вывода, концептуализации и др.; из психологии рефлексивных техник; техник продуктивного, диалогического общения и др.; из педагогики развивающих (личностно-ориентированных) технологий, технологий обучения, воспитания и самовоспитания, ориентированных на успех; технологий поддержания эмоционально-волевой энергии личности; технологий развития творческого потенциала личности; технологий профессионального совершенствования и др.
Таким образом, универсальная образовательная модель направлена прежде всего на развитие личностных универсальных способностей к самоопределению, позволяющих человеку жить и работать с неопределенностью в постоянно меняющихся и культурно ненормированных условиях. Такая целевая установка способстностной модели образования задает новый тип содержания образования деятельностное содержание, для реализации которого необходимо использовать в педагогическом процессе деятельностный подход.
Деятельностный подход противостоит вербальным методам обучения; догматическим формам передачи готовой информации (учебного материала); монологичности и обезличенности словесного преподавания; неактивному процессу учения; логически завершенной системе ЗУНов, которая, не в полной мере усваивается на практике в деятельности обучающихся. В универсальной модели образования деятельность обучающегося выступает, с одной стороны, как фактор его самоопределения и развития; с другой является частью содержания обучения.
При реализации деятельностного подхода в педагогическом процессе особое значение приобретают, так называемые, активные или рефлексивно-деятельностные методы и формы обучения формы и методы проблемного и развивающего типов обучения, исследовательские, проектные, проектно-конструкторские, игровые методы и приемы. Такой подход не исключает информационного объяснения учебного материала, использования технологий и методик программно-алгоритмического типа, но приоритет в универсальной модели образования отдается активным формам и методам обучения. Деятельностный подход к образованию предполагает групповые, индивидуальные, бригадные формы обучения, чередующийся состав учебных групп, использование форм творческой организации учебно-поисковой деятельности обучающихся, активное применение в педагогическом процессе новых технических средств обучения: персональных компьютеров с разнообразным набором обучающих программ, видео-компьютерных информатек, способствующих организации учебно-исследовательской деятельности.
Эффективность и результаты обучения в образовательной универсальной модели при деятельностном подходе к образованию определяются не уровнем усвоения ЗУНов, а сформированностью личностных способностей и готовности личности самостоятельно добывать новые знания, использовать старые и приобретенные новые знания для постановки и разрешения возникающих проблем, определения способов своих действий в новых ситуациях. Другими словами, деятельностный подход к образованию в универсальной образовательной модели способствует освоению обучающимися обобщенных способов выполнения различных видов деятельности; системных знаний; развитию способностей познания и преобразования мира, самопознания и саморазвития
Педагогический процесс в универсальной (способностной или деятельностной) модели образования |
Цели
Задачи
Реализуются посредством
Деятельностного подхода, который |
|
противостоит:
|
предполагает:
а именно:
|
Результат = личность:
|
Литература
PAGE \* MERGEFORMAT 8