У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

первое что Вы приобретаете ребенку

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Песочная терапия

Кто из нас в детстве не играл “в куличики”? Ведерко, формочки, совок - первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Корни метода в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит Герберту Уэльсу, который заметил, что его сыновьям в минуты волнения не хватает слов,  чтобы выразить свои чувства. Фантаст собрал для них коллекцию маленьких игрушек – словарь недостающих в языке слов. По следам  детских игр ввышла его книга «Игры на полу». Идею подхватили Маргарет Ловенфельд.

“Терапия песком”(или “sand-play”) как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли “миром”. Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод “мировой методикой”, техникой «построения мира».

Метод сочетает невербальную и вербальную экспрессии клиентов: построение композиции и рассказ о ней, сочинение истории или сказки, раскрывающих смысл композиции. Психолог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения клиента, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и др.), фотографирует композицию, записывает рассказ клиента.

Осн. цель ПТ: достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержания личного и коллективного бессознательного. Включение этих содержаний в сознание и как результат – усиление способности к саморазвитию.

  •  развить более позитивную Концепцию;

  •   стать более ответственным в своих действиях и поступках;

  •   выработать большую способность к самопринятию;

  •   в большей степени полагаться на самого себя;

  •   овладеть чувством контроля;

  •   развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

  •   развить самооценку и обрести веру в самого себя.

 

Что же происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок? Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный “лист” ландшафт внутреннего мира и “диспозицию” в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде “концентрата” попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой “песочный” опыт! Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, “круговорот переносов в природе”. Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный “лист”, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.

Песчаные картины подобны нашим снам. Они -отражение нашего бессознательного. Однако сны не осязаемы. А при создании песчаных композиций мы получаем возможность «увидеть» наши внутренние конфликты и переживания. Ну а психолог, при необходимости, поможет все более подробно рассмотреть и осознать, что именно руководит нашими поступками и эмоциями. Таким образом, мы сможем встать на путь перемен.

Зачастую на сеансах мы словно восстанавливаем некогда утраченные частички нас самих. Одного этого уже немало для изменений. Вытянутые из глубин подсознания скрытые комплексы и проблемы, при более осознанном и критическом их рассмотрении,  кажутся уже не такими страшными и неразрешимыми. Точно также как страшные чудовища в темной комнате мгновенно исчезают, стоит лишь включить там свет.

На приеме Паша, 12 лет. Родители недавно развелись. Отец приходит редко. Мать часто в командировках. Обратились к психологу, потому что подросток не посещал уроки в течение недели. На предложение поработать в подносе с песком откликнулся с удовольствием. Мальчик назвал построенный им мир «загрязненное море». «Море загрязнили. Это даже не море, а океан, в котором проводили испытания. Люди загрязняют его. Они не должны так поступать. От этого все умирает: и рыбы, и растения, и все, что там еще живого есть. Остаются только банки из-под спрайта, пачки из-под сигарет, бутылки из под водки... Там еще есть череп. Это кто-то умер. Наверное, я. Этот мир похож на то, что у меня сейчас внутри. Мне даже трудно говорить. Мне не нравится эта картина. А можно я ее изменю?»

Одинаково успешно применяется в работе с детьми и взрослыми.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК?

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер - 5Ох7Ох10 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты “любовно” называют ящик с песком “подносом” - по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако, не беда, если Ваш ящик будет из другого материала.

Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта – небо (голубой –бессознательное). Снаружи поднос бежевый (символ песка и сознания)

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким, желательно, достаточно светлым.

Песок занимает примерно одну треть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”.

3. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:

- человеческие персонажи: разного пола, возрастов, профессий, исторических эпох.

- здания: дома, школы, церкви, замки, вокзалы, больницы

- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

- машины: сухопутные, водные, космические, боевые

- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота

- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.

- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.

- сказочные герои: злые и добрые

- религиозные предметы и сувениры

- живая зелень.

- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики, зеркала, коробочки и др.

- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей “коллекции”. Очень помогают в этом фигурки из “Киндера-сюрприза”. Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Для терапевта составление коллекции может стать отдельным творческим и увлекательным процессом.

Процесс ПТ

От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.

В кабинете психолога, использующего технику песочной терапии, вы увидите множество полок с самыми разнообразными фигурками и два подноса с песком – в одном можно использовать влажный песок, а второй предназначен для работы с сухим песком. Психолог предложит вам пройтись вдоль полок и выбрать те фигурки, которые привлекут ваше внимание – те, к которым потянется рука. Время выбора обычно не ограничивается, каждый выбирает в своем темпе. Выбранные фигурки располагаются в подносе с песком – так, как хочется вам. Вы сможете менять в подносе все, что захотите в соответствии со своей потребностью выразить то, что будет проситься. И только после того, как решите, что закончили, - в подносе уже ничего не должно меняться. Целительным может быть уже и сам процесс построения картины, в присутствии профессионала, который обеспечит необходимые условия. Иногда может захотеться обсудить что-то еще, глубже понять, какое послание несет картина в подносе, поговорить о сопутствующих или откликающихся событиях своей жизни. Предполагается, что этот процесс может продолжаться в течение стольких встреч, сколько необходимо вам в оговоренных с терапевтом рамках, и совсем необязательно, что каждая из них будет посвящена созданию картины в подносе.

Продолжительность одной сессии с подростками и взрослыми в среднем 50-60 минут. Продолжительность одной консультации зависит от возраста клиента и его интеллект развития.

Периодичность зависит от остроты проблемы. рекомендуется 1-2 раза в неделю. Полный курс м.б. 12-15 встреч. На первой консультации – знакомство с организацией процесса.

1.Демонстрация песочницы. «Посмотрите, песочница заполнена песком не полностью, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Да, борта символ – неба. У песочницы есть еще один секрет. Если мы раздвинем песок, то обнаружим голубое дно – символ воды. Однако если вы почувствуете, что символической воды вам недостаточно, воспользуйтесь кувшином с водой. Сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт – и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии.

Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстроить гору и пр. Однако, перед началом его самостоятельного процесса, необходимо все разровнять.

2.Демонстрация коллекции фигурок. Здесь много разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое др. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки.

Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с “коллекцией” фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание (нравятся или отталкивают). Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве - сейчас ему важно “проработать” имеющееся внутри напряжение.

Взрослый в таинстве выбора не участвует. Он как будто “растворяется”, но обращает внимание на то, что и как выбирает ребенок.

3. Построение песочной картины. «Сказочная» инструкция: “Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь”.

Безусловно, это не единственный вариант “введения” в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок), инструкции будут звучать по-разному: “Создай то, что хочешь”, “Создай наиболее яркий эпизод твоего сна”, “Создай свою семью и расскажи о ней” и др. Можно дать дополнение к инструкции: “Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего не достает”.

Как только ребенок начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все.

4.Обсуждение песочной картины. Психолог не дает интерпретаций и рекомендаций. Он только «отзеркаливает» клиенту его собственные переживания.

Основные вопросы психолога:

Если бы поднос был бы картиной, какое бы название имела бы картина?

Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины?

Что является для вас особенно важным ил полезным в этой картине?

Как сюжет или герои вашей композиции могут помочь вам в вашей жизни?

Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, хотели ли бы вы об этом рассказать?

вопросы ребенку:

- что это за мир, сказочная страна,

- какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке),

- в каких взаимоотношениях они находятся между собой,

- всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то, что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить

- какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?

Последние два вопроса стимулируют ребенка вносить изменения в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять - ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно.

Некоторые дети ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все “как есть”. Это может быть связано с переносом на песочный лист “картины”, состояния внутренней стабильности. В этом случае ребенок желает “остановить мгновенье”, полностью прожить свое состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для него сейчас эта песочная “диспозиция” выражает состояние динамического равновесия.

Если ребенок говорит, что есть существо (или существа), испытывающее дискомфорт в песочной стране, мы спрашиваем: “А что можно сделать, для того, чтобы ему стало лучше?” Здесь важно, чтобы ребенок не просто фантазировал, а реально разыгрывал свои фантазии на песке. После каждого изменения в картине, мы можем спрашивать: “А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?” и т.п.

Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попадет в более благополучную ситуацию, или ребенок не скажет: “Теперь всем хорошо”. Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение “проработано” на бессознательно-символическом уровне.

Если ребенок говорит: “Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя”, можно предложить ему помощь: “Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим - может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся - их сразу не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны.”

Ежели и после этого ребенок удручен, не может найти себе помощника, - это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное ее решение еще “не созрело”. В данном случае, можно построить работу по “защите” страдающего существа. “Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить”. Таким образом, мы усиливаем психологическую устойчивость, “включаем” бессознательные защитные механизмы. Быть может, на 3—5 игру ребенок уже сможет найти помощников уязвленному герою.

Один 5-летний мальчик, страдающий эпилепсией, все время строил в большей части песочного листа сказочную страну, окруженную горами, забором, рвом с водой. В этой стране жили существами, занимавшиеся созидательной деятельностью. В меньшей части песочного листа жил злой дракон. Обычно он спал. И в это время люди могли делать свои дела. Но когда он просыпался (а это было всегда непредсказуемо), он налетал на мирную страну и все разрушал. Не спасали ни горы, ни ограда. Когда дракон улетал, оставшиеся в живых люди, восстанавливали свою страну. На вопрос: “Могут ли жители этой страны как-то защитить себя? Может; им нужно обратиться к Волшебнику?”, мальчик отрицательно качал головой. В течение 5 сеансов, дракон методично все разрушал. Складывалось ощущение, что ребенку нравится рушить то, что он сам и создавал. Наконец, мальчик сказал, что если люди хотят справиться с драконом, им нужно найти Волшебный Камень (в картине появился камень - он был закопан). Конечно, на этом сеансе люди камень не нашли, и дракон опять все разрушил. В следующий раз, мальчик заявил, что к камню может подойти только один герой, и когда он коснется камня, он узнает заклинание, способное остановить дракона. “Не победить, а остановить”, - подчеркнул ребенок. И вот герой нашел камень, дотронулся до него и услышал заклинание. Когда на страну вновь налетел дракон, мальчик, держа фигурку дракона в одной руке, а героя в другой, стал шептать заклинание (это был сложно воспроизводимый набор звуков). Было видно, как он переживает, как не просто остановить дракона. Оказалось, что “просто прошептать” заклинание недостаточно. Его нужно произносить твердо. Дракон улетел, не успев серьезно повредить страну. После этого мальчик выглядел очень уставшим. На следующий день пришла мама мальчика и сказала, что с ребенком происходит “что-то странное”. Дома он стал “кукситься”, что обычно предвещало начало припадка, при этом шепча какие-то непонятные слова. Маму, конечно, это очень напугало. Но оказалось, что вслед за этим припадка не последовало. Ребенок свернулся калачиком и заснул! Он пришел к тому, чтобы произвольно гасить приступ эпилепсии.

Этот эпизод показывает динамику бессознательной работы над заболеванием. Образ дракона - это болезнь, приступ. Долгое время он безнаказанно разрушал позитивную сферу жизни. Важно, что ребенок сам пришел к заклинанию и его форме. Это лишний раз подтверждает тот факт, что мы очень мало знаем о бессознательном и его возможностях, и конечно же иллюстрирует эффективность игры в песок.

Совсем не обязательно заниматься интерпретацией песочных картин. Достаточно уже того, что мы выступаем организатором среды, где ребенок чувствует себя привычно и защищено, где у него есть собственное пространство, где он - Творец. Этим, вы позволяете ребенку самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить “с самим собой”.

По окончании игры ребенок САМ разбирает песочную картину. Таким образом закрепляется приобретенный на  бессознательном уровне опыт.

Анализ характеристик песочной картины:

  1.  Основная идея.

Отражает актуальные жизненные ценности, потребности, зону ближайшего развития автора. Т.е. описывает то, что наиболее значимо сейчас. Узнать ее можно 3 способами:

1.Попросить дать название миру, созданному в песочнице.

2.Ответить на один из вопросов: Что это за мир/страна? Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров? Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране?

3.Предложите клиенту описать песочный мир.

          2.Сюжет или сюжеты песочной картины.

Бывает, что внутри картины 2 ил более сюжетов. Н-р, 2 страны, несколько главных героев. Бывает, что сюжеты посвящены одному герою, но описывают разные возрастные промежутки его пути.

По сюжетной динамике картины можно разделить на:

динамические

статичная

смешанные

герой или герои куда-то идет, стремиться, чего-то хочет, ищет. На картине мы застаем их на опред. отрезке пути. Мы можем увидеть их прошлое и будущее. Клиент фактически сам рассказывает о целях консультирования (зашифровано). Он знает, к чему он должен прийти.

стоп-кадр некоего сюжета. Время остановилось. Герои ведут оседлый образ жизни. или мы застаем их в момент какого-то действия (работа, игра, еда, купание) – это привычный для них вид Д. Чтобы выявить сюжет, вопрос клиенту: «Расскажите историю этой страны. С чего все начиналось, кто ее создавал. Что ожидает эту страну в будущем? Представьте, что 1й день в этой стране закончился, наступил новый. Что произошло?» Если не происходит значимых изменений, может ч-к нашел для себя «зону стабильности», ему нужно «пожить» в этой стране, чтобы набраться сил для приключений и путешествий.

статистическое благополучие нарушается динамизмом некоего героя. Могут содержать 2 мира: статичный и динамичный.

Говорит о внутреннем противоборстве, противоречии и поиске стабильности.

Часто с конфликтным содержанием

3.Конфликтное содержание.

Отражает внутр. напряжение человека. Оно бывает явным и скрытым.

а)Уровень агрессии может быть

высоким

средним

низким

если в песочнице баталии ил имеется персонаж по отношению к к-му  проявляется активная агрессия

герои только готовятся к войне или во внешне спокойном мире есть несколько вооруженных фигур

мирное зрелище

б)направленность агрессии

аутоагрессия

гетероагрессия

разрушит. действия по отношению к главному герою (автору)

противоборство армий, активная агрессия гл. героя по отношению к др. персонажам

4.Ресурсное содержание.

Опора для консультирования. Проявляется:

  1.  Наличием позитивной энергетики. Какой-то участок картины  «греют душу». Если попросить рассказать об этом поподробнее, можно актуализировать ресурсы Л.
  2.  В картине или рассказе о ней есть созидательная идея, стремление. Если психолог на этом сделает акцент…
  3.  Сюжет картины жизнеутверждающий – и на этом можно построить линию консультирования.
  4.  Ощущение освобождения от напряжения после отыгранного конфликта. теперь, когда добро одержало победу над злом. можно «начинать новую жизнь».
  5.  Гибкость и изобретательность героя в поисках способов преодоления трудностей. Обычно можно установить из рассказа о картине. Если герой комбинирует прямую агрессию, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и др. способы преодоления трудной ситуации, можно говорить о его адаптивных ресурсах и о хорошей адаптации.
  6.  Наличие фигур – помощников или чудесных предметов.

5.Символическое поле песочной картины.

Песочная картина отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах.

Поверхность песочной картины можно условно разделить на 3 равные  части по вертикали и 3 равные части по горизонтали, как в кубике Рубика. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука – правая. У левшей все будет зеркально.

Разделение по вертикали.

Левая «женская» часть. Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом. Внутренний мир человека. То, что человек уже имеет, на что может опираться.

Центр – настоящее. Актуальные на данный момент процессы. О чем думает, к чему стремиться, что значимо. Особенно игрушка, поставленная в центр, часто символизирует “Я” ребенка, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент.

Правая «мужская» часть – будущее. Соц. процессы, взаимоотношения в социуме: дет. сад, школа, институт, работа. Может отражать взаимоотношения с партнером по браку. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим. Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.

Разделение по горизонтали.

Верхняя часть символ ментальных процессов. Думы, планы, фантазии, воспоминания.

Цент –сфера реальных действий, поступков. То, что человек сделал, делает, хочет сделать.. земля, почва под ногами. Как видим, интерпретация многоуровневая, многозначная. Поэтому психолог ищет тот смысл, который более всего соответствует клиенту и идее картины.

Важно посмотреть: «Какие части песочницы наиболее заполненные, а какие пустые?» Если наблюдается дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может определить для себя наиболее общие задачи консультирования.

Т.о., попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют процессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями о доме. матери, о др. значимой женщины. и т.д.

Важно посмотреть: «Какие части песочницы нб заполненные, а какие пустые?» Если наблюдается дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может определить для себя нб общие задачи консультирования.

Несмотря на кажущуюся доступность пространственно-символической интерпретации, нужно опасаться преждевременных выводов и поверхностных интерпретаций. Необходимо помнить, что мы имеем дело с внутренними процессами человека. Не всегда они могут быть объяснены и проинтерпретированы.

Символизм ландшафта.

Некоторые начинают построение песочной картины с ландшафта: прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными существами. У других, создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист. Третьи, сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость.

Дети, создающие богатый разноплановый ландшафт, чаще всего оказываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувствующими (правда, это может скрываться от взгляда поверхностного наблюдателя), имеющими склонность к рефлексии, исследователь по натуре и пр. “Во всем мне хочется дойти до самой сути, в работе, поиске путей, сердечной смуте”, - пожалуй, эта строчка Б.Пастернака лучше всего опишет их внутренний ритм.

Если мы видим отсутствие ландшафта, или его условность (например, озеро или река выглядит как небольшое углубление в песке - до синего дна песочницы еще очень далеко, и автор картины указывает на эту ямку как на водоем), так может проявляться недостаточная осознанность внутр. процессов. Для детей это естественно, они находятся только в начале пути самопознания. Но если плоскую картину сделал подросток или взрослый, важно не торопиться с интерпретацией. У взрослых невыраженный ландшафт может быть

  •  после перенесенных тяжелых болезней, стрессов, как показатель стабилизации.
  •  показатель того, что ч-к не желает сейчас заниматься самоисследованием.
  •  + малое количество фигурок + глубокий философский смысл картины, - создают люди, далеко продвинувшиеся в личностном развитии.

Атрибуты ландшафта. Водоемы могут символизировать чувственное, эмоциональное начало ч-ка. Если в картине доминирует водная стихия, то можно говорить об авторе как о человеке чувствительном. Или его пробуждающейся чувственности, здоровой сексуальности (если вода в картине чистая, и в ней нет злобных персонажей). Однако не будем забывать. что издревле люди строили свои дома на берегах рек, озер. Поэтому расположение строений на берегу является естественным.

Если в песочной композиции нет воды. Наверное, не стоит сразу говорить о недостатке эмоциональности. Вода может отсутствовать по объективным причинам: идея и сюжет картины не предполагают ее наличия. Например, автор лепит фигуру человека из песка или создает караван в пустыне.

Интересно и местоположение водоемов. Реки часто протекают по всей картине, разделяя ее пространство на несколько частей. Т.о., мы будем иметь дело с автономными частями личности, актуальными для автора в данный момент времени. Важно посмотреть в какую сторону течет река: слева направо (из прошлого в будущее) или наоборот; сверху вниз (от образа к его действенному воплощению) или снизу вверх (от действия к его осознанию).

Озера, пруды, моря занимают фиксированное положение. Поэтому особенно интересно их пространственное расположение.

Водоемы могут способствовать возникновению островов. Остров – автономная часть суши, со всех сторон омываемая водой. Нередко на остров помещают самые значимые или уязвимые фигурки. Часто это место уединения автора. В основной части картины он вынужден с кем-то взаимодействовать, соответствовать, поэтому наступает момент, когда он вынужден бежать на остров. Иногда остров – недоступная, с т.зр. автора, мечта. У подростков остров – зона самостоятельности. На остров может быть выселена травматическая ситуация, вытесняемая в более глубокие пласты бессознательного.

Горы, сопки, высокие холмы служат защитой, препятствием, домом, центром композиции. Возвышенность приподнимает ч-ка над землей, чуточку приближая к богам. Находясь на горе, человек может увидеть свою «земную» жизнь как на ладони. У психологов это называется «подняться над ситуацией», освободиться от суеты, посмотреть «философским взглядом».

Горы – также символ стремления человека к соц. реализации, утверждению себя в соц. делах и достижениях.

Гора - традиционный символ молодого мужчины, отражение здорового желания утвердить свою мужскую силу.

Пещера – это сокровенное место земли, тайна, которая с одной стороны, привлекает, с другой – пугает. В песочных композициях  часто в пещерах живет загадочный, иногда злобный персонаж. Часто вход в пещеру охраняется. Иногда в пещерах прячутся психотравмирующие, вытесненные воспоминания, к актуализации которых человек в данный момент не готов. Это особенно справедливо, когда в пещере сложен мусор ил живет чудище. Часто если автор пещеры женщина – это указание на гинекологические проблемы.

Долины и сады - символ созидательного вмешательства человека в природный ландшафт, показывает умение человека гармонично обустраивать мир вокруг себя.

Итак, песочная картина может многое рассказать о внутр. мире человека. Каждый предмет появляется неслучайно, он что-то символизирует. Но что? Чтобы прикоснуться к пониманию этого, важно понимать, что предметы имеют многоуровневое значение, несут информацию личного и коллективного бессознательного.

Последовательность появления и местоположение фигурок на песочном “листе” даст нам много интересной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует “Я” ребенка, тенденцию к самоактуализации. Фигурка, которая появляется первой является символом чего-то самого важного для ребенка на данный момент.

Иногда фигурки закапывают. Они символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или то, что еще неосознанно. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.), и многое другое. Об этих фигурках можно подробно расспросить ребенка: что это, почему закопано и пр.

ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

Игры с песком в группе направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Группа может состоять та 2-х, 4-х и более детей. Если Вы имеете дело со “сложными” детьми (агрессивные, гиперактивные) лучше не собирать группу более 3-х человек - Вы будете четвертым.

Детям дается следующая инструкция: “Вы - Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие. Для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил - пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома - все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.” Образ Волшебника в данной инструкции является “нормирующим”:

его “кодекс чести” не позволяет ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает волшебник рядом, актуализирует потенциальные творческие части личности и др.

Когда дети выберут фигурки, можно им предложить создавать сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди. “Каждый Волшебник создавал свой кусочек сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят волшебники рядом”. Или: “Каждый Волшебник по очереди подходил к пустыне и строил то, что считал нужным, следующий Волшебник пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга.”

Для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг другом. Кто-то покажет себя лидером, кто-то ведомым. Один будет играть обособлено, другой ^распространится” на всю территорию песочницы. Вы заметите, что в песочных играх у детей “включается” механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется эмпатия - способность к пониманию ближнего и сопереживания ему.

  1.  Аллан Д. “Ландшафт детской души”. СПб., 1998.
  2.  Бардиер Г., Никольская И. “Что касается меня”. СПб.-Рига, 1998.
  3.  Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб., 2002
  4.  Гобова Е. С. “Понимать детей - дело интересное”. М.: “Аграф”, 1997.
  5.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д,  Песочная терапия
  6.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т.М. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. СПб., 2005
  7.  Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб, 2006
  8.  Н. А. Сакович Технология игры  в песок. Игры на мосту.
  9.  Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия

PAGE  2




1. Налоговые правоотношения
2. Семейное право I семестр 20092010 уч
3. Модели строения атомов в XIX и начале XX века Химия наука о веществах и закономерностях их превращений
4. Статья 1 Сфера действия настоящего Закона Настоящим Законом устанавливается порядок реализации полномо
5. А і ~ ~ ~аза~ тіліне т~н дауысты дыбыстардытабыныз C і ~ ~ ~ ~ Жуан дауысты дыбыстарды к~
6. The min difference will be tht theter is to be our min but not sole ctivit
7. Тема V1- Стиль и моделирование его содержания в коммуникативно ~ речевой деятельности I- {{1}} ТЗ 1 Тема 100
8. Организация учета движения производственных запасов
9. 1 Обоснование состава и содержания техникоэкономического решения по созданию нового производства
10. При групповом размещении администратор выписывает каждому гостю- 1визитную карту 2счет 3разрешени
11. Тема дипломного проекта-
12. Автоматизация заказа блюд в ресторане
13. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук Київ ~ 2000 Дисертац
14. задание 2 Установить очередность подачи блюд и напитков подобрать посуду и приборы рекомендовать аперит
15. Варіант 1 Особливості елементів соціальної допомоги в античному суспільстві
16. статья След статья Термин ldquo;смешанная экономикаrdquo; насколько был запретен в советский период настольк
17. Тема роботи Виконавець Група Науковий керівник 1
18. .ru Данияр Сугралинов Кирпичи Кирпичи Часть 1 ~ Ты в магазин Купи мне шоколадку Резвей ~ по
19. Реферат- Конгресс и российско-иранские отношения в конце ХХ века
20. Історичні віхи у розвитку макроекономічної теорії