Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Психиатрия в сознании российского общества - печальное прибежище безнадёжно больных и социально отверженных. Но именно эта отрасль здравоохранения и медицинской науки наиболее востребована в условиях сотканного из жёстких стрессов перехода человечества к информационно-компьютерной цивилизации и экономике знаний.
Философские аспекты психиатрии
Андреев И.Л.
АНДРЕЕВ И.Л. д.филос.н., главный научный сотрудник Института философии Российской академии наук, 119991, Москва, ул. Волхонка, 14/5. E-mail: i.andreev@list.ru
НАЗАРОВА Л.Н. к.м.н., старший научный сотрудник ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Министерства здравоохранения и социального развития РФ. 119991, Москва, Кропоткинский пер., 23. E-mail: Lnln@hotbox.ru
Взаимосвязь философии и медицины
Отец мировой и корифей античной медицины, потомственный врач в 17-м поколении Гиппократ (около 460-377 гг. до н.э.) считал необходимой составляющей успешного врачевания знание философии. «В древней формуле Гиппократа: в живом теле всё связано со всем, - тонко заметил замечательный клиницист, академик В.Х. Василенко, - заложены основы медицинского мышления» [11].
Уже в кодексе Хаммурапи упоминаются государственные школы целителей, задачей которых было не только лечение заболевших, но и предотвращение заболеваний здоровых людей, а в одном из египетских папирусов ещё более раннего периода поэтично записано: «Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шёпот волн, - деяния человека, отнимающего у смерти её добычу».
В работе «О благоприличном поведении», некогда обнаруженной в знаменитой Александрийской библиотеке, Гиппократ писал: «Ведь врач-философ подобен Богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной. И всё, что ищется для мудрости, всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство.
То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства».
Эти размышления патриарха европейской медицины, естественно, в первую очередь относятся к врачам-психиатрам, ибо они, как никто другой, работают непосредственно с духовным внутренним миром, интеллектом и эмоциями конкретного человека.
Философия в античном мире была отнюдь не академической дисциплиной, наукой мудрости «в себе», исключительным занятием элитной интеллигенции типа престижного досуга знатных и богатых вроде гольфа, тенниса, конного спорта и яхтинга в наши дни. Философия была тогда довольно распространённой практикой социального оздоровления, которая помогала людям сохранять телесное здоровье, снимая психические стрессы, возникающие при любых жизненных коллизиях гражданина с другими или с самим собой.
Ведь греков было ничтожно мало в окружавшем их океане варварских племён и в условиях постоянной угрозы со стороны агрессивных восточных деспотий. Поэтому, чтобы сохранить свой демографический потенциал и вкушать при этом в полной мере отпущенную природой и судьбой радость непосредственного бытия, древние греки впервые в мировой истории озаботились социальным здоровьем сограждан и разработали специальные оздоровительные ритуалы, основным принципом которых была умеренность во всём. Причём, ответственность за их исполнение и забота о собственном здоровье, нужном полису, возлагалась на самого эллина и рассматривалась обществом как его почётный гражданский долг.
Именно в древней Элладе сложились интегральные понятия европейской цивилизации здоровый образ жизни и культура здоровья, чтобы 25 веков спустя засверкать новыми технологическими гранями эпохи информационной цивилизации. «Античные философы, - справедливо констатирует А.О. Толокнин, - нередко выступали в роли своего рода частных консультантов, которые служили советниками в житейских делах и одновременно способствовали установлению социального равновесия, разрешая споры, приводя политиков к взвешенным решениям и т.д.
Но одной из самых важных функций философии, помимо отыскания истины и справедливости, была забота о душе человека. Эпиктет, например, рассматривал свою школу как своего рода психологическую лечебницу, где каждому из его учеников предстояло осознать своё душевное состояние как патологическое, чтобы «исцелить душевные язвы, приведя в покой мысль». Плутарх считал, что «врач заблуждается, если думает, будто сможет пренебречь философией; равно будет ошибкой ставить в упрёк философу то, что он, выходя за отведённые ему границы, обращается к вопросу о здоровье» [26].
В своё время жители греческого городка Абдеры на крайнем севере Греции, наслышанные о славе великого Гиппократа, уроженца острова Кос, что у берегов современной Турции, пригласили его к себе, чтобы он освидетельствовал живущего там Демокрита на предмет психического здоровья: тот часто выглядел безумцем, вёл себя, по их мнению, весьма странно, избегал общества своих земляков, язвительно высмеивал некоторые поступки и речи последних. Гиппократ, к их удивлению, признал Демокрита «самым здоровым из абдеритов» (Демокрит прожил, по одним свидетельствам - 82, по другим - 104 года и похоронен на острове Сицилия), человеком в здравом уме и твёрдой памяти, а абдеритянам популярно объяснил, что гражданин Демокрит просто другой, иной, он - философ, а потому видит происходящее в мире глубже и шире, словом, иначе, чем окружающие.
С тех пор началась их дружба и переписка, которая вплоть до сожжения Александрийской библиотеки хранилась там, а потому многие учёные и писатели той эпохи успели с ней ознакомиться, чтобы вдохновенно пересказать в своих произведениях. Правда, труды самого Гиппократа, в том числе, записанные с его слов сыновьями, наследовавшими врачебное искусство знаменитого отца, и его многочисленными учениками, византийские императоры предусмотрительно вывезли в Константинополь как ценнейшее пособие для своих дворцовых лекарей.
Кстати, почти все философы Эллады либо были врачами, либо высоко ценили предупредительное и восстановительное врачевание. Сохранилось адресованное Гиппократу письмо Демокрита, считавшего, что понимание сути здоровья и лечения важнее знания фактов, симптомов и синдромов, что сама по себе эрудиция врача не гарантирует проникновения его сознания в глубинную сущность жизненных явлений, что профилактическая, предупредительная и восстановительная медицина, а также античный санпросвет - ознакомление населения с канонами здорового образа жизни, являющееся задачей и моральной обязанностью интеллигенции, - должны убеждать людей в том, что здоровье зависит, прежде всего, от них самих, от их интеллекта и поведения, а не от абстрактной воли богов.
В этом письме, в частности, говорится: «Необходимо всем людям знать медицинское искусство, Гиппократ, и особенно, тем, кто получил образование и искусен в речах, ибо это в одно и то же время прекрасная и полезная вещь для жизни, поскольку, как я думаю, знание философии является сестрой знания медицины и живёт с ней под одной и той же крышей. Действительно философия освобождает душу от страстей, а медицина избавляет тело от болезней. Ум возрастает, пока имеет здоровье, забота о котором прекрасное дело здравомыслящих, но когда телесное состояние повреждено, ум не имеет даже охоты заботиться о добродетели ибо наступившая боль омрачает душу, вовлекая в страдания разум».
Нетрудно видеть, что ближайшей к философии областью медицины, по сути дела, родственной ей, является именно «наука о душе» в её пограничных с нормой и критических состояниях, в современной терминологии - психиатрия. Далеко не все знают, что её зарождение напрямую связано с именем и гением неутомимого Гиппократа. Ему принадлежит заслуга вычленения из практики древнегреческого здравоохранения принципа заботы о душе и создание основ столь специальной и по-своему универсальной отрасли медицины. Именно Гиппократ первым в античном мире понял, что тонкая, в современном языке - виртуальная, энергетическая психическая деятельность, выделяющая человека из мира животных, связана прежде всего с головным мозгом. Основополагающий общий принцип единства души и тела, своего рода персональной «одухотворённости» тела человека великий сын Эллады практически подтвердил открытием и первым в мире описанием эпилепсии в трактате «О священной болезни», где указал также методы её лечения.
Он настоятельно рекомендовал своим последователям и ученикам уделять внимание не только телесным симптомам и анамнезу прежних болезней и жизненного пути пациента, но особенно его «словам и мыслям», ибо считал, что тело можно лечить только вместе с душой и только при обязательной сознательной помощи самого человека: врач должен максимально помочь природным силам организма пациента в борьбе с болезнью. А поскольку каждый организм имеет свои особенности, а каждый пациент - свой характер, то лечить надобно не болезнь, а человека, от неё страдающего, - больного [29]. Высоко ценил гений Гиппократа другой величайший ум античности - Платон, дважды в своих диалогах затрагивающий тему «природы души», с акцентом на непреклонное убеждение Гиппократа в том, что без выяснения врачом её индивидуальных особенностей невозможно адекватно уяснить проблемы больного тела и качественно исцелить его [16].
Иными словами, индивидуальное и социальное качество жизни уже в древнем мире осознавалось как зависимое от состояния здоровья человека. Эсхил в трагедии, посвящённой Прометею, видел его главный подвиг не в воровском, по сути дела, похищении огня, а в том, что он научил людей оказывать друг другу конкретную лечебную помощь, в том числе психологическую, не полагаясь пассивно на милость всё видящих и всемогущих богов.
«В древней Греции, где философы были врачами, а врачи - философами ... медицинская и философская мысль ориентировалась на человека как конечную цель мироздания, как на центр материальной и духовной природы», - констатировал легендарный философ медицины академик Ипполит Васильевич Давыдовский.
Именно там и тогда зародилось ключевое сегодня понятие этиология, которое современная медицина, как правило, относит лишь к миру патологических явлений. Однако интегральный, системный, философский взгляд на патологию позволяет рассматривать болезнь в общебиологическом контексте адаптивной реакции организма на факторы внешней среды, то есть в качестве столь же естественного состояния, как и здоровье.
Поэтому цель выздоровления - не просто возвращение организма к прежнему состоянию, к некой «норме» (по Гераклиту, нельзя дважды войти в одну и ту же реку здоровья), представляющей собой ничто иное, как оптимальное, с точки зрения активной жизнедеятельности индивида, «прохождение его через болезнь» с минимальными потерями для психики, сомы и микрофлоры организма.
С позиций чисто биологической теории популяции, абстрагируясь от постулатов гуманизма, болезнь, стоит ещё раз подчеркнуть, столь же естественное состояние организма, как и здоровье. Будучи производной от различных, в том числе физических, факторов, болезнь - своего рода тест на способность к реактивной адаптации (психофизиологической гибкости) по отношению к динамичным условиям внешней и внутренней среды организма, а также естественный механизм выработки его резистентной устойчивости по отношению к различного рода воздействиям на этот процесс извне [28]. И если Авиценна справедливо считал, что врач должен изучать не только причины болезней, но и причины здоровья и закономерности его сохранения и восстановления, то почти тысячу лет спустя И.В. Давыдовский отметил необходимость разработки этиологии не только болезней, но и здоровья, включая его наиболее лабильную, ближайшую к видимой «поверхности» жизни психическую составляющую [13].
Кстати, мысль о том, что диагностика болезней и их психических предпосылок должна начинаться не у постели больного, а в клинике здорового человека, была высказана И.В. Давыдовским ещё 70 лет назад. Великий патологоанатом имел в виду нередко длительный бессимптомный (доклинический) период развития болезни, типа «недомогания» в русской народной лексике, когда функциональные изменения органов и тканей компенсировались организмом, а потому не вызывали заметных изменений самочувствия человека, продолжавшего считать себя практически здоровым. Речь идёт о только наметившемся в психике, органике и микрофлоре рассогласовании синергетического взаимодействия различных органных систем между собой без заметного пока нарушения функционирования каждой из них в отдельности [17].
Клиническая практика последних лет, как бы подтверждая прогноз Гиппократа, свидетельствует о заметном «сближении» соматических и психических патологий, а также о возрастании количества пограничных психических расстройств [1]. Об этом же свидетельствует, по словам профессора В.Н.Козырева, нарастающая «размазанность» симптоматики психиатрических пациентов и резкое увеличение микст-диагнозов, например сомодепрессий наряду с более изученными психосоматическими её формами. Он справедливо полагает, что необходимо начать с укрепления «первой линии» защиты психического здоровья населения - выявления предпосылок наметившихся патологий терапевтами и семейными врачами, которые к такого рода деятельности сегодня практически мало подготовлены и такие задачи перед ними пока, если и ставятся, то чисто формально.
В свете такого рода размышлений психиатрическая медицина, действительно, представляется подлинно родной сестрой философии. Обе сочетают в себе черты науки и искусства, объективный анализ ситуации (врач-психиатр максимально элиминирует себя в процессе рефлексивного познания патологии пациента, не давая воли своим индивидуальным вкусам и непроизвольно нахлынувшим эмоциям) и субъективное («пропускаемое» непосредственно через себя, через свой мозг, через своё индивидуальное видение окружающего мира и места человека в нём) истолкование складывающегося в его сознании виртуального «образа» неповторимой болезни и каждый раз неординарной, по-разному исковерканной безжалостной болезнью личности несчастного больного.
В этом ключе правомерно говорить о психиатрическом диагнозе как об уникальном творческом сплаве практической философии, медицинской науки и врачебного искусства, выступающем вовне как обострённая, тренированная, востребованная интуиция, существенно снижающая за счёт максимально напряжённой работы интеллекта и всплеска гуманных эмоций сопереживания психиатра обычный порог чувственного восприятия симптомов, синдромов и психологического статуса пациента.
Такой подход значительно расширяет возможность снайперски «поймать» сущность поразившей пациента психической патологии как впрессованной в контекст целостного и системного по своей сути организма, не сдавая при этом позиций анализа мозговых и поведенческих симптомов и синдромов их «арифметическому» синтезу. Именно это сближает творческое гуманное, в идеале - «ювелирное», бережное, неинвазивное врачевание с философией как системным осмыслением диалектики жизненного процесса и лежащей в его основе мыследеятельности.
Причём, самой родной сестрой науки о мудрости является в медицине именно психиатрия. В отличие, скажем, от хирургических, травматических, инфекционных и других заболеваний, они двойняшки или даже близнецы, исходно отражающие социально-биологическую двойственность происхождения и природу человеческого бытия [5].
Кстати, у врачей-психиатров, как и у профессиональных философов, нет никаких специальных вещественных инструментов познания человека. Только собственная голова и запечатлённые в ней виртуальные знания. Нет даже резинового молоточка, с которым не расстаётся близкий коллега психиатров - невролог, исследующий с его помощью рефлексы пациента.
Психическое здоровье человека
В древности опорой человека в критических ситуациях были род и племя. Затем ею стали крестьянская община и ремесленная артель, позднее - церковь и филантропы-промышленники. При Петре I функцию попечения больных и сирых взяло на себя Российское государство. В СССР государственная поддержка населения приняла характер тотального патернализма. Его оборотной стороной оказалась психология социального иждивенчества и неприспособленность многих к самостоятельному решению проблем собственного благополучия.
Людям старшего поколения, привыкшим к отеческой заботе государства о благосостоянии населения, особенно тяжело даётся нынешнее представление о том, что в обществе с рыночной экономикой сам гражданин - главный, если не единственный ответственный распорядитель, владелец и пользователь своего собственного практически невозобновляемого (хотя с помощью технологий восстановительной медицины оберегаемого) природного ресурса - индивидуального здоровья [27].
В реальности дети ещё не могут, молодые люди, подчас, не хотят, а взрослые часто не знают, что в повседневном понимании означает провозглашённый мировой медицинской элитой и руководством нашей страны приоритет здорового образа жизни как важнейшей предпосылки прогрессивного развития России, наиболее востребованным компонентом которого сегодня выступает именно интеллектуальная и эмоциональная психосфера человека и человечества.
Сам жанр и пафос ювелирной, по сути своей, работы врача-психиатра, виртуально «проникающего» в затронутый патологией мозг пациента (врач-психиатр А. Бильжо, больше известный в качестве карикатуриста, удачно назвал себя в творческом псевдониме мозговедом), предъявляет к его личности особые требования.
Речь идёт, прежде всего, об утончённой рефлексии и остром чувстве сострадания, дисциплинированности, ответственности за психику и мировосприятие больного и часто безнадёжно беспомощного человека.
О скрупулёзности, педантичности, добросовестности в оценке его субъективных, подчас надуманных жалоб, а также повышенной требовательности к себе, насторожённости в плане невольной инициации возможных суицидальных или агрессивных действий со стороны некоторых больных собеседников.
О склонности врача-психиатра к тончайшей аналитической деятельности и чрезвычайно высокому уровню обобщений, чуткой интуитивности и прозорливому предвидению возможных последствий своих неосторожных либо импульсивных высказываний, тонкого улавливания пантомимических и этологических проявлений личности пациентов. Названный перечень, естественно, дополняют обязательная эрудированность, творческий, неординарный подход врача-психиатра к своему делу.
Зачастую психологические качества врача для психиатрического больного более важны, нежели его собственно профессиональные знания и опыт, умения и навыки. Выполнение врачом-психиатром профессиональных обязанностей требует деликатного и компетентного «вхождения» в запутанную ситуацию индивидуально неординарной болезни и душевные переживания так не похожих друг на друга больных, иначе говоря, психологической «идеальной репрезентативности» (отражённости, представленности) личности пациента в своём, также индивидуальном, профессиональном сознании [21]. Не все врачи выдерживают бремя такой чудовищно сложной и ответственной профессии. По некоторым данным, каждый седьмой психиатр со временем становится жертвой своей преданности профессии и пациентом своих обескураженных коллег.
К этому можно добавить явно недооценённую в должной мере современной медициной и властью образовательную и просветительскую функцию врача-психиатра и акцент на взаимосвязь психического и соматического здоровья человека [8].
Недаром крупнейшие отечественные учёные в области медицины: академик М.И. Давыдов, академик А.И. Воробьёв, академик М.И. Перельман и другие, считают, что воссоздание на современной технологической основе аналога некогда популярной и достаточно эффективной системы санитарного просвещения населения может без серьёзных бюджетных затрат увеличить продолжительность активной жизни наших соотечественников в среднем на 25 лет. Ведь 98-99% населения России не имеют врачебных дипломов, а потому в море коммерческого шарлатанства и спекуляций на тему здоровья и чудесного исцеления (на что, впрочем, жаловались врачи и писатели античной Греции и древнего Рима) вынуждены ориентироваться на сомнительные рекомендации доморощенных целителей или всезнающих телеведущих, которым скудные знания обычно заменяет буйная фантазия или бурная энергия, а иногда обе, как говорится, «в одном флаконе» [3].
Санитарное просвещение компьютерной эпохи - это мощный, пока крайне мало востребованный резерв решения социально-экономических и демографических проблем, призванный усилить интеллектуальный и моральный потенциал страны путём эффективного использования профессионального и жизненного опыта старших поколений, которые сегодня нередко рассматриваются как грустная финансовая обуза Пенсионного фонда и всего государственного бюджета России.
К тому же такой проект, вкупе с внедрением современных информационных, биологических и нанотехнологий скрининга, диагностики, прогностики, мониторинга, лечения и реабилитации пожилых пациентов, обещает плавную (по результатам, а не по импульсивно принятому решению «верхов») разгрузку дорогостоящих для бюджета стационаров и заметного снижения потребления фармакологических препаратов, особенно синтетических.
Реализация этой идеи самими учёными (с использованием жанра научно-познавательных кинофильмов) перенесёт акцент с естественнонаучного и практически-клинического аспекта медицины, на социально-психологический анализ проблемы, включающий в себя адекватное воздействие технологий психиатрической науки и клинической (превентивной, прежде всего) практики на сознание, интеллект и эмоции людей, что исстари является задачей философии и искусства, педагогики и образования, в целом, гуманитарной сферы общественной жизни.
Характерно, что в совместной программе РАН и РАМН «Фундаментальные науки - здоровью человека» фигурируют лишь естественнонаучные дисциплины и представляющие их учёные [22], что существенно лимитировало и спектр первоначально включённых в неё проблем и, соответственно, полученные результаты. Последние оказались «оторванными» и от представителей гуманитарных наук - философов, экономистов, психологов, социологов, историков, литераторов, лингвистов, могущих внести в реализацию данной программы весомый вклад, и от так и не узнавшего о ней населения, качество жизни которого эта перспективная акция призвана улучшить [4].
Сформированная в 2007 г. путём конкурсного отбора более чем из 310 заявок 137 проектов из 59 учреждений и 8 отделений Российской академии наук новая версия Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Фундаментальные науки - медицине» также ограничивается медицинскими и техническими науками, что лишило её необходимой цельности и резко снизило социальную эффективность.
Скажем, многочисленные диагностические устройства оторваны об разработки общей теории диагноза, болезни, здоровья, индивидуальности каждого человеческого организма. При создании лекарственных препаратов преобладают те, что направлены на лечение болезней, а не на их предотвращение путём своевременной коррекции здоровья, причём преимущественно синтетические, а не растительного и животного происхождения. К тому же акцент сделан на соматические патологии, в то время как сейчас - в эпоху массовых, затянувшихся социальных стрессов, депрессий и хронической усталости населения - особенно актуальны средства поддержания психического здоровья, а также эпидемиологического благополучия населения и окружающей природы [7].
Психосоматические патологии формирующейся личности
Взаимосвязи психического и соматического здоровья человека европейская медицина до недавних пор уделяла значительно меньшее внимание, нежели традиционная восточная с её акцентом на энергетические и астрологические аспекты жизнедеятельности, специальные духовные практики и отточенныё тысячелетиями физические упражнения, а также телесные «меридианы здоровья» вкупе с различными вариантами массажа и рефлексотерапии. Между тем, своевременное выявление и дифференцированная диагностика психических и невротических отклонений может в разы уменьшить загруженность терапевтических стационаров, улучшая телесное здоровье не только работающего населения и ветеранов, но - что особенно важно для страны - соматику будущих поколений, предъявляя повышенные требования к психическому здоровью беременных женщин, школьников, студентов, допризывников. От психиатров общество сегодня ждёт своевременной действенной помощи в преодолении целого ряда новых болезнетворных факторов. Так, чрезмерная тяга к компьютеру не просто вредит зрению и шейным позвонкам, но серьёзно влияет на неокрепшую детскую и подростковую психику, провоцируя акцент на виртуальное общение в ущерб реальному, опасную игровую зависимость, свободную от морали агрессивность и т.п. [12, 20, 30, 31].
Медицинское обследование младших школьников с психосоматическими расстройствами выявило у них не только трудности в усвоении учебного материала и неумение работать, но и снижение мотивационной стороны познавательной деятельности на фоне высокого уровня тревоги и других эмоциональных состояний, обусловленных семейным или школьным стрессом, вплоть до отрицательного отношения к учёбе, учителям и стремления оставить школу. В психологическом фундаменте подобных ситуаций обычно лежит высокий уровень стойких внутрисемейных конфликтных отношений, обусловленных ситуацией развода, низким материальным благополучием и культурно-образовательным уровнем взрослых членов семьи с большим числом негативных социально-бытовых и психологических показателей. Это не только определяет аномальные алгоритмы воспитания, но и является источником хронического внутрисемейного стресса, а также указывает на высокий уровень депривационных воздействий на ребёнка. Столь негативные условия, выступая в роли патогенного фактора, определяют неизбежные физиологические нарушения возрастного психологического развития. Оно проявляется, прежде всего, в психосоматических расстройствах, невротических и патохарактерологических реакциях детей с поведенческими нарушениями преимущественно тормозного и оппозиционного типа, неизбежно влекущими за собой шлейф соматических патологий [19].
Характер проявлений в подростковом возрасте соматических симптомов опять-таки позволяет связать их наличие, прежде всего, с действием факторов психологического и психиатрического характера. Выявляемые у подростков симптомы относятся преимущественно к системе пищеварения и вегетативной нервной системе, а потому сопутствуют повышенной эмоциональной чувствительности, уязвимости и склонности к самообвинениям, выступают проекцией негативных эмоциональных состояний. У подростков из группы психиатрического риска особенно отчётливо проявляется симптоматика, относящаяся к вегетативной нервной системе, в сочетании со значительной выраженностью акцентуаций характера и типом воспитания, характеризующимся враждебностью, непоследовательностью. Налицо различные формы отклоняющегося поведения (в том числе несущего явный вред здоровью: курение, выпивка, опасная бравада на грани фола) и слабая включённость в процесс обучения в школе в связи с отсутствием мотивации к деятельности, требующей усидчивости и умственного напряжения [9]. Кстати, оборотная сторона данной проблематики - использование самими детьми и особенно подростками имитации (симуляции) соматических симптомов в качестве «психологического оружия» для привлечения внимания старших, прежде всего родителей, особенно матери. Так закладываются впрок навыки «художественной» манипуляции поведением других людей с целью достижения собственных целей, что может стать психологической составляющей противоправного (криминального) поведения.
Срыв психической адаптации под воздействием острого или хронического стресса приводит к разбалансировке механизмов соматической адаптации. Инфаркту миокарда в 80-85% случаев предшествует значительное эмоциональное потрясение или напряжённая умственная работа. По данным многочисленных исследований, депрессия и тревога являются независимыми факторами риска развития ИБС и смертности при ней [25]. Частота встречаемости тревожных расстройств у больных ИБС приблизительно в 7 раз выше, чем среди остального населения. Выраженная тревога встречается у 50% пациентов, госпитализированных с острыми коронарными синдромами. Доля пациентов, страдающих депрессиями, среди больных ИБС также в 5-6 раз превышает её частоту в популяции.
Список личного стоматолога, кардиолога, семейного и домашнего врача, которых сегодня стремится иметь каждый культурный человек, бережно относящийся к своему организму, должен со временем непременно быть дополнен «своим» психиатром. Психиатр, длительное время наблюдая подопечного, призван помочь (как бы в роли персонального духовника) оптимальной регуляции интеллектуальной и эмоциональной деятельности мозга, чтобы сделать жизнь человека более эффективной, полной, содержательной, успешной, помочь ему преодолеть психотравмы и максимально познать естественную радость бытия. У некоторых религиозных людей уже сегодня есть персональный священник, выполняющий роль духовного пастыря, психотерапевта, «второго «Я», но он, как правило, помогает лишь добрым «лечебным» словом и личной мудростью, ибо не имеет обычно медицинского образования, тем более по специальности «психиатрия».
В наши дни за коррекцию психических проблем и травм охотно берутся университетские и, более того, самодеятельные психологи, не являющиеся дипломированными врачами, например в форме модных сейчас в интеллигентских кругах психологических расстановок по методу Берта Хеллингера, проработавшего 17 лет у зулусов Южной Африки и трансформировавшего на европейский лад некоторые из их ритуальных практик [10]. При этом невольно осуществляя подчас рискованное (некорректное) вторжение в психику клиента, они порой отправляют его, в конечном счёте, к врачу-психиатру, но уже отягощённого неумелым самодеятельным «врачеванием», связанным с несанкционированным вмешательством в сознание доверчивого человека. Справедливости ради, следует отметить, что среди «системщиков - расстановщиков», которые в процессе психологического лечения соматических патологий выставляют на подиум одного ассистента в роли «заместителя больного» и другого участника как «заместителя болезни», изредка встречаются врачи - профессионалы.
Философия психиатрии. Часть 3: Психиатрия в современном мире*
«Чтобы оставаться на месте, нужно бежать быстрее». Эта фраза из оказавшейся во многом пророческой сказки математика Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» как нельзя лучше характеризует нынешнюю ситуацию с обеспечением психического здоровья населения в мире и в России. Но чтобы целенаправленно бежать, человеку, помимо ног, сердца и лёгких, необходимо знать, куда он стремится и зачем, что его ждёт там, «за горизонтом» сегодняшнего дня. Но как раз об этом люди чаще всего имеют самые туманные представления, что отягощает их психику и, прежде всего, флагман жизненного маршрута человека - его головной мозг стрессами, тревогами, психологической неустойчивостью и, часто, немотивированной агрессивностью.
В Докладе Всемирной Организации Здравоохранения, посвящённом проблеме психического здоровья человечества, приводятся данные о динамике возрастания, «вследствие ускоренного темпа современной жизни», бремени психических и неврологических расстройств в общей статистике заболеваний: в 1990 г.
Этот показатель составлял 10%, в 2001 г. - 12,1%, а к 2020 г. он возрастёт как минимум до 15% [23]. Ситуация в России ещё более тревожная [14]. Известна притча о профессоре-психиатре, который на вступительной лекции обратился к студентам с прочувствованными словами: «Наконец-то, вы попали на кафедру, которой нет в ветеринарном институте! Здесь вы будете изучать то, что выделяет человека из всего животного мира».
К сожалению, психиатрия до сих пор остаётся самой туманной, запутанной и, можно сказать, заброшенной властью областью нынешнего здравоохранения, этакой дурнушкой Золушкой, которая никак не попадёт на бал к вожделенному принцу, искренне воздавшему должное её поистине волшебным качествам. Над психиатрией с давних пор тянется шлейф представлений как о насильственной и даже карательной «медицине», в большей степени озабоченной защитой элиты общества от представляющих для неё опасность (в том числе, политическую, в авторитарных системах) людей, нежели исцелением своих несчастных и нередко безнадёжно, пожизненно больных пациентов.
Само слово «психиатрия» пока что несёт в обыденном сознании нашего общества нескрываемый заряд негативизма, страха, неприкасаемости на уровне фобии и в бытовой лексике сама по себе деликатная, по своей сути, тема психического здоровья нередко окутана целым гнездом слов, употребляемых в ругательно - уничижительном смысле.
Иными словами, психическое здоровье людей всё ещё остаётся на периферии медицинской науки, клинической практики и ... бюджетного финансирования. В России примерно один процент от средств, выделенных на здравоохранение направляется на защиту психического здоровья измученного десятилетиями национальных и личностных стрессов населения.
И это при том, что, согласно Докладу ВОЗ «Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда», потребность в организации эффективной помощи людям с психическими проблемами, поведенческими расстройствами и заболеваниями головного мозга является непременным условием выживания человечества в стремительно меняющейся социальной и экологической среде.
Психические и поведенческие отклонения, включая нарушения сна, нервозность, неадекватные реакции, головные боли, утомляемость, депрессии, тревожность и психологический дискомфорт, знакомы каждому человеку. ВОЗ считает, что как серьёзно угрожающий соматическому здоровью фактор они настигают не менее 25% населения планеты в определённые периоды их жизни. И являются универсальными, так как поражают людей всех стран, независимо от их общественного строя, лиц всех возрастов, мужчин и женщин на всех этапах жизненного цикла, богатых, бедных и средний класс, жителей мегаполисов и сельских фермеров самой отдалённой глубинки.
К 2020 г., по мнению экспертов ВОЗ, депрессия как психологическая платформа и предпосылка подавляющего большинства психических и поведенческих отклонений, а также инфарктов, инсультов, желудочно-кишечных и онкологических заболеваний выйдет на второе место в мире среди печальной статистики смертности, «успешно» догоняя сердечно-сосудистые заболевания и уверенно опережая онкологические патологии. К тому же весьма значительная часть соматических «болезней цивилизации» имеет корни именно в нарушении регуляции психических функций человека, связанных со всякого рода сбоями в работе различных отделов головного мозга [2].
По статистике, в США 90% населения находится в состоянии перманентного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% - почти каждый день. По данным американских учёных, две трети всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. Экономические потери США от него оцениваются в 300 млрд долл. ежегодно, 40 млн из 147 млн работающих в странах Евросоюза страдают от стрессов, что уже сейчас обходится обществу как минимум в 15 млрд евро каждый год.
В России картина ничуть не лучше. Примерно 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения - в состоянии сильного и затяжного стресса. Ритм жизни человека в современном обществе оставляет ему все меньше и меньше времени на проведение комплекса восстановительных процедур. Но что самое опасное, человек начинает явственно ощущать подавленное состояние (включая депрессию, перманентную тревожность, хроническую усталость) лишь тогда, когда оно уже наступило. Нужно научиться предупреждать человека о его приближении заблаговременно, причём, осуществлять диагностику и коррекцию предболезненных, донозологических психиатрических и тянущихся за ними грустным шлейфом соматических патологий преимущественно без отрыва от работы, семьи и т.д. Тем более что в научной и клинической психиатрии интенсивно разрабатывается и достаточно эффективно, применяется (правда, пока главным образом в исследовательских целях) концепция механизмов психических защит организма от вездесущих стрессов нашего сумбурно-напряжённого времени.
Ситуация серьёзно усугубляется исторически сложившимся, подчас откровенно демонстративным невниманием многих россиян, прежде всего молодых, к собственному здоровью, особенно к его самой тонкой и чувствительной - психической составляющей. К подавленному в течение длительного времени настроению из-за тяжёлых переживаний и жизненных утрат мы относимся порой, как к лёгкому насморку. Даже не подозреваем подчас, что оно может оказаться коварной миной замедленного действия, растяжка которой рано или поздно сработает и мгновенно взорвёт ту или иную из ослабленных травмой, инфекцией, возрастом систем организма.
Стрессы, тревожные расстройства, явная и скрытая депрессия приняли в современном мире характер неинфекционных эпидемий. Они всё чаще выступают истинной, хотя и не бросающейся в глаза причиной подавляющего числа предзаболеваний типа промежуточного «третьего состояния» между здоровьем и болезнью. Солдаты наступающей и побеждающей армии выздоравливают скорее, нежели отступающей и проигрывающей войну (один из «ликов» психосоматики). В мирное время также прямо противоположным образом ведёт себя организм любимого и низвергнутого с пьедестала любви человека [15].
Здесь прослеживается и всемирно историческая закономерность. Если в первобытном и древнем мире главным предметом сосредоточенного внимания индивида было урегулирование напряжённых отношений с окружающей социум природной и агрессивной социальной средой, а в эпоху господства денег, товарного производства и промышленной революции на авансцену психической деятельности выступили отношения индивидов между собой, то информационное общество несёт в себе в качестве эпицентра психической напряжённости выстраивание сложных и запутанных отношений индивида с самим собой. Проблему выбора теперь, в отличие от авторитарных и деспотических режимов, нужно решать, причём, почти беспрерывно самому индивиду. Иначе трудно удержаться на плаву в бурном море технологических, социальных и экономических инноваций. Это - жёсткая плата современного человечества за бытовой комфорт и жизненный уют, возможности которого резко расширяет информационно-компьютерная эра и «экономика знаний».
Переход древнего мира к земледелию и скотоводству, ремеслу и торговле был «оплачен» вымиранием 9/10 населения этих регионов. Промышленная революция обошлась потерей половины жителей регионов, ею охваченных. К. Маркс в «Капитале» с горечью повествовал о костях ткачей, белеющих на равнинах Бенгалии, которых погубили ткацкие станки далёкой Англии, ибо они психологически не смогли приспособиться к кардинально новому виду интенсивного труда, да им не представлялась такая возможность капитанами поднимавшегося британского капитализма. Сейчас уже Молох информационной революции собирает свою горькую дань в виде безнадёжно «сорванной» психики примерно миллиарда человек, которые заведомо не смогут приспособиться к её суровым технологическим и поведенческим алгоритмам и обречены, по мнению экспертов, на неизбежную гибель - социальную и, конечном счёте, биологическую.
Какую-то часть этих психологических инвалидов могла бы спасти социальная психиатрия, от которой, однако, обыденное сознание нередко шарахается, как чёрт от ладана, а властные и финансовые структуры привычно открещиваются, как от дела заведомо затратного, хлопотного и к тому же мало перспективного, с точки зрения бюджета, бизнеса и политического имиджа.
В современном супердинамичном мире неизменными становятся сами изменения, носящие всё более глубокий и тревожно непредсказуемый характер. На человека обрушивается лавина информации и шквал проблем, стандартного подхода к разрешению которых ни биологическая эволюция психики, ни социально обусловленная культура выработать не успели. И он всё чаще чувствует себя растерянным, дезориентированным и беспомощным перед лицом нахлынувших на него неожиданных и нестандартных событий, требующих срочного принятия строго индивидуальных и ответственных решений с плохо прогнозируемым исходом. Недавно выяснилось, например, что алкоголизм, вопреки расхожим представлениям, не зависит от уровня благосостояния общества.
Среди людей, употребляющих крепкие напитки, алкоголиками становятся 19% жителей благополучных стран и 20% в беднейших регионах мира. Причина - социально-психологический дискомфорт, выход из которого одни ищут в себе, другие - в бегстве от себя, третьи - в стремлении спрятаться от вездесущих психологических и невротизирующих людей парадоксов цивилизации в селениях, имитирующих образ жизни аборигенов каменного века или других, давно ушедших эпох, либо, в подробно описанных писателем-фантастом Артуром Кларком, электронных коттеджах, откуда можно наблюдать тенденции деградации институтов уходящей с мировой арены промышленной цивилизации, сохраняя в смутное переходное время индивидуальную возможность сохранить свою психику и оставаться благодаря этому самим собой [6].
Своего рода барометром экономической эффективности рынка услуг в сфере здоровья являются страховые компании США. Опасаясь потерять прибыль, они стали интенсивно вкладывать средства в предохранительную, превентивную, корректирующую, восстановительную медицину и иные формы снятия стрессов, релаксации, укрепления психологической устойчивости человека перед лицом агрессивной рекламы, вынужденных «крысиных гонок» за выживание и «тараканьих бегов» за успехом и прибылью. Каждый доллар, вложенный страхователями в сферу такой «предварительной медицины», сберегает, как минимум, 8 долларов субсидий и страховых премий. В России, по подсчётам экспертов, каждый рубль, вложенный в страхование здоровья и восстановительную медицину, экономит порядка 30 руб.
Основная идея упомянутого Доклада ВОЗ заключается в том, что необходимо разрушить невидимую стену, отделяющую соматическое состояние человека от его психического здоровья, а клиническую и восстановительную медицину, а также психологию и психотерапию - от современной психиатрии.
Ведь головной мозг и особенно неокортекс - тоже часть тела, конечно, специфическая, эволюционно наиболее молодая, отличающая человека функциональной и гендерной дифференциацией больших полушарий от всех других живых существ, имеющая своим фундаментом созданную длительной эволюцией систему физиологических структур и процессов всего остального организма. У головного мозга как ключевой структуры координации и управления функционированием и самовосстановлением организма, а также виртуального «выведения» сознания (в молодёжном сленге «выноса мозга») и ориентации адекватного, целенаправленного поведения за пределы собственной телесности, тем не менее, единая с остальным телом система кровоснабжения и дыхания, обеспечения кислородом, водой, витаминами, микроэлементами и связанной с ними биоэнергетикой [24].
Психиатрия как медицинская наука о душевных болезнях тесно связана с образованием и просвещением. Мозг как физиологический орган и его производное (виртуальное бытие) - сознание являются и объектом познания, и «субъектом», воспринимающим информацию о самом себе, а также об окружающей среде и внутреннем мире организма и сознания человека. Пора оставить в прошлом застрявшее в памяти пожилых людей и, порой, навязчиво транслируемое, средствами массовой информации молодому поколению вульгарно-примитивное представление о психиатрии как о медицине «обречённых» и, тем более, как о «карательной служанке коварных спецслужб» и виртуальной «железной маске» для оппонентов авторитарной власти, усиленно раздуваемое создателями тоталитарных квазирелигиозных сект.
В частности, сайентологи - дианетики, последователи душевно больного и не имеющего медицинского образованеия американского писателя - фантаста Лафайета Рона Хаббарда (1911-1986) только в 2008 г. провели в Москве две выставки под названием «Психиатрия - индустрия смерти», противопоставляя ей в качестве, якобы, «гуманной» альтернативы созданную «Церковью сайентологии» (в ФРГ она на государственном уровне характеризуется как «криминальная коммерческая организация с элементами психотеррора») пресловутую дианетику как современную «науку душевного здоровья» [18].
В условиях психологически неимоверно трудного, но неотвратимого перехода человечества к информационной цивилизации теоретическая, профилактическая и клиническая психиатрия выходят на авансцену здравоохранения как профессиональный страж и главная опора интеллектуального и эмоционального здоровья нации. Именно психиатрия - научно-обоснованная и адекватно обеспеченная средствами коррекции и лечения - необходимое условие торжества подлинно гражданского общества, важнейший компонент экономики знаний, гуманное средство обеспечения оптимального функционирования головного мозга и нервной системы людей, от которых зависит их здоровье, благосостояние и успешная жизнь как непременное условие благополучного будущего населения России. Философское осмысление общих закономерностей и различных нюансов этого процесса призвано способствовать его своевременной продуктивной реализации.
Список литературы
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. - М., 2000.
2. Андреев И.Л. Истоки и виды энергии человеческого мозга // Энергия. - М.: РАН. - 2010. - №11. - С. 70-77.
3. Андреев И.Л. Концепция здоровья ХХI века // Энергия. - М., РАН. - 2010. - №7. - С. 62-68.
4. Андреев И.Л. Проблема здоровья человека // Вестник Российской академии наук. - 2008. - №8.
5. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - 2-е изд-е, переработанное и дополненное. - М.: Мысль, 1988. - 416 с.
6. Андреев И.Л. Россия: взгляд из Будущего // Вестник Российской академии наук. - 2003. - №4.
7. Андреев И.Л. Человек и бактериальный мир: проблемы взаимодействия // Вестник Российской академии наук. - 2009. - №9.
8. Андреев И.Л., Березанцев А.Ю. Взаимосвязь психического и соматического здоровья человека // Человек. - 2010. - №2.
9. Березанцев А.Ю., Чайнова В.Н. Клинико-психологические факторы формирования девиантного поведения у детей и подростков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути их решения)». - М.: НИИ здоровья детей РАМН, 2009. - С. 48-50.
10. Берт Хеллингер. Источнику не нужно спрашивать пути. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2010.
11. Василенко В.Х. Введение в клинику внутренних болезней. - М.: Медицина, 1985.
12. Вострокнутов Н.В., Пережогин Л.О. Нехимические зависимости в детской психиатрической практике // Российский психиатрический журнал. - 2009. - №4. - С. 86-91.
13. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1962.
14. Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Психическое здоровье россиян. - М.: РАН. - 2002. - №8.
15. Дмитриева Т.Б., Иммерман К.Л., Качаева М.А., Ромасенко Л.В. Агрессивные действия при патологической ревности в структуре различных нозологических форм психических расстройств // Криминальная агрессия женщин с психическими расстройствами: Коллективная монография. - М.: Медицина, 2003. - С. 177-229.
16. Жак Жуана. Гиппократ. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - С. 8-9.
17. Здоровье здорового человека. Научные основы восстановительной медицины / Главные редакторы А.Н. Разумов, В.И. Покровский. - М.: РАМН, 2007. - 546 с.
18. Кондратьев Ф.Н. Проблемы социальной психиатрии и религиозность населения // Социальная психиатрия. Вып. 4 / Под ред. академика РАМН Т.Б. Дмитриевой. - М., 2008. - С. 152-156.
19. Назарова Л.Н. Психиатрическая помощь детям младшего школьного возраста с непсихотическими психическими расстройствами // Российский психиатрический журнал. - 2009. - №5. - С. 77-80.
20. Пережогин Л.О. Интернет-аддикция в подростковой среде // Вопросы наркологии Казахстана. - 2008. - Т. 2, №2. - С. 113-122.
21. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - С. 11.
22. Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Фундаментальные науки - медицине»: Тезисы докладов. - М., 2007. - 240 с.
23. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда: Доклад ВОЗ. - Женева, 2001.
24. Саркисов Д.С. Философия в системе медицинского образовании // Клиническая медицина. - 1999. - №1. - С. 19.
25. Смулевич А.С. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. - М., 2003; Его же. Психопатология личности и коморбидных расстройств. - М., 2009.
26. Толокнин А.О. Мировые оздоровительные системы в практике восстановительной медицины. - М.: Медицина, 2007. - С. 21.
27. Ушаков И.Б. Здоровье человека и качество жизни. - М. - Воронеж, 2005.
28. Ушаков И.Б., Штемберг А.С., Шафиркин А.В. Реактивность и резистентности организма млекопитающих. - М.: Наука, 2007. - 494 с.
29. Чикин С.Я. Врачи - философы. - М.: Медицина, 1990. - С. 16-21.
30. Tisserland I.N. New risks of addiction for new populations: the example of hackers // Ann. Med. International. - 2000. - Vol. 151. - Р. 49-52.
31. Young K.S. Psychology of computer use: addictive use of the internet: a case that breaks the stereotype // Psychological reports. - 1996. - Vol. 79. - Р. 899-902.
18
PAGE 1