Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема1. Религия в системе культуры

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

История религии

Семинар 1. Тема1. Религия в системе культуры.

1. Религия как мировоззренческий феномен. Основные подходы к определению религии. Выпишите определения религии, имеющиеся в различных словарях, учебниках, возможно, в популярной литературе. Сравните эти определения. Согласны ли Вы, что в самой общей форме, на философском уровне, религию можно определить как одну из сфер духовной жизни общества, способ практически-духовного освоения мира? Аргументируйте свой ответ.

2.Структура, функции и социальная сущность религии.

Гипотезы о  природе религии в философии. Кратко охарактеризуйте следующие концепции:  религия как чувство (Ф.Д. Шлейермахер), религия  как мораль ( И. Кант), религия как мышление (Г.В.Ф. Гегель), религия как вера( напр., религиозное направление русской философии).

Происхождение религии как философская проблема. Почему вопрос о происхождении религии – проблемный вопрос? Какие гипотезы о происхождении религии Вам известны? Представления о происхождении религии, сформировавшиеся внутри ее, и нерелигиозные гипотезы и их характеристики. Научные гипотезы о происхождении религии, возникшие в XIX веке. Споры вокруг вопроса о времени возникновения религии.

Религиозное сознание. Основные черты религиозного сознания. Основные характеристики религиозного сознания ( религиозная вера, символичность и аллегоричность, наглядная образность, эмоциональность, соединение адекватного содержания действительности с иллюзорным, функционирует при помощи особой лексики, диалогичность). Религиозная вера как базовое свойство религиозного сознания. Рассмотрение символического аспекта религиозного сознания в философии. Основные уровни религиозного сознания.

Функции религии. Место и роль религии в современном мире. Религия и нравственность. Нравственный кодекс мировых и этнических религий.

Задание 1. Заполните таблицу. 

Структура религии.

Структурные компоненты религии

Содержание, примеры

Религиозное сознание

Религиозная деятельность

Религиозные отношения

Религиозные институты и организации

Докажите, что религия представляет собой целостное единство выделенных структурных компонентов.

Задание 2. Работа с понятийным аппаратом. Выпишите из словарей и проанализируйте определения следующих понятий: вера, онтология, гносеология, теология, теизм, атеизм, конфессия, деноминация, сакрализация, секуляризация, догма, секта, абсолют (абсолютизм – релятивизм).

Семинар №2.

Религия Древней Греции.

  1.  История Древней Греции. Культурно-исторический фон, на котором развиваются религиозные представления.
  2.  Пантеон богов Древней Греции.
  3.   Обряды и религиозные ритуалы.
  4.   Сюжеты религии Древней Греции в мировой культуре.

Задание1. Раскройте смысл одного из приведенных фразеологизмов, уходящих корнями в историю Древней Греции, в современном языке, и историю его возникновения.

Авгиевы конюшни

Аннибалова клятва

Аркадская идиллия

Аттическая соль

Бочка Данаид

Взлететь на Геликон

Геркулесовы столпы

Гордиев узел

Дамоклов меч

Двуликий Янус

Загадка Сфинкса

Золотой дождь

Кануть в Лету

Лавры спать не дают

Метать громы и молнии

Между Сциллой и Харибдой

Нить Ариадны

Пальма первенства

Петь дифирамбы   

Прокрустово ложе

Рог изобилия   

Седлать Пегаса

Сизифов труд

Ящик Пандоры

Семинар №3.

Религии Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм.

1.Социально-политические условия возникновения и развития даосизма и конфуцианства в Китае.

2. Лао-цзы – легендарный основатель учения о дао. Основные понятия и идеи даосизма. Вероучительные книги. Символы даосизма.

3. Личность Конфуция. Этические положения и культ конфуцианства.

4. Подготовьте устное сообщение об одном из следующих искусств Китая, базирующихся на даосском учении: ци гун (психо-физиологические практики, связанные с дыхательной гимнастикой), фэншуй, некоторые стили китайских традиционных боевых искусств ушу, пейзажная живопись, пейзажная поэзия (можно рассказать в целом об особенностях китайской поэзии с примерами стихов), китайская астрология.

Задание 1. Используя зания, приобретенные в процессе изучения тем «Индуизм», «Конфуцианство», «Даосизм», попытайтесь определить, из какого текста взят приведенный отрывок.

  1.  «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем – мать всех вещей».

1) Типитака      2) Лунь юй    3) Дао-дэ цзин    4) Бхагаватгита

  1.  Ю-цзы сказал: «Мало людей, которые, будучи почтительны к родителям и уважительны к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих. Совсем нет людей, которые не любят выступать против вышестоящих, но любят сеять смуту. Благородный муж стремится к основе. Когда он достигает основы, перед ним открывается правильный путь. Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям – это основа человеколюбия».

1) Типитака      2) Лунь юй    3) Дао-дэ цзин    4) Бхагаватгита

  1.  «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию».

 1) Типитака      2) Лунь юй    3) Дао-дэ цзин    4) Бхагаватгита

  1.  «Арджуна сказал:

Отрешение от действий восхваляешь ты, Кришна, и йогу;

Что лучше из двух, это одно скажи мне ясно.

                Шри-Бхагаван сказал:

К высшему благу ведут оба: отрешенье и йога действий;

Но из двух карма-йога превосходит отрешенье от действий».

 1) Типитака      2) Лунь юй    3) Дао-дэ цзин    4) Бхагаватгита

Семинар №4. Иудаизм.

  1.  История еврейского народа.
  2.  Вероучение и культ иудаизма.
  3.  Обряды и праздники в иудаизме. Иудаизм в современном мире.

Задание 1.Подготовьте устное сообщение об одном из действующих лиц иудейской библейской истории (на Ваш выбор): Авраам, Моисей, Давид, Соломон, Юдифь,  Руфь, Вирсавия,  Эсфирь,

          Семинар № 5. Буддизм

1.История возникновения буддизма. Жизнь Будды Шакъямуни (Сиддхартхи Гаутамы).

2. Вероучение и культ буддизма. Буддийская этика.

3. Монашество в буддизме.

4. Ламаизм.

5. Буддизм в современном мире.

Задание 1.Письменно ответьте на вопросы теста:

1. Буддизм возник в I тыс. до н. э.:

1) в Китае  2) в Древней Греции  3)в Индии  4) в некотором царстве, в некотором государстве

2. В современной науке о религии принята точка зрения, согласно которой первый Будда - это:

1) сын раджи Сиддхартха Гаутама  2) Конфуций  3) Лао-Цзы  4) Иван-царевич

3.. Священная книга буддистов - это:

1) «Коран»  2)  «Дао-дэ цзин»  3) «Типитака»  4) «Колобок»

4. Одно из направлений буддизма – это:

1) кришнаизм  2) ламаизм  3) фетишизм  4) направо пойдешь…

Семинар № 6. Христианство

1.Причины, повлекшие упадок язычества. Возможно ли говорить об идейных истоках христианства? Аргументируйте свою позицию. Что есть Священное Писание и Священное Предание?

2.Назовите основные вехи (события и действующие лица) Священной истории Ветхого и Нового Завета.

3.Идейные основания иконоборческой ереси и движения в защиту почитания икон? Итоги этого периода.

4.Причины разделения Церкви на Западную и Восточную, последовательность событий, приведших к расколу.

Задание. Прочитайте и проанализируйте следующие отрывки из Библии (устно).На семинарское занятие необходимо иметь распечатку этих фрагментов.

Библия

Ветхий Завет Глава 1.

В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

7 И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня и ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15 И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

17 И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18 И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвертый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу;

30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зеленьтравную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый.

Глава 2.

Так совершены небо и земля и все воинство их.

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

5 И всякий полевый кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли;

6 Но пар поднимался с земли, и орошал все лице земли.

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Тихон: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиллекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;

17 А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа.

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Глава 3.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3 Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4 И сказал змей жене: нет, не умрете;

5 Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

9 И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей.

15 И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.

18 Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.

19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься.

20 И нарек Адам имя жене своей: Ева,[1] ибо она стала матерью всех живущих.

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их.

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни.

Вторая книга Моисеева Глава 20.

И изрек Бог все слова сии, говоря:

2 Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

5 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

6 И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

8 Помни день субботний, чтобы святить его.

9 Шесть дней работай, и делай всякие дела твои;

10 А день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах Твоих.

11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

13 Не убивай.

14 Не прелюбодействуй.

15 Не кради.

16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил, и стал вдали.

19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.

Нагорная проповедь Иисуса Христа. Заповеди блаженства. Глава 5.

Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня;

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15 И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21 Вы слышали, что сказано древним: «не убивай»; кто же убьет, подлежит суду.

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24 Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирисьс братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26 Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

27 Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй».

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

33 Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои»,

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий;

35 Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб».

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

42 Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45 Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари1?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

О конце мира. Евангелие от Матфея. Глава 24.

И вышед Иисус шел от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.

2 Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.

3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас;

5 Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят.

6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец;

7 Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам;

8 Все же это начало болезней.

9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое.

10 И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;

11 И многие лжепророки восстанут и прельстят многих;

12 И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;

13 Претерпевший же до конца спасется.

14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет,

16 Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

17 И кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;

18 И кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу;

21 Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

23 Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», — не верьте;

24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

25 Вот, Я наперед сказал вам.

26 Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте;

27 Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

28 Ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;

30 Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда воспла-чутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

31 И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;

33 Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях.

34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет;

35 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;

37 Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:

38 Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег,

39 И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого;

40 Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;

41 Две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш при идет.

43 Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44 Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46 Блажен тот раб, которого господин его пришед найдет поступающим так;

47 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой»,

49 И начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,

50 То придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

51 И рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. <…>

О любви. Первое послание коринфянам Святого Апостола Павла. Глава 13.

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий.

2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы.

4 Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5 Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6 Не радуется неправде, а сорадуется истине;

7 Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9 Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;

10 Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12 Теперь мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. <…>

Семинар № 7. Язычество древних славян. Принятие христианства на Руси. Православие.

1.Язычество на Руси в древнейшее время и черты дохристианского быта славян. Отношения славян и Византии. Значение миссий святых братьев Кирилла и Мефодия для судеб Руси. Христианство на Руси до крещения князя Владимира. Историческая необходимость и свобода выбора -- "Повесть временных лет" об "испытании вер". Крещение Руси (988 г.).

2. Монашество на Руси. Появление первых монастырей. Преподобный Сергий Радонежский и его обитель, Саровская пустынь -- обитель Серафима Саровского, Оптина пустынь и история русского старчества, жизнь и деятельность отца Иоанна Кронштадтского.

3.Устроение православной Церкви. Молитвы, храмы, иконы, виды и круг богослужений, иерархия священнослужителей, православные праздники.

Задание 1. Запишите текст Символа веры.

Задание 2. Оцените роль Вселенских Соборов в формировании вероучения православия. Заполните таблицу.

Вселенский собор

Аспекты вероучения, сформулированные и утвержденные на Вселенских Соборах

Никейский первый Вселенский Собор (325 г.)

Второй Константинопольский Вселенский Собор (381 г.)

Третий Вселенский собор, проходивший в г. Эфесе  (431 г)

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 г. в городе Халкидон

Пятый Вселенский Собор проходил в 553 г. в Константинополе.

Шестой Вселенский Собор, созванный в Константинополе в 680 г.

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 г. в Никее.

Семинар №8.. Католичество. Протестантизм.

1. Определите догматические и обрядовые различия между Католической и Православной церквями.

Западное монашество: Бенедикт и его устав, Франциск Ассизский, Доминиканский орден. Монашество в современном католичестве.

2. История инквизиции (от лат. Inquisitio -- розыск) -- трибунала католической церкви. Индекс запрещенных книг.

3. Ватикан -  суверенное теократическое государство. Решения Второго Ватиканского собор (1962-1965 гг.). Обновленческое движение (аджорнаменто). Католическая церковь в XXI веке: проблемы и перспективы.

4. История возникновения, становления и развития протестантизма. Идейные предшественники Реформации (гуманистическое движение эпохи Возрождения, Эразм Роттердамский, Джон Виклиф, Ян Гус); причины реформационного движения (социальные, политические, нравственные); причины начала развития реформации в Германии. Личность и деятельность Мартина Лютера (1483-1546 гг.).

5. Раскройте следующие идеи протестантизма: личное отношение человека и Бога; Библия -- единственный источник вероучения, спасение не личными заслугами, а "даром данной благодати"; оправдание только  верой в искупительную жертву Христа; отказ признать примат римского папы; принцип всеобщего священства; отвержение молитвы за умерших, поклонения Богородице и святым, почитания мощей, икон и др. реликвий; чтение Библии и проповедь -- основы богослужения; отрицание догмата о чистилище; отсутствие целибата; упразднение многих таинств (какие таинства оставлены в протестантизме).

6. Назовите известные Вам направления протестантизма и охарактеризуйте их учения.

Каковы современное состояние и тенденции развития протестантизма?

Семинар №9. Ислам.

1.Возникновение и становление ислама. Жизненный путь пророка Мухаммеда.

2.Основные догматические положения и культовая практика ислама («пять столпов веры»), их роль в повседневной жизни мусульманина.

3.Основные мусульманские праздники и обряды,  их вероучительная основа.

4.Ислам в России.

5. Современные международные исламские организации и их роль в мире. Назовите их.

Задание 1. Письменно сравните нормы шариата с нормами российского права.

.




1. это незаменимые вещества поступающие с пищей в минимальных количествах и обеспечивающие нормальную жизнед
2. то еще в XVIII XIX вв
3.  Концептуальні засади управління продажем
4. Мир и благословение Его посланнику Мухаммаду и всем кто последовал Истине
5. Мы ~ приемная семья В целях повышения авторитета приемных семей в обществе обмена опытом по семейному
6. . Анамнез. Доистория этногpaфичеcкoй науки Глава 2
7. Отмена нейтрализации Черного моря
8. Детский мир Обожаю даже не покупать игрушки а рассматривать их
9. Это объясняется следующими причинами- не обеспечивается достаточно глубокий анализ требований к данн
10. ~ызмет дегеніміз ол ~рекет материалды~ т~рде емес оны~ ~~ны оны шы~ару~а кеткен е~бекке те~ деп кім айт~.html
11. Курсовая работа- Совершенствование оргструктуры предприятия, ориентированного на инновации
12. На тему Налог на доходы физических лиц- новое в практике налогообложения.
13.  Малая история искусств
14.  Область применения
15. Гранит підприємство організація Затверджена наказом Мінстату Українивід 21 червня 19
16. прежнему оставалась крупнейшей колониальной державой
17. підприємців http---zkon4
18. Верхнеуслонская гимназия Урок мероприятие по защите природы и окружающей среды для учащихся 56 к
19. Аудит расходов по обычным видам деятельности
20. Водородный показатель