Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

наДону 1997 История древнего мира часть всемирной истории

Работа добавлена на сайт samzan.net:


11

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

(Раздел учебного пособия “Древняя и средневековая история” Авторский коллектив: Максименко В.Е., Журавлев Ю.Е., Бойко А.Л.  Ростов-на-Дону, 1997)

История древнего мира - часть всемирной истории. Она включает в себя историю первобытного общества, историю Древнего Востока и античную (греко-римскую) историю.

Первая часть истории древнего мира - история первобытного общества охватывает огромный период от начала формирования человеческого общества до появления городов первых государственных образований и деления общества на социальные группы (классы).

Термин “Древний мир” может быть отнесен и только к периоду истории, наступившему после первобытнообщинной эпохи, т.е. к истории Древнего Востока и истории античности. Таким образом, этот термин употребляется в широком смысле (вся древняя история), и в узком смысле (история Древнего Востока и античности). В учебном курсе история Древнего мира охватывает историю Древнего Востока и историю античности. Хронологически история Древнего Востока начинается со второй половины  IY  тыс. до н  э.  и доводится до последней трети IY  в. До н . э.  (завоевание восточных стран Александром Македонским). После этого история стран Востока становится частью античной истории, которая  продолжалась до конца  Y в. н .э.

Деление истории Древнего мира на “Восток” и античность имеет основания. Которые выясняются в процессе изучения истории Древнего мира.

       Географическое положение, природные условия, население

Древний Восток представляет собой большую географическую зону, простирающуюся от Северной Африки, где сложилась великая цивилизация древнего Египта до берегов Тихого океана (Китай). На севере ее границами были Закавказье и Средняя Азия, на юге Нубия (современная Эфиопия), Аравия и полуостров Индостан. Эта огромная территория расположена в основном в зоне субтропического климата с жарким летом и теплой зимой. Природные условия в странах Древнего Востока очень разнообразны, но могут быть сведены к нескольким типам:

1. Долины больших рек - Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Ганга, Хуанхэ. Плодородные наносные почвы, созданные разливами рек способствовали успешному развитию земледелия при условии создания ирригационных систем. Самые древние цивилизации Востока возникли в долинах именно больших рек.

2. Засушливые степи и плоскогорья. К этому типу природных условий принадлежали Сирия, Аравия, Малая Азия, Иран, Закавказье, Средняя Азия, плоскогорье Декан в Индии, плоскогорья и степи Китая. В этих областях преобладало скотоводство.

3. Горные области - районы Малой Азии, Закавказья, Гималаи в Индии, западная часть Китая и др. Горные страны были богаты лесом, камнем, металлическими рудами. Здесь возникли древнейшие очаги металлургии. Условия для земледелия и скотоводства здесь были ограничены. Население этих стран было заинтересовано в развитии обмена со странами, производящими сельскохозяйственные продукты и нуждающимися в металле и строительных материалах.

4. Приморские страны. На западе цивилизации Древнего Востока имели выход к Средиземному морю, на востоке - к Тихому океану, на юге к Красному морю, Персидскому заливу и Индийскому океану. Мореплавание в древности было развито еще недостаточно и на далекие путешествия по морю отваживались редко. Из приморских стран самой развитой была Финикия с городами Тир, Сидон и Библ. Финикийские купцы долгое время господствовали на морских путях Средиземноморья. Их колония Карфаген, превратившаяся в одно из значительных государств древности, находилось за многие тысячи километров от Финикии.

5. Пустыни Северной Африки, Аравии, Центральной Азии занимали значительную часть территории стран Древнего Востока.

Географическое положение и природные условия отдельных стран Древнего Востока были существенными факторами, влиявшими на историю этих стран в древности.

Население стран Востока в древности различалось по своей расовой и языковой принадлежности. В Передней и Средней Азии, Иране и Северной Африке жили народы европеоидной расы. В Индии они появились во II тыс. до н.э. В древних африканских царствах Напати и Мероэ, в южной Индии жили люди негроидной расы, а на Дальнем Востоке - монголоидной расы. Уже в древности происходило смешение рас, так что ни одна страна древности не имела несмешанного в расовом отношении населения.

Языки народов древности относились к разным языковым семьям. Большинство языков Древнего Востока принадлежало к трем языковым семьям: семито-хамитской, индоевропейской и синотибетской.

На языках семито-хамитской семьи в древности говорило большинство населения Передней Азии и Северной Африки. К разным ее ветвям относились египетский, аккадский (с ассирийским и вавилонским диалектами), финикийский и древнееврейский языки (мы называем языки народов, о которых упоминается в данном учебном пособии).

К индоевропейским языкам принадлежали: хеттский, мидийский, персидский и язык индоариев.

Языки синотибетской семьи распространены в Китае и соседних с ним странах. Языки некоторых древних народов стоят особняком, так как не установлено их родство с языками какой-либо семьи. К числу таких языков относится шумерский и язык древнейшей цивилизации долины Инда.

Культурно - цивилизационные регионы Древнего Востока

Две страны претендуют на право считаться очагом древнейшей цивилизации: Египет и Месопотамия. Некоторые ученые считают, что древнейшей была цивилизация Месопотамии, а Египет в ранний период своей истории развивался под ее влиянием. Если это и так, влияние культуры Месопотамии не было решающим. Культура Египта самостоятельна, самобытна и не может считаться вторичной.

Мы начнем обзор стран Древнего Востока с Египта, а не Месопотамии имея ввиду удобство изучения: Египет долгое время развивался изолированно от внешнего мира; история Месопотамии всегда переплетается с историей соседних стран.

                                                Египет

Эту страну в древности называли "дар Нила". Действительно, неразрывная связь с нильской долиной, регулярно орошаемой водами этой реки, имела огромное влияние на особенности древнеегипетской цивилизации.

Заселение долины Нила происходило за счет земледельцев, спустившихся с предгорий, окружающих долину. Ускорение темпов развития общества долины Нила наблюдается в IY тыс.до н.э. В этот период в Египте уже существуют: ирригационная система, глинобитные постройки и металлургия меди. Пиктографическая письменность развилась, вероятно, под влиянием письменности Месопотамии.

Возникновение государства начинается с объединения племен вокруг храмов. Первые объединения общин египтян стали впоследствии именоваться греческим словом "ном". Во главе номов стояли жрецы, связанные с культом бога-покровителя нома. Борьба между правителями номов вела к концентрации власти в руках наиболее сильных из них и созданию более крупных политических объединений. На рубеже IY - III тыс. до н.э. номы Верхнего Египта (долины Нила) и номы Нижнего Египта (дельты Нила) объединились в два больших государственных образования. Борьба между ними закончилась победой правителей Верхнего Египта и образованием единого общеегипетского государства. Этот период истории Египта получил название Раннее царство.

Дальнейшая история Египта делится на периоды Древнего, Среднего и Нового царств, охватывающие большую часть III тыс.до н.э. и все II тыс.до н.э. История Египта первой половины I тыс. до н.э. относят к Позднему царству. После этого Египет оказался под властью  иноземных завоевателей, сменявших друг друга (персы, греки и македонцы, римляне).

В период Древнего царства сложилось централизованное египетское государство во главе с всевластными и обожествляемыми правителями - фараонами, опиравшимися на мощный и разветвленный бюрократический аппарат. Выражением могущества фараонов стало строительство гигантских пирамид - усыпальниц фараонов. Крупнейшая из них - пирамида фараона Хеопса достигала высоты 150 м.

Под полным контролем государства находилась и хозяйственная жизнь страны. Поля обрабатывались отрядами работников - "слуг царя", а урожаи с них поступали в государственные амбары. "Слуги царя" получали за свой труд либо выдачи продуктами, либо наделы земли, которые они обрабатывали для себя. Подобные хозяйства имели также царские сановники на землях, пожалованных фараоном или полученных по наследству.

В конце III тыс.до н.э. египетское государство пришло в упадок и наступил период политической раздробленности, продолжавшейся около двух столетий.

В XXI в.до н.э. вновь выдвинулись два центра, вокруг которых началось объединение страны. Для номов Верхнего Египта таким центром стал город Фивы, а для Нижнего Египта - Гераклеополь (оба названия греческие и относятся к позднейшему времени). После долгой борьбы победили правители фиванского нома. Они объединили под своей властью вновь весь Египет. Фараоны Среднего царства уже не обладали такой сильной властью как их предшественники. Номовая знать сохраняла сильные позиции, а в противовес ей фараоны выдвигали чиновников из числа незнатных людей. Период Среднего царства отмечен хозяйственными успехами. Было создано  грандиозное ирригационное сооружение - Меридово озеро - искусственный резервуар для накопления нильской воды, которую использовали с наступлением засушливого периода. Другим достижением строительной техники стал лабиринт, о котором позже греки рассказывали легенды. В этот период умножилось число ремесленников и ремесленных специальностей, а в земледелии "слуги царя" работали уже не большими отрядами как прежде, а индивидуально на участках арендованной ими земли.

В конце Среднего царства вновь наступает упадок, чем воспользовались иноземные завоеватели. В конце XYIII и в XYII вв.до н.э. Египет оказался под властью азиатских племен гиксосов. Они правили около полутора веков. Благодаря гиксосам египтяне познакомились с неизвестным им животным лошадью и использованием лошадей в боевых колесницах.

Правитель одного из номов Верхнего Египта изгнал захватчиков из страны и положил начало Новому царству в начале XYI в.до н.э. В период Нового царства Египет стал первой в истории великой державой. Активная завоевательная политика фараонов Нового царства позволила расширить границы государства на юге - вдоль нильской долины и на юго-востоке, подчинив Сирию и Палестину. Египетское войско, ударную силу которого составляли боевые колесницы, не знало себе равных. Огромная военная добыча обогащала фараонов, сановников и храмовое жречество. Внутри государства вновь усилилась власть фараонов. Вырос международный авторитет Египта. Он вступил в оживленные дипломатические отношения с хеттами, Вавилонией и другими державами.

Усилением власти фараонов было недовольно могущественное жречество. В борьбе с жрецами бога Амона фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) пытался провести религиозную реформу, выдвинув в противовес Амону нового бога Атона, но в конечном счете он потерпел неудачу.

Завоевательная политика Египта достигла апогея в правление фараона Рамсеса II в XIII в.до н.э.  При его приемниках могущество Египта стало ослабевать, так как непрерывные войны привели к истощению производительные силы страны. Египет с трудом сдерживал натиск соседей, среди которых выделялись воинственные племена, известные под названием "народов моря".

Падение могущества Египта привело и к ослаблению власти фараонов внутри страны. Номовая знать и жречество расширяют свою власть за счет власти фараонов. В конце II тыс. до н.э. фиванский жрец Амона отнял власть у фараона Рамсеса XII. Египет оказался в состоянии глубокого упадка, из которого он уже не смог подняться.

Египетская цивилизация - одна из древнейших в мире. Ее достижения охватывают различные сферы человеческой деятельности. Мы выделим одну характерную черту древнеегипетской цивилизации. Древний Египет представляет типичный пример древневосточной деспотии. Царь - фараон обладал здесь неограниченной властью. Он правит опираясь на большой государственный аппарат. Экономическую основу его власти составляют крупные царские хозяйства. Идеологическому обоснованию власти фараона служит его обожествление. Такую же форму государства мы встречаем в Месопотамии, Древнем Китае и некоторых других древних государствах.

                                         Месопотамия

От гор Армении на севере и до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке и до Сирийско-Месопотамской степи на западе, протянулась обширная территория названная древними греками Месопотамией - "Междуречьем". Однако, можно встретить и другое название этой области - Двуречье. В географическом отношении, собственно Междуречьем, т.е. Месопотамией являются северные районы из-за большего расстояния между реками Тигр и Евфрат, чем на юге, где эти реки текут параллельно и образуют Двуречье.

Древняя Месопотамия была одним из очагов древнейших цивилизаций. В YIII - YI тыс.до н.э. плодородная долина Тигра и Ефрата была заселена земледельцами, жившими в предгорьях, соседствующих с Месопотамией. Они умели выращивать зерновые культуры, занимались разведением коз, овец и коров, были знакомы с производством керамики и научились осушать заболоченные земли с помощью ирригационных сооружений.

В Y - IY тыс.до н.э. в Южной Месопотамии появился народ шумеров с именем которых связано создание первой цивилизации, возможно самой древней из известных науке. В середине IY тыс.до н.э. здесь появились первые города - государства. Одним из древнейших городов стал Урук, население которого поклонялось богу неба Ану. Храм Ана был хозяйственным и общественным центром Урука. Жрецы храма во главе с верховным жрецом осуществляли управление общиной города и ее хозяйством. Ирригационная система поддерживалась в рабочем состоянии всем населением во главе с жрецами. Храм был центром ремесел. В его кладовых содержался резервный фонд зерна, составлявший общественное достояние общины. Для учета продукции произведенной земледельцами и ремесленниками и поступившей на хранение в храмовые кладовые велась строгая отчетность на глиняных табличках с помощью клинописных знаков. Это были древнейшие письменные документы.

Плодородные орошаемые поля Месопотамии позволяли собирать хорошие урожаи. На этой основе происходил рост населения, расширение освоенных земель, развитие ирригационной системы, совершенствование трудовых навыков населения и подъем культуры шумеров.  Избыток зерна, получаемого в стране шумеров, позволил выменивать зерно на предметы, которых в Месопотамии недоставало: металлы, камень, строительный лес, а также предметы роскоши.

Усложнялась структура управления городской общиной и ее хозяйственная жизнь. Храмовое хозяйство постепенно отделялось от общинного, а жреческая администрация отделяется от коллектива общинников и превращается во власть, стоящую над обществом. Верховный жрец превращается в правителя - энси. Власть его из выборной становится наследственной и освященной покровительством бога. Так городская община превращается в государство.

Такую же эволюцию пережили и другие города: Ур, Лагаш, Киш, Ларса и т.д. Между городами началась борьба за гегемонию над всем Шумером (именно так стала называться Южная Месопотамия с III тыс.до н.э.).

Сначала успех в этой борьбе был на стороне города Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, более высокий чем титул энси. Потом первенство перешло к Уруку, где правителем был знаменитый Гильгамеш, ставший героем эпоса. Еще позже возвысился Лагаш, но объединить весь Шумер удалось лишь правителю города Умма по имени Лугальзагесси. Однако его власть оказалась недолгой.

В середине III тыс.до н.э. Месопотамия стала заселяться многочисленными семитскими племенами, приходившими из обширных соседних степей. На севере Шумера возник семитский город Аккад (так стали позднее называть часть Северной Месопотамии), правитель которого Саргон объединил под своей властью Шумер и Аккад, а затем совершил победоносные походы и на территорию соседних стран. Так возникло первое централизованное государство в Месопотамии.

В руках Саргона была сосредоточена вся полнота власти, он опирался на профессиональную армию в 5400 человек. Основой экономического могущества царя было царское хозяйство, где трудились общинники.

Государство Саргона было еще непрочным и при его приемниках пало под ударами новых пришельцев из соседних стран. Через несколько столетий, в начале II тыс.до н.э. новое могущественные государство было создано правителем города Вавилона - Хаммурапи. Он сумел разгромить своих соседей и объединить под своей властью всю Месопотамию. Государство Хаммурапи имело более развитый административный аппарат. Правовые отношения в государстве регулировались сводом законов 0 знаменитым судебником Хаммурапи.

С этих пор Вавилон приобрел такое значение в истории всего ближневосточного региона, что страна, ранее называвшаяся Шумером и Аккадом получила название Вавилония. Хотя царство Хаммурапи при его приемниках пришло в упадок и стало добычей завоевателей, город Вавилон остался крупнейшим экономическим и культурным центром Древнего Ближнего Востока.

Ослаблением Вавилона воспользовались его соседи. В XYI - XY вв.до н.э. в Северной части Месопотамии сложилось государство Митанни, которое в первый век своей истории смогло расширить свои пределы за счет соседей. Митанни вело войны с Египтом, которые проходили с переменным успехом. Военная сила митаннийцев основывалась на использовании боевых колесниц, запряженных лошадьми. В XIY в.до н.э. Митанни попало под власть усилившихся хеттов, а в XIII в.до н.э. пало под ударами Ассирии. Видимо, это государство не имело еще основы в виде сложившегося государственного аппарата, а потому оказалось непрочным. На смену ему пришли государство хеттов и Ассирия.

                                   Государство хеттов

Хеттское государство возникло в начале II тыс.до н.э. в Малой Азии в ходе расселения здесь индоевропейских племен. В XIY в.до н.э. Хеттское царство достигло своего наивысшего могущества. Традиции ведения скотоводства с преимущественным уклоном в сторону разведения лошадей позволили хеттам создать боевые колесницы, которые стали основой их военной мощи.

Хетты распространили свое влияние в Восточном Средиземноморье вплоть до границ Египта и берегов Эгейского моря. Войны с Египтом привели к ослаблению государство хеттов. В XIII в.до н.э. с востока хеттов начала теснить Ассирия, а в начале XII в.до н.э. наступление средиземноморских племен ( называемых в древности "народами моря") привело к падению Хеттского царства.

Хеттское общество находилось под сильным влиянием более развитой Вавилонии. Оттуда были заимствованы клинопись и практика законодательных предписаний. Характерной чертой хеттского государства была сильная власть обожествленного правителя и рыхлый административный аппарат, большая роль родовой знати и прочные позиции общины. Система царско-храмовых государственных хозяйств обслуживалась подневольными и зависимыми работниками, получавшими за службу собственные наделы земли.

Хетты прославились успехами в коневодстве, создании и использовании боевых колесниц, а также достижениями в металлургии. Уже в II тыс.до н.э. они осволи технику выплавки железа. Отсюда использование железных орудий (железный век) начал распространяться по всему Средиземноморью.

 

                                            Ассирия  

В области среднего течения Тигра, через которую уже в глубокой древности проходили важные торговые пути, в начале II тыс.до н.э. вокруг города Ашшура стало складываться государство Ассирия, которому предстояло превратиться в одну из крупнейших держав древности. В первые века своего развития Ассирия находилась в зависимости от своих сильных соседей - Вавилонии и Митанни. В XIY в.до н.э. Ассирия подчинила Митанни и стала могущественным государством. После падения Хеттского царства Ассирия раздвинула свои границы до Вавилонии и Египта. Но в XI в.до н.э. ассирийское могущество было подорвано нашествием аравийских племен арамеев.

С IX в.до н.э. начался новый подъем Ассирии, который привел к созданию Новоассирийской военной державы. Это был наивысшего могущества Ассирии. В это время была создана могущественная армия, включавшая наряду с пехотой, конницу и саперные части. Она насчитывала до 120 тысяч воинов. Для ее вооружения были созданы огромные арсеналы с искусными мастерами оружейного дела. Ассирийские цари используя хорошо организованную разведку разгромили всех своих противников, включая Вавилон, Урарту, Мидию. Границы Ассирии были раздвинуты до Средиземноморья на западе, Закавказья на севере, Ирана на востоке и Персидского залива на юге. В состав Ассирийской державы попал даже Египет. Новая столица государства - Ниневия поражала своим великолепием. О развитии культуры этого времени свидетельствует библиотека Ниневии, где хранились 20 тысяч глиняных табличек с текстами.

Богатство Ассирии было создано за счет ограбления завоеванных стран. В конце YII в.до н.э. начался период смут и упадка, который привел к гибели Ассирии под  ударами объединенных сил Мидии и восставшего Вавилона.

Хеттское и Ассирийское царства дают нам пример развития общества и государства отличных от Египта и Месопотамии. Здесь не было условий для развития оросительных систем в масштабах всей страны. Здесь не сложилось деспотических государств. В этих странах на первый план выступает военная экспансия, ее целью является ограбление завоеванных стран и взимание с них огромной дани. Так складываются военные монархии. Наиболее характерный пример - Ассирийская держава, включавшая в свой состав почти все страны Передней Азии и на протяжении некоторого времени Египет. Ассирийские цари создали лучшую для своего времени армию и сокрушили своих противников. По отношению к покоренным народам они проводили политику жестоких репрессий и взимания "тяжелой дани", которая приводила к разорению целых стран. Но государство, основанное на насилии не могло быть прочным. Поэтому военно - административные образования, подобные Ассирийской державе оказывались недолговечными.

                         Нововавилонское царство

После падения Ассирии вновь усилилась Вавилония. Вавилонский царь Навуходоносор II подчинил Сирию, Палестину, разгромил Иудею и увел в плен тысячи евреев. Вавилон стал крупнейшим и красивейшим городом Древнего Востока. Он был украшен дворцами и храмами. Знаменитые висячие сады ("Сады Семирамиды") были признаны одним из чудес света. Здесь же находилась "вавилонская башня" - ступенчатое сооружение высотой 91 м со святилищем Мардука - бога-покровителя Вавилона.

Нововавилонское общество отличалось от других древневосточных обществ большим развитием частной собственности и товарно - денежных отношений, хотя храмовые и царские хозяйства продолжали существовать. В Вавилонии возникли крупные торгово - ростовщические дома, которые вели торговые операции в других странах, осуществляли банковские операции, финансировали разнообразные коммерческие предприятия.

Политическое могущество Вавилона стало ослабевать после смерти Навуходоносора II. Его приемники вели ожесточенную борьбу между собой. В середине YI в.до н.э. возникло и быстро усилилось Персидское царство. Царь персов Кир II вел успешные завоевательные войны. Когда войска персидского царя подошли к стенам Вавилона, среди его защитников не было согласия. Но взять Вавилон было трудно, так как он имел мощные укрепления. По преданию, персы овладели городом после того, как отвели русло реки и прошли по его дну.

Кир II сохранил права и привилегии, которыми пользовались жители Вавилона, в особенности его жречество. Торговые дома Вавилона продолжали свою деятельности при персидской власти.

                                    Персидское царство

Племена, говорившие на индоевропейских языках, появились на территории Ирана на рубеже II - I тыс.до н.э. На севере Ирана поселились мидяне, на юге - персы. В борьбе с соседними государствами Ассирией и Урарту, вторжениями кочевых племен киммерийцев и скифов произошла консолидация мидийских племен и уже в YII в.до н.э. сложилось государство Мидия.

Персы долгое время находились в зависимости сначала от Ассирии, а потом от Мидии. Но в середине YI в.до н.э. царь персов Кир II не только добился независимости от Мидии, но и покорил ее. Затем он завоевал Мидию в Малой Азии и Вавилонию. Кир II погиб во время похода в Среднюю Азию, но к концу его жизни Персия превратилась в крупнейшую державу.

Сын Кира - Камбиз завоевал Египет, но умер при возвращении из похода. Последовал период смут и борьбы за власть, победителем из которой вышел Дарий, подавивший восстания в различных областях Персидского царства.

Дарий I провел реформы, направленные на укрепление центральной власти. Персидское царство населяли многочисленные народы, говорившие на разных языках, с различной культурой, религией, уровнем экономического и социального развития. Необходимо было создать эффективную структуру административного управления разноплеменным населением державы, обеспечив господствующее положение персов.

Дарий разделил страну на провинции - сатрапии и военные округа, отделив гражданскую власть от военной, представители которых должны были контролировать друг друга. Все высшие должности в управлении занимали персы. Каждая сатрапия платили подати в казну в соответствии со своими экономическими возможностями. Самые большие подати выплачивал Египет.

Особое внимание было уделено армии, основой которой были персы и родственные им мидяне, но к военной службе привлекались и представители других народов, населявших державу. Армия состояла из пехотинцев - лучников и всадников. За свою службу воины получали земельные наделы. Особое положение занимала царская гвардия - корпус "бессмертных", состоящий из 10 тысяч лучших персидских воинов.

Персы постарались использовать военный опыт ассирийцев и других народов Древнего Востока. Действительно, персидская армия и созданный Дарием I флот обеспечивал господство персов над покоренными народами и безопасность границ персидской державы. Но когда Дарий I попытался в начале Y в.до н.э. завоевать Грецию, персидская армия не смогла одержать победу над военными силами греческих городов - государств, состоявших из свободных граждан.

В Персидской державе был достигнут высокий уровень экономического и культурного развития в то время, пока там сохранялась политическая стабильность. Но этот период оказался недолгим. На рубеже Y - IY вв.до н.э. вновь вспыхнула борьба среди претендентов на власть, начались восстания, стали отпадать окраинные области Персидской державы. когда в 334 г.до н.э. Александр Македонский со своей армией вторгся в пределы Персидского царства, его царь не смог организовать сопротивления грекам и потерпел поражение. На месте Персидского царства возникла держава Александра Македонского.

                                       Древняя Индия

Первая цивилизация на территории Индии возникла в III тыс.до н.э. в долине реки Инда. Она известна по материалам археологических раскопок, в число которых входят и разнообразные письменные источники, но они до сих пор не расшифрованы. Поэтому и об истории этой древнейшей цивилизации известно очень мало. О высоком уровне ее развития свидетельствуют городские строения из кирпича, бассейны с налаженной системой канализации, развитое ремесло. Но эта цивилизация оказалась недолговечной, она существовала около пяти столетий. В конце этого периода города в долине Инда пришли в упадок и жизнь в них постепенно замерла.

Через несколько столетий в XIY - XIII вв.до н.э. в Северной Индии появились племена, называвшие себя ариями. Они представляли одну из ветвей племен, говоривших на индоевропейских языках. Родственными им по языку были уже известные нам хетты, митаннийцы, мидяне и персы. Индоевропейские племена интересны для нас тем, что в настоящее время на индоевропейских языках говорит большинство народов Европы (в том числе и славянские народы) и некоторые народы Азии. До сих пор наукой не решен вопрос о прародине (месте первоначального расселения) индоевропейцев.

В Индии арии (индоарии) освоили долину Ганга, оттеснив или ассимилировав местные племена. Индоарии к моменту прихода в Индию находились на высоком уровне развития. Они были знакомы с металлами, в земледелии использовали плуг, удобрения, умели строить ирригационные сооружения, имели развитое ремесло. Поэтому арии одержали верх в борьбе с менее развитыми местными племенами. В дальнейшей истории Индии решающая роль принадлежала  ариям и их культуре.

Арии жили общинным строем и были объединены в племена. Во главе племени стоял вождь - раджа. Его окружали аристократы - кшатрии, в обязанность которых входило вести войну и управлять страной. Еще более высокое положение занимали жрецы - брахманы, отправлявшие культовые обязанности. Между брахманами и кшатриями постоянно шло соперничество за влияние в обществе и государстве. Основная масса населения, рядовые общинники - крестьяне и ремесленники составляли третий социальный слой древнеиндийского общества. Они назывались вайшья.

У индоариев эти три группы населения получили название варн. Слово "варна" означает "вид", "разряд", "цвет". После захвата Индии ариями возникла четвертая варна, которую преимущественно составляло покоренное местное население. Она называлась варной шудр. Люди принадлежали в варнам по рождению и переход из одной варны в другую был невозможен. Три первых варны считались почетными, а две первые - брахманы и кшатрии, пользовались особыми привилегиями. Четвертая варна - варна шудр была неполноправной.

Деление на варны придавало устойчивость сложившейся структуре индийского общества. Политические изменения мало влияли на жизнь всей массы населения Индии. Государства в Индии возникают только к середине I тыс.до н.э. Самым крупным из индийских государств была держава Маурьев, возникшая в конце IY в.до н.э. и просуществовавшая до начала II в.до н.э. Она пала под ударами завоевателей, пришедших с севера. В дальнейшем Индия переживала смену периодов политической раздробленности и объединений под властью новых пришельцев.

                                     Древний Китай

Центром формирования древнекитайской цивилизации был бассейн реки Хуанхэ, где плодородные аллювиальные (т.е. созданные отложениями рек) почвы создавали благоприятные возможности для занятий земледелием. В Y - III тыс.до н.э. в среднем течении Хуанхэ сложились развитые неолитические культуры, которые постепенно распространились в западном и восточном направлении.

По древней китайской традиции историю страны делили по династиям. Первыми историческими династиями были Шан-Инь и Чжоу. В III в.до н.э. правила династия Цинь, а затем на смену ей пришла династия Хань. Время правления некоторых из этих династий делится на более мелкие периоды.

Легенды рассказывают о правлении первых пяти мудрых императоров как о "золотом веке", когда царили добродетель и справедливость. Начиная с правления великого Юя власть начала передаваться по наследству. Юй стал основателем династии Ся. Эту династию относят к концу III тыс.до н.э., но сама реальность ее существования не находит подтверждения в других источниках.

Появление в долине Хуанхэ новых племен, обладавших бронзовым оружием, колесницами и иероглифической письменностью привело к значительным этно - политическим изменениям, которые в китайской исторической традиции отразились как смена династий. Племена инь создали политическое объединение со столицей Шан. Установилось правление династии Шан-Инь.

Во главе государства стоял правитель - ван, который был одновременно первосвященником, представляя инскую общность перед богами. Власть его была наследственной. Важной функцией вана и аппарата его чиновников была организация хозяйственной жизни: подготовка и расчистка полей, забота об урожае, наблюдение за ирригационными сооружениями. Древнекитайская "Книга песен" - Шицзин упоминает о больших полях, обрабатывавшихся коллективами крестьян под контролем чиновников, а произведенная ими продукция поступала на государственные склады.

Часть земли принадлежала общинам и делилась между общинниками. Подобная форма организации землепользования существовала в Древнем Египте.

Правители династии Инь проводили активную внешнюю политику, опираясь на сильную армию, состоявшую из лучников и копейщиков. В ее составе были и боевые колесницы. Долгое время ванами иньской династии удавалось держать в повиновении соседние племена. Но в конце II тыс.до н.э. на западных границах иньского государства усилились племена чжоу. В конце XI в.до н.э. племена чжоу нанесли поражение войскам Шан-Инь и утвердили у власти свою династию.

Династия Чжоу находилась у власти в Китае с XI по III в.до н.э. В рамках этого большого хронологического периода выделяют несколько более мелких, связанных с переменами в организации государственной власти.

В первый период своего правления (Западное Чжоу - XI - YIII вв.до н.э.) чжоусцы создали большое военно - политическое объединение в границах всего бассейна Хуанхэ, где они составляли меньшинство населения. Чжоусцы сумели создать централизованную власть,  опиравшуюся на 14 армий. Для укрепления власти на местах была разработана система наследственных уделов, представлявшихся в управление родственникам и приближенным вана. Владельцы уделов осуществляли власть на своих территориях, но полностью зависели от вана, который оставался верховным правителем и официально именовался "Сын Неба".

Постепенно власть правителей уделов укреплялась. Они стали чувствовать себя полными хозяевами этих земель. Чиновники, связанные все более разраставшимися семейно - клановыми узами превратились в спаянный коллектив, зависимый только от правителя удела.

В то же время власть вана ослабевала. Со временем наиболее могущественные из уделов превратились в крупные и фактически самостоятельные царства, а власть вана ограничилась небольшой территорией вокруг столицы. Это был новый этап истории Китая - период Восточного Чжоу, начавшийся в YIII в.до н.э. На протяжении YII - Y вв.до н.э. правители царств вели упорную борьбу за гегемонию. В ходе внутренних войн чжоусская знать истребляла друг друга, а правители царств, стремились подорвать влияние знати и все чаще брали на службу людей незнатного происхождения, на которых они могли опереться в стремлении укрепить свою власть.

С Y в.до н.э. в Китае начинается борьба за восстановление единства страны. Внутри царств перестали создаваться уделы. Вместо этого чиновникам предоставлялась часть доходов с определенных поселений или домохозяйств. Период Y - III вв.до н.э. в назывался Чжаньго - "Борющиеся царства". Всего этих царств было семь. Победителем в ожесточенной борьбе стало царство Цинь, правитель которого в 221 г.до н.э. завершил объединение страны и стал императором под именем Цинь-Ши-хуанди ("Первый император из династии Цинь").

В империи Цинь был проведена система реформ, направленных на четкую организацию административного управления и ослабления центробежных сил. Страну разделили на 36 областей, границы которых не совпадали с прежними царствами и уделами. 120 тысяч знатных семейств переселились в столицу. Все чиновники были разделены на 20 рангов. Ранг чиновника зависел не от знатности происхождения, а от его успехов в исполнении служебных обязанностей. Все чиновники получали жалованье в натуральной форме в зависимости от ранга. Лишь небольшое число чиновников самых высших рангов имели право взимать налоги с крестьян пожалованной им территории.

Система государственных повинностей для крестьян была строго централизована и организована. Применялся принцип круговой поруки.

Благодаря хорошей организации административной системы Китаю эпохи Цинь удалось добиться больших успехов в хозяйственной деятельности, что нашло отражение в грандиозном строительстве этого времени. Для защиты от набегов кочевников с севера была построена Великая стена, протянувшаяся на многие тысячи километров.

Грандиозное строительство было предпринято и в столице, где своим великолепием выделялась императорская гробница. дороги стратегического значения связали столицу с окраинными областями.

Однако это строительство тяжелой ношей легло на плечи народа и стоило немало тысяч жизней крестьян, трудившихся на государственных работах.

Вскоре после смерти Цинь-Ши-хуанди началось народное восстание, которое привело к падению династии Цинь. В 202 г.до н.э. к власти пришла династия Хань.

Основные этапы экономического и социального развития  древневосточных цивилизаций

Историю Древнего Востока начинают с IY тыс.до н.э. В это время в Египте и в Месопотамии присваивающие формы хозяйства (охота, рыболовство и собирательство) отступают на второй план, а на первый план выдвигаются отрасли производящего хозяйства, прежде всего земледелие.

В IY - III тыс.до н.э. были достигнуты успехи в строительстве ирригационных сооружений в долинах Нила и Евфрата, что позволило собирать урожаи зерновых и огородных культур достаточные не только для потребления самих производителей, но и для содержания людей, выполняющих культовые и организационно - управленческие функции в общине, а также для обмена.

Орудия труда в этот период изготовлялись в основном из камня и дерева, но ремесло постепенно отделяется от сельского хозяйства, а в III тыс.до н.э. наблюдается разделение труда в самом ремесле. Это свидетельствует о его дальнейшем развитии. Только при условии узкой специализации работник мог достичь хорошего качества изделий и высокой производительности труда.

Важным явлением в социально - экономической, политической и культурной жизни Древнего Востока стало возникновение городов. В городе развивается ремесло, которое обслуживает потребности городского населения и сельской округи. На этой основе развивается торговля. Город становится политическим и религиозным центром, вокруг которого происходит объединение общин. Первые государства Востока часто возникают в виде общин - государств (так называемые номовые государства). Город, концентрируя наиболее активную и образованную часть населения, становятся центром развития культуры.

Появление городов вслед за созданием производящей экономики, ирригационного земледелия, домашнего скотоводства и освоения металлов (меди и бронзы) стало настоящей революцией в истории Древнего мира. Вот почему с появлением городов связывают зарождение первых цивилизаций. Там, где появились города, мы можем говорить о зарождении цивилизации. На место первобытной общинной организации приходит государственная. Усложняется социальная структура общества: появляются различные социальные группы населения, одни из которых занимают привилегированное, а другие подчиненное положение в обществе. Более интенсивной становится общественно - политическая жизнь. Создаются благоприятные возможности для экономического и культурного развития.

Историки - марксисты, говоря о переходе к цивилизации на первый план выдвигают не появление городов, а одновременно протекавший процесс образования классов и государства.

Во II тыс.до н.э. в Малой Азии, Индии и Иране начала применяться лошадь для верховой езды и как упряжное животное, особенно в боевых колесницах. В Египте лошадь появилась со времени гиксоского нашествия. В это же время было изобретено легкое колесо на спицах, сменившее сплошные дисковые колеса. Появилась легкая боевая колесница на двух колесах со спицами, в которую вместо быков или ослов стали запрягать лошадь. Это способствовало дальнейшему развитию военного дела и расширению связей между странами.

В жизни скотоводческих племен лошадь сыграла особенно большую роль. Скотоводческие племена переходят теперь от примитивного пастушеского к более современному и сложному кочевому скотоводству, или к полукочевому - с отгоном стад на летний сезон в горы. Это повышало продуктивность скотоводства и позволяло части населения перейти к занятию земледелием.

С начала I тыс.до н.э. Древний мир вступает в эпоху железного века. По сравнению с бронзой железо имеет ряд важнейших преимуществ: оно широко распространено в природе, а поэтому дешевле и доступнее. Когда люди научились получать сталь, железо окончательно вытеснило бронзу и камень, так как стальные орудия были не только дешевле, но также прочнее и тверже бронзовых.

Применение железа способствовало подъему всех отраслей хозяйства. Земледелие распространилось в странах с более умеренным климатом и более твердыми и тяжелыми почвами. В речных долинах расширяется и совершенствуется ирригационная система. Ускоряется развитие различных ремесел. Во всех отраслях хозяйства повышается производительность труда благодаря применению железных орудий, растет количество получаемого общественного продукта.

Таким образом, использование железа сыграло огромную роль в социально - экономической и политической истории Древнего мира и следующих исторических эпох.

Характеризуя древневосточные общества, обычно подчеркивается их застойный характер. но эту черту древневосточных цивилизаций не следует преувеличивать. Развитие здесь происходило, хотя и медленными темпами. Причиной замедленного развития древневосточных обществ было сохранение общины, которая почти не изменялась на протяжении тысячелетий, и выросшего на ее основе деспотического монархического хозяйства.

               Социально - хозяйственные уклады древних обществ

Характерной чертой древневосточных обществ является существование общин и их сохранение на протяжении длительного исторического периода. По происхождению они восходят к родовым общинам, но постепенно утратили родовой характер и стали организацией соседей, живущих на одной территории. Такая община стала называться соседской или территориальной.

Соседская община состояла из домашне - семейных общин. Каждая семейная община вела свое хозяйство, но не могла справиться без помощи соседей со сложными хозяйственными задачами, прежде всего с организацией ирригационной системы. Тут требовалось объединение усилий всей общины или даже многих общин, руководимых государственной организацией. Поэтому в соседской общине сохраняются коллективные формы жизни и производства, а частная собственность и индивидуальная деятельность развиваются медленно. Такими условиями хозяйственной деятельности объясняется также и появление государства на Востоке в форме деспотии и возрастание роли государства в экономике.

Государственное (царско - храмовое) хозяйство во многих странах Востока (Египет, Месопотамия, Китай) получает широкое распространение и становится отдельным сектором экономики.

Восточное деспотическое государство и военно - административная держава опирались на многочисленный бюрократическо - чиновничий аппарат. Часть земли царь раздавал своим чиновникам и воинам, создававшими здесь частные хозяйства. В царско - храмовых и частных хозяйствах могли использовать труд рабов, зависимых людей и свободных арендаторов. Часть земли продолжала оставаться в наследственном владении общин, а внутри общин распределялась между семьями. Эти земли обрабатывались трудом самих общинников. Труд рабов здесь применялся в незначительных масштабах.

По мере развития различных социально - хозяйственных укладов происходили изменения в социальной структуре общества. Из однородной среды общинников - земледельцев выделились ремесленники, жрецы, руководители общины. С развитием государства появились чиновники и воины. Наиболее законченный характер это разделение приняло в Древней Индии, где сложилась система варн.

Положение различных социальных групп в обществе зависело от их места в структуре власти и вида профессиональной деятельности. Те группы населения в руках которых сосредоточились функции управления заняли господствующее положение. Это были аристократы, представители знатных родов.

Основная масса общинников занимала по отношению к ним подчиненное положение, находясь в зависимом положении от государства, но сохраняя статус свободных людей.

От всех категорий свободных людей отличались рабы. Как правило, это были пленники, захваченные на войне. Они были бесправны в силу того, что не принадлежали к данной этнической общности, а были чужаками и считались собственностью, принадлежащей всей общине. Использование рабов могло принимать разные формы. Не всегда это был тяжелый труд и нещадная эксплуатация, как об этом можно прочитать в старых учебниках.

В советский период развития исторической науки отечественные ученые пришли к выводу о том, что все древневосточные общества были рабовладельческими. Основными классами рабовладельческого общества были: рабовладельцы, рабы и свободные мелкие производители (свободные общинники).

Необходимо иметь в виду, что процесс образования классов на Древнем Востоке не имел законченного характера. Четкого деления на рабов и рабовладельцев мы здесь не наблюдаем. Большинство населения в каждой стране составляли общинники, принадлежавшие к господствующей этнической общности и потому полноправные.

Они же составляют большинство работников в основных сферах производства, а труд рабов имеет вспомогательный характер.

В то же время, наиболее распространенной формой эксплуатации на Востоке была не эксплуатация рабов рабовладельцами (хотя и она имела место), а эксплуатация государством и его чиновниками широких масс общинников ("царские слуги" в Древнем Египте и др.).

                      Формы государства в Древнем мире

Возникновение государства в Древнем мире представляет собой сложный и еще недостаточно изученный процесс. Государство в древности возникает при наличии некоторых условий, первым из которых выступает благоприятная природная среда. Больше всего этому соответствовали природные условия в долинах великих рек, расположенных в зонах с мягким климатом и плодородными почвами, созданными разливами рек. Здесь был рано достигнут уровень производства, позволяющий получать избыточный продукт, а это давало возможность общине содержать людей, освобождавшихся от производительного труда и выполняющих функции управления и культовые обязанности. Это второе условие, которое необходимо для возникновения государства. Наконец, третьим условием является достижение определенной плотности населения, при которой усложняется общественная жизнь, убыстряется темп общественного развития.

В учебниках мы встречаем утверждение, что государство возникло в результате разделения общества на антагонистические классы. В этом случае государство возникает как аппарат власти господствующего в обществе класса. Однако в истории Древнего мира мы не можем найти ни одного примера, когда в обществе сначала произошло бы разделение на классы, а потом на этой основе стало бы развиваться государство. Развитие классового деления и развитие государства происходит параллельно воздействуя друг на друга.

Этот процесс можно представить и несколько иначе. В первобытном обществе действуют органы самоуправления: народное собрание, совет старейшин и вожди. Каждый член общины имеет доступ к управлению общими делами. Развитие общественных отношений в древности вело к выделению привилегированного слоя населения - знати, которая закрепляла за собой право выполнять функции управления, а основная масса общинников - крестьяне, а позднее и ремесленники оказались устраненными от управления. Органы общинного самоуправления оказываются отделенными от народа и превращаются в органы государственной власти.

Только на более позднем этапе общественного развития можно говорить о формировании общественных классов.

Государство в Древнем мире прошло долгий путь развития, постепенно сложились различные его формы. Самые древние государственные образования появились в конце IY - III тыс.до н.э. в долине Нила и Месопотамии. первоначально это были общины - государства, небольшие по территории. Впоследствии здесь развились монархии с неограниченной властью царя, большим государственным аппаратом, состоявшим из чиновников и воинов. Одной из важнейших функций государства здесь всегда была забота о расширении и содержании в порядке оросительной системы. Для этого требовалась сильная централизованная власть. Государства такого типа называют деспотиями.

Там, где не было условий для создания больших оросительных систем, хозяйственная роль государства была менее значительной, а на первый план выступала его военная функция. Военные монархии были наиболее распространенной формой государства на Древнем Востоке. Наиболее характерными примерами военной монархии могут служить Хеттское и Среднеассирийское царства.

Третья форма - город-государство сохранилась там, где не было условий для создания крупных монархий. Обычно города - государства располагались в приморских районах и были связаны с морской торговлей. Это города Восточного Средиземноморья - Тир, Сидон, Угарит.

Четвертая форма - военно-административные объединения (мировые державы древности) Новоассирийская, Нововавилонская и Персидская державы. Они отличались от военных монархий тем, что не только эксплуатировали завоеванные страны путем взимания дани, сохраняя прежнюю систему управления, но создавали общую для всей державы систему административного управления.

                               Религия на Древнем Востоке

Историю Древнего мира трудно понять, если представлять людей этого времени подобными современным людям. Древние люди жили в мире очень отличающиеся от современного. Поэтому их мышление, их представления о мира и о самих себе отличались от представлений современного человека.

Древний человек жил в мире, многие явления которого были ему непонятны. Он был беззащитен против войн и стихийных бедствий, неурожаев и болезней. Причины этих бедствий были часто ему неизвестны, и он приписывал их воле сверхъестественных сил, воле богов. Боги же выступали и подателями благ, чью благосклонность люди должны были заслужить.

Это объясняет огромную роль религии в жизни народов Древнего Востока. Храмы богов и жречество храмов на всем протяжении истории Древнего Востока играли огромную роль в экономической и политической жизни страны. Вспомним, что процесс образования государства начинался с выделения храмового хозяйства из общинного и усиления роли жрецов, которые становились правителями общины, образуя верхушку формирующегося государства.

Позднее, в эпоху деспотического государства жречество играет большую роль в идеологическом обосновании власти царей, которые считаются либо богами, либо получившими власть от бога.

Поэтому цари поддерживали храмы материально, жалуя им земли, драгоценности и рабочий персонал. Экономическое могущество храмов превращает их в большую политическую силу, с которой должны били считаться цари. Когда между царями и жречеством возникали конфликты нередко жрецы брали верх над царями (Эхнатон и Рамсес XII в Египте, Кир II и Нововавилонское царство).

Роль религии не сводилась к экономическому и политическому влиянию жречества. Религия господствовала в духовной жизни Древнего Востока. научные знания были, как правило монополией жречества. Культура и искусство развивались под сильным влиянием религии. Причина этого не в поддержке государственной власти и не в сознательном обмане народа жрецами, хотя оба этих фактора играли определенную роль. Важнее было то, что в те же времена верующими были все люди без исключения и жрецы в том числе. Те религиозные обряды, которые исполняли жрецы, рассматривались всем населением как жизненно важные, как средство обеспечения благополучия всей общины или всей страны.

Богатства храмов первоначально были страховым фондом общины, откуда рядовые общинники в неурожайные годы получали помощь. Большинство населения ело мясо только в праздники, причем для этого использовались жертвенные животные.

Велика роль жречества в культурном развитии стран Древнего Востока.

                             Культура Древнего Востока

Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие античной культуры и культуры более поздних исторических эпох.

На Востоке в древности появились различные системы письменности. В Месопотамии уже в середине IY тыс.до н.э. существовало рисунчатое письмо - пиктография, где каждый рисунок выражал определенное явление или предмет. Постепенно на этой основе возникла система клинописи, в которой знаки письменности имели слоговое значение. Материалом для письма служили глиняные таблички.

Система клинописи, созданная шумерами, была воспринята аккадским и вавилонским населением Месопотамии. На основе письменности Месопотамии возникли системы клинописного письма в Хеттском и Урартском государствах. Ее унаследовали персы в I тыс.до н.э. Она оказала влияние на древнейшую греческую (критскую) систему письма - линейное письмо.

В Древнем Египте также вначале существовало рисунчатое письмо, а затем на его основе выработалась иероглифическая система письма, в которой знаки письма, представляющие собой схематизированные рисунки обозначали целые слова, а позже также слоги и даже звуки.

Иероглифическое письмо употреблялось хеттами и критянами. В Китае также была разработана иероглифическая письменность. Там она сохраняется до настоящего времени.

Первые алфавитные системы письма также возникли на Востоке. Особое значение имело финикийское письмо. На основе финикийского алфавита возник греческий, а от него алфавитные системы Европы.

На Древнем Востоке была создана обширная литература. Такие произведения древневосточной литературы как шумеро - вавилонский "Эпос о Гильгамеше", египетский "Рассказ Синухета", "Библия" древних евреев, иранская "Авеста", индийские поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна", китайская "Шицзин" принадлежат к шедеврам мировой литературы.

На Древнем Востоке появились первые библиотеки. В крупнейшей из них были сосредоточены десятки тысяч глиняных книг.

Больших успехов добились народы Древнего Востока в архитектуре и искусстве. В Древнем Египте уже в начале и середине III тыс.до н.э. началось строительство царских гробниц - пирамид из огромных каменных блоков, подогнанных друг к другу с чрезвычайной тщательностью. Высота крупнейшей из них достигала почти 150 м. С середины XYI в.до н.э. стали высекать гробницы фараонов в скалах. Были построены огромные храмы с колонными залами и открытыми дворами в Луксоре и Карнаке.

В архитектуре Месопотамии важнейшее место занимали дворцы и храмы. При храмах имелись башни - зиккураты. Архитектура Месопотамии прошла долгий путь развития. Замечательным ее достижением стал в I тыс.до н.э. архитектурный ансамбль Вавилона с мощными крепостными стенами, длинными прямыми улицами. В центре города находился великолепный храм бога Мардука - Эсагила с 90 - метровым зиккуратом - знаменитой "Вавилонской башней" .

Грандиозным памятником строительного искусства Древнего Китая служит "Великая китайская стена", созданная для защиты северо - западных границ от нападений кочевых племен. Точная ее длина и по сей день не установлена (так как она имеет многочисленные ответвления).Считается что в ней от 4 до 5 тыс.км, высотой от 6,5 до 10 м с шириной нижней части 6,5 м, а в верхней части 5,5 м. По ее верху могла ехать колесница или шесть всадников рядом. Через каждые несколько сот метров стоит башня, а у важнейших горных проходов - крепости.

Это лишь некоторые памятники архитектуры Древнего Востока. Замечательные сооружения были созданы и другими древневосточными народами.

Велики достижения народов Древнего Востока в накоплении научных знаний. В Месопотамии большого развития достигли математика и астрономия, оказавшие влияние на греческую науку. Шестидесятеричная система счета, созданная в Месопотамии сохранилась до нашего времени в делении круга на 360 градусов, часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд. Жители Месопотамии были знакомы с медициной, включая хирургические операции. Сохранившиеся документы свидетельствуют о зачатках филологии (шумеро - аккадские словари), истории (списки царей и их деяний), химии, ботаники и фармацевтики (специальные термины и рецепты).

В Древнем Египте также получили значительное развитие математика и астрономия в связи с практической потребностью проведения мелиорационных, ирригационных и строительных работ. Египтяне ввели десятичную систему исчисления, год делили на 365 дней (12 месяцев по 30 дней + 5 дней). В Египте отмечали положение звезд на небесном своде, группировали их в созвездия, использовали  солнечные и водяные часы. Развитию анатомии и медицины способствовал египетский обычай мумификации трупов. Египетские врачи умели производить различные хирургические операции.

К научно - техническим достижениям древних китайцев принадлежит изобретение способа производства бумаги в I в.н.э. и технологии производства фарфора. В Китае также получили развитие математика и астрономия, здесь впервые появился компас. Высокого уровня в Китае достигла историческая наука, ее крупнейшим представителем был Сыма Цянь, живший в I в.н.э.

Культурные достижения народов Древнего Востока с течением времени становились достоянием других народов древнего и средневекового мира. Особенно важно отметить преемственность в развитии древневосточной и древнегреческой цивилизации. Греки на заре развития своей культуры многому научились у народов Востока: египтян, вавилонян, финикийцев, персов и др. Греки в свою очередь стали учителями римлян и других народов Европы. Античное культурное наследие было воспринято народами Европы в средние века и в новое время. Таким образом, современная мировая культура создавалась на протяжении тысячелетий трудом и творчеством всех народов мира. Народы Древнего Востока внесли достойный вклад в этот процесс.




1. Зачет по теории Работа и мощность тока
2.  системный блок электроника ПК;2
3. А ~ 4 ступени успеха рекламного обращения внимание интерес желание действие
4. Год рождения образование 1
5.  Трудовое правоотношение- понятие субъекты трудовая праводееспособность
6. экономические показатели
7. Маркетинговое исследование компания Dirol-Cdbur
8. ОБЛОМОВ Можно сказать что роман Гончарова Обломов построен на обобщенных и преувеличенных образах.html
9. I. Это трагическое событие привело к тому что линия реформ была оборвана
10. ТЕХНОЛОГИЯ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ВАГОНОРЕМОНТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ для студентов специальности 150800 И
11. Статья Министра иностранных дел России С
12. Поскольку эта пластическая деформация должна быть связана с движением дислокаций правомерно считать что м
13. равликамолюска ахатіна особливості їх будови та спосіб життя
14. западного федерального округа по самбо среди юношей 1996 ~ 1997 1998 г
15. Тема- Microsoft Word Создание таблиц
16. Первая медицинская помощь при остановке сердца
17. тематика Операции на графах булева алгебра Учебное пособие
18. аN2SO4; бNH42SO3; в NH4НSO4 ; гK2S выбрать правильный ответ Записать название веществ Cu2Cl2 H3PO4
19. Психология производства
20. пирующей на морском просторе