Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1) Текст как изучения гуманитарных наук
Текст это объединенное смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц. Подходы к оценке текста. (Когда ты видишь текст, ты оцениваешь его с точки зрения нескольких подходов и это порождает особенности текста).
1. Лингвистический подход:
- выраженность (знаки препинания)
- ограниченность (размеры)
- структурность (композиция)
- линейность (во времени и пространстве)
Взаимосвязь:
*контекст внетекстовые факторы: социум, автор
*подтекст расширяет смысловое поле. Выходит из способности порождать дополнительные смыслы.
*интертекст влияет на подтекст с помощью другого текста.
*релятивность - отношения с внешней средой
2. Семиотический подход человеческим языком: ты смотришь на текст и оцениваешь знаки и символы. Картинки в тексе это иконические знаки.
3. Культурологический подход культурологическая ценность. Отношение автора и читателя.
Семантика текста это характеристика его отношений с действительностью;
Синтактика (греч. sintaktikos «составленный») характеристика внутренней структуры текста (как организован текст);
Прагматика (греч. pragma «польза, дело») текста характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).
Тезисы Бахтина:
Текст - первичная данность соответствующих гуманитарных дисциплин, объект исследования этих дисциплин, исходный пункт.
Каждый текст предполагает общепонятную (то есть условную в пределах данного коллектива) систему знаков, язык (хотя бы язык искусства). Если за текстом не стоит язык, то это уже не текст, а естественно-натуральное (не знаковое) явление, например комплекс естественных криков и стонов, лишенных языковой (знаковой) повторяемости
Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное и не предопределенное эмпирической необходимостью откровение личности.
2) Текст как предмет изучения семиотики.
ТЕКСТ СЕМИОТИЧЕСКИЙ, как таковой, в нашем понимании специфически семиотическое понятие, а именно: структурированная знаковая система любого типа, выделенная из какого-либо (природного событие, явление, отношение, или созданного "вторая реальность", в т.ч. произведение искусства) денотатного поля с целью извлечения информации. Сам термин "текст" в семиотическом случае никакого сугубо лингвистического содержания не имеет и является только образным названием знаковой системы. Напр., характерные ПРИЗНАКИ или намеренные ЗНАКИ, оставленные на месте события, есть ТЕКСТ, из которого наблюдатель (напр., следователь) узнает, "вычитывает" информацию о характере произошедшего.
Стремление к точному моделированию приводит к созданию метасемиотики: объектом исследования становятся не тексты как таковые, а модели текстов, модели моделей и т. д. Вторая тенденция сосредоточивает внимание на семиотическом функционировании реального текста.
Оформление семиотики культуры - дисциплины, рассматривающей взаимодействие разноустроенных семиотических систем, внутреннюю неравномерность семиотического пространства, необходимость культурного и семиотического полиглотизма, - в значительной мере сдвинуло традиционные семиотические представления.
Дальнейшая динамика художественных текстов, с одной стороны, направлена на повышение их целостности и имманентной замкнутости, а с другой, на увеличение внутренней семиотической неоднородности, противоречивости произведения, развития в нем структурно-контрастных подтекстов, имеющих тенденцию к все большей автономии.
Других важных ее моментов следует подчеркнуть напряжение между тенденцией к интеграции - превращению контекста в текст (складываются такие тексты, как "лирический цикл", "творчество всей жизни как одно произведение" и т. п.) и дезинтеграции - превращению текста в контекст (роман распадается на новеллы, части становятся самостоятельными эстетическими единицами). В этом процессе позиции читателя и автора могут не совпадать.
3) Философско-культурологический подход к изучению текста.
Представители философско-культурологического направления вкладывает в текст особое значение. Текстом является, как культурологическое ценное не каждый связный комплекс. Есть и концепция текста "без берегов" - мир - это всё текст. Философско-культурологический подход в послед. текста использует мало приемлимое толкование( сточки зрения публиц.) категории текста, но именно благодаря этому подходу были внесены важные дополнения в понимание текста.
1. Требование общности культурологического пространства.
2. Особенное положение текста в ряду других объектов реальности. Формируется ценностное отношение к тексту.
3. Идея, по которой не все тексты сохраняются в сокровищнице культуры, а только те, которые могут повлиять на комплекс и культуру других текстов - прецендентные.
Художественные тексты - вид прецендентного текста.
Текстом в литературоведении называется грань литературного произведения, она выделяется с идейно-образным и смысловым аспектами.
Текстология изучает произведения отдельного писателя - авторский слой, идейно-смысловой.
Художественный эффект - один из важнейших результатов взаимодействия читателя и текста.
4) Специфика литературоведческого подхода к изучению текста.
В целом на современном уровне развития лингвистики текста в этой области языкознания можно выделить несколько основных направлений исследований, которые рассматриваются разными лингвистами либо по отдельности, либо во взаимосвязи. Это
1) изучение текста как системы высшего ранга,
2) определение единиц, составляющих текст,
3) построение типологии текстов,
4) выявление особых текстовых категорий.
Лингвисты, изучающие текст как систему, анализируют текст с разных позиций. Одни исследователи демонстрируют структурный подход, рассматривают текст в целом, текст как изолированное, независимое языковое образование более высокого уровня. Исследования в этом направлении сводятся к моделированию формальной, формально-содержательной и содержательной структур текста.
В основе другой точки зрения лежит положение о том, что текст, будучи системой более высокого порядка, чем предложение, сам является частью другой, более сложной системы. Сторонников этого направления можно условно разделить на две большие группы в зависимости от того, какая система, по их мнению, является высшей по отношению к тексту.
Некоторые лингвисты рассматривают текст с функциональной точки зрения и не без основания считают, что текст - это такое явление, которое не может существовать вне общения, вне функциональных задач. По мнению этой группы лингвистов, текст есть языковой компонент акта коммуникации.
5) Теория журналистики и коммуникативистика: сходства и различия в подходах к тексту. Понятие медиа-текст.
Термин "медиа" происходит от латинского "media" (средство) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК - средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). При этом в формулировках "медиа", принятых в разных странах, как правило, нет разночтений. Они отличаются только стилистически.
Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между агентством (источником информации) и массовой аудиторией.
СМИ технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, и распространения информации для массовой аудитории.
Масс-медиа средства массовой информации.
Функции масс-медиа:
- информационная;- воспитательная;- образовательная;- социально-управленческая;- рекреативная; - релаксационная;- компенсаторная;- эстетическая.
Медиаобразование процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники»
Медиатекст - конкретный результат медиапродукции, сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.).
Категория медиа - различные виды (печать, телевидение, кинематограф и др.), формы (рекламные, документальные, образовательные и т.д.) и жанры (статья, интервью, репортаж, драма, комедия и др.) медиатекстов.
Технология медиа - аппаратура, инструменты и материалы, необходимые для производства медиатекстов; способы создания медиатекстов (в плане использования конкретных технических средств, композиции, жанра и т.д.).
Медиаязык - комплекс средств и приемов выразительности, используемых при создании конкретных медиатекстов.
Репрезентация медиа - процесс отражения (репрезентации) жизни человеческого социума (людей, событий, идей и т.д.) в медиатексте.
Журналистика и коммуникативистика: общее и единичное
Общее: - информирование общества, - формирование массового сознания,- передача социального опыта, - оценка явлений, - распространение достоверной информации. - Коммуникативистика является одним из звеньев журналистики.
Единичное: - в коммуникативистике идет использование технич. средств, - прямой отклик, - особый вид информации.
Если рассматривать Internet как СМК, то стоит отметить, что он разбивает общество и в то же время объединяет его на несколько социумов. В СМК входит публицистика это способ, который вызывает активность у тех, кто слушает/читает/смотрит.
6) Научные споры вокруг природы журналистского (публицистического) произведения: школы, основные представители. Полемика о термине.
Продукт творческой деятельности журналиста актуальная научная и практическая проблема. В законах отсутствует четкое определение понятия.
Богуславская В.В. (ростовская научная школа) использует термин «Журналистский текст» - т.е. любой газетно-журнальный текст, неоднородный в плане жанровых особенностей.
Журналистский текст это конкретная реализация языковой системы и определенной социокультурной модели журналистики. Основополагающей в этом смысле для нас является идея Ю. М. Лотмана о том, что текст это передача имеющейся информации, и рождается он в семиосфере - «в синхронном семиотическом пространстве, заполняющем границы культуры
Журналистский текст представляет целенаправленное отражение действительности авторомсубъектом для массового адресата аудитории. Поэтому журналистский текст социален: он отражает и по своей сути является одним из способов человеческих отношений коммуникации.
Журналистский текст имеет ряд специфических черт:- Социальная направленность- Коммуникативная направленность
Богуславская подчеркивает необходимость рассмотрения работы журналиста в сочетании с экстралингвистическими факторами.
Теория Кройчика Л.Е. Публицистический текст особый вид текста, посвященный актуальным явлениям и проблемам текущей жизни общества, используемый как средство выражения плюрализма мнений, т.к содержит авторскую точку зрения на происходящее.
Концепция Кройчика базируется на представлении о различиях, существующих между журналистикой как видом профессиональной деятельности и публицистикой как особым видом творчества.
Публицистика по мнению Кройчика начинается с интерпретации факта: «публицистический текст это всегда интенция всегда соединяет пространство авторской мысли и пространство восприятия авторского замысла аудиторией.
Дискурс термин, пришедший в журналистику из лингвистики (Понятие дискурса трактуется как процесс речемыслительной деятельности и как понятие текста как ее результата, зафиксированного в письменной форме). «Публицистический текст это всегда дискурс».
«Публицистический текст связанный знаковый комплекс, заключающий в себе законченный смысл, соорентированный на передачу общезначимой информации от автора к массовой аудитории».
Концепция Харольского В.В. и его учеников (Смотрова) Воронеж.
Полемика Харольского отражает сложность формирующегося теоретического знания о природе журналистского творчества. Харольский разводит понятия «Журналистский текст» и «Публицистический текст». Рассмотрим их характеристики. Журналистский текст. Предметом являются факты и события. Целевая установка показать событийность, отразить изменчивое состояние действительности, в большей степени информировать. В качестве экспрессивно-смысловой модели выступает авторский посыл. Роль факта атомарный факт: соединение АФ, сингулярность (единичность существа, события, явления). Сопоставимы с сюжетом. Автор коллективный интеллект. Журналистский текст процесс фиксации злободневных фактов и текущих событий.Публицистический текст. Предмет факты, события + вектор их понимания. Целевая установка выразить мнение и оценку/в большей степени ориентировать. Экспрессивно-смысловая модель окраска и оценка факта. Роль факта первичные события сопоставимы с мотивом, эмерджентность (англ. emergence возникновение, появление нового). Автор коллективный интеллект. Публицистический текст это процесс фиксации злободневных фактов и текущих событий, является частью убеждения медийного дискурса.
7) Специфика прагматических, семантических, синтактических отношений журналистского (публицистического) текста.
Категория «публицистический текст» может быть рассмотрена в свете различных научных концепций фолософско-культорологических, коммуникативных и.т.д. Укладываясь в рамки этих подходов (как продукт осмысления, отражения действительности) журналистский текст всё-таки сохраняет свою специфику журналистский (публицистический) текст всегда сохраняет связь с реальной основой.
Три типа отношения к тексту:- семантический- прагматический- синтактический.
Целостное представление:- Структурный аспект (содержание, форма)- Относительный аспект (взаимоотношение с аудиторией).
Прагматические отношения взаимодействие текста с аудиторией. Функциональный объект, представляющий собой реализацию основных функций журналистики как массовой деятельности.
Миссия журналистики способствовать развитию и выживанию отдельного человека и аудитории в целом.
Фокусом прагматических отношений становится категория идеи.
Прагматические отношения:- образуют понимание текста аудиторией - обуславливают стратегическое целеполагание и конкретные творческие задачи.
Прагматическая сторона обуславливает внутреннюю сущность текста семантику и синтактику.
Концепция это идея текста.
Семантика (греч. Semanticos «значимое. Обозначающее»). Семантические отношения фокусируются в понятии «тема». Семантика факты, выводы, аргументы. Образ реального факта, созданного в произведении.
Синтактика (от греч. Sintakticus «составленный»). Синтактика внутренняя структура текста. Организация языковых ресурсов в тексте.
8) Журналистский (публицистический) текст как дискурс
Дискурс термин, пришедший в журналистику из лингвистики (Понятие дискурса трактуется как процесс речемыслительной деятельности и как понятие текста как ее результата, зафиксированного в письменной форме). «Публицистический текст это всегда дискурс».
Любой, по сути, журналистский материал выступает как часть этого дискурса. Публицистическое произведение в той или иной мере всегда интегрировано с важнейшим сегментом общего дискурса политическим дискурсом, который несет в себе идеологическое содержание.
Социальный аспект произведения выступает в сочетании с аспектом идеологическим. Вместе с тем это разные понятия, о чем свидетельствует и анализ приведенных выше примеров. Идеологический аспект, отражая познавательно-смысловую сторону текста, конкретно проявляется в его концепте «языковом воплощении понятия», своеобразном семантическом ядре.
Журналистский текст является отражением действительности, отражением созданного субъектом (автором) для конкретного воспринимающего сознания, то сеть сложным коммуникативным явлением, включающим кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знание о мире, времени, мнение, установки адресата, адресанта). Необходимы для понимания текста:
- составляющим публицистического дискурса является: особенным образом организованное информационное пространство, сосредоточенно на анализе социально значимой ситуации.
- особый тип адресанта биографический автор. Конкретный субъект.
- ориентация на конкретную аудиторию и особый характер взаимодействия с ней. Дискурс не только передает информацию, но и участвует в восприятии информации аудиторией. Если ориентация ослаблена, как следствие мы имеем некачественный текст.
Дискурс отличается от текста по двум позициям:
- важность событийного аспекта (ситуативная значимость).
- должен выступать как целенаправленное социальное действие (система социально пространственно временных координат)
9) Прагматическая направленность интертекстуальных включений журналистского (публицистического) текста.
Не забываем, что прагматические отношения - это взаимодействие текста с аудиторией.
Органично присущее тексту свойство включать в себя сторонние элементы, а также наложение одних ассоциативно-семантических структур на другие с образованием новых дополнительных значений называется интертекстуальностью.
Интертекстуальность, будучи неотъемлемым качественным признаком любого связного и целостного знакового образования, отражается в понятии интертекста. «Это те элементы иного текста, которые присутствуют в смысловой структуре рассматриваемого текста как неотъемлемая ее часть.
Интертекст всегда сжатый парафраз текста-источника, возникающий не непосредственно из самого текста-источника, а опосредованно через представление о тексте-источнике в культурном тезаурусе читателя».
Принцип интертекстуальности реализуется сложно, процесс реконструирования прежних текстуальных образований протекает неоднозначно, возможно диалектическое отрицание «устаревших» понятий, что дает повод говорить, в частности, и о «негативной интертекстуальности». Художественное творчество и публицистика различаются в этом отношении, как и во многих других. «Функциональное отличие интертекста в поэтическом тексте от интертекста в журнальных статьях заключается в том, каким образом интертекст включается в смысловую структуру текста.
Чтобы особо подчеркнуть причинно-следственные связи, четко выделить хронологическое и логическое детерминирование интертекста, используют понятие претекста.
Любые варианты интертекста оказывают в той или иной мере воздействие на формирование подтекста дополнительного семантического образования, возникающего в пределах текстового материала и в определенной степени скрытого в нем, всегда неявного, требующего домысливания. В одном произведении может быть один подтекст, а может быть и несколько.
11) Идейно-тематическое своеобразие журналистского (публицистического) произведения.
Традиционно под идеей понимается главная мысль произведения, в которой воплощаются авторское открытие достигнутое автором понимание предмета, понимание цели повествования, передаст определенную ценность и интерес аудитории.
Но категория идея ЖТ имеет свою специфику: в связи с тем, что контакт журналистского текста с потребителем информации происходит на двух уровнях: социальной практики (массовое сознание) и субъективной практики (индивидуальность субъективного сознания автора). Пронин предложил разделять идею в журналистском произведении условно на опорную и рабочую.
Опорная идея может фиксировать в общественном сознанию как общепринятые нормы, либо мировоззренческие установки. В качестве опорной идеи может выступать бытовое правило. Опорная идея очень часто не формулируется как прямое высказывание, но она является опорой мыслительной работы журналиста и проявляется как глубинный подтекст. Наличие опорной идеи необходимое условие сознания журналистского текста. Она придает устойчивость, социальную значимость произведению.
Рабочая идея. Прямо проявляется в тексте. Журналистское произведение всегда акт практический, а не теоретический, поэтому в любом тексте всегда на первый план должна выходить конкретная программа разрешения.
Кройчик утверждает, что конкретное разрешение не обязательно должно сводиться к указанию конкретных путей и способов. Оно должно сводиться к тому, что в результате рабочая идея проявляется в тексте как решение ситуации. Имеет 4 компонента: цели, средства, исполнители и гаранты. В каждом конкретном произведении рабочая идея может разворачиваться по-разному: в больших жанрах прописана, в маленьких максимально свернута.
10) Роль автора в журналистском (публицистическом) произведении.
В современной журналистике образ автора соотносится и с особенностями индивидуального стиля журналиста, и со всем строем его сугубо личностного мировосприятия.
До недавнего времени не существовало четкого терминологического аппарата по определению данного понятия. Очень часто образ автора соотносили с неким художественным образом, хотя существует большая разница между функцией автора в литературном и журналистском произведениях. Чтобы показать эти различия, рассмотрим вопрос о соотношении образа автора с реальной личностью в литературе и в публицистике.
Образ автора в литературном произведении, как правило, не совпадает с реальной личностью писателя. Здесь он выступает в качестве художественного образа, созданного по законам типизации. При этом автор в литературном произведении, с одной стороны, наделен широкими возможностями в изображении героев, а с другой обладает богатым спектром самовыявления.
Автор является центром того «замкнутого бытия», в границах которого возникает своеобразный художественный мир, существующий по своим законам.
Иные функциональные задачи стоят перед автором журналистского произведения. Здесь, как правило, мы имеем дело не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом, т.е. с личностью журналиста.
Среди задач, стоящих перед автором журналистского произведения, можно назвать следующие: во-первых, журналист как носитель идейного замысла произведения должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий и, во-вторых, постараться проявить свою творческую индивидуальность.
В мировоззренческой позиции автора проявляется совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности журналиста и его отношение к действительности.
Автор журналистского произведения, выражая свои мировоззренческие взгляды, тем самым проявляет особенности своего самосознания.
Автор журналистского произведения, стремясь вовлечь читателя в познание исследуемого вопроса, выдвигает различные тезисы, аргументы и суждения. При этом осознание журналистом истинности собственных выводов может выражаться в следующих формах: уверенность в выдвигаемых положениях; сомнения в их истинности; догадки о возможности их истинности и т.д. Все эти мыслительные авторские проявления выступают в качестве психологических элементов, призванных придать авторской позиции особую воздействующую силу.
Таким образом, авторское сознание проявляется в журналистском произведении посредством демонстрации различных мировоззренческих взглядов.
12) Факт как основа журналистского (публицистического) произведения. Связь факта с актуальной общественной проблемой.
Основа журналистского про изведения - факт. Это понятие используется в двух значениях.
Во-первых, фактом называют любой состоявшийся, происшедший момент действительности. Во-вторых, под фактом подразумевают «форму человеческого знания, обладающего достоверностью.
Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать их соответствие действительности.
Факт (от пат. factum - сделанное, свершившееся) - действительно существующее, невымышленное событие, явление - то, что произошло на самом деле, основанное на теоретическом обобщении.
Большое значение в тексте имеют мнения, объяснения, гипотезы. Объяснение - обозначение с помощью причинно-следственных связей; гипотеза - предположение, версия события.
Работая над текстом, журналист систематизирует и группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описании, уровню обобщенности. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.
Факт в журналистике: достоверное отражение фрагмента действительности, обладающее реальной репрезентативностью. С его помощью создается модель действительности. Используются разнородные факты.
В какой мере можно верить фактическим данным? Для журналистов важно:
- из каких источников они получены;
- какие цели преследовали люди, сообщившие о них;
- четко различать факты науки и обыденные факты.
Суждение может быть разным по содержанию. Факт соответствует самым абстрактным по своему характеру суждениям. Это интерпретация событий, наш образ ситуации. Образ, который в результате проверки (верификации) оказался истинным.
Достоверный факт - это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации.
Недостоверный факт - это суждение о событии, верифицировать которое оказалось невозможным.
Совокупность истинных суждений о событии, образующих завершенный сюжет этого события, может быть названа реальным фактом в отличие от отдельно взятого истинною суждения об этом событии вербального факта.
Понятие «факт» неразделимо с понятием «тема». Тема=факт+проблема.
В журналистике необходимо различать онтологический и гносеологический смысл понятия.
Онтологический: Факт единица действительности, доступная эмпирическому опыту, наблюдению, но существенно не зависящая от сознания человека. Фактом в онтологическом смысле является и событие (точно фиксированное в пространстве и времени элемент изменения действительности), но и ситуация (совокупность событий, существующих на противоречии). Фактом может быть и процесс (взаимосвязанные, взаимообусловленные действия, события, ситуации).
Гносеологический: Факт фрагмент сознания, отражающий единицу реальности (порождение мыслительной деятельности человека).
13) Специфика идеи журналистского (публицистического) произведения: понятия «опорная» и «рабочая идея».
Традиционно под идеей понимается главная мысль произведения, в которой воплощаются авторское открытие достигнутое автором понимание предмета, понимание цели повествования, передаст определенную ценность и интерес аудитории.
Но категория идея ЖТ имеет свою специфику: в связи с тем, что контакт журналистского текста с потребителем информации происходит на двух уровнях: социальной практики (массовое сознание) и субъективной практики (индивидуальность субъективного сознания автора). Пронин предложил разделять идею в журналистском произведении условно на опорную и рабочую.
Опорная идея может фиксировать в общественном сознанию как общепринятые нормы, либо мировоззренческие установки. В качестве опорной идеи может выступать бытовое правило. Опорная идея очень часто не формулируется как прямое высказывание, но она является опорой мыслительной работы журналиста и проявляется как глубинный подтекст. Наличие опорной идеи необходимое условие сознания журналистского текста. Она придает устойчивость, социальную значимость произведению.
Рабочая идея. Прямо проявляется в тексте. Журналистское произведение всегда акт практический, а не теоретический, поэтому в любом тексте всегда на первый план должна выходить конкретная программа разрешения.
Кройчик утверждает, что конкретное разрешение не обязательно должно сводиться к указанию конкретных путей и способов. Оно должно сводиться к тому, что в результате рабочая идея проявляется в тексте как решение ситуации. Имеет 4 компонента: цели, средства, исполнители и гаранты. В каждом конкретном произведении рабочая идея может разворачиваться по-разному: в больших жанрах прописана, в маленьких максимально свернута.
14) Требования, предъявляемые к «рабочей идее» журналистского (публицистического) про изведения. Рабочая идея информация, выработанная непосредственно при освоении реальной конкретной ситуации и подсказывающая адресату внешние или внутренние действия в целях разрешенич проблемы, т.е. собственно журналистская информация (по терминологии Е.И. Пронина).
Есть основания согласиться с утверждением Е.И. Пронина, что журналистский текст несет в себе особый вид информации журналистскую информацию (при этом имеется в виду характер той «управляющей связи», которая возникает в момент контакта человека с текстом). Согласно заключению исследователя, она характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакций на публикации.
5 разновидностей РИ в современной российской журналистике:
- «прими к сведению и действуй по усмотрению» (вариант «и делай выводы»);
- «действуй, как они, если подходят условия»;
- «не допускай повторения подобного»;
- «есть такие-то варианты решения проблемы; исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй»;
- «решение проблемы неизвестно: подключайся к поискам».
Рабочая идея конкретная концепция, программа, выработанная журналистом и представленная в тексте. При написании текста выходит на первый план.
Отсутствие рабочей идеи может свидетельствовать о том, что текст написан впустую.
- РИ должна выражаться прямо.
- РИ стержень журналистского произведения.
Основной формирующий элемент РИ четкое обозначение цели.
Компоненты журналистского произведения: цели, средства достижения, исполнители, гарант (общественные силы, правовые основы, закономерности, контролирующие достижение цели).
РИ логически обусловленная связь элементов.
РИ обеспечивает влияние на социальную практику.
Содержание РИ не определяется по субъективному произволу журналиста, а открывается им при тщательном изучении реальной действительности. Логика реальной жизни диктует логику РИ.
15) Понятие элементарных выразительных средств (ЭВС) журналистики (публицистики).
Элементарные выразительные средства (ЭВС) это своего рода искусственный язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях. Понятие ЭВС, введенное Е.И. Прониным, сложилось при осмыслении информационной природы и знакового инструментария журналистского творчества. ЭВС прекрасно служит при анализе структуры текста. Поскольку, с одной стороны, объединяет весь «строительный материал», используемый для создания журналистского произведения, а с другой позволяет легко его дифференцировать.
Для журналиста факты это прежде всего достоверные сведения, устанавливающие реальность существования каких-либо явлений (предметного или идеального, т.е. информационного ряда) в настоящем или прошлом.
факт как одно из ЭВС служит не только воспроизведению событий, из которых складывается ситуация, не только воспроизведению облика действующих лиц, но и воссозданию обстановки происходящего характерных деталей, как принято говорить.
Нормативная информация. Нормы представляют собой требования, адресованные обществом социальным группам, отдельным личностям. Общественные нормы многообразны. Они могут быть отнесены к тем или иным типам, в зависимости от оснований классификации. Они, например, могут быть политическими, экономическими, моральными, техническими, медицинскими и т.д.
Из этого следует, что потребителя информации СМИ будут интересовать сведения следующего плана:
• о соблюдении норм, выполняемых данным читателем, другими людьми;
• о том, как оценивается обществом соблюдение (нарушение) норм;
• о возникновении новых норм в общественной жизни.
16) Фактологический ряд элементарных выразительных средств, его роль в передаче содержания журналистского (публицистического) произведения.
Элементарные выразительные средства (ЭВС) это своего рода искусственный язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях.
КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? эти четыре вопроса определяют содержание факта как средства для выражения описательной информации, полученной журналистом в результате точного установления границ интересующего его «атома действительности».
Фактоиды смысловые единицы, в которых отображаются такие характеристики фрагментов воспроизводимой ситуации, которые поддаются лишь частичной проверке и поэтому обладают меньшей степенью достоверности.
Эмпирические обобщения это смысловые единицы, напоминающие статистический факт: в них тоже сообщается о фрагментах ситуации в обобщенном виде.
В совокупности рассмотренные здесь смысловые единицы (факт, фактоид, эмпирические обобщения) образуют фактологический ряд ЭВС журналистики, который используется для:- материализации описательной информации, отражающей конкретную реальную ситуацию как «молекулу» действительности;- воссоздания облика действующих лиц, обстановки происходящего характерных деталей, как принято говорить;- выявления связи конкретной реальной ситуации и более масштабной проблемы;- выявления причинно-следственных связей происходящего, демонстрирования степени авторской включенности в ситуацию, обозначения вариантов развития событий в условиях, альтернативных сложившимся.
Чтобы раскрыть смысл сегодняшних фактов, приблизить их к читателю, помочь ему понять их и оценить, журналистика прибегает к использованию материала культуры, включая его в тексты как специфические смысловые единицы.
17) Нормативный ряд элементарных выразительных средств: общая характеристика, роль в журналистском (публицистическом) произведении.
Чтобы авторская позиция могла быть воспринята точнее, в журналистике оказался востребованным еще один вид ЭВС культурологического ряда нормативы. В сущности, это тоже смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие в себе значимый социальный опыт. Однако и они, и форма их бытования в журналистских материалах иного свойства. В отличие от образов, позволяющих адресату информации соотнести новые для них факты с известными им конкретно-чувственными представлениями, нормативы обращают нас к установлениям общества, которые в культуре существуют в виде неких директив законов, правил, норм.
Установления общества, которые осознаются журналистами как нормативы, могут относиться к самым разным сферам действительности. Прежде всего, конечно, это положения законодательства и моральные принципы, идеологические доктрины и правительственные документы. Но рядом с ними и технологические инструкции, и медицинские рекомендации, и правила техники безопасности, и нормы этикета. При раскрытии существа происходящего все они весьма значимы.
Любой из вариантов воспроизведения образов и нормативов требует, чтобы журналист, прибегая к нему, заботился о контакте с аудиторией: с одной стороны, образы и нормативы в его произведении должны быть близки и понятны ей, а с другой достаточно свежи, не «затасканы», чтобы не отталкивали банальностью.
18) Образный ряд элементарных выразительных средств, требования к выразительным средствам образного ряда.
Эпизоды из истории общества, фрагменты социального опыта отражены в образах, зафиксированных историей, культурой, лексикой. Многие из них восходят к архетипам крупицам коллективного бессознательного, которые лежат в основе человеческой символики. Журналист ставит факты текущей действительности в контекст таких образов и в тексте возникает слой оценочной информации
Но сказать, что этот ряд ЭВС сводится к образам прошлого, будет неверно. Опыт человечества отражается не только в историческом материале. А разве не содержится он в художественных произведениях, в фольклоре, где подчас рождаются вечные образы?
Даже в поэзии мы находим обобщения в понятиях:
образный ряд ЭВС в журналистике («образы») складывается из прецедентов истории и деяний исторических лиц, из фрагментов художественных произведений и характеров их героев, из фольклорных сюжетов и притч, образных откровений науки, из перлов языковой сокровищницы. Существует много вариантов их применения, мы будем говорить о них далее как о методах предъявления ЭВС в тексте. Но любой из них требует, чтобы журналист, формируя в произведении образный ряд, заботился о контакте с аудиторией: с одной стороны, образы должны быть близки и понятны ей, а с другой достаточно свежи, не «заезжены» до банальности. они, отдалившись от нас во времени, как бы утратили свою исходную, действительную ипостась. Остались следы от них, их образы, «законсервированная информация» о них без возможности соотнести ее с реальностью. А поскольку понятие «факт» в журналистике мы употребляем в связи с текущей реальной действительностью, можно сказать, что прецеденты истории не что иное, как «бывшие факты».
Образы как ЭВС журналистики есть такие смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие в себе прошлый социальный опыт, с сохранением их конкретно-чувственной, представляемой формы (Лазутина Г.В.)
19) Журналистский (публицистический) образ» как средство выразительности и организации журналистского (публицистического) произведения.
Допущение субъективного начала не противоречит документальной основе журналистского произведения. Различные приемы авторского самовыражения лишь способствуют более глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Среди этих приемов особо выделяется категория авторского "я".
Образ размышляющего автора может быть раскрыт не только через его познание внешнего мира, но и через самопознание и самоанализ. Введение в журналистское произведение авторского "я" всегда имеет мотивированный характер. В одном случае журналист объясняет читателю, чем определен выбор темы выступления или предпринятой им поездки, в другом сразу выражает суть понимания стоящей перед ним проблемы, в третьем выдвигает исходный тезис своего выступления и т.д.
Используя такое выразительное средство, как авторское "я", журналист стремится привлечь читательское внимание. Это достигается, с одной стороны, за счет проявления личностного отношения к описываемым событиям, а с другой за счет интимизации авторского стиля повествования. Исповедальная тональность письма может сразу настроить читателей на чувственное восприятие произведения.
Собственные суждения автор может строить, исходя из поставленных вопросов. Вопрос, представляя определенную форму мышления, ориентирует автора на получение ответа в виде некоторого суждения или группы суждений.
Произведения журналиста отличаются динамичностью. Журналист, работающий с различными фактами, документами, идеями, может по своему усмотрению их группировать, интерпретировать, описывать события с конца от следствия к причине, останавливать время, делить его на интервалы, прерывать.
Движение журналисткой мысли, как правило, завершается умозаключением. В умозаключении роль авторского "я" не снижается. На основе тех или иных выдвинутых суждений автор приходит к неким обобщенным выводам, тем самым, подводя определенные итоги своей познавательной деятельности. При этом выводы представляют не формализованные по содержанию умозаключения, а своего рода образные обобщения.
Истоки индивидуального стиля деятельности кроются во взаимодействии мировоззрения и нравственных норм, знаний и умений, интеллекта и чувств, темперамента и характера журналиста. А поскольку комбинаций таких связей великое множество, то и разнообразие творческих индивидуальностей в журналистике потенциально велико.
Индивидуальный стиль деятельности характеризуется значимостью тематики, глубиной разработки темы, оригинальностью творческих приемов, совершенством формы произведений.
Авторские суждения, оценки и мнения во многом проявляют позицию журналиста в отношении познаваемого объекта.
20) Журналистское (публицистическое) произведение как целостное образование: типы связей.
Специфика организации журналистского произведения проявляется в трех типах внутритекстовых связей.
Первый тип поверхностные связи, наиболее очевидные, те, которые отграничивают текст от иного и поэтому доступны наблюдению в первую очередь. Они обеспечивают «сцепление» микросмыслов, превращая их в некую последовательность текстовых элементов, претендующую на то, чтобы восприниматься как целое.
Поверхностные связи журналистского текста примечательны тем, что имеют отчетливо вараженный монтажный характер. Он обусловлен тем, что они задаются не только объектом действительности, который отражается в произведении, но и субъектом деятельности его замыслами, предопределяющими опосредованность отражения.
Второй тип внутритекстовых отношений выражают собой глубинные связи. Они возникают между удаленными друг от друга текстовыми элементами, если те ориентированы автором на решение единой задачи. Когда такая задача имеет частный характер и для ее решения нужны текстовые элементы внутри одного информационного слоя, эти связи проявляют себя как интеграл: из разрозненных родственных микросмыслов они образуют более крупное смысловое образование микротему. Когда же такая задача усложняется и для ее решения требуются текстовые элементы разных информационных уровней, глубинные связи проявляют себя как интегрально-дифференциальная система. С одной стороны, они объединяют ориентированные на решение общей задачи разноуровневые микросмыслы, создавая внутри пространства текста отчетливо различимые смысловые поля подтемы. А с другой отграничивают эти поля друго от друга, предопределяя тем самым последовательность подтем.
Композиция алгоритм объединения глубинными связями микросмыслов, задаваемых авторским замыслом, в микротемы и смысловые поля, которые предъявляются в тексте в виде определенной последовательности подтем. В журналистике как творческой деятельности этот алгоритм отражает ее информационно-коммуникативную напраленность.
Третий тип внутритекстовых связей журналистского произведения по функциям сродни рамке: они фиксируют, закрепляют его целостность. Метасвязи связи между связями. Они обеспечивают тексту качественно новый уровень единства.
Метасвязи проявляют себя как материя очень тонкая. В результате пересечения поверхностных и глубинных связей, объединяющих микросмыслы разных уровней и разных рядов в микротемы и подтемы, в произведении формируется новое, надсмысловое образование некий сверхсмысл. По отношению к тексту он проявляет себя как его «метка» - журналистский образ, который автор произведения корреспондирует адресату информации вербально или невербально, через сам «ход» произведения.
21) Композиция журналистского (публицистического) произведения. Технология работы над композицией.
Композиция алгоритм объединения глубинными связями микросмыслов, задаваемых авторским замыслом, в микротемы и смысловые поля, которые предъявляются в тексте в виде определенной последовательности подтем. В журналистике как творческой деятельности этот алгоритм отражает ее информационно-коммуникативную напраленность.
Композиция присуща всякому произведению. Многие исследователи традиционно отмечают её стандартность, типизированность в журналистском тексте. Выделение композиции как элемента структуры произведения предполагает, что первая это элемент не только содержания, но и формы.
Следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста (Лазутина Г.В).
Архитектоника соразмерность частей, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии.
Важные предпосылки для успешной работы журналиста над текстом таковы:- владение методами формопостроения;- знание законов сюжетно-композиционного построения;- представление о принципах архитектоники.
Внутренняя композиция это система образов, характеров (сюжет для художественной литературы, для публицистики соотношение фактов, логика развертывания текста).
Внешняя композиция расчленение непрерывного текста на композиционные единицы. С ней связана концептуальная информация: переход от одной подтемы к другой выражает значимость таковой (переход происходит от более важных к менее важным подтемам).
22) Структурные связи журналистского (публицистического) произведения, правила «монтажа».
Монтаж система действий, направленных на объединение поверхностными связями микросмыслов, которые задаются авторским замыслом. В произведении они предъявляются по определенным правилам в виде последовательности текстовых элементов.
Правила монтажа словесного поля журналистского текста:
- Соблюдать четкость представления текстовых элементов в их собсвенных границах.
- Контролировать, как соотносятся текстовые элементы слоя фактологической информации с текстовыми элементами слоя оценочной, соблюдая пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала.
- Выдержать смысловую, стилистическую, интонационную цельность используемых монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.
23) Журналистский (публицистический) образ, как средство организации текста.
«Персона» журналиста стержневая в языковой действительности журналистского текста становится концептуально важной и для самого издания. Речь идет об авторских колонках и рубриках, колонке редактора. Наблюдается тенденция к смещению центра: выбор информации потребителем зависит уже не только от самого материала (удачного заголовка, тематики и проблематики публицистического произведения), но и от автора. Имя журналиста становится в определенном смысле «брендом» издания. Журналист в современном мире публичный человек. Но с популярностью профессии возрастают и требования, при этом формируется новый тип журналиста-профессионала. Основным показателем персонификации журналиста является активизация модальных процессов в средствах массовой информации и коммуникации.
24) Современные проблемы журналистского (публицистического) творчества.
По словам Кройчика, для нынешней журналистики характерно: отсутствие откровенности и сокровенности, обезличение слова, опошление языка. Проблемы современной журналистики: отсутствие ответственности за написанное, отсутствие равноправных отношений, неуважение к окружающим и к себе самому, формирование заказной публицистики, отсутствие диалога с аудиторией, размытая личность автора. (По статье «Публицистика смутного времени»).
25) Проблемы теории журналистского (публицистического) произведения.
Проблемы журналистского творчества всегда находятся в поле зрения как теоретиков, так и практиков, Интерес к данной теме обусловлен рядом причин: во-первых, потребностями самих творцов, пытающихся осмыслить особенности индивидуального творчества, во-вторых, потребностями журналистской практики, ориентированной на выработку оптимальных моделей журналистской деятельности, в-третьих, потребностями журналистской теории, стремящейся выявить общие закономерности творчества журналистов. Эти проблемы нашли отражение в целом ряде теоретических работ. Одни авторы особое внимание уделяли общеметодологическим основам журналистского творчества, другие психологическим основам данного вида деятельности, третьи особенностям публицистического творчества, четвертые индивидуальным и коллективным началам в творческом труде журналиста, пятые технологическим приемам журналистского труда. Во всех работах выявлены не только сущностные характеристики журналистского творчества, но и функциональные особенности данного вида человеческой деятельности.
Мы рассмотрим основные направления, которые развивают теоретики в изучении творческой деятельности журналиста; расскажем об особенностях творческого процесса, связанного с созданием информационного продукта; обратимся к различным аспектам функционирования творческого мышления человека; наконец, остановимся на различных способах развития профессиональных качеств и умений журналиста. Но прежде попытаемся разобраться в феномене творчества.
рассматривается целая совокупность психических явлений, возникающих в ходе творческой деятельности человека. Изучение психологии творчества имеет три направления: общее, в котором рассматриваются психологические механизмы творчества; дифференциальное, в котором исследуются различные факторы, детерминирующие индивидуальные различия творцов; прикладное, ориентированное на рассмотрение отдельных сторон и моментов творческой деятельности человека. Проблема творчества имеет несколько граней: процесс творчества, творческая личность, творческие способности, творческий климат.
26) Жанр журналистского (публицистического) произведения как предмет научной дискуссии. Научные определения понятия.
Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала. Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров. Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические
Жанровые признаки всегда формировались только в процессе журналистского творчества.
Постоянно установленные обычаи - этикеты порядка осмотра мира (как мне кажется) называются жанрами". Это предположение высказано теоретиком литературы и кино Шкловским.
Жанрообразующие факторы в журналистике: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика.
Кройчик. Современные тенденции: Текст потеснил жанр. Причины: 1. Вместе с советской системой организации СМИ рухнула система жанров. Одновременно началась переоценка: усиление одних и почти уход других. 2. Появление новых жанров (исповедь, журналисткое расследование). 3. Унификация жанров из-за глобального информационного пространства. 4. Проблема свободы слова, доступа к информации, гласности.
Жанр это относительно устойчивая структурная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца.
• это оптимальное решение творческой задачи, стоящая перед публицистом.
• особая роль творческой интуиции.
Тертычный. Как уже отмечалось выше, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. Знание этих факторов помогает более четко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров периодической печати. В современной теории журналистики выделяются в качестве основных, как правило, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика.
Пронина. Жанр категория историческая, поскольку для появления жанра необходимы новый предмет и новая целевая установка. Пронин предлагает сопоставлять и описывать жанры по
• Предметный подход к отображению реального процесса социальной практики.
• Целевая установка на уровень осмысления предмета изображения.
Жанр исторически сложившиеся, целостные, относительно устойчивые виды единого типа текста, различающиеся по способу освоения жизненного материала.
Создать жанр в одиночку невозможно. Жанр это наиболее оптимальная форма передачи информации.
27) Теория В. Шкловского о возникновении «жанров».
К вопросу о происхождении
Прежде всего, заметим, что очерк от фельетона читатели явно отличают. И когда сами пишут в газету (как умеют, от души), произведения их по форме удивительно напоминают популярные журналистские жанры: заметку, зарисовку, информационную корреспонденцию. Для объяснения этого явления служит «теория порождающей модели»: читатели (и, кстати, начинающие журналисты тоже) принимают за образец тексты из той же газеты, в которую они обращаются. Конечно, при этом они не думают, что творят в определенном жанре. (Но ведь и герой комедии Мольера тоже никогда не подозревал, что всю жизнь он говорил прозой!) Больше того: читатели могут и не догадываться, насколько умело они пользуются основными жанрами современной журналистики. И насколько значительна их, читателей, роль в сохранении этих «устойчивых форм».
В самом деле, ведь не авторами учебников жанры придуманы. И самый удачливый и талантливый журналист в одиночку жанра не создаст, а может оказаться всего лишь первооткрывателем, выразителем того нового, что уже созревало в сознании общества
Что такое жанр?
Большинство журналистов-практиков ответ на этот вопрос считает бесполезным. Жанрами просто пользуются, без всякой теории.
Из определений со школьных лет в памяти оседает: «устойчивая форма».
Форма чего?
В самом общем смысле форма отражения действительности
Теория, предложенная Шкловским, может быть принята за основу, потому что она практична.
Прежде всего, она объясняет, как формируется жанр, и какое значение он имеет для автора и для читателя.
28) Жанрообразующие факторы (признаки) и их роль в образовании конкретных типов журналистского (публицистического) текста и групп жанров.
Жанрообразующие факторы в журналистике: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика.
Предмет отображения: в аналитической журналистике это и отдельное событие, и процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.
Событие - точно фиксированный в пространстве и во времени шаг в общественном процессе. Процесс - последовательность взаимосвязанных действий, событий. Ситуацией можно назвать определенное, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений, сложившихся между членами какого-либо коллектива.
Целевые установки могут быть: не предусматривающими определенного идеологического или иного воздействия на аудиторию (имеется в виду нацеленность на удовлетворение коммерческих интересов издания); предусматривающими определенное воздействие. Оно может быть результатом: а) объективного информирования; б) манипулятивного воздействия (или дезинформации). Рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью, например, в нескольких словах познакомить читателя с этим событием, коротко обозначить его причину, лаконично выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка.
Творческие целевые установки, наиболее часто реализуемые журналистами в разных ситуациях и в максимальной мере влияющие на характер текстов: Описание предмета, выявление причинно-следственных связей, оценка предмета отображения, прогноз развития предмета отображения, формулирование программы действий.
Методы исследования предмета.
Две основные группы методов: рационально-познавательные и художественные методы. Рационально-познавательные методы включают в себя два уровня познания эмпирический и теоретический. Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих основной поток аналитических публикаций.
Применение художественных методов в журналистике обычно идет параллельно с применением рационально-познавательных, что приводит к созданию не собственно художественных, а художественно-публицистических произведений.
Эмпирические методы: метод наблюдения, метод проработки документов, методы интервью, беседы, опроса, анкетирования, опрос, метод эксперимента.
Теоретические методы: две основные подгруппы: формально-логические, или методы выводного знания, и содержательно-логические (диалектические).
Формально-логические методы. Индуктивное умозаключение и дедуктивное умозаключение, традуктивное умозаключение. Такой метод применяется в двух основных формах: сравнения и аналогии.
Содержательно-логические методы исследования. В отличие от формально-логических методов, предполагающих неизменность явлений, по отношению к которым выносятся те или иные суждения: методы анализа и синтеза, гипотетический метод, метод историзма, логический.
Художественный метод. Суть метода заключается в безграничном применении авторской фантазии, вымысла, которые дают необходимую для творца свободу создания художественного образа и выявления через него «правды жизни в целом».
29) Методики выделения и анализа жанров журналистики (публицистики)
Теория Кройчика (хороша для жанра независимой газеты).
Жанр относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отношением к действительности и характером отношения к ним творца.
Кройчик делает акцент на неразрывной связи категорий «текст» и «жанр».
Жанр категория эстетическая.
Жанр жестко детерминирован (причинно обусловлен):
- объективными свойствами факта;
- конкретными задачами, решаемыми изданием и автором;
- мировоззренческими и индивидуально-психологическими особенностями личности журналиста.
Любое отражение действительности это уже творческий акт.
Из определения журналистики пропало слово «творчество». Журналистика репродуктивная деятельность.
Категориальные признаки жанра по Кройчику:
- гоносеологическая категория, т.к. выбор жанра обусловлен творческой задачей;
- морфологическая (особая структура, место факта);
- аксеологическая (т.к. жанр некая карта действий с акцентами, ценностями).
- созидательная
Система жанров по Кройчику (5 групп в соответствии с целевой установкой).
В соответствии с 3мя типами целевой установки Кройчик выделяет:
1) сообщение о новости или возникшей проблеме;
2) фрагментарное или обстоятельное осмысление информации;
3) эмоциональное воздействие на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне).
ЖАНРЫ:
- оперативно-новостные (заметка);
- оперативно-исследовательские (интервью, репортаж, отчет);
- исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия);
Исследовательско-образные (= художественно-публицистические по Тертычному) очерк, эссе (у Тертычного оно относится к аналитическим) + все сатирические жанры (памфлет, фельетон)
По Тертычному:
Колумнистика, появившаяся в 1985 году под вопросом.
30) Системы жанров периодической печати. Сравнительно-сопоставительная характеристика групп жанров.
Жанр - тип текста (определенный) в котором исторически определился определенный набор позновательных операций, которых может использовать потр-ть субъект, сталкиваясь с новым предметом и оказавшись перед необходимостью отражения этого предмета.
Каждый жанр вписан в матрицу, в систему и обладает определенным набором элементов, признаков.
Научная концепция теории жанра: (наибольшей популярностью пользуется теория Тертычного)
КОНЦЕПЦИЯ ТЕРТЫЧНОГО:
он опирается на идеи советских предшественников (Пронина).
Определение жанрам по Пронину: исторически сложившиеся относительно устойчивые виды текста, различающиеся по способу освоения жизненного материала.
Каждый жанр - определенный способ отражения действительности. Тертычный определяет жанр, как устойчивые типы публикаций, объедененные сходными содержательно-формальными признаками.
Жанрообразующие и жанровые признаки позволяют выделять как отдельные, так и группы жанров (Тертычный и компания на основе признаков выделяют жанры, 3 группы):
- Информационные (новостные)
- Аналитические
- Художнственно публицистические
ИНФОРМАЦИОННЫЕ (новостные):
Предмет - событие, новость. Это может быть заметка, корреспонденция, отчет, репортаж, интервью.
Целевая установка - оперативно зафиксировать внешние параметры факты (события).
Методы - репродуктивно-фактологический (повтор, сфотографировать факт).
Особенности формы - см.ниже. (Мягкая и жесткая новость).
АНАЛИТИЧЕСКИЕ:
Предмет: (+ статья, обозрение, открытое письмо, эссе, рецензия), ситуация, процесс в контексте проблемы.
Целевая установка - сориентировать на основе анализа действительности.
Методы - комментирование, либо интерпр-ия.
Особенности формы - в соответствии с жанром.
ХУДОЖЕСТВЕННО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ:
Предмет - (и т.д.+зарисовка, очерк, сатирические произведения), человек - событие, факт во времени и пространстве.
Целевая установка - к двум предыдущим + норма образования (изменение сознания людей).
Методы - + типизация (выбирается ситуация, имеющая типичный, показательный характер).
Особенности формы - использование образности.
Л.Е. Кройчик (теория жанра):
Жанр, как относительно устойчивую структурную организацию текста, обусловленную своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца. Акцент на связи категория текста и жанра.
Жанр причинно обусловлен (жестко детерменирован):
1. Объективными свойствами факта.
2. Задачи издания и автора (за скобки вынесли аудиторию).
3. Мировоззренческими и индивидуально-психологическими особенностями личности ЖУРНАЛИСТА (речь о методе).
Система жанров по Кройчику: (5 групп)
*Целевая установка. В соответствии с тримя типами целевой установки, Кройчик выделяет 5 групп жанров.
1. Сообщение о новости - ОПЕРАТИВНО-НОВОСТНЫЕ ЖАНРЫ (заметка)
*или о возникшей проблеме ОПЕРАТИВНО-ИССЛЕД-ИЙ (интервью, репортаж, отчеты).
2. ФРАГМЕНТАРНОЕ - ИССЛЕДСКОНОВОСТНЫЕ (корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия)
* или обстоятельственное осмысление ситуации - ИССЛЕД-ИЕ ЖАНРЫ (статья, обозрение, письмо, сист.анализ).
3. Эмоциональное воздействие на аудиторию (на логико-понятийном или - ИССЛЕД.ОБРАЗНОЕ на ПОНЯТИЙНО-ОБРАЗНОМ уровне), (очерк, эссе, памфлет, фельетон).
- ИнФОРМАЦИОННЫЕ (новостные) жанры периодической печати. Общая характеристика группы: предметом отображения во всех новостных жанрах - событие, как новость.