Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Знание о личности ~ это часть психологического знания которая больше всего отражает интерес к челове

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Психология личности

  1.  Общая характеристика представлений о личности в зарубежной психологии.

Знание о личности – это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами.

Зарубежные психологи используют следующее рабочее определение: личность – это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения.

При описании теории личности зарубежные психологи сосредоточиваются на 5 областях: 1) структура – базовые элементы, или строительные блоки, личности; 2) процесс – динамические аспекты личности, включая мотивы; 3) рост и развитие – как мы развиваемся в уникальные личности; 4) психопатология – природа и причины нарушений в нормальном функционировании личности; 5) изменение – как люди меняются и почему они иногда сопротивляются изменениям или вообще не способны меняться.

В построении концепции человека наиболее популярны такие структурообразующие понятия, как реакция, привычка, черта или тип.

Понятие «черта» относится к согласованности и устойчивости индивидуальных реакций на разнообразные ситуации и близко к таким понятиям, которыми пользуется неспециалист, чтобы охарактеризовать людей (умный, честный и т.д.).

Понятие «тип» обозначает объединение многих различных черт. Некоторые люди могут иметь много черт с разной степенью выраженности, но все они в более общем плане могут быть отнесены к одному определенному типу (экстраверты/интроверты).

Чтобы объяснить поведение, зарубежные психологи используют мотивационные понятия. В психологии личности приняты на вооружение 3 основные категории мотивационных понятий: мотивы удовольствия (гедонистические), мотивы роста (самоактуализации) и когнитивные мотивы (Келли).

Концепция гедонистических мотивов – поиск удовольствия и избегание боли. Два варианта теорий: модели снижения напряжения и модели побуждения. Согласно другим теориям индивиды стремятся взрастить и реализовать свой потенциал даже ценой увеличения напряжения. В когнитивных теориях мотивации акцент делается на усилиях человека понять и предугадать события, происходящие в мире (у человека есть потребность в согласованности или в познании).

На раннем этапе развития психологии личности самой распространенной моделью была теория снижения напряжения. Однако исследования, проведенные на животных и на людях, показали, что зачастую организм, наоборот, стремится к напряжению (мотивация компетентности).

  1.  Общая характеристика гуманистических теорий личности. Манифест гуманистической психологии. Представления о природе человека. Критический анализ гуманистической психологии.

Гуманистическая психология – самое новое направление персонологии. Ученые, причисляющие себя к этому течению («Третья сила» или «движение за осуществление возможностей человека»), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии. Сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями (Фромм, Олпорт, Роджерс, Маслоу).

Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р.Мэя «Экзистенциальная психология» - сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сент.1959г в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации. (посмотреть подробней)

Представления о природе человека.

Свобода – детерминизм. Для Маслоу человек в корне свободен и ответственен за решение, какой образ жизни выбрать. С точки зрения Маслоу, чем старше человек и чем выше он поднялся в иерархии потребностей, тем он свободнее.

Рациональность – иррациональность. Маслоу считал, что изучение животных совершенно необязательно для познания психологии человека; разумность – основная черта человека.

Поведение человека для Маслоу в большей степени регулируется рациональными силами. Маслоу говорил о том, что иррациональные процессы не доминируют в жизни большинства людей. Основной акцент в своей гуманистической теории Маслоу делает на описании человека, рационально принимающего решения и стремящегося воплотить в жизнь существующие у него возможности.

Холизм – элементализм. По Маслоу, индивид как целое является единственно подходящей целью для психологического исследования.

Конституционализм – инвайронментализм. Маслоу приписывал большое значение конституции. Физиологические потребности, явно конституциональные по происхождению, являются основой для всей модели иерархии потребностей при рассмотрении мотивации человека (потребности человека инстинктоидны, но отличаются от животных, их можно изменить или даже преодолеть под влиянием мощных сил окружения).

Изменяемость – неизменность. В гуманистической теории изменение личности лучше всего рассматривать как движение к актуализации, воплощению своих возможностей. Даже если какие-то из этих возможностей являются врожденными, то в какой степени человек воплотит их, а также как он решает делать это, всегда является только делом личного выбора. И в этом процессе люди непрерывно изменяются.

Субъективность – объективность. Гуманистическая психология склоняется к идее, что каждый человек постоянно стремится воплотить в жизнь уникального себя, которого только он сам может субъективно оценить.

Проактивность – реактивность. Хотя Маслоу полагал, что потребности человека являются врожденными, он также признавал роль ситуационных переменных. По Маслоу, поведение является результатом взаимодействия между потребностями и окружением.

Гомеостаз – гетеростаз. Маслоу признавал наличие двух категорий мотивации человека: тип Д и тип Б. Дефицитные мотивы имеют гомеостатическую основу. Основная мысль теории Маслоу состоит в том, что человек поднимается над теми мотивами, которые образуют связь с остальным животным миром, и ищет личного совершенствования. Такая концепция личности не может существовать без прочной основы в виде положения гетеростаза.

Познаваемость – непознаваемость. В своих трудах Маслоу безоговорочно изображает людей как объекты научного исследования, которые нельзя изучить традиционными методами. В этом смысле люди непознаваемы.

Истинная ценность Маслоу как психолога-теоретика заключается в его интересе к таким сферам функционирования человека, которые большинство других ученых почти полностью игнорировали. Он один из немногих персонологов, кто серьезно исследовал позитивные измерения человеческого опыта и, что важно, сформулировал свои идеи как для широкого круга общественности, так и своих эрудированных коллег-психологов.

  1.  Типологическая модель мотивации Маслоу: бытийная и дефицитарная мотивация. Метапатология. Комплекс Ионы.

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста. Первые (дефицитарные/Д-мотивы) заключают в себе чуть больше, чем низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии. По Маслоу, Д-мотивы удовлетворяют пяти критериям:

- их отсутствие вызывает болезнь,

- их присутствие предотвращает болезнь,

- их восстановление излечивает болезнь,

- при определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их,

- они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека.

Таким образом, дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.

В отличие от Д-мотивов, мотивы роста (метапотребности/бытийные/Б-мотивы) имеют отдаленные цели, связанные со стремление актуализировать наш потенциал. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний (т.е. уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (т.е. увеличение напряжения).

Мотивы роста приобретают актуальность главным образом после того, как в достаточной мере удовлетворены Д-мотивы.

Маслоу сделал предположение, что метапотребности, в отличие от дефицитарных потребностей, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетности. Следовательно, одна метапотребность легко может быть заменена другой, если так диктуют обстоятельства жизни человека.

Депривация и фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психические заболевания. Маслоу характеризовал болезни, появляющиеся в результате неудовлетворенных потребностей, как метапатологии. Такие состояния, как апатия, отчуждение, депрессия и цинизм – примеры того, что Маслоу подразумевал под высшим уровнем психических расстройств.

Маслой предположил, что многочисленные симптомы, связанные с накопительским и ориентированным на потребление, но не самодостаточным стилем жизни, свидететельствуют о метапатологиях. Это такие симптомы, как неспособность глубоко любить кого-нибудь; стремление жить только сегодняшним днем; нежелание видеть что-либо ценное и достойное в жизни; неумение ценить настойчивость в поисках личного совершенствования; неэтичное поведение. Человек, страдающий метапатологией, часто не замечает этого. Он может смутно чувствовать, что чего-то не хватает в жизни, но не знать, чего именно.

Маслоу сделал предположение. Что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Его собственные исследования привели к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые – как правило, одаренные, - люди достигают ее (<1%). Отчасти дела обстоят столь неблагоприятным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу называл комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

  1.  Проблема мотивации в гуманистическом подходе Маслоу. Иерархическая модель потребностей. Эмпирическая основа «пирамиды» Маслоу. Понятие самоактуализации. Характеристики самоактуализирующихся людей. Пути самоактуализации.

Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска оичных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Маслоу описал человека как «желающее существо». Который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

Потребности: физиологические потребности безопасности и защиты потребности принадлежности и любви потребности самоуважения потребности самоактуализации, или потребности личного усовершенствования. Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые лди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. В целом, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Характеристики самоактуализирующихся людей:

  1.  Более эффективное восприятие реальности. Маслоу обнаружил, что эта способность, видеть более эффективно, распространяется на многие сферы жизни.
  2.  Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом.
  3.  Непосредственность, простота и естественность. Отсутствие искуственности в поведении или желания произвести эффект. Не колеблясь, отклоняют соц.нормы, когда считают, что это необходимо.
  4.  Центрированность на проблеме. Личности ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей.
  5.  Независимость: потребность в уединении. Так как люди не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. Такие люди сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их придерживаться соц.условностей.
  6.  Самостоятельность: независимость от культуры и окружения.
  7.  Свежесть восприятия. Открытость для новых переживаний.
  8.  Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия). Такие люди могут «включиться» без искусственных стимуляторов.
  9.  Общественный интерес.
  10.  Глубокие межличностные отношения («два сапога пара»).
  11.  Демократичный характер. «Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти».
  12.  Разграничение средств и целей. Больше нравится делать что-то ради самого процесса, а не потому что это средство для достижения какой-то цели.
  13.  Философское чувство юмора (шутки вызывают улыбку, а не смех).
  14.  Креативность (не обязательно обладать талантами писателя или музыканта, нужно с творчеством подходить к любому делу).
  15.  Сопротивление окультированию. Люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее.

Восемь путей самоактуализации по Маслоу:

  1.  Самоактуализация означает переживание без подростковой застенчивости.
  2.  Необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление.
  3.  Подразумевается наличие Я, которое может актуализироваться.
  4.  Старайтесь быть честными, берите на себя ответственность.
  5.  Для того, чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть отличным, независимым от других, должен быть нонконформистом.
  6.  Самоактуализация – это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей.
  7.  Высшие переживания – моменты самоактуализации («внутренне озарение», «радость от самопознания», «внезапное удивление от понимания»).
  8.  Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни – все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их.

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Цель личностного развития – это стремление к росту, самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – это смерть для личности, Самости.

  1.  Эмпирическая основа классического психоанализа – клиническая (психотерапевтическая) практика. Предмет – бессознательное. Методы исседования и психотерапии.

Клиническое исследование предусматривает интенсивное изучение отдельных индивидов. Этот подход иллюстрируется материалом, собранным психоаналитиком З.Фрейдом.

Метод анамнеза. Детальное изучение поведения отдельного человека в течение продолжительного периода времени называется историей болезни, или изучением анамнеза. Такой метод обычно применяют в работе с психически больными или проблемными пациентами, история жизни которых изучается в процессе психотерапии или при постановке диагноза. Врачи пытаются разобраться в жизненном опыте больного и в моделях его поведения, используя различные методы, включая: собственные воспоминания больного, беседы с теми, кто его хорошо знает, автобиографические/биографические документы и любую информацию, которая может быть получена в результате психологического тестирования. История болезни дает материал, который помогает клиницистам выбирать эффективные стратегии лечения эмоциональных расстройств.

Истории болезни, составляемые врачами при работе с пациентами, сыграли важную роль в создании некоторых теорий личности, а также в развитии клинического мышления в целом (психодинамические теории Фрейда, феноменологический подход К.Роджерса).

Корреляционный метод. Этот метод стремится установить взаимосвязь между событиями (переменными) и внутри них. Переменная – любая величина, которая может быть измерена, и чье количественное выражение может варьировать в пределах того или иного континуума.

Коэффициент корреляции (r) показывает нам две вещи: 1) степень зависимости двух переменных и 2) направление этой зависимости (прямая или обратная).

Положительная корреляция означает, что переменные увеличиваются или уменьшаются вместе (рост тела и масса людей).

Отрицательная корреляция означает, что высокие значения одной переменной связаны с низкими значениями других переменных и наоборот (робость и напористое поведение).

Экспериментальный метод. Помогает исследователю установить причинно-следственные отношения (т.е. определить, вызывает ли изменение одной переменной изменение другой переменной).

Преимущества метода изучения клинических случаев:

  1.  Показывает сложность и уникальность индивидуума;
  2.  Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.

Недостатки:

  1.  Не обеспечивает надежной основы для формирования общих принципов поведения; рассмотренные случаи слишком частные.
  2.  Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.
  3.  Не позволяет выделять причинно-следственные отношения между переменными.

Преимущества корреляционного метода:

  1.  Позволяет получать широкий круг переменных, относится к индивидуальным различиям.
  2.  Позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни.
  3.  Позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления второй переменной в будущем.

Недостатки:

  1.  Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны.
  2.  Возможны недоразумения, вызванные действием «третьей переменной».
  3.  Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными.

Преимущества экспериментального метода:

  1.  Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.
  2.  Устанавливает причинно-следственные связи; позволяет делать выводы о причинности.
  3.  Сбор данных, их запись и анализ объективизированы.

Недостатки:

  1.  Круг феноменов, которые можно изучать в лаборатории, ограничен по этическим соображениям.
  2.  Искусственные лабораторные условия могут ограничивать возможность распространять закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях.
  3.  На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты (требуемые характеристики, пристрастия экспериментатора).

Гипноз

Катарсис

Метод свободных ассоциаций

Наблюдения Фрейда базировались на анализе пациентов, он не видел особенной пользы в проверке принципов психоанализа лабораторными методами. Главный исследовательский метод Фрейда – интенсивное клиническое изучение отдельных пациентов.

В 1890-х г Фрейд пробует на своих пациентах различные терапевтические методы. Сначала он использовал гипнотическое внушение в том виде, как его практиковал Жан Шарко; затем он попробовал метод концентрации: он клал свою руку на голову пациента и побуждал его к воспроизведению воспоминаний. В этот период Фрейд также сотрудничал с венским врачом Иосифом Брейером, научился у него методу катарсиса (облегчение и высвобождение эмоций в процессе беседы пациента с психотерапевтом).

В 1896 г Фрейд начинает применять метод свободных ассоциаций в работе с пациентами. Благодаря этому методу мысли пациентов текли свободно, без запретов и искажений любого толка.

Суть понятия бессознательного состоит в том, что есть аспекты нашего существования, которые мы не полностью осознаем. Большинство наших действий детерминируется неосознаваемыми силами. Бессознательное относится к явлениям, которые мы не осознаем и не можем осознать, если только не будут созданы специальные условия.

Первым, кто исследовал в деталях свойства бессознательной жизни, был Фрейд. Он обнаружил, что бессознательное алогично (противоположности могут означать одно и то же), не считается со временем (события разных периодов могут существовать одновременно) и с пространством (соотношения размеров и расстояния игнорируются, так что предметы огромных размеров могут помещаться внутри малых, а отдаленные друг от друга точки совмещаются).

Работа бессознательного становится наиболее очевидной в сновидениях. Здесь нам открывается мир символов, где множество идей могут ужаться в одно слово, где деталь одного предмета может обозначать одновременно множество разных вещей.

По своим корням психоаналитическая теория является мотивационной теорией поведения человека. В соответствии с ней некоторые мысли, чувства и побуждения находятся в бессознательном по вполне мотивированным причинам: находясь в пределах сознания они могут причинить нам боль или создать дискомфорт, что разойдется с нашим стремлением к удовольствию и избеганию боли.

Далее психоаналитики предполагают, что скрытое в подсознании может проявляться в нашем повседневном поведении через оговорки, ошибки восприятия, «случайности», нехарактерные поступки или внешне иррациональные действия.

  1.  Психоаналитические аспекты теории З.Фрейда: понятие либидо, принципы гомеостаза, редукции напряжения.

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Фрейд постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного телесной потребностью. По Фрейду, психические образы этого возбуждения, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека определяется инстинктами. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются «конечной причиной любой активности».

Группа инстинктов жизни (под общим названием Эрос) включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. «хотеть» или «желать»), или энергия либидо – термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

Вторая группа – инстинкты смерти, называемые Танатос, - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Фрейд полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (стремятся к сохранению динамического равновесия). Фрейд верил в то, что людям присуще стремление к смерти.

  1.  Уровни сознания: бессознательное, предсознание, сознание.

В соответствии с теорией психоанализа психическая жизнь может быть описана с точки зрения осознания психических феноменов: сознательное относится к явлениям, которые мы осознаем постоянно, в любой момент, предсознательное – к явлениям, которые мы можем осознать, если обратим на них внимание, бессознательное – к явлениям, которые мы не осознаем и не можем осознать, если только не будут созданы специальные условия.

Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни входит в сферу сознания. Определенное содержание переживания осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Область предсознательного можно назвать «доступной памятью». С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Бессознательное – самая глубокая и значимая область человеческого разума. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожали сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное поведение.

  1.  Структура психики: Ид, Эго, Суперэго. Содержание, принципы и функции структурных компонентов.

Более формальная структурная модель психоанализа, в основе которой лежали понятия Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego), относящиеся к различным аспектам человеческой жизнедеятельности, была разработана Фрейдом в 1923г. В соответствии с этой теорией Оно представляет собой источник всей побудительной энергии. Необходимая для человеческой жизнедеятельности энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. В своем функционировании Оно стремится к высвобождению возбуждения и энергии. Эта подсистема действует в соответствии с принципом удовольствия. Оно не выносит фрустраций и свободно от любых запретов, не обращает внимания на реальность и может находить удовлетворение как в реальном действии, так и в фантазиях.

Полной противоположностью Оно является Сверх-Я, представляющее моральную ветвь нашего существования. Сюда относятся идеалы, за которые мы боремся, и наказания (чувства вины). Эта структура функционирует, чтобы контролировать поведение в соответствии с правилами общества.

Сверх-Я может функционировать на очень примитивном уровне, будучи относительно неспособным считаться с реальностью и менять свои действия в зависимости от обстоятельств. В таком случае индивид ограничивает себя суждениями типа «все-или-ничего», «черное-или-белое» и стремится к совершенству. Но Сверх-Я может быть также понимающим и гибким.

В то время как Оно ищет удовольствия, а Сверх-Я – совершенства, Я стремится к реальности. Функция Я – выразить и удовлетворить желания Оно, согласовав их с реальными требованиями Сверх-Я. Я действует в соответствии с принципом реальности: удовлетворение инстинктов откладывается до того момента, когда можно будет получить наибольшее удовольствие при минимуме болезненных и неприятных последствий.

  1.  Проблема развития в классическом спихоанализе.

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Генетическая предпосылка делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума заключается в очень раннем возрасте, до 5 лет.

Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством половой энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о 4х последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период.

Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, т.е. чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо (уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы).

В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является половой инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека.

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и чрезмерного потакания. В обоих случаях в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного» поведения (черта характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или чрезмерное потакание.

Важным понятием в психоаналитической теории является понятие регрессии, т.е. возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. Например, взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать, и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца и т.д. Регрессия – это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или остановка развития).

Оральная стадия (до 18 мес.). Единственный способ получения инстинктивного удовлетворения – зависимость. Типы личности: орально-пассивный и орально-агрессивный.

Анальная стадия (до 3го года жизни). Маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Типы личности: анально-удерживающий и анально-выталкивающий.

Фаллическая стадия (3 – 6 лет). Доминирующий конфликт состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом и комплексом Электры. Страх кастрации отождествление с агрессором (5 – 7). Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения.

Латентный период (от 6-7 до подр.). Либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, - такие как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Снижение половой потребности Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребенка, а частично – к появлению в его личности структур Я и Сверх-Я (не стадия психосексуального развития, т.к. не появляются новые эрогенные зоны).

Генитальная стадия. С наступлением половой зрелости восстанавливаются половые и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Увлечения юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Фрейд отстаивал точку зрения, согласно которой серьезные конфликты в поздние годы являются отголосками половых конфликтов, имевших место в детстве.

  1.  Основные различия классического психоанализа и аналитической психологии Карла Густава Юнга.

Как и Фрейд, юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влияний на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно Юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом – отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях – биологических или духовных – по мере того, как они возникают. Как и Адлер, Юнг отвергал заявление Фрейда о том, что мозг представляет собой «приложение к половым железам».

Относительно личного бессознательного Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания.

И, наконец, Юнг высказывал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал «коллективным бессознательным».

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно.

Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности.

  1.  Психодинамические аспекты теории К.Юнга.

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого. С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полная реализация «Я», т.е. становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

  1.  Структура души по Юнгу. Содержание структурных компонентов души. Понятие архетипа. Понятие комплекса.

Юнг утверждал, что душа состоит из трех отдельных, но взаимосвязанных структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сознания. Оно включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым не достает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Юнг говорил о том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти.

Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс может осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг высказывал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства. Общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном столкновении с любимым человеком. С родителями, со змеей и т.д.

Юнг подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона – это наше публичное лицо, т.е. то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни (этот архетип может приобрести большое значение).

Тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума.

Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона (из-за гормонов; результат взаимодействия с противоположным полом).

Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга. Он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие Самости – это главная цель человеческой жизни. Гармонизация всех частей души – сложный процесс, поэтому достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости и большого жизненного опыта.

  1.  Психологические функции Эго. Эго-направленность (установка). (Юнг)

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считается описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определены и предсказуемы.

Вскоре после того, как Юнг сформировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. 4 основные функции, выделенные им – это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция – чувство – информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший» и т.д.

Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями, но только одна обычно преобладает и осознается. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдается мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов.

Две эго-ориентации и четыре психологические функции ,взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности (экстравертный мыслительный – Фрейд, интровертный интуитивный и т.д.).

  1.  Критика Адлером теории Фрейда. Основные различия классического психоанализа и индивидуальной психологии Адлера.
  2.  Индивидуум как единое и самосогласующееся целое. От лат. «individuum» - «неделимый». Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни.
  3.  Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству. По мнению Адлера, только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое. Адлер говорил о том, что жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.
  4.  Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое. Адлер считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, - свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека.
  5.  Социальная принадлежность индивидуума. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес, - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.
  6.  Индивидуальная субъективность. Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение (например, «честность – лучшая политика», «каждый за себя»). В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности.

  1.  Теория Келли.

В основе когнитивной теории келли лежит способ, с помощью которого постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

Цель ТЛК состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает будущие события с точки зрения сходства и различий.

Келли построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции – конструктивного альтернативизма. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой не может быть двух мнений. Объективной реальности не существует.

Поскольку факты и события существуют только в сознании человека, есть различные способы их истолкования.

Природу конструктивного альтернативизма можно оценить лучше, если сравнить ее с одним из философских принципов Аристотеля. Он выдвигает на первое место принцип идентичности: А есть А. Келли полагает, что А – это то, что индивид объясняет как А.

Модель личности Келли основана на аналогии человека как исследователя. Он предполагал, что все люди – ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска. Основная цель ученого – уменьшить неопределенность. Но не только ученые – все люди имеют такие цели.

Это привело к ряду важных последствий для теории Келли. Во-первых, Келли предполагает, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Он также отмечал, что точка зрения на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра.

Второе следствие – люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него.

Келли говорил о том, что все личностные конструкты биполярны по своей природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного и белого, а не оттенков серого.

По крайней мере три элемента необходимы для формирования конструкта: два похожих друг на друга, а третий отличный.

  1.  То, в чем 2 элемента считаются похожими – эмерджентный полюс/полюс сходства.
  2.  То, в чем они противоположны третьему элементу – имплицитный полюс/полюс контраста.

Келли говорил о том, что все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами:

  1.  Диапазон применимости – включает в себя все события, при которых конструкт релевантен и применим.
  2.  Фокус применимости – относится к явлениям в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее применим.
  3.  Проницаемость – непроницаемость:
  4.  Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ.
  5.  Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта.

Келли также предположил, что личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они имплицитно осуществляют над своими элементами. Конструкт, который стандартизирует элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне, Келли назвал упредительным конструктом (что попало в одну классификацию, исключается из другой).

В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы (Например: Если этот человек – продавец автомобилей, он, скорее всего, нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом).

Конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций, называется предполагающим конструктом.

Всесторонние – частные.

Основные – периферические.

Жесткие – свободные.

Основные постулаты когнитивной психологии:

  1.  Информация перерабатывается поэтапно. Имеются 2 основных критерия, согласно которым и выделяются основные подсистемы памяти:
  2.  Время хранения информации
  3.  Форма представления информации.

На каждом этапе информация подвергается обработке под влиянием различных регуляторных процессов.

  1.  Емкость систем ограничена. Для каждого этапа существует предел способностей человека к переработке информации.

Личность в когнитивной теории – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в данном подходе рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

  1.  Теория Роджерса.

Природа человека.

Самая сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним.

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны.

Он допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, они представляют позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и другими.

Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей.

Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения.

Роджерс полагал, что люди в основном стремятся вперед, и, при подходящих условиях, полностью реализуют свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.

Руководящий мотив жизни. Тенденция актуализации.

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией к актуализации. Следовательно, важнейший мотив жизни человека – актуализировать себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Она берет начало в физиологических процессах организма. Является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели.

Она также подразумевает повышенное напряжение. Роджерс предполагает, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.

Организмический оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, на сколько они способствуют тенденции актуализации, и избегать переживаний, воспринимаемых иначе.

Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным на столько, чтобы отбросить все мотивы.

Феноменологическая позиция.

Феноменологическое направление считает реальным для индивида то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все осознаваемое в любой данный момент времени.

Отстаивает в качестве своей основной доктрины положение, что психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми.

Действительная реальность – это реальность, которую наблюдает и интерпретирует реагирующий организм.

Господство субъективного опыта.

Роджерс настаивал на том, что поведение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий. Он подчеркивал необходимость понимать отношение человека к окружению, так как он существует в нем и воспринимает его.

Роджерс полагал, что на поведение существенно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее. Поведение можно понять, только если обращаться к целостному человеку.

Я-концепция.

Данная концепция является определяющей в подходе Роджерса.

«Я» - дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я». Отражает характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Может включать некий набор образов «Я».

Включает также и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть – Я-идеальное. Это я, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

«Я» не регулирует поведение. Оно символизирует значительную часть сознательного опыта индивида.

Переживание угрозы и процесс защиты.

Роджерс утверждал, что, по большей части, поведение человека согласуется с «Я-концепцией». Переживания, находящиеся в соответствии с «Я-концепцией», могут осознаваться и точно восприниматься.

Так как самоактуализация – процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать функционирующей личностью.

Психологическая реальность – то, как человек воспринимает и интерпретирует информацию, получаемую посредством чувств.

Феноменология.

Господство субъективного опыта

Связь опыта с поведением. Поведение нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий. Человек действует в соответствии со своим восприятием событий в данный момент.

Роджерс отвергал теорию Фрейда о том, что прошлый опыт или источники происхождения поведения – первичные факторы. Поведение не определено прошлыми событиями. Необходимо понять, каким воспринимается окружение сейчас. На поведение влияет и то, как люди прогнозируют свое будущее.

Холистическая точка зрения на личность – человек ведет себя как целостный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям личности.

Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно, будь то ощущения тела или внешние стимулы. Младенец не сознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть «мое» и что – «не мое». Следовательно, для новорожденного Я является фикцией. Однако постепенно ребенок начинает отличать себя от остального мира возникновение Я-концепции.

Когда Я только формируется, оно регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Иначе говоря, младенец или ребенок оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции к актуализации (н-р, голод или пища).

Структура Я впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими (н-р. Родители, братья). Содержание Я-концепции в значительной степени является продуктом процесса социализации.

По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознание возникновения «себя», она всепроникающа и устойчива. Впервые она проявляется как потребность ребенка в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны.

Роджерс также предположил, что людям необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе – это приобретенная потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию.

Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам другим, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого.

Для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, осуществляют свои возможности и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний, Роджерс использовал термин «полноценно функционирующий».

Роджерс установил 5 основных личностных характеристик:

  1.  открытость переживанию
  2.  экзистенциальный образ жизни (жить полно и насыщенно)
  3.  организмическое доверие
  4.  эмпирическая свобода (жизнь без ограничений или запретов)
  5.  креативность

   Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать личность». Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранять и раскрывать себя, максимально выявлять лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом.

   Тенденция к актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели. Она ведет человека к самостоятельности и самодостаточности.

   Тенденция к актуализации не просто нацелена на снижение напряжения, она также подразумевает повышение напряжения. Роджерс считал, что поведение человека мотивировано потребностью развиваться и улучшаться.

   Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации.

   Наиболее необходимым аспектом тенденций к актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. У Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. По Роджерсу, каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет.

   Самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие.

  1.  Проблема человека в философской картине мира

   Философская методология выступает в качестве высшего уровня методологии науки и задает общую стратегию принципов познания и построения категориального аппарата в любой конкретной области человекознания, в том числе и в психологии. Философская методология науки в познании человека выполняет интегративную функцию, она выделяет развитие человека в природе и обществе как предмет философского познания.

   Для прогресса любой конкретной области человекознания необходимо использовать и философскую методологию, и конкретно научную при изучении развитии человека в природе и обществе.

   Критико-конструктивная функция подвергает сомнению принятый в качестве аксиом, исходных постулатов и т.п. категории науки и мировоззрения, которые возводятся в ранг незыблемых, вечносуществующих истин.

   Мировоззренческая нормативно-аксиологическая функция заключается в этической оценке общенаучных и конкретно-научных построений и созданий тех идеалов и ценностных норм, которым должен соответствовать человек в научной картине мира.

   Два принципиально различных пути изучения человека задают две разных системы координат при познании человеческой природы.

   Птолемеевская система: центр – изолированный индивид (индивид+общество, индивид+природа). Индивид может быть наделен сознанием, потребностями, страстями и т.д.

   Коперниканская деятельностная концепция анализа человека: центр – бытие человека в мире, включающее естественно-исторический процесстстановления человечества в ходе преобразования природы и общества, очеловечивание мира, поступки человека.

   Взгляды на развитие человека:

  1.  Гелеоцентрический (Галилей, Коперник)
  2.  Антропоцентрический (Птолемей):

А) субъективизм

Б) объективизм

   Происходит не просто выделение различных аспектов изучения личности как специальных объектов конкретных наук, естественное для развития теоретического познания, а обособление и даже фетишизация изолированных друг от друга сторон и свойств конкретного бытия личности.

   Антропоцентризм: мир вне человека и человек вне мира.

   Для построения современной психологии личности имеют большую важность представления о мире человека как о мире совокупной деятельности.

   Человек тем более специфичен как человек, чем более универсальна его деятельность.

   Разгадка проблемы развития личности ищется в анализе самого богатства целенаправленных человеческих деятельностей в истории развития этих деятельностей, в антропоцентризме.

   Деятельность человека носит творческий целеполагающий характер.

   Многогранность феноменологии личности – существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни. Проблема личности носит междисциплинарный статус, связано это с возросшим влиянием личности на судьбы исторического процесса, а вместе с тем и с колоссальной ответственностью за эти судьбы.

   Многомерность феноменологии личности и междисциплинарный статус проблемы личности приводят к необходимости ее изучения посредством использования различных уровней методологии науки.

   Уровни методологии науки:

  1.  Уровень философской методологии
  2.  Уровень методологии общенаучных принципов исследования
  3.  Уровень конкретно-научной методологии

Обращение ко всем этим уровням, особенно к философскому, вызвано тем, что без понимания функций каждого уровня методологии психология не сможет выделить эмпирическую сферу фактов, относящихся к психологии личности, кроме того не сможет решать задачи междисциплинарного синтеза и оценивать представления о природе личности.

(холизм)

   Системная методология / системный подход

   Системный подход – связующее звено между философской методологией и методологией конкретных наук. Образуется, когда возникает задача синтеза различных знаний для создания целостной картины явления или процесса.

   Системный подход стал общенаучной методологией познания конкретных дисциплин. Понятие система определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

   Общие характеристики системы:

  1.  Целостность – несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.
  2.  Структурированность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом.
  3.  Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь закрытый (неизменяющий среду и систему) или открытый характер.
  4.  Иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, то есть каждый компонент системы может быть одновременно и элементом данной системы, и сам включать в себя другую систему.
  5.  Множественность описания – каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществование множества ее отображений.

Историко-эволюционный подход.

   Сущность этого подхода при изучении человека заключается в понимании эволюционного смысла, возникновении того или иного феномена в порождающей его системе (н-р, в чем эволюционный смысл возникновения новых органов в филогенезе определенного вида).

   Системный историко-эволюционный анализ развития исходит из положений о необходимости изучения феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и об изучении целевой детерминации развивающейся системы (для чего возникает явление?).

   Леонтьев.

Деятельностный подход к проблеме личности.

   Мотив у Леонтьева – это опредмеченная потребность.

   Бытие и деятельность человека определяют его сознание.

   Познание не может существовать вне жизненного процесса. Сам процесс познания – материальный и практический.

  1.  Отношение ребенка к действительности реализуется через его практическую деятельность. Практическая деятельность формирует сознание ребенка.
  2.  Главное противопоставление – «образ» и «процесс». Чтобы понять структуру сознания, нужно понять структуру формирующей его деятельности.
  3.  Человек воспринимает действительность посредством деятельности. Предметом психологии является деятельность субъекта по отношению к действительности. Действительность влияет на человека и на его переживания как его переживания сказываются на его деятельности и, следовательно, на действительности.
  4.  Деятельность есть высшая форма жизнедеятельности. Она имеет свою структуру. Ее образующими является субъект, предмет, продукт, мотив, средство, задача.
  5.  Происхождение действий связано с разделением деятельности (совместной, производственной) и с осознанием цели действия, способа действия и орудия. Действие разделяется на 2 фазы: «фазу подготовления» и «фазу осуществления».

   Сознание человека формируется и изменяется под влиянием деятельности.

   Основа всей теории – строение деятельности.

  1.  Уровень особых видов деятельности. Возникает потребность, которая стремится к предмету возникает мотив. Как только потребность удовлетворяется, деятельность прекращается. Особый вид деятельности – это совокупность действий, вызываемых одним мотивом.
  2.  Уровень действий. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действие – одновременно и акт поведения, и акт сознания. Действие предполагает цель. Деятельность характеризует человека как субъект общества.
  3.  Уровень операций. Операция – способ выполнения действия. Главная характеристика операций: они мало осознаются или совсем не осознаются.
  4.  Уровень психофизиологических функций (достаются от природы, им человек не учится).

   Любая деятельность предметна.

   Индивид и личность.

   Индивидуальные свойства проявляются в конкретной деятельности человека и выступают либо в качестве предпосылок этой деятельности, либо реализаторов этой деятельности, либо средств. Индивид – продукт биологической эволюции (не только генотипическое образование). Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. В процессе изменения личности изменяется и индивид. Личность формируется сознательно. Индивид – субъект природы, личность – субъект общества (двойственный характер человека). Личность – индивид, обогащенный предшествующим опытом. Внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет.

   Личность как иерархия мотивов.

   Мотивы, в отличие от целей, не осознаются, но они находят свое отражение в эмоциональной окраске поведения.

   Мотивы:

  1.  Стимулирующие
  2.  Смыслоформирующие/смыслообразующие

   Смыслообразующие в иерархии мотивов всегда находятся на ступень выше, чем стимулирующие.

   Наши мотивы мы можем осознавать объективно.

   В иерархии между мотивами существуют некие связи, которые при формировании влияют на мотивы, следовательно, мотивы трансформируются. Все это происходит в деятельности человека, которая формирует личность.

   Проблема формирования личности.

   Главная особенность развития человеческого индивида заключается в опосредованности связи ребенка с окружающим миром. Взаимодействие с вещами и с людьми со временем разделяются.

   Фазы:

  1.  Развитие предметной деятельности
  2.  Развитие взаимоотношения с людьми

(связаны с мотивами)

   Сменяются фазы, сменяются мотивы иерархия мотивов «узлы» личности.

   В ситуации разнонаправленной мотивации раньше возникает подчинение действия требованию человека, а уже позже объективным межпредметным связям.

   В условиях двоякомотивированной деятельности предметно-вещественный мотив способен выполнить функцию подчиняющего себе другой мотив раньше, если он дан ребенку в форме только представления, мысленно, и лишь позже – оставаясь в актуальном поле восприятия.

   Расширение знаний не является определяющим для развития личности (мотивы «знаемые»), то есть воспитание личности не может сводиться только к обучению и сообщению знаний. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развитие действий субъекта.

   В связи с тем, что расширяется круг действий ребенка, происходят изменения в иерархической связи мотивов, некоторые исчезают, некоторые изменяются и появляются новые, следовательно, появляются новые виды деятельности.

   Личность рождается дважды:

  1.  Когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий
  2.  Когда возникает его сознательная личность (особая перестройка сознания)

   Перестройка сознания предполагает отражение (осознание) связей между мотивами, процесс происходящего подчинения, соподчинения мотивов. Становление этого движения и выражает становление связной системы личностных смыслов.

   Стадии формирования личности:

  1.  Младенчество (до года) – непосредственное эмоциональное общение
  2.  Раннее детство (1 - 3) – познавательные и коммуникативные виды деятельности
  3.  Дошкольник (3 - 7) – игра
  4.  Младший школьник (7 - 11) и
  5.  подросток (12 - 15) – познавательная (учебная) и коммуникативная (общение) деятельности
  6.  ранняя юность (15 - 18) – учебно-профессиональная деятельность
  7.  зрелость – преобразовательная деятельность

   Механизмы формирования личности.

   Стихийные: механизм сдвига мотива на цель, механизмы идентификации и освоения социальных ролей. Субъект не осознает их в полной мере. Господствуют в детстве.

   Механизм сдвига мотива на цель – привитие норм поведения ребенку в первые годы его воспитания, формирование «опосредствованного поведения», то есть действий, которые направляются не непосредственными импульсами, а правилами, требованиями и нормами. Та цель, которая длительно и стойко насыщалась положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив.

   Механизм идентификации: принятие личностного эталона облегчает вхождение ребенка/подростка/молодого человека в новую социальную позицию, усвоение новых отношений, образование новых личностных структур.

   (феномен дезактуализации образца)

   Механизм освоения социальных ролей: в ходе освоения и выполнения ролей появляются новые мотивы, происходит их соподчинение, видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

   Асмолов.

   Принципы историко-эволюционного подхода к пониманию человека:

  1.  эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций: тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем (социальное наследование/адаптация и нестандартные приспособления к ситуации).
  2.  В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные преадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования.
  3.  Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликтов) или гармоничного взаимодействия между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость («ну что вам больше всех нужно?»).

   Принципы деятельностного подхода:

   Деятельностный подход – методологическое направление исследования, в основу которого положена категория предметной деятельности (Карл Маркс).

   Деятельностный подход в более узком смысле – теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (Леонтьев).

   В деятельностном подходе существуют представления о нескончаемой веренице рождения человека как личности в процессе его движения в системе социальных отношений, осуществляемого в деятельности и общении.

   Основной формой существования личности в деятельностном подходе является ее развитие. Деятельность – динамическая саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, осуществления, преобразования и воплощения опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности.

   В деятельностном подходе анализ системы деятельностей раскрывает личность.

  1.  Принцип объектной и предметной детерминации деятельности человека

Объектная детерминация – различные виды физической стимуляции, непосредственно воздействующие на организм и воспринимаемые разными органами чувств человека (максимально беспристрастная и неизбирательная). Ее две главные характеристики: максимальная полнота и объективность рецепции (восприятия объекта). Объективная детерминация обеспечивает построение субъективного образа объективного мира.

Предметная детерминация образа мира состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект, преобразовавшись в деятельности. Предметная деятельность – это манипулирование с предметами.

  1.  Принцип реактивной и активной организации процессов деятельности человека
  2.  Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности человека
  3.  Интериоризация/экстериоризация как механизм присвоения и  воспроизводства общественно-исторического опыта. Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становление психических функций  и развития в целом. Экстериоризация – процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
  4.  Опосредствование и сигнификация как механизмы овладения и саморегуляции поведения человека. Опосредствование – взаимовлияние всех психических процессов. Сигнификация – создание и употребление человеком знаков, с помощью которых он вначале оказывает влияние на поведение других людей, а затем использует их как средство, особое орудие овладения собственным поведением (знаки - язык).
  5.  Принцип зависимости психического образа от места отражения объекта в структуре деятельности человека. Для того, чтобы воспринять какой-либо объект, чтобы сформировался его психический образ, он должен быть включен в процесс целенаправленной деятельности.
  6.  Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам».

   Выделяют 3 плана анализа целенаправленной деятельности: интенциональный, операциональный, мотивационный.

Ради чего?

На что?

Каким образом?

   Движущие силы и условия развития личности.

   Источник развития личности – социально-исторический образ жизни (в психологии образ жизни характеризуется понятием социальная ситуация развития).

   Социально-исторический образ жизни позволяет исследовать развитие личности на пересечении трех осей: ось исторического времени жизни, ось социального пространства и ось индивидуального жизненного пути личности.

   Движущей силой развития являются рождающиеся в процессе деятельности противоречия.

   Системная детерминация развития личности:

  1.  Индивидные свойства развития человека
  2.  Социально-исторический образ жизни
  3.  Совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений

   Факторы развития личности:

  1.  Органические предпосылки (биологическое в человеке)
  2.  Среда (социальное в человеке)
  3.  Сама личность

   Индивид, личность, индивидуальность.

   Индивид – то, в чем человек подобен всем другим людям, то, что объединяет человека со своим видом. Это нечто целостное, неделимое. Преимущественно генотипическое образование. В основе созревания индивида лежат адаптивные приспособительные процессы. Индивидные свойства генетически фиксированы, существует определенный коридор индивидного развития (темпераментные свойства, задатки как врожденная основа способностей и т.д.). Индивидом рождаются.

   Личность – такая целостность, которая рождается в обществе. Человек становится личностью, когда жесткая иерархия мотивов начинает перестраиваться. Личностные свойства в своем развитии не зависят от индивидных: может быть высокий уровень личностного развития и бедная индивидная основа (компенсаторное развитие). Личность вырастает из тела социального индивида, и она может не подчиняться адаптации, быть более самостоятельной. Не подчиняться принципу редукции напряжения. Личностью становятся.

   Индивидуальность – совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека – то, чем человек отличается от других людей. Индивидуальность отстаивают.

   Жизненный путь личности – это путь становления ее индивидуальности.

Желаю успехов вам, любимые мои!!!




1. Теоретические основы методики тактико-технической подготовки тренеров по борьбе
2. Lexicology Word structure in Modern English
3. тема взглядов на мир убеждений представлений человека ~это
4. Изучение оценки биологической безопасности продукции птицеводства на лабораторных животны
5. Установливает корреляции между психическими явлениями и физиологическими процессами вегетативными и двиг
6. Тезисы к экзамену по Бух
7. История открытия и подтверждения периодического закона ДИ Менделеева
8. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ’5 ПО ФИЗИКЕ ЧАСТЬ III Указания к выполнению и варианты заданий Указания к выполнен.html
9. ТМК Окна ПВХпотолкижалюзи межкомнатные дверивходные двери рольставниху
10. АЛЬТ Одной из форм поддержки предприятий государством может стать подход выбранный Администрацией Санкт
11. МЕЛІТОПОЛЬСЬКИЙ М~ЯСОКОМБІНАТ 1
12. Стаття 111 КВК Засудженим які тримаються у виправних колоніях мінімального рівня безпеки дільницях соціальн.html
13. Мой компьютер; Открыть Электроннометодический комплекс; Открыть папку Экономический факультет
14. Информационные технологии в туризме Как определяет ЮНЕСКО информационные технологии informtion technology англ
15. Проблемы молодежи и роль социальной работы в их решении
16. Курсовая работа- Понятие и виды сделок.html
17. ПРОГРАММИРОВАНИЕ Язык С Составители И.html
18. СевероКавказский федеральный университет НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ Би
19. ФМДостоевский Бесы 1871-1872
20. на тему- Совершенствование планирования фонда оплаты труда на предприятии и его структурных подразделения