Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Петербургский гуманитарный университет профсоюзов Утверждены Ученым советом факультета культуры

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Санкт-Петербургский

гуманитарный университет профсоюзов

Утверждены

Ученым советом

факультета культуры

21 ноября 2001 г., пр. № 2

методические рекомендации по написанию контрольных работ

по учебной дисциплине

История культуры Санкт-Петербурга

(для всех специальностей заочной формы обучения)

Санкт-Петербург

2002

Кафедра культурологии

Авторы-составители:

кандидат исторических наук, доцент Е. А. Кайсаров;

старший преподаватель О. Ю. Юхнина;

кандидат культурологии, доцент А. С. Скобельцына;

преподаватель А. Г. Борисова

Под общей редакцией

доктора культурологических наук, профессора, член-корреспондента РАО, Заслуженного деятеля науки РФ А. С. Запесоцкого

Рецензент

доктор философских наук, профессор СПбГУП Ю. М. Шор

ВведениеВведение

Методические рекомендации по написанию контрольных работ по дисциплине “История культуры Санкт-Петербурга” предназначены студентам всех факультетов и специальностей заочной формы обучения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и представляют собой органическую часть единого комплекса учебно-методических разработок. Они включают в себя методические советы по подготовке и оформлению контрольных работ, примерные темы по основным разделам дисциплины, планы и списки литературы по всем темам, предложенным для изучения.

Цель методических рекомендаций — помочь студентам выбрать тему контрольной работы, предложить удобные схемы усвоения материала, выделить аспекты, на которые необходимо обратить особое внимание, дать перечень литературы, познакомить с требованиями, предъявленными кафедрой к содержанию и оформлению контрольной работы по дисциплины “История культуры Санкт-Петербурга”. Все методические материалы даются с учетом профиля вуза и помогают студентам выполнить учебное задание на высоком научном и методическом уровнях.

Подготовка контрольной работыПодготовка контрольной работы

Написание студентами контрольных работ по дисциплине “История культуры Санкт-Петербурга” — важное направление самостоятельного изучения курса, которое помогает углубить знание одного из его разделов, приобрести навыки самостоятельного анализа, обобщения и систематизации материала, умение логически последовательно, аргументировано и литературно его излагать.

Тему контрольной работы студент выбирает из тематики, рекомендованной кафедрой культурологии. При выборе темы студент должен исходить из собственных научных интересов, стремлений и наклонностей, а также может предложить свою тему контрольной работы. Важными условиями такого подхода к определению учебного задания являются его соответствие изучаемой дисциплине, обязательное согласование темы и плана с руководителем работы.

После выбора темы можно приступить к составлению библиографии, то есть перечня литературы по проблеме исследования. Наряду с рекомендованными, в библиографию включаются труды, которые студент обнаруживает в процессе самостоятельной работы с тематическим и алфавитным каталогами библиотеки.

Литературу рекомендуется заносить на специальные библиографические карточки, на которых указываются: фамилия и инициалы автора, подробное название книги (включая подзаголовок, если он имеется), место издания, год выпуска и количество страниц. Эти сведения являются паспортными данными книги и уже в какой-то мере позволяют составить хотя бы самое общее представление о ее характере и содержании.

Если записывается статья из журнала, сборника или газеты, то обязательно указывается источник.

Таким образом у студента постепенно собирается собственная картотека по теме. В процессе работы она постоянно совершенствуется: ненужные карточки можно легко изъять, а в случае необходимости добавить новые, располагая их по алфавиту. Сами библиографические карточки также могут претерпевать существенные изменения. На обратной стороне можно дать аннотацию (предельно краткое изложение работы) и критические замечания, привести сведения о рецензиях, отметить интересные факты и т. д.

Следующий этап — сбор материала по теме путем изучения научной литературы. Сбор материала складывается из общего просмотра учебника, монографии, статьи, чтения в порядке расположения материала, обдумывания прочитанного материала и оценки его, составления конспекта или выписок.

Очень внимательно необходимо отнестись к составлению выписок:

— выписки лучше делать на специальных карточках, заполняя только одну их сторону;

— каждая выписка должна выражать законченную мысль. Нежелательно разрывать описание какого-либо факта или примера. Если выписка сделана на нескольких карточках, их нужно пронумеровать;

— цитаты следует выписывать дословно, заключая их в кавычки. После выписки обязательно сверить их с источником;

— после каждой выписки необходимо указывать автора, название книги и ее выходные данные, а также соответствующие страницы.

Выписки систематизируются по вопросам плана, который служит организующим началом. После изучения литературы, когда собран достаточный материал, студент приступает к написанию текста. Следует еще раз внимательно продумать рекомендованный план. Он помогает правильно раскрыть тему, ясно и четко изложить материал.

При написании текста надо последовательно переходить от одного вопроса к другому. Важно, чтобы основные положения и выводы, приводимые в работе, были убедительно аргументированы, всесторонне обоснованы. Содержание работы надо излагать своими словами, не перегружать текст цитатами. Ими принято пользоваться для обоснования принципиальных положений и подтверждения правильности своего понимания основных вопросов темы. Приводимые цитаты должны соответствовать оригиналу и иметь точную ссылку на источник, в котором указываются фамилия автора, название работы, место и год издания, страница. В контрольной работе должны даваться ссылки на источник, из которого взяты используемые цифровой и фактический материалы.

Оформление контрольной работыОформление контрольной работы

Каждая контрольная работа обязательно включает в себя следующие элементы:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Текст работы.

4. Список использованной литературы.

На титульном листе контрольной работы должны быть указаны:

— название учебного заведения и кафедры, где выполнена работа;

— точное название контрольной работы (без сокращений);

— фамилия и инициалы автора (в именительном падеже), номер учебной группы, курс, факультет, отделение;

— ученая степень и ученое звание руководителя работы, его фамилия и инициалы;

— город и год выполнения работы (см. Приложение).

Текст работы следует писать на одной стороне отдельных пронумерованных листов, соблюдая поля (левое — 30 мм, верхнее — 20 мм, правое — 10 мм, нижнее — 25 мм).

Ссылки на источники в тексте должны быть оформлены в виде сносок, которые даются в конце страницы. Порядок нумерации сносок в работе устанавливается единый: или для каждой страницы в отдельности, или для всей работы в целом — сквозная нумерация.

Серьезное внимание следует также уделить оформлению списка использованной литературы, который прилагается к контрольной работе и позволяет судить о том, насколько хорошо и полно осведомлен автор об источниках и литературе по избранной теме. Его основой является картотека, которую вы составляли в процессе работы. Причем список использованной литературы должен включать не только те книги и статьи, из которых вы берете цитаты, фактический и цифровой материал, но и те, которые сыграли определенную роль в овладении темой.

Список литературы приводится по следующей форме:

а) для книг — фамилия и инициалы автора, точное и полное название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц в работе;

б) для журнальных статей — фамилия и инициалы автора, полное название статьи, название журнала, год издания, номер, страницы.

в) для статей в сборниках — фамилия и инициалы автора, полное название статьи, точное название книги, фамилия и инициалы ответственного редактора, место издания, название издательства, год издания, страницы.

Литература в списке располагается в алфавитном порядке.

Объем контрольных работ 15–20 страниц компьютерного текста.

В работе не должно быть грамматических ошибок, пропусков слов. Текст следует тщательно проверить, подписать и поставить дату.

Тема 1. Город и культураТема 1. Город и культура

1. О содержании понятий “культура”, “город”, “культура города”.

2. Роль города в истории культуры.

3. Культура Санкт-Петербурга и пути ее изучения.

ЛитератураЛитература

Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.

Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

Кайсаров Е. А. Л. Мэмфорд: город и культура // Учен. зап. факультета культуры СПбГУП. СПб., 1999. Вып. I: Актуальные проблемы гуманитарной культуры. С. 20–23.

Кошман Л. В. Город в общественно-культурной жизни // Очерки русской культуры XIX века. М., 1998. Т. 1: Общественно-культурная среда С. 12–72.

Тема 2. Возникновение и культурное самоопределение Санкт-Петербурга (1703–1725 гг.)Тема 2. Возникновение и культурное самоопределение Санкт-Петербурга (1703–1725 гг.)

1. Основание города.

2. Строительство Санкт-Петербурга (1703–1725 гг.).

3. Культурное самоопределение Санкт-Петербурга.

ЛитератураЛитература

Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пос. М., 1999.

Заварихин С. П. Явление Санкт-Питер-Бурха. Архитектурные портреты. М., 1996.

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.

Игнатова Е. А. Записки о Петербурге: Очерк истории города. СПб., 1997.

История русской архитектуры. Учебник для вузов / Под ред. Ю. С. Ушакова. СПб., 1994.

Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.

Кайсаров Е. А. История культуры Петербурга. XVIII век: Мультимедийный учебник СПб., 2002.

Лурье Ф. М. Петербург 1703–1917. История и культура в таблицах. СПб., 2001.

Овсянников Ю. М. Три века Санкт-Петербурга. История. Культура. Быт. М., 1997.

Пыляев М. И. Старый Петербург. СПб., 1999.

Столпянский П. Н. Как возник, основался и рос Санкт-Петербург. СПб., 1999.

Тема 3. Утверждение светских начал в изобразительном искусстве Санкт-Петербурга в первой четверти XVIII векаТема 3. Утверждение светских начал в изобразительном искусстве Санкт-Петербурга в первой четверти XVIII века

1. Знакомство петербургских мастеров с европейским изобразительным искусством. Обучение русских художников за границей. Художники-иностранцы в Петербурге.

2. Иван Никитин и Андрей Матвеев — первые петербургские художники Нового времени.

3. Появление в Санкт-Петербурге портретной миниатюры (Г. Мусикийский, А. Овсов).

4. Петровская гравюра.

ЛитератураЛитература

Алленов М. М. Русское искусство XVIII — начала XX века. М., 2000.

Власов В. Г. Стили в искусстве. Петровская гравюра: В 2 т. СПб., 1995. Т. 1. С. 414–416.

Ильина Т. В., Римская-Корсакова С. В. Андрей Матвеев. М., 1984.

Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: Учебник. М., 1999.

Лебедева Т. А. Иван Никитин. М., 1974.

Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: Учеб. пос. М., 1998.

Тема 4. Становление в Санкт-Петербурге светской скульптуры (первая половина XVIII века)Тема 4. Становление в Санкт-Петербурге светской скульптуры (первая половина XVIII века)

1. Преимущественное развитие в Санкт-Петербурге монументально-декоративной пластики (К. Оснер Старший, Н. Пино, И. П. Зарудный).

2. Творчество Б. К. Растрелли — блестящее начало развития русского скульптурного портрета.

ЛитератураЛитература

Алленов М. М. Русское искусство XVIII — начала XX века. М., 2000.

Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: Учебник. М., 1999.

Мир русской культуры: Энциклопедич. справочник. М., 1997.

Тема 5. Петровское бароккоТема 5. Петровское барокко

1. Отличительные черты архитектуры петровского времени.

2. Д. Трезини — “первый архитектор Петербурга”, создатель стиля “петровского барокко”.

3. Достижения “петровского барокко”.

ЛитератураЛитература

Власов В. Г. Стили в искусстве. Петровское барокко: В 2 т. СПб., 1995. Т. 1. С. 416–419.

Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1995.

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.

Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: Учебник. М., 1999.

Овсянников Ю. М. Доменико Трезини. Л., 1988.

Платунов А. М. Так строился Петербург: Учеб. пос. СПб., 1995.

Тема 6. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761 гг.)Тема 6. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761 гг.)

1. Сохранение светской доминанты в культуре Санкт-Петербурга в 1725–1761 гг.

2. Развитие градостроительных начал петровского Петербурга в 1725–1761 гг.

ЛитератураЛитература

Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пос. М., 1999.

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.

Игнатова Е. А. Записки о Петербурге: Очерк истории города. СПб., 1997.

История русской архитектуры: Учебник для вузов / Под ред. Ю. С. Ушакова. СПб., 1994.

Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 1996.

Кайсаров Е. А. История культуры Петербурга. XVIII век: Мультимедийный учебник. СПб., 2002.

Лурье Ф. М. Петербург 1703–1917. История и культура в таблицах. СПб., 2001.

Мир русской культуры: Энциклопедич. справочник. М., 1997.

Овсянников Ю. М. Три века Санкт-Петербурга. История. Культура. Быт. М., 1997.

Тема 7. Литература Санкт-Петербурга второй трети XVIII векаТема 7. Литература Санкт-Петербурга второй трети XVIII века

1. Становление в Петербурге первого большого литературного направления — классицизма.

2. Реформатор русского языка и стихосложения — В. К. Тредиаковский.

3. М. В. Ломоносов — центральная фигура литературной жизни Санкт-Петербурга середины XVIII века.

4. Становление русской классической драматургии (А. Л. Сумароков).

ЛитератураЛитература

Алексеева Н. Ю. Ломоносов // Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996. С. 420–421.

Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пос. М., 1999.

Илюшин А. А. Тредиаковский // Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996. С. 670–675.

Мир русской культуры: Энциклопедич. справочник. М., 1997.

Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: Учеб. пос. М., 1998.

Стенник Ю. В. Сумароков // Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996. С. 649–653.

Тема 8. Градостроитель Петр ЕропкинТема 8. Градостроитель Петр Еропкин

1. Архитектурная деятельность П. Еропкина.

2. Работа в Комиссии о Санкт-Петербургском строении по новой планировке города.

3. П. Еропкин — первый русский теоретик архитектуры.

ЛитератураЛитература

Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1995.

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.

История русской архитектуры: Учебник для вузов. СПб., 1997.

Петербург и другие новые российские города XVIII — первой половины XIX века. М., 1995.

Тема 9. Зрелое русское барокко (1740–1761 гг.)Тема 9. Зрелое русское барокко (1740–1761 гг.)

1. Отличительные черты “зрелого русского барокко”.

2. Франческо Барфоломео Растрелли — выдающийся зодчий русского барокко.

3. Творчество архитектора С. И. Чевакинского.

ЛитератураЛитература

Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: Учебник. М., 1999.

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.

Овсянников Ю. М. Растрелли // Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996. С. 574–579.

Шуйский В. Архитектура зрелого русского барокко. Ранний классицизм. СПб., 1997.

Тема 10. Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское просвещениеТема 10. Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское просвещение

1. Особенности петербургского Просвещения.

2. Духовная культура Санкт-Петербурга эпохи Просвещения.

3. Утверждение классицизма в художественной культуре Санкт-Петербурга.

4. Новые принципы строительства Санкт-Петербурга в эпоху Просвещения. Архитектура классицизма.

ЛитератураЛитература

Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пос. М., 1999.

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.

Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: Учебник. М., 1999.

Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.

Кайсаров Е. А. История культуры Петербурга. XVIII век: Мультимедийный учебник. СПб., 2002.

Лотман Ю. С. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII–XIX веков. СПб., 1997.

Лурье Ф. М. Петербург 1703–1917. История и культура в таблицах. СПб., 2001.

Овсянников Ю. М. Три века Санкт-Петербурга. История. Культура. Быт. М., 1997.

Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: Учеб. пос. М., 1998.

Рябцев Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII–XIX вв.: Учеб. пособие М., 1997.

Тема 11. Особенности петербургского ПросвещенияТема 11. Особенности петербургского Просвещения

1. Основные идеи европейского Просвещения.

2. Особенности российского Просвещения.

3. Роль Екатерины II в становлении и развитии идей эпохи Просвещения.

ЛитератураЛитература

Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пос. М., 1999.

Даринский А. В., Старцев В. И. История Санкт-Петербурга в XVIII–XIX вв.: Учеб. пос. СПб., 2000.

Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

Каменский А. Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII века. СПб., 1992.

Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: Учеб. пос. М., 1998.

Тема 12. Совершенствование системы образования в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII векаТема 12. Совершенствование системы образования в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века

1. Появление общего образования в Санкт-Петербурге. Деятельность Янковича де Мириево.

2. Закрытые учебные заведения второй половины XVIII века в Санкт-Петербурге.

3. Становление женского образования. Смольный институт благородных девиц.

4. Особенности формирования новой педагогики.

ЛитератураЛитература

Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пос. М., 1999.

Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1987.

Лотман Ю. С. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII–XIX веков. СПб., 1997.

Рябцев Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII–XIX вв.: Учеб. пос. М., 1997.

Смагина Г. И. Янкович де Мириево // Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996. С. 291–292.

Яковкина Н. И. История русской культуры. Первая половина XIX века. СПб., 1998.

Тема 13. Открытия литературы Санкт-Петербурга последней трети XVIII векаТема 13. Открытия литературы Санкт-Петербурга последней трети XVIII века

1. Развитие сатирических жанров в литературе Санкт-Петербурга (В. И. Лукин, Д. Н. Фонвизин).

2. Завершение допушкинского периода русской поэзии (Г. Р. Державин).

3. “Просветительский реализм” А. Н. Радищева.

4. Утверждение сентиментализма в литературе 90-х годов XVIII века (Н. М. Карамзин).

ЛитератураЛитература

Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пос. М., 1999.

Илюшин А. А. Державин // Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996. С. 239–246.

Илюшин А. А. Карамзин // Там же. С. 341–345.

Илюшин А. А. Радищев // Там же. С. 557–561.

Кочеткова Н. Д. Фонвизин // Там же. С. 707–710.

Мир русской культуры: Энциклопедич. справочник. М., 1997.

Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: Учеб. пос. М., 1998.

Тема 14. Рождение в Санкт-Петербурге русской композиторской школыТема 14. Рождение в Санкт-Петербурге русской композиторской школы

1. Оживление музыкальной жизни Санкт-Петербурга во второй половине XVIII века.

2. Основание петербургской композиторской школы (М. С. Березовский, В. А. Пашкевич, И. Е. Хандошкин).

3. Развитие музыкальной фольклористики (В. Ф. Трутовский, Н. А. Львов, И. Прач).

4. Превращение бытового городского романса в профессиональный музыкальный жанр.

5. Достижения музыкального искусства Санкт-Петербурга последних десятилетий XVIII века (Е. И. Фомин, Д. С. Бортнянский).

ЛитератураЛитература

Кириллина Л. В. От народной песни до оперы // Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996. С. 100–102.

Лебедева-Емелина А. В. Бортнянский // Там же. С. 97–100.

Мир русской культуры: Энциклопедич. справочник. М., 1997.

Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: Учеб. пос. М., 1998.

Тема 15. Развитие изобразительного искусства в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII векаТема 15. Развитие изобразительного искусства в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века

1. Ведущие жанры изобразительного искусства эпохи классицизма.

2. Творчество крупнейших художников-портретистов второй половины XVIII века. Основные особенности творчества.

3. Развитие бытового жанра в живописи второй половины XVIII века.

ЛитератураЛитература

Алленов М. М. Русское искусство XVIII — начала XX века. М., 2000.

Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: Учебник. М., 1999.

История русского искусства: В 3 т. / Под ред. М. М. Раковой, И. В. Рязанцева. М., 1991. Т. 1.

Малая история искусств. Искусство XVIII века. М., 1977.

Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: Учеб. пос. М., 1998.

Тема 16. Развитие скульптуры в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII векаТема 16. Развитие скульптуры в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века

1. Развитие портретной скульптуры и творчество Ф. И. Шубина.

2. Особенности творчества М. И. Козловского. Его основные работы в Санкт-Петербурге.

3. Скульпторы-иностранцы, работавшие в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века.

ЛитератураЛитература

Алленов М. М. Русское искусство XVIII–начала XX века. М., 2000.

Даринский А. В., Старцев В. И. Санкт-Петербург. 1903–1917: Учеб. пос. СПб., 2000.

Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: Учебник. М., 1999.

Каганович А. Медный всадник: история создания монумента. 2-е изд., Л., 1982.

Петров В. Н. М. И. Козловский. М., 1977.

Тема 17. Строительство в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII векаТема 17. Строительство в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века

1. Переход к классическим градостроительным принципам.

2. Генеральный план строительства Санкт-Петербурга 1769 года (А. Квасов).

3. Архитектура классицизма.

ЛитератураЛитература

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.

История русской архитектуры: Учебник для вузов / Под ред. Ю. С. Ушакова. СПб., 1994.

Коваленская Н. Н. Русский классицизм. М., 1964.

Петербург и другие новые российские города XVIII — первой половины XIX века. М., 1995.

Платунов А. М. Так строился Петербург: Учеб. пос. СПб., 1999.

Тема 18. Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга во второй половине XVIII векаТема 18. Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга во второй половине XVIII века

1. Основные стилистические особенности раннего и строгого классицизма.

2. Творчество представителей раннего классицизма в Санкт-Петербурге.

3. Мастера зрелого классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга второй половины XVIII века.

ЛитератураЛитература

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.

Платунов А. М. Так строился Петербург: Учеб. пос. СПб., 1999.

Рябцев Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII–XIX вв.: Учеб. пос. М., 1997.

Шуйский В. Архитектура зрелого русского барокко. Ранний классицизм. СПб., 1997.

Шуйский В. Архитектура строгого классицизма. СПб., 1998.

Тема 19. Типологические особенности культуры Санкт-Петербурга в первой половине XIX векаТема 19. Типологические особенности культуры Санкт-Петербурга в первой половине XIX века

1. Экономические и политические предпосылки развития культуры.

2. Культура Петербурга первой половины XIX века как воплощение замысла Петра I: рационализм, гражданственность, эстетизм.

3. Взаимодействие европеизма и национальной самобытности в культуре Санкт-Петербурга.

ЛитератураЛитература

Анциферов Н. П. Непостижимый город... Л., 1991.

Гордин А., Гордин М. Пушкинский век: панорама столичной жизни. СПб., 1995.

Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990.

Игнатова Е. А. Записки о Петербурге. СПб., 1997.

Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.

Овсянников Ю. М. Три века Санкт-Петербурга. История. Культура. Быт. М., 1997.

Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев / Сост. Ю. А. Лимонов. Л., 1991.

Физиология Петербурга. М., 1989.

Яковкина Н. И. Очерки русской культуры первой половины XIX века. Л., 1989.

Тема 20. Петербург первой половины XIX века и творчество А. С. ПушкинаТема 20. Петербург первой половины XIX века и творчество А. С. Пушкина

1. Поэзия А. С. Пушкина как воплощение “петербургского начала” русской культуры.

2. Создание А. С. Пушкиным образа Петербурга в произведениях “Евгений Онегин”, “Вольность”, “Домик в Коломне”, “Город пышный, город бедный”.

3. “Медный всадник” как поэтическое осознание внутреннего драматизма духовного бытия Петербурга.

ЛитератураЛитература

Иезуитова Р. В. , Левкович Я. Л. Пушкин в Петербурге. Л., 1991.

Иваницкий А. И. О подтексте поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник” // Русский язык за рубежом. 1993. № 2. С. 76–82.

Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.

Литературные памятные места Ленинграда. Л., 1968.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”: Комментарий. Л., 1983.

Макогоненко Г. П. Тема Петербурга у Пушкина и Гоголя // Избр. работы. Л., 1987.

Петербург в русской литературе: Хрестоматия. IX–XI классы. М., 1994.

Петербург в русской поэзии: XVIII — начало ХХ века. Поэтическая антология. Л., 1988.

Томашевский Б. В. Петербург в творчестве Пушкина // Пушкинский Петербург. Л., 1949.

Файнберг А. И. Заметки о “Медном всаднике”. М., 1993.

Яцевич А. Г. Пушкинский Петербург. СПб., 1993.

Тема 21. Образование в Санкт-Петербурге в первой половине XIX векаТема 21. Образование в Санкт-Петербурге в первой половине XIX века

1. Создание Министерства народного просвещения и полная реорганизация учебного процесса.

2. Появление в Петербурге новых учебных заведений (Университет, Царскосельский лицей) и преобразование старых (Горный институт, Педагогический институт).

3. Правительственная реакция в сфере образования.

4. Особенности женского образования.

5. Домашнее воспитание и его роль в формировании личности.

ЛитератураЛитература

Гордин А., Гордин М. Пушкинский век: панорама столичной жизни. СПб., 1995.

Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990.

История Ленинградского университета: Очерки. Л., 1967.

Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб., 1994.

Равкин Э. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811–1817 гг.): Историко-педагогический очерк. М., 1993.

Яковкина Н. И. Очерки русской культуры первой половины XIX века. Л., 1989.

Тема 22. Состояние просвещения в Петербурге в первой половине XIX векаТема 22. Состояние просвещения в Петербурге в первой половине XIX века

1. Расширение книгоиздательской деятельности (А. Ф. Смирдин, братья Глазуновы, В. А. Плавильщиков, И. Т. Лисенков).

2. Периодическая печать в общественной и культурной жизни Петербурга первой половины XIX века.

3. Открытие Публичной библиотеки в Петербурге как новый этап в развитии библиотечного дела.

ЛитератураЛитература

Баренбаум И. Е., Костылева Н. А. Книжный Петербург–Ленинград. Л., 1986.

Голубева О. Д. В мире книжных сокровищ. Л., 1988.

Гордин А., Гордин М. Пушкинский век: панорама столичной жизни. СПб., 1995.

Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990.

История Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1963.

Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.

Смирнов-Сокольский Н. П. Книжная лавка А. Ф. Смирдина. М., 1957.

Тема 23. Классицизм в градостроении и архитектуре Петербурга в первой трети XIX векаТема 23. Классицизм в градостроении и архитектуре Петербурга в первой трети XIX века

1. Градостроительные принципы классицизма.

2. Завершение оформления центра города и сложение основных архитектурных ансамблей Петербурга.

3. Ампир в архитектуре Петербурга. Творчество архитекторов Ж.-Б. Тома де Томона, А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, В. П. Стасова, Дж. Кваренги, К. И. Росси.

ЛитератураЛитература

Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994.

Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. СПб., 1998.

Иконников А. В. Петербург и Москва (к вопросу о русской градостроительной традиции) // Эстетическая выразительность города. М., 1986. С. 103–129.

Ильина Т. И. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

История русской архитектуры: Учебник для вузов. СПб., 1994.

Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.

Курбатов В. Петербург. Л., 1993.

Саваренская Т. Ф., Швидковский Д. О., Петров Ф. А. История градостроительного искусства: Поздний феодализм и капитализм: Учебник для вузов. М., 1989.

Тема 24. Особенности культуры Петербурга во второй половине XIX векаТема 24. Особенности культуры Петербурга во второй половине XIX века

1. Влияние развития капитализма и научно-технического прогресса на культуру Петербурга.

2. Амбивалентность, полифонизм и диалогизм петербургской культуры второй половины XIX века.

3. Отражение особенностей культуры Петербурга второй половины XIX века в творчестве Ф. М. Достоевского.

ЛитератураЛитература

Анциферов Н. П. Петербург Достоевского. Пг., 1923.

Баршт К. Петербургская готика Достоевского // Europa Orientalis. 1996. № 1. С. 51–76.

Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга: Очерки столичной жизни. СПб., 1994.

Белый Г. А. и др. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. М., 1976.

Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990.

Игнатова Е. А. Записки о Петербурге. СПб., 1997.

Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.

Столпянский Н. П. Петербург. СПб., 1995.

Тема 25. Петербург второй половины XIX века в творчестве Ф. М. ДостоевскогоТема 25. Петербург второй половины XIX века в творчестве Ф. М. Достоевского

1. Петербург как место действия литературных героев Ф. М. Достоевского.

2. Полифонизм и диалогизм творчества Ф. М. Достоевского как отражение особенностей духовной жизни Петербурга второй половины XIX века.

3. Развитие Ф. М. Достоевским пушкинского понимания противоречивости петербургской культуры в произведениях “Бедные люди”, “Белые ночи”, “Двойник”, “Униженные и оскорбленные”.

4. Роман “Преступление и наказание” как самое полное и художественно совершенное изображение Петербурга Ф. М. Достоевским.

ЛитератураЛитература

Анциферов Н. П. Петербург Достоевского. Пг., 1923.

Баршт К. Петербургская готика Достоевского // Europa Orientalis. 1996. № 1. С. 51–76.

Бахтияров А. А. Брюхо Петербурга. Очерки столичной жизни. СПб., 1994.

Белов С. В. 730 шагов с топором Раскольникова // Аврора. 1993. № 7. С. 140–149.

Белов С. В. Петербург Достоевского // Нева. 1983. № 11. С. 195–200.

Белов С. В. Тринадцать ступеней (Петербургские аномалии-символы у Достоевского) // Грани. 1994. № 173. С. 127–154.

Гроссман Л. Достоевский. М., 1962.

Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.

Кумпан К., Конечный А. Наблюдения над топографией “Преступления и наказания” // Изв. АН СССР. Сер. литературы и языка. 1976. Т. 35. № 2.

Литературные памятные места Ленинграда. Л., 1968.

Раков Ю. Лестница Раскольникова. Л., 1990.

Саруханян Е. Г. Достоевский в Петербурге. Л., 1970.

Тема 26. Образование и просвещение в Петербурге во второй половине XIX векаТема 26. Образование и просвещение в Петербурге во второй половине XIX века

1. Борьба общественности за ликвидацию сословности школы и развитие системы всеобщего образования.

2. Демократизация образования и формирование разночинной интеллигенции.

3. Женское образование и эмансипация женщины.

4. Развитие журналистики, издательского дела, книготорговли, библиотек.

ЛитератураЛитература

Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909–1910. М., 1991.

Баренбаум И. Е., Костылева Н. А. Книжный Петербург–Ленинград. Л., 1986.

Белый Г. А. и др. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. М., 1976.

Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990.

Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.

Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М., 1971.

Новиков А. И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. Л., 1972.

Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении: от Марии Волконской до Веры Фигнер. М., 1988.

Петербургский университет и революционное движение в России. Л., 1979.

Тишкин Г. А. Женский вопрос в России. 50–60-е гг. XIX в. Л., 1989.

Федосова Э. П. Бестужевские курсы — первый женский университет. М., 1980.

Тема 27. Развитие научной мысли в Петербурге во второй половине XIX векаТема 27. Развитие научной мысли в Петербурге во второй половине XIX века

1. Приоритетное развитие естественных и технических наук в Петербурге и повышение уровня культуры производства.

2. Рост авторитета университетской науки и формирование крупных научных школ.

3. Научные общества и съезды как новая форма научной жизни.

4. Общественно-просветительская деятельность ученых.

ЛитератураЛитература

Белый Г. А. и др. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. М., 1976.

Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990.

Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.

Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М., 1971.

Соболева Е. В. Организация науки в пореформенной России. Л., 1983.

Тема 28. Художественная культура Петербурга во второй половине XIX векаТема 28. Художественная культура Петербурга во второй половине XIX века

1. Утверждение реалистического метода в разных видах художественного творчества.

2. Место и роль литературы в художественной культуре Петербурга.

3. Реализм в живописи. Деятельность передвижников.

4. Музыкальная жизнь Петербурга. Деятельность композиторов “Могучей кучки”.

ЛитератураЛитература

Крюков А. Н. “Могучая кучка”. Страницы истории петербургского кружка музыкантов. Л., 1977.

Пунина И. Н. Петербургская артель художников. Л., 1966.

Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. М., 1989.

Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. М., 1991.

Русская художественная культура второй половины XIX века: Диалог с эпохой. М., 1996.

Сарабьянов Д. В. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века. М., 1955.

Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991.

Типология русского реализма второй половины XIX в. М., 1979.

Тема 29. Градостроительство и архитектура в Петербурге во второй половине XIX векаТема 29. Градостроительство и архитектура в Петербурге во второй половине XIX века

1. Влияние капитализма и научно-технического прогресса на формирование новых принципов градостроения и изменение облика города.

2. Этапы развития и основные особенности эклектики в архитектуре.

3. Петербургские постройки мастеров эклектики (Н. Л. Бенуа, А. И. Штакеншнейдер, К. А. Тон, А. П. Брюллов, В. А. Шретер, В. О. Шервуд, П. Сюзор и др.).

ЛитератураЛитература

Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.

Гинзбург А. М., Кириков Б. М. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века: Справочник. СПб., 1996.

Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени // Собр. соч.: В 6 т. М., 1950. Т. 6.

Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало ХХ века / Сост. В. Г. Исаченко. СПб., 1998.

Исаченко В. Г. Зодчие Петербурга второй половины XIX века. Л., 1985.

История русской архитектуры: Учебник для вузов. СПб., 1994.

Кириков Б. М. Петербургские особняки второй половины XIX — начала ХХ века (Особенности объемно-пространственных композиций) // Краеведческие записки. Исследования и материалы. 1993. Вып. 1.

Кириченко Е. И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (К вопросу о двух фазах развития эклектики) // Архитектурное наследство. М., 1988. Т. 36.

Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910-х годов. М., 1982.

Пунин А. Л. Архитектура Петербурга. Вторая половина XIX века. Л., 1981.

Тема 30. Серебряный век в русской культуреТема 30. Серебряный век в русской культуре

1. Переосмысление культурного классического наследия XIX века. Соотношение традиций и новаторства.

2. Проблемы творческого самосознания, творческой свободы, творческой индивидуальности в культуре Серебряного века.

3. Задачи творческого синтеза в культуре Серебряного века.

4. Противоречия культуры Серебряного века.

ЛитератураЛитература

Бердяев Н. А. Русская идея // Вопросы философии. М., 1990. Гл. Х.

Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала ХХ века. М., 1997. Гл. Х.

История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. М., 1995.

Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Кондаков И. В. Культура России. М., 1999.

Тема 31. Русский модернТема 31. Русский модерн

1. Идейно-художественная программа модерна.

2. Преобразовательная миссия модерна.

3. Програмность красоты и декоративность модерна.

4. Синтез искусств.

5. Историко-художественное значение стиля модерн в России.

ЛитератураЛитература

Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910-х годов. М., 1978.

Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М., 1989.

Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала ХХ века. М., 1993.

Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX — начала ХХ века. М., 1984.

Тема 32. Модерн как архитектурное явление в Санкт-ПетербургеТема 32. Модерн как архитектурное явление в Санкт-Петербурге

1. Органическая целостность стиля модерн.

2. Особенности стилевой системы стиля модерн в архитектуре Петербурга.

3. Основные зодчие стиля модерн в Петербурге.

ЛитератураЛитература

Зодчие Санкт-Петербурга XIX — начало ХХ века / Сост. В. Г. Исаченко. СПб., 1998.

Кириченко Е. И. Пространственная организация жилых комплексов Москвы и Петербурга в начале ХХ века // Архитектурное наследство. М., 1972. Т. 19. С. 118–136.

Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910-х годов. М., 1978.

Тема 33. Творческое объединение “Мир искусства”Тема 33. Творческое объединение Мирискусства

1. Организация выставок.

2. Организация литературно-художественного журнала “Мир искусства”.

3. Возрождение и формирование книжной графики.

4. Реформа театра.

5. Роль А. Бенуа в культурной деятельности художественного объединения “Мир искусства”.

6. Историко-художественное значение творческого объединения “Мир искусства”

ЛитератураЛитература

Бенуа А. Мои воспоминания. М., 1990.

Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала ХХ века. М., 1993.

Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX — начала ХХ века. М., 1984.

Стернин Г. Ю. Художественная культура России на рубеже XIX–ХХ веков. М., 1986.

Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России начала ХХ века. М., 1994.

Тема 34. Дягилевские сезоныТема 34. Дягилевские сезоны

1. Роль С. Дягилева в художественной культуре Петербурга на рубеже XIX–ХХ веков.

2. Организация выставок и их значение в художественной жизни России той поры.

3. С. Дягилев и Петербургский императорский театр (Александринский).

4. “Русские сезоны” в Париже.

5. Значение “Дягилевских сезонов” для русской художественной культуры.

ЛитератураЛитература

Бенуа А. Воспоминания о балете // Бенуа А. Мои воспоминания: В 5 кн. М., 1990. Кн. 5.

Бенуа А. Мои воспоминания. М., 1990. Кн. 5.

Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX — начала ХХ века. М., 1984.

Корректор Т. А. Кошелева




1. Рисунок семьи как метод изучения детскородительских отношений -- Проективная психология
2. Законодательство РФ в сфере охраны труда.html
3. з курсу ldquo; Українська мова за професійним спрямуваннямldquo; для студентів заочного відділення
4. каласепт К какой группе материалов относится этот препарат его состав свойства и для чего может быть испо
5. ТЕМА 12 ЕКОНОМІЧНА РОЛЬ ДЕРЖАВИ У РИНКОВІЙ ЕКОНОМІЦІ Економічні функції держави в умовах ринку
6. Вертикаль
7.  B 1 24805 Сырок стоит 8 рублей 20 копеек
8. Принцип вертикального розташування записів Група присудка Група підмета 2
9. Реферат- Численность и структура населения
10. дипломная работа по специальности Маркетинг является самостоятельной квалификационной работой составно
11. задание на зимние каникулы Прочитать и оформить в тетрадь читательский дневник- 1
12. тематически проводить ряд специальных упражнений развивающих все мышцы тела
13. тема globl system ~ совокупность взаимодействующих и-или взаимозависимых элементов общепланетарного масштаба
14. И растворилась в воздухе до срока А срока было сорок сороков
15. і. Випадковим процесом Хt називають процес значення якого при будь ~ якому значенні аргументу t є величин.
16. Согласовано зав
17. Способ объявления тревог на судах
18. Экономическая реформа в Болгарии и проблемы ее интеграции в мировую экономику
19. Э мы видим в цитоплазме эпителий извитых канальцев определяются вакуоли разного размера
20. Атомизаторы и источники возбуждения в аналитической хими