Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Предмет

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

1.ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Предмет.

Как нам известно, социология это наука, которая изучает общество в целом и эту самую целостность определяет ни что иное как взаимодействием ее составных частей. Таким образом, предметом любой отраслевой науки является исследование взаимодействия. В данном случае это взаимодействие конкретной подсистемы общества и других социальных подсистем. Следовательно предмет экономической социологии — изучение взаимодействия экономики и других общественных подсистем (экономики и политики, экономики и религии и т. д.). Такую характеристику предмета экономической социологии давали Парсонс и Смэлсер.

Дюркгейм же в своей работе 1909 г. "Социология и социальные науки" определял предмет экономической социологии по-другому, и заключался он, с его точки зрения, в социологическом исследовании институтов производства богатства, институтов распределения и обмена(так же ему принадлежит приоритет в социальном исследовании экономического института разделения труда).

Даже исходя из всего двух определений предмета экономической социологии, можно сделать вывод, что подходы к его определению различаются в зависимости от общей методологической установки социолога.

С точки зрения позитивизма, предметом экономической социологии будет исследование и установление наиболее общих законов взаимодействия социальных и экономических фактов(экономическая система как подсистема общества, ее связь с другими подсистемами общества и их взаимовлияние).

Что касается марксизма, упор делается на исследование производственных отношений. Материалистический подход направлен на изучение социальных явлений в их обусловленности экономической основой, неким базисом, а поведение человека рассматривается через труд. Роль играет и место человека(группы в которой он состоит) в системе производственных отношений.

Так называемая «понимающая социология» предмет экономической социологии определяет в исследовании того, почему и с какими мотивами человек совершает те или иные действия в экономической сфере. Тем самым создавая различные типы экономического поведения(например рыночный или до-рыночный).

Главный тезис с точки зрения институционализма- предметом является социальное строение экономики, взаимодействие ее с другими подсистемами общества.

А вот представители структурно-функционального анализа предлагают исследовать экономическое поведение как конкретный случай социального поведения, воспринимая это поведение как комплексы ролей и социального статуса.

Всё многообразие взглядов на предмет экономической социологии можно свести к двум основным направлениям:

1. Экономика исследуется как одна из подсистем общества, при этом выявляется всё социальное в экономической сфере, а так же выясняется влияние других сторон общественной жизни на развитие экономики(к примеру отечественные авторы Заславская и Рывкина рассматривают предмет экономической социологии как социальный механизм развития экономики).

2. Второй подход является менее распространенным, но так же важен. Он использует другой вектор взаимодействия экономики и общества, а, именно: определяет обратное влияние – экономической жизни на социальную. Он подразумевает рассмотрение не только воздействия хозяйственной жизни на социальные процессы, но признавая приоритет хозяйственной жизни, затрагивает глобальные вопросы развития человечества. Данный подход отстаивает Ельмеев.

Обобщив оба подхода, отметим, что экономическая социология в качестве своего предмета рассматривает изучение экономики и общества, исследование их взаимодействия и взаимовлияния.

Целью экономической социологии является:

· расширение знаний о жизни общества, о законах и закономерностях протекания социальных процессов в хозяйственной сфере, о взаимодействии экономики с другими сферами общественной жизни

· практической целью экономической социологии как научного направления является оптимальное функционирование экономики в конкретной социальной системе.

Можно сказать,что предмет эк. социологии-применение методов в экономике,выбор средств для достижения безграничных целей с помощью ограниченных средств.

II.

Решая свои задачи, экономическая социология использует разнообразные методы исследования.

В качестве методологических основ экономической социологии принято считать:

· Позитивистские исследования экономики (Конт, Спенсер, Дюркгейм)

· Материалистический метод (Маркс)

· метод понимающей социологии (М.Вебер)

· Метод формальной социологии (Зиммель)

· Метод структурно-функционального анализа в экономической социологии (Т.Парсонс и Дж. Смелсер)

· экономическая феноменология (Грановеттер)

Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя важными особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики.

Первая особенность – междисциплинарность экономической социологии это следствие особенностей ее объекта: взаимосвязи экономической и социальной сфер общества. Междисциплинарность как первый принцип исследовательской деятельности в экономической социологии предполагает: рассмотрение изучаемых объектов с учетом их двойственной, экономико-социальной природы, порождаемой их принадлежностью одновременно к экономической и социальной сферам общества. Кроме того, предполагается учет экономических и социальных факторов, воздействующих на изучаемые объекты, учет двоякого рода последствий(экономических и социальных) и динамики объектов; использование экономической и социальной информации; использование специальных методов обработки и анализа, позволяющих совмещать экономическую и социальную информацию (например, данные экономической и социальной статистики и данные социологических опросов о деятельности и поведении разных социально-демографических и социально-профессиональных групп).

Второй особенностью является ориентация на выявление социальных механизмов. Выявление социальных механизмов экономических процессов- фундаментальная, основополагающая, черта исследований, проводимых в экономической социологии.

Экономическая теория в значительно большей степени изучает отношения, овеществленные в потоках материальных, финансовых, информационных ресурсов, готовой продукции и услуг. Социология же более ориентирована непосредственно на человеческое поведение и социальные связи как таковые. Но пересечение объектов исследования у них все же довольно велико. Существуют различия и в методах сбора и анализе данных. Экономисты в большей степени стремятся к улучшению предсказательных возможностей своих моделей, облачая их в строгие математические формы. Они могут вовсе не обращаться к эмпирическому материалу, а если и обращаются, то чаще всего используют готовые агрегированные показатели национальной статистики. Социологи же, как правило, делают упор на дескриптивный (описательный) анализ. Их модели менее строги в формальном отношении, но чаще подвергаются проверке на конкретных эмпирических данных, которые имеют выборочный характер и черпаются из специально организованных источников. Главным среди социологических методов сбора данных считаются опросы. Но в целом социологи демонстрируют большее, по сравнению с экономистами, разнообразие этих методов, охватывающих также включенное наблюдение, углубленные интервью, биографический метод, контент-анализ. Поэтому многие считают, что лучше и качественнее анализ в области экономики делают именно социологи.

2.Исторические этапы развития экономической социологии.

Предыстория экономической социологии.

Как любая наука, экономическая социология возникла не в одночасье. У еще не появившейся науки есть исследования, которые проводятся учеными в других областях знания. Первоначально проблемы, которые можно было бы отнести к ведению экономической социологии, разрабатывались в русле экономической науки, были объектами исследования политической экономии.

Истоки экономической социологии относятся к трудам представителей классической политической экономии: Адама Смита, Давида Рикардо, Джона Стюарта Милля. Наиболее интересны в этом отношении труды Адама Смита.

Первый этап становления экономической социологии (к. 1890-х гг. – к. 1920-х гг.)

Формируются две школы: французская и немецкая школы экономической социологии. К этому этапу относятся работы

• Эмиля Дюркгейма (провел анализ разделения труда с точки зрения социологии),

• Марселя Мосса (рассмотрел, как происходит обмен в традиционных обществах, где еще нет влияния денежной системы),

• Макса Вебера (исследовал то, как религия влияет на хозяйственное поведение людей),

• Вернера Зомбарта (исследовал историю капитализма и его классовую структуру),

• Рудольфа Штаммлера (изучал взаимосвязь экономики и права),

• Георга Зиммеля (сфера его интереса - социология денег).

На этом этапе были сформированы основные теории экономической социологии и методологические концепции, появилась классическая экономическая социология.

В российской социологии проблематику экономической социологии в это время разрабатывали М. М. Ковалевский, Н. И. Зибер, М. И. Туган-Барановский, Н. Д. Кондратьев, С. Н. Булгаков. Но надо сказать, что недостаток работы российских социологов заключался в том, что единого направления экономической социологии выбрано не было.

Второй (неоклассический) этап развития экономической социологии (1920 – 1950 гг.).

В 30-е гг. экономическая социология в Европе оказалась практически забытой, зато появляется интерес к подобного рода исследованиям в США, правда уже на совершенно иной методологической базе.

В начале 30-х гг. Т. Парсонс публикует свои первые работы, которые напрямую связаны с проблематикой экономической социологии. В 1937 г. вышла в свет его первая крупная работа «Структура социального действия», которая заложила основы структурно-функциональной парадигмы (которая приобрела законченный вид к 60-м годам), определившей направление развития экономической социологии на долгие годы вперед.

В тот же период появляются труды экономистов, затрагивающие социальные основания функционирования экономики. Особо стоит здесь отметить Дж. М. Кейнса, обратившего внимание на необходимость государственного вмешательства в экономическую жизнь общества, обосновывая это тем, что рынок не думает о социальных проблемах, стоящих перед обществом, а заботится лишь о собственной прибыли.

В 1944 г. была опубликована книга К. Поланьи «Великая трансформация».Она во многом определяет лицо современной экономической социологии. В ней К. Поланьи показал процесс трансформации – как экономическая система, прежде включенная (включение - «embeddedness») в социальное окружение, выделяется из него, становится самодостаточной и автономной, и, наконец, подчиняет себе социальную систему.

В 1930-х-1940х гг. с развитием промышленности возникла потребность более эффективного использования человека в производстве, что стимулировало усиление внимания социальных наук к экономической сфере, способствовало появлению, особенно в США, индустриальной (промышленной) социологии и социологии труда.

- Индустриальная социология изучает индустриальный образ жизни, социальные отношения в производственных организациях.

- Социология труда занимается исследованием социальных процессов в сфере труда, рассматривает социологические аспекты трудовой мотивации, адаптации, стимулирования.

Третий этап развития экономической социологии (1950 – нач.1980-х гг. XX века).

Экономическая социология как самостоятельное академическое направление была признана лишь в 1950-1960-х гг. благодаря усилиям Т. Парсонса и Н. Смелзера, что стало возможно после опубликования в 1956 г. их совместной работы «Экономика и общество». В 1963г. Н. Смелзер опубликовал книгу «Социология экономической жизни», которая по существу стала первым учебником по экономической социологии. Появляются книги, журналы, начинают проводиться конгрессы, круглые столы и т.д.

Четвертый этап развития экономической социологии (сер. 80-х - к. 90-х гг. XX в.)

В начале 1980-х годов формируется так называемая «Новая экономическая социология». С этим направлением связан четвертый этап развития экономической социологии, который мы назовем постклассическим. Важный вклад в развитие экономической социологии в этот период внесли работы М. Грановеттера, Р. Сведберга, Х. Уайта, В. Зелизер, М. Аболафиа, Н. Биггарт, У. Бэйкера, Д. Старка. Теперь уже идеи К. Поланьи (в интерпретации М. Грановеттера), а не Т. Парсонса, определяли кредо экономической социологии. В 1985 г. М. Грановеттер пишет статью, в которой использует понятие «embeddedness», заимствованное из работ К. Поланьи. Критикуя идею экономистов об атомизированности индивидов в обществе и экономике (их изолированности и независимости друг от друга), он говорит о включенности любого человека или организации в социальные отношения. И М. Грановеттер предлагает брать во внимание эту включенность при анализе определенных экономических или хозяйственных действий. Иначе говоря, М. Грановеттер пользуется методом социальных сетей. Именно с этого момента начинается этап полипарадигмальности в экономической социологии: нет теперь единого методологического основания, которого бы придерживались все эконом-социологи (в отличие от предыдущей монопарадигмальности, связанной со структурным функционализмом Т. Парсонса).

Самое большое влияние на эконом-социологов 1980-х годов оказали идеи представителей «Новой институциональной экономики» - Р. Коулза, О. Уильямсона, Д. Норта. Новая институциональная экономика исходит из того, что социальные и экономические институты играют важнейшую роль на рынке. Именно как теоретический и методологический ответ этому направлению и формировалась новая экономическая социология.

Разрабатываются сетевой подход, социокультурный подход, политико-культурный подход, концепция включенности.

В 90-е гг. XX века и в самые первые годы XXI века экономическая социология также успешно занималась совершенно различными темами, но, пожалуй, социология рынков стала основной, особенно после публикации в 2001 г. книги Нила Флингстина «Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века».

Если говорить о структуре социологического знания, можно сказать, что экономическая социология претендует на ведущее место в этой структуре, особенно после публикации в середине 90-х годов «Хрестоматии по экономической социологии» Н. Смелзера.

В России внимание к экономической социологии было привлечено в период «перестройки» в середине 1980-х гг. Инициатором развития этого направления стали Т. И. Заславская и Рывкина Р. В. Им же принадлежат и первые попытки дать свое определение предмета экономической социологии в отечественной литературе. В 1980-е гг. была открыта первая дискуссия о предмете экономической социологии в статьях Ельмеева. Сегодня можно отметить работы по экономической социологии Ю. В. Веселова, В. В. Радаева, Г. Н. Соколовой, В. И. Верховина.

3. Современная экономическая социология

К 30-м гг. 20 века классически этап развития экономической социологии приходит к своему логическому завершению. Наступает время «новых классиков».  В 1937 году выходит в  свет «Структура социального лействия» Т.Парсонса,  которая свидетельствует о новом осмыслении наследия социологии. Но собственно экономико-социологическая теория Парсонса была разработана в 1950-х гг., когда была опубликована его совместная работа с Н.Смэлсером «Экономика и общество», которая положила начало традиции американской экономической социологии. Здесь были новый метод, новая теория, новое понимание экономики как социальной системы. В 1960-е гг., эта традиция была продолжена Смэлсером, в 1963 году вышла его работа «Социология экономической жизни», а в 1965 – сборник текстов по экономической социологии. Этот период 1950-1960х по праву считается неоклассическим: 1) границы и теоретические основы эконом.социологии уже были определены, предметная область уже сформирована классиками, поэтому эконом.социология данного периода развивалась на своей собственной основе; 2) это был этап не формирования и создания эконом.соц.теории, а её развития; 3) эконом.социология становится одной из признанных (во многом благодаря Парсонсу и Смэлсеру) отраслей социолог.знания, становится академической дисциплиной. В 70-е гг. наступает период «депарсонификации» - структурно-функциональное направление уже исчерпало себя, начинается поиск новых путей развития и опять в Гарварде. С конца 60-х Харриссон Уайт  на основе математической социологии развивает сетевой метод анализа  - и затем он применяется  к исследованию экономики. Этот период характеризуется также наступлением экономистов на фронте изучения социальных проблем, открывается эпоха «экономического империализма» - развиваются неоинституциональный подход (О.Уильямсон), новая экономическая история (Д.Норт), теория общественного выбора (Дж.Бьюкеннен), теория человеческого капитала (Г.Беккер).  И работы эконом.социологов представляют собой некоторый ответ на это наступление.  М.Грановеттер в Гарварде занимается соцолог.исследованием рынка труда на основе сетевого подхода, У.Бейкер публикует работу о социальной структуре рынка облигаций, В.Зелизер исследует соотношение социальных ценностей и рынка. Наступил этап, когда необходимо обобщить историю своего развития и появляются работы по истории эконом.социологии. Вторая половина 1980-х и 1990-е гг. характеризуются новым всплеском интереса к эконом.социологии, неоклассический этап уступает место американской новой экономической социологии.  Формирование новой эконом.социологии связано прежде всего с именем М.Грановеттера, который в 1985 году публикует статью «Экономическое действие и социальная структура: проблема включённости», а в 1992издаёт совместно с  Р.Сведбергом своеобразный манифест новой эконом.социологии «Социология экономической жизни». В 1980-е активно работает и комитет «Экономика и общество» Международной социологической ассоциации, результатом этого является публикация в 1990-х сборника под редакцией Смэлсера и А.Мартинелли «Экономика и общество». Своеобразным триумфом развития экономической социологии является публикация Смэлсером и Сведбергом в 1994 огромного учебника по экономической социологии.  Создаются «теории среднего уровня», это – социолог.теория рынка (Грановеттер, Сведберг, Аболафиа), социологическая теория предпринимательства (Мартинелли), социология фирм (Грановеттер), социология международной экономики (Гереффи). Экономика рассматривается с точки зрения зависимости и влияния на другие социальные подсистемы – экономика и культура, экономика и образования, экономика и религия. Утверждается, что новая экономическая социология опирается на 3 основные теории: 1. Теория сетей; 2. социология культуры; 3. Социология организаций. Также дается критический анализ 2х главных теоретических понятий НЭкСоц: "включенности" и "социальное конструирование".  Достижение современной социальной науки за последнее 20летие - заполнение вакуума, когда традиционная экономика оказалась несостоятельной в исследовании экономических институтов . Гонка по заполнению этого вакуума: экономисты опережают социологов на 10 лет. Основные конкуренты: теория трансакционные издержки, теория действия, теория прав собственности, теория игр (эволюционная) и др. Это НИЭ (направления: НовЭкСоц, социология рационального выбора и социо-экономика в социологии; основная идея - использование микроэкономики для объяснения происхождения и функционирования социальных и экономических институтов). Современная эконом.социология в России: в нашей стране внимание к эконом.социологии было привлечено в период перестройки в середине 1980-х. Инициаторами развития этого направления стали Т.И.Заславская и Р.В.Рывкина. Им же принадлежат и первые попытки дать своё определение предмета эконом.социологии в отечественной литературе. В 1980-е годы была открыта первая дискуссия о предмете эконом.социологии в статьях В.Я.Ельмеева.

4. Экономика и производство. Социологическая теория производства.

5. Производство и труд. Понятие общественного разделения труда.

Труд – целесообразная деятельность человека по созданию благ, необходимых для удовлетворения его потребностей.

Маркс исследовал труд как способность создавать стоимость. Стоимость вообще есть не что иное, как кристаллизованное рабочее время.

Конкретный труд:

Производит потребительную стоимость,

Производит качественно определенную потребительную стоимость и противопоставляется другим видам труда, производящим другие потребительные стоимости,

Не связан ни с какой исторически обусловленной организацией труда,

Может осуществляться лишь в соединении с силами природы и опираясь на них.

Абстрактно человеческий труд который является качественно однородным человеческим трудом, является источником стоимости. Это та сторона действительного труда, которая обнаруживается в виде физиологической затраты человеческой рабочей силы.

Производство — это процесс изготовления материальных благ или процесс использования рабочей силы, оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления необходимых товаров и выполнения услуг.В производстве продукта человек воздействует на объекты природы, придает им форму, пригодную для удовлетворения материальных потребностей. Как уже отмечено, производство — это переработка веществ природы для непосредственного потребления или для дальнейшего производства. Такая функция производства сохраняется при любой его социальной форме.

Производительные силы — ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства. Производительные силы играют ведущую роль по отношению к производственным отношениям.Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся общественно-экономических формаций процесс становления и развития самого человека.

Производительные силы включают в себя простые моменты процесса труда:

1) предмет труда - тот элемент природы, на который направлено воздействие человека с целью его преобразования;

2) средства труда - орудия труда, с помощью которых происходит воздействие на предмет труда (механические, физические, химические), а также производственная инфраструктура - производственные здания, сооружения, каналы, трубопроводы, дороги, энергосети, средства связи и т. д.

Производственные отношения – это совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. П. о. являются необходимой стороной общественного производства. "В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство" .

Производительные силы + производственные отношения образуют Базис или способ производства материальных благ или экономическую формацию.

По мнению Маркса,Подлинная история человеческого общества наступит с утверждением коммунистической формации, черты которой: исчезновение порабощающего человека разделения труда, противоположности умственного и физического труда, превращение труда из средства в необходимость жизни, всестороннее развитие человека, небывалый рост производительных сил и общественного богатства, реализация лозунга французского коммуниста Э. Кабе: «Каждый по способностям, каждому по потребностям».

Классы в широком смысле слова — любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борьбе.

Классы в узком смысле слова — социальные группы, различающиеся по отношению к средствам производства.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - относительное обособление различных видов хозяйственной деятельности людей, специализация работника на изготовлении какого-нибудь продукта или совершении определенной трудовой операции.

ЭТАПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

I. Отделение земледелия от скотоводства.

II. Отделение ремесла от земледелия.

III. Отделение торговли от ремесла.

На первом и втором этапах в основном завершается общее разделение труда, общественное производство расчленяется на крупные сферы – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т.д. На третьем этапе получает всестороннее развитие частное (внутри отдельных отраслей) и единичное (внутри отдельных предприятий) разделение труда. При этом наряду с разделением труда по видам полезной деятельности формируется и углубляется территориальное разделение труда, в т.ч. разделение труда между странами.

Существует разделение труда внутри общества и внутри предприятия. Эти два основных вида Р. т. взаимосвязаны и взаимообусловлены. Разделение общественного производства на его крупные роды (такие, как земледелие, промышленность и др.) К. Маркс называл общим разделением труда, разделение этих родов производства на виды и подвиды (например, промышленности на отдельные отрасли) — частным Р. т. и, наконец, Р. т. внутри предприятия — единичным Р. т. Общее, частное и единичное Р. т. неотделимы от профессионального Р. т., специализации работников. Так как разделение труда было предпосылкой для борьбы классов, то Маркс считал РТ негативной особеннотью капитал общ-ва

ДЮРКГЕЙМ КОНТ СПЕНСЕР напротив считали что РТ благоприятно влияет на общество в целом.О. Конт,Г. Спенсер отмечали благотворное значение Р. т. для общественного прогресса, а отрицательные последствия считали его необходимыми и естественными издержками либо относили их не к Р. т. самому по себе, а к искажающим внешним влияниям (Э. Дюркгейм). Разделение труда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общественное сознание, создавая в обществе социальную солидарность.

6. Рынок труда: сетевой подход.

Универсальный и самостоятельный метод в социальных науках.

Сеть – совокупность устойчивых связей (например, взаимоотношения между людьми и группами людей, организациями и целыми странами).

Специфика подхода: фокусируемся не на самих агентах, в каком бы виде они не выступали, и не на мотивах, нормах и ценностях, которыми они руководствуются в своих действиях, а на связях между этими агентами.

Сетевой подход концентрируется на структурах межиндивидуального и межорганизационного взаимодействия.как правило, под сетями имеются в виду совокупности устойчивых связей между агентами, которые сохраняют при этом относительную самостоятельность по отношению друг к другу.

Сетевой подход обрел свою особую популярность в науке в 1980-е гг. Далее происходило его укрепление за счет создания совокупности операциональных инструментов, которые опирались, в том числе на стремительный прогресс компьютерных методов обработки и анализа данных (измерения весьма сложных сетевых переплетений, визуализация результатов в виде наглядных графических изображений).

Преимуществами сетевого подхода воспользовалась новая экономическая социология, которая стала использовать и развивать предлагаемые им инструменты в анализе современных рынков.

Рынок – переплетение социальных сетей (не означает, что рынок сводится исключительно к сетевым связям, но сети рассматриваются как ключевой элемент: определение структуры и профиля его участников).

Представители:М. Грановеттер,Р.Сведберг,Х. Уайт,Р.Бёрт,Д.Старк и др.

Предпосылка, основание сетевого подхода: участники рынка, вступая в добровольный рыночный обмен, с большей вероятностью завязывают отношения с теми, с кем они имели дело ранее, убедившись в надежности уже известных им партнеров. При регулярно повторяющихся актах обмена для участника рынка становится важным опыт предыдущего взаимодействия. Для него постоянные партнеры, в случае успеха прежних взаимодействий, имеют приоритет перед новыми партнерами. участник рынка исходит, прежде всего, из персонального взаимного доверия,но не отрицаются наличие и значимость случайных рыночных связей на рынке.

Использование сетевого подхода

В самых разных областях социологии рынков и теории хозяйственных организаций. Например, при анализе рынков труда (Гранноветтер): люди чаще ищут работу и успешнее ее находят через личные неформальные контакты. Также связи помогают успешно продвинуться по служебным лестницам, делать карьеру. Чем квалифицированнее работник, тем больше вероятность того, что он прибегнет к такому рода личным контактам. Наконец, более эффективными оказываются не сильные связи (strong ties) с родственниками и близкими друзьями, а напротив, слабые связи (weak ties) с коллегами и знакомыми. Поскольку вторые помогают не замыкаться в узком кругу,а выводят к дополнительным, новым источникам информации.

Суть предпринимательской деятельности

Сходная идея у предпринимательской деятельности, разработанная Р. Бёртом, введено понятие «структурных пустот» (holes). Структурная пустота образуется в том случае, когда контрагенты того или иного хозяйственного агента не связаны между собой,

т. е. принадлежат к разным сетям (или разным фрагментам одной сети), и их взаимосвязь осуществляется через данного агента, занимающего центральную позицию.

Жизнеспособность сетевых образований осуществляется за счет:

1. Постоянные контакты: обмен между участниками полезной информацией, взаимоконтроль, оперативное разрешение конфликтных ситуаций.

2. Длительное знание друг друга: формирование социального капитала в виде накоплений взаимных обязательств, формирование доверия и деловой репутации.

3. Одновременно конкурентное напряжение и взаимная поддержка для общей стабилизации рынка.

4. Структура представительства коллективных интересов: контрактные+социальные отношения.

7. Потребление и распределение как социологические категории.

Социология потребления.

Экономика знаков- презентация себя, стремление показать людям себя так, как вы хотите, чтобы они вас видели. Потребление имеет социальный хар-р. Высший класс( по Веблену) – праздный класс, потребление не с целью использования, а с целью демонстрации. Идентичность - то, как мы себя ыидим, осознание и видение собственного «Я». Выбор конкретных брендов, марок для себя с целью идентификации себя.

Предельная полезность (теория) – полезность имеет предел, появилась теория в 19 в ( до этого А.Смит, Д.Рикардо использовали средние величины). Например, один ipad нужен нам- это предельная полезность, два ipad обладают меньшей полезностью, потому что не настольоко необходимы нам оба.

С увеличением кол-ва. Полезность следующего однородного блага уменьшается, но это не относится ко всем продуктам (искл- книги), благо идет по убывающей полезности. Человек- максимизатор блага, лучше получить больше, чем меньше. У денег, впечатлений нет предельной полезности.

Эффект Веблена – две одинаковых вещи, одна из которых дороже, люди выбирают ту, что дороже, потому что по их суждениям, если дороже, то лучше, даже если нет разницы.

Бодрийяр – «жизнь растворяется в телевидении» - люди не интересуются тем, что происходит вокруг них (в их доме, дворе), а интересуются тем, что показывают по телевизору. Виртуальная жизнь становится реальной – постмодернизм. Потребление становится потреблением знаков, люди что- то репрезентируют. Потребление знаков и символов. Например, «значок Мерседес» - обозначение марки машины, + обозначение того, что это дорогая, модная машина. Мы прежде всего потребляем значение вещи, а уже потом использование.

Бодрийяр- система вещей. Вещи образуют систему, цепочку связей. (к столу нужен стул, к вилке нужен нож). Вещь нужно рассматривать в отношении с др. вещами.

Латур – вещи предполагают какое – то собственное существование ( в противовес Канту – он говорил, что человек – господин всех вещей, в центре этого), но он не отрицает его моральных позиций. Латур – отношения между вещами становятся человеку очень значимыми ( компьютер не ладит с модемом).

Одушевление чел-ком автомобиля, разговор с ним, придание ему пола.

Категорический императив – к чел-ку не нужно относиться только как к средству. Вместо швейцара можно поставить автомат. Дверь.

Новый хар-р потребления.

- понятие «общество изобилия» Гэлбрейт

- потребление как эеон. Категория и как социолог. Категория

- понятие «общество потребления» - общ-во, в кот. Потрбление стало содержанием социальной жизни

Гэлбрейт- потребление- стрмление к изобилию

Свид-во изобилия – девушки хотят есть меньше, чтобы похудеть, но очень много возможностей и разных вар-тов приемов пищи

Антиконсюмеризм – антипотребление, минимизация потребления, покупка использованных ранее вещей б\у

Управление потрблением, реклама, мнения (духи –брендовые, apple)

Навязывание потребностей – мобильная свзяь, ранее потребность в автомобиле. Соц. принуждение.

Ошибка экономической теории, и марксизма в том числе, связана с тем, что распределение

считается равнозначным с производством и обменом, распределение как бы заранее дается в моменте производства. У Маркса, например, производство стоимости предполагает и форму распределения — прибавочную стоимость, предназначенную капиталисту, полагал Туган-Барановский. Но распределение общественного продукта — совершенно иное явление, нежели обмен. Обмен предполагает равенство сторон, участвующих в нем, распределение — неравенство и существование двух разных классов, в обмене роли продавца и покупателя могут меняться, в распределении — нет. Распределение средств производства и деление общества на различные социальные классы предполагается в теории политэкономии данным, такое же отношение должно быть и к распределению продукта.

8. Обмен как форма социальной жизни.

Обмен в экономике — движение товара от одного владельца к другому.

Теория социального обмена представляет собой научный, особый подход, опирающийся на концепцию соц взаимодействия, под которым понимается следующий процесс: любой участник сможет получить выгоду из результатов действий всех участников этого общения.

Упор будет делаться на совершение тех действий, которые приносят значительную выгоду. В ее качестве могут выступать как материальное вознаграждение, так и нематериальное. Помимо этого, часто участники данного процесса выбирают символическое благо – знак уважения и престижа, положительные эмоции и прочее.

Концепция социального обмена утверждает, что в основе процесса межиндивидуального взаимодействия положено то, что его участники ожидают подтверждения ожиданий. В результате закрепляется поведенческий образец, социальный рефлекс, который связывает в сознании каждого индивида систему определенных действий как соотношение "стимул - реакция".

ХОМАНС

Образцом для исследователей, которые придерживаются этой концепции, стала теория социального обмена Хоманса, ее основателя, выдающегося американского социолога.

В своей основной работе он смог выделить следующие положения и закономерности,

Во-первых, чем чаще конкретное действие человека вознаграждается, тем больше он или она стремится это действие совершать.

Во-вторых, если какой-то стимул привел к конкретному действию, которое вознаградили, то при его повторении индивид постарается повторять эту цепочку действий.

В-третьих, наиболее ценный для человека результат действий будет способствовать тому, что он постарается совершать действия, направленные на достижение подобного результата.

В-четвертых, чем чаще в прошлом индивид получал какое-либо вознаграждение, тем менее важным будет повторение его.

В-пятых, если индивид не получил ожидаемого для себя вознаграждения, то тогда он будет стремиться показать демонстративно агрессивное поведение, а результат его станет наиболее ценным, чем то вознаграждение, которое не получено. Но при получении вознаграждения сверхожидаемого, человек будет стремиться совершать демонстративно лояльное поведение, результат которого станет очень привлекательным.

Теория социального обмена утверждает, что поскольку все индивиды будут стремиться поддержать и возобновлять взаимодействия, приносящие им выгоду, и избегать негативных взаимодействий, то будут формироваться устойчивые межчеловеческие связи, которые представляют собой структуру обмена.

Они складываются на базе непосредственного (двустороннего), либо же прямого обмена. Помимо этого, возможны варианты наличия опосредованного, либо генерализованного обмена.

Более подробно это можно рассмотреть на примере процесса обучения. Так, выгодно для обучающихся получать знания, умения и навыки в аудитории, а преподаватель приобретает выгоду в признании его статуса и самоутверждении. Это - прямой социальный обмен.

Если же говорить об опосредованном обмене, то нужно отметить, что труд, за который учитель получает зарплату, оплачивается учениками. Не важно, речь идет о бюджетном финансировании, либо об обучении на договорной основе.

Блау сосредоточился на процессе обмена, который, по его мнению, управляет значительной частью человеческого поведения и лежит в основе как межличностных, так и межгрупповых отношений. Учёный исследовал четырёхступенчатую ​​последовательность, направленную от межличностного обмена к социальной структуре и далее к социальному изменению:

межличностный обмен, который ведёт к следующему, ведь индивиды не всегда обеспечивают вознаграждение друг друга в равной степени, при этом они постоянно оценивают друг друга с точки зрения владения ресурсами;

дифференциация статуса и власти;

легитимизация и организация. Социальная структура рождается из взаимодействия отдельных индивидов и сама начинает влиять на взаимодействие, предполагая два типа организации: первый порождается процессами обмена и конкуренции, по второму организации создаются специально для достижения определённых целей;

оппозиция и изменение: как правило, создание организаций оборачивается возникновением оппозиции и конфликта между ними.

МОСС.Ему удалось раскрыть специфику отношений обмена (непосредственного обмена материальными благами — пищей, орудиями труда, а также женщинами, престижными украшениями и др.) в архаических обществах. Во-первых, обмен осуществлялся всегда как дарение, имевшее взаимный, двусторонний характер, ему придавался большой моральный смысл.

Во-вторых, материальная сторона обмена — это лишь одна из его сторон, опора для утверждения социального положения, престижа: группы или индивиды, вступающие в материальный обмен, обмениваются также символами различных областей общества — политической, юридической, эстетической.

БЮХЕР. Исследуя экономику докапиталистических обществ. Б. правильно подчёркивал (в отличие от ряда буржуазных модернизаторов экономической истории) её натурально-хозяйственную основу, но при этом он приуменьшил роль обмена, торговли в древности и в средние века; его работы по истории средневековых городов содержат ценный материал по численности городского населения, организации ремесла и др.

ЗИММЕЛЬ

Как считает Зиммель, происхождение и развитие интеллекта взаимосвязано с возникновением и развитием денежного хозяйства. Возникновение сознания и появление денег знаменует вступление общества в его "исторический" период. История общества, по Зиммелю, это история нарастающей интеллектуализации (то есть по существу рационализации) социальной жизни и углубления влияния принципов денежного хозяйства.

9. Социальные функции денег

Выделение функций в исследуемом предмете позволяет определить целевой аспект их использования. В социологии выделяют следующие основные социальные функции денег:

1. Историко-культурологическая, отражающая национальную идентификацию. Однако в условиях глобализации происходит стирание национальных особенностей. С2002 г. в 12 странах Европейского союза единой валютной единицей стал евро. Это одна из негативных сторон процесса глобализации, стирающего традиционную социальную функцию денег — историко-культурологическую.

2. Статусная функция. Она отражает влияние денег на социальный статус личности как интегративный показатель положения человека в обществе. Деньги всегда в значительной мере определяли положение человека и его социальные возможности.

3. Социально-стратификационная функция отражает влияние денег на неуклонную социальную дифференциацию общества по уровню доходов и качеству жизни, что ведет к социальной поляризации на бедных и богатых. Это явление получило определение «социального разлома».

4. Регулятивно-поведенческая функция регулирует социальные и межличностные отношения между людьми в зависимости от уровня их обеспеченности и обусловливает выбор личностью модели экономического поведения.

5. Конфликтогенная функция. Суть ее в том, что деньги выступают основой возникновения социальной напряженности и конфликтной ситуации в обществе, которые могут достигать масштабов социального конфликта.

6. Нравственная функция денег — весьма противоречива. Деньги, с одной стороны, разжигают низменные чувства людей: жадность, алчность, корысть, стремление к наживе и обогащению любой ценой, вплоть до преступлений, и ведут, как правило, к коррупции и к масштабной криминализации общества. С другой стороны, деньги служат стимулом экономической свободы и экономической активности, трудового поведения человека, основой его морально-психологического комфорта и уверенности в себе. В зависимости от морально-нравственных принципов, которыми руководствуется человек при определении базовых жизненных ценностей,

( Далее-по Абрамовой и Зарубиной )

7. Функция поддержания стабильности экономической и социальной структуры общества. Деньги «ответственны» за процессы социальной стратификации, приобретающие в конкретных обществах форму социальной поляризации… либо форму открытых социальных структур, общества «равных возможностей»… Деньги способны разрушить личность и систему там, где они не имеют шансов полноценно реализовать как экономические, так и социальные функции.

8. Функция денег как средства достижения различных целей, инструмент прагматического решения социальных задач. … Деньги занимают в иерархии средств достижения целей доминирующую роль: поле связанных и оцененных деньгами объектов растет, а сами деньги теряют свою специфику, становясь орудием чего угодно. Внутренняя противоречивость денег заключается в том, что, являясь абсолютным средством обмена, они становятся абсолютной целью для людей, а все другие цели становятся их средствами. Деньги сводят все шкалы ценностей к шкале денежной стоимости.

9. Функция социализации личности, развития способностей и самореализации человека. … Деньги наполняют материальной силой волю человека и одновременно создают общественный механизм ее реализации, но они индифферентны к тому, на что эта воля направлена. При этом деньги как средство реализации воли не пассивны — они творят или разрушают самого человека, влияют на расстановку приоритетов и духовное ориентирование личности… По У. Джемсу, личность в широком смысле — это «Я» плюс капитал и наличность, изменение которых неизбежно приводит к трансформации «Я».

10. Интеграция общества. Практически единственная реальная социально-интегрирующая сила заключена в процессах обмена и деньгах как их средстве. Деньги оказываются основой общества и его сутью, превращая массу разобщенных индивидов в социальное целое.

11. Социальное уравнивание людей. Деньги в силу своей абстрактности и универсальности обладают способностью уравнивать людей. Благодаря деньгам происходит личное освобождение индивида от массы социальных, моральных, идеологических связей, упрощается путь к удовлетворению любых желаний и потребностей. На этом основании Г. Зиммель придает деньгам значение эмансипирующей силы.

12. Интеграция человека в общество. Деньги обладают способностью связывать людей друг с другом. Незнакомые и не имеющие ничего общего между собой люди могут вступать в контакт посредством денег — взаимно полезный и необходимый: из этого, собственно, и состоит вся жизнь в современном обществе. Каждый, имеющий деньги, может найти в нем свое место, а нищета страшна не просто предельной скудостью существования, но и тем, что мгновенно превращает человека в изгоя, стоящего вне общества. Деньги создают, таким образом, предпосылки для интеграции индивида в общество. Этим свойством денег объясняется, в частности, давно известный социологам феномен предпринимательской активности этнических и религиозных меньшинств.

13. Превращение рациональности в базовую характеристику современной культуры. Н.Н.Зарубина, ссылаясь на М.Вебера, отмечает, что в западной культуре рационализация принимает сквозной и формальный характер, подчиняет все сферы жизни общества и отдельного человека единой логике, наиболее адекватным выражением которой и служат деньги, не обладающие собственной качественной определенностью. На все сферы жизнедеятельности человека благодаря тотальной рационализации распространяется методичность — привычка планировать и разбивать на логические этапы любое действие, отделять в нем субъективные эмоции, страсти, привязанности от объективных условий и последствий. Другим проявлением рациональности является точность в оценке выгоды всего и вся — от делового предприятия до брака. Пока денежные отношения не приобрели универсального характера, а были растворены в неотчужденных межличностных связях, даже в предпринимательстве и торговле царила приблизительность, а объективные и субъективные аспекты деятельности неразрывно переплетались. Рациональность, методичность, точность становятся важнейшими добродетелями современного человека; хороший, честный, надежный человек — это «человек, достойный кредита». (Зарубина Н.Н., 2005)

10. Социология рынков.

Рынок – некоторая система обменов, с одной стороны – спрос, с др. предложение. Система координации(экон. Рассм-е)

Определение рынка:

- территориальное опр-е: рынок, как торг

-институц. Поведение- рынок как рыночное поведение

- фцкнкцион. Опред-е: рынок как форма координации

- система: рынок как соц. система обменов в общ-ве

Прежде всего под рынком в социологии рынка понимается место – физическое пространство, так есть конкртеные люди. Социологию интересует рынок, как соц. пространство: там есть агенты, опр. Правила. В определении рынка как соц. пространство соединяются как соц, так и полит, и эконом.

В рынке существуют отношения власти. Ны рынке сущечтвуют люди, обладающие большим капиталом, и те, кто маленьким. Им приходится соглашаться к правилами игры (price takers).

Пример: долевое стр-во установлено крупными игроками рынка, этот механизм раскручивался и остальным строит. Компаниям пришлось подстраиваться.

Пример: IKEA , остальные меб. Компании не могут не считататься с ней. Приходится ей соответствовать или искать собств. Ниши- 1) индивид. Дизайнерская мебель, 2) мебель на заказ по необходимым покупателю размерам, 3) магазины в любом районе города для большей доступности и следовательно большей привлекательности покупателя

Соц. условия сущ-я рынка:

- необходимость свободы и конкуренции

- свобода как независимость. Соц. значение конкуренции

- значение рынка для общ-ва и его хар-р

Рынок всегда денежные отношения, отношения собств-ти – вы покупаете права собственности на вещь

Человек не собственник своего тела, при желании он не может продавать свои органы – это ограничено закон-вом, только в самых крайних случаях

Рынок – безличная система – для всех в магазине цена одинакова

Институциональная теория рынка

Привычки мышления переносятся на рыночные отношения (бренды; то, что выглядит одинаково- нужно дороже – кольцо с бриллиантом кольцо с фионитом)

Демонстративное потребление – человек говорит что-то себе и другим

Избыточное общ-во – стремление минимизировать поведение, экономика настроена на максимизацию. Стремление экономики удовлетворить избыточные потребности – в ход идут маркетинговые способы – реклама, акции и т.д. Реклама – стремление зацепить сознание людей, заставить их купить что-либо.

Новая институц. Экономика (R.Coase, O.Williamson, D.North)

Ассиметрия инф-и – некоторые осведомлены больше, некоторые меньше.

«Рынки лимонов». Рынок поддержанных автомобилей – продавец знает все о машине, покупатель видит только внешнюю сторону. На рынке всегда одни знают больше, другие меньше.

11. Социальная критика рыночной экономики

Социальная критика рыночной экономики.

МАРКС

В 1848 году выходит «Манифест коммунистической партии», в котором Маркс и Энгельс уже очень чётко заявляют:

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов… Современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.

Как закономерная стадия в историческом развитии общества, капитализм сыграл в своё время прогрессивную роль. Он разрушил патриархальные и феодальные отношения между людьми, основывавшиеся на личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. Капитализм создал крупные города, резко увеличил городское население за счёт сельского,уничтожил феодальную раздробленность, что привело к образованию буржуазных наций и централизованных государств, поднял на более высокую ступень производительность общественного труда.

Основным противоречием капитализма является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов. Это противоречие порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества — пролетариатом и буржуазией — и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя, создавая объективные предпосылки нового строя, основанного на общественной собственности на средства производства.

Вся критика капитализма у Маркса опиралась на тот аргумент, что капитализм сделал интересы капитала и материальные выгоды главным мотивом человека.

ЗИММЕЛЬ

Следует отметить, что интеллектуализм и денежное хозяйство руководящие понятия историко-социологической концепции Зиммеля одновременно выступают как наиболее абстрактные из форм социализации. Анализу этих форм он посвятил заключительную главу своей работы "Философия денег", представляющую по сути дела описание капиталистического образа жизни того времени.

Говоря об интеллектуализме как характерной черте современной эпохи, он отмечает, что интеллектуализм изгоняет свойственный предшествующим эпохам наивный субъективизм и прямое, непосредственное познание мира, заменяя их объективностью логического метода. Все это приводит к исчезновению глубины и полноты душевного переживания и к понижению общего уровня душевной (эмоциональной) жизни.

12. Социальные аспекты экономической глобализации.

Гидденс : глобализация охватывает не только эк, но и полит, технологическую и культурную сферы. Глобализация – это не один процесс, а сложное сочетание целого ряда процессов. Глобализацию изначально рассматривали как закономерный результат процесса социальной эволюции западного общества.

Долгое время глобализацию воспринимали как некую «новую» идеологию. Идеология глобализация основывается на ряде широко распространенных и укоренившихся в социальном сознании мифов :

-глобализация представляет собой некий принципиально новый этап многовекового развития цивилизации, в рамках которого человечество утверждается в качестве « единой целостности взаимозависимых обществ»

-глобализация как процесс распространения «массовой культуры»

-глобализация как процесс становления « глобального информационного общества».

Идеология глобализации как системы мифов окончательно оформилась к середине 1990-х годов

Имела сазу множество приверженцев поскольку стала очередным воплощением идеи «социального прогресса»

Теоретики глобализацию подтверждая в своих работах ее закономерный, объективный и неизбежный характер , подчеркивают позитивную роль глобализации в формировании «глобального демократического общества».

Экономическая глобализация включает противоречивые процессы, которые имеют неоднозначные последствия в системе современных обществ. Эти последствия определяются ролью страны в международном разделении труда, статусов в системе мирохозяйственных отношений. Эти роли и статусы зависят от глобальных политических, социокультурных, социально – стратификационных процессов. Анализ именно этих последствий разрушает миф о глобализации как объективном и взаимовыгодном процессе универсализации и интеграции обществ.

Под экономической глобализацией понимается ряд процессов стремительно и радикально меняющих структуру и опредялющих направление трансформации мирохозяйственных отношений во второй половине 20-начеле 21 века.

Эти процессы включают

1)интенсификацию глобальных финансовых потоков и инвестиционной активности ( увеличение мобильности капитала приводит к ускоренному накоплению фиктивного капитала и приводит к формированию предпосылок для глобального финансово- экономических кризисов., усилило зависимость бедных стан от эк центров )

2)транснационализация( для развитых стран появление депрессивных регионов , рост безработицы, для развивающихся – усиление прикрепление к эк центрам и ТНК , рост объема прямых иностранных инвестиций, усиление долговых проблем, эрозия интеллектуального капитала, падает интерес к дальнейшему технологическому совершенствованию производства, «+»- процесс трансграничных слияний и поглощений может привести к повышению конкурентоспособности предприятия и эк росту;

3)глобальную информатизацию (меняет характер трудовой деятельности ,способствует разделению экономики на реальную и виртуальную , усиление влияния демонстрационного эффекта, создает предпосылки глобальной дезинтеграции и появления новых коммуникационных барьеров)

4)расширение и либерализацию мировой торговли ( основана на унифицировании организационно- правовых стандартов; усиливает разницу в реальном положении резидентов и нерезидентов на внутреннем рынке, усиливает баланс между эскпортно и национально ориентированными отраслями. Международные экономико – политические структуры закрепляют увеличение указанных диспропорций , существенно ограничивая глобальную конкуренцию).

5)глобальную стандартилизацию и унификацию мирохозяйственных отношений,

6)распространение массовой культуры ( ее воздействие падет на национальную культуру

7)становление глобального общества потребления (базируется на постоянном воcпроизодстве и распространении АО всему миру универсальных символов и стандартов потребления, противоречие между непрерывно увеличивающимся производством и навязывание миллионам людей универсальных образцов потребления и возможностями большинства их достичь. Это противоречие усугубляется по мере распространения «интернациональных образцов» потребления благодаря демонстративному эффекту и проявляется в постоянном процессе расширенного воспроизводства имитационного потребления. Все это провоцирует инфляцию, рост социальной напряженностии дестабилизации внутриполитических отношений)

Основные «глобальные проблемы» социальных изменений: проблема эффективного международного распределения продовольствия, глобальная энергетическая проблема, проблема органических ресурсов, проблема глобальной безопасности и урегулирование геополитических конфликтов, демографическая проблема, проблема урегулирования внешней и внутренней миграции.

13. Современные проблемы социально-экономического развития России. Аня Грахова.

14. Неформальная экономика и ее структура. Таня Алексеева.

15. Доверие в экономике.

16. Национально-религиозные факторы экономического развития. Лиза Наумова.

17. Распределение доходов и социальная структура.

Проблема распределения малоизученна. Общество можно представить как многомерный процесс распределения и перераспределения ( доходы, собственность, пространство, время, знание, власть, престиж, вкус). Социология добавила много чего, что неравно распределяется в обществе – права и обязанности, статусы и роли, здоровье и смерть, доверие и безопасность и т.д.

Бурдье: классы- это способ отношения одних индивидов к другим, и тогда в игру различения вступают такие факторы, как стиль жизни, вкус, вид спорта ит.д.

Кингсли Дэви с и Уилберт Мур : через стратификацию происходит формировании всеобщего порядка в обществе, а всякое упорядоченное общество в противовес хаосу более эффективное. Стратификация обеспечивает мотивацию действии. Распределение –это процесс, оно постоянно меняется, и социальная конкуренция ведет к перераспределению социальных позиций и социальной мобильности.

Вебер : общественное распределение- не только объективный общественный процесс, но одновременно и процесс осознания перспектив и оценивания результатов этого распределения. Справедливость в социальном действии предполагает «другого как каждого» и выступает мерой в оценке действия и его результатов.

Современное общество- это система распределения, неравным образом распределяются доходы и соответствующие им классы и слои. Распределение не только отражается общественном сознании, но и конструируется субъектами экономического действия. Справедливость необходима как социальная мера в оценке процесса и результатов распределения.

Экономические и социальные теории распределения.

Физиократы: распределение – фора присвоения доходов, способы извлечения доходов различными социальными классами. Кэне : 1) производительные расходы-производительный класс (обработка земли),2) бесплодные расходы – бесплодный класс (не заняты в с.х, но производят другие услуги и работы),3) расходы дохода –класс владельцев

Классическая школа политэкономии: Смит связь распределения с образование различных видов доходов, в частности с определением среднего абсолютного размера индивидуальных доходов. Труд представляет собой действительное мерило меновой стоимости всех товаров. Разделение доходов на отдельные вилы происходило в соответствии с тремя факторами производства – земля, труд, капитал. Три вида дохода полностью исчерпывают цены на товары. Вид дохода определяет социальный класс. Распределение определяет, какое количество произведенного продукта достается определенному социальному классу – землевладельцам, рабочим капиталистам.

Милль : представляет, что законы производства по своему характеру близки к физическим законам природы, а законы распределения – социальны (зависят от воли людей). Свое учение о распределение переводит в плоскость изучения института частной собственности, также прав владения и перехода собственности. Заключает, что общий закон распределения -это закон конкуренции, т.е. закон спроса и предложения.

Маркс: именно ему принадлежит приоритет в создании социальной теории распределения. Труд – единственный источник стоимости, объявляется центральным содержанием эк процесса производства.Производство стоимости содержит стоимость средств существования работника и прибавочную стоимость. Прибавочная стоимость делится между всеми классами, но распределение это неравное. Теория распределения Маркса подчинена теории производства, доход выступает лишь следствием собственности : собственность на капитал дает прибыль, собственность на рабочую силу – з/п. Основные классы – собственники и несобственники, нетрудящиеся и трудящиеся, в условиях капитализма ими являются капиталисты и рабочие, все остальные классы и слои преходящие.

Социальные теории распределения.

Дюринг: исследует политико правовой фактор в системе социальных отношений распределения. Институты права – вот что дает основание для понимания отношений распределения в различные исторические эпохи Вводит проблему «присвоения», которое всегда основано на насилии.

Идеографическое направление (Струве): распределение- чисто социальное явление, лишенное стоимостной основы.Распределение – явление социальное, оно вытекает из социального неравенства индивидов, находящихся в хозяйственных отношениях.

Социально органическое направление (Штольцмен): распределение социальное явление, которое следует из общественной природы человека, законов человеческого общежития. Распределение- результат отношений силы и права. Проблема распределения- это проблема «наделения» -, т.е. разделения общественного дохода между социальными классами.

Социальная теория распределения Туган-Барановского: явление распределение как проблемы отношений в зависимости между доходами и социальных классов рассматривает в тесной связи с явлениями капиталистического производства и обмена. Социальная роль каждого участника процесса распределения определяется его принадлежностью к социальному классу т никак не зависит от индивидуальной воли. В рамках распределения, субъекты вступающие во взаимодействие, социально не равны. Так, в акте распределения определенным образом проявляется классовое неравенство. Делает попытку разграничения теории распределения и теории стоимости. Признает, что доли общего дохода различных социальных классов получают форму цены. Однако не цены делают индивидов неравными, а их принадлежность к разным социальным классам. Высота з/п зависит определяется производительностью общественного труда и социальной силой рабочего класса. Высота прибыли определяется производительностью общественного труда, соотношением социальных сил капиталистов и рабочих и скоростью оборотов общественного капитала. Высота ренты зависит от степени плодородия земли.

Джон Бейтс Кларк выделял четыре фактора производства : капитал как деньги, капитал как средство производства, предпринимательские способности и труд наемных рабочих. Распределение в обществе осуществляется в зависимости от вида фактора и его производительности. При этом оценка эк благ и их полезность осуществляется большими группами людей вследствие законов спроса и предложения, поэтому распределение- объективный процесс.

Вебер: распределение и доходы зависят от социальных условий. Подчеркивал, что в докапиталистическом мире з/п была связана не с рынком и спросом – предложение, а с традиционным представлением об образе жизни и потреблении.

Во второй половине 20 века исследования, посвященные неравенству в доходах, можно разделить на три группы: экономические, политические и миросистемные.

Саймон Кузнецов «Эк рост и неравенство в доходах»: социальное неравенство появляется на начальной стадии эк развития и уменьшается по ере завершения модернизационного перехода. «П-образная гипотеза».

Герхард Лески «Власть и привилегии. Теория социальной стратификации»: тип распределения в обществе политической власти является ключом к пониманию эк распределения. Распределение в обществе на основе двух принципов – потребности и власти. Система распределения варьируется в зависимости от степени социального, т.е. технического прогресса общества. В менее развитых обществах блага распределяются по потребностям, а в технологически развитых обществах на основе власти. Демократия является наиболее сильной и справедливой системой распределения политической власти, так как опирается на большинство в обществе.

Миро-системный подход (Валлерстайн): различия в распределении доходов между странами определяются главным образом местом национального государства в системе мировой экономики. социальная стратификация и неравенство в доходах зависят от организации производства и контроля над ним различных групп, т.к. национальные государства не являются социально, экономически, политически изолированными.

Распределение доходов в обществе между классами тесным образом связано с проблемой справедливости.

Джон Ролз «Справедливость как честность» , «Теория справедливости» (антиутилитаристкая система справедливости) : распределение доходов и богатств необязательно должно быть равным, но оно обязательно должно быть направлено на получение преимуществ всеми. Неравенство оправдано в том случае, если оно выгодно всем, но в большей степени тем социальным слоям, которые находятся в наихудшей ситуации.

Роберт Нозик «Анархия, государство и утопия» : отстаивает позицию минимального государства-, функции которого ограничены узкими рамками- защита от насилия, воровства, мошенничества , обеспечение соблюдения договоров и т.п. Принцип распределительной справедливости утверждает, что распределение справедливо, если каждый обладает титулом собственности на имущество, которое он имеет в соответствии с этим распределением.

18. Символическое потребление как предмет экономической социологии.

Взаимодействие людей не может быть чистым пространством социальной интеракции (face to face). Оно опосредовано еще одним отношением – вещами и их организованным пространством.

Понятие потребления в социологии: символическое потребление, демонстративное потребление, потребление как коммуникация

Сейчас все больше индивид реализует себя прежде всего не в сфере производства, а в сфере потребления. Через вещи и предпочтения человек теперь формирует свое собственное «Я» и через вещи это «Я» отличается от других. Тенденция связана с переходом к постиндустриальной стадии развития общества. Раньше у всех различалась работа, а потребление было примерно одинаковым для одинаковых групп, то сейчас у все большего числа людей работа одинакова (офисный планктон), а выделиться можно только разными стилями и моделями потребления.

Человек как потребитель не свободен ни в своих предпочтениях, ни в своем выборе. Его вкус одновременно и социален, и индивидуален. Потребление предполагает выделение блага их круга других благ и придание ему некоторой субъективной и объективной ценности. Субъективная ценность – в том, что вы придаете ему такие качества, которые делают его полезным лично для вас. Объективная ценность – в том, как в обществе задаются стандартизированные качества благ, и как типическим образом они оцениваются людьми. Более точная категория – не «полезность блага», а его «потребительная стоимость».

Потребление как социальная категория предполагает структуру и институты потребления и основывается на согласовании индивидуального выбора и предпочтений с социально заданным набором благ и предпочтений, правил и ограничений выбора.

Человек в процессе потребления выступает в качестве социально заданной роли, то есть потребление – это ролевое поведение, формирующее правило поведения роли, атрибуты роли и ролевое пространство. Потребление на публике – особенная ролевая игра, она предполагает еще и других – некое индивидуально-коллективное действие. По Гидденсу – public inattention - публичное невнимание. Отсюда, по Веберу, начинается социальность – появляется фигура «другого». Тогда ваше поведение по смыслу ориентировано на другого. Потребление почти всегда с этой точки зрения – социальная деятельность: вы потребляете в социальном пространстве.

Как потребление ориентируется на другого?

Т.Веблен «Теория праздного класса» - феномен демонстративного (показного) потребления. Это стиль потребления «праздного класса», не несущего полезной общественной нагрузки. За счет каких потребительских практик можно добиться такого эффекта?

1) за счет покупки очень дорогих товаров, товаров роскошного потребления;

2) покупка товаров, произведенных вручную;

3)внешний вид представителей данного класса.

На рубеже 20 и 21 веков человек способен получить искомый статус не в результате профессиональных успехов, а как обладатель определенных вещей, символизирующих искомый статус. Индивид способен конструировать свою идентичность, используя товары как символы. Ж.Бодрийяр – «Система вещей», «Общество потребления: его мифы и структура». Поскольку любая коммуникация – обмен информацией, то и потребление можно рассматривать с этих позиций. В современном обществе потребляются не вещи, а символы. Люди ориентируются не на конкретные потребительные стоимости и удовлетворение свих потребностей, а на торговые марки и удовлетворение другой потребности – в самовыражении и конструирование с помощью вещей своей идентичности, но самое главное – с помощью вещей реализуется маркировка социального расслоения. Через демонстративное потребление человек подчеркивает свою принадлежность (или желание принадлежать) к определенному классу или строю.

То, что потребление – это прежде всего потребление знаков, объясняет беспредельность всего процесса потребления. Если бы потребление было всего лишь поглощением благ, рано или поздно наступило бы пресыщение, так как все потребности были бы более чем удовлетворены, но этого не происходит.

Самая важная часть исследования Бодрийяра – анализ социоидеологической системы вещей и потребления. В статусе современной вещи важнейшую роль играет оппозиция «модель – серия». Модель – определенная стильная вещь, ее символ, знак, а серия – тираж данной модели. Благодаря распространению моделей СМИ складывается «психологический оборот» - оборот символов, знаков, вещей. Тиражируется не просто модель, а ее символ. Суть потребительской идеологии современного общества: общество постоянно возводит серию к модели и постоянно тиражирует модель в серию. Серийность моделей и порождает иллюзию свободы выбора при изобилии предложения серийных товаров. НО вещь никогда не предлагается потребителю в качестве серийной, а всякий раз в качестве модели. Комбинаторика с несущественными элементами вещи – вторичная серийность, которая образует моду.

19. Роль предпринимательства в развитии экономики и общества. Глеб Чернов.

20. Город-хозяйство нового типа. Ксюша Виноградова.

21. Человек и труд. Человек в структуре социально-трудовых отношений. Сережа Павлов.

22. Социальные функции рекламы и маркетинга.

Большинство исследователей рассматривали рекламу как манипулятивную практику.

Реклама всегда имела целью повысить значимость некоторых ценностей, разделяемых обществом, с тем чтобы сделать более привлекательным товар, ассоциирующийся с этой ценностью. С момента появления рекламы возникает и необходимость ее регулирования и вмешательства властей.

Выделяют три способа регулирования рекламной деятельности – государственное регулирование, саморегулирование и регулирование со стороны потребителей.

Телевидение дало больше возможностей для развития рекламной практики и повышения эффективности рекламных мероприятий: давая меньше времени на осмысление увиденного и услышанного, они позволяют представить объект всесторонне. Утаивание части информации при заключении сделки. Развитие телевидения привело к необходимости контроля над телевизионной рекламой. Ориентация рекламы на молодежь и детей поставила общество перед необходимостью защиты самой психологически уязвимой аудитории от обмана. Понимание этого приводит к мысли, что наиболее эффективным способом регулирования является предварительна экспертиза любой рекламы до того, как она будет увидена зрителями, причем эта экспертиза должна осуществляться совместными усилиями СМИ, промышленных и рекламных организаций.

В рамках коммуникационного подхода реклама рассматривается как специфическая область коммуникации между рекламодателями и потенциальными потребителями. Рекламная кампания – сложный коммуникативный процесс, целью которого является обеспечение понимания и обмена с потребителем передаваемой информацией, т.е. сообщения.

Социальные функции рекламы: информационная, коммуникативная, ценностнообразующая, функция социализации. Первые две непосредственно связаны между собой. Социологи рассматривают рекламу как инструмент формирования общественного мнения. Причем отнюдь не всегда внушаемые рекламой ценности и формируемые ею потребности положительно влияют на процессы, происходящие в обществе. Сторонники теории мощного воздействия рекламы говорят о том, что она формирует ложные потребности, заставляет людей вести нездоровый образ жизни, отказываться от потребления одежды, бытовых приборов, автомобилей задолго до их износа, поощряет стремление к роскоши. Другая группа исследователей считает, что реклама - отклик на уже имеющиеся в обществе ценности.

Необходимо отметить, что без апелляции к преобладающим в обществе ценностям и наиболее распространенным индивидуальным потребностям рекламные сообщения будут неэффективны. Чаще всего в рекламных сообщениях используются ценности:

• уверенность в правильности своих действий

•ощущение собственной значимости

•реализация творческих наклонностей

•потребность в объектах любви и проявлении добрых чувств

•сила

•семейные традиции

•уверенность и надежность

•здоровье

•экологические ценности

Таким образом, реклама в стремлении достичь поставленных целей постоянно опирается на присущие ее потребителям мотивы, в которых отражается система ценностных ориентаций, превалирующих в обществе. Но зачастую она вскрывает не только еще не осознанные потребности, но и формирует новые, опережая тем самым общественное сознание. В этом двустороннем процессе (одновременном отражении общественных ценностей и воздействии на них) проявляется диалектика взаимоотношений рекламы и общества.

Функция формирования ценностных ориентаций непосредственно связана с функцией социализации. Когда проводят анализ роли рекламы в процессе социализации, речь прежде всего идет о ее влиянии на детскую и молодежную аудитории как наиболее восприимчивые к рекламному воздействию демографические группы. Засоренность информационного пространства поощряет рекламистов к поиску тех целевых групп, члены которых не имею иммунитета по отношению к рекламному прессингу. Дети – наиболее легкодоступная аудитория. Специально для них были созданы коммерческие передачи, в которых реклама превращается в развлекательное шоу. Черепашки Ниндзя, Покемоны и множество других героев придумывались специально, чтобы снятый о них мультфильм приносил доход не только телекомпаниям, но и фирмам, которые торгуют игрушками. Такие мультфильмы – гигантская реклама, по длительности превышающая все лимиты. В данном случае даже взрослый человек не сразу способен распознать в фильме грамотно и хитроумно замаскированную рекламу. Более того, авторы этой идеи предусмотрели возможность покупки лицензии на использование «образа героя» любой фирмой. Результат – рюкзаки с Русалочкой и т.д., при этом ценность товара определяется не качеством, а приклеенной картинкой.

Телевидение часто формирует негативные модели детского поведения, в то время как его воспитательный потенциал весьма велик (например, приучение к малополезной пище).

У подростков социализация посредством рекламы происходит либо по принципу ориентации на «значимого другого», либо на референтную группу. Еще один механизм, используемый рекламой – стремление подростка быстрее повзрослеть. Пассивное созерцание рекламы может ограничить критическое мышление и стимулировать агрессивность.

Поэтому реклама, направленная в первую очередь на детей и подростков, должна подвергаться наиболее жесткой цензуре и отвечать ряду требований:

• формировать разумные ограничения в потребительских ориентациях

•всесторонне изучать возможные последствия рекламного воздействия на детскую и подростковую аудиторию

•должна нести в себе не только идею (знание) о самом товаре, но и идеалы, к которым нужно стремиться каждому человеку

По мнению Бергера и Лукмана, «социализация – создание индивидом своего образа, который существует на социальном уровне, равно как и товар, идея, страна и что-либо еще; индивид существует на социальном уровне, то есть принимает участие в динамике общества». Реклама же осуществляет встраивание образа в публичный дискурс, то есть придает ему определенный социальный статус.

23. Современные проблемы образования. Настя Носкова.

24. Социология вкуса и питания.

Посредством вкуса человек формирует свою собственную идентичность – свое «Я», отличное от других, воспроизводится через то, что это «Я» считает вкусным. Но теперь различия формируются в более сложном и многомерном социальном пространстве потребления. В современном мире, наполненном до краев всякими материальными вещами, наверное, как никогда раньше, очень значимы предпочтения в потреблении идеальных вещей – звуков музыки. Что слушает человек, то и отражает его идентичность. Музыка формирует особое активное эмоциональное и эстетическое восприятие окружающего природного, физического и социального мира. Отношение к другому формируется через отношение к ее\его музыкальным пристрастиям. Музыка четко маркирует и социальные срезы общества. Знание музыки – культурный капитал, человек, им обладающий, будет четко отделять себя от других и признавать равными себе только тех, кто обладает таким же капиталом.

Вкус – это элемент хозяйства, процесс антропоморфизации природного материала. С помощью вкуса и арсенала средств культуры человек с самого начала своей истории придает особые качества материальным предметам.

По Бурдье, все классы обладают вкусом, низшие строят свое понимание вкуса в оппозиции к высшим, «интеллектуалы» строят свою оппозицию вкуса богатым и бедным, причем не обладая настоящим, денежным капиталом, они свой вкус связывают с доступным им и недоступным другим классам интеллектуальным капиталом.

Низшие классы формируют свой вкус к необходимому в противоположность вкусу к роскоши. Питание низших классов должно содержать связь: народный вкус – это сытное (питательное, необходимое при затратах физического труда) и одновременно дешевое. Бурдье называет это «спонтанным материализмом рабочих классов», который формирует воспроизводство вкуса к жизненно важному, при постоянной оценке эффективности процесса потребления («и хорошо, и дешево»). Этика доброй жизни народа предполагает умение «выпить и закусить», посидеть как положено, по-простому – без лишних формальностей. Полюбить жизнь такой, какая она есть в атмосфере простых и добрых шуток, посмеяться над жизнью себе подобных. Этика и эстетика общения низших классов предполагают коллективное общение – есть и пить в компании, наслаждаясь непосредственно дружеской и непринужденной атмосферой понимания, где ничего не предполагает искусственного ограничения и навязываемой сдержанности и умеренности, цензуры условностей и приличий, или церемонности. «Вульгарный» (дикий) вкус к пище предполагает вкус к питательному – мясному, жирному, острому, соленому. Соответственно и фигура – теперь уже не буржуа стремится быть с брюшком, а рабочий человек. В теле рабочего ценится сила. Высшие классы в ранг идеала возводят не содержание тела – силу, а форму – стройность и спортивность.

В последнее время социологии еды и питания отводится все больше места в социологии потребления и в социологии в целом. Вкус к еде – очень социальная конструкция, проникнутая историческим духом времени, поэтому социологи и стали обращать на эту черту еды внимание. Дело не только в том, что еда – это институциональная или коллективная деятельность, и в этом обнаруживается ее социальность, а в том, что еда, казалось, будучи непосредственным (физиологическим) удовлетворением жизненно важной потребности, - социальная потребность по своей сущности, она отличает человека от животного. Но главное – еда наполнена «до краев» вкусом, она отражает сугубо человеческое отношение к питанию – не есть, что есть, а крайне избирательно и творчески относится к главной жизненной потребности.

То, что человек ест, и сделало его человеком. Использование огня привело к изменению питания – с помощью огня и приготовления пищи человек стал питаться не только растительной пищей, но и белковой. Желудок человека устроен не как у хищника и не предназначен природой к перевариванию сырого мяса, но с помощью приготовления мясо стало необходимой частью рациона – человек преобразовал свою природу и стал всеядным.

Вторая революция в питании произошла в эпоху неолита, при появлении земледелия и скотоводства. Если для охотников и собирателей основным питанием была растительная и мясная пища, то для земледельческих народов зерновые преобразовали коренным образом рацион и вкус, а для скотоводов – молочные и кисломолочные продукты наряду с мясом.

Итак, если взглянуть на тип питания современного человека, то мы увидим в нем разбившиеся осколки и охотников с собирателями, и земледельцев, и скотоводов, и горожан.Значительно следующее: рационализация вкуса привела к тому, что мы стали постепенно делить, разделять и отделять вкусы друг от друга - это революция в дифференциации вкуса. Если раньше вкусы смешивались – кислое со сладким, соленое с острым, сладкое с острым, - то теперь мы отчего-то требуем чистоты вкуса (например, мясо должно иметь вкус мяса, и ему положено быть острым в меру, сладкое – сфера только десерта и проч.).

Итак, наш вкус основан на дополнении чистых вкусов, а не на смешении и оппозиции вкусов; он несет на себе отпечаток рационализации отношения к продукту и его вкусу.

Рационализация вкуса была также связана с рационализацией подачи блюд и сервировкой стола – хоть и готовились они на одной кухне, но деление и подача были строго регламентированы, ничто не должно было смешиваться. Стул занимает место в каждой кухне, вилка, нож, ложка, стакан – индивидуальны, а не коллективны. Завершающий аккорд рационализации – хлеб стал закуской, едят не хлеб, едят с хлебом.

Новый капитализм придал новое звучание старым вкусам. Продукты и напитки воспринимались как излишества и удовольствия более раскованно. Вот несколько примеров этих новых продуктов, означавших иной режим удовольствия в питании: сахар, алкоголь, чай-кофе, табак.

Технологии хранения и транспортировки очень сильно влияют на вкусы и продукты. Именно этим технологиям мы обязаны вкусом к копченому и соленому мясу, пасте (арабская технология хранения и перевозки теста), сыр (способ хранения молока), пироги (так пилигримы в Средние века хранили и перевозили начинку, тесто они не ели), водка (хлеб не только ели, но и пили). Сегодня технологии хранения – заморозка и консервация – господствуют над всеми другими способами хранения, соответственно, вкус продукта максимально приближен к естественному – чистый вкус побеждает. Технологии позволили нам отказаться от сезонности вкуса – мы едим все и всегда. Кроме этого, продукты в супермаркет поставляются со всего света – мы утеряли вкус к местным продуктам, но приобрели вкус к экзотическим. Массовое производство продуктов питания представляет возможность развития массового делокализированного вкуса – все любят и едят одно и то же, все глобализируется и унифицируется.

25. Социология профессий как отрасль экономической социологии.

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ - специальная социологическая теория, содержание которой - состояние и тенденции изменения профессиональной структуры общества , отношение людей к сфере профессий , выраженное в оценочных суждениях и профессиональном поведении. Объектом С.П. выступает профессиональная структура общества, сформированная в процессе профессионального разделения труда. Предмет С.П. - проблема соответствия запроса на те или иные профессии в обществе и стремления членов общества к овладению этими профессиями.

В данном ракурсе можно говорить о престиже профессий и, соответственно, о профессиональной ориентации молодежи. Престиж профессий понимается как отражение социальной политики и как прямой перенос государством социального признания на определенные социальные слои. Это - относительно стабильное явление, что позволяет разрабатывать шкалы престижа, служащие своеобразным стандартом той или иной общественной системы. Основы формирования престижа профессий позволяют выявить соотношение его шкалы распространенностью этих профессий в обществе. Известно мнение о двух пирамидах: наиболее высоки престижные оценки сравнительно редких профессий и более низким престижем пользуются массовые профессии. Очевидно, для цивилизованного общества необходимо, чтобы престиж творческих работников, ученых был высоким, чтобы наукой и художественным творчеством занимались наиболее способные в этом отношении люди, поэтому они и пользуются относительно большим социальным признанием. В то же время массовые профессии требуют, как явствует из их названия, привлечения гораздо больших трудовых ресурсов. Молодежь, не имея собственной практики в избираемой сфере труда, заимствует шкалу престижа профессий из окружающей среды. Поэтому, воздействовать на профессиональную ориентацию молодежи можно через изменения шкалы престижа профессий занятого населения. Хотя тяга к той или иной профессии у молодежи формируется стихийно, под воздействием духовной жизни общества, более всего на нее влияют родительская среда, система образования, контакты в мире труда, профессиональная консультация и специальная пропаганда через средства массовой информации.

В С.П. для процесса приобретения профессии и включения человека в профессиональную среду существует особый термин - "профессионализация". Объективные условия профессионализации - это прежде всего уровень общественного разделения труда и соответствующее ему богатство форм квалификации. Профессия определяет специализированное место работника в системе производства, но в свою очередь определяется глубиной функциональной специализации. Имея объективную производственную основу, профессионализация означает интенсивный рост специфических личностных ориентаций, "привязывая" каждого работника к конкретному виду деятельности. Углубляя специальную подготовку, человек развивает свою заинтересованность в данной работе, стремится к повышению содержательности труда. Поэтому профессионализация, если рассматривать ее как общее явление, представляет собой реальный прогресс в области отношения к труду. Значение профессионализации для отдельного работника может быть представлено не только как освоение той или иной профессии, но и как процесс его вхождения в определенную профессиональную группу и как развитие специфических признаков такой группы.

Профессиональная группа - это совокупность людей, объединенных одной и той же близкой по содержанию профессией. Профессиональная группа обладает признаками социальной группы, добавляя к ним общность профессиональных характеристик ее членов. Включение человека в профессиональную группу означает не только завершение цикла профессионального развития, но и усвоение профессиональной культуры . Совокупность взаимосвязанных профессиональных групп образует профессиональную структуру предприятия (учреждения). Исследование профессиональной структуры не может быть плодотворным без анализа профессиональных перемещений, изменений, или - в более общей формулировке - профессиональной мобильности .

Одним из важных направлений социологических исследований в рамках С.П. является исследование профессиональной адаптации - процесса включения и освоения работником условий профессиональной деятельности и норм отношений в профессиональной группе. Иначе говоря, профессиональная адаптация есть единство активных и пассивных форм связи человека со средой, приспособление среды к человеку и человека к среде. Она делится на первичную (вхождение молодых работников в профессиональную сферу) и вторичную (приспособление ко всем последующим изменениям в профессии или освоение новых профессий). Изучение процессов и механизмов профессиональной адаптации является методом повышения эффективности работы профессиональных групп и должно быть поставлено на серьезную научную основу. Основным законом, в рамках которого системным образом организуется категориальный аппарат С.П., является закон перемены труда , непреложное требование которого - ускоряющаяся подвижность трудовых функций и создание новых универсальных профессий.

26. Социо-культурный подход в экономической социологии. Настя Постникова.




1. Предпосылки реализации маркетингового подхода в управлении коммерческим банком
2. Карачаровский механический завод КМЗ приобрело контрольный пакет акций ОАО Мослифтмонтаж.html
3. Вариант. Тесты по курсу деталей машин 1
4. то обязательным к исполнению так как возможно если вы уже дошли до этих лимитов то вы и сами достаточно непл
5. Банеры или ролики
6. Разработка технологии обслуживания системы улучшения устойчивости и управляемости АН-124-100.html
7. Тема- Управление и кибернетика
8. Валютная система
9. Реферат- Патофизиология (КИШЕЧНЫЕ ТОКСИКОЗЫ)
10. религиозные учения положившие начало представлению о природе как всеобъемлющем Космосе живом и одухотвор
11. Искусство Шумера 2725 вв до нэ
12. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук6
13. Die Judenverfolgunfg im Dritten Reich (1941-1942)
14. УК ЖКХ Управдом
15. Афины
16. Викторина на знание ПТЭ, ИСИ и ИДП
17. это разница между выручкой от реализации товаров и услуг и затратами на производство и сбыт этих товаров и у
18. Завещательное распоряжение в международном частном праве
19. тема Франции Судебная система Франции состоит из трех уровней судов- суд первой инстанции апелляционный су
20. і. ~кімшілік ’ы~ты~ нормаларды~ т~сінігі т~рлері ж~не ~~рамы.html