Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
[1] Введение [2] ГЛАВА 1. Биография Маслоу [3] ГЛАВА 2. Исторический анализ теорий самоактуализации [4] ГЛАВА 3. Предпосылки возникновения концепции самоактуализации [5] ГЛАВА 4. Основные теории самоактуализации [6] ГЛАВА 5. Характеристики самоактуализирующихся людей [7] Заключение [8] Список литературы |
Человеческая цивилизация постоянно развивается и совершенствуется. Но это развитие не было бы возможным без развития и самосовершенствования каждой личности, каждого индивидуума по отдельности. Общество развивается и прогрессирует с огромной скоростью. Основными опорами этого развития являются личности, наиболее широко раскрывшие свои способности и потенциалы, воплотившие их в жизнь во благо себе и окружающим. Абрахам Маслоу называл такие личности самоактуализирующимися. Самоактуализация по Маслоу это «полное применение талантов, способностей, потенциалов и т. д.» Это постоянный процесс, при котором способности индивида применяются полностью, творчески и радостно. Также существуют некоторые аспекты, характеризующие этот процесс.
Один из аспектов интеллект. Маслоу подчеркивал важность холистического мышления, которое имеет дело с системами связей и служит объединяющим началом. Следующий аспект это «самость». Для самоактуализации очень важно понять собственную природу и действовать в соответствии с ней. Не менее важными аспектами являются эмоциональный и волевой. Если говорить о волевом, то он проявляется в том, что самоактуализирующиеся люди упорно идут к намеченной цели. Эмоциональная сторона проявляется в том, что без положительных эмоций, в состоянии внутренней напряженности исчезает энергия индивида, так же отрицательные эмоции препятствуют эффективному функционированию. Следующий аспект тело. Маслоу подробно не рассматривает роль тела в процессе самоактуализации. Однако важно, чтобы индивид не забывал о телесных нуждах. Маслоу говорил: «…нежелание считаться с потребностями организма и идти им навстречу, скорее всего, приведет, по крайней мере, на западе, к формированию незначительного, душевно уродливого индивида…»
Каждая из этих сторон неотъемлемая часть длительного процесса самосовершенствования. Изучение и анализ этих аспектов поможет людям наиболее приблизиться к самоактуализации.
Актуальность и важность проблемы: в наше время эта проблема как никогда актуальна, так как, каждому человеку необходимо определиться с целями, процесс достижения которых приведет к саморазвитию и самосовершенствованию.
Объект исследования - самоактуализация личности,
предмет - факторы самоактуализации личности.
Цель исследования - раскрыть психологические феномены самоактуализации.
Задачи:
1)изучить проблему самоактуализации личности по теории Маслоу
2) конкретизировать определение самоактуализации;
3) выявить основные характеристики и признаки и самоактуализированных людей;
4) рассмотреть основные сферы самореализации и самоактуалзации личности;
5) установить основные факторы, препятствующие самоактуализации личности, а также последствия нереализованности личности.
Абрахам Маслоу родился 1.04.1908 года в Нью-Йорке в семье эмигрировавших из Киева русских евреев. Абрахам был старшим из семи детей. Отношения с родителями не отличались ни теплом, ни близостью. Некоторые биографы отмечают, что эдипов комплекс Абрахам не переживал, поэтому в дальнейшем не поверил в метапсихологию З.Фрейда. Мать, Роза Маслоу, была очень религиозной необразованной женщиной и регулярно угрожала сыну, что Бог накажет его за все проступки, даже мельчайшие. В результате Маслоу усомнился в Боге и научился ненавидеть религию. Среднее образование он получал в бесплатных нью-йоркских школах. Когда Абрахаму было 9 лет, семья переехала из еврейского района города в другой, и Маслоу, обладавший типично еврейской внешностью узнал, что такое антисемитизм. В школе он был в изоляции; отца вспоминал как любителя виски, женщин и драки. Кроме того, отец регулярно внушал сыну, что тот уродлив и глуп. Позже Маслоу примирился с отцом, и даже говорил о нем с теплотой, с матерью же отношения оставались враждебными до конца. В своих воспоминаниях он охарактеризовал ее как невежественную женщину, которая настолько не любила своих детей, что это почти доводило их до душевного расстройства: «Удивительно, что имея такое детство, я не заболел психозом. Я был маленьким еврейским мальчиком среди не евреев. Это немного напоминает ситуацию, когда первый негр поступил в школу для белых. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей» (цит. по Хьелл, Зиглер, 1997, с.480). По совету отца Маслоу сначала поступил в юридический колледж в интересах семейного бизнеса, но, быстро утратив интерес к учебе, не закончил даже первого курса. В 1928 году он женился на своей кузине Берте и они вместе уехали в Висконсин, где учились в Мэдисонском университете. Там Маслоу стал бакалавром (1930), магистром (1931) и, наконец, доктором (1934) психологии. Во время учебы он оставался стеснительным и скромным молодым человеком, которого очень любили преподаватели. Позже Маслоу так охарактеризовал это время: «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин».
Из приведенных биографических данных видно, что:
1) Маслоу никогда не был счастливым ребенком и поэтому не мог написать «психологию здорового и счастливого ребенка», как это утверждают некоторые критики. Жизнь изолированная, без друзей и тепла в доме, неизбежно порождала мечты о счастье, неосуществимые мечты, именно поэтому психология Маслоу во многом носит утопический характер.
2) Окружение, воспринимаемое и переживаемое как враждебное и непонимающее, наложило еще один неизгладимый отпечаток на теорию Маслоу: во всех известных автору произведениях Маслоу (см.библиографию) акцентируется предпосылка: хорошему от природы человеку противостоит в лучшем случае безразличный, а то и враждебный мир. Именно поэтому, по мнению автора, в качестве отправной точки в движении к самоактуализации Маслоу выбрал теорию Гольдштейна, а не Адлера, Юнга, Салливана и т.п.
3)Взаимоотношения с матерью, идея неизбежного наказания за проступки, так же наложили отпечаток на психологические идеи Маслоу: любое отступление от правильных действий и движения в направлении самоактуализации чревато неврозом; неразвитые способности утрачиваются навсегда: «Очень важно, чтобы каждый человек усвоил горькую истину: любое отступление от родовых добродетелей, любое преступление против своей собственной природы, любое злое деяние (все без исключения!) откладываются в нашем бессознательном и заставляют нас презирать самих себя» (Маслоу, 1996, с.28).
4) Известно, что теории любви строят те, кто ее не знает. Маслоу строит теорию «даосской», «незаинтересованной любви и восхищения Бытием другого» и характеризует высшие проявления этого чувства как возвышающегося «до полного невмешательства, приятия объекта любви таким, какой он есть», полного отказа даже от «малейшего желания изменить или улучшить его… Необходимо крепко любить ребенка для того, чтобы позволить ему развиваться самостоятельно, следуя внутренним позывам» (Маслоу, 1999, с.29). Автор полагает, что такая характеристика высших проявлений любви так же имеет корни в биографии Маслоу.
Вернемся к биографическим данным. Теперь на очереди научная биография Маслоу. Сначала он увлекся бихевиоризмом Уотсона, который был тогда в моде, и сосредоточил свои усилия на классических лабораторных исследованиях с собаками и обезьянами. Первые его работы были посвящены анализу эмоциональных проявлений отвращения у собак и особенностям протекания процессов обучения у приматов. Докторская диссертация Маслоу была посвящена проблемам доминирования у приматов. Основная идея заключалась в том, что доминирование у приматов, как правило, устанавливается посредством визуального контакта, а не борьбы. После получения докторской степени Маслоу возвращается в Нью-Йорк, где работал ассистентом-исследователем по социальной психологии у известнейшего теоретика научения Э.Торндайка. Маслоу описывает Нью-Йорк той поры, давший прибежище блестящей плеядедеятелей культуры, науки, искусства, как «центр психологической вселенной». Маслоу встречается и занимается с известнейшими психологами психоаналитической школы А.Адлером, Э.Фроммом, К.Хорни, сам проходит курс анализа. Эта работа и собственный анализ произвели на Маслоу очень сильное впечатление, показав ему бездну, разделяющую интеллектуальное познание и «опыт нутра». Он решает, что психоанализ наилучший из методов терапии ипереключается на исследование сексуального поведения и его влияния на адаптивность человека. Позже, во время Второй мировой войны, интересы Маслоу сместились к психологии личности, он решил посвятить себя «нахождению психологии для дел мира». Огромное влияние на него в это время оказали один из основателей гешталь-психологии Макс Вертхаймер и Рут Бенедикт, блестящий культуролог-антрополог. Культурологию, социальную антропологию Маслоу начал изучать еще в Висконсине, где он изучал работы Малиновского, М.Мид, Бенедикт и Линтон. В Нью-Йорке он мог заниматься с ведущими фигурами в области культурологии и персонологии, занимавшимися применением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах. Огромное впечатление на него произвела работа Самнера «Путинародов», где анализируется механизм воздействия культуры и ее предписаний и паттернов на поведение человека. Но личное обаяние Вертхаймера и Бенедикт оказалось сильнее. Работы Вертхаймера по продуктивному мышлению были близки к собственным исследованиям Маслоу о творчестве. Именно из гешталь-психологии он вынес представления о том, что важнейшим элементов в творческом мышлении и решении задач является способность воспринимать целое и мыслить с точки зрения паттерна целого, а не изолированных частей. Исключительное влияние на мышление Маслоу оказала работа К.Гольдштейна «TheOrganism», главная мысль которой организм есть единое целое и то, что происходит в любой части затрагивает весь организм. Важное значение для Маслоу имел и индивидуализм Гольдштейна, его противопоставление самореализующегося организма не слишком благожелательному окружению, миру и идея приоритета интересов организма. Собственно понятия «самоактуализация»в работах Гольдштейна практически неотличимо от «самореализации»и не прописано четко, но для построения новой теории оно подходило именно неопределенностью, поэтому Маслоу с удовольствием и энтузиазмом взялся за развитие теории самоактуализации, как важнейшего элемента новой, гуманистической психологии. В предисловии к «Психологии бытия» он пишет: «Если выразить водной фразе, что значит для меня гуманистическая психология, то я бы сказал, что это интеграция Гольдштейна (и гештальт-психологии) с Фрейдом (и различными психодинамическими психологиями) под эгидой духа моих учителей в Висконсинком университете» (цит. поФэйдмен, Фрейгер, 1996, с.285).
Судьба понятия самоактуализации в какой-то степени повторяет судьбу таких понятий как «либидо» или «архетип» будучи введено как объяснительное понятие в конкретно-научном контексте, оно «пошло в народ» и влилось в повседневную речь, оказывая мощное влияние на обыденное сознание людей. Влияние идей Карла Роджерса и Абрахама Маслоу давно перешагнуло границы психологической науки. В научном же плане начиная с семидесятых годов прошлого века эти идеи не получили нового развития. В результате подавляющее большинство психологов, не говоря уже о не психологах, употребляют это понятие не в его конкретно-научном значении, а в патетическом эмоциональном ореоле его обыденного употребления, не отличающего самоактуализацию от самореализации, самовыражения, самоутверждения, личностного роста и развития вообще. Популярность этого понятия сыграла с ним злую шутку, рикошетом ударив по психологам-профессионалам.
Данная работа направлена на подробное рассмотрение идеи самоактуализации как теоретического принципа и включает в себя историческую реконструкцию внутренней логики развития этой идеи в работах представителей «гуманистической психологии», систематизацию и разбор критики в адрес существующих теорий самоактуализации и выявление их методологических изъянов под углом зрения решавшихся ими задач. Большая часть анализа будет закономерно посвящена развитию идей Абрахама Маслоу, с именем которого это понятие в первую очередь связывается. Маслоу не был первым, кто ввел это понятие в психологию, но он разработал его самым детальным образом и постоянно (в отличие, скажем, от К. Роджерса), вплоть до своей смерти в 1970 г. развивал и пересматривал свои взгляды, пройдя огромный путь от справедливо критиковавшихся преформистских по своей сути воззрений на процесс личностного развития до чисто экзистенциалистских положений.
Достаточно часто понятия самоактуализации и самореализации используются как взаимозаменяемые синонимы, что сильно дезориентирует читателей, поскольку значение этих двух понятий не совпадает. Понятие самореализации гораздо шире, оно не привязано к определенной теоретической парадигме и обозначает процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы. Это отражено в работах самых разных авторов от К.Г. Юнга и К. Хорни до Р. Ассаджиоли, Ж. Нюттена и марксистски ориентированных философов и психологов (см. Леонтьев, 1997 а; 2000). Понятие самоактуализации, напротив, представляет собой конкретную теоретическую трактовку развития и самореализации личности, сложившуюся в определенной научной парадигме личностно-ориентированном или «потенциалистском» (Франкл, 1990) варианте гуманистической психологии, предполагающем наличие врожденного потенциала специфически человеческих свойств и характеристик, который должен при благоприятных условиях развития разворачиваться, переходя из потенциальной в актуальную форму.
Необходимо отметить еще один принципиальный момент в определении понятий самоактуализации и самореализации, ускользающий из внимания при употреблении этих понятий на русском языке. В отличие от русского префикса «само-», английское «self-», как и немецкое «Selbst-» означает не просто направленность действия на себя, а указывает на то, чтó именно актуализируется: самость, Я или личность (как по-разному может быть переведено на русский язык понятие «the self»). Хорошей иллюстрацией может служить теория самореализации К. Хорни, согласно которой у человека наличествуют как реальное Я, так и идеальное Я, и процессы реализации могут быть обращены на любое из них. Реализация реального Я ведет личность по здоровому пути развития, а направленность на реализацию идеального Я вместо реального приводит к всевозможным видам невротических нарушений (см. Хорни, 1997). Поэтому перевод «self-actualization» как «актуализация Я» был бы более точным и адекватным. Тем не менее, приходится считаться со сложившейся терминологической традицией.
Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии. Взгляды на феномен и природу самоактуализации, особенности её проявления в жизни и деятельности человека практически совпадают у представителей различных зарубежных философских и психологических направлений (К.Гольдштейн, А. Маслоу, К.Роджерс, Ж.-П.Сартр, В.Франкл, Г.Олпорт и другие). В основе идей самоактуализации личности в зарубежной психологии лежат следующие положения. Каждый человек в отдельности уникален. Уникальность определяется способностью осознавать свою специфичность в каждый момент времени. Человек никогда не статичен, он всегда находится в процессе становления. Основа изучения и понимания человека это субъективный опыт, то есть теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности. Люди являются активными творцами собственной жизни.
Впервые термин «самоактуализация», как научную категорию, ввел К.Гольдштейн (1939). Он предлагал рассматривать симптомы в контексте личности пациента, основывая на этом свою теорию когнитивной реабилитации. Он объяснял ряд изменений в поведении больных с повреждениями мозга с помощью понятий «самоактуализации» и «самореализации». Согласно К.Гольдштейну «самоактуализация обозначает способность перестройки организма под воздействием травмы» [19, С.12]. Он утверждал, что самоактуализация является основным и единственным мотивом организма, служащая предпосылкой для самореализации всего организма, основой развития, самосовершенствования, творческой тенденцией личности. То, что может показаться при первом приближении действиями, вызванными иными мотивами, лишь проявление главной силы жизни самоактуализации. Самоактуализация это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. Гольдштейн считает, что нормальный, здоровый организм это тот, в котором «тенденция к самоактуализации действует изнутри и который преодолевает сложности, возникающие из-за столкновений с внешним миром не на основе тревоги, но благодаря радости победы» [38, С.138]. Для Гольдштейна самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив, рост часто может привести к определенному страданию и боли.
Развитие теории самоактуализации связывается, прежде всего, с именами Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.
А. Маслоу (1954), ученик Гольдштейна, использовал понятие «самоактуализация» в контексте изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы. В центре концепции самоактуализации лежит вера в индивидуальный опыт человека, способность открывать и обнаруживать в себе уникальный личностный потенциал, самостоятельно определять направление и способы личностного роста. Побудительной причиной самоактуализации выступает не противоречие, а согласование между внутренней натурой человека и решениями, которые он принимает как деятель.
В предисловиях к своим работам он пишет: «Этот термин, впервые встречающийся у К.Гольдштейна, нами употребляется в гораздо более специфическом значении. Он означает стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций» [21, С.69].
А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни. Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностным и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть, самоактуализация это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам»[21, С.186]. Понятие «самоактуализация» неявно подразумевает, что у человека наличествует некая «самость», которая должна быть актуализирована. По мнению Маслоу, самость представлена личностными смыслами и ценностями, которые составляют ядро человеческой жизни. Часто бывает, что смыслы и ценности личности заслоняются внешними социальными оценками тех или иных моментов бытия. Чужие оценки, будучи ассимилированными человеком, затеняют его личное мнение и, тем самым, отбрасывают его на пути к самоактуализации. Поэтому первейшим шагом к самоактуализации является способность человека доверять не чужим, а собственным оценкам и мнениям, «прислушиваться к внутреннему голосу своей самости» [21, С. 91]. Самоактуализация предполагает ответственность за то, что говорит и как поступает человек. Маслоу утверждает, что взятие на себя ответственности за результаты деятельности есть важное условие самоактуализации. «Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется» [21, С. 92].
Маслоу утверждает, что нельзя делать самоактуализацию целью сознательных усилий. Чем больше рвение человека стать самоактуализированной личностью, чем сильнее он тянется к высшим переживаниям, тем упорнее эти состояния убегают от него. Секрет самоактуализации в том, чтобы посвятить все усердие, какое только есть у человека, любимому делу и тогда переживания триумфа от добротно выполненной работы станут мимолетным моментом самоактуализации.
Важным условием самоактуализации является высокий уровень осознанности сильных и слабых сторон своей личности, а также готовность отказаться от психологических защит. Только при этом условии человек может адекватно понять свое призвание и сделать его дорогой к самоактуализации [21, С. 190].
К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что всё поведение вдохновляется и регулируется неким мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать свои способности, чтобы сохранять и развивать личность»[30, С. 45]. В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь наполненную смыслом, поисками и волнениями. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован тем, что живёт. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие, они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.
К. Роджерс, как и А. Маслоу, хотел, чтобы человек обращал взор к тому, кем он может быть. По Роджерсу это означает жить насыщенно, полностью осознано, полностью ощущать человеческое бытие, то есть, «полноценно функционировать» [38, С. 379].
Согласно теории Г. Олпорта, личность представляет собой «развивающуюся и открытую психофизиологическую систему, ядро которой составляет человеческое Я» [27, С.132]. Особенностью этой системы является стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, к самоактуализации. Г. Олпорт считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам, и на этом основании подверг экспериментальному изучению иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Также Г. Олпорт выдвинул положение о том, что мотивы, возникающие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно [38, C. 94].
В отечественной психологии понимание самоактуализации обусловлено разработкой и применением деятельностного подхода (П.А. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), а в дальнейшем системного и акмеологического подходов (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, А.А.Дергач, В.Н. Мясищев и др.), ставших теоретико-методологической основой изучения потенциальных возможностей личности. Многие представители отечественной психологии в своих теориях касались сущности феномена самоактуализации, преломляя его через категории «деятельность», «система отношений», «индивидуальность», «субъект», «жизненный путь» и др.
По мнению С.Л. Рубинштейна, основными признаками субъекта являются его способности к саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию, другими словами, способность достичь высшего, оптимального уровня своего развития. Понятие «самоактуализация» определяется им через категорию «направленность», рассматриваемую как характеристика личности, в которой соединены и динамическое и содержательное, и отражательный аспект и отношенческий (эмоциональный). Где на новом уровне раскрыты волевые качества личности в том смысле, «насколько и в каком направлении сумела личность придать единство своим влечениям, желаниям, и применить свою волю для их реализации в личностно-ценных и общественно-значимых формах». [31, С. 43]
К.Гольдштейн во время Первой мировой войны руководил госпиталем для солдат с черепно-мозговыми травмами. После войны он создал институт по изучению последствий этих травм. В 1930 году он стал профессором неврологии и психиатрии Берлинского университета. В 1935 году К.Гольдштейн переехал в США, где сотрудничал С А.Ангъялом и А.Маслоу. Гольдштейн был сторонником «организмической теории», которая опиралась, по мнению К.Холл и Г.Линдсэй, на «эпохальную» статью Д.Дьюи «Thereflex in psychology» (1886). Сторонники организмической теории опирались на идеи Аристотеля и Гете, Спинозы и У.Джеймса. Основой этой теории была философия «холизма», базирующаяся на идее о том, что целое больше, чем сумма составляющих его частей, следовательно, онтологический статус целого выше, чем статус частей. Автором философской концепции был южноафриканский политик и генерал Я.Смитс. Его книга «Холизм и эволюция»(1926) была представлена европейскому читателю не без помощи А.Адлера. Термин «холизм» является производным от греческого корня «холос», что значит «полный»,«целостный», «завершенный». Организмическаятеория была по своим идеям близка к гештальт-психологии, с тем существенным отличием, что гештальт-психология ограничивалась принципом целостности по отношению к сознанию и мало обращалась к организму и личности в целом. «Организмическая теория распространила принципы гештальта на организм в целом» (Холл, Линдсэй, 1997, с.234).
Главные особенности организмической теории, ее постулаты заключаются в следующем:
1. Организм всегда ведет себя как единое целое, а не как собрание разнородных частей.
2. Сознание и тело не отдельные сущности, а сознание не состоит из отдельных способностей и элементов, как тело не состоит из независимых органов и процессов. Происходящее в части влияет на целое. Всякое событие, психологическое или физиологическое, происходит в контексте всего организма. Законы целого управляют функционированием частей. Следовательно, для того, чтобы понять функционирование любой составляющей организма, нужно открыть законы функционирования всего организма. Это положение ключевое в организмической теории.
3. Организованность естественное состояние организма. Здоровая личность едина, согласована, интегрирована. Дезорганизованность обычно связана с воздействием агрессивной среды или внутренней аномалией. Системный подход позволяет рассматривать целый организм, дифференцируя его на составляющие, и не требует введения в структуру некоего «организатора», поскольку организованность введена в систему изначально. При этом не допускается, чтобы в процессе и результате анализа организм как таковой был утерян.
4. В организмической теории определяющее значение для развития придается раскрытию врожденных потенций. Хотя организм не рассматривается как закрытая система, влияние внешних воздействий минимально, и среда рассматривается, как правило, в негативном аспекте. Предполагается, что в организме нет ничего врожденного «плохого»; он становится плохим из-за неадекватного окружения. В целом считается, что организм, если ему позволить развиваться оптимальным образом и в соответствующей обстановке, придет к развитию здоровой целой личности, тогда как злокачественные воздействия среды могут «ухудшить» личность.
5. Индивид мотивируется не многими, а одним, главным мотивов само-актуализацией: имеется в виду, что человек постоянно стремится реализовать свои врожденные потенции всеми доступными способами.
Следует отметить, что взгляды К.Гольдштейна на само-актуализацию претерпели эволюцию. На первом этапе, в клинике, он понимал под самоактуализацией реорганизацию способностей личности после перенесенной травмы вследствие активации неких внутренних ресурсов организма, до ранения не проявляющих себя. То есть, имелись в виду вполне конкретные физиологические процессы и некоторые их психические последствия. На этом уровне исследования очень напоминают описываемые А.Адлером механизмы компенсации физической недостаточности органов.
На втором этапе, Гольдштейн осмысливает самоактуализацию как универсальный принцип жизни, не соотносимый уже с органами и клетками. В этом аспекте он пишет о «высшей самоактуализации».
Гольдштейн постулирует наличие постоянного запаса энергии в организме, имеющего тенденцию к равномерному распределению. Воздействие внешней среды приводи к изменению распределения энергии. Реакция организма на такое вмешательство тенденция вернуться в исходное состояние равновесия включает основной динамический процесс процесс выравнивания. Уровень, на котором напряжение становится уравновешенным, представляет «центрирование» организма. Это «центрирование» позволяет организму действовать наиболее эффективно, справляясь с воздействием внешней среды и самоактуализируясь в будущих видах активности, соответствующих его природе.
Самоактуализация, по Гольдштейну, основной и по существу единственный мотив. То, что может показаться при первом приближении действиями, вызванными иными мотивами, лишь проявление главной силы жизни самоактуализации. Самоактуализация это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. «Когда люди голодны, они актуализируются посредством еды; если они жаждут власти, она актуализируются, обретая ее. Удовлетворение любой отдельной потребности выходит на сцену тогда, когда это является предпосылкой для самореализации всего организма. Само-актуализация творческая тенденция человеческой природы. Она основа развития и совершенствования организма. Невежда, стремящийся к знанию, чувствует внутреннюю пустоту, переживает ощущение собственной неполноты. Чтение и учеба удовлетворяют потребность в знании, и пустота исчезает. Таким образом возникает новый человек, в котором учение заняло место невежества. Желание стало реальностью. Любая потребность этот состояние дефицита, мотивирующее человека на его восполнение. Это как яма, которую необходимо заполнить. Это восполнение, или удовлетворение потребности и есть само-актуализация или само-реализация» (Холл, Линдсэй, 1997, с.242). Гольдштейн считает бессознательную мотивацию более низкой по статусу по сравнению с сознательной. Бессознательное это фон, в который сознательный материал отступает тогда, когда он бесполезен для самореализации в конкретной ситуации; материал может быть извлечен из бессознательного в тот момент, когда он становится нужен. Если это вызывает затруднения, то следует думать о болезни. Гольдштейн предполагает, что препятствия для самоактуализации могут возникнуть потому, что в среде не находится тех объектов и условий, которые необходимы для самоактуализации. Нормальный, здоровый организм это тот, в котором «тенденция к самоактуализации действует изнутри и который преодолевает сложности, возникающие из-за столкновений с внешним миром не на основе тревоги, но благодаря радости победы» (Гольдштейн К., цит. по Холл, Линдсэй, 1997,с.238). Это означает, что приход к согласию со средой в первую очередь состоит в овладению ею. И только если это невозможно, человек вынужден принять трудности и приспособиться к реалиям внешнего мира.
Важную роль в самоактуализации играет язык: «Язык это средство, благодаря которому индивид приходит к соглашению с внешним миром и самореализуется… из этого следует, что каждое индивидуальное речевое проявление может быть понято только под углом зрения его отношения к функционированию целостного организма в его стремлении максимально самореализоваться в данной ситуации» (там же, с.239). Гольдштейн считает, что успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и шока. Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок, входя в новые ситуации для использования своих возможностей. Для Гольдштейна самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив, рост часто может привести к определенному страданию и боли. Гольдштейн писал, что способности организма определяют его потребности.
Самоактуализация может иметь как позитивные, так и негативные последствия для организма. Ослабление напряжения является сильным побуждением только у больных организмов. Наоборот, здоровый организм нацелен в первую очередь на «формирование определенного уровня напряжения, такого, которое сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность» (цит. по Фэйдимен, Фрейгер, 1996,с.289). Гольдштейн утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, сон, секс и т.д., если есть другие мотивы любопытство или желание игры. Собственно организм Гольдштейн рассматривает в терминах «фигуры» и «фона». Фигура это любой процесс, который возникает и выделяется на фоне. Фигуры (процессы) делятся на естественные и неестественные. Неестественные фигуры (процессы) это продукт травматических событий или многократных упражнений в условиях, лишенных смысла. Эти неестественные фигуры изолированы от всего организма и их фон также представляет собой изолированную часть организма. Фигура (процесс)считается естественной, если она отражает предпочтения индивида и тогда его поведение упорядоченно, «флексибельно» и соответствует ситуации. Если задача человеку навязана поведение ригидно и механистично.
А.Маслоу особо отметил анализ Гольдштейном симптоматики пациентов страдающих травматическими повреждениями мозга. Его (Маслоу) очень заинтересовала описанная Гольдштейном разница между «функциональными реакциями, или реакциями, направленными на преодоление угрозы и катастрофическим поведением, возникающим в результате невозможности преодолеть эту угрозу» (Маслоу, 1999, с.211). Маслоу считает, что описанное поведение в корне отличается от невротического и нуждается в специальной интерпретации: чувство безнадежности и глубокого уныния, являющееся следствием жизни в условиях «хронической депривации», обреченности на бесконечное разочарование, приводит в какой-то момент к пониманию, что «борьба бессмысленна» и дезорганизованное, катастрофическое поведение в таком случае «отказ от преодоления» (там же, с.212). Знакомство с биографическими данными А.Маслоу показывает, что такого рода переживания были ему самому знакомы и оказали огромное влияние на его жизнь и творчество. Такие переживания это «вызов» (Дж.Кэмпбелл, Т.Грининг), который может быть принят, и тогда мы можем стать свидетелями рождения в борьбе «героя»(Дж.Кэмпбелл) или экзистенциальной реакции (Т.Грининг), заключающейсяв трезвом и беспощадном анализе, диалектической конфронтации негативного и позитивного аспектов проблем, творческой реакции и трансценденции, преодоления оппозиции. Но вызов может быть и непринят отказ может носить форму «упрощенного оптимизма» (Т.Грининг) неадекватное упрощение ситуации, проблемы, конфликта с акцентом на позитивном аспекте триумф, ложная победа над трудностями; или «упрощенного пессимизма» фаталистическое отношение к негативным сторонам вызовов. К.Хорни называет эту реакцию «чувством смирения» и считает ее препятствием на пути самоанализа.
К.Хорни («Самоанализ») считала, что каждая личность естественно стремится к самореализации: в каждом из нас есть желание к развитию личности, стремление стать человеком сильными цельным, в каждом из нас дремлют способности и дарования, как правило заторможенные невротическими тенденциями. Невротические тенденции в первую очередь следствие неблагоприятных условий жизни, главная их опасность они придают человеку ощущению безопасности(«упрощенный оптимизм») и, в этом качестве, ограждают и «защищают» человека от жизненных трудностей. Для того, чтобы человек начал реальную борьбу с проблемами, он должен «проснуться» от невротического сна, а для этого должно произойти какое-то побуждающее событие. Только событие может подтолкнуть человека к обращению к психотерапевту, но К.Хорни считает, что еще лучше заняться самоанализом, потому что «пациент интуитивно знает, чего следует избегать… Тогда как аналитик, сколько бы чувствительным он не был, может ошибаться и предложить пациенту преждевременное решение» (цит. по Марсон,1999, с.246). Кроме того, самоанализ не представляет из себя опасностей и риска: «случаи самоанализа, которые я наблюдала, никогда не приводили к нежелательным последствиям» (там же,с.245). Свободная ассоциация при самоанализе, на первый взгляд, более проста: человек находится наедине с самим собой, ему не надо ничего сочинять, нет других, перед кем можно было бы испытывать стыд, однако «препятствия для свободного самовыражения всегда находятся внутри нас» (там же, с.247). Человек желает освободиться от невротической реакции (тенденции), но «некоторые аспекты невроза имеют для него огромную субъективную ценность и служат, в его глазах, гарантами безопасности и будущего вознаграждения» (там же, с.250). Хорни специально отмечает, что ограничением самоанализа является слишком сильное развитие вторичных механизмов защиты: «если весь невроз в целом сохраняется из-за твердого убеждения в том, что все хорошо, правильно и неизменно, то почти нельзя рассчитывать на побуждение, направленное на изменение чего бы то ни было» (там же, с.251). Несмотря на эти опасности, Хорни считает, что самоанализ в целом обычно бывает конструктивным для индивида. Он помогает индивиду реализовать ту сущность, которая скрывается в «психическом центре» индивида, и не видна ему, потому что скрывается под завесой «невротической дымки», созданной неблагоприятными условиями жизни. Эту дымку лучше всего развеивает самоанализ некоторый набор интеллектуальных усилий в духе интроспекционизма, операция, которую человек проводит сам на себе. П.Марсон (1999)считает, что слабым местом самоанализа является отсутствие трансферта «ведь больному не на кого перенести свои чувства и установки, приобретенные в детстве и повлекшие за собой психические нарушения» (Марсон, 1999, с.253). Автор считает, что такой объект конструируется в собственном «Эго» человека методом идентификации (конструирование объекта на внутреннем плане, взамен утерянного (отсутствующего) на внешнем), что приводит в нарциссической установке, блестяще проанализированной Ж.Лаканом. Этот объект «я - идеал» только источник вторичных идентификаций, выполняющий функции «либидинальной нормализации». Но это только функция, которая может стать неустранимой и фиксирует человека на стадии зеркала, где внутренние импульсы бросают человека «от несостоятельности к опережению драму, которая фабрикует для субъекта, попавшегося на приманку идентификации чреду фантазмов… чья жесткая структура и предопределяет собой все дальнейшее его умственное развитие»(Лакан, 1997, с.11).
К.Хорни особо выделяет потребность в безопасности и называет три основных принципа поиска безопасности:
1) движение к чему-либо (moving forward),выражающееся в поисках любви;
2) движение против (moving against),выражающееся в агрессии;
3) движение от (moving awayfrom), выражающееся в установке на бегство или уход в себя.
Существуют самоактуализированные люди, их черты:
- стремление к реализации своего творческого потенциала
- доброжелательность
- философское невраждебное чувство юмора
- адекватная самооценка
- опыт внешних переживаний.
Пути достижения самоактуализации:
1. неравнодушие к себе, самопознание.
2. умение “самонастраиваться” со своей внутренней природой; способность к самоуправлению - умение управлять собой.
3. умение делать адекватный жизненный выбор.
4. умение нести ответственность за свой жизненный путь, за свое природное становление.
5. отношение к самоактуализации как к мировоззрению, образу жизни.
Самоактуализация - это постоянный труд человека над собой во имя реализации своего потенциала.
Структура потребностей по Маслоу:
Маслоу выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию:
1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе, в материальной обеспеченности)
2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность)
3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе)
4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении)
5. потребность в самоактуализации
1-4 группы являются насыщаемыми потребностями, которые можно полностью удовлетворить. 5-я потребность - человек может очень долго реализовывать свой личный потенциал.
По мнению Маслоу, для того чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, у него должны быть удовлетворены все предыдущие группы потребностей. Первые четыре группы потребностей, являясь более низшими по сравнению с потребностью самоактуализации, в то же время являются самыми насущными. До тех пор пока не удовлетворены потребности 1-4 уровня активность человека будет направлена на удовлетворение именно этих потребностей.
Способы удовлетворения потребностей.
Потребности
Способы удовлетворения
1. жизнеобеспечения
соответствующая зарплата, создание комфортных условий труда
2. безопасности
разработка долгосрочных социальных программ, отчисления в специальные фонды, медицинское обслуживание персонала, дополнительные льготы
3. социальных контактов
создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе
4. самоуважения
привлекать персонал к выработке решения, обсуждение с персоналом проектов.
5. самоактуализации
разработка профессионального развития персонала, переподготовка, разработка профессиональной карьеры, распределение заданий.
Существуют определенные условия, представляющие непосредственные и необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Такие предпосылки как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает другим, свобода самовыражения, свобода получения сведений и доступа к информации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, честность, дисциплина, являются примерами предварительных условий для удовлетворения базовых потребностей.
Эти условия не самоцель, но они близки к цели, поскольку очень тесно связаны с базовыми потребностями, которые и представляют собой сами цели. С точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах.
Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.
Понятие самоактуализации рассматривается как процесс развертывания и созревания, изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей. А. Маслоу считал, что для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талантов и возможностей.
Под уровнем притязаний подразумевают стремления индивида к цели такой сложности, которой, по его мнению, соответствуют его способности, а также достижения в определённом виде действия, сфере общения, на которую рассчитывает человек при оценке своих возможностей.
На уровень притязаний оказывает влияние динамика успеха и неуспеха на жизненном пути, в конкретной деятельности. В связи с этим различают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные, завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее).
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Техт] / Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288с.
2. Алешина, И.Ш. Уровень притязаний студентов педвуза с различными акцентуациями характера [Техт] / И.Ш. Алешина. Автореферат дис. канд. псх. наук. - М.: 2007. -16 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл. 2007. -523с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: ИЦ «Академия», 2002.- 367 с.
5. Бороздина, Л. В. Исследование уровня притязаний [Текст]: Учеб. пособие / Л.В. Бороздина. - М.: Рос. акад. наук, Ин-т психологии, 1993.- 140 с.
6. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. [Текст] Словарь - справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - СПб.: Питер, 2007. - 687 с.
7. Вахромов, Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения, самоактуализация, акме и жизненный путь человека [Текст] / Е.Е. Вахромов. Прикладная психология и психоанализ. - М.; 2001. - №4. - 112 с.
8. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации [Текст] / Е.Е. Вахромов. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. -160 с.
9. Вахромов, Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии [Текст] / Е.Е. Вахромов М.: Международная педагогическая академия, 2001. -145 с.
10. Гозман, Л.Я., Кроз, М.В., Латинская, М.В. Самоактуализационный тест [Текст] / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. М., 1995.- 155 с.
11. Городилова, Е.Н. Самоактуализация и её связь с интегральной индивидуальностью: Автореферат дис. канд. псх. наук [Текст] / Е.Н. Городилова. Пермь, 2002. -22 с.
12. Гуманистическая и трансперсональная психология [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. - М.: АСТ, 2000. -592с.
13. Джеймс, У. Психология самосознания: Хрестоматия [Текст] / У. Джеймс, под ред. Л. А. Петровской. - Самара, 2003. -368 С.
14. Карпинский, К.В.Психология жизненного пути личности [Текст]: Учеб. пособие / К.В.Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.
15. Краткий психологический словарь [Текст] / Ред.-сост. Л.А.Карпенко: Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - Ростов на Дону: «Феникс», 1998. -431 с.
16. Левин, К., Дембо, Т., Фестингер, Л., Сирс, Р. Уровень притязаний. / Психология мотиваций и эмоций. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликмана. М.: ЧеРо, 2002. -192 с.
17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] /А.Н Леонтьев - М.: Академия, 2004. - 121 с.
18. Леонтьев, Д.А. Психология смысла [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М., 1999.- 488 с.
19. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : Учеб. пособ. / Маклаков А. Г. - СПб.: Питер, 2007. -592 с.
20. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу - СПб.: Евразия, 2002. - 432 с.
21. Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд. [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.
22. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин - М.: МПСИ, 2005. -544 с.
23. Морозова, И.В. Самореализуется ли личность сегодня? [Текст] / И.В. Морозова. Прикладная психология. - М., 2000. - №2. - 95 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2003. - 456 с.
25. Мясищев, В.И. Психология отношений [Текст] / В.И. Мясищев под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.
26. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учебник для студентов ВУЗов. Кн.1 Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2006. -573 с.
27. Олпорт, Г. Становление личности [Текст]: избранные труды / Г. Олпорт - М: Смысл, 2002. - 464 с.
28. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А.Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
29. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией М. К. Акимовой - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
30. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс - М.: Прогресс, 1998. - 480 с.
31. Рубинштейн, С.Л. - Основы общей психологии
[Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. - 720 с.
32. Самаль, Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе [Текст]: Автореф. дис. канд. псх. Наук / Е.В.Самаль. - Ярославль, 2008.- 24 С.
33. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко.- СПб.: Речь, 2004. - 350 с.
34. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
35. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. [Текст]: Учеб пособие / Л. Д. Столяренко. - Ростов на Дону: «Феникс», 2007. - 671 с.
36. Тихонравов, Ю. В. Экзистенциальная психология [Текст]: Учебно-справочное пособие / Ю. В.Тихонравов. - М: Интел-Синтез, 1998. - 238 с.
37. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В.Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
38. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст]. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.
39. Шилакина А.В. Развитие профессиональной самоактуализации у студентов-психологов в вузе [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / А. В. Шилакина. Моск. гор. пед. ун-т. - М.: 2004. - 24 с.
40. Ященко,Е.Ф. Исследование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации студентов / Вопросы психологии: научный журнал. - М.: 2007. - № 1. - 90 с.
PAGE \* MERGEFORMAT3