Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Влияние процесса формирования художественного рынка на развитие изобразит

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1.  Влияние процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края.
  2.  Модели культурного предпринимательства в изобразительном искусстве Алтайского края.
  3.  Тенденции формирования художественного рынка Алтайского края.
  4.  Специфические черты регионального художественного рынка.
  5.  Меценатство и благотворительность как особенности художественного рынка России.
  6.  Традиции российского коллекционирования.
  7.  Роль купечества в музейном строительстве России.
  8.  Галерейное движение в Сибири на рубеже XX-XXI веков.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:

1.     Сущность и специфические черты художественного рынка.

2.    Произведения искусства как товар.

3.     Сходства и отличия в деятельности мецената, благотворителя, спонсора

4.    Собирательство произведений как форма предпринимательской деятельности.

5.     Особенности коллекционирования в России в XVIII веке.

6.     Русское купечество как организатор музейного дела в России.

7.    Традиции российского художественного рынка в XIX - начале XX столетия.

8.    Галерейное движение в Сибири на рубеже XX - XXI веков.

9.     Формы и механизмы свободного художественного рынка.

10.  Реклама и выставки. Виды рекламы.

11.  Новые аспекты роли искусствоведа в развитии современного изобразительного искусства.

12.  Новые аспекты деятельности музеев в рыночных условиях.

13.  Особенности коллекционирования художественных произведений в России в XIX веке.

14.  Культура как форма предпринимательства.

15.  Новые аспекты в проявлении функций изобразительного искусства в XXI веке

ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Введение

Актуальность, предмет и задачи курса «Экономика и культура». Обзор источников и литературы

Раздел I. Основы рыночной экономики

Раскрывается модель рыночного регулирования в сфере художественной культуры. Определяется механизм взаимодействия спроса и предложения, а также три уровня рынка (первичный и последующие). Характеризуются художественные произведения как товар. Движение капиталов - принцип рыночной экономики. Рассматриваются особенности маркетинга в сфере культуры.

Раздел II. История предпринимательства

Рассматривается роль русского купечества, дворянства и крестьянства в благотворительной деятельности, в коллекционировании, в музейном строительстве России. Раскрывается роль деятельности купеческих семей в искусстве России.

Исследуются особенности купеческого быта, вклад купечества в развитие русского искусства и культуры, благотворительная деятельность купцов в области строительства церквей, содержания церквей, финансировании образования талантливых людей. Торговые и гостевые сотни. Гильдейское купечество. Купеческие клубы. Уставы. Деятельность. Культура торговли. Понятие купеческого слова. Виды промыслов. Мануфактуры и фабрикаты. Сословное смешение в создании крупного капитала. Образ жизни предпринимателей в столицах и провинции. Русские меценаты: В.Н. Баснин (1799-1876), П.М. Третьяков (1832-1898), А.П. Бахрушин (1853-1904), М.К. Тенишева (1867-1928), а также СИ. Мамонтов, В.А. Морозова, СИ. Щукин, В.П. Сукачев, A.M. Сибиряков и другие.

Раздел Ш. Экономика культуры

Культура как отрасль непроизводственной сферы. Продукт культуры, его классификация. Понятие «услуги» в культуре. Культурные потребности. Массовая и элитарная культуры. Экономические механизмы деятельности коммерческих и госбюджетных учреждений культуры. Социальная и экономическая эффективность культуры. Современное состояние предпринимательства. Социально-культурная деятельность коммерческих структур: виды и экономический механизм. Культурные инициативы, программы, проекты. Деловые клубы. Обязательства по производству работ и по реализации результатов творческой деятельности. Основные положения авторского права. Налоговое законодательство. Особенности налогообложения в сфере культуры. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Авторский договор и его условия.

Раздел IV. Художественный рынок в России

Понятие художественного рынка. История развития российского художественного рынка (XVIII-начало XX века). Меценатство и благотворительность как особенности художественного рынка России. Специфические черты регионального художественного рынка. Тенденции формирования художественного рынка Алтайского края. Влияние процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края. Формы и механизмы художественного рынка: торг «по вольной цене», биржи, магазины, галереи, салоны, аукционы - важные события в художественной жизни, выставочно-коммерческая деятельность.

МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ

 1.    Понятие художественного рынка

Художественный рынок (арт-рынок) - система культурных и экономических отношений, определяющих конкретную денежную стоимость произведений искусства; сфера товарного обмена. В художественно-экономическом отношении художественный рынок подразумевает сферу предложения и спроса на произведения искусства и специфические виды услуг, связанные с обслуживанием этого рынка (например, экспертиза).

Художественный рынок напрямую связан с мировой экономикой, экономикой страны или региона, смотря какой уровень рынка мы рассматриваем. Экономический спад ведет к спаду на художественном рынке, подъем же производства - наоборот.

Таким образом, процесс ценообразования определяется множеством пунктов, например, масштабом художественного рынка (мировой, национальный, региональный), динамикой экономического развития. Также влияют на ценообразование прецеденты продаж произведений конкретных авторов, цены, устанавливаемые на публичных продажах (на аукционах и др.). Мода и конъюнктура местных рынков во многом определяет особенности ценообразования, так как только на произведения художников, признанных классиками мирового искусства, установлены универсальные мировые цены. Произведения же художников, которые ценятся в определенных странах и регионах, не имеют универсальной цены на художественном рынке.

Существуют центры, где проводятся регулярные продажи произведений искусства. Ведущими считаются лондонский и нью-йоркский рынки.

Художественные рынки имеют различные направления, одни занимаются старым искусством (антиквариат), другие современным. У каждого направления есть свои ценители и покупатели. Также существуют рынки, ориентированные на те произведения, которые могут заинтересовать музеи или частных коллекционеров.

Продажа произведений ведется через официальные («белые») и неофициальные («черные») рынки. Существование «черных» рынков также обусловлено спросом, не все предпочитают законный способ приобретения предметов искусства, такие сделки проводятся без соответствующей регистрации.

Художественный рынок - это разветвленная структура, организующая продажу произведений искусства. Она включает и специализированные фирмы по продаже, и рекламные и пропагандистские (выставки, галереи и др.) предприятия, экспертизы и многое другое.

2.    Какова разница между меценатством и спонсорством?

Нам необходимо рассмотреть понятия: меценат и спонсор.

Меценат (лат. Maecenas) - имя богатого гражданина эпохи Августа, покровителя поэтов) — это лицо, обладающее властью и богатством, оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или каким-либо начинаниям в художественной жизни. Меценатство известно с древности: среди крупных меценатов — монархи, князья церкви, правители, банкиры. В России дворянское и купеческое меценатство имело большое значение для развития искусства, музеев и художественных промыслов, особенно на рубеже Х1Х-ХХ вв.. Известными меценатами в это время были П. М. и С. М.Третьяковы, А. А. Бахрушин, С. Л. Мамонтов, К. М. Тенише-ва, С. И. и П. И. Щукины, И. А. и М. А. Морозовы.

Спонсор же - это лицо, оказывающее материальную поддержку мастерам искусства с целью саморекламы. Термин этот распространился не так давно, он связан с сегодняшней жизнью, так как покровительство искусству в мире бизнеса считается хорошим тоном и хорошей рекламой. Нельзя сказать, что само явление ново, ведь и раньше многие сильные мира сего покровительствовали искусству, чтобы приобрести доброе имя или запечатлеть его в истории, а это тоже можно назвать своего рода рекламой. Однако в наше время эта взаимосвязь более прямая. Тенденция эта закономерна и взаимовыгодна, с одной стороны, спонсор приносит пользу художнику, с другой -обеспечивает себе хорошую репутацию. Сложнее, когда отрицательная репутация спонсора отражается на репутации самого художника (иногда бывает и наоборот).

Итак, по определению эти два термина отличаются следующим образом: меценат поддерживает искусство по велению сердца, т. е. не рассчитывая на какую-то отдачу со стороны - художника, а спонсор с целью рекламы, взаимовыгодного сотрудничества, приносит пользу своему народу и отечеству; зачастую это вдохновенный любитель искусства. Спонсор же рассчитывает в большинстве случаев на прибыль, которую в скором времени ожидает получить, хотя это не мешает ему также быть ценителем искусства.

3.    Связь коллекционирования и художественного рынка

Коллекция (лат. Collectio - собрание, собирание) - собрание редкостных предметов или произведений искусства (книг, рукописей, картин, гравюр, керамики, стекла, металла, оружия, камней, марок, монет и т. д.), однородных или специально подобранных в соответствии с общей темой, представляющих художественную ценность или научный интерес. Коллекционирование включает накопление, закупки, систематизацию, изучение и атрибуцию объектов собирательства, что отличает коллекцию от простого накопления ценностей.

Существует частное коллекционирование. Частные коллекции нередко передаются в дар музеям или государству, что делает честь их обладателям. Также коллекционеры открывают свои коллекции для публичного показа.

Музеи также занимаются коллекционированием. Музейные коллекции - это части собрания, составляющие единое целое в типологическом, стилистическом, тематическом отношениях и т. д.

Коллекционирование - это часть художественного рынка, так как коллекционирование подразумевает закупку произведений искусства. Коллекционер взаимодействует со всеми формами художественного рынка, начиная с первичного: закупка непосредственно у художника. Он осуществляет закупку и через салоны, специализированные магазины, галереи, дилерские агентства и на аукционах. Некоторые художественные рынки ориентированы именно на коллекционеров.

4. Можно ли назвать благотворительностью приобретение у художников их работ?

Благотворительная деятельность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц:

- по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества или денежных средств;

- по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительная деятельность может быть направлена на поощрение и развитие общественно значимых форм деятельности: защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. п.

С одной стороны, покупку произведения искусства у художника считать благотворительностью, конечно, нельзя. Любая покупка - это приобретение: обмен денег на товар, который, как предполагается, человеку необходим. Однако в частных случаях это, может быть, имеет место. Например, если художник создает произведения низкого качества или не пользующиеся спросом, а какой-то человек покупает у него работы, чтобы материально его поддержать.

Таким образом, в целом приобретение работ художников благотворительностью считать нельзя, но в частности можно.

5.    О некоторых традициях российского художественного рынка

Традиции российского художественного рынка восходят к началу Х\ТП в. и во многом связаны с деятельностью Петра I. Царь явился первым в России крупным коллекционером. Во время путешествия по Западной Европе в 1717 году государь изучал «изящные науки и искусства», посещал «кабинеты натуральной истории» в Амстердаме, Вене, Париже, бывал в мастерских «славных художников». Петр I приобрёл много китайского фарфора, скульптур и картин, среди которых несколько полотен великого, но в те годы не очень понимаемого и ценимого в Голландии художника - человековеда Рембрандта ван Рейна.

Царю подражала знать. Коллекционирование при Петре I осуществлялось с помощью специальных «агентов» по подбору и покупке, произведений искусства. Художественные коллекции Петра разместились в Петергофе: Монплезир стал первой в России картинной галереей.

Коллекция чертежей по корабельному делу, собиравшаяся Петром I в 1709 году, ныне составляет часть экспозиции Военно-морского музея в Петербурге. В 1714 году Петр основал в северной столице Кунсткамеру, в которой были собраны разнообразные редкости и картины, преимущественно, голландских мастеров. В 1719 году царь открыл для публики Кунсткамеру как музей, указав его сотрудникам: «... поелику всё в надлежащем порядке учреждено и расставлено, то впредь всякого желающего оную смотреть пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». К тому времени в Кунсткамере было 119 картин западных мастеров.

Преемники Петра I продолжали его собирательские традиции. Елизавета Петровна купила 115 картин голландских, фламандских и немецких живописцев. Екатерина II приобретала произведения- искусства на основе широкой программы, разработанной для нее русским дипломатом князем Д. А. Голицыным и такими зарубежными корреспондентами, как французский писатель - Ф.М. Гримм, философ Д. Дидро и другие «агенты». В 1764 году Екатерина П основала дворцовый музей - Эрмитаж, к 1785 году (за двадцать дет) для него было приобретено 1658 картин высокого художественного достоинства. Наследники Екатерины, кроме ее сына Павла, пополняли эрмитажную коллекцию.

В 1853, году по распоряжению Николая I была устроена распродажа коллекции («за ненадобностью»), нанесшая значительный ущерб собранию дворцового музея.

В петровскую эпоху коллекционирование в России имело научно-познавательный характер и регулировалось государством. Собирались не только картины, но и прежде всего библиотеки, нумизматические коллекции, коллекции минералов, технические и архитектурные модели (это нашло отражение и в Колывано - Воскресенских заводах на Алтае).

Позднее в частном коллекционировании развивается бытовое направление, связанное с украшением дворцов и усадеб. Частное художественное собирательство в XVTJI веке было замкнуто в придворно-аристократическом кругу и предметом собирательства выступало классическое западноевропейское искусство. Английский путешественник Кларк заметил в конце ХУШ века: «...русские богачи обобрали всю Европу для составления своих замечательных коллекций».

В конце XVIII века российская знать начинает собирать коллекции русской старины (например, граф Ф.П. Толстой). Эта тенденция усиливается после 1812 года. Внимание начинают привлекать работы русских художников. В 1833 году великий русский живописец Александр Иванов (автор знаменитой картины «Явление Христа народу») предложил выстроить особые, всегда открытые для публики залы «для помещения будущих произведений по  исторической живописи и скульптуре отечественных художников».

В 1819 году открыл «Русский музеум» дипломат, художник, предприниматель Павел Петрович Свиньин, собравший уникальную коллекцию. В 1834 году «музеум» был закрыт: коллекция была распродана «из-за материальных затруднений владельца».

Крупнейшую коллекцию русского искусства в середине XIX века собрал министр, член Государственного совета Ф.И. Прянишников. В 1866 году её приобрела казна и передала Румянцевскому музею. С этого момента центр коллекционирования произведений русской художественной школы переместился из Петербурга в Москву. Московское купечество во второй половине XIX века выдвигает из своей среды крупнейших коллекционеров; среди них выделяется фигура винного откупщика сибирского происхождения В. А. Кокорева. Он построил галерею в виде «русской избы» для чтения лекций о русском искусстве, считая, что из этой русской избы собравшимся русским людям русский человек должен говорить «живое русское слово».

В 1856 году основал свою знаменитую коллекцию П. Т. Третьяков. Он понимал своё собирательство серьезным делом, требующим «не одних только денег, а труда, умения и любви к искусству».

В Сибири в XIX веке крупные художественные коллекции собрали золотопромышленники Кузнецов (Красноярск) и Сукачёв (Иркутск).

Развитие свободного художественного рынка в России было прервано в 1918 году, когда советская власть определилась в своей культурной и экономической политике и в стране установилась партийно-государственная монополия на выставочно-коммерческую деятельность.

В начале XXI века в связи с возрождением частного предпринимательства возникли предпосылки для восстановления и развития прерванных традиций, обозначилась необходимость изучения специфики, возможностей и механизмов художественного рынка.

Художественный рынок - это не только механизм купли-продажи, художественный рынок не тождествен понятию «антикварный рынок». Обеспечивая распространение художественных произведений и заключенных в них эстетических, этических, нравственных, интеллектуальных и духовных ценностей в обществе, художественный рынок является важной составляющей российской культуры. Художественный рынок предполагает наличие «первичного» рынка и «вторичного» рынка. Особенность первого заключается в том, что художник выступает как непосредственный участник рыночных отношений. Для «вторичного» рынка характерно независимое от художника бытование его произведений на рынке.

Художественный рынок предполагает различные формы стимулирования и материального вознаграждения художественного труда. Формы художественного рынка разнообразны: продажа произведения, осуществляемая непосредственно художником, с выставки, через салон, через магазин, через аукцион, исполнение художественного заказа. К сфере художественного рынка принадлежит также содержание художника на жалованье, пенси- он, пособие. На разных этапах исторического развития художественного рынка приоритетными становятся те или иные формы. Субъектами рыночных отношений могут выступать художественные объединения, как это было в России с 1860-х до 1918 года.

6.    Художественный рынок в Голландии XVII века

Наибольшее значение в культуре Голландии XVII века имела живопись. Можно сказать, что ни в одной стране до того живопись не пережила такого быстрого и интенсивного подъема. Профессия живописца теряет свою исключительность и становится одной из самых распространенных. В разнообразнейший круг покупателей картин входят не только дворяне и представители крупной буржуазии, но и небогатые бюргеры, ремесленники, даже зажиточные крестьяне. Столь широкому распространению картин способствовало их невероятное обилие и вследствие того крайняя дешевизна.

Однако обилие и широкое распространение произведений живописи объяснялось не только общим экономическим и культурным подъемом страны и естественным желанием украсить свои жилища произведениями искусства. В быстро развивающемся капиталистическом обществе к искусству устанавливается новое отношение. Картины ценятся не только как уникальные художественные произведения, но и как товар; они используются для вложения денежных средств, для спекуляции. Художник в Голландии уже не зависел в такой мере, как в других странах, от заказов королевского двора, знатных феодалов, меценатов. Голландский живописец работает преимущественно на рынок; он такой же продавец своего товара, как купец или ремесленник. Формально голландский художник свободен в своем искусстве, но рыночный спрос предопределял зависимость художника от буржуазного общества. История голландского искусства не раз показывала как мастер, шедший наперекор господствовавшим вкусам, оказывался обреченным на непризнание и нищету.

Голландские художники - это обычно сыновья ремесленников, торговцев, чиновников; часто также профессию живописца они воспринимали по наследству от отцов. Занятия живописью из-за конкуренции, падения цен, отсутствия спроса не всегда могли прокормить их, и художникам приходилось искать дополнительный источник заработка. Так, например, Якоб ван Рейсдал был врачом, Стен - трактирщиком, Хоббема - акцизным чиновником, Вермеер к концу жизни занялся торговлей картинами.

7.    Формы и механизмы свободного художественного рынка

Рынок развивается там, где растет потребность в выполнении художественных работ, увеличивается спрос на произведения искусства. Обычно это наблюдается в местах, где осуществляется большое строительство (жилье, особняки, усадьбы, общественные здания, учреждения культуры и т.п.). Так сложилось в петровскую эпоху в период строительства Петербурга.

Начальной рыночной формой была частная продажа через объявления в газете (например, «Санкт-Петербургские ведомости»). Имели место публичные торги (аукционы) - добровольные или «казенные» (конфискация имущества, распродажа за долги или в связи со смертью владельца). Торги регламентировались указами и правилами, они проходили «под присмотром» городского магистрата. Продажу осуществляли маклеры, в пользу которых отчислялось обычно 2 % от стоимости покупки.

Продажа художественных произведений с середины XVIII в. проводилась также с помощью частных лотерей, правила которых регламентировались законодательством.

Торг «по вольной цене» означал куплю-продажу без посредников у самих художников.

Продавались картины на бирже в качестве «сопутствующего товара» или среди конфискованных вещей, изымаемых на таможне.

Из-за низкой культуры горожан художественный рынок складывался хаотично. Его предметом были ввозимые из-за границы работы второстепенных европейских художников, копии античных скульптур, гравюры и произведения декоративно-прикладного искусства.

Художественные магазины появились в России в начале XIX века. В них продавались произведения современной живописи и графики, а также принадлежности для художественного труда, художественные издания и репродукции. Здесь же заказывали рамы и багет, проводились реставрационные работы. Магазины имели витрины.

В начале XX в. деятельность (функция) магазинов расширилась: в магазинах стали устраивать выставки, подготовленные с определенным замыслом, большое внимание стало уделяться эстетике экспозиций, выставки сопровождались каталогами.

В 1902-1903 годах в Петербурге открылся магазин «Современное искусство», организованный князем С.А. Щербатовым и бароном В.В. фон Мекком. Магазин включал постоянную выставку картин, стильной мебели, архитектурных интерьеров и произведений декоративно-прикладного искусства, связанных с эстетикой русского модерна. Он был рассчитан на покупателя из высшего общества.

С 1911 по 1919 года в Петербурге существовала художественная галерея Н. Е. Добычиной, выступавшей посредником между художником и покупателем; в ней состоялось 30 коммерческих и благотворительных выставок, проводились концертные и литературные вечера.

Особенностью магазина А. Е. Бурцева в Петербурге являлось то, что его помещения изначально предназначались для проведения выставок и размещения будущей музейной экспозиции.

Аукционы зародились в Петербурге в XVIII веке. Недорогие аукционы для оказания материальной помощи молодым художникам и учащимся устраивали Академия художеств, Общество поощрения художников, благотворительные организации.

  Проводились «авторские» аукционы современных художников, в том числе и посмертные.

Известны распродажи (аукционы) крупных частных собраний (например, княгини М.К. Тенишевой в 1903 году).

Аукционы были важными событиями столичной художественной жизни. Действовали специальные аукционные залы.

Известны благотворительные аукционы и лотереи.

В России аукционная форма продажи не получила такого развития, как в Европе.

Выставочно-коммерческая деятельность - способ привлечения состоятельных покупателей, построенный на принципе сочетания эстетической цельности экспозиции с детально продуманной коммерческой стратегией. В России преобладающим механизмом художественного рынка была продажа произведений на выставках.

Возрождающийся свободный художественный рынок, как и в давние времена, призван стать не только торговым делом, но и ярким фактором развития современной культурной жизни и художественного сознания общества. На это направлены усилия современных предпринимателей организаторов торговых предприятий и всех форм художественного, рынка, художников и искусствоведов.

8. Тенденции формирования художественного рынка Алтайского края

В 1990-е годы начал зарождаться легальный рынок искусства, активизировались контакты российских художников с зарубежными странами, расширились возможности для выставок внутри страны, сформировалась сеть галерей, установилась система ежегодных всероссийских ярмарок.

Особенности современного российского художественного рынка: ограниченность откотированных произведений изобразительного искусства (в основном русских художников XVIII-XIX вв. и небольшого числа художников XX в.), он не является крупным компонентом экономики России и остается ограниченным в сравнении с зарубежным, так как не имеет ярко выраженных признаков развитого артрынка.

Предпосылками алтайского художественного рынка являются:

•  формирование ~ артрынка на основе существующих ранее структур из числа организаций искусства, а не вновь появившихся коммерческих галерей, как в столичных городах;

•   преимущественное товарное обращение произведений изобразительного искусства внутри местного артрынка;

• наличие одной формы — выставки-продажи, отсутствие ярмарок, каталогов продаж как необходимого атрибута классического артрынка.

Эти предпосылки обусловили региональный облик артрынка Алтайского края. Однако, как всякий рынок, он отражает также мировые тенденции, из которых наиболее ярко проявляются такие, как уличная торговля (стихийная и организованная), а также популярность изделий декоративно-прикладного искусства. Большинство особенностей артрынка Алтая определяются спецификой его структуры, которую составляют:

1)        Государственный художественный музей Алтайского края, Государственный музей истории, литературы и культуры Алтая (опосредованно через проведение экспертизы произведений, формирование художественных вкусов потребителей, предоставление площадей для экспозиций художникам с целью public relations);

2)        художественные салоны;

3)        выставочный зал Алтайского отделения Союза художников РФ;

4)        молодежное объединение «Темная галерея»;

5)        Художественно-эстетический центр «Универсум» факультета искусств Алтайского государственного университета (включающий галерею современного искусства Алтая и выставочный зал), выставочные залы Алтайского государственного технического университета, Барнаульского государственного педагогического университета, Алтайской академии экономики и права;

6)       выставочные залы Алтайской краевой универсальной научной - библиотеки им. В. П. Шишкова, городского молодежного информационного центра «Открытое небо», детских школ искусств;

7)        арт - галерея А.П. Щетинина;

8)        художественная галерея С. Г. Хачатуряна «Кармин»;

9)        уличная выставка-продажа произведений живописи и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Основная литература

  1.  Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. М.:, 2009
  2.  Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие.  Спб.: Изд-во "Лань", "Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ", 2009

                                Дополнительная литература

  1.  Л. А. Никитич. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
  2.  Фрэнк Джефкинс. Реклама: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
  3.  Гавриленко, Н.И. Основы маркетинга [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Гавриленко, 2007. - 320 с. 
  4.  Степанская Т. М. Культурное наследие Сибири: избранные статьи и очерки. Барнаул, Изд-во АлтГУ, 1994-2012
  5.  Искусствоведение: методические рекомендации  к выполнению курсовых работ для студентов факультета искусств направление "Искусствоведение". Т.М.Степанская, А.Г.Степанская. Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2011

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Выполнение контрольной работы является не только формой контроля знаний, но одним из методов более глубокого освоения курса. Контрольная работа выполняется на основе отбора и изучения литературы по выбранной теме. Структура работы предполагает: введение, основную часть, заключение, список источников и литературы.

Во введении формулируются цели и задачи контрольной работы, представляется обзор литературы и источников. Основная часть делиться на параграфы (3-5 п.). Выводы в заключении формируются в соответствии с целью и задачами контрольной работы.

Список литературы не может включать одно наименование. Желательно привлекать не только учебники, но и монографии по теме, статьи из научных изданий, хрестоматии, каталоги, энциклопедии, словари и т. п. Необходимо использовать специальные термины, можно прилагать небольшой словарь терминов.

При написании работы можно консультироваться у преподавателя. Преподаватель обязан написать рецензию на к/р, при существенных недостатках выполнения контрольной работы, она должна быть возвращена студенту с рекомендациями устранения недостатков.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1.  Произведение искусства (картина, скульптура, предметы худ. промыслов и т. п.) как товар в условиях рыночных отношений
  2.  Специфические черты провинциального художественного рынка Меценатство и благотворительность, спонсорство: общее и особенное Великие меценаты России XIX века
  3.  Вклад братьев Третьяковых в развитие изобразительного искусства России Галерейное движение на Алтае на рубеже XX - XXI веков Формы и механизмы свободного художественного рынка Реклама и выставки. Виды рекламы
  4.  Развитие художественного рынка в Голландии в XVII веке Аукцион: типология, необходимые условия их организации

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1.  Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. М.:, 2009
  2.  Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие.  Спб.: Изд-во "Лань", "Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ", 2009

                                Дополнительная литература

  1.  Л. А. Никитич. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
  2.  Фрэнк Джефкинс. Реклама: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
  3.  Гавриленко, Н.И. Основы маркетинга [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Гавриленко, 2007. - 320 с. 
  4.  Степанская Т. М. Культурное наследие Сибири: избранные статьи и очерки. Барнаул, Изд-во АлтГУ, 1994-2012
  5.  Искусствоведение: методические рекомендации  к выполнению курсовых работ для студентов факультета искусств направление "Искусствоведение". Т.М.Степанская, А.Г.Степанская. Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2011
  6.  Джефкинс, Фрэнк. Реклама [Текст]: учеб. пособие для вузов / Фрэнк Джефкинс; пер. с англ. под ред. Б. Л. Еремина, 2008. - 543 с.
  7.  Мартынов, Анатолий Иванович. Культурогенез [Текст]: учеб. пособие / А. И. Мартынов, 2008. - 335 с.
  8.  Никитич, Людмила Алексеевна. Культурология: учебное пособие / Л. А. Никитич – М.: Юнити-Дана, 2009. – 351с .
  9.  Пейзаж - национальный жанр России в коллекции С. Г. Хачатуряна: каталог/ составитель и автор статьи Т. М. Степанская. Барнаул, 2005.
  10.  Степанская Т. М. Культурное наследие Сибири: избранные статьи и очерки. Барнаул, 1994-2012.
  11.  Степанская, Т.М. Описание и анализ памятников: учебное пособие. - Барнаул, 2013.
  12.  Степанская Т. М.. Свободный художественный рынок и развитие изобразительного искусства в России // Степанская Т.М. Культурное наследие Сибири: избранные статьи и очерки. — Барнаул, 2005. - с. 181— 188.
  13.  Типология культуры [Текст]: метод. указания для студентов фак. искусств / АлтГУ, Каф. теории искусства и культурологии, фак. искусств, 2009. - 23 с.
  14.  Ученова В.В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа? – М.: Юнити-Дана. – 2008. – 248с.
  15.  Швецов, Илья Владимирович. Игра в рекламе [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. В. Швецов, Ю. С. Вегенер; под ред. Л. М. Дмитриевой, 2009. - 159 с.
  16.  Щепилова Г.Г., Щепилов К.В. Основы рекламы. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 521с.

Документы

  1.  Конституция Российской Федерации: Основной Закон (1993)// Справочно-правовая система «Гарант», 2012.
  2.  Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 09.07. 93 № 5351-1 // Справочно-правовая система «Гарант», 2012.
  3.  Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 09. 10. 92 № 3612-1 // Справочно-правовая система «Гарант», 2012.
  4.  О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I // Справочно-правовая система «Гарант», 2012.
  5.  0 музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Закон РФ от 26 мая 96 № 54-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант», 2012.
  6.  Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 09.07. 93 № 5351-1 // Справочно-правовая система «Гарант», 2012.
  7.  О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ// Справочно-правовая система «Гарант», 2012.
  8.  Об образовании экспертного совета при Министерстве культуры Российской Федерации: Приказ Минкультуры РФ от 15 августа 2001 г. N 879 // Справочно-правовая система «Гарант».
  9.  0 федеральной целевой программе «Культура России (2001-2005 годы)»: Постановление правительства РФ от 14. 12. 00 № 995 // Справочно - правовая система «Консультант Плюс», 2012.
  10.  Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства: Утв. Постановлением Правительства РФ от 26. 06. 95 № 609 / Справочно-правовая система «Гарант», 2012./
  11.  Указ Президента о присуждении Государственных премий РФ в области литературы и искусства, 2010 г.// Справочно-правовая система «Гарант», 2012.




1. Тема- Цель- проверить знания обучающихся по теме- Мир в ХХI веке 1
2. Иностранные студенты в российских вузах мотивы приезда и перспективы трудоустройства
3. Тема- Регулирование заработной платы и политика доходов Студентка- Кощеева М
4. Роль основателей Киево-Печерской лавры Антония и Феодосия Печерских в духовном развитии Киева
5. У всякого своя доля І свій шлях широкий Той мурує той руйнує Той неситим оком За край світа зазир
6. .1 Подвижной состав Учитывая необходимость диверсификации производства необходимо совершенствовать про.
7. разному. У людей во всём мире есть свои традиции каждый хочет отметить этот праздник посвоему
8. Тема- призначення та класифікація електронних осцилографів
9. Политическая коммуникация
10. Бухгалтерские аспекты учета производственных запасов
11. это теория общественного порядка организации гармонии.
12. Славянские племена на территории России в X в
13. тема мира Коперника 14
14. I Введение II Историческая обстановка на Руси накануне начала княжения Александра Невского III
15. служебные слова служащие для связи однородных членов простого предложения и частей сложного предложения
16. это постоянный процесс обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения возн
17. .нет 12 Параметрические и непараметрические методы обработки результатов Параметрические методы сравнен
18. Понятие и разделы дефектологии 1
19. Осевой компрессор.html
20. а Философия изучает мир в целом это наука о предельно общем или всеобщем; это объективносубъективное знан