Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Спроси колодец в чем истина и он поведает тебе об этом

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Уроки 56-57. Истина и ее критерии

Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое адекватно отражает действительность. Как найти истину? Послушайте древнюю притчу.

Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. «Спроси колодец, в чем истина, и он поведает тебе об этом». Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: «Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь».

Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины.

Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись.

Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на гитаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару.

И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек - струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача - собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание.

Проблема истины - вопрос о том, адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение? Исследуем понятие истины. Под истиной понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение - неадекватное отражение действительности.

Рассмотрим характерные черты философского понятия «истины».

1. Свойства истины.

- Итак, как же трактовали данное понятие мыслители? Какие свойства она имеет? Какие формы принимает?

(По ходу объяснения учителя на доске формируется схема.)

СВОЙСТВА ИСТИНЫ

Конкретность - зависимость истины от места, времени и других условий ее получения

Объективность - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Формы истины

Научная истина; Обыденная или житейская истина; Художественная истина; Нравственная истина

2. Критерии истины

Философы по-разному определяли критерии истины. По ходу моего рассказа запишите в тетради те критерии истины, которые они выдвигали.

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. В своей крайней форме это направление выражалось в сенсуализме - философском течении, согласно которому ощущения являются единственным источником и обоснованием знания.

Рационалисты полагали, что критерием истины является разум.

Конвенционалистские теории исходят из того, что истина является результатом соглашения.

Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то знание, которое способствует решению практических задач, т. е. признание практики универсальным критерием истины.

- Охарактеризуйте сущность каждого из критериев?

- Какие сильные и слабые стороны вы видите в представленных воззрениях?

3. Виды истины

- Какие ассоциации возникают у вас при словах «абсолютная истина»?

- Достижимо ли такое знание?

- Прокомментируйте следующую притчу.

Однажды Мастер сказал своим ученикам:

- В мире нет абсолютной истины. Один из учеников спросил:

- А эта истина абсолютна?

- Конечно же, нет, - улыбнулся Мастер.

- Приведите примеры из математики, когда, казалось, абсолютные истины не выдерживали проверки временем.

Поэтому большинство философов рассматривают абсолютную истину как идеал или предел, к которому стремится наше знание.

На пути к этой цели мы получаем относительные истины. Сравните два понятия: «абсолютная истина» и «относительная истина».

- Что их объединяет?

- Какие различия вы видите?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать закон соотношения этих двух категорий. Объясните свой выбор.

4. Истина и заблуждение. 

В одном городе был открыт музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные бутылочки с «чудодейственными микстурами» против всех болезней; есть и «спектометр», излечивающий якобы все недуги, и музыкальный электрод. «Изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты и потихоньку глотают таблетки.

- Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?

Если мы обладаем таким мощным и эффективным инструментом познания - мозгом, понимаем, что такое «истина», стремимся тс истинным знаниям, то почему в жизни сплошь и рядом мы заблуждаемся, заходим в тупик?

- Работая с последним пунктом § 22, исследуйте проблему соотношения истины и заблуждений, выпишите в свои тетради истоки человеческих заблуждений.

Истоки человеческих заблуждений:

• Причины заблуждений кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человечества. Ф. Бэкон назвал их «идолами», он сравнивал ум человека с зеркалом, которое искривляет мир.

• Э. Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.

• Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям.

• Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения.

• Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.

Итог

- Каково классическое определение истины как философского понятия?

- В чем вы видите объективность истины?

- Каковы критерии истины?

- Какие свойства и формы истины вы знаете?

- Что такое «абсолютная» и «относительная» истины?

- Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание Выучите § 22, выполните задания.

Уроки 58-60. Многообразие путей познания мира

 В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к академическим знаниям. Всякая молитва, говорил И,С. Тургенев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

- Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

- Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

- Помогает ли искусство лучше понять мир? Поразмышляем над этими вопросами.

Даже сейчас, в XXI в., большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы от «знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые оздоровительные сеансы по телевизору. Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, который я предлагаю провести в виде ролевой игры.

1. Миф и познание мира.

Мифология

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Миф - это слово, предание. По определению Н.А. Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщение») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф - это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

Миф - это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

Миф, таким образом, предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), магическое слово (имя), т. е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф - предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличий - то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.

Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, Мойры (богини судьбы) и Гес-периды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепление души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида (мысль), титаны, Тартар (пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида), три эриннии, или фурии (богини мести и угрызений совести).

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?

В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога-обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из-земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они - потомки белых обезьян.

Миф - первая форма познания и объяснения общества

Основные тематические циклы мифов:

• космогонические мифы - мифы о происхождении мира и Вселенной;

• антропогонистические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

• мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

• эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времени;

• биографические мотивы - рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.

Роль и значение мифов:

• черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

• создаем картину целостной жизни народа;

• мифы сохраняют жизненный опыт народов;

• постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей;

• обеспечивает преемственность культурного опыта;

• передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

2. «И опыт, сын ошибок трудных...»

Историк прошлого века СМ. Соловьев описал строительство Успенского собора в Московском Кремле. Прочитайте текст и подумайте, какие практические знания появились у русского народа в ходе сооружения собора.

Из «Истории России с древнейших времен» Главным украшением города считался соборный храм, и Москва менее всего могла похвалиться этим украшением. Соборная церковь Успения, построенная при Калите, уже успела так обветшать, что своды тронулись, и потому принуждены были подпереть здание толстыми деревянными столпами; надобно было думать о построении другой церкви, и вот в 1472 г. митрополит Филипп призвал двух мастеров - Кривцова да Мышкина - и спросил их, возьмутся ли они построить церковь такую же, как владимирский собор Богородицы. Мастера взялись, и митрополит назначил большой сбор серебра со всех священников и монастырей на церковное строение, а бояре и гости добровольно давали деньги; когда серебро было собрано, приступили к делу, разрушили старую церковь и начали строить новую; но когда на третий год стали сводить своды, здание рухнуло. Великий князь послал во Псков за тамошними мастерами, пришедшими из Немецкой земли; мастера приехали, осмотрели рухнувшее здание, похвалили гладкость работы, но похулили известь, которая растворялась жидко, не клеевито, что и было главною причиною непрочности дела. Псковским мастерам, однако, не дали поправить ошибку Кривцова и Мышкина; по всем вероятностям, София Фоминична, приехавшая незадолго перед тем в Москву, уговорила мужа вызвать из Италии более надежного художника, и великий князь, отправляя в Венецию Семена Толбузина, велел ему искать там церковного мастера. Толбузин нашел в Венеции много мастеров, но только один из них согласился ехать в Москву за десять рублей в месяц жалованья: то был болонский уроженец Аристотель Фиораванти; и его даже насилу отпустили с Толбузиным, Аристотель привез сына Андрея и ученика Петра; осмотревши старые церковные работы, он похвалил гладкость их, но сказал, что известь не клеевита и камень не тверд, почему и объявил, что начнет все делать снова; остатки прежнего строения разбил стенобитною машиною - бараном. «Удивительное дело, - говорит летописец. - Три года делали, а он меньше чем в неделю развалил, не успевали выносить камень». Аристотель съездил и во Владимир; осмотревши тамошнюю церковь, он похвалил ее и сказал: «Это работа каких-нибудь наших мастеров». Печь для обжигания кирпича он устроил за Андроньевым монастырем, делал кирпичи уже прежних, но продолговатее и тверже; чтоб разломить их, нужно было прежде в воде размачивать; известь также велел мешать густо, так что когда засохнет, то и ножом нельзя расколупать; для поднятия камней вверх Аристотель сделал колесо; чудно было смотреть, как поднимали колесом камни, прицепив их за веревку. В 1475 г. начал Аристотель свои работы, в 1479-м кончил. Освящение соборной церкви Иоанн праздновал великолепно: велел раздать милостыню на весь город, угостил обедом митрополита, епископов, архимандритов и всех бояр; на следующий день митрополит и все соборы (белое духовенство) обедали у государя в средней горнице, а сам великий князь стоял перед ними и с сыном своим. Все соборы ели и пили на дворе великокняжеском семь дней. Но построением Успенского собора не ограничилась деятельность Аристотеля, ибо он был не только искусный муролъ (архитектор), но умел также лить пушки и стрелять из них, лить колокола, чеканить монету.

Прочитайте эпизод из рассказа Н.С. Лескова «Левша», где царь в мелкоскоп рассматривает работу - подковы на ногах механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и ответьте на вопрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной задачей: подковать блоху.

- Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.

- И твое имя тут есть? - спросил государь.

- Никак нет, - отвечал левша, - моего одного и нет.

- Почему же?

-А потому, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может. Государь спросил:

~ Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление? А левша ответил:

- Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

- Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили следующие пословицы и поговорки? Продолжите их ряд, подобрав свои примеры.

• Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.

• Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

• Покупатель дома нахваливает, а купец - в лавке.

• Домашняя копейка лучше заезжего рубля,

«И опыт, сын ошибок трудных,,.»

• Опыт повседневной жизни (жизненная практика) - особый способ познания мира.

• Его особенность - получение знаний не самоцель, а «побочный продукт».

• Способ формирования практического знания - трудовая деятельность.

• Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него.

• Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».

• Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).

3. Народная мудрость и здравый смысл.

Перед вами русские народные сказки и пословицы на социально-бытовые темы. Познакомившись с ними, постарайтесь доказать правомерность высказывания Н.А. Некрасова: «Русские народные предания, пословицы... наконец, русские народные сказки - память нашего давно минувшего, хранилище русской истории».

Упрямая жена

Жили муж с женой. Муж поехал на базар и купил коты. Приезжает домой. Жена поглядела: в мешке коты. «Муж, - говорит, - кому коты купил?» - «Матушке».- «Умру! Зачем коты матери купил?»

День не ест, два не ест. Пришел муж: «Ну, что ты делаешь, за что умираешь?»- «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она не пьет, не ест, больна лежит. Опять муж приходит: «Ну, за что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она пуще захворала; послали за священником. Приходит муж: «Ну, за что умираешь?» - «Кому ты коты купил?» - «Матушке».

Пришел священник. Опять муж подходит. Она спрашивает: «Кому ты коты купил?» - «Матушке».- «Делай гроб, клади меня в гроб!»

Сделали гроб, положили в гроб, понесли хоронить. Муж подходит к ней: «Глупая! За что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке!» -«Зарывайте меня в землю!»

Так и зарыли.

Шемякин суд

Жили-были два брата: один был богатый, другой бедный. Бедный пришел к богатому лошадь попросить. Богатый лошадь дал, а сбруи не дал. Ну, что делать бедному брату? Привязал телегу к хвосту, поехал в лес и нарубил большой воз дров. Приехал домой, ворота отворил, а телега застряла в них; лошадь дернулась - хвост оторвался. Приводит он к брату лошадь без хвоста, а брат рассердился: «Я тебя поведу к Шемяке-судье!»

Поехали. Ехали-ехали, ночь настала. Зашли к богатому купцу. Богатый с богатым сидят, едят, водку пьют, а бедняк лежит на печке; захотелось ему посмотреть, что кушают богатые, свесился с печки, не удержался, упал в колыбель и задавил ребенка. Купец закричал: «И я пойду к Шемяке-судье!»

Поехали уже втроем. Едут - по дороге большой мост. Бедняк и думает: «Все равно пропал я. Дай соскочу с моста и убьюсь». А внизу барин вез больного отца. Бедный соскочил с моста, да попал прямо на больного и убил его.

Барин запричитал: «И я пойду к Шемяке-судье!» Приезжают к судье. Богатый брат жалуется, а бедный завернул камень в платок и показывает судье. Шемяка-судья думает, что тот ему деньги хочет дать, и говорит богатому брату: «Отдай ему лошадь, и пусть он ее у себя держит, пока не вырастет хвост!»

Стал купец жаловаться, а бедняк опять на камень в платке судье показывает. Шемяка-судья говорит купцу: «Отдай ему жену, и пусть он ее у себя держит, пока не родится ребенок!»

Стал барин жаловаться, а бедняк опять Шемяке на камень в платке показывает. Он и говорит: «Ты, бедняк, встань под мостом, а ты, - говорит он барину, - соскочи на него и убей».

Когда ушли все, Шемяка зовет бедного мужика: деньги, мол, давай, а тот разворачивает платок и говорит: «Не по мне бы расудил, я бы Шемяку-судью убил!» Шемяка-судья обрадовался: «Слава богу, что я так рассудил!»

Вот приходит бедняк к брату за лошадью, а тот ему говорит: «Я дам тебе корову, несколько четвертей хлеба, только оставь лошадь!» Взял все это бедняк и пошел к купцу. Испугался купец и стал его просить: «Я дам тебе быка и несколько четвертей хлеба, только не бери хозяйку!» Взял все это бедняк и пошел к барину. «Ну, - говорит, - я стану под мостом, а ты на меня прыгай». Испугался барин прыгать с моста и просит: «Возьми лошадь и несколько четвертей хлеба, только не буду я прыгать...»

Взял это все себе бедняк и сейчас живет богато.

- Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?

• Не спрашивай старого - спрашивай бывалого.

• Иному горе - ученье, иному - мученье.

• Не испортив дела, мастером не станешь.

• В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.

• Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

Народная мудрость и здравый смысл Народная мудрость - обобщенные практические знания. Примеры народной мудрости:

• афоризмы: «Любишь кататься - люби и саночки возить»;

• поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

• суждения: «Куй железо, пока горячо»;

• загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».

Отличительная черта народной мудрости - свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

Здравый смысл - стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта

4. Познание средствами искусства.

1. Подберите отрывок из литературного произведения, в котором наглядно демонстрируется справедливость утверждения Гесиода: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду».

2. Проанализируйте стихотворение.

После посещения парижского кладбища Сен-Женьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения, Р. Рождественский написал такие стихи:

Я прикасаюсь ладонью к истории.

Я прохожу по гражданской войне...

Как бы хотелось им в Первопрестольную

Въехать однажды на белом коне!..

...Как они после забытые, бывшие -

Все проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на нее,

Победившую,

Пусть непонятную,

Пусть непростившую

Землю родимую

И - умереть!

Полдень;

Березовый отсвет покоя.

В небе - российские купола,

И облака, будто белые кони,

Мчатся над сенью Сен-Женевьев де Буа.

3. Перед вами картина СВ. Иванова «В приказе московских времен».

- Какие знания вы можете почерпнуть о политической системе XVII в., глядя на нее?

Познание средствами искусства

Произведения искусства помогают ощутить дух времени.

Особенность этой формы познания - художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.

5. Там, где кончается наука.

- Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика-экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

- Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М. Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соответствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются зо время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

Том, где кончается наука

Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления - ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

• Паранаука отличается претензией на универсальность.

• Завышенные претензии на внимание к себе.

• Нередко нетерпимость к традиционной науке. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

Итог

Вот и закончилась наша пресс-конференция. Давайте подведем ее итоги.

- С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились? Какой из них вам показался самым убедительным?

- Что объединяет все эти направления?

- Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

- Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание Выучите § 23, выполните задания.

Уроки 61-62. Научное познание

Нередко из уст школьников, которые стоят на пороге взрослой самостоятельной жизни можно услышать следующие фразы: «Зачем мне ваши физика, химия, история? Разве на науке сейчас заработаешь? Проигрышный вариант...» Можно ли считать подобные взгляды обоснованными? Что такое «научное познание»? Неужели наука действительно перестала привлекать умы и сердца людей? Задумаемся над этими вопросами.

- Почему у некоторых людей сложилось негативное отношение к научному познанию, почему увеличивается число шарлатанов и обманщиков? Попробуем найти ответы на эти вопросы с помощью глубокого анализа материалов § 24. Для этого разобьемся на шесть творческих групп.

1. Особенности научного познания.

1. На что прежде всего нацелена наука?

2. К чему она стремится?

3. Как мы обычно проверяем правильность своих представлений в повседневной жизни?

4. Каким образом в науке подтверждается истинность получаемых знаний?

5. Назовите принципы научного исследования.

6. В чем состоит особенность научного языка?

7. Какие важные черты научных исследований вы можете назвать?

8. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.

2. Два уровня научного познания.

1. Что составляет основу науки?

2. Что такое «эмпирические законы»?

3. Какой уровень научного знания они формулируют? Приведите примеры.

4. Что подразумевают ученые под теоретическим уровнем научного знания?

5. Опишите его механизм.

6. Какое познавательное значение имеют теории? Приведите пример.

7. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.

3. Методы научного познания.

1. Каким образом добываются эмпирические научные знания?

2. Дайте характеристику научному наблюдению.

3. Когда возникло экспериментальное естествознание?

4. В чем вы видите отличия эксперимента от наблюдений?

5. Приведите пример их тесной взаимосвязи.

6. Что собой представляет современный научный эксперимент?

7. Что такое «гипотеза»?

8. Какую роль она играет в ходе научного познания? Приведите пример.

9. Что такое «моделирование научных знаний»?

10. Опишите его механизм.

11. Какое значение имеет метод моделирования?

12. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.

4. Дифференциация и интеграция научного знания.

1. Что такое «дифференциация»?

2. Что такое «интеграция»?

3. Проследите процесс зарождения и развития научных знаний.

4. Приведите примеры дифференцирования научных знаний.

5. Почему это стало возможным?

6. Какую роль сыграла дифференциация в развитии процесса познания?

7. Как оценивают специалисты воздействие интеграции научного знания?

8. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.

5. Как происходят научные революции.

1. Как представляли себе ученые процесс развития научных знаний?

2. Определите сильные и слабые черты подобного подхода к поиску знаний.

3. Какую новую концепцию сформулировал американский философ Т. Кун?

4. Приведите пример научной революции.

5. Определите сильные и слабые черты подобного подхода к поиску знаний.

6. Вспомните вопросы, поставленные в начале урока, и сформулируйте свои ответы на них после знакомства с определенной информацией на данную тему.

6. Научное мышление и современный человек.

1. Насколько связаны человек и наука в наши дни? Приведите примеры.

2. Проследите исторический процесс постепенного роста научного мышления человека.

3. Какие тенденции стали наблюдаться в последние десятилетия в ряде стран по отношению к научным знаниям?

4. Укажите причины возрастания альтернативных научным взглядов и установок.

5. А как считаете вы?

Итог

- Подведем итоги нашего анализа проблемы. Посмотрите на схему:

Научное познание

Наука является основной формой человеческого познания

Обыденное сознание отличается непостоянностью, изменчивостью под воздействием обстоятельств

Научное познание отличается от обыденного:

• стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

• особым (научным) языком, используемым для их описания;

• специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

• желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные, но важные и для будущих поколений потребности общества

Главной задачей эмпирического уровни научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт

На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента 

Метод гипотезы, а также формулирования научной теории

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений

Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах

Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными

Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым)

Гипотеза: развитие человечества носит прогрессивный характер

Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий - особым образом построенных систем взаимосвязанных утверждений и законов науки

При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании данный эксперимент относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания

Моделирование познания - этот метод основан на принципе подобия

С этим методом связан такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. Получил распространение в современных условиях. Используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т. д.

Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект

Виды моделирования: предметное, знаковое, аналоговое, мысленное

Домашнее задание Выучите § 24, выполните задания.




1.  Введение 2 Характеристика и учебновоспитательные задачи темы
2. 3 є одна загальна властивість ~ це емерджментність
3. Тема Основы конституционного строя РФ Выполнил Студент 2 курса 4 семестра
4. тема взаємопов~язаних понять засвоєння учнями кожного з яких потребує спеціальної методичної підготовки вч
5. экономические показатели
6. Казахские национальные виды спорта и подвижные игры
7. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Терно
8. РЕФЕРАТІВ ДИСЕРТАЦІЙ 1
9.  Стратегия интенсивного маркетинга- на новый товар на рынке фирма сначала устанавливает высокую цену неся в
10. Реферат- Цінові обмеження для окремих видів діяльності
11. Влияние атмосферных загрязнителей на растения
12. Реферат- Покадровый анализ
13. Человек и социоантропогенез
14. Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет Филиал в г.html
15. 2 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
16. ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17. лать генератор цифровой частота 3Указать несклоняемое существительное аналог импул
18. конференция 19 августа 1992 года в доме российских писателей на Комсомольском проспекте а три месяца спустя пр
19. Культура нашей речи роскошь или целесообразность
20. Программирование на языке высокого уровня