Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Л.Н. Гумилёв и его теория этногенеза
Биография
Лев Николаевич Гумилев родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. Родители выдающиеся представители «серебряного века» русской поэзии Анна Андреевна Ахматова и Николай Семенович Гумилев. Воспитывался у бабушки в имении Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии.
В 1917 году, после Октября, семья покинула деревенский дом и переселилась в г. Бежецк. Лев здесь учился в средней школе до 1929 года. Последний класс средней школы Лев Гумилев закончил в 1930 году в Ленинграде, в средней школе N 67 на Первой Красноармейской улице.
В 1930 году подал заявление в университет, но ему в приёме было отказано из-за социального происхождения. В том же году он поступает чернорабочим на службу в трамвайное управление города. Встает на учёт в бирже труда, которая на следующий год направляет его работать в геолого-разведочный институт, известный тогда как «Институт неметаллических полезных ископаемых» Геологического комитета. В 1931 году в составе геологической поисковой экспедиции работает в Саянах коллектором.
В 1932 году Л.Н. поступает научно-техническим сотрудником в экспедицию по изучению Памира, организованную Советом по исследованию производительных сил. Усиленно занимается изучением таджикско-персидского языка, овладевает секретами арабской вязи-письма. Потом, уже в университете, самостоятельно выучит и персидскую грамоту.
В 1933 году он уже в Крыму - в археологической экспедиции Г.А. Бонч-Осмоловского. Принимает участие в раскопе стоянки палеолита Аджи-Коба. Осенью возвращается в Ленинград и начинает работать в Геологическом институте научно-техническим сотрудником. В том же году начальник экспедиции Г.А. Бонч-Осмоловский был арестован, а Лев Гумилев исключен из Геологического института. В 1934 году он уже студент исторического факультета Ленинградского университета, где слушал курсы по истории у В.В. Струве, Е.В. Тарле, С.И. Ковалева и других светил исторической науки.
Первый арест, следственная тюрьма...
В 1935 году обращение А.А. Ахматовой к Сталину спасает Л.Н. Гумилева и арестованных вместе с ним студентов университета «из-за отсутствия состава преступления». Тем не менее, он вновь исключён из университета. Учится самостоятельно, посещает Ленинградское отделение Института Востоковедения АН СССР, где изучает источники по истории древних тюрков. В 1937 году восстановился в ЛГУ.
В начале 1938 года Л.Н. Гумилев вновь арестован и осуждён на пять лет. Весь срок отбыл в Норильлаге, где работал в медно-никелевой шахте. По окончании срока в 1943 году был оставлен там же без права выезда Работает в Норильске техником-геологом.
По настойчивой просьбе отправляется в действующую армию. Осенью 1944 года он воюет в качестве рядового солдата в рядах Первого Белорусского фронта. Дошел с боями до Берлина. В 1945 году по общей демобилизации вернулся в Ленинград ивосстановился в ЛГУ. В начале 1946 года экстерном сдал 10 экзаменов и окончил университет. За это же время сдал все кандидатские экзамены и поступил в аспирантуру Ленинградского отделения АН СССР.
После известной статьи А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград» и постановления по этому поводу ЦК ВКП(б), в которых имя А.А. Ахматовой было облито черными красками, Л.Н. Гумилева исключили из аспирантуры.
В 1947 году он поступает в Ленинградскую психотерапевтическую больницу библиотекарем и благодаря положительной характеристике допускается к защите диссертации кандидата исторических наук при ЛГУ, которая состоялась 28 декабря 1948 года. После защиты был принят научным сотрудником в «Музей этнографии народов СССР».
7 ноября 1949 года снова арестован, без всякой мотивировки, осуждён Особым совещанием на 10 лет и сослан в лагерь особого назначения около Караганды, откуда затем переведён в другой лагерь, в Саянах. В 1956 году был реабилитирован по причине «отсутствия события преступления».
В 1956 году Лев Гумилев вернулся в Ленинград. Директор Эрмитажа М.И. Артамонов помог ему с работой, взял библиотекарем «на ставку беременных и больных». Работая в этой должности, защитил докторскую диссертацию «Древние тюрки». После этого был приглашен в Научно-исследовательский институт географии при ЛГУ, где проработал до выхода на пенсию в 1986 году - научным работником, старшим научным работником, ведущим научным сотрудником. Кроме работы в НИИ вел курс лекций в ЛГУ по дисциплине «Народоведение».
В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию, на этот раз по географическим наукам, которую ВАК не утвердил по причине того, что «она выше докторской, поэтому и не докторская». Эта работа, известная под названием «Этногенез и биосфера Земли», спустя 15 лет, в 1989 году вышла отдельной книгой.
Л.Н. Гумилев автор исследований по истории кочевников Срединной и Центральной Азии за период с III в. до н.э. по XV в. н.э., исторической географии - изменения климата и ландшафта того же региона за тот же период, создатель теории этногенеза, автор проблем палеоэтнографии Средней Азии, истории тибетских и памирских народов в I тысячелетии н.э.... В его трудах огромное внимание уделено проблеме Древней Руси и Великой Степи, освещаемое с позиций, отличных от господствующего исторического материализма.
Заслуги Л.Н. Гумилева, как в области научных исследований, так и в педагогической деятельности упорно игнорировались. В этом одна из причин того, что он не был удостоен звания профессора, тем более каких-либо правительственных наград или почётных званий.
Скончался Лев Николаевич 15 апреля 1992 в Ленинграде.
Характерные черты этноса
В теории этногенеза Льва Гумилёва исторический процесс предстает как результат взаимодействие этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Этнос рассматривается в силу этого как биофизическая реальность, как явление географическое, связанное с ландшафтом.
Через этносы человек как биологическое существо входит в биосферу, становится её составной частью. С другой стороны человек - социальное существо, хранящее в себе в определённом смысле весь опыт исторического развития человечества. Совокупность этносов, как биосоциальных организмов составляют антропосферу или этносферу Земли.
Необходимый элемент для существования этноса ландшафт. Растения и животные также неразрывно связанны с окружающей средой. Но в отличие от человека они не способны к осознанной и целенаправленной деятельности по изменению условий своего существования. Эта способность человека может стать как величайшим благом, так и величайшим злом. Ведь своей деятельностью человек нарушает тщательно отлаженные механизмы саморегуляции биосферы и вместо ожидаемого улучшения условий своей жизни может столкнуться с экологической катастрофой.
Как часть биосферы Земли, этносы должны участвовать во всех биосферных энергетических процессах посредством биогеохимической энергией живого вещества. Важными источниками ее являются энергия Солнца, космические излучения, достигающие поверхности Земли и оказывающие своё энергетическое воздействие.
Согласно гипотезе Льва Гумилёва что несколько раз за тысячелетие Земля подвергается пассионарному толчку - воздействию какого-то вида космического излучения, вызывающего мутации плода в чреве матери и появлению у некоторой части новорожденных повышенной тяги к действию.
Это свойство Гумилёв назвал пассионарностью, а людей носителей этого свойства пассионариями. Собираясь вместе, они ставят общие цели и добиваются их осуществления. Пассионарии вырабатывают единые стереотипы поведения и единое самосознание, образуя таким образом новый этнос со своим уникальным пассионарным полем.
«Этнос -- коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов... Нет ни одного реального признака для определения этноса, применительно ко всем известным случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда нет. Вынести за скобки мы можем только одно признание каждой особью: «Мы такие-то, а все прочие другие».
Внутренняя структура этноса проявляется в общих стереотипах поведения. Вот как Л. Гумилев иллюстрирует стереотипы поведения представителей различных этносов: «Представим себе, что в трамвай входят русский, немец, татарин и грузин, все принадлежащие к европеоидной расе, одинаково одетые, пообедавшие в столовой и с одной и той же газетой под мышкой. Для всех очевидно, что они не идентичны, даже за вычетом индивидуальных особенностей. «Ну и что же? возразил мне однажды один из моих оппонентов.Если в этом трамвае не произойдет острого национального инцидента, все четверо спокойно поедут дальше, являя собой пример людей, оторвавшихся от своих этносов».
Нет, по нашему мнению, любое изменение ситуации вызовет у этих людей разную реакцию, даже если они будут действовать заодно. Допустим в трамвае появляется молодой человек, который начинает некорректно вести себя по отношению к даме. Как будут действовать наши персонажи? Грузин, скорее всего, схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая. Немец брезгливо сморщится и начнет звать милицию. Русский скажет несколько сакраментальных слов, а татарин предпочтет уклониться от участия в конфликте. Изменение ситуации, которое требует и изменения поведения, делает разницу стереотипов поведения у представителей разных этносов особенно заметной».
Получив заряд энергии в момент пассионарного толчка, этнос постепенно растрачивает его и либо переходит к равновесному состоянию со средой (гомеостаз), либо распадается на части.
При взаимодействии этносов друг с другом ритмы их пассионарных полей накладываются друг на друга. При этом может возникнуть либо гармония, когда фазы их колебания совпадают (положительная комплиментарность), либо дисгармония (положительная комплиментарность).
В первом случае возможны этническое слияние, ассимиляция, плодотворные этнические контакты; во втором происходит нарушение ритма одного или обоих полей, что расшатывает системные связи этносов и при неблагоприятных условиях может привести к гибели участников такого контакта.
Процесс этногенеза
Поскольку этнос - биофизическую реальность, постольку механизм этногенеза следует искать в реальных природных процессах. Будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться её законам, участвуя в тех процессах, которые протекают в ней. Биосфера просто купается в потоках энергии, она открыта космосу и чутко реагирует на энергетические всплески, происходящие там. В этом заключается причина загадочных на первый взгляд взрывов популяций, например, стай саранчи или полярных леммингов, вдруг появляющихся в гигантских количествах, чтобы бросится в воды океана. Подобные же влияния испытывает и человек, реакция на них становится заметной на уровне этносов.
За последние 3 тыс. лет, подсчитал Гумилев, достоверно зафиксировано 9 энергетических вспышек - пассионарных толчков: 4 до нашей эры и 5 за последние два тысячелетия. При соблюдении некоторых условий они становились началом процесса этногенеза.
До мутационных изменений человек получает из окружающего мира столько энергии, сколько ему необходимо для нормальной жизнедеятельности. При пассионарном толчке, вызывающем мутацию, человек становится способным воспринять значительно больше энергии, чем ему необходимо. Такой человек будет обладать повышенной тягой к действию вплоть до самопожертвования пассионарностью (Р). Вектор пассионарности противоположен инстинкту самосохранения (I).
По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особей на три основные группы: пассионарии (Р больше I); гармоничные особи (Р равно I); субпассионарии (Р меньше I).
Пассионарии - люди, у которых стремление к самопожертвованию сильнее, чем инстинкт самосохранения, как индивидуального, так и видового. Для объяснения их поведения Гумилев выдвигает две возможные гипотезы: либо пассионарии захватывают больше энергии, чем нужно в норме, либо концентрированно (конечно, бессознательно) направляет ее на достижение конкретной цели. В обоих случаях результат один - высшая нервная деятельность особи будет более активной, нежели это характерно для нормы.
Варианты пассионарности различны и выражены могут быть ярче и слабее от пророков и революционеров, идущих на баррикады, до безымянных зодчих и сочинителей сказок. Пассионарии это конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересиархи, личности типа Цезаря или Наполеона.
Пассионарность отдельного человека сопрягается с любыми способностями (высокими, средними, малыми). Она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного человека. Пассионарность не имеет отношения к этическим нормам, одинаково порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие. Пассионарность не делает человека «героем», ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находится именно в «толпе», определяя степень ее активности на тот или иной момент.
Но как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. У подавляющего большинства гармоничных оба импульса уравновешены. Гармоничные особи работоспособные, полноценные умственно и физически, уживчивые, но не сверхактивные. Люди этого склада крайне важный элемент в теле этноса. Они восстанавливают его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев, пока не объявится внешний враг.
Третья категория люди с «отрицательной» пассионарностью (субпассионарии). Их поступками управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению. Они плохие солдаты, никакие рабочие; они не умеют регулировать свои вожделения. Субпассионарии не изменяют мир и не сохраняют его, а существуют за его счет. Яркий пример римский плебс, требующий от властей «хлеба и зрелищ».
В силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя и без субпассионариев, то последние без пассионариев ничто, и способны только на нищету или разбой, жертвами которого становится основная масса населения.
Пассионарность обладает важным свойством - она заразительна. Это значит, что люди гармоничные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они сами были таковыми. Это обстоятельство известно довольно широко и используется, главным образом, в военном деле, где из пассионариев, узнанных интуитивно, формируют ударные части, либо сознательно распыляют их в массе мобилизованных, чтобы поднять «воинский дух».
Эта избыточная энергия может быть направлена на организацию завоевательных походов или научных экспедиций, на создание новой религии или научной теории. Если же некоторое количество людей, обладающих этим признаком, соберётся в группу, объединённую одной целью, и при этом окажутся в благоприятных географических условиях - начинается процесс этногенеза, завершающийся через 130 160 лет возникновением нового этноса.
Наиболее существенными отличительными признаками нового этноса являются специфические стереотипы поведения, которые передаются последующим поколениям не генетически, а через культуру, когда потомство путём подражания и научения перенимает от родителей необходимые поведенческие стереотипы, созданные пассионариями.
После рождения этнос проходит ряд закономерных фаз развития, которые составляют цикл жизни этноса продолжительностью около 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внешней причине.
Фазы развития этноса
Фазы развития этноса связаны с определёнными уровнями пассионарного напряжения в нем:
1. Фаза подъёма, которая продолжается 200 300 лет. Она связана с экспансией нового этноса, пассионарии которого ставят задачу создания нового сильного государства и идущие для этого на любые жертвы. Их общественный императив - «Будь тем, кем ты должен быть».
Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг на месте нескольких незначительных племён и активно отстаивающую свои интересы, часто за счёт соседей.
Характерные примеры фазы подъема: Древний Рим периода первых царей и завоевания Италии (VIII - VI вв. до н.э.); рост численности и влияния христианских общин в I - III вв. н.э., приведший к созданию Византийского суперэтноса; арабы-мусульмане периода создания Халифата и распространения ислама (VI - VIII вв. н.э.); монголы XI - XIII вв. н.э., чья агрессия распространилась почти на все пространство Евразии. В России подъем связан с личностью Александра Невского, победой на Куликовом поле, возвышением Москвы, созданием единого Российского государства и его расширением (XIII - XV вв.).
2. Акматическая фаза (от греч. «акме» - высшая точка), в которой пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счёт большого количества пассионариев. Но в акматической фазе у них появляется новый настрой - стремление к максимальному утверждению себя как личности, а не только к победе своего этнического коллектива в целом. Все это определяет общественный императив акматической фазы «Будь самим собой». Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто приводит этнос в состояние, именуемое пассионарным перегревом.
При пассионарном перегреве избыточная энергия, которая в фазе подъема тратилась на бурный рост и экспансию, начинает погашаться на внутренние конфликты. Так, акматическая фаза. в Европейском суп Все это определяет общественный императив акматической фазы «Будь самим собой». Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто приводит этнос в состояние, именуемое пассионарным перегревом.
При пассионарном перегреве избыточная энергия, которая в фазе подъема тратилась на бурный рост и экспансию, начинает погашаться на внутренние конфликты. Так, акматическая фаза в Европейском суперэтносе ознаменовалась войной гвельфов с гибеллинами и провалом политики крестовых походов из-за распрей между вождями крестоносцев; в Византии (IV -VII вв.) - внутренними раздорами на религиозной почве. Акматическая фаза в России - «смутное время», в средневековом Китае эпоха Тан (658 - 907 гг. н.э.), ознаменованная, восстанием Ань Лушаия (756 - 763 гг.), за время которого население Китая сократилось втрое.
Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, - одна из самых тяжёлых в жизни этноса, так как это период гражданских войн и культурных потерь. В конце концов, большая часть пассионариев истребляет друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного напряжения в этносе.
Это падение связано также с тем, что погибшие пассионарии замещаются в обществе замещаются не гармоничными особями, а субпассионариями людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимой для полноценной адаптации к среде. Люди такого типа хорошо известны это бродяги, босяки, бомжи.
3. Когда появление субпассионариев становится заметным наступает кризисная фаза надлома, продолжающаяся около 200 лет. Надлом известных нам суперэтносов: в Риме период гражданских войн 100 - 30 гг. до н.э., восстания Спартака и заговора Катилины; в Византии - иконоборчество и движение еретиков- павликиан (630 - 843 гг. н.э.). В Древнем Китае - эпоха семи «Воюющих царств» (IV в. до н.э.), в средневековом Китае - после низвержения империи Тан (907 г. н.э.) и началом периода, известного как время «пяти династий и десяти царств». В Западноевропейском суперэтносе надлом связан прежде всего с Реформацией и Контрреформацией, расколовшими Западный мир на две части - протестантскую и католическую.
4. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя, и это говорит о том, что этнос перешёл в следующую инерционную фазу. В ней наблюдается плавное снижение уровня пассионарного напряжения. Идёт укрепление государственной власти, социальных институтов, интенсивное накопление материальных и духовных ценностей, активное преобразование окружающей среды. В этносе доминирует тип «золотой посредственности» - законопослушного, работоспособного человека. Господствует общественный императив - «Будь таким, как я», что означает ориентацию на общепринятый эталон для подражания.
Примеры инерционной фазы: Рим эпохи принципата от Августа до Коммода. В Западной Европе инерционная фаза началась в XVII веке. Она ознаменовалась созданием сильных национальных государств, колониальной экспансией, зарождением и торжеством капитализма, интенсивным развитием техники, крайне сильным и губительным воздействием на природную среду.
Изменился психологический облик типичного жителя Запада: на смену рыцарям акматической фазы, непримиримым борцам за обновление Церкви эпохи надлома пришли расчетливые бизнесмены, исполнительные чиновники, трудолюбивые обыватели.
Культура и порядок в это время бывают столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассионарного напряжения этноса постепенно снижается, что влечёт неизбежный упадок, скрытый вначале за маской процветания, которая сбрасывается после последнего фазового перехода.
5. Люди не знают, что следом за «золотой осенью» наступают «сумерки» фаза обскурации, старости этноса. Пассионарное напряжение падает до отрицательных величин за счёт появления значительного числа субпассионариев, что делает невозможной никакую конструктивную деятельность. Этнос существует лишь за счёт прежних запасов, материальных ценностей и навыков, накопленных в предыдущую инерционную фазу.
Расплодившиеся субпассиопарии делают невозможной любую конструктивную деятельность, требуя только одного - удовлетворения своих ненасытных потребностей. Начинает господствовать императив - «Будь таким, как мы», то есть осуждается, а при возможности и уничтожается, любой человек, сохранивший чувство долга, трудолюбие и совесть.
Собственный императив субпассионариев - «День, да мой», что отражает их полную неспособность к прогнозу. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят типичные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значительно сокращаются, он может легко стать добычей более пассионарных соседей .
Частично этот процесс тормозится за счет притока представителей окраинных и чужих этносов, которые зачастую начинают доминировать в общественной жизни. Этническая система утрачивает резистентность и может стать легкой добычей более пассионарных соседей.
В Древнем Риме фаза обскурации началась в конце II в. н.э. и закончилась гибелью Западной Римской империи; в Византии обскурация охватила суперэтнос в период правления династии Ангелов и привела к падению Константинополя в 1204 году и окончательной гибели империи в 1453 году.
6. Иногда бывает возможна фаза регенерации временное восстановление этнической системы после обскурации за счёт сохранившейся на окраинах ареалов пассионарности.
7. В любом случае это короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза. В этой фазе этническая система уже утратила пассионарность. Лишь отдельные её члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого.
Дальше всё зависит от соседей. Если они не будут нападать, то остатки этноса будут меняться, превращаться в милых, безобидных людей, гостеприимных и доброжелательных. Они продолжают терять память о прошлом, а вместе с ней и ощущение времени.
8. Переход от мемориальной фазы к форме этнического гомеостаза имеет плавный характер и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности.
Этнос в это время состоит почти целиком из гармоничных людей достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем себя и своё потомство, но лишённых потребности и способности что-либо менять в жизни. В таком состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессии, стихийного бедствия или не будет ассимилирован.
Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая популяция людей. Но она не реконструирует старый этнос, а создаёт новый, давая начало очередному витку этногенеза - процессу, благодаря которому человечество не исчезает с лица Земли.
Таким образом, история любого этноса укладывается в схему: пассионарный толчок рождение - подъем - перегрев - упадок - затухание. Она напоминает струну, колеблющуюся после щипка и останавливающуюся. Права была китайская царевна из династии Чэн, плененная и выданная за тюркского хана в VI веке, когда написала мудрые и трогательные стихи:
Предшествуют слава и почесть беде,
Ведь мира законы трава на воде.
Во времени блеск и величье умрут,
Сравняются, сгладившись, башня и пруд.
Пусть ныне богатство и роскошь у нас,
Недолог всегда безмятежности час.
Не век опьяняет нас чаша вина,
Звенит и смолкает на лютне струна...
(перевод Льва Гумилева)
Лев Николаевич Гумилев. Конец и вновь начало.