Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
21. Конфликт между иллюзией и реальностью в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари».
Флобер Гюстав (1821-1880 гг.) франц. реалист - называют творцом современного романа. Первый из его опубликованных романов «Госпожа Бовари» великое творение литературы, поворотный пункт в развитии современного романа.
Первый из его опубликованных романов «Госпожа Бовари» подзаголовок «Провинциальные нравы». Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого травильного слова».
Главной темой «Госпожи Бовари» стал извечный конфликт между иллюзией и реальностью, между жизнью придуманной и подлинной. Для раскрытия этой темы Флобер использовал не героические порывы благородной личности, а жалкие мечты заурядной мещанки Эммы Бовари. Флобер стремился показать целостную картину современной жизни в ее наиболее типичных проявлениях и тенденциях.
Особый интерес книги состоит в том, что писатель заставляет мечту и действительность как бы поменяться местами. «…Эмма не желает видеть того, что ее окружает. Она грезит о совсем иной жизни и не желает жить той жизнью, какая ей дана. В этом ее порок; в этом же был и порок Флобера. Образ Эммы: Выделяя Эмму Бовари из того убогого, бездуховного окружения, в котором она постоянно находится, - сначала на ферме у отца, затем в доме мужа в Тосте и Ионвиле, автор даже как будто сочувствует ей: ведь Эмма не похожа на остальных. Незаурядность Эммы состоит в том, что она не может примириться с пошлостью среды, убожество которой с такой убедительной силой показал Флобер. Эмму томит тоска, причины которой никто не может понять. Трагедия Эммы Бовари заключается в том, что, бунтуя против мира обывателей, она в то же время является неотъемлемой его частью, его порождением, сливается с ним. Вкусы Эммы, представления о жизни и идеалы порождены все той же пошлой буржуазной средой. Со скрупулезностью естествоиспытателя, применяя свой метод объективного повествования, Флобер фиксирует мельчайшие детали, которые определяют внутренний мир Эммы, прослеживает все этапы ее воспитания чувств.
Эмма живет в плену «двойной иллюзии» - времени и места. Она верит в то, что время, которое ей предстоит прожить, непременно должно быть лучше того, что прожито. Она стремится к тому и может любить только то, что находится вне ее мира: она выходит замуж за Шарля только потому, что хочет покинуть отцовскую ферму; выйдя за него, она мечтает о том, что находится вне ее семейной жизни, поэтому неспособна любить не только мужа, но и дочь.
Для плохо образованной жены провинциального лекаря, духовные потребности которой сформированы монастырским воспитанием и чтением. Существуют два недосягаемых идеала - внешне красивая жизнь и возвышенная всепоглощающая любовь. С беспощадной иронией, иногда окрашенной грустью, показывает Флобер попытки Эммы украсить и «облагородить» свой быт, ее поиски неземной любви. Поиски такой любви оборачиваются все той же заурядностью и пошлостью: оба возлюбленных Эммы не имеют ничего общего с тем, какими они предстают в ее воображении. Однако их идеализация - единственно возможный для нее способ как-то оправдать себя, хотя и она смутно понимает, что ей дороги не столько эти мужчины, очень далекие от идеальных образов, возникших в ее экзальтированном воображении, сколько культивируемое ею чувство любви, потому что для нее любовь - единственно возможный способ существования. В этой трагической противоречивости характера Эммы - в ее страстной антибуржуазности сказывается полный безграничного скептицизма взгляд Флобера на мир. Флобер показывает, как любовь в буржуазном обществе неотделима от материальных проблем: страсть Эммы ведет ее к расточительству, а расточительство к гибели. Даже смерть Эммы, как и вся ее жизнь, «проигрывается» в романе дважды: сначала романтический порыв, затем неприглядная реальность. Получив прощальное письмо от Родольфа, Эмма решает покончить с собой, но затем отказывается от задуманного. Настоящим смертным приговором оказывается для Эммы письмо-счет ростовщика Лере. Родольф толкнул Эмму на путь, ведущий к гибели, Лере погубил ее. Мечта о неземной любви неразрывно связана в воображении Эммы с тягой к роскоши, поэтому в ее жизни «возвышенные» порывы так легко уживаются с векселями и долговыми расписками, утаиванием счетов и присвоением жалких гонораров Шарля. В этом смысле Эмма - плоть от плоти того общества, которое ей отвратительно. О судьбе Эммы Бовари завершается несколькими фразами о преуспеянии аптекаря, который «недавно получил орден Почетного легиона».
22. Проаналізуйте образ дитини і світ дитинства у романі Ч. Дікенса «ОліверТвіст». Вкажіть риси романтизму і реалізму в романі. Проаналізуйте соціальну проблематику твору.
7 февраля 1812 года, Портсмут, Англия 9 июня 1870 года. Англ. реалізм. «Приключения Оливера Твиста» (1838)-реалистический соц.-псих. роман-история сироты, родившегося в трущобах Лондона.
ерой одноименного романа Чарльза Диккенса, в котором автор впервые обратился к вопросу взаимодействия маленькой личности и окружающей его социально среды. Оливер - не наблюдатель жизни, он ее непосредственный участник, познающий и голод, и боль унижений, и одиночество, он - жертва несправедливости существующих порядков. Несмотря на бедственное положение, прохождение через притоны нищеты, знакомство с жизнью воров и преступников, Оливер Твист не теряет своей сути и сохраняет силы отстоять свое достоинство. главная тема - показ одиночества ребенка в несправедливом мире. Главный герой - сиротой и воспитанник рС рождения маленького Оливера судьба со всей беспощадностью преподносит ему отведенную роль сироты, одного из детей «не обремененных ни излишком пищи, ни излишком одежды». Главный герой - сиротой и воспитанник рабочего дома, на долю которого выпало очень много испытаний мать во время родов умерла Сначала пьяный врач и смотрительница оставили на ночь ново онароджене дитя в холодной комнате, затем на нем испытали свою \"систему\" миссис Ман, известна тем, что из каждых 10 ее воспитанников выживало только двое Благодаря странному стечению обстоятельств герой вырывается из сетей бедности, получает наследство, а вместе с ней и признание в обществе. Дети в приходском доме умирают от голода, побоев или превращаются в забитые жалкие существа. Но Оливер трогателен не как бесправная, сломленная жизнью жертва, живущая в безысходности и от того даже не пытающаяся верить в лучшее будущее, а как неисправимый оптимист. Он смеет верить в то, что существует правда, ждет добра и справедливости от жестокого мира, хотя отлично знает все плохое, что в нем есть. Он полон наивной веры в сочувствие: «Все меня ненавидят. О сэр, пожалуйста, не сердитесь на меня!», хотя взрослые, от которых он этого ждет, давно утратили детскую непосредственность. Именно непосредственность является основной чертой Оливера Твиста, которую он сохраняет на протяжении всего произведения. Он остается ребенком и попадая в ученики к гробовщику, и попав в воровскую шайку. Диккенс вводит образ Оливера в роман как символ человеческой души вод воздействием внешних черт. Символ этот служит для пробуждения в читатели чувства сострадания и ненависти к безжалостной системе, нищете и невежеств
Черты реализма соц.действительность, тут понятно! главной задачей является показ «суровой правды». Показал жизнь преступных обществ без прикрас, без рыцарской окраски. Романтизм отражены христианские взгляды писателя: он верил в победную силу добра Добро и зло - Добро в романе возвышенно идеальным, тогда как зло - хищное, маниакальное и не имеет рационального объяснения Добро обязательно должен победить - вот надежда, которая питает воображение писателя. Автор верил, что с помощью добра, правды и красоты можно сделать мир лучше. Вера в маленького человека еще раз убедительно показала гуманизм авторра.
Социальная проблематика: Детский труд, преступность (ее социальная обусловленность), коррупция, социальное неравенство, благотворительность, работные дома, сиротство, религия.
23. Охарактеризуйте смисл назви роману Ч. Діккенса «Домбі і син», його проблематику, своєрідність фіналу.
1848 г. англ. романтизм. «Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт».
Социально-психологическим реалистическим романом. название торговой фирмы.
Первоначально роман Диккенса был задуман как «трагедия гордости». Гордость - важное, хотя не единственное качество буржуазного дельца Домби. Но именно эта черта главного героя обусловливается его социальным положением - положением владельца торговой фирмы «Домби и сын». «В этих трех словах заключался смысл всей жизни мистера Домби. Земля была воздана для Домби и Сына, дабы они могли вести на ней торговые дела, а солнце и луна были созданы, чтобы озарять их своим светом»
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
Личные качества человека Диккенс связывал с социальными условиями. На примере Домби он показал негативную сторону буржуазных отношений, грубо вторгающихся в сферу личных, семейных связей, безжалостно ломая и коверкая их. Все в доме Домби подчинено суровой необходимости выполнения своих служебных обязанностей. Слова «должен», «сделать усилие» - главные в лексиконе фамилии Домби. Те, кто не могут руководствоваться этими формулами, обречены на гибель. Гибнет бедная Фанни, выполнявшая свой долг и подарившая Домби наследника, но не сумевшая «сделать усилие». Торговля оптом и в розницу превратила людей в своеобразный товар. У Домби нет сердца: «Домби и Сын часто имели дело с кожей, но никогда с сердцем. Этот модный товар они предоставляли мальчишкам и девчонкам, пансионам и книгам».
Больше всего его беспокоила судьба маленького Поля, на которого он возлагал большие надежды и которого начал воспитывать, пожалуй, даже с чрезмерным усердием, стремясь вмешаться в естественное развитие ребенка, перегружая его занятиями и лишая досуга и веселых игр. Флоренс и Поль не могут завоевать расположение отца, хотя внешне может показаться, что Поль отнюдь не страдает от отсутствия отцовской любви. Любовь Домби к сыну продиктована чисто деловыми соображениями. Он видит в нем наследника дела, а не личность, существо, наделенное недетским опытом и серьезностью. Флоренс жестоко страдает от холодного пренебрежения отца.
МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА Поляризация добра и зла в этом романе осуществляется тонко и продуманно. Носителей доброго гуманистического начала объединяет способность понимать друг друга, помогать в трудную минуту, ощущать потребность в необходимости этой помощи. Таковы Сол Джиле и капитан Катль, Сьюзен Нипер, миссис Ричарде. Зло же сконцентрировано в единомышленниках мистера Домби - миссис Чик, Каркер, миссис Скьютон.
Главное для Диккенса в этом романе - показать возможность нравственного перерождения человека. Немалую роль в моральном перерождении Домби суждено было сыграть Флоренс. Ее стойкость и верность, любовь и милосердие, сострадание к чужому горю способствовали возвращению к ней расположения и любви отца. Точнее, Домби благодаря ей открыл в себе нерастраченные жизненные силы, способные «сделать усилие», но теперь - во имя добра и человечности.
Финал: Именно крах фирмы является последней каплей, разрушившей каменное сердце ее владельца. Перерождение Домби в заботливого отца и деда, нянчившего детей Флоренс. После краха своей фирмы Домби проявляет себя с наилучшей стороны. Он выплачивает почти все долги фирмы, доказав свое благородство и порядочность. Вероятно, это результат той внутренней борьбы, которую он постоянно ведет сам с собой и которая помогает ему переродиться, вернее, возродиться для новой жизни, не одинокой, не бесприютной, а полной человеческого участия.
24. Охарактеризуйте смисл назви і підзаголовку роману У. Теккерея «Ярмарок марнославства», його проблематику і систему образів. "Роман без героя"
Писатель объясняет смысл заглавия в начальной главе романа: «Здесь увидят зрелища самые разнообразные: кровопролитные сражения, величественные и пышные карусели, сцены из великосветской жизни, из жизни очень скромных людей, любовные эпизоды для чувствительных сердец, а также комические, в легком жанре, и все это обставлено подходящими декорациями и щедро иллюминировано свечами за счет самого автора». Подзаголовок «Ярмарки тщеславия» «Роман без героя». Писатель хотел подчеркнуть, что все по существу одинаково плохи на «ярмарке житейской суеты» одни в большей, другие в меньшей мере алчны, корыстолюбивы, сознательно или бессознательно эгоистичны и тщеславны, лишены подлинной человечности. В романе не может быть героя, поскольку единственным героем этого общества Теккерей считал саму «ярмарку». Проблематика: Порядочным человеком в понимании Теккерея мог остаться только тот, чьи интересы лежали за пределами власти денег. Но таких людей было мало, и если он их и встречал, то чаще всего они оказывались одураченными, как Доббин, много лет гнавшийся за ложным идеалом. Главные героини, мисс Эмилия Седли и мисс Ребекка (Бекки) Шарп, учатся вместе в частном пансионе мисс Пинкертон
Эмилия Седли, с тонкой и скрытой иронией. Ее образ - пародия на положительных героинь Диккенса и других авторов английского романа XIX века, воплощавших добродетель. В самом начале романа автор называет её героиней произведения: «...так нельзя и ожидать, чтобы все двадцать четыре молодые девицы были столь же милы, как героиня этого произведения мисс Седли...». Эмилия была милой, кроткой, доверчивой девушкой, которую невозможно было не полюбить. «Все добродетели, отличающие благородную английскую барышню, все совершенства, подобающие её происхождению и положению, присущи милой мисс Седли», писала мисс Пинкертон в своём послании родителям Эмили.
На протяжении всего повествования автор непрерывно сравнивает Эмилию и Ребекку, описывая их в одинаковых положениях, но с различными итогами. Итак, обе девушки вышли замуж примерно в одно время. Оба брака были тайными и долгожданными. Ребекка ждала простоватого, глупого, но обеспеченного как деньгами, так и положением в обществе. Таким и стал мистер Родон Кроули. Даже его фамилия говорит о пороке, как нельзя кстати подходящем для нее: Кроули производное от глагола «crawl» «пресмыкаться», «ползать» и т. д. То есть, он должен будет ползать перед этой «лукавой простушкой», что и впоследствии случилось. Как видим, её брак оказался браком «по расчёту», как и большая часть на «Ярмарке тщеславия». Мистер Родон обожал свою красавицу жену за шарм, непосредственность и острый язычок, признавая, что умнее его «маленькой» Бекки нет никого на свете. Ребекка была любима, но не любила. Эмилия же вышла замуж за «божество» Джорджа Осборна, считая себя недостойной партией для него, но без своего обожаемого мужа она не могла прожить и дня. В отличие от миссис Родон Кроули, миссис Джордж Осборн любила, но не была любима.
Самый положительный персонаж романа - майор Доббин, ибо он не только не причиняет никому зла, - он активен в своем стремлении к добру и в особенности в желании помочь Эмилии, которую любит настолько бескорыстно, что устраивает ее брак с Джорджем, готовым было покинуть ее, когда отец Эмилии разорился. Чем-то напоминающий диккенсовских милых и добрых чудаков, Доббин никак не годится в герои. И он, подобно Эмилии, любит призрак, воображаемое существо; Эмилия любила свое представление о Джордже, а Доббин - свое представление об Эмилии.
Бекки Шарп. Красивая, умная, ловкая, с самых юных лет она поставлена в такое положение, что может достичь своей жизненной цели лишь хитря, изворачиваясь, льстя, подлаживаясь и обманывая. Обладая не меньшими достоинствами, чем ее сверстницы, она, однако, постоянно испытывала унижения из-за своей бедности. Целью ее жизни стало вырваться из зависимого положения и самой стать одной из тех, кто повелевает и помыкает другими. Если бы титул героя или героини давался за энергию, Бекки заслужила бы его. Чего только не делает она, стремясь войти в так называемое респектабельное общество! Все это прикрывается показной скромностью, угодливостью, постоянным стремлением оправдать свое поведение вполне приличными и даже добродетельными мотивами. Бекки разделяет с окружающей ее средой общую склонность к лицемерию.
25. Проаналізуйте ідейно-художню своєрідність роману Ш. Бронте «Джен Ейр», покажіть готичні традиції у творі. написан между августом 1846 и августом 1847. Англ.романтизм
Все связанное в романе с изображением рождения и развития чувства Джейн к Рочестеру, а так же крушение надежд на осуществление союза героини с любимым, обладает большим эмоциональным потенциалом и выполнено автором под очевидным воздействием романтической поэм Байрона и «готического» романа. Романтика и «готика», с одной стороны, почти болезненная эротика с другой, были порождены самой темой и отношением к ней Бронте: описание огромного чувства Джейн к Рочестеру напряженного до последнего предела, почти неистового, выбор героя с необыкновенной судьбой, страстного, мрачного и как может показаться по началу, обреченного. Замок Рочестера, скрывающий мрачную тайну, внезапные появления ужасной женщины, прерванная свадьба, полученное героиней богатое наследство, пожар, в котором гибнет жена Рочестера и его замок, наконец, счастливый финал всё это вполне соответствует канонам увлекательного романтического произведения. В образе мистера Рочестера явно ощущается байронические черты.
В нем писательница выступает защитницей женского равноправия, пока еще не политического, но равенства женщины с мужчиной в семье и в трудовой деятельности. ее героиня подвергается обидам и унижениям, прежде всего потому, что она бедна. В душе Джен Эйр живет стихийный протест против социального угнетения. Еще в детстве Джен открыто восстает против своей богатой лицемерной тетки и ее грубых, избалованных детей. Став воспитанницей сиротского приюта, она в беседе с Элен Бернс высказывает мысль о необходимости сопротивления. "Когда нас бьют без причины, мы должны отвечать ударом на удар - иначе и быть не может - притом с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас!" Этот дух протеста и независимости ни на минуту не покидает Джен Эйр.
«Джейн Эйр» построена по композиционным законам «романа воспитания». Все, что происходит с Джейн Эйр», -, приходящей через борьбу, страдания и трудности к постижению долга, а от этого постижения к счастью.
«Джейн Эйр» построена по композиционным законам «романа воспитания». Все, что происходит с Джейн Эйр», - эпизоды в жизненной эволюции героини, приходящей через борьбу, страдания и трудности к постижению долга, а от этого постижения к счастью.
Первый этап житейского воспитания Джейн (ребенка, родившегося в результате брака, неугодного семье богатых родителей матери), пребывание ее в доме тетки мисс Рид богатой аристократки, помешанной на аристократических традициях, но превыше всего любящей деньги, наконец, бунт Джейн против миссис Рид и последующее изгнание девочки из дома Ридов. Первый этап воспитания Джейн завершается помещением героини в Локвуд пансион для сирот бедных священников. Эпизод этот также кончается бунтом: Джейн покидает школу-тюрьму и находит место гувернантки.
С момента приезда Джейн в замок Рочестера начинается третий и главный для автора эпизод романа торнфильдский. Почти все образы, связанные с Торнфильдом, - намеренное преувеличение, сатирическая, а порой романтическая гипербола. Возьмем, к примеру, «эпизод с голосом» Рочестера. Голос, который зовет Джейн из далека и которому она повинуется (в главе ХХХV), сегодня воспринимается по-другому, чем это воспринималось сто, даже пятьдесят лет назад.
ОБРАЗ(на всяк!) Бронте поставила перед собой цель в противовес общепринятой «красавице», которая обычно изображалась в литературных произведениях, показать невзрачную, но привлекательную благодаря своему внутреннему благородству героиню. Рисуя образ Джейн, Бронте показывает ее как незаурядную, мыслящую девушку, обладающую сильной волей и душевной чистотой. Служанка Эббот просто называет ее уродом. Так, служанка Беси, которая жалеет девочку, считает ее странным ребенком; говоря о Джейн она постоянно употребляет слово «существо», маленькое, одинокое существо…странное, испуганное, застенчивое маленькое существо…ты маленькое, наблюдательное существо). Подробное описание внешности Джейн, связанное с ее характером, мы получаем через монолог мистера Рочестера. Он переодетый цыганкой, гадает Джен Эйр: в ее глазах вспыхивает пламя; их взор прозрачен как роса, он мягок и полон чувств; эти глаза улыбаются; они выразительны; впечатление за впечатление отражается в их глубине; они насмешливы и т.д. Рочестер называет ее « уверенным в себе, независимым существом, хрупким внешне, но несгибаемым внутренне, свободолюбивым и упорным в достижении своей цели.