У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

пробками в центре

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

История ограничения быстрой езды в Москве.

Указом Царя Алексея Михайловича от 26.04.1670г. запрещался въезд на лошадях в Кремль - от стольников и ниже по чину.

То был не первый и не последний запретительный шаг московских властей в их бесконечной борьбе с постоянными «пробками» в центре.

Однако сейчас, несмотря на все уважение к столичным традициям, не хотелось бы с этого начинать в наше постсоветское время. Дело не только в том. что подобные запретительные методы расходятся с самой идеологией демократического режима. Есть более важное обстоятельство; мы познали иллюзорность запрета. Разве не этому учит весь, блаженной памяти, социализм? Запреты работают лишь первое время. Затем возникают тайные связи, специально предназначенные к тому, чтобы обходить запрете помощью подлога и взяточничества - и вскоре мы обнаруживаем, что все возвратилось на круги своя, только контакты мошенников стали крепче, а карманы туже.

250

Еще один популярный в прошлом способ решения транспортной проблемы - расширение улиц - тоже проходит сквозь всю историю города. Передвижка домов в 30-е годы или прорубание «вставной челюсти» Нового Арбата в 60-е - традиция, начавшаяся отнюдь не с большевиков.

Первая попытка отрегулировать ширину столичных проездов была предпринята, насколько известно, аж в 1585 году. Царь Федор Ио-аннович установил ширину улиц в двенадцать сажень (25 метров), а переулков в шесть. По тем временам - революционная мера. И лишь отсутствие. как мы бы сказали, «механизма реализации» свело эту меру к нулю. Москвичи не только, вопреки указу, не урезали дворы для расширения проездов, но нередко захватывали куски улиц, ничтоже сумняше-ся превращая их в тупики.

Пожар 1629 года, уничтоживший половину Белого города, побудил наконец правительство измерить ширину московских проездов на предмет соответствия указу 1585 года. Открылась удручающая картина. Многие проезжие проулки оказались в одну сажень вместо полагавшихся шести.

Царь Михаил установил новые более мягкие стандарты. Однако и он не смог многого добиться от московских хозяев. При перестройках после пожаров дворы не формировались по линиям фасадов, как предписывалось указом, отчего образовывались выступы и углы.

Даже Петру 1 не удалось навести порядок. Указом от 14.09.1715г. он высочайше повелевал: дома в Москве строить только по прямой линии. В ином случае - отбирать в казну или перестраивать за счет архитекторов. Но московский характер брал свое.

Любопытно читать царские указы - обычно они разумны (уже в 1752 году, например, на плане Москвы мы обнаруживаем красные линии, определявшие фасады домов) и все-таки совершенно бессильны. Ибо написаны в предположении, что все, что бы ни повелел государь, непременно и беспрекословно исполнится. Просто диву даешься: откуда такая вера в слова? Неужели ни царь, ни его приближенные в самом деле не знали, что уж ежели чем овладел народ на Руси - так это искусством не исполнять повеления власти? Даже Петр, которого мы привыкли уважать за деловую хватку и рабочий настрой, и тот не особенно озабочен механизмом контроля за исполнением.

Так или иначе, но практически дело не двигалось до 1812 года, когда пожар уничтожил не только дома, но и дворовую планировку Москвы. «Пожар способствовал ей много к украшенью», - скажет позже поэт. И действительно: учрежденная после войны «комиссия строений»

251

сразу взялась за дело. На карту города нанесли с достаточной точностью все проезды в пределах Камер-Коллежского вала и, наконец, в 1818 году составили «прожективный план»... И все же. несмотря на всю эту гигантскую проектную работу, в XIX веке для расширения улиц было сделано не так много. Тормозило высочайшее требование выкупать у владельцев необходимые для проездов участки по договоренности. А владельцы заламывали непосильные цены. Только с введением нового городского уложения 1872 г. Управа многократно увеличивает финансирование и начинает пользоваться полученным правом отчуждать необходимые земли по справедливой цене.

Но тут вскоре подоспела революция - а уж что было дальше, как рушили и катали дома по Москве, об этом спросите у очевидцев, а я, с вашего позволения, прерву эту не совсем веселую историю, чтобы лишний раз не расстраиваться. Скажу только, что подобный прием настолько набил оскомину за годы авторитаризма - сегодня мы так поносим тех варваров, которые рушили в советские годы исторический центр, - что пользоваться их методами нам, мягко сказать, не к лицу.

Остается один, третий метод, самый трудный и деликатный: совершенствовать систему регулирования движения, убыстряя его темп. Увеличение пропускной способности трасс за счет одностороннего движения, многоуровневых развязок, подземных переходов, многоэтажных стоянок для автомобилей, наконец, создание еще одного кольца в столице - вот наш арсенал.

Тут можно вспомнить, что быстрая езда представляет собой самую, что ни на есть, московскую традицию.

«Московский извозчик скачет как бешеный и кричит - Гик' Гик! - народ расступается». Это из письма иностранца (17 век).

С какими словами «народ расступается», можно догадаться по названиям царских указов:

«О ЗАПРЕЩЕНИИ ЕЗДИТЬ ПО ГОРОДУ С БИЧАМИ И НА ВОЖЖАХ» (1683).

«О ВОСПРЕЩЕНИИ СКОРОЙ ЕЗДЫ И НЕПЮИЗНЕСЕНИИ БРАННЫХ СЛОВ» (1744).

Через эти управленческие документы хорошо просматриваются московские порядки и нравы.

Передо мной наставление Петра 1 московскому обер-полицмейстеру: добиться, чтобы извозчики по Москве ездили помедленнее. «а имеющие охоту бегать на резвых лошадях взапуски», иронизирует царь, пусть устраивают состязания в ямских слободах или зимой на реке.

252

А вотУказ Императрицы Елизаветы Петровныот19.03.1742г.: высочайше запрещается скакать по Москве «на резвых лошадях», чтобы «людям утеснения и убивства не чинили». И на закуску цитата из следующего:

«Ее Императорскому Величеству известно учинилося, что в Москве на лошадях ездят весьма скоро, оттого попадающихся навстречу людей не точию бьют верховые плетьми, но и лошадями топчут безо всякого рассуждения и сожаления и сквернобранятся...»

В общем, если судить по царским указам, создается впечатление, что гоголевское восклицание ~ «и какой же русский не любит быстрой езды!» - получало подтверждение именно в первопрестольной.

Кто не простаивал в «пробках» на Садовом кольце, не проклинал все на свете, не молился, не негодовал, не готов был продать душу дьяволу, лишь бы поспеть вовремя, тот не поймет всей страсти, с какой без конца обсуждается проблема «траффика» на совещаниях в мэрии. Слово это, по-английски означающее просто «движение», «транспорт», в последнее время, как я заметил, общаясь с регулировщиками, стало все чаще употребляться для обозначения чрезмерного движения, «пробок», заторов. Таковы игры русского языка: что у них движется, у нас стоит.

Совершенно не случайно, что «траффик» в этом смысле принял кризисные формы именно к началу 90-х.

Город, рассчитанный долголетним существованием на общественный транспорт, захлестнула волна несдержанного роста автопарка легковых машин.

Сказались последствия ускоренного перехода к открытой системе - и устранение искусственного автомобильного дефицита, и появление богатых людей и организаций, и многое другое, что долго перечислять.

В общем, в Москве уже более миллиона частных машин, и цифра эта неумолимо растет. Прибавьте муниципальный транспорт. Плюс ведомственный. Плюс наше желание еще что-то построить, создать, переделать... И вы согласитесь, что транспортный кризис не мог не стать спутником новой системы. Она развивается и он вместе с ней.

Проблема настолько сложна и многоаспектна, что выходит из разряда решений «прямого действия». Транспортная система - единый целостный организм, вмешательство в его отдельные фрагменты может

253

вызвать последствия совершенно в другом месте города. Поэтому здесь требуется работа, предполагающая умение и профессионализм, интуицию и анализ вариантов, допущение разных подходов, сравнение альтернатив. Тут возможны столкновения мнений и конфликты позиций. А искусство руководителя заключается не в том, чтобы быстро принять решение и жестко его контролировать, а в терпеливом выявлении всех точек зрения, в вовлечении специалистов и руководителей в общую дискуссию при точном учете, кто на чьей стороне. Эта тактика - как бы особая тема. и я не знаю, место ли тут для нее. Меня часто спрашивают (даже коллеги, не только друзья): зачем без конца проводить совещания? Для чего терять столько времени на «говорильню»? Не лучше ли позвать к себе пару отборных специалистов. выработать с их помощью грамотное решение и жестко его провести? Скажу по секрету: в конечном итоге, так часто и происходит. Но я поклялся себе, что никогда не буду похож на некоего члена Политбюро Слюнь-кова (помните такую фамилию?), который в бытность мою«зампредом» приглашал в кабинет, два часа говорил черт знает что и отпускал черт знает с чем. Причем основное время тратил на то. чтобы показать, какой ты никчемный и ни к чему не способный. Каждый раз, покидая его кабинет, я клялся себе, что никогда в жизни не стану на него похожим.

Нет, господа. Искусство руководителя заключается в том, чтобы всех собрать, каждого выслушать и действительно, по совету Карнеги, восхититься его виденьем проблемы и знанием предмета. Задача руководителя - создать атмосферу обсуждения, творческой эйфории, «мозговой атаки». Ведь скучные «оргрешения» тоже подчинены принципу собственности. Только после того как они будут приватизированы руководителями среднего уровня, и начнется их проведение в жизнь.

Опытный руководитель, проводя совещание, имеет в виду параллельную цель: не навязать своего решения подчиненным. Он может незаметно подталкивать их, направлять своими вопросами, но ни в коем случае не «переть», не настаивать. Он побеждает терпением, а несилой. Он считает удачным лишь то совещание, где в заключение смог сказать: «Наше итоговое решение-вот оно-складывается из ваших идей. Большое за них спасибо». Потому что только после подобного разговора он приобрел не манкирующих своими обязанностями исполнителей, а творческих союзников, которые будут бороться за это решение, отстаивать его. Они - специалисты. Но если до сих пор каждый из них видел в общей проблеме лишь свой фрагмент, как бы ячейкой фасеточного глаза, то теперь он уловил суть целостного образа и приватизировал это

254

целое. Его уже можно не контролировать. Он уносит с собой огонек настроя на осуществление, ибо считает принятое решение своим. А отстаивать свое - в людской природе.

Итак, началась работа - честно сказать, странноватая - никогда прежде столичный градоначальник не проводил столько совещаний на одну и ту же тему, не приезжал так часто в НИИ Генплана, не слушал часами сотрудников сектора транспорта, не общался при каждом удобном случае с рядовыми работниками ГАИ... И не впадал в такое состояние безвыходности, ибо ситуация оказалась почти безнадежной. Всюду знали одно: запретные методы. Ограничение въезда. Никаких иных решений никто не предлагал.

Страшное разочарование собой испытываешь в такой ситуации. Простой вопрос - а ты бессилен. И хотя точно знаешь, что бессилие это ложное, что оно не должно останавливать, ибо природа настолько многообразна, что решение, кажется, где-то рядом и требует лишь одного: «Найди меня, найди меня...»

И тут от полного, поймите, отчаяния, совершенно неожиданно для себя (я даже не помню, как это произошло) выдвигаю предложение: а что если закрутить Садовое кольцо в одну сторону? (А внутри мысль: ты что, больной? А сам продолжаю.) Бессветофорная трасса внутри города. Скорость до 80 км/час. Сделаем новые путепроводы, развязки, подземные переходы, организуем движение на смежных улицах - и дальше весь вопрос будет лишь в ценебензина. Как, на ваш взгляд?

Чем хороши такие идеи - их можно потом не внедрять. Но они активизируют всю сферу, давая результаты совсем не там, откуда ты начинал.

Как всегда в подобных случаях, тут же нашлись и энтузиасты («принимаем решение, пробуем!»), и противники («кончайте экспериментировать над Москвой!»), и центристы. Сам сижу и определяю: в какой стороне те из главных руководителей, кому предстоит все это осуществлять. Если «справа», то лучше не порть им работу. По-хорошему говорю: отступись.

Но все же, прежде чем отступиться, мы проверили и этот вариант. Сделали массу расчетов, смоделировали возможные ситуации на компьютерах, определили недостающие элементы. И уже в процессе работы добились очень многого.

Первым из таких результатов была активизация работы над проектом туннеля под Лефортово - там, где сейчас прерывается третье кольцо. По каким-то причинам, никому не ведомым, разработка его

255

почти прекратилась. Теперь этот туннель внесен в список приоритетных. Выяснилось, что его можно сделать даже без привлечения иностранцев и с гарантией, что на поверхности не пострадает ничто из того, что волнует любителей старины.

Второй результат - совсем неожиданный - «нулевое» кольцо вокруг Китай-города и Кремля. Идея родилась под впечатлением обсуждения торгового комплекса под Манежем. Там нам мешала трасса, отделяющая Манежную площадь от Александровского сада. Предполагалось на этом участке сделать туннель под землей. Мысль нормальная, сделать нетрудно - но очень противно было почему-то представить две дырки в центре Москвы. Я не оговорился: именно противно. Тут состояние эмоционального дискомфорта сродни художественному. Тому, что заставляет мастера не успокаиваться, перебирая варианты, ища образные решения, пока не «осенит».

Идея оказалась настолько простой и красивой, что практически не было несогласных. Кольцо закрутилось вокруг Кремля.

- А как же с Садовым? - спрашиваю.

- Может, пока подождем? - слышу в ответ. - Сделаем ряд переходов. туннелей, спроектируем те элементы, которые все равно сгодятся, независимо от того, какое потом будет принято решение, движение в одну сторону или в две.

Я был счастлив .Это тот ответ, который сегодня нужен. С ним согласны все основные руководители. Они поняли стратегический замысел.

Они будут искать альтернативные варианты. Они знают: бездействовать нельзя.




1. Ize делаться таким как на то указывает основа summrize суммировать при
2. Проектирование и расчет усилителя низкой частоты
3. Первая разновидность наиболее характерна для США Канады Австралии и Новой Зеландии
4. Коснулся глас тебя потомства
5. История и современность русских шахмат История История русских шахмат которые назывались тавреля
6. фрагменты конституционного регулирования были восполнены так называемой живой Конституцией создаваемой
7. это вид керамики для изготовления которого используют огнеупорные беложгущиеся глины кварц и различны
8. Вариант 1 1 Сколько точек пересечения с осью Ох имеет функция определенная на отрезке [0; 2']
9. Внешнеторговые операции без паспорта сделки
10. Задание 1 Вопрос- Запишите число- ___________________________ Задание 2 Вопрос- Запишите число- ________
11. удельная производительность отдача влияние фактора на результат
12. Главная цель мероприятия ~ командообразование
13. Исторический очерк биохимии
14. Разработка технологического процесса сборки и изготовления корпуса коническо-цилиндрического редуктора
15. Способы увеличения имана Увеличение имана который нам вменил в обязанность Аллах и который является кач
16. Планирование деятельности на предприятии
17. Другой взгляд Норвежская сценкатрио называлась Там
18. Введение в ObjectSpaces1
19. Утверждено
20. Тема- Загальні поняття про асептику і антисептику