Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

права человека одно из наиболее часто употребляемых сочетаний

Работа добавлена на сайт samzan.net:


1.В юридической литературе по проблеме защиты прав и свобод человека используется разнообразная терминология, имеющая общее и специальное, правовое значение. В современном политическом лексиконе «права человека» - одно из наиболее часто употребляемых сочетаний. И все же вряд ли можно сказать, что в этом имеется полная ясность, чтобы прояснить, уточнить и структурировать многогранное понятие «права человека», необходимы четкие определения ученых: правоведов, социологов и философов.

Весьма часто в современной жизни люди сталкиваются с чем-то, носящим наименование «права человека». Их используют, к ним апеллируют, их реализуют и нарушают, но мало кто полностью понимает, что это такое. Неудивительно – четкое определение этого понятия бывает трудно найти и в специальной литературе.

Понятие «права человека» достаточно часто используется сегодня в социуме, однако часто под этими словами понимают различные сущности. Одной из причин является то обстоятельство, что это понятие пока не стало предметом серьезного обсуждения в отечественной научной среде, отношение же к правам скорее является меткой нахождения индивидуума в одной из идеологически окрашенных групп социума.

Права и свободы человека не есть сугубо правовая проблема. В ней синтетически переплетаются правовые, политические, мировоззренческие, моральные, философские и другие аспекты, что придает дополнительную сложность ее решению, ибо требует многоуровневого и многогранного исследования. Вместе с тем понятие прав и свобод человека является понятием историческим, имеет многовековую историю формирования и развития, пронизывая всю историю права.

Права человека не только необходимый компонент, составляющая всякого права, правовой системы, но и форма выражения сущности, внутренней логики действующего права. В этой связи  В. С. Нерсесянц пишет: «Право без прав человека так же невозможно, как и права человека вне права». При этом, состояние действующего права в обществе и уровень правовой мысли, в том числе в области прав человека, не всегда находились в состоянии гармонии. Как правило, политико-правовая теория, правовые концепции, теоретические построения опережали правовую практику, в том числе в сфере прав и свобод человека и гражданина.

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Общепризнанные права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав – на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других естественных прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер.

Можно сказать, что права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Несомненно, они имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями,  необходимыми для его нормального существования.

Как подчеркнул Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в связи с празднованием 50 - летия Всеобщей декларации прав человека: «Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Они являются всеобщими, неделимыми, взаимосвязанными. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создаем священный дом для человеческого достоинства... Права человека не чужды ни одной культуре и естественны для всех народов. Терпимость и милосердие всегда служили идеалами государственного управления и человеческого поведения. Сегодня мы называем эти идеалы правами человека».

Когда речь идет о правах человека как естественных, неотъемлемых свойствах, имеются в виду те права, которые выражают жизненно важные потребности и интересы, без обеспечения которых человек не может сформироваться как уникальная личность, активный участник, а не пассивный свидетель исторического развития.

Чем больше у человека прав, тем реальнее его свобода, тем шире возможности выбора целей и средств их осуществления. Права человека – это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности. В связи с этим следует вспомнить слова русского философа Николая Бердяева о том, что «человек изначально свободен, если он человек. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать. Свобода человеческой личности» - писал он, - «принадлежит человеку как духовному существу. Неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает». «Естественные» права действительно означают не нечто природное в буквальном смысле, а их социально-духовную сущность, которая имеет решающее значение для формирования личности. Они столь же важны для сохранения человеческого естества как возможность и необходимость есть, пить, дышать.

 «В современный период права человека являются общесоциальным понятием, отражающим наднациональные общечеловеческие требования и стандарты в области личности». Позволим себе согласиться с мнением С. А. Комарова, выделяющего следующие главные признаки прав человека:

-         они возникают и развиваются на основе природы человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

-         складываются объективно и не зависят от государственного признания;

-         принадлежат индивиду от рождения;

-         имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными (как воздух, земля, вода и т.д.);

-         являются непосредственно действующими;

-         признаются высшей социальной ценностью;

-         выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

-         представляют собой принципы  и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага;

-         их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

Данный подход к проблеме прав человека разделяется многими философами, правоведами, политологами. К примеру, профессор Л. С. Явич пишет, что «права человека – это социальный феномен, отражающий важные черты, свойства, качества человеческой личности, обусловленные данной ступенью исторического развития общества».

Права человека – сложное, многоплановое явление мировой культуры и цивилизации. Они имеют негативное и позитивное значение. В первом случае это права «от» принуждения, вмешательства в личную жизнь, порабощение, дискриминации, социальной  несправедливости и т.д. Во втором случае это  права «для» самовыражения, самоопределения, реализации своих творческих способностей, всестороннего развития, участия в общественной жизни, достойного существования и т. д. В конечном счете, все человеческие права направлены на обеспечение свободы личности.

Таким образом, можно сказать, что права человека это социально и морально обоснованные и поддержанные правом требования отдельных индивидов или социальных групп к обществу и государству на основании их принадлежности к человечеству в целях обеспечения свободного, всестороннего развития личности.

Ключевым понятием теории прав человека является «уважение человеческого достоинства», т.е. представление о самоценности личности, ее уникальности. Это означает, что права человека носят этический характер и предполагают высокий уровень духовно-нравственного развития общества. То есть ценность прав человека должна быть осознана, стать частью внутреннего мира человека. Это, в свою очередь, создает условия для превращения прав человека в потребность, жизненный ориентир. Его достижение предполагает утверждение определенных социальных отношений, благодаря которым соединяются два основных начала в человеке: духовное и социальное.

По существу, когда речь идет о правах человека, имеются в виду права «другого», ибо в обществе, где не признаются права любого человека, никаких прав быть не может. Это своего рода общественный договор, соглашение о взаимном уважении неотъемлемых прав каждого. Это и выражается в отношениях между людьми, человеком, обществом и государством по поводу признания у каждого человека естественных, присущих ему как человеческому существу жизненно важных свойств, потребностей и интересов. Их обеспечение предполагает соответствующие практические действия. Вне социальных отношений их быть не может, как не может быть и обязанностей. Они, таким образом, представляют собой способ самоутверждения, жизнедеятельности личности, благодаря которому она получает возможность наиболее полно выразить и обеспечить свои потребности и интересы в соответствующих исторических условиях.

2. Гражда́нство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.

Гражданство является одним из институтов конституционного права и обычно находит своё закрепление в конституции (основном законе) или конституционном акте государства и иных нормативно-правовых актах.

Гражданство или подданство удостоверяется установленным в государстве способом. Однако среди различных государств практика сильно различается: от права не иметь вообще никаких документов в Великобритании до обязательных ID-карточек в странах Европейского союза или даже внутреннего многостраничного паспорта в США и некоторых странах, входивших в Советский Союз.

Приобретение гражданства

Приобрести гражданство возможно несколькими способами:

  1.  Филиация (по рождению) — приобретение гражданства по факту рождения. Выделяется три формы филиации:
  2.  По праву крови (лат. jus sanguinis) или получение гражданства через брак родителей — ребёнок приобретает гражданство в случае, если его родители (или один родитель) имеет гражданство данного государства.
  3.  По праву почвы (земли) (лат. jus soli) — ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого был рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве. Отказ от гражданства и лишение гражданства невозможны или затруднены, и наоборот гражданство может быть легко восстановлено (США, Испания, Литва, Финляндия и др.)[источник не указан 970 дней]
  4.  По наследству — редкая форма, имеющаяся в законодательстве нескольких стран Европы. Так лица, бывшие гражданами Латвийской Республики до 17 июня 1940 года, передают свои права на гражданство потомкам. Отличие от «права крови» можно проследить в ситуации, если родители ребенка, граждане Латвийской Республики, юридически умерли до его рождения. Гражданский статус новорожденного при этом зависит от статуса его предков в день 17 июня 1940 года. Подобная практика наблюдается так же и в Румынии.
  5.  Натурализация (укоренение) — вступление в гражданство лица по желанию. Порядок принятия в гражданство регулируется законодательством государства. Обычно для приобретения гражданства необходимо соблюдение ряда условий (знание языка, наличие жилья и т. д.). Термин «натурализация» (naturalization) исторически означает приобретение прав природных (natural) граждан (или подданных). В рамках натурализации иногда выделяют:
  6.  Регистрацию — приобретение гражданства по заявлению лица без каких-либо дополнительных условий (обычно категории лиц, имеющих право использовать данный способ, оговорены законом).
  7.  Дарование гражданства — обычно почётное дарование гражданства лицу главой государства за какие-либо заслуги (если подобное предусмотрено законодательством).
  8.  Оптация — выбор лицом гражданства при изменении государственных границ государств. Процедура оптации регулируется международными договорами таких государств.
  9.  Трансферт — переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому.

3.

 Правовой статус личности: понятие, структура и виды.

 

Правовой статус - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

а) правовые нормы;

б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

в) основные права, свободы и обязанности;

г) законные интересы;

д) гражданство;

е) юридическая ответственность;

ж) правовые принципы;

з) правоотношения.

В зависимости от перечисленных критериев различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус.

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.

Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

Общий правовой статус у всех один, специальных - множество, в зависимости от особенностей правового положения отдельных категорий людей, а индивидуальных ровно столько, сколько физических лиц, проживающих на территории определенного государства.

5. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

 

Права человека не следует понимать только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни и гарантированы. В данном случае роль государства является не просто важной, но, пожалуй, самой главной и самой существенной. Естественно-правовые традиции и взгляды основаны на том, что в догосударственном состоянии произвол (свобода) каждого человека не ограничивался никакими факторами и состояние общества укладывалось в знаменитую формулу Т.Гоббса: «Война всех против всех». Люди, заключившие между собой договор о создании государства (в данном случае мы рассматриваем общественный договор не как конкретный исторический факт, чего, вероятно, в истории никогда не было, а как определенную методологическую позицию. - Авт.) передали ему свои права в обмен на то, что со стороны государства они получат надежную защиту и гарантию своей жизни и интересов. Утратив свою естественную свободу, они приобрели свободу гражданскую. Последняя отличается от первой тем, что свобода, потребности и притязания не могут существовать и проявляться в некоем вакууме. Быть членом общества - значит соотносить свои поступки, действия с интересами других людей. Права и свободы не могут быть абсолютными, они имеют естественные рамки, которые как раз и определяет государство, поскольку оно создается для блага всех - благой жизни, по Аристотелю.

Государство в процессе осуществления прав и свобод каждым индивидом не может и не должно быть сторонним наблюдателем. В данном случае оно является как бы равнодействующей силой, которая примиряет эгоистические интересы отдельных членов общества, противоречия частного, индивидуального и общего, используя при этом правовые средства.

При столкновении интересов людей и религиозная, и светская доктрины имеют общую формулу: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Еще Б. Спиноза утверждал, что мера свободы индивида и государства определяется не предписанием дозволенного им своеволия, а степенью их разумности, поскольку свобода возможна лишь на основе и в границах познанных естественных необходимостей. Только разумная воля, с его точки зрения, является свободной, а государство может быть признано таковым, если его законы основываются на здравом рассудке.

Взаимная свобода людей неизбежно предполагает и ее взаимные ограничения, нисколько не нарушая при этом равноправие граждан, поскольку предполагается их взаимнаяответственность. Социальные возможности обретают юридическую форму прав человека, в то время как социальные необходимости юридической формой своего выражения имеют обязанности.

Категория социальной свободы может рассматриваться только в паре с категорией социальной ответственности. Это общепризнанная международно-правовая и внутригосударственная практика. Конституция России в данном случае допускает возможность ограничения прав и свобод человека, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, а также «нравственности, здоровья, законных прав и законных интересов других людей...» (ч. 3 ст. 55). Конституция устанавливает, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3. ст. 17). Президент Российской Федерации согласно ст. 80 Конституции является гарантом прав и свобод граждан.

Весьма важным государственным институтом в механизме обеспечения прав и свобод человека является должность Уполномоченного по правам человека, которая введена в феврале 1997 г. Федеральным конституционным законом РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В статье 1 Закона говорится, что должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Примечательно, что Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Закон устанавливает, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Строго говоря, реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве, обществе, так или иначе, зависит от многих факторов. Не претендуя на исчерпывающую полноту, в качестве таковых можно указать на некоторые из них: степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономки; нравственная атмосфера и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка и т.п. Следовательно, для того чтобы обеспечить перевод возможностей, содержащихся в действующем законодательстве, в конкретные правоотношения, необходимо создать надежный механизм реализации и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку человек «включен» во многие социальные отношения, выполняет  множество социальных ролей, а гражданин участвует только в тех связях, которые носят правовой характер. В демократическом и правовом государстве в этом заинтересованы не только отдельные личности, но и властные структуры, которые в первую очередь создаются именно для охраны прав и свобод человека. В качестве примера можно сослаться на ст. 2 Конституции РФ, в которой говорится: «...Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Символично, что указанная статья располагается в разделе «Основы конституционного строя», тем самым подтверждается защита прав, свобод, интересов индивида в качестве принципа общества и государства. Таким образом, механизм обеспечения прав человека объективно приобретает форму юридических гарантий.

Говоря о гарантиях, подразумевающих под собой совокупность факторов, условий, принципов, обеспечивающих эффективную реализацию прав и свобод человека, необходимо помнить о таком их свойстве, как процедурность, поскольку вне определенных правил юридические гарантии утрачивают правовую форму, а вместе с ней и надежность. Сами по себе юридические нормы не могут гарантировать прав человека, но их реализация без адекватного правового оформления снижает возможности их защиты со стороны государства.

Юридические процедуры, в рамках которых регулируются и охраняются права и свободы человека, как правило, содержатся в конституциях. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей тех или иных государств, можно сказать, что конституция определяет порядок обращения гражданина в суд в случае нарушения его интересов; порядок рассмотрения дел; право на обращение в органы международной юрисдикции, если исчерпаны все внутригосударственные возможности; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) должностных лиц и органов государства и т.д.

Система гарантий реализуется через деятельность государства. Во второй половине XX столетия после всех ужасов и социальных потрясений, которые выпали на долю человечества, стала весьма влиятельной и популярной идея социальной солидарности, идущая от французского социолога и юриста Л. Дюги. Изначально эта концепция была альтернативой революционному пути развития человеческого общества и сориентирована на реформистские, ненасильственные методы разрешения социальных конфликтов. Связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности или взаимозависимости. Современное государство, там, где функционирует реальная демократия, более не является аппаратом насилия и угнетения, как это было ранее. Теория и практика сходятся в том, что государство должно стать органом компромисса всех слоев общества, фактором умиротворения и согласия. Это требует, естественно, некоего объединяющего символа, идеи, имеющих масштаб общенациональной ценности.

Нельзя категорично утверждать, что является более существенным и главным для всех людей, без исключения, но думается, что право на жизнь - все-таки главное право человека. Оно было записано и провозглашено 10 декабря 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека и имеет следующую редакцию: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». Вместе с тем важнейшие аспекты содержания права на жизнь не нашли своего места в основных универсальных документах, таких, как Международный пакт о гражданских и политических правах и т.д. Право на жизнь чаще всего интерпретируется как право индивида на свободу и личную неприкосновенность, порой сводя проблему к отмене смертной казни.

Содержание прав человека на жизнь и роль государств в этой связи следует понимать значительно шире, чем это принято. Право на жизнь – это прежде всего право на мир в самом широком смысле этого слова. Оно включает в себя обязательства государств не допускать войн и вооруженных конфликтов, актов терроризма, преступных посягательств на жизнь и здоровье людей. Данная проблема должна рассматриваться не только в аспекте прав отдельного человека, но и через призму интересов нации, народности, этноса.

Право на жизнь не является элементарным отражением всех других прав человека, а имеет собственное социальное содержание, синтезируя все другие права и свободы в самом главном и ценном.

Сознавая некоторую упрощенность подобного подхода, тем не менее справедливо выдвигать тезис о том, что право на жизнь предполагает право человека на достойное человеческое существование. Реализация права на жизнь требует гарантий и других прав человека, прежде всего, права на труд, образование, здравоохранение и т.п.

Права человека - исторически подвижная категория, постоянно видоизменяющаяся вместе с эволюцией общества и государства. Ранее права человека понимались прежде всего как автономия личности, как ее свобода от государственного вмешательства. Сейчас акценты сместились в сторону положительных услуг государства в адрес конкретной личности. В русле подобных концептуальных положений вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение идея «минимизации» государства в области экономики и социальной политики, имеющая не так уж и мало сторонников. Причем происходит это на фоне постоянного недоедания, бездомности, апартеида, геноцида и расовой дискриминации сотен миллионов людей. В этой связи важно не забывать о том, что возможности общества как саморегулирующейся системы довольно велики, но не безграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемы останутся неразрешенными.

Современные государства стремятся быть не только правовыми, но и социальными одновременно, что нередко получает свое конституционное закрепление. Европейская социальная хартия (1961 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и другие международно-правовые документы содержат, правда, в несколько декларативной форме, требования к государствам в области экономической и социальной политики.

Природа социально-экономических прав («прав второго поколения») является предметом дискуссий, поскольку многие юристы отрицают за ними свойство субъективных прав на том простом основании, что они не всегда могут быть обжалованы и защищены в суде (право на труд, на безопасную экологию и т.п.). Их способ защиты не совпадает с механизмом отстаивания личных и политических прав, но не перестает от этого быть значимым для каждого отдельного человека.

Рыночная экономика порождает неравенство экономическое и социальное, а порой и юридическое, что может привести к значительной социальной напряженности. Изначально рынок не предполагал никаких социальных гарантий, особенно на первых этапах. Только потом, под воздействием субъективных и, видимо, большей частью объективных факторов произошло то, что в последнее время стали называть «социализацией капитализма».

Государство должно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни, предполагающие определенный уровень жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п.

Современное правовое социальное государство является совершенно новым этапом развития государственности. В последнее время в литературе все чаще стали встречаться утверждения о том, что социальное государство является своеобразной антитезой государству либеральному. Нельзя сказать, что они являются бесспорными, однако имеют под собой некоторую основу. Правовое государство эпохи «классического либерализма» было основано на идеологии крайнего индивидуализма, негативном понимании свободы, невмешательства в экономику и имело вид своеобразного «ночного сторожа», единственной функцией которого являлась охрана правопорядка. Постепенная социализация государства привела к тому, что оно получило название «государство всеобщего благоденствия».

Социальное государство должно тесно взаимодействовать с индивидом на основе программной цели - обеспечения достойных условий жизни. Государство обязано создавать все возможности для саморазвития личности, при этом исключать факторы, питающие социальное иждивенчество. Не только государство должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение. Если в обществе созданы все условия для того, чтобы заработать, а гражданин их не использует, говорить об ответственности государства в данном случае не имеет смысла.

6. Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной. "В основе права,- писал Гегель,- лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том, чтобы я обращался с другим как со свободным существом". Отсюда ограничение собственной свободы, отсюда осознание необходимости адекватной поведенческой реакции. Обязанность - это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.
Обязанности можно подразделить на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь - обязанность "не убей", право собственности - обязанность "не укради") и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. Так, в ст. 58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в ст. 59 записано: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации".
Отражены обязанности и в международных актах. Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН, провозглашает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, и что осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксирована обязанность каждого государства, участвующего в Пакте, "уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства".
Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу, окружающую среду, памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы, нести воинскую повинность и т.д. В конституциях некоторых государств устанавливаются и обязанности трудиться (Япония), воспитывать детей (Россия, Италия), заботиться о своем здоровье (Уругвай).

7. 2. Международный механизм защиты прав и свобод человека

  Международная защита прав человека - это совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практической реализации этих прав и свобод; а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств и непосредственной защиты нарушенных прав отдельного человека.
  Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является ООН.
  В рамках ООН разработаны важнейшие международно-правовые акты по защите прав и свобод человека, фактически установившие международные стандарты в этой области:
  - Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,
  - Пакты о правах человека 1966 г.,
  - Конвенция о пресечении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.,
  - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.,
  - Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1989 г.,
  - Конвенция о правах ребенка 1989,
  - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин1979 г. и др.
  Международный механизм контроля защиты прав и свободы человека предусматривает два уровня:
  - универсальный;
  - региональный.
  На универсальном уровне контроль осуществляется ООН (ГА; ЭКОСОС; Верховный комиссар по правам человека; Комиссия по правам женщин, Комитет против пыток и др.)
  На региональном уровне защитные механизмы хорошо отработаны в Европе, в рамках Совета Европы, ОБСЕ
  Существуют три основные формы контроля за соблюдением прав человека:
  - рассмотрение в ООН периодических докладов государств;
  - рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;
  - рассмотрение индивидуальных петиций.

 

 




1. Методы обучения и классификация методов обучения
2. полный Группа бортовой номер
3. тематизации и передачи значительных объемов информации в том числе графической технологические схемы про
4. маркетинг від англійського mrketing торгівля продаж збут який в свою чергу є похідним від mrket і означає ринок
5. Тема- ЗдравствуйНовый Год Цель- Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и е
6. ВАРІАНТ 3 Чи можливе ведення обліку безпосередньо власником або керівником підприємства так; ні;
7. работа с послепечатным оборудованием
8. Вокруг Света в Новый год Действующие герои- Ведущий ~ Ксюша Приходько Индианка ~ Марина Забусова М
9. Привод ленточного конвеера
10. Задание на выполнения курсового проекта.html
11. за высокого уровня летальных исходов СПИД оказался в центре внимания исследователей всего мира
12. задание ~ задача- Задача 1
13. Источники земельного права
14. Европейский Центр Экономической Политики МоскваВведениеВнешний долг Российской Федерации обычно подразде
15. і Тому вони продовжили цю діяльність у XX ст
16. Реформаторское движение в Китае в XIX веке
17. Развитие малого бизнеса в России и его роль в переходе экономики страны к рынку
18. Нейрогенні розлади сечовипускання Енурез Діагностика Лікування
19. ~ Антон Смолькин Оригинал статьи другие материалы по этой проблематике и новые поступлени
20. Лекция пятая БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИАЛДАРВИНИСТСКАЯ ШКОЛА Содержание Истоки и принципы