Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Управление образования Добрянского муниципального района Пермского края
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»
Педагогические аспекты обучения
в классе фортепианного ансамбля
для раскрытия творческого
потенциала учащихся.
Методическая разработка.
Преподаватель Ι категории
Шакирова Рания Ахнаповна
Добрянка,2010 год
Пояснительная записка.
Ансамблевая игра имеет ряд очевидных преимуществ, что объясняется рядом причин:
Стремление к новым формам ансамблевой игры.
ЦЕЛЬ:
Способствовать раскрытию творческого потенциала посредством
коллективного музицирования для формирования культурно развитой личности.
ЗАДАЧИ:
Развивать гармонический слух, как важный фактор ансамблевого исполнительства с применением единых принципов звукообразования тембровой красочности.
Воспитывать творческую фантазию, воображение.
Воспитывать артистическую волю для раскрытия и выявления образно-творческих компонентов в исполнении.
Развивать музыкальные способности детей и потребность в
коллективном творчестве.
Изучение искусства совместной игры наиболее целесообразно начинать с занятий в классе фортепианного ансамбля. Ансамблевая игра является одним из способов развития исполнительских способностей у ученика, она служит для развития навыков чтения с листа, а также: умение гибко управлять своей игрой в плане ритма, окраски, эмоционального тонуса.
Репертуар сочинений для фортепианного ансамбля обширен: от произведений И.С.Баха до музыки композиторов 20 столетия -И.Стравинского, С.Прокофьева, Д.Шостоковича. Популярны фортепианные ансамбли отечественных композиторов - В.Бибергана, Ю.Карнакова, Ж.Металлиди, В.Портнова, В.Гаврилина. Фортепианный дуэт стал преимущественно жанром 19 столетия. Королем фортепианных дуэтов был Франц Шуберт. Никогда Шуберт не писал для двух фортепиано. Четырехручная фактура оказалась способной к воспроизведению оркестровых эффектов. Насыщенность полнозвучных Tutti. Скоро вошли в обычай издавать симфонические, камерно-ансамблевые, оперные произведения одновременно с их четырехручными переложениями. Моцартом написано множество произведений для двух фортепиано, для двух фортепиано с оркестром. Но большинство ансамблей предназначено для исполнения на одном инструменте в четыре руки. Центральное место принадлежит Сонатам.
Отметим основные достоинства 4-х ручной игры на фортепиано
В результате игра приобретает большую свободу. Можно уделить внимание исполнительским деталям: артикуляции, фразировке, динамике.
3 случайные ошибки не приводят к остановке, к разрыву плавного течения музыки. Второй партнер музицирует и берет на себя инициативу поддержании осмысленного потока музыки. Как правило партнер допустивший ошибку быстро входит в нормальное русло.
4-х ручная игра - первое приобщение к атмосфере камерного музицирования - единственная для пианиста возможность исполнительского изучения симфонической музыки. В процессе координации и совместной обработки деталей и приемов исполнения, участники дуэта осваивают основные элементы ансамблевой техники, синхронное движение (единство темпа и ритма) уравновешенность динамики, единство фразировки (соответствие тембров и игровых приемов). Особое значение для ансамблистов имеет умение живо непосредственно и органично обращаться с партнером во время исполнения. Существует 2 основных типа фортепианной фактуры в дуэте когда один исполняет только аккомпонимент. а другой только мелодию, исполнение отождествляется с возможностями большого рояля(с двумя клавиатурами), на котором играет как бы один четырехручный пианист. В другом случае фортепианный дуэт - это ансамбль двух исполнителей, партии которых хотя и являются неразрывными, но могут имитировать или дублировать друг друга и в процессе развития обмениваться функциями.
Первый способ используется в музыке простой, с прозрачной фактурой. Там же, где в музыке проявляются сопоставления и противопоставление различных тем, музыкальных образов, где усложняется развитие и фактура, музыка будет звучать гораздо рельефнее, если контрастные элементы будут вовлечены и распределены между разными партиями, каждый из которых получит наибольшую самостоятельность
При 4-х ручной игре за одним роялем исполнение начинается с самой посадки, т.к. пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении (один локоть под другим). Кто из партнеров 4-хшгры должен брать педаль? Нужно объяснить, что педализирует исполнитель II партии, т.к. она обычно служит фундаментом (бас, гармония). При этом ему необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы». Это умение слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер, а правильнее сказать - общее звучание обеих партий, сливающихся в единое целое -основа совместного исполнительства во всех его видах. Полезно бывает предложить учащемуся, исполняющему II партию, ни чего не играя, только педализировать во время исполнения другим пианистом первой партии, при этом сразу обнаруживается, насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка. За тем нужно поменять пианистов местами.
Пианисты не обладают хорошо известным оркестрантам навыком отчета длительных пауз. Поэтому нужно объяснить участникам дуэта, что фиксировать каждый такт паузы приходится только при первом ознакомлении с нотным текстом, а в дальнейшем можно увеличить «масштаб» отсчета, отмечая 4-х и восьми такты, но еще целесообразней пользоваться репликами, подтекстовками, ясно представляя себе общий ход музыкального развития и структуру того отрывка, где встретились эти паузы. Самый простой и эффективный способ преодолеть возникающее в паузах напряжение и боязнь пропустить момент вступления - проиграть звучащую партнером музыку. Тогда пауза заполнится живым музыкальным чувством.
Интерпретация музыкальных сочинений в классе фортепианного ансамбля требует стилевого подхода к исполнительским произведениям. И сегодня актуальным является высказывание Ферручио Бузони: «чувство (в музыке) требует двух спутников: вкуса... и стиля». В дальнейшей работе освещаются вопросы, связанные с технологическими методами работы в классе фортепианного ансамбля. Технология (греч. Techne-искусство, мастерство + logos наука) - совокупность методов.
Технологическими аспектами в работе являются:
партитурное прочтение нотных текстов;
вопросы темпа - ритма;
синхронность исполнения;
балансировка звучности ансамбля;
тембродинамические аспекты;
техника дыхания исполнителей.
Теперь поподробнее о каждом аспекте.
Осевой ритм музыкального произведения часто не совпадает с тактовыми обозначениями метра (греч. metron - мера), определяется путём дробления либо суммирования метрических единиц такта. По утверждения Б. Яворского «метрика - есть расчленение метра данного подстроению, на построений более мелких метров, оформленных в точных отдельных стоимостях». В качестве примера рассмотрим «Каприччио на русские темы для 2-х фортепиано М. Глинки». В первом разделе произведений тактовый размер 2/4 может дробиться: единицей ритмической пульсации будет являться восьмая. В финале Каприччио - для достижения более быстрого исполнительского темпа может быть использован принцип суммирования длительностей: единицей ритмической пульсации будет являться половинная. Перед исполнителями фортепианного ансамбля стоит задача «настроиться на должный пульс музыкального произведения, почувствовать себя в нужной ритмической среде» (Г. Нейгауз). Существенная роль в синхронном исполнении принадлежит единству артикуляционных средств исполнителей. Авторским и редакторским обозначениям в нотных текстах (легато, стаккато, портаменто) должны соответствовать единые исполнительские приёмы. Очень важно обратить внимание на то, что не меньшее значение, чем синхронное начало имеет и синхронное окончание, «снятие» звука. «Рваные», «лохматые» аккорды, в которых одни звуки длятся, дольше других загрязняют, уродуют паузу. Нельзя забывать об огромном выразительном значении паузы. Синхронность возникновения не исчерпывает технической задачи, необходимо добиваться равновесия их звучания. Задача усложняется, когда нужно достичь равновесия в параллельно проходящих голосах (скажем, при октавном изложении мелодии в разных партиях). Полная договоренность о приёмах извлечения звука, к общей цели они должны идти общим путём.
Совместная игра - это объединение к одной общей цели, усилие исполнителей воплощающих общий замысел. Дружный, радостный, коллективный труд. Сущность ансамбля состоит в союзе индивидуальностей. Уместно сопоставить отличия талантливого рассказчика от талантливого собеседника. Если для первого главным является искусство говорить, то для 2-ого «искусство слушать». Особое значение в совместном исполнении принадлежит умению увлечь партнёра своим замыслом, передать ему своё видение музыкальных
образов, а также увлечься замыслом товарища, понять его желание, заинтересоваться и принять и, почувствовать своими, вжиться в них.
Список литературы:
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры // Классика - XXI. М.,1999