Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

PAGE  1

ТЕМА: НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ

  1.  Мировоззрение: сущность, структура, функции
  2.  Основные типы мировоззрения
  3.  Философия как форма познания
  4.  Философия Древнего Востока

1. Прежде, чем мы определим философию, стоит выяснить, что такое мировоззрение, ибо философия есть один из возможных способов его построения.

Мировоззрение – это система обобщенных и относительно устойчивых взглядов на мир и место человека в нем. Можно сказать, что это совокупность ответов на важнейшие вопросы человеческого бытия: Как возник мир? Что такое жизнь и есть ли у нее смысл? Что нас ждет после смерти? Как различить добро и зло? Каким законам подчиняется человеческая история и т. д.?

Мировоззрение обладает сложной, многоуровневой организацией. В нем слиты воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное. К числу основных элементов мировоззрения обычно относят знания, ценности (представления о значимости вещей и явлений), принципы (универсальные формулы поведения), убеждения (особо твердые взгляды, побуждающие к практическому действию). Мировоззрение включает в себя мироощущение (чувственно-эмоциональное переживание мира), мировосприятие (целостный образ мира) и миропонимание (рациональное истолкование мира).

Носителем мировоззрения могут быть как отдельные люди, так и целые социальные группы (классы, слои и т. д.). В последнем случае речь идет о преобладающих в этих группах взглядах, ценностях, идеалах. Порой говорят и о мировоззрениях конкретных обществ или исторических эпох, например, об античном мировоззрении.

Мировоззрение складывается в процессе духовно-практической деятельности человека по освоению мира. Оно является не только результатом этой деятельности, но и ее очень важным условием. В жизни людей мировоззрение выполняет следующие функции:

а) гносеологическую (познавательную), поскольку оно направляет и организует процесс приобретения новых знаний, является и его истоком, и его завершением;

б) аксиологическую (ценностную), поскольку оно определенным образом ориентирует человека в мире, указывает на большую или меньшую значимость того, с чем он сталкивается в своей жизни;

в) праксеологическую (практическую), поскольку оно побуждает человека к самостоятельным поступкам, диктует ему собственную линию поведения.

Можно сказать, что для каждого взрослого психически нормального человека мировоззрение является внутренним законом его жизни, находящейся в его сознании «картой мира», сверяясь с которой, он пролагает свой путь по жизни. Без мировоззрения человек не является личностью, то есть социальным, культурным существом, способным к осмысленному, самостоятельному, ответственному поведению. Он будет обречен «плыть по течению», действовать вслепую или «как все».  

2. К числу основных типов мировоззрения наряду с философским обычно относят мифологическое, религиозное и научное. Поскольку с наукой в дальнейшем нам предстоит познакомиться более подробно, сначала охарактеризуем религию и миф, которые мы можем считать историческими предшественниками философии, до сих пор сохраняющими влияние на массовое сознание.

Миф (гр. mythos – сказание, предание) часто определяют как сказание о богах, духах, произошедших от них или обожествленных героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших в создании мира. Но нам кажется, что такое определение мифа не является достаточно универсальным. Ведь в наши дни мы видим, что на смену  древним мифам о богах пришли мифы о политиках и других «звездах» (например, «Сталин – величайший гений» или «Сталин – непревзойденный злодей»), о народах, расах, партиях (вспоминается печально-знаменитое: «если в кране нет воды, значит, выпили жиды»). Современные мифы порой  маскируются под научные гипотезы («людей вывели  инопланетяне» и т. п.) и  приобретают статус государственной идеологии (например, расистская доктрина гитлеровской Германии). С учетом всего сказанного мы будем считать мифом особый способ описания, объяснения и усвоения мира при помощи наглядно-чувственных образов, которые, несмотря на свою полную или частичную фантастичность, вымышленность, воспринимаются как подлинная реальность.

 Если говорить отдельно о мифологическом мировоззрении, то оно основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональных переживаниях (это сближает миф и искусство, которое также представляет собой эмоционально-образную модель мира), либо на общественных иллюзиях, порожденных невежеством, неразвитостью критического мышления, стрессообразующими факторами (войны, революции, катастрофы…), целенаправленной манипуляцией сознания, например, через СМИ.

      Весьма нелегко дать определение религии, ибо на практике мы имеем дело с великим множеством религий, которых нелегко привести к «общему знаменателю», выделив то главное, что их объединяет. Следующее определение религии, кажется, способно учесть все многообразие ее конкретных форм, а также устроить не только ее сторонников, но и противников. Можно сказать, что при первом приближении религия (либо от лат. relegere - вновь собирать, относиться к чему-либо с особым почтением, либо от лат. religare - связывать, соединять) – это коллективная система взглядов и поведения, основанная на почитании священной реальности, с которой люди стремятся установить и поддерживать связь. Обычно эту реальность отождествляют с деятельностью одного или многих богов – могучих существ, далеко превосходящих по своим возможностям людей.

     Религиозное мировоззрение, как и мифологическое, основано на вере, аппелирует к чувствам и фантазии людей, характеризуется образностью и эмоциональностью, склонно к догматизму. Грань между религией и мифологией зыбка, но все-таки она есть. Можно сказать, что религия в большей степени, чем миф задает дистанцию между земным, человеческим и священным, божественным.

    Религия, безусловно, и ближе к философии. Им обоим присуще стремление взглянуть на человека «с точки зрения вечности», «поднять» его над повседневной суетой, отыскать высшие цели и смыслы человеческого существования. Неслучайно, на стыке религии и философии образовалась т. н. религиозная философия, которая пытается рационально изложить и теоретически оформить истины религиозной веры, проведя их через процедуру критического рассмотрения и проблематизации.

3. Считается, что впервые слово «философия» (от греч. phileo – люблю, sophia -  мудрость) употребил древнегреческий мыслитель Пифагор (576 – 496 гг. до н. э.). Поясняя, что это такое, он сравнил человеческую жизнь с рынком и Олимпийскими играми, где большинство людей гоняются за богатством и славой. «Только немногие среди шумной толпы не принимают участия в этой погоне, но созерцают и исследуют природу вещей и познание истины любят больше всего. Они называются философами – любителями мудрости, а не софосами – мудрецами, потому что только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней».

Существует много определений философии. Например, можно сказать, что философия – это такая форма познания мира, которая рациональными средствами вырабатывает систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия. Или определить ее как способ и результат рационально-теоретического построения целостного мировоззрения.

Порою философию называют наукой – одной из многих или самой первой и главной, «матерью всех наук». Но следует подчеркнуть, что философию интересует не только научно-теоретическое знание (иначе в числе самых знаменитых философов не было бы Сократа, который не написал ни одной книги!) – она имеет и свою духовно-практическую сторону. Философия претендует на то,  чтобы помочь человеку сформировать верную стратегию жизни, научить его, «каким надо быть, чтобы быть человеком» (по словам И. Канта).

Здесь – важнейшее отличие философии от науки. Ведь наука безразлична к смыслам, целям, ценностям человека. Она пытается составить объективную картину мира (мира как он есть сам по себе, независимо от нашего в нем присутствия). Философия же занимается миром для человека, можно сказать, что ее основным предметом является живое отношение «человек - мир».

Английский философ Б. Рассел (1872 – 1970) называл философию ничейной землей между наукой и религией. Подобно науке философия полагается на человеческий разум, оттачивает критичность мысли, стремиться доказать свои утверждения. Но философы размышляют над вопросами, мимо которых, как правило, проходит наука и на которые помимо философии отвечает религия. С философской точки зрения, на эти вопросы невозможно дать окончательный, однозначный и общеобязательный ответ; подлинная философия сторонится догматизма, свойственного религии, не характерна для нее и математическая строгость языка, к которой тяготеет наука. Как тонко заметил немецкий философ К. Ясперс (1883 - 1969), «поиск истины, а не владение истиной есть сущность философии… Философия означает – быть в пути. Ее вопросы существеннее, чем ее ответы, и каждый ответ превращается в новый вопрос».

Отсутствие между философами единодушия («сколько философов столько и философий») можно заметить даже в том, насколько различно они формулируют основной вопрос философии.

Так, И. Кант (1724 - 1804) называл три важнейших вопроса философии: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? И все три вопроса он сводил к одному, главному: Что такое человек?

С. Кьеркегор (1813 1855) полагал, что философ должен, прежде всего, размышлять над такими вопросами: Где «Я»? Что значит сказать «мир»? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто «Я»?

Ф. Энгельс (1820 - 1895) считал, что великий основной вопрос всей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Этот вопрос можно развернуть в два отдельных. Во-первых, что первично – дух, сознание или материя? Отвечая на этот вопрос, философы делятся на идеалистов и материалистов. Во-вторых, познаваем ли мир? Те философы, которые отвечают на этот вопрос отрицательно, называются агностиками.

В. Соловьев (1853 - 1900) за всеми философскими вопросами видел один: Как достичь правды на земле? При этом правду он понимал как реализацию христианского идеала.

М. Хайдеггер (1889 – 1976) выдвигал в качестве главного вопрос о бытии. Он предлагал серьезно поразмышлять над тем, почему существует нечто, а не ничто.

А. Камю (1913 - 1960) считал основной философской проблемой проблему самоубийства. Иначе говоря, стоит ли наша жизнь того, чтобы ее прожить или нет?

Мы могли бы долго продолжать этот список знаменитых имен и цитат. Но уже представленные точки зрения наводят нас на мысль, что философское знание тематически очень разнообразно. Довольно рано развитие философии привело к формированию некоторых крупных ее разделов. Позднее мы дадим им более подробную характеристику, а сейчас просто их назовем: онтология – учение о бытии; гносеология – теория познания; антропология – учение о человеке; аксиология – теория ценностей; социальная философия и философия истории; этика – теория морали; эстетика – теория красоты и т. д.

4. Зарождение философии пришлось на эпоху перехода от первобытного общества (доклассового, догосударственного, догородского, дописьменного) к древним цивилизациям. Связано это было с разрушением прежней системы ценностей, освященной мифом и традицией, с необходимостью найти новые мировоззренческие ориентиры.

На Востоке (в Азии) философия возникла в Индии и Китае. Можно выделить следующие черты, которые характеризуют всю восточную философию и отличают ее от философии западной (древнейший этап развития которой принято называть античным):

- более тесная связь с мифологией и религией, чем с зарождающейся наукой;

- особый акцент на разработке методик духовного самоконтроля;

- философский дискурс (речь) не всегда имеет логически выверенный характер, часто учитель (автор) просто возвещает истину, при этом он может активно прибегать к многозначным символам и метафорам;

- философская школа организуется по типу семьи или религиозной общины;

- действует ориентация на сохранение традиционных форм мысли и поведения.

Основная тема древнеиндийской философии: избавление человека от тягостной иллюзии земного существования.

Древнейшие философские тексты Индии – Упанишады (I пол. I тыс. до н.э.) - комментируют еще более древние священные тексты – Веды. В Упанишадах появились идеи Брахмана, сансары, Атмана, кармы, мокши.

Брахман – безликий божественный Абсолют, единственно реальный; из него истекает (эманирует) наш мир, являющийся, строго говоря, иллюзией.

Сансара (санскрит. – блуждание, круговорот)– бесконечный круг перевоплощений, в которых участвует Атман, индивидуальная душа.

Карма (санскр. – жребий, поступок) – сумма поступков живого существа, от которой зависит последующее воплощение Атмана.

Мокша – освобождение Атмана из пут сансары, его выход из-под действия закона кармы и слияние с Брахманом.

В сер. I тыс. до н.э. в Индии появились 6 ортодоксальных (правоверных) школ (даршанов), которые развивали по разным направлениям философию Упанишад. Это: ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога и веданта. Наиболее влиятельными были последние три, особенно веданта. Согласно ее философии, Брахман и Атман тождественны, и осознание этого факта гарантирует достижение мокши. Все названные даршаны сыграли большую роль в оформлении религии индуизма (возник в начале н.э.).

Наиболее известной неортодоксальной школой классической древнеиндийской философии стала буддийская. Буддизм – мировая религия, возникшая примерно в VI в. до н.э., основатель которой – Сиддхартха Гаутама по прозвищу Будда (просветленный). Будда провозгласил 4 благородные истины, составившие ядро буддийского вероучения:

1. Жизнь есть страдание.

2. Причина страданий – наши желания, привязанности, сама жажда жизни.

3. Избавившись от желаний, достигнешь нирваны (санскр. - угасания) – конца страданий.

4. В нирвану ведет благородный (срединный, восьмеричный) путь.

Философия буддизма утверждает тотальную иллюзорность мира, который есть пустота. Не существует ни Брахмана, ни Атмана. Относительно реальны дхармы, психофизические частицы. Когда умирает существо, распадается его комбинация дхарм и в другом месте образуется новая – в соответствии с кармой умершего. Достичь нирваны значит успокоить волнение дхарм. Большую роль при этом играет практика медитаций, сосредоточенных размышлений, которые позволяют осознать, что «Я» нет и здесь некому и не к чему привязываться.

Основная тема древнекитайской философии – гармонизация отношений человека, общества и природы.

Древнейшее философское учение Китая – учение об Инь и Ян, двух противоположных началах мироздания, взаимодействие которых порождает все многообразие вещей. Инь – начало темное, женское, мягкое, пассивное, земное… Ян – начало светлое, мужское, твердое, активное, небесное… Их символ – черно-белый круг с черной точкой на белой половине и белой точкой на черной - называется Тайцзи (Великий предел).

Еще одно фундаментальное понятие – дао (путь). Согласно учению даосизма (возник в VIV вв. до н.э., основателем считается Лао-цзы), дао – это путь всех вещей, универсальный закон Вселенной. Человек должен жить в соответствии с дао, т.е. максимально естественно, практикуя у-вэй (недеяние), иначе говоря, приспосабливаясь к миру, а не пытаясь его переделать под себя.

Примерно в одно время с даосизмом возникло конфуцианство (основатель – Кун-цзы, Конфуций), самое авторитетное философское учение в истории Китая. Конфуций размышлял о правильном устройстве общества, где все должно быть как в большой семье. Младшие слушают старших, дети – отца, подданные – правителя. Конфуций был великим морализатором, верившим в силу воспитания. Он выработал идеал цзюнь-цзы (благородного мужа), который культивирует в себе человеколюбие, сыновнюю почтительность, любовь к знаниям, верность традициям и ритуалам. С течением времени конфуцианство, как и даосизм, приобрело черты религии.

Другие известные философские школы Древнего Китая – легизм, моизм и школа имен. Легизм или школа законников (один из самых известных представителей – Шан Ян) утверждал высшую ценность государства, его полное право и прямую обязанность в целях самосохранения держать народ в жестокой узде. Моизм (учение Мо-цзы), напротив, постулировал народное благо в качестве главной цели государственной власти. Школа имен занималась проблемой соотношения имен и реалий (отдельно взятых и чувственно воспринимаемых вещей).

Высказывания восточных философов:

Нет неизменной сущности в этом мире… Куда бы мы не бросили взгляд, повсюду томление, неудовлетворенность, неустанная погоня за собственной тенью, разрушение и новое созидание, которое, в свою очередь, несется навстречу гибели.

Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, как смотрят на мираж, того не видит царь смерти.

Не по учености, не по преданию, не по знаниям назовется человек мудрым. Только того, кто шествует без печали, свободный от желаний, затворившийся в себе, в уединенном раздумье, - того назову я мудрым.

                               Будда

Когда все люди узнают, что красивое является красивым, появляется и безобразное. Когда все узнают, что добро является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно оформляются, высокое и низкое к друг другу склоняются… Поэтому мудрый человек предпочитает недеяние и осуществляет учение безмолвно.

Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное. В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды, но она нападает на крепкое и сильное, и никто не может победить ее.

                                 Лао-цзы

Если наставлять людей с помощью законов, если ограничивать их с помощью наказаний и казней, то в сердцах их не возникнет отвращения к дурным поступкам. Только с помощью нравственных требований и правил поведения можно наставить людей на правильный путь.

Благородный муж живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними. Низкий человек следует за другими людьми, но не живет с ними в согласии.

Имей большое сердце – и не надо большой комнаты.

                                  Конфуций




1. Миф о Сизифе 1941 повесть
2. Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю на примере повести
3.  Вуди Аллен известный американский кинорежиссер сценарист актер писатель музыкант и драматург
4. Технологія виробництва печива цукрового на прикладі Харківської бісквітної фабрики
5. ТЕМА- АНАТОМОФІЗІОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ НЕДОНОШЕНОЇ ДИТИНИ ТА ДОГЛЯД ЗА НЕЮ Оснащення- кювез грілки міху
6.  История АИСИ стр
7. Основы биохимии липидов в организме человека
8. Производство кирпичной кладки и организация труда каменщиков
9. Социально экономическая статистика
10. Метрология стандартизация и сертификация
11. Тема- Установление возможных причин проявления опасностей Цель- изучение методов оценки рисков на осно
12. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня доктора медичних наук Київ ~
13. значимые личностные качества педагога
14. Формирование федеративных отношений в российской федерации- опыт, проблемы, перспективы развития
15. Исследование электромагнитной индукции взаимоиндукции самоиндукции
16. на тему- Проектирование цифрового устройства в пакете Qurts II Вариант 30 Выполнили- студент Байков
17. Особенности валютного контроля в Российской Федерации (РФ)
18. тематике год 10 класс 1
19. велика трудомісткість розрахунків ресурси виділяють не під кінцевий а під проміжний результат немо
20. Экзаменационные вопросы по методологии науки