Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
11
Кафедра культурологии
Реферат по культурологии
На тему:
«Культура Киевской Руси»
Выполнил: студент группы 1бУП2
Журавлев Ф.В.
Проверил: ст. преподаватель
Шоркова С.А.
Москва
2013
Введение
Культура Киевской Руси - яркое явление европейской средневековой культуры. Киевская Русь оставила заметный след в мировой истории. Она просуществовала с IX до середины XIIИ ст. Это была одна из крупнейших монархий раннего Средневековья, которую можно сравнить разве что с империей Карла Великого. Во времена своего наивысшего расцвета она простиралась от Черного до Балтийского моря и Ледовитого океана, от Закарпатья до Северного Предуралья и Волго-Окского междуречья.
Киевская Русь поддерживала политические, экономические и культурные отношения с ближними и дальними соседями - с Великой Степью и Византийской империей, с Болгарским царством, Польским, Чешским и Венгерским королевствами, с итальянскими и немецкими городами, с Данией, Швецией и Норвегией, с Францией и Англией. Династические связи киевских монархов, особенно Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, стали хрестоматийными. Древнерусские купеческие лодки и караваны проложили путь "из варяг в греки", в немалой степени повлияла на культуру и искусство соседей.
Сложность изучения культуры Киевской Руси, особенно ее ранних этапов, объясняется недостатком письменных источников. Античные авторы, хорошо знавшие Средиземноморья, максимум лишь вспоминали о наших далеких предках, о местности и народы, жившие к северу от Дуная и Черного моря. Только в I-II вв. н.э. римские историки Плиний Старший и знаменитый Тацит вспомнили славян, назвав их венедами. Вслед за ними то же сделал великий греческий философ Птолемей в своей "Географии". В VI-VII вв., Когда славяне, расселяясь по юго-востоку Европы, стали осваивать степи Северного Причерноморья, сведения о них появляются в готского хрониста Иордана, византийского дипломата Приска Панийский и византийских писателей Прокопия Кесарийского, Иоанна Эфесского (VI в.).
1. Факторы, которые повлияли на формирование культуры Киевской Руси
В истории Киевской Руси есть две отдельные религиозные и, соответственно, культурные суток. До 988 г., как отмечалось, средством удовлетворения духовных потребностей восточных славян был анимизм, в основе которого лежало обожествление сил природы и поклонения духам предков. Под конец X в. с развитием украинской государственности великокняжеская власть приходит к необходимости создания единой системы официальной религии - христианства. Христианство стало самым сильным оружием в укреплении государственного и социального строя и во всяком отношении имело исключительно прогрессивный характер, с ним начинается новая эпоха в истории нашего народа, характеризуется приобщением к европейской цивилизации. На фундаменте христианства вырастает христианская культура во всех своих проявлениях и формах.
Однако под личиной христианства еще на протяжении веков среди восточных славян сохранялся религиозный дуализм, или двоеверие, которое заключалось в соблюдении языческих за походкой обычаев и обрядов (таких, в частности, как празднования прихода весны, праздник Святого Андрея Первозванного, праздник Калиты), появился новый вид христианства, вобравший, кроме собственно христианской обрядности, культы древних старославянских верований. С принятием христианства в Киевской Руси распространилась новая, утонченная и сложно организованная религия. Христианство принесло в наши земли культ Софии - Премудрости Божией. Мудрость, а с ней вера, надежда, любовь - это христианские ценности, которые нашли отклик в народе, который имеет характер, психологию, в целом менталитет преимущественно женские и прислушивается в своих действиях, прежде всего, к своему сердцу. Недаром среди христианских культов святых наиболее органично украинским народом был воспринят культ Богородицы - Матери всех матерей.
По географическому вектором украинская культура - это, бесспорно, культура европейского типа. А потому в украинской национальной культуре так отчетливо выступает европейский индивидуализм. От антов и волынян VI в. через княжескую эпоху, через казачество и вплоть до XX в. всегда, когда народ имел возможность проявить свою политическую волю, он проявлял одну и ту же характерную черту: склонность отдавать предпочтение индивидуальной свободе над интересами государства, склонность наделять высшей властью вече (совет) и ревностно следить действия своих вождей.
Культура княжеских времен имела за основу местные народные элементы, обнаруженные в богатом быту и словесности, верованиях и народной философии. Эта первобытная культура развивалась на собственной почве, однако испытывала и чужестранных воздействий. В ранние времена эти влияния шли через хазар, арабов, персов как в области искусства, так и самого производства. Влияние Скандинавии сказался на государственной и военной организации Руси. Западноевропейские веяния шли через Венгрию и Германию, проявились в архитектуре, городском праве, употреблении латинского языка, в толерантности к католической церкви.
2. Наука, литература, книг описания.
Литература Киевской Руси взяла начало из произведений, которые были переведены с греческого языка. Наверное, большинство таких книг были церковными. Необходимость в них связан с введением на Руси христианства. Но наряду с церковной переводилась, бесспорно, и светская литература - исторические, естественные, философские произведения, юридические трактаты, беллетристика. Самыми популярными были романы фантастической тематики: "Александрия" - описание завоеваний Александра Македонского, "Повесть об индийском царстве", "Троянская война", "Слово о мудрого Акира", "Стефанит и Ихнилат" - "звериный" эпос и др. Все эти темы свидетельствуют о живой интерес таинственными странами Востока. Вся переводная литература находила место в разнородных сборниках под названиями "Пчела", "Золотой цып" и др.
Из оригинальных литературных произведений быстрее появились проповеди украинского духовенства. Первое место среди проповедников по праву принадлежит Илариону, первому митрополиту украинского происхождения, который написал полон гуманистических идей произведение "Слово о законе и благодати". С распространением христианства складывались описания жизней святых - Ольги, Владимира, Бориса и Глеба, а в конце - "Печерский патерик" - сборник рассказов о киевских угодников. Среди церковной литературы выделяется "Чтение о жизни и погублен ... Бориса и Глеба" Нестора Печерского. Своеобразным ответом на запросы древнерусской жизни второй половины XI в. были "Изборника Святослава" 1073, 1076 Выдающимся публицистом считают князя Владимира Мономаха, перу которого принадлежит известное "Поучение ..." детям.
Неоценим достоянием стала составлена на основе норм украинского обычного права законодательная достопримечательность - "Русская правда". Этот сборник законов князя Ярослава и его преемников легла в основу Литовского устава и законодательства гетманской эпохи.
Широкой популярностью на Руси пользовались произведения Кирилла Туровского. Его "Притча о человеческой душе и теле" подтверждает оппозицию автора к деяниям Андрея Боголюбского. В "Слове о царе" автор обвиняет сильным мира, что они заботятся только о своем теле, но не о душе.
В конце XII в. было написано "Слово о полку Игореве" - жемчужину древнерусской художественной литературы. Найдено это произведение в рукописном сборнике конца XV - начала XVI в. в одном из монастырей России. Сборник был переписан в 1800р. и напечатан, а сам рукопись сгорела во время пожара Москвы в 1812 г. Исследователи обнаружили, что "Слово" написано в 1187 г., а темой его является трагический в последствиях поход 1185 против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича. Главная мысль произведения - слава и честь русской княжеской государства, которое безрассудные князья подвергают опасности и упадок. Этот эпос полон художественными описаниями природы, самого похода, отваги и мужества князей, фольклорными образами все картины полны очарования высокой поэзии.
"Слово" как тема мало чрезвычайное влияние на украинский и другие славянские литературы, породило множество подражателей и переводчиков; украинский язык отдельные части "Слова" переводили Т.Шевченко, Шашкевич, И. Франко, Панас Мирный и др.
Первой иллюстрированной книгой, дошедшей до нас, является "Остромирово евангелие", изготовленное в 1056 - 1057 г для новгородского посадника Остромира. Замечательным памятником книжного искусства стал "Радзивилловской летописи", украшенный 618-цветными миниатюрами, из-заинтересованным в XV в. из древнерусских оригиналов.
Естественную основу тогдашней литературы составила устное народное творчество: песни, предания, легенды, заговоры и заклинания. Особое место занимали песни-былины. Известны былины Киевского и Новгородского циклов. Продолжением и углублением образования способствовали библиотеки, которые создавались при монастырях и церквях. На Руси существовало много библиотек, но первая и наибольшая, основана в 1037г. при Софии Киевской. Любителями книг считались: Ярослав Мудрый, его сын Святослав; князь Николай Святоша тратил на книги всю свою казну и дарил их Печерскому монастырю. Великим книжником летописи называют волынского князя Владимира Васильковича (XIII в.). Много книг имел один из учеников Феодосия Печерского - Григорий. Настоятельная потребность в книгах способствовала возникновению на Руси своеобразного отрасли ремесла, в которую были вовлечены многие людей. Кроме книгописцев и переплетчиков, над книгой трудились редакторы, переводчики, художники, мастера пергамента, ювелиры.
3. Архитектура и изобразительное искусство. Музыка.
Архитектура городов и сел Киевской Руси представлена прежде деревянными постройками. Археологические исследования обнаружили многочисленные остатки срубных построек. Некоторые из них - настоящие шедевры народной архитектуры. Такими, очевидно, были дома зажиточных слоев населения, упоминаемые в письменных источниках под названием "хоромы". В крупных городах княжеско-боярские и купеческие "хоромы" имели два и более этажей. Жилье бедноты - однокамерные дома площадью до 20 м2. Из дерева возводились укрепления древнерусских городов - клети, пустыми башни, а также церкви, храмы. Свидетельство летописи о 600 киевских храмов, уничтоженных пожаром 1124р., Подтверждают это. Контакты с византийской культурой обусловили возникновение монументальной каменной архитектуры. Долгое время считалось, что первой каменной постройкой была Десятинная церковь (989-996 гг.) Однако анализ данных о дворцах княгини Ольги, что старше Десятинную церковь, по крайней мере, на 50 лет, существенно корректирует эту мысль. Первые каменные здания на Руси появились под руководством византийских мастеров. Так, Десятинная церковь принадлежала к крестово-купольных византийского типа храмов. После завершения строительства церкви украшали иконами, драгоценными сосудами, крестами, Владимир вывоз из Херсонеса и унаследовал как приданое за принцессой Анной. Пол был просмотр-Ладена майоликовыми плитами и мозаикой, стены расписаны фресками и украшены мозаичными панно. В украшение Десятинной церкви положено много мрамора, что позволило современникам называть ее "Мраморяною". Первый каменный храм Киевской Руси стал последним оплотом героических защитников Киева от ордынцев в декабрьские дни 1240 Летописец сообщил, что из-за большого количества киевлян, которые собрались на хорах, обвалилось своды, похоронив всех, кто искал спасения от татаро-монголов.
Новый этап развития монументальной архитектуры на Руси представляют здания "города Ярослава" в Киеве. На эту пору древнерусское зодчество приобретает четкие национальные черты. Это говорит такой шедевр архитектуры, как Софийский собор (1037 г.). В архитектурно-художественном ансамбле Софии особую роль играло внутреннее убранство. Разнообразие мозаик, фресок, столбы, арки, откосы оконных проемов - все это поражало великолепием. По примеру Софии Киевской сводились одноименные соборы (1045-1050 г) в Полоцке и Новгороде. В Чернигове по велению брата Ярослава Мудрого Мстислава был построен Спасский собор, который имел сходство с Десятинной церковью.
Во второй половине XI в. культовое строительство получает распространение во многих древнерусских городах. В настоящее время основываются монастыри и именно в них возводятся новые каменные храмы. В Киеве - это соборы Дмитровского, Михайловского, Выдубицкого, Печерского, Кловского монастырей. Первым образцом монастырского храма был Успенский храм Печерского монастыря (1078), строили его греческие мастера. Владимир Мономах построил похожий храм в Ростове. В Киеве близок к Успенскому был Михайловский Златоверхий храм (1108р.).
В Северной Руси в XII в. получили значительное развитие Киевская, Черниговская и Переяславская архитектурные школы. Характерно памятниками этого периода являются храм Федоровского монастыря (1131 г.), церковь Богородицы Пирогощи (1132 г.) на Подоле, Кирилловская (1146 г.), Васильковская (1183 г.) церкви в Киеве; Юрьевская (1144р.) в Каневе; Борисоглебский (1128 г.) и Успенский (40-е годы XII в.) храмы в Чернигове. Близкой к архитектуре Киева и Чернигова была архитектура Владимира-Волынского с известным Успенским (Мстиславовых) собором 1160р. Также центром архитектуры княжеской Руси был древний Галич.
Монументальные сооружения Галичины сведены со светло-серого известняка. За Ярослава Осмомысла формируется княжеский двор, в который входил белокаменный Успенский собор (1157р.). Во время раскопок в Галиче найдены остатки 10 церквей, а единственная, сохранившаяся до наших дней, церковь св. Пантелеймона (1200р.), и на ней видим влияния романской архитектуры соседних стран (Польши, Моравии и Венгрии). Летопись свидетельствует, что в Холме местным зодчим и резчиком Авдия была возведена церковь св. Иоанна ее фасады украшали скульптурные маски, цветная роспись, позолота, вставлены витражи.
Кроме Холма, традиции галицкой белокаменной архитектуры развились во Львове, где в конце XIII в. и в начале XIV в. было построено церкви св. Онуфрия, св. Пятниц и св. Николая. В конце XII - нач. XIII в. монументальная архитектура Руси обогатилась осложнением внешних форм.
Вывод
В развитии культуры Киевской Руси проявлялись как общие закономерности, так и национальные особенности. Ее основа - самобытная культура восточнославянских племен. Принципиальным рубежом в развитии культуры стало принятие христианства. Значительным было влияние византийской культуры. В отличие от Западной Европы, на Руси государство не подпала под власть церкви, и, соответственно, в культуре светские элементы были сильнее. Наметилась прогрессивная тенденция дифференциации духовной культуры. В относительно короткие сроки Киевская Русь сделала огромный шаг, выйдя на общеевропейский уровень, а в некоторых ее сферах превзойдя его. Новые веяния в культуре, большая региональная своеобразие появились в связи с феодальной раздробленностью. Однако для закрепления и развития культурной динамики Русь нуждалась восстановления политического единств.