У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

за этого возникает грусть за утраченной гармонией совершенством чем и рожден трагический гуманизм Барокко

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

Музыкальная культура Украины 17 – первой половины 18 века

Исторические условия развития культуры в Украине

С развитием достижений в области астрономии, механики, физики (Коперник, Дж.Бруно, Галией, Ньютон) пришло трагическое осознание, что человек не является центром мира, организованного по законам ума и гармонии. Из-за этого возникает грусть за утраченной гармонией, совершенством, чем и рожден трагический гуманизм Барокко. Меняется взгляд на человеческую природу. Возникает дуалистическое представление о человеческом существе, которое способное как на добрые, так и на злые поступки. Подчеркивается двойственность его бытия: физическое и духовное. В духовном усматривают единственную надежную основу жизни человека. В эпоху Барокко на смену средневековому аскетизму приходит пуританская умеренность. В отличие от Средневековья, в Барокко нет категоричного осуждения земных благ, а проповедуется умное самоограничение. Однако перед человеком эпохи Барокко согласно морально-этическим нормам христианства стоял выбор между земными наслаждениями (гедонизмом), которые вели к аду, и праведной земной жизнью, духовным усовершенствованием (аскетизмом), которые велели к небесному раю.

В украинском музыкальном искусстве Барокко наиболее ярко проявилось от середины 17 к середине 18 ст. Так как эпоха Ренесанса в Украине проявилась не полностью, то некоторые его функции взяло на себя Барокко. Общественно-исторической почвой Барокко в Украине была активизация социальной и национально-освободительной борьбы, возникновение козацко-гетманского государства.

К концу первой половины 17 ст. социальные отношения на украинских землях, которые принадлежали Речи Посполитой, обострились. Причиной этого была колониальная политика, которую проводило это государство. Она выражалась в национально-религиозном и социальном угнетении украинцев, преследовании их православной веры, культуры, языка. Это привело к восстанию, которое переросло в антифеодальную, национально-освободительную революцию под руководством Богдана Хмельницкого (1648-1654 гг.). На Западе в то же время происходила буржуазная революция в Англии, возглавляемая Кромвелем.

Чтобы сохранить новообразованное государство, Б.Хмельницкий решился на переговоры с Москвой. Они завершились Переяславским соглашением 1654 г. По нему, Украина перешла в состав Московского государства, но при этом сохраняла довольно широкую автономию, республиканскую форму правления, выборность всех руководящих должностей, собственные вооруженные силы, свое административное устройство, свои финансы и налоговую систему. Украина имела право дипломатических отношений с иностранными государствами. Московский царь, согласно настоящему соглашению, соглашался защищать украинцев от захватчиков и не вмешиваться в их внутренние дела, а украинцы обязывались платить царю налоги и предоставлять военную помощь.

Козацко-гетманское государство имело республиканскую форму правления. Во главе стoял гетман, которого избирал общевойсковой казацкий совет. Гетман концентрировал в своих руках политическую, административно-военную и судебную власть. Территория Украины была разделена на полки во главе с полковниками, которые имели старшину. Полки делились на сотни во главе с сотниками. Все эти должности были выборными; их избирало казацкое население соответствующей области. Большие города, которые имели магдебургское право, сохраняли самоуправление. Меньшие города без этого права подчинялись казацкой администрации. Киев считался столицей Украины, но из-за того, что в 1651 г. он был очень разрушен, основная резиденция Б. Хмельницкого и его преемников помещалась в Чигирине.

Вскоре после Переяславского соглашения стало очевидным, что московский царь не собирается его соблюдаться. Царское правительство опасалось, чтобы те процессы, которые происходили в Украине, не перекинулись и на Московию. Поэтому он добивался, чтобы законы Московского государства распространялись и на Украину. Такие опасения имели основания, потому что в то время отличия между Украиной и Московским государством были очень существенными. Украина была республикой демократического типа с выборностью гетмана и всех правительственных должностей, а Московия - монархическим государством с единовластием. Украина стояла на грани отмены феодальных повинностей, а в Московии процветало крепостничество. В Украине существовало самоуправление, а в Московии ничего подобного не было.

В 1660 г. между Москвой и Польшей началась война за власть над Украиной. Согласно Андрусевскому перемирию 1667 г., Украина была разделена на две части. Польша оккупировала Правобережье, а Левобережье осталось в составе Московского государства. Киев вместе с окраинами отошел к левобережной части. Запорожье имело двойную подчиненность - российскую и польскую.

Следующий период в истории Украины имеет точное название «Руина» из-за тяжелых времен, постигших украинский народ. Царская администрация назойливо стремилась ликвидировать гетманское правление, самоуправление в Украине. Выйти из этой сложной ситуации старался гетман И.Мазепа, которого не удовлетворяла политика Петра І, направленная на ликвидацию украинской государственности. Воспользовавшись ситуацией, когда события Северной войны между войсками шведского короля Карла ХІІ и Петра І были перенесены на территорию Украины, Мазепа начал переговоры с Карлом ХІІ и польским королем Станиславом Лещинским и заключил с ними союзническое соглашение. Настоящее соглашение утверждало полную независимость Правобережной и Левобережной Украины.

После поражения шведского короля под Полтавой в 1709 г. и раскрытия тайного союза между Мазепой и Карлом ХІІ царизм начал страшный, кровавый террор и беспощадные репрессии в Украине.  Гетман Мазепа вместе с 4 тысячами запорожцев убежали в Молдову, к Бендерам. В 1709 г. Мазепа умер, и гетманом в изгнании был избран писарь Филипп Орлик. Именно он и составил конституцию, которая должна была действовать, когда он придет к власти в Украине. Это была первая конституция в Европе. Она должна была обеспечить демократическо-республиканское устройство и независимость Украины. К сожалению, планы Орлика не были реализованы. В 1722 г. по приказу Петра І было ликвидировано гетманское правление и создана Малорусская коллегия, подчиненную цapскому правительству.  

Музыкальная культура

Народное творчество. В музыке устной традиции продолжают развиваться те жанры, которые зародились еще в предыдущий период (в 15 - в начале 17 ст.). Но во второй половине 17 - первой половине 18 ст. они обогащаются новой тематикой и новыми музыкально-стилевыми чертами. К тому времени приходится расцвет украинского эпоса, который в это время достиг вершины своего развития. Он стал народной летописью, которая отобразила главнейшие исторические события эпохи национально-освободительною борьбы украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкогo против польско-шляхтецкогo порабощения. В этот период возникло много дум и исторических песен, которые дошли до нашегo времени. Кроме эпоса, во второй половине ХУІІ - первой половине ХУІІІ ст. развиваются и другие жанры украинского фольклора: чумацкие песни, баллады, семейно-бытовая лирика, танцевальные жанры. К середине 18 ст. уже сложился основной классический фонд украинского фольклора.

Музыкальное образование. С конца 16 ст. музыкальное образование сосредоточивается в братских школах. При них функционировали хоры, которые пели в церквях и на разных торжествах. С внедрением в украинских церквях в конце 16 ст. многоголосого пения, в музыкальном образовании и хоровом исполнительстве заметное место заняла многоголосая (партесная) музыка.

Музыка как одна из «семи свободных наук» была обязательной в братской школе, а со временем и в Киево-Могилянской коллегии (Академии). Существовали хор академический и хор при Братском монастыре, в котором принимали участие студенты Академии. Эти два хоры были наилучшими в Киеве. Академический хор принимал участие в разных праздниках во время торжественных приемов гостей, диспутов, рекреаций (майских развлечений на природе). Хор пел и в театральных спектаклях. Студенты Киевской академии музицировали и вне стен своего заведения. Бедные студенты создавали небольшие хоровые группы и странствовали с ними по городу и ближайшим селам.  Таким образом, студенты академии содействовали распространению кантового музыкального жанра, а также рождественских спектаклей – вертепов.

Духовные и светские канты. Внецерковная духовная песня появилась в украинском фольклоре в 13-14 ст. Кант же представляет собой новый этап развития духовной песни, и его возникновение связано с зарождением в конце 16 - в начале 17 ст. украинской книжной поэзии на украинском языке. В тогдашней украинской поэзии возник жанр духовной песни, которую предполагалось петь. В развитии канта особую роль сыграли образовательные центры (братские школы, колегии, Киево-Могилянская академия), где студенты благодаря курсам поэтики и риторики владели искусством поэзии и красноречия, где знали музыкальную грамоту и были хорошо осведомлены с церковным пением.

Канты создавали конкретные авторы, которые иногда отмечали свою фамилию в акростихе. Среди авторов кантов были известные общественные и церковные деятели, ученые, писатели - такие, например, как Димитрий Туптало, Лазарь Баранович, Феофан Прокопович, Епифаний Славинецкий, Тимофей (Георгий) Щербацкий и др. Но авторство большинства кантов анонимное. Среди творцов кантов были и студенты, странствующие дьяки, монахи и другие представители городского населения. Большинство кантов зафиксировано в специальных сборниках (песенниках), в которые записывались популярнейшие произведения этого жанра. Переписчиками и авторами таких сборников были священники, дьяки, студенты и т.п. - преимущественно городской люд. Сборники кантов известны с конца 17 ст.; самое большее их количество приходится на вторую половину 18 ст. К сожалению, в Украине сохранилось небольшое количество кантовых рукописей, и в большинстве из них представлено лишь словесные тексты кантов.  

Многоголосая (партесная) церковная музыка.

Украинские партесные концерты 1 пл. 18 в. : Д-13

Многоголосное пение в украинских церквях начало вводиться в конце XVI ст. Многоголосное церковное пение в XVII ст. в Украине называли партесным. Партесное пение дошло до нашего времени в виде рукописных хоровых партий-поголосников, хоровые же партитуры отсутствуют. Возможно, из-за такой записи этого пения (хоровыми партиями) оно и называется партесным. В Киеве хранится свыше шестисот партесных произведений из Киево-Печерской лавры и Софии.  Хотя партесная музыка — это авторские произведения, однако большинство из них дошли до нас как анонимные. Однако в партесной музыке XVII — первой половины XVIII ст. прослеживаются тенденции перехода от анонимности к фиксированности авторства. Однако композиторы еще не акцентировали внимания на создании индивидуального и неповторимого, а опирались на типичное, на характерные признаки жанра. Поэтому индивидуальный композиторский почерк в партесных произведениях рассматриваемого периода еще слабо выражен.  В реестре нотных тетрадей Львовского братства 1697 г. отмеченны такие украинские композиторы партесных произведений XVII ст., как Николай Дилецкий, Симеон Пекалицкий, Василий Титов и многие другие.  

Рукописи  партесных произведений второй половины XVII— первой половины XVIII ст. свидетельствуют, что многоголосное изложение в это время достигло значительного разнообразия, но при этом выделяются два его вида: постоянное и сменное многоголосие. Постоянное аккордовое многоголосие, в котором одновременно звучали все голоса, использовалось в партесных «обработках» церковных монодичных напевов, в отдельных частях Службы и др. Оно же было характерно и для кантов. В сменном многоголосии сопоставлялось звучание всех хоров вместе и нескольких голосов (ансамбля), а также гармоничной и полифонической фактуры. Именно сменное многоголосие и является найхарактернешим признаком украинского партесного пения. Оно имеется в обиходных пениях Литургии, в канонах, а также в большом количестве произведений, названных «концертами». В многоголосом изложении украинские композиторы второй половины XVII — первой половины XVIII ст. ориентировались на четырехголосную аккордовую вертикаль (четырехголосный хор), которая может удваиваться, утраиваться и т.д. Многохорные композиции (восьми-, двенадцати-голосе и больше) являются характерным признаком партесного пения.

Н.Дилецький под термином «концерт» понимал не жанр, а способ концертного музыкального изложения — попеременное звучание голосов, хоров (сменное многоголосие). Наверное, именно этим и руководствовались тогдашние композиторы, называя большинство партесных произведений концертами, независимо от места их исполнения в Службе. 

Творцы партесного концерта стремились расшевелить, умилить душу человека, вызвать состояние приподнятости, величия, а также сочувствия, сопереживания и любви. В нем переданы контрастные эмоциональные состояния: торжествующая радость и глубокая грусть, панегиризм и лирическое просветление. Партесная музыка передавала душевное беспокойство человека, его внутреннюю борьбу. Однако она давала человеку в храмах и душевное успокоение и душевный катарсис. Все это создавалось новыми музыкальными средствами барочной стилистики. В панегирической и лирико-драматической образности наиболее ярко отобразились особенности барочного стиля.  Однако в партесной музыке есть и другая эмоциональная образность, в частности просветленная лиричность.

Усвоив композиторскую технику «латинского» духовного концерта, украинские композиторы написали оригинальные и самобытные произведения, которые отличаются от польской и западноевропейской духовной музыки. Таким образом, в то время сформировался украинский стиль партесной музыки и создалась украинская композиторская школа церковной музыки.

«Грамматика музыкальная» Николая Дилецкого. Значительное распространение многоголосое церковного пения в Украине требовало написания новых партесных произведений. Для их исполнения нужны были хорошо наученные регенты (дирижеры), певцы-хористы. Партесные произведения концертного стиля были сложными как для написания, так и для исполнения. Поэтому возникшая потребность в музыкальных «грамматиках», которые бы давали необходимые знания как исполнителям, так и творцам партесной музыки. Виднейшим украинским теоретиком партесной музыки был композитор . Дилецький. Его теоретическая работа «Грамматика музыкальная» стала очень важным пособием для композиторов и певцов-хористов.

PAGE  3




1. ru Москва 23 апреля 2013 11-25-007 В КАЗАНИ ЗАВЕРШИЛСЯ РОЗЫГРЫШ КУБКА СТРАНЫ ПО ПЛАВАНИЮ - Российская газета
2. по теме- Meine Fmilie
3. . Все приемы стимуляции проводятся при условии хорошего настроения у ребенка и взрослого; в игровой
4. Дипломная работа- Информационная безопасность Российской Федерации
5. Основные надписи
6. Personl detils - ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ Surnme Nme - Фамилия имя Vldyslv Grybko
7. Право собственности на природные объекты
8. 2 УПРАЖНЕНИЯ 1 Вместо точек поставьте соответствующий артикль в нужном падеже и числе где это необходимо
9. От имени науки О суевериях XX века Олег Мороз От имени науки
10. Conslt Stndrd Qulity ответственностью
11. Выполнил студент группы Проверил-
12. Статья- Источники Истории Апостольского Века
13. Тема 1 ВВЕДЕНИЕ Автомобильный транспорт играет существенную роль в транспортном комплексе страны регуля
14. Бытовая лексика древнегреческой ранней лирики
15. Курсовая работа- Реформирование бухгалтерского учета в России
16. Начальная школа ~ детский сад г
17. Зарождение экономической теории
18. ВосточноСибирский государственный технологический университет ГОУ ВПО ВСГТУ Методические
19. за витратами; усі відповіді помилкові
20. Социальное поведение нормальных клеток и антисоциальное поведение опухолевых клеток