У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства совсем недавно понимаемого как со

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Глобализация

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.[1]

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов[2].

Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.[3].

Вместе с тем, происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась»[4]. На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание международной торговли.

История[правитьправить исходный текст.

Некоторые черты глобализации проявились уже в эпоху античности (Александр Македонский). Римская империя была одним из первых государств, которое утвердило свою гегемонию над Средиземноморьем и привело к глубокому переплетению различных культур и появлению межрегионального разделения труда в Средиземноморье.

Истоки глобализации находятся в XII—XIII вв., когда одновременно с началом развития рыночных (капиталистических) отношений в Западной Европе[5] начался бурный рост европейской торговли и формирование «европейской мировой экономики» (в соответствии с определением Валлерстайна). После некоторого спада в XIV—XV вв. этот процесс продолжился в XVI—XVII вв.[6] В эти столетия устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания, торговавшая со многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В этот период несправедливая торговля с развивающимися странами носила характер империалистической эксплуатации.

В первые десятилетия XX века процессы глобализации продолжались, чему не смогла помешать даже Первая мировая война. В целом за период с 1815 г. по 1914 г. объёмы совокупного экспорта стран Европы выросли приблизительно в 40 раз. Но рост международной торговли продолжался и в 1920-е годы, когда произошла даже некоторая либерализация внешней торговли западноевропейских стран. Резкий обвал международной торговли и свертывание глобализации произошли в 1930-е годы, после начала Великой депрессии и введения ведущими западными державами в 1930—1931 гг. высоких импортных пошлин.[7]

После Второй мировой войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Ей способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а также доступности международной телефонной связи. Устранением барьеров для международной торговли с 1947 года занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (GATT) — серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами. Но действительный прорыв в этом направлении произошёл после «Кеннеди-раунда» (серии международных конференций в рамках GATT в 1964—1967 гг.). Как пишет экономический историк П. Байрох, «в Западной Европе действительная либерализация торговли произошла после Кеннеди-раунда».[8] В 1995 году 75 участников GATT образовали Всемирную торговую организацию (ВТО).

Имеются также крупные региональные зоны экономической интеграции. В 1992 году Европейский союз стал единым экономическим пространством после заключения Маастрихтских соглашений. Это пространство предусматривает отмену таможенных пошлин, свободное движения труда и капитала, а также единую денежную систему на основе евро. Менее тесная интеграция наблюдается между участниками Североамериканской зоны свободной торговли: США, Канадой и Мексикой. Большинство бывших советских республик вступили после его распада в Содружество Независимых Государств, обеспечивающее элементы общего экономического пространства.

Политика и управление[править | править исходный текст]

Глобализация тесно связана с процессом централизации субъектов управления (централизации власти).

В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. Наблюдается процесс трансформации национальных государств в постсовременные. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает всё большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на внутренние дела государства. Причём регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов.

Проблемы глобальной политики решаются в основном двумя клубами, такими как: Большая восьмёрка и Большая двадцатка; причём второй касается в основном экономических проблем.

Экономика[править | править исходный текст]

Глобализация экономики — одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учётом мировой конъюнктуры, а экономические подъёмы и спады приобретают планетарные масштабы.

Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере, потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.

Глобализация экономики — сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создаёт условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несёт негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард». Глобализация распространяет конкурентную борьбу на всех участников, в том числе на слабые страны, что приводит к разорению малого бизнеса, снижению уровня жизни населения и др.

Сделать положительный эффект глобализации доступными максимальному числу стран, и при этом смягчить негативные последствия — одна из декларируемых целей международной политики.

ВТО констатирует, что последние десятилетия объём мировой торговли растёт значительно быстрее, чем всё мировое производство[9]. Так, за 1950—2000 гг. мировая торговля выросла в 20 раз, а производство — в 6 раз. В 1999 г. общий объём экспорта составил 26,4 % от мирового производства по сравнению с 8 % в 1950 г.

Культура[править | править исходный текст]

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

Результаты исследования World Values Survey, в котором были проанализированы 65 стран и 75 % мирового населения, показали, что основные культурные ценности сохраняются, несмотря на глобализацию. Более того, традиционные ценности, изменённые под влиянием глобализации и модернизации, могут восстанавливаться[10].

Американизация[править | править исходный текст]

Глобализация нередко отождествляется с американизацией, что связано с усилившимся во второй половине XX века влиянием США в мире. Голливуд выпускает бо́льшую часть фильмов для мирового проката. В США берут своё начало мировые корпорации: Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Apple, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. McDonald’s из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald’s, журналом The Economist анализируется покупательная способность разных валют (индекс Биг-Мака).

Несмотря на то, что McDonald’s часто символизирует глобализацию, при ближайшем рассмотрении меню этих закусочных учитывает местные обычаи и очень часто включает множество самых разных местных блюд. Например, в Гонконге это Сёгунбургер (терияки из свинины с салатом на булочке с кунжутом), в Индии — Макалу Тиккибургер, вегетарианский бургер с картофелем, горохом и специями, МакШаверма в Израиле, МакАрабиа в Саудовской Аравии и так далее. Таким же образом поступают и многие другие международные корпорации, например, Coca-Cola[11].

Однако в глобализацию вносят свой вклад и другие страны. Например, один из символов глобализации — IKEA — появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а известная программа для IP-телефонии Skype была разработана эстонскими программистами.[12]

Глобальное общество[править | править исходный текст]

С начала XXI века в мировом научном сообществе становится всё более популярной концепция глобального общества (global society), с точки зрения которой все люди Земли являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира. Эта концепция значительно упрощает рассмотрение процессов глобализации, которые в этом случае превращаются в обычные общественные преобразования в рамках глобального общества.

Идеи глобального общества высказывались древнегреческим мыслителем Диогеном, он использовал понятие космополит, то есть гражданин мира или гражданин космополии (общества мира). В мировоззрении жителей Китая, Средней Азии, Монгольской империи Чингисхана, важное место занимала идея Поднебесной — всей Земли (под Небом) и человеческого общества, существующего на её просторах. В последнее время теорию глобального общества активно развивал И. Валлерстайн[13].

Процессы глобализации с социологической точки зрения: определения и концепции

 



Процессы глобализации стали активно обсуждаться научным сообществом в конце ХХ века. Все социальные процессы оцениваются сегодня только с учетом процессов глобализации. Специфика глобализации заключается в усилении связей самых разных, порой противоречивых феноменов. Глобализация является объектом изучения как отечественных (В.И. Добреньков, А.С. Панарин, Н.Е. Покровский, С.Л. Удовик, А.И. Уткин), так и зарубежных социологов (З. Бауман, У. Бек, Э. Гидденс, М. Кастельс).

Существует множество определений глобализации. Это связано с многогранностью самого понятия. В своем исследовании мы прежде всего ориентируемся на точку зрения В.И. Добренькова.
Глобализация (в широком значении) – это объективный естественный процесс интеграции человечества в единое целое. Глобализация проявляется в том, что социальные процессы в одной части мира во все большей степени определяют происходящее в др. частях мира. Происходит сжатие пространства, время спрессовывается, географические и межгосударственные границы становятся все более легко преодолимыми.
Глобализация (в узком смысле) (либеральная глобализация) – это род геополитики, направленный на распространение своего культурного влияния со стороны какой-либо страны или нескольких стран на весь мир. Политическим лидером глобализации сегодня являются Соединенные штаты Америки, всевозможными средствами навязывающие свою волю другим странам [3, с. 3].

При анализе процессов глобализации авторы, как правило, учитывают глобализацию как в широком, так и в узком значении. Однако, давая определения глобализации авторы зачастую акцентируют внимание на объективных сторонах процесса. Вот как, например, определяет глобализацию А.С. Панарин: «процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга привычными протекционистскими барьерами и границами, одновременно и препятствующими их общению, и предохраняющими от их неупорядоченных внешних воздействий» [7, с. 183].
А.И. Уткин в своем определении глобализации акцентирует внимание на экономическом аспекте. По его мнению, глобализация – это «слияние национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на быстром перемещении капитала, новой информационной открытости мира, технологической революции, приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, коммуникационном сближении, планетарной научной революции» [8, с. 181]. Стоит отметить, что процессы глобализации изначально (70-е гг ХХ в.) рассматривались учеными именно в экономической точки зрения, собственно социальные изменения стали рассматриваться через призму глобализации позже (с середины 80-х гг).

В настоящее время глобализация рассматривается социологами с двух основных позиций:
1. как сквозная характеристика любой сферы общества или социально значимого процесса;
2. как самостоятельная сущность, формирующая собственные институты, структуры, механизмы и социальные последствия [3, с. 133].

Глобализация как процесс интеграции человечества в единое целое происходит одновременно во многих сферах жизнедеятельности общества. Выделяется глобализация культуры, экономической сферы, политических процессов, языка, миграционных процессов и др. Все эти процессы составляют глобализацию, имеющую место в современности. Можно спорить о том, какой именно процесс является первичным и определяющим, однако, на наш взгляд в данном случае мы рискуем смешать понятие глобализации с ее причинами или предпосылками. Существует также опасность смешивания сущности глобализации с ее социальными последствиями, выражающимися в изменении социальной структуры, семейных отношений, поляризации общества и др.

Произнося термин «глобализация», ученые имеют в виду следующие процессы:
• расширение деятельности и всемирная экспансия транснациональных корпораций;
• существование наднациональных политико-экономико-социальных акторов – ООН, НАТО, «Большая восьмерка», ЕС и др., оказывающих огромное влияние на жизнедеятельность стран;
• образование единого финансового рынка, усиливающего свое влияние на экономику отдельных стран, регионов, компаний посредством новых финансовых инструментов;
• образование сложных экономических взаимосвязей регионов;
• увеличение масштабов международной миграции населения, вовлечение все большего числа стран мира в миграционное взаимодействие, качественное изменение структуры миграционных потоков в соответствии с потребностями глобализирующегося рынка труда [4, с. 194];
• «американизация» и «вестернизация» культуры (повсеместное распространение культуры потребления);
• формирование этнопланетарного мышления (способность людей представлять себя жителями Земли прежде, чем жителем определенной страны или наряду с этим нести ответственность за всю планету (хотя бы в мышлении) [3, с. 31];
• увеличение контактов представителей разных стран, культур, национальностей и т.п. благодаря сети Интернет, телевидению, радио;
• повсеметстное распространение английского языка как глобального.

Данные процессы и называются процессами глобализации. Далее мы обратимся к концепциям глобализации, оказавшим существенное влияние на теорию глобализации.
Каждая из рассматриваемых концепций представляет собой построение некой теоретической модели глобального общества. Далее мы рассмотрим концепции И. Валлерстайна, Р. Робертсона, У. Бека и М. Кастельса.

Мир-системная модель И. Валлерстайна
И. Валлерстайн является ведущим представителем современной неомарксистской исторической социологии. Именно с этим социологом связано начало осмысления процессов глобализации (в экономической сфере).
В центре внимания И. Валлерстайна – современная или капиталистическая мир-система (мир-системы – это культурно разнородные социальные системы), которая относится к типу «мир-экономики». Формирование мировой капиталистической экономики, по мнению этого ученого, начинается с ХVI столетия. При этом решающую роль сыграли особенности экономического развития Западной Европы, позволившие ей стать ядром мировой капиталистической системы.
Как пишет Валлерстайн: «современная миросистема родилась из консолидации мировой экономики. Вследствие этого у нее было время достичь своего полного развития в качестве капиталистической системы. По своей внутренней логике эта капиталистическая мировая экономика затем расширялась и охватила весь земной шар, поглощая при этом все существующие мини-системы и мир-империи. Поэтому на конец Х1Х века впервые за все время на земном шаре существовала только одна историческая система. И сегодня мы еще находимся в той же ситуации» [2, с. 115-116].
Характеризуя мировую капиталистическую систему, И. Валлерстайн выделяет в ней ядро, полупериферию и периферию. Ядро системы образуют экономически развитые страны, подвергающие эксплуатации менее развитые периферийные регионы. Если в странах ядра устанавливаются капиталистические отношения, то для периферийных зон характерно преобладание принудительного труда в форме крепостничества или рабства. Полупериферийные регионы занимают промежуточное положение в миросистеме: они не столь экономически развиты, как ядро системы, и в них сохраняются феодальные пережитки.
Современная мир-система подчинена закону неограниченного накопления капитала. Ядро капиталистической мир-системы характеризуется концентрацией капитала и высококвалифицированной и образованной рабочей силы, высокотехнологичных производств, интенсивной торговлей, высоким уровнем развития науки и образования, развитой социальной дифференциацией и разделением труда, наличием мощного государства и бюрократии. Для периферии характерны низкая концентрация капиталов, производство сырья, полуфабрикатов и потребительских товаров, низкоразвитое разделение труда, слабое государство. В конце ХХ века Россия находилась в положении полупериферии [3, с. 168].
Заметное внимание в концепции Валлерстайна уделяется межгосударственным отношениям, складывающимся в рамках миросистемы. В течении сравнительно непродолжительного времени одно из государств может находиться в положении гегемонии. Это означает, что данное государство обладает явными преимуществами перед своими соперниками как в экономической, так и в военной сфере.
Валлерстайн предсказывает крах мировой капиталистической экономики в первой половине ХХ1 века. И на это есть несколько причин:
1. «Истощение мирового фонда доступного дешевого труда» [3, с. 170];
2. Истощение ресурсов современной мир-системы детерминировано «сжатием средних страт» [3, с. 170];
3. Экологический кризис, подывающий экономику;
4. Демографический разрыв между странами Севера и Юга [3, с. 170].
Мир-системная модель Валлерстайна позволяет осмыслить как объективный процесс глобализации, так и отчасти либеральную глобализацию. Она объясняет различия уровня жизни населения различных стран. В то же время политический пафос этой концепции вселяет надежду противникам либеральной глобализации (и гегемонии США), как явления, которое в будущем исчерпает себя.

Концепция сетевого общества М. Кастельса
В своем исследовании «Информационная эпоха: экономика, культура, общество» Кастельс предпринял попытку всестороннего анализа социальных изменений в современном мире, связанных с принципиально новой ролью информационных технологий. Кастельс рассматривает социальную структуру «сетевого общества», которое характеризуется одновременной трансформацией экономики, политики и культуры. С его точки зрения, новые информационные технологии, являющиеся необходимым инструментом такой всесторонней трансформации не могут считаться ее причиной.
Согласно Кастельсу, социальная структура сетевого общества основана на новой экономике. Хотя эта экономика является капиталистической, она представляет собой новую разновидность информационного и глобального капитализма. Важнейшими источниками производительности и конкурентоспособности в такой экономике становятся знания и информация. Процесс производства зависит от доступа к информационным технологиям, а также от качества человеческих ресурсов и их способности управлять новыми информационными системами. Все центры экономической активности оказываются тесно взаимосвязанными и зависят от глобальных финансовых рынков и международной торговли. В целом новая экономика организована вокруг информационных сетей, не имеющих центра, и опирается на постоянное взаимодействие между узлами этих сетей.
Анализируя изменения в социальной структуре, Кастельс отмечает возрастание социального неравенства и поляризации в глобальном информационном обществе. Решающее значение, по его мнению, приобретает фрагментация рабочей силы на обладающих высокой квалификацией информациональных производителей и основную массу работников, не связанных с новыми технологиями.
Согласно Кастельсу, в информационном обществе происходит трансформация отношений власти. Изменения в политической сфере связаны прежде всего с кризисом национального государства. В результате глобализации капитала, а также децентрализации властных полномочий, во все большей степени переходящих к отдельным регионам, значение институтов государственной власти заметно уменьшается. Кастельс рассматривает также роль средств массовой информации в политической жизни современных обществ. По его мнению, политика сегодня осуществляется посредством манипулирования символами в СМИ.
В целом Кастельс характеризует сетевое общество как расширяющуюся систему. проникающую различными путями и с разной интенсивностью во все регионы мира.
Анализ взаимосвязи глобализации и информатизации, проведенный Кастельсом, является знаковым в истории социологии. Он провел именно социологический анализ, фиксируя, как изменились социальные отношения и социальная структура. При этом автор описал различные сферы жизни общества, представив комплексный анализ глобализационных процессов.

Концепция глобализации культуры Р. Робертсона
Формулировка концепции глобализации, подчеркивающая роль культурных факторов в этом процессе, представлена в работах Р. Робертсона. Под глобализацией Робертсон понимает «сжатие» мира и усиление взаимозависимости всех его частей, что сопровождается все более распространенным осознание целостности, единства мира [6, с. 81]. Таким образом, в концепции Робертсона выделяется, с одной стороны, объективный процесс расширения взаимодействия между различными регионами мира, а с другой – отражение этого процесса в сознании людей.
По мнению Робертсона, глобализация всегда сопровождается локализацией. Глобальное и локальное не являются взаимоисключающими понятиями. Следствием глобализации становится то, что различные локальные культуры вступают во взаимодействие друг с другом. Робертсон рассматривает процесс глобализации на фоне плюрализма культур. С его точки зрения, глобализация не означает универсального распространения каких-либо социальных институтов и культурных символов. Каждая локальная культура по-своему реагирует на процессы глобализации.
Концепция Робертсона учитывает культурное своеобразие групп людей и утверждает некоторую автономность культуры от глобализационных процессов. Глобализация в этой концепции являет собой только некий вызов, на который должны ответить культуры, а не поглощение западной культурой всего культурного многообразия.
Также важны взгляды Робертсона в части обращения к умам людей. Социологи привыкли рассматривать глобализацию на наднациональном уровне, говорить о изменении роли городов и стран. Робертсон же обращает внимание на восприятие глобализации людьми, утверждая, что изменение их восприятия также является частью глобализационных процессов.

Анализ концепций глобализации, представленный У. Беком
У. Бек предпринял попытку проанализировать концепции глобализации. Прежде всего Бек проводит различие между глобализмом, глобальностью и глобализацией. Под глобализмом он понимает неолиберальную идеологию господства мирового рынка. Глобальность означает возникновение мирового общества, в рамках которого ни одна страна или группа стран не может существовать обособленно. Наконец, глобализация представляет собой процесс формирования транснациональных социальных связей.
Характеризуя различные концепции глобализации, Бек выделяет 2 основных подхода. Некоторые исследователи стремятся выявить одну доминирующую логику глобализации. В качестве таковой чаще всего рассматривается развитие мировой капиталистической системы (например, концепция Валлерстайна), хотя центральная роль может отводится политическим либо культурным процессам (например, концепция Робертсона). С другой стороны, существует точка зрения, которую разделяет и сам Бек, что глобализация определяется несколькими различными факторами. Бек пишет: «рядом друг с другом существуют различные собственные логики экологической, культурной, экономической, политической и общественно-гражданской глобализации, несводимые друг к другу и не копирующие друг друга, а поддающиеся расшифровке и пониманию только с учетом их взаимозависимостей» [1, с. 26].
Резюмируя выводы изложенных концепций, можно сказать, что глобализация подразумевает следующие изменения:
• кризис национального государства;
• формирование сетевого общества (без центра), где социальные связи осуществляются неиерархически;
• различные «ответы» культур на «американизацию»;
• формирование транснациональных социальных связей;
• осознание людьми единства мира;
• манипулирование символами и значениями для достижения социально значимых целей.

Понятие глобализации стало широко использоваться в социологии с конца 80-х годов. При этом под глобализацией понимался процесс расширения взаимосвязей и усиление взаимовлияния между различными удаленными друг от друга регионами мира. Этот процесс проявлялся в разных сферах общественной жизни: в экономической, политической, культурной.

Первоначально ряд социологов обратили основное внимание на экономические аспекты глобализации. Еще в 70-е годы американский социолог Иммануил Валлерстайн сформулировал
теорию «мир-система». Он выделял два основных типа мир-системы—мир-империя и мир-экономика.

Мировая империя основывается на
политическом господстве над подчиненными народами и основным историческим примером выступает Римская империя. Как отмечает Валлерстайн, попытки воссоздания единой империи продолжались в Европе на протяжении многих столетий, но не привели к успеху. С 16 века начинается развитие нового типа миросистемы— мировой капиталистической экономики.

В рамках этой системы Валлерстайн выделяет ядро, состоящее из наиболее экономически развитых стран и периферию, которая подвергается эксплуатации со стороны ядра системы. Рассматривая развитие данной системы, Валлерстайн выделяет такие процессы, как колониальная экспансия государств Европы, расширение международного разделения труда, изменение в характере межгосударственных отношений в рамках ядра миросистемы. Как отмечает Валлерстайн, одна из стран, входящих в это ядро, может находиться в положении гегемонии, то есть обладать явным экономическим и военным превосходством над соперничающими государствами.

Например, в середине 19 века в таком положении находилась Великобритания, а в середине 20 века— США. Вместе с тем, как подчеркивает Валлерстайн, с течением времени наступает упадок гегемонии, прежде всего в силу экономических причин. По мнению этого социолога, начало упадка американской гегемонии в миросистеме приходится на 70-е годы. Одним из свидетельств этого явился рост активности различных антисистемных социальных движений на рубеже 60–70 годов. В целом Валлерстайн обращался главным образом к экономическим аспектам глобализации. Политические последствия этого процесса исследовал в частности британский социолог Энтони Гидденс. В своих работах 80–90 годов он анализировал социальные изменения, происходящие в современном
обществе или обществе модерна. Согласно Гидденсу, эпоха модерна охватывает примерно последние 200 лет истории стран Запада, то есть она начинается на рубеже 18–19 веков.

Как отмечает этот социолог, в период модерна значительно возрастает скорость социальных изменений и меняется характер основных социальных институтов. По мнению Гидденса, в большинстве социальных
теорий, описывающих общество модерна, выделялся какой-то один основной, доминирующий социальный институт. Такое общество рассматривалось как капиталистическое или как индустриальное, но с точки зрения Гидденса капитализм и индустриализм представляли собой две различных хотя и взаимосвязанных характеристики общества модерна.

Еще одной отличительной чертой такого
общества является возникновение современного национального государства, которое создает систему административного контроля на определенной территории. В целом, как отмечает Гидденс, капиталистическая рыночная экономика, связанная с индустриальным производством позволяет добиться наибольшей степени экономической эффективности, а национальное государство контролирует собственную территорию более эффективно, чем предшествовавшие ему типы государства. И в результате происходит процесс распространения капиталистической экономики и системы национальных государств по всему миру, что и образует согласно Гидденсу суть процесса глобализации.

Как отмечает Гидденс, глобализация порождает нестабильность в общественной
жизни. В результате этого процесса возрастает зависимость людей от социальных институтов, находящихся на все большем удалении от них и все в меньшей степени поддающихся контролю с их стороны. Возрастает риск, связанный с функционированием разных экономических институтов: рынка и биржи. А кроме того возникают принципиально новые источники риска, практически не поддающиеся прогнозированию, как например экологические катастрофы.

Проблему экологического риска в современную эпоху исследовал немецкий социолог Ульрих Бек, который сформулировал концепцию
общества риска. Как отмечает Бек, развитие современной промышленности неизбежно связано с риском загрязнения окружающей среды, в частности вредными химическими веществами и радиацией. В своих работах Бек изучал социальные и политические последствия экологической угрозы.

Прежде всего он отмечает тот факт, что экологический риск не равномерно распределен между различными социальными слоями. В наибольшей степени воздействию вредных веществ подвергаются те, кто занят в соответствующих отраслях промышленности или проживает вблизи крупных промышленных центров. В тоже время более высокий уровень дохода и образования создает дополнительные возможности избегать экологического риска. Но, как отмечает Бек, экологические проблемы являются сегодня столь острыми, что в принципе невозможно полностью оградить себя от воздействия неблагоприятной природной среды и различия между социальными слоями становятся все более относительными, если говорить о степени их подверженности экологическому риску.

Кроме того, как отмечает Бек, существует международное неравенство в распределении риска. Экономически развитые страны Запада все в большей степени переводят наиболее опасные промышленные производства в бедные развивающиеся страны. Но, как полагает Бек, в условиях мировой экономической интеграции возникает так называемый эффект бумеранга, то есть страны Запада оказываются не в состоянии полностью оградить себя от последствий экологических катастроф в других регионах мира.

И в конечном итоге, как утверждает Бек,
общество риска не признает национальных границ, оно становится действительно всемирным, глобальным. Решение экологических проблем возможно лишь в результате международных переговоров и соглашений. Но с точки зрения Бека, в мире еще не сложились политические условия, которые способствовали бы преодолению экологической угрозы. И основные надежды Бек связывает с формированием новой политической культуры, ростом активности и политического влияния новых социальных движений.

Еще одна сторона процесса глобализации связана с принципиально новой ролью в социальных изменениях современных информационных технологий. И данную проблему рассматривал испанский социолог Мануэль Кастельс, который сформулировал в конце 90-х годов свою концепцию «сетевого
общества». В своих работах он рассматривал процессы изменений, происходящих одновременно в экономике, политике и культуре современного общества. Как отмечал Кастельс, новые информационные технологии являются необходимым инструментом таких изменений, но не должны считаться их единственной причиной. Кастельс выделяет три различных процесса, повлиявших на формирование сетевого общества.

Во-первых, это информационно-технологическая революция, во-вторых, формирование новых социальных движений конца 60–70 годов, в третьих, кризис, с которым столкнулись две существовавшие тогда социальные экономические системы капитализма и социализма. Социалистическая система оказалась не способной адаптироваться к требованиям информационной эпохи и распалась. Тогда как система капитализма продолжила свое развитие, но теперь это новая разновидность информационного и глобального капитализма.

Важнейшими источниками производительности и конкурентоспособности в рамках этой экономической системы становятся знания и информация. Эта система не имеет единого центра, но состоит из нескольких основных узлов, постоянно взаимодействующих между собой.

Рассматривая социальную структуру «сетевого
общества», Кастельс отмечает усиление неравенства и поляризации социальных групп в глобальных масштабах, и по его мнению это во многом обусловлено разделением рабочей силы на высококвалифицированных специалистов в сфере новых технологий и основную массу работников, не связанных с новыми технологиями.

Наконец, говоря о
политических последствиях формирования сетевого общества, Катсельс отмечает относительное ослабление власти национальных государств и возрастание политической роли различных международных организаций, а также интернациональных по своему составу социальных движений.

В современной социологии исследуются различные аспекты процесса глобализации.




1. Отражение стереотипов в литературной сказке
2. . ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ.
3. турецкой войны деятельность уездных комитетов Красного Креста была прекращена а развернутые лечебные учре
4. Преступления против половой неприкосновенности
5. Небо і земля... Всі- Христос родився
6. . ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕРМОДИНАМИКИ 1.
7. Модуль 3 БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА 1
8. і. Б'гінгі та'да 'алымны' есімі тарих 'ойнауында
9. а. le jct est. Жребий брошен
10. Главная Вставка Разметка страницы Формулы
11. прежнему отказывается но забрезжило иное решение основной проблемы экономического развития настало врем
12. на тему- Пальчиковий театр
13. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата фармацевтичних наук
14. была в крошечном уютном городке ЭлмвудСпрингс маленькая очаровательная девочка которую все звали Малышка
15. Тема- Модели социального взаимодействия Шкурин Д
16. НА ТЕМУ- ldquo;Гражданское общество.
17. Сущность экологического туризма- его истоки состояние и перспективы Глава 2
18. мысль ББК 88 Б87 РЕДАКЦИИ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Рецензенты- др психол
19. Тема- Самый умный
20. Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет Филиал в г.html