Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
§ 59. Ислам в современном мире. Мусульманство в России
Современный ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным подсчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек. Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины,, в 35 мусульмане составляют большинство в населении. В 28 афроазиатских государствах ислам признан государственной или официальной религией.
268
В последнее время расширилось влияние ислама на все сферы жизни этих государств. Ряд европейских и американских ученых объясняют это следующими причинами:
1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозных систем и, в отличие от них, не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире.
2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособность ислама, по мнению специалистов, проявляется в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость связывается специалистами и с отсутствием централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и современному решению назревших проблем.
3. Тотальность ислама. Под этим ученые-исламоведы понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.
4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама проявляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой. По этой причине ислам широко распространяется сегодня в Африке и других местах.
5. Фанатизм и воинствующий характер ислама, его стремление «мировому господству. Именно этими свойствами мусульманской религии объясняют многие западные специалисты борьбу восточных народов притив колониализма за свое национальное освобождение.
6. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских богословов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исклю-
269
чительности мусульман как избранного народа и особым положением ислама сравнительно с другими религиями.
7. Полное соответствие вероучения ислама личности мусульманина. Считают, что мусульмане всех стран одинаковы. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую общность "умму". Поэтому мусульмане, независимо от страны, в которой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Это дает возможность выдвигать различные панислами-стские концепции, которые пропагандируют объединение всех мусульман мира в единое государство.
Исламские общины имеют значительное влияние в нашей стране в России, а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в России охватывают значительную территорию Северный Кавказ, Поволжье, Урал, часть центра. Численность населения, исповедующего ислам, насчитывает примерно 25 миллионов человек.
Как известно, с середины VII века начинается обращение в ислам народов Закавказья и Средней Азии. В XIII веке ислам становится господствующей религией Золотой Орды. В XV XVII веках ислам проникает к чеченцам, ингушам, адыгейцам, черкесам, абазинам, кабардинцам, затем к осетинам, балкар-цам и карачаевцам.
Восточные славяне столкнулись с исламом не позднее начала XI века. В рассказе о выборе князем Владимиром веры среди других упоминается и мусульманство. Ближайшей мусульманской державой для Руси была Волжская Булгария. Очень важной в плане становления русского отношения к исламу является время подчинения Руси Золотой Орде ("золотоордынское иго"). Именно в это время формируется стереотип Руси: негативное отношение к бусурманам последователям ислама.
С завоевания Казани в состав Русского государства вошли подданные, враждебно настроенные к завоевателям. Это определило политику государственной власти по отношению к представителям другой веры. Петр 1 проводил насильственную христианизацию населения Поволжья. Но эта политика не дала заметных результатов. В годы Советской власти отношение к верующим -мусульманам не отличалось по своей сути от отношения к другим вероисповеданиям.
270
Сегодня большая часть последователей ислама в России проживает на Северном Кавказе, Урале, Поволжье. В Москве основу мусульманской общины составляют татары. Первые сведения о них в столице содержатся в документах XVI века, где говорится о Татарской слободе, располагавшейся в Замоскворечье. Мусульмане России принадлежат к двум главным направлениям ислама. Подавляющая часть представители суннизма. Среди мусульман есть последователи различных религиозных школ мазбахов.
Руководящими органами верующих мусульман являются духовные управления. Сейчас в России 16 самостоятельных мусульманских духовных управлений. Они занимаются подготовкой кадров, их распределением, готовят мусульман для совершения паломничества в Мекку. В России сегодня насчитывается более трех тысяч мусульманских общин.
Духовные управления осуществляют издательскую деятельность: выпускают Коран, книги, журналы, календари, альбомы и буклеты.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Каковы причины так называемого "мусульманского возрождения"? Существует ли это явление на самом деле?
2. Каково положение мусульман в России? В чем особенность деятельности мусульманских общин в нашей стране?
3. Глава мусульман европейской части России и Сибири шейх-уль-ислам муфтий Талгат Таджуддин говорит: "Любая религия основана прежде всего на уважении людей друг к другу. Могут сказать: светская мораль призывает к тому же. Но светская мораль построена на материальной основе, критериев ее не так-то много, и не все могут их усвоить. Мораль людям дал Всевышний. А выбор - как жить - по-человечески или по-звериному, ходить на голове или на ногах, это - наше дело. Аллах не будет этому препятствовать. Нам дана жизнь как житница вечного бытия. Пророк говорил: будьте готовы к вечной жизни, здесь докажите, что вы - люди, достойные человеческой участи и в этом мире, и в том. В Коране сказано: "Поистине Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними". Ислам требует от нас не сидеть сложа руки, а действовать".
271
Как вы оцениваете эти слова одного из руководителей мусульман в нашей стране? С чем бы вы хотели поспорить, чему возразить?
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
1. Васильев Л.С. История религий Востока. - М„ Политиздат, 1983.
2. Ислам. Словарь. - М.: Политиздат, 1988.
3. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991.
4. Грюнбаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1251 гг.).
- М.: Наука, 1988.
5. КОРАН. Перевод И.Ю.Крачковского. - М.: Наука, 1990.
6. Климович Л. Книга о Коране, его происхождении и мифологии.
- М.: Политиздат, 1986.
7. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. - М.: Политиздат, 1990.
8. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. - М.: Наука, 1991.
^т