Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Сырицына Т.Н.
МОУ « Южно-Подольская СОШ»
Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания
Один из своих рассказов замечательный русский писатель А.Лиханов начинает так: «У всякого человека есть в жизни история, которая как зарубка на дереве: потемнеет от времени, сравняется, смолой ее затянет, но приглядишься посильней вот она, тут, осталась». Особенно глубоки зарубки, полученные в детстве. Хорошо, если добро этому причина. А если нет? Обидное слово, ранящий взгляд, грубость и непонимание, ранив душу, обязательно откликнутся потом. Все в нас: и хорошее, и плохое из детства. Поэтому у каждого человека должно быть счастливое детство, время любви и защищенности. И особая роль принадлежит в этом учителю, которому семья доверила самое ценное и хрупкое душу ребенка.
Главная задача педагога сделать все, чтобы ребенок, не растеряв своей неповторимости, уникальности, нашел место в этом непростом, быстро меняющемся мире, стал настоящим Человеком. Огромные возможности для решения этой задачи дает русская классическая литература, которая, освещая вопросы бытия, проблемы жизни, учит пониманию и состраданию, любви и честности. Она связана с общественной и внутренней сущностью человека. Не случайно ее специфичность определена многими писателями, критиками как «человековедение».
Прекрасна, но и очень сложна работа словесника в школе, ибо по большому счету именно словесники несут львиную долю ответственности за нравственное воспитание детей. Это всегда было трудно, а сегодня во сто крат труднее: экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, наступление агрессии и злобы, поставивших под сомнение саму ценность человеческой жизни, все это, к сожалению, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения страны. А между тем жить надо. И растить детей надо. Необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки “социальному ненастью”, к миру настоящих нравственных ценностей. И, пожалуй, школьный урок литературы сегодня дает такую возможность.
Образование длительный этап жизни человека, в эти годы он не только обучается, но и формируется как личность вне школы - дома, с друзьями, в контактах с родной природой и малой родиной, осмысляя человеческую жизнь вообще. Самый верный компас личности в трудную пору ее становления это извечные заповеди добра и совести, которые так щедро вобрала в себя русская литература.
Современный урок должен позволить детям в коллективе сверстников (что немаловажно!) размышлять о жизни, о добре и зле, о достоинстве и чести. Именно в коллективе, а не в виртуальном мире наедине с электронным учебником. Очень важно создать на уроке атмосферу доверия и мысли, которые будут плодотворны и результативны в нелегком выборе нравственных ориентиров. Но не следует урок сводить только к дискуссионным формам, превращая его в трибуну общественного мнения. Урок необходимо методически продумать так, чтобы сохранялось единство интеллектуального и нравственного содержания. Этот критерий должен стать постоянным во всем: в подборе художественного материала, направлении его анализа, соотношении эстетического и идейно-нравственного начала.
В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полнее и ярче воспринимает и проживает жизнь, ощущая удовлетворение в конце жизненного пути. Чем больше будет нравственных людей, тем благополучнее, счастливее станет общество. Воспитание нравственных убеждений требует не просто запоминания правила, но и их осмысления в процессе общественно и личностно значимой творческой деятельности. В философии доказано, что личностью человек становится только тогда, когда начинает самостоятельно выполнять творческую деятельность, которая характеризуется интересом и интеллектуальными умениями. На примерах из литературных произведений учащихся нужно убедить, что не вся деятельность является нравственной, а только та, которая полезна для самого человека и общества.
Русская литература даёт великолепные возможности для воспитания таких нравственных понятий, как совесть и долг. О них невозможно не сказать при анализе романов "Преступление и наказание" и "Война и мир". Они дают неограниченные возможности для ума и души, для размышлений на тему "как жить?" Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» дает много нравственных уроков. И один из них - умение понять другого человека, простить его. А это подчас требует преодоления собственного «я». Простить - значит забыть о душевной ране, боли, нанесенной этим человеком. И возникают вопросы, обращенные не к героям Л.Толстого, а к самим себе: умеем ли мы прощать? Какова цена нравственной чистоты человека?
Наши учащиеся ещё недостаточно взрослые люди и имеют небольшой жизненный опыт, обладают скромными навыками анализа личности героя. Поэтому работа по оценке нравственного облика литературных героев строится на конкретном сопоставлении возможного и реального. Богатый материал для нравственного воспитания человека даёт современная литература. Произведения В. Распутина, В. Астафьева, А.Солженицына, Ч. Айтматова - это просто золотой фонд для нравственного воспитания учащихся. На материале их произведений можно обсуждать вопросы о смысле человеческой жизни, духовности, милосердии, добре и зле, праведничестве, о большой и малой родине, о душе и памяти и т.п.
К сожалению, встречается ещё такое преподавание литературы, при котором система чтения, живое размышление над прочитанным, оценочные суждения и нравственные выводы учащихся подменяются усвоением готовых формулировок, заимствованных из учебников и специальных текстов. Вот почему так важно организовать чтение произведения, чтобы анализ был не только обучающим, но и этически впечатляющим, формирующим высокие духовные запросы и художественный вкус, пробуждающим потребность видеть нравственные смыслы в общении с литературой.
Очевидно, решение этой проблемы станет возможно при расширении и обогащении этического опыта детей средствами литературы путём «узнавания себя» в нравственных исканиях героев и самих писателей. Тогда перед учениками откроется возможность быть «со-творцами» художественного произведения, что явится ориентиром в формировании собственных критериев нравственности.
Урок обретает смысл, если объектом изучения является сама жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, окружающей ребят, нужно учить их разбираться в людях, делать нравственные открытия: Случайно ли Андрей Петрович Гринев нарек своего сына Петром? Достойны ли вы своих дедов и отцов? Что помогло спастись Васютке, заблудившемуся в осенней тайге? Почему так страдают ваши родители, когда вы доставляете им неприятности? Разрешить проблему, содержащуюся в вопросе, можно только путем "текстовых раскопок", анализа художественного произведения. Размышляя над проблемой, ученик может всесторонне раскрыться, в том числе и для себя самого. А это и есть нравственное прозрение!
Каждый из нас всю свою жизнь делает выбор в пользу хорошего или плохого: уйти или остаться, обидеть или помочь, разрушить или построить, уничтожить или спасти. Важно "на перепутье - не перепутать, среди дорог - не заблудиться". На мой взгляд, тема свободы выбора - одна из самых актуальных для формирования души человека, и поэтому на каждом из уроков мы обсуждаем ситуации, в которых героям произведений приходится делать выбор: Поступок Андрия - это измена родине или его личный выбор? Почему Герасим ушел от барыни? Мог ли он поступить по-другому? Почему? Почему? Почему? Размышляя над страницами прочитанных произведений, учащиеся осознают, какую важную роль в жизни человека играет правильный нравственный выбор.
Обязательная характеристика уроков литературы - их эмоциональная окрашенность, ибо через эмоции ученик идет к постижению духовно-нравственных истин, приобщается к наивысшим ценностям общечеловеческой культуры. Убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать - верный признак доброго сердца, а эмоциональность, чувствительность - залог милосердия и добрых дел.
Милосердие и сострадание - одна из важнейших тем русской литературы. Необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Говорю ребятам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию. Надо только вовремя успеть помочь нуждающимся, и ты станешь лучше, чище, сердечнее.
Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле. Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Данко и Ларры из рассказа «Старуха Изергиль» М.Горького.
Важнейшим элементом урока считаю развитие творческих возможностей ребят, но всякое творчество зиждется прежде всего на знаниях (прочных и глубоких). В процесс урока, по моему глубокому убеждению, должен быть включен каждый ученик (каким образом и на какой стадии учебной деятельности это зависит от индивидуальных способностей и уровня сформированности определенных знаний, умений, навыков). Пусть один, выделяющийся глубиной знаний, окажется “опорой” всего урока, другой включится в практическую работу, третий “по алгоритму” придет к выводу, четвертый лишь озвучит какие-то тезисы, прочитав статью учебника. Главное, чтобы тема не “прошла мимо” ученика. Важно определить не только цели и ожидаемый результат данного урока, но и спрогнозировать дальнейший путь познания.
Урок литературы не должен быть застывшей моделью, намертво “привязанной” к плану и конспекту. Выбор тех или иных подходов к обучению определяется уровнем класса. Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве. Можно использовать различные жанры форм обучения: урок исследование («История создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»), «Образ Петербурга в литературе ХХ века»); урок- игра (Мифологический КВН, «Славна богатырями земля русская!» - состязания по былинам); уроки- семинары («Трагедия народа как тема литературы ХХ века», «Человек вот правда» по творчеству М.Горького), урок-конференция.
Особенной динамичностью отличаются уроки диспуты. Диспут в наибольшей мере раскрывает сущность идейной позиции; самой необходимостью четко формулировать точку зрения, исходные критерии оценок, собственные нравственно - эстетические ценности, он заставляет участников активно разбираться в основах своего мировоззрения, отстаивать их в открытом столкновении мнений, искать аргументы, быть убедительным эмоционально и логически. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции.
"Уроками нравственного прозрения" назвал уроки литературы А. Твардовский. Ведь в программе нет уроков нравственности, уроков, где можно познакомиться с миром нравственных категорий, с миром понятий, раскрывающих богатство душевной жизни и психических состояний. Постижение нравственных категорий через постижение художественных образов - вот идеал в преподавании уроков литературы.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Уважая в ученике личность, мы учим его ценить свою уникальность и неповторимость других. Это долгий и сложный процесс. В одной притче спросили лозу, может ли она дорасти до солнца. «Дайте мне опору и я дорасту до солнца»,- ответила лоза. Такой опорой и должен стать учитель. Помочь маленькому человечку превратиться в Человека, набраться сил и раскрыться вот истинное предназначение учителя.