тоталитаризм употреблялся в качестве описания политической организации фашистских государств в 30е годы XX
Работа добавлена на сайт samzan.net:
Появление в XX в. тоталитарных режимов фашистской Германии, сталинского СССР, повлекших за собой массовое уничтожение десятков миллионов людей, стало беспрецедентным феноменом в истории всего человечества. Становление концепции тоталитаризма прошло несколько стадий.
На первой стадии термин «тоталитаризм» употреблялся в качестве описания политической организации фашистских государств в 30-е годы XX столетия, противопоставлявший фашизм традиционной западной демократии.
Сам термин «тоталитаризм» впервые ввел в политический лексикон в 1925 г. Муссолини для характеристики своего движения и режима. При этом он опирался на труды одного из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле, занимавшего в правительстве Муссолини пост министра просвещения. Джентиле был апологетом тоталитарного государства как воплощения нравственного духа; он призывал к «тотальному» подчинению личности государству и растворению индивида в политической истории.
Контуры тоталитарного мира, где тоталитаризм всевластен, а человек без остатка подчинен безумной и лицемерной идеологии, были показаны европейскими писателями Ф. Боркенау, А. Мальро, Д. Оруэллом и другими в романах-антиутопиях.
Вторая стадия развития концепции тоталитаризма приходится на период со второй мировой войны до середины 50-х годов. В эти годы свои концепции предложили немецкие ученые: экономист Фридрих Хайек, политолог Ханна Арендт, юрист Эрик Вогелин.
В 1944 г. выходит работа Ф. Хайека «Дорога к рабству», в которой он исследовал истоки тоталитаризма и дал трактовку этому феномену. Согласно Хайеку зародыш тоталитаризма коренится в любой форме коллективизма, в любой попытке подчинить индивида, заставить его «служить единой системе целей», навязать соответствующие убеждения, которые «должны стать внутренними убеждениями, общей верой, благодаря которой каждый индивид сам действует в «запланированном» направлении».
С выходом в свет в 1951 г. книги Х. Арендт «Происхождение тоталитаризма» оформляются три базовые теории этого периода: признание тоталитаризма исторически новой формой господства, отличающейся от всех старых форм автократии; признание общности между национал-социализмом и большевизмом; признание типичным явлением для тоталитарных систем XX века оперирование якобы прогрессивными идеологиями с утопическими целями и попытками мобилизовать массы, систематически нарушая при этом не только гражданские права, но и права человека.
Э. Вогелин в работе «Новая наука политики» (1953 г.) тоталитаризм понимал как кульминацию христианской ереси, вариациями которой являются либерализм, марксизм, нацизм и все реально существующие современные политические доктрины. Эту «ересь» он называет «гностицизмом». Она заключается в попытке установить секуляризованные версии царства Божьего на Земле.
Третья стадия берет свое начало с середины 50-х годов. В эти годы политологи К. Фридрих и З. Бжезинский создали «общую модель» тоталитаризма как новой формы государственного правления.
Еще в 1954 г. К. Фридрих в своем докладе «Уникальный характер тоталитарного общества» сформулировал некоторые черты тоталитарного режима, в последующем получившие название «Тоталитарный синдром»:
1) официальная идеология, которой все должны придерживаться и которая звала к некоему конечному идеалу общественного устройства для всего человечества;
2) единственная партия, непоколебимо преданная этой идеологии, возглавляемая, как правило, одним вождем и организованная строго иерархически;
3) наличие двух видов монопольного контроля: контроля над вооруженными силами и контроля над средствами массовой коммуникации;
4) система репрессивного полицейского режима и использование физического и психологического воздействия.
В 1956 г. в книге «Тоталитарная диктатура и партократия» К. Фридрих и З. Бжезинский раскрывают еще один признак тоталитаризма контроль над всеми организациями, включая и экономические, тем самым предполагая централизованную плановую экономику. Эти признаки стали классическими в западной политологии. Вслед за Х. Арендт они ограничивали тоталитаризм рамками XX века, утверждая, что тоталитарные диктатуры возникают «только в условиях массовой демократии и современных технологий».