Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
§ 10. Буддийский канон: его этика, догматика и культ
Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает Па.пийский канон* "Типитака" или "Трипитака" ("Три корзины").
Сам Будда, а затем и его ученики и последователи, пользовались тщательно разработанными в священных текстах брахманизма религиозными понятиями и языком, понятным народу санскритом. Из брахманийской религии были позаимствованы идеи воздаяния (кармы), перерождения (сансары), долга, праведного пути (дхармы). Но главное внимание было уделено индивидуальному спасению каждого человека, его личному, праведному пути.
Буддизм предусмотрел, что наклонности людей бывают различны и что путей достижения конечной цели данной религии может быть несколько. Буддизм насчитывает четыре таких пути: 1) познание', 2) практические деяния, аскетизм и т.п.; 3) мистическое созерцание', 4) вера в спасительную силу Будды.
* Канон свод положений, правил религиозного учения, которые стали законом и не могут изменяться.
Давая характеристику буддизма, один из его знатоков, индийский ученый С.Радхакришнан отмечает такую особенность учения: "Однако все формы буддизма согласны в том. что Будда был основателем религии, что он стремился к высшей мудрости и, сидя под деревом бодхи, достиг ее, что он указал путь из мира страданий в загробную жизнь, в бессмертие, и что те, кто следует путем освобождения, могут также достичь высшей мудрости. В этом корень вопроса, сущность лежащая в основе множества различий в точках зрения и высказываниях, которые характерны для буддизма".
Основу раннебуддийского мировоззрения составляют, так называемые "четыре возвышенные истины", в открытии которых и состояло "просветление" Будды Гаутамы, и которые он возвестил уже в первой своей проповеди у города Бенарес. Это четыре истины: учение о страдании, о прекращении страдания, о причинах страдания и о пути к прекращению страдания.
Вся жизнь, согласно учению Будды, это страдание. "Рождение есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание..." Причины страдания - привязанность к жизни, жажда бытия. Эта жажда ведет "от возрождения к возрождению". Прекращение страдания заключается в "устранении этой жажды через полное уничтожение желания". Человек должен подавить всякое стремление к существованию, всякое желание, страсть, всякую привязанность к чему бы то ни было.
Как же можно достигнуть этого уничтожения желаний? Этому учит последняя из "четырех возвышенных истин". Oim говорите "восьмеричном пути", ведущем к прекращению страданий: это "праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание". Следуя этим "восьмеричным путем", человек достигает в кош.е концов совершенства: он становится архатом святым и погружается в нирвану. Нирвина последнее идеальное с<. с-тояние, к которому, по буддийскому учению, должен сгрсмип ся мудрец.
Но что же такое нирвана? Это понятие занимает центр ijil-ное место в философии буддизма, но мы не найдем точного
44
его определения. Прежде всего, нирвана означает прекращение той цепи перерождений, которая согласно традиционным индийским представлениям, усвоенным и буддистами, составляет удел всего живущего.
Эта вечная цепь перерождении называется у буддистов "сан-сара ". Она неотвратимо влечет всякое живое существо из одного перерождения к другому, через сплошной ряд страданий. Смерть не освобождает человека от страданий бытия, ибо за ней следует новое рождение. Вырваться из круга сансары может только тот, кто через долгий ряд перерождений достигает состояния архата святого отшельника, познавшего истину. Перерождаясь, живое существо может принимать не только человеческую, но и любую другую форму: оно может возродится животным, растением, злым духом, божеством.
Единственным средством достижения состояния нирваны ранний буддизм считал сознательные усилия человека, следование "восьмеричному пути". Никто и ничто не может спасти человека, избавить его от мучительной сансары и привести к нирване, если он этого не добьется сам. Поэтому центр тяжести в первоначальном буддизме лежит в нравственной области, в нормах поведения человека. Через размышление и созерцание человек может постичь истину, найти путь спасения и, соблюдая заповеди святого учения, достигнуть совершенства.
Вначале эти заповеди представляли перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь Будды. Элементарные заповеди сводились к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина.
Говоря о культовой стороне буддизма, необходимо подчеркнуть тот факт, что он претерпел за свою многовековую историю значительные изменения. Основными объектами культового почитания являются изображения и реликвии. В буддизме они квалифицируются по следующим признакам: мощи святых и прежде всего самого Будды; вещи, как считается, принадлежавшие им. Кроме того, большое распространение получило почитание тех населенных пунктов, отдельных сооружений, рощ, деревьев, которые связаны с биографией Будды или его сподвижников.
45
Культ мощей достиг в буддизме громадного размаха. По преданию, останки Будды после его сожжения явились объектом ожесточенных споров между претендентами на их обладание. Все мощи были помещены в многочисленные ступы (ступа это вид архитектурного сооружения конической формы), которые и сейчас сохранились в странах распространения буддизма. Почитаемые места становились объектами паломничества. Среди них выделились четыре: где родился Будда (Канилавасту), где он прозрел (Гайя). место его первой проповеди (Бенарес) и место нирваны (Кунинагара).
Сам Будда признавал существование различных богов. Однажды один из учеников спросил его: "Существуют ли боги?" Будда ответил: "Боги существую г, это факт, который я признаю, во всем мире в этом все единодушны". Поэтому в пантеоне древнего буддизма мы можем найти богов прежних религий Индии. Но высшим богом в буддизме считается сам Будда. И он не просто Бог, а величайший из Богов, Царь Богов. С его рождением остальные Боги остались в тени.
Множественность богов в буддизме объясняется не только тем, что наряду с Буддой сохранились в этой религии огромное число добуддийских богов и демонов, а и тем, что в ходе дальнейшего развития к ним присоединились боги тех народов, среди которых буддизм находил распространение. Существенное значение в данной связи имеет множественность самого Будды.
Буддийская монашеская община ведет свою историю от первых учеников Будды. Только порвав со своими привычными земными интересами и связями, став нищим, бродячим монахом, можно было получить возможность достигнуть нирваны. Согласно канонической литературе, Будда установил в монашеской организации порядок, образцом которого служила сельская община, которая называлась "са^гл-я". Также стали называться и продолжают называться сейчас в буддийских странах монашеская община и буддийское духовенство в целом.
Монашеская жизнь строго регламентировалась массой правил и обетов. Теоретически единственной собственностью монаха могла быть его чаша для сбора подаяний. Но вместе с тем, по мере роста числа приверженцев новой религии, среди них появилось все большее количество таких, для которых уход
46
из мира оказывался невозможным или нежелательным. С другой стороны, определенная часть верующих должна была оставаться в миру, заниматься хозяйственной деятельностью, чтобы содержать все возрастающее число духовенства.
Первоначальное, очень короткое знакомство с буддизмом помогают нам слечать вывод о том, что эта религия дала универсальную "теорию спасения" для всех людей, вне зависимости от их социальной или сословной принадлежности, имущественного положения, расы, языка, ступени развития. Во многом именно это помогло ему укрепиться и получить дальнейшее развитие в Индии, а в последующем за ее пределами, стать мировой религией.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Каковы главные особенности вероучения буддизма? Назовите и охарактеризуйте их.
2. Какие факторы вероучения буддизма способствовали его широкому распространению в Индии?
3. Почему распространение буддизма не привело к исчезновению в Индии других религий и кастового деления общества?
4. В одном из рассказов о Будде ставится очень существенный вопрос о значении труда в жизни буддийских монашеских общин. Монахи жили на подаяние. Обвинение в том, что они живут чужим трудом, видимо, было частым явлением. Прочитайте следующий рассказ и подумайте о том, как сам Будда решает эту проблему? "Как то блуждая по земле мегадхов. Блаженный остановился в одной из брахманских деревень. Была пора сева. Уже запрягли быков в плуги. Дымился котел. Работникам раздавали пищу. Блаженный подошел к месту раздачи и подставил свою кружку. Видя это, брахман сказал:
- Прежде чем есть, я пашу и сею. И ты, странник, сначала вспаши свое поле и посей свои зерна, а потом насыщайся.
- Я так и делаю, ответил Будда.
- Но я что-то не вижу у тебя упряжки, плуга, быков, кнута, всего того, без чего не может быть вспашки и посева. Будда ответил гатхой:
Вера - зерно мое, воздержание - дождь, Мудрость ярмом и плугом мне служит,
47
Стыд служит дышлом, упряжью мысль, Память мой кнут и лемех. Мужество тягловые быки, Прямую тянут они борозду Туда, где ожидает нас отдых, Туда, где не знают, печалей. Вот так пашется эта пашня, Рождающая нирвану. Вспашешь, как это делаю я, Навек избавишься от страданий.
Слыша эти мудрые слова, брахман наложил большую бронзовую чашу дополна дымящейся, сваренной на молоке рисовой каши и обратился к Будде:
- Отведай каши, почтенный Гаутама. Воистину ты -пахарь. Будда ответил гатхой: Не беру я платы за пение гатх. Для видящих истину плата нарушение закона, Отвергают Будды вознаграждения обычай. Жив покуда закон, будет этот обычай жить.
- Кому же мне дать эту молочную кашу? - спросил брахман.
- В целом мире, - ответил Будда, я не знаю никого, кто мог бы ее переварить. Поэтому вылей эту сваренную на молоке рисовую кашу туда, где не растет трава, или вылей ее в воду, где не водится живых существ. Брахман вылил кашу в воду, где не было живых существ, и она зашипела, засвистела, задымилась и ис пустила клубы пара. Пораженный этим, объятый дрожью восторга, брахман приблизился к Блаженному и припал к его ногам.
- Поразительно! - воскликнул он. • Какими разнообразными способами ты разъяснил мне свое вероучение. И вот я иду к тебе как к прибежищу и принимаю посвящение от самого Гаутамы".
5. Известный российский актер, поэт и исполнитель своих песен Владимир Семенович Высоцкий в свое время написал песню "О переселении душ". Какие особенности вероучения буддизма отмечает Высоцкий в своей шуточной песне?
Кто верит в Магомета, кто ~ в Аллаха, кто в Исуса, Кто ни во что не верит даже в черта, назло всем... Хорошую религию придумали индусы -Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.
48
Стремилась ввысь душа твоя -Родишься вновь с мечтою, Но если жил ты как свинья -Останешься свиньею.
Пусть косо смотрят на тебя привыкни к укоризне. Досадно что ж, родишься вновь, на колкости горазд. А если видел смерть врага еще при этой жизни -В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.
Живи себе нормальненько, Есть повод веселиться: Ведь, может быть, в начальника Душа твоя вселится.
Пускай живешь ты дворником, родишься вновь прорабом, А после из прораба до министра дорастешь, -Но если туп как дерево родишься баобабом И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.
Досадно попугаем жить, Гадюкой с длинным веком... Не лучше ли при жизни быть Приличным человеком?! и т.д.